Метафорические ассоциативные карты в работе с подростками

Автор: Дульцева Елена Валерьевна

Подростковый возраст – очень сложный и считается кризисным. Это возраст самопознания. Подростка переполняют чувства и эмоции, с которыми он не всегда может справиться самостоятельно, это часто его пугает. Родители не всегда могут помочь своему ребёнку и также находятся в состоянии тревоги и страха. И, тогда, на помощь может прийти специалист – психолог.

Мне нравится работать с подростками и нравится работать с метафорическими ассоциативными картами (МАК). МАК, как инструментарий, я применяю в своей работе давно. Я модифицирую и придумываю свои техники, ориентируясь на запрос клиента.

Подростки с удовольствием рассматривают карты и удивляются, как точно эти «волшебные» картинки «рассказывают» о них. Конечно же, МАК подходят не всем людям. В таких случаях у нас как специалистов есть и другие инструментарии, методики, технологии. Всё – индивидуально.

Наиболее частые запросы от родителей и подростков: проблемы с мотивацией, коммуникацией, профориентацией.

В данной статье хочу поделиться своим практическим опытом работы с подростками с применением МАК с разными тематиками, в индивидуальной и групповой работе.

Работая в сфере образования уже 14 лет, основную проблему, которую можно выделить — это мотивация. Ко мне часто приходят родители со словами: «Мой ребёнок ничего не хочет делать! Это просто лень!».

Так в чём дело, в мотивации или это лень?

В предисловии, давайте немного порассуждаем, что же такое лень на самом деле?

В толковом словаре Ожегова дано такое определение: Лень — отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Однако существует и другое определение (взято из википедии): Лень (от лат. lenus — медлительный, вялый) — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.

В условиях интенсивной работы «лень» может быть естественной потребностью в отдыхе.

Тогда, может быть лень – это ресурс, необходимый человеку, чтобы восстановить свои силы?

Однажды, я услышала на одном из вебинаров, что синоним лени – жадность. Человек жалеет свою энергию тратить на других. Значит, он накапливает эту энергию для чего-то другого. И должен ли человек – взрослый или ребёнок, постоянно тратить свою энергию на кого-то другого?

Конечно, мы хотим, чтобы наши дети нам помогали…и помогали, именно тогда, когда мы их об этом просим. Но, всегда ли это правильно? Может нужно, просто подождать 5 или 30 минут и всё сделается, но чуть позже? Насколько СРОЧНО, нам, на самом деле, нужно, чтобы ребёнок вынес мусор, заправил постель, помыл посуду и т.д.?

Теперь, практика. Ко мне на занятия приходил мальчик, 5 класс. Он сам попросил меня поработать с «ленью». Говорил, что он очень ленивый. Специально для него я придумала эту технику, которую назвала «Моя лень». Ничего особенного в ней нет, кто работает с МАК, знает, что всё стандартно.

Техника «Моя лень».

Использовала колоды «Персонита» и «Эмоции судьбы».

1). В открытую достать карту из «Персониты»: «Как я выгляжу, когда ленюсь?». Описать её.

2). Составить список «+» и «-» лени.

3). В закрытую из колоды «Эмоции судьбы» достаём карты на вопросы:

— Для чего, на самом деле мне нужна лень?

— Что я могу сделать, чтобы меньше лениться?

— Мои конкретные действия.

4). Вскрываем, обсуждаем.

А теперь конкретный пример. Комментарии мальчика, 5 класс, во время работы с МАК.

1). Какой я, когда ленюсь?

«Нейтральный – эмоций нет. Думаю о том, что лишь бы не заставляли что-то делать. Испытываю волнение. Если заставят что-то делать, а я не сделаю, то появится обида на себя, что я ленюсь. И ещё обида, если я чем-то занимался, а меня заставили делать что-то другое».

Пункт 2 со списком пропустим, он составлял его для себя и забрал с собой.

3). Достаём в закрытую и открываем по очереди карты.

— Для чего на самом деле мне нужна лень?

«Лес, горы, озеро, природа…хочется туда, и полежать на травке. Если, навалят обязательств, а ты их не выполняешь, то это лень. Мне не достаточно отдыха, поэтому я ленюсь».

— Что я могу сделать, чтобы меньше лениться?

«Работать? Самого себя нагружать. Может случиться что-то плохое. Но иногда я могу «отговориться».

— Мои конкретные действия.

«Полить дерево? Может стоить начать с более лёгкого и переходить к более сложному постепенно».

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующая техника универсальная и подходит для обсуждения решения проблем с подростком. Это моя модификация с применением дополнительного инструментария «Как я решаю свои проблемы» издательства «Генезис».

Техника «Как я решаю свои проблемы».

Использовала колоду «Эмоции судьбы».

1. Выбери из карточек наиболее подходящие варианты «Как я решаю свои проблемы». Наверху тот способ, который ты используешь чаще всего. Внизу- наиболее редкий. Если есть варианты, которых здесь нет, то ты можешь их написать на пустых карточках.

2. Расскажи о них и оцени по 10-бальной шкале, насколько они эффективны.

3. На наиболее не эффективные способы выбираем карты ВЗ (в закрытую): «На какой способ, более эффективный можно заменить?»

4. Обсуждаем.

Даём направления, если подросток сам не может определить, задавая дополнительные вопросы:

— Что ты видишь на этой карте?

— Как это может быть связано с твоей ситуацией?

— Что можно изменить и сделать по-другому?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующую технику я использовала в групповой работе. Я вела занятия в клубе для девочек 11-13 лет «Икигай» (так я его назвала). И у нас было очередное тренинговое занятие. «Как мы общаемся?» — это тема тренинга с подростками.

Я назвала эту технику «Слушатели».

В основе лежит притча «Три типа слушателя», именно она навеяла мне мысль о продолжении с моими любимыми метафорическими картами.

Итак, сам процесс.

Сначала, мы читаем притчу «Три типа слушателя».

Притча «Три типа слушателей».

Однажды к Будде пришёл культурный и воспитанный человек. Он задал Будде вопрос. Будда сказал, что не может прямо сейчас ему ответить. Человек удивился: «Вы заняты?» Будда ответил, что у него достаточно времени, но в данный момент ответ его не будет воспринят, т.к. есть три типа слушателей. Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать, но в него ничего не войдёт, он не доступен. Второй тип слушателя подобен горшку с дыркой в дне, он находится в правильном положении, но в дне дырка и наполняется он только на мгновение. Есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и он не стоит вверх дном, но он полон отбросов, вода может входить в него, но она тут же отравляется.

Далее идёт обсуждение.

Техника «Слушатели».

Использовалась колода «Огонь, мерцающий в сосуде» («Генезис»).

Инструкция: Выберите сосуд или можете выбрать разные сосуды для общения с разными категориями людей. На выданном вам листе написаны: друзья (ровесники), родители, учителя. Расположите сосуд(ы) на листе, под каждой категорией и обведите контур. Вы можете расположить сосуд так, как вам хочется, можно и вверх дном, и боком… Всё зависит от того как вы слушаете людей каждой категории. А теперь, обозначьте уровень «слушания» для каждой категории. Насколько вы слышите людей? Если вы всегда внимательно слушаете данного человека (людей), то кувшин будет заполнен полностью. Закрасьте содержимое кувшина.

Посмотрите, что у вас получилось.

— Одинаков ли уровень наполненности в кувшинах?

— Как вы думаете, почему кувшины заполнены по-разному?

— Хотелось бы вам, что-то изменить? Сделать кувшины более заполненными или наоборот?

Дорисуйте, так, как вам хотелось бы.

— Что можно сделать для того, чтобы кувшины были наполнены так, как вам хочется?

Обсуждаем, рефлексируем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также МАК я использую в профконсультировании подростков. Приведу примеры двух техник.

Техника «Моё предназначение» (автор Екатерина Сморжаник)

Используется колода «Тотемные животные»

Цель: помочь клиенту определиться с его предназначением и миссией.

Алгоритм:

1) Объясняем клиенту, что существует 3 важные составляющие для определения своего предназначения: хочу, могу, надо людям.

Их сочетание образует 4 зоны.

1 зона – зона совпадения стремлений личности с потребностями общества

2 зона – зона совпадения возможностей личности с потребностями общества

3 зона – зона внутреннего комфорта

4 зона – зона вашего предназначения, вашей миссии.

2) Затем предлагает клиенту вслепую или в открытую выбрать 4 карты:

1 карта – что я хочу

2 карта – что я могу

3 карта – что надо людям

4 карта – моё предназначение, миссия.

3) Клиент характеризует каждую карту, рассказывая какими качествами, обладает выбранное животное. Какие из перечисленных качеств, откликаются самому клиенту, или какие из качеств ему следует развить.

4) Обсуждаем, полученный результат. Делаем выводы.

Пример из практики.

Подросток, 9 класс. Мама хотела, чтобы сын поступил на спасателя МЧС. Сын хотел пойти в кинологи, но при этом опыта работы с собаками у подростка не было. Домашних животных в доме тоже. Ему просто понравилась эта профессия.

Хочу отметить, я считаю, что дети должны сами выбрать себе профессию, а не поступать туда, куда хотят родители. Родители должны помочь ребёнку, рассказать об особенностях профессии, обсудить, обладает ли их ребёнок теми качествами и способностями, которые необходимы в данной профессии, перспективы и т.д.

Итак:

1 карта – Белка.

«Шустрая, бегает, не сидит на месте, активная, красивая. Я всё делаю быстро, очень активный».

2 карта – Ястреб.

«Охотится, летает, есть особая цель-предназначение».

3 карта – Скорпион.

«Опасен для кого-то, обороняется. Людям нужно спокойствие».

4 карта – Паук.

«Охраняет от мелких насекомых, людей оберегает и себя питает».

В данном примере описывается не вся работа. В результате обсуждений, подросток пришёл к выводу, что профессия спасатель МЧС – это его предназначение.

Техника «Выбор профессии».

Используется колода «ОН» (я использовала колоду «Эмоции судьбы»).

Цель: выбор профессии.

На листе бумаги нарисовать точку «Я» и от нее прочертить 3 направления, чем бы человек хотел заниматься. Подписать каждую выбранную профессию. Четвертое направление — это то, что еще неизвестно и о чем пока не думали.

После этого рассказать о своем выборе, в чем плюсы и минусы, куда больше лежит душа, где больше перспектив, а где меньше проблем и конкуренции и т. д.

Затем сосредоточиться на первом выборе и в закрытую достать пару: картинку-слово из колоды ОН. Положить в конце направления. Тоже самое повторили со вторым, третьим и четвертым выборами.

Ну, а затем вскрывать по очереди карты и обсуждать.

Получается здорово! Чувства, споры, сомнения и озарения! Самое главное, что все получают ответы на свои вопросы, понимают, в каком направлении двигаться.

Источник: Журнал практического психолога. Специальный выпуск №4 июль-август 2018. «Метафорические ассоциативные карты»