Техника "Ключи"
ТЕХНИКИ МАК – МЕТАФОРА "КЛЮЧИ"
Автор: Мария Хомякова
Инструмент: МАК “Ключи”.
Ключ – уникальная метафора выбора, решения, ценности.
С каким бы вопросом к нам, психологам, не обращался клиент, подчас наша задача лишь в том и состоит, чтобы помочь найти заветный ключик – свершить некое открытие, принять важное решение, определиться с выбором желанной двери, создать свой особенный ключ как величайшую ценность.
И перед вами колода выбора и ценности – метафорические ассоциативные карты «КЛЮЧИ», которые станут эффективным помощником в психологической помощи людям.
Колода состоит из 100 карт, из которых 50 карт – это изображения ключей, показанных в различных исполнениях и действиях; 50 карт – это карты-слова, отражающие наименования ключей и созданные помогать клиенту осознавать, какое чувство или действие станет опорой в решении запроса.
Набор «Ключи» может быть использован как самостоятельный инструмент, а также применяться в сочетании с другими колодами, использоваться в трансформационных играх, служить дополнением в арт-терапевтических практиках.
Образ ключа весьма многогранен и несет в себе особую символику.
Говоря о метафоре выбора, представляем, что обладатель ключа символически встречается с вопросом пути и действия: что выбрать? Как использовать ключ? – искать нужную дверь, открыть дверь заветную или же закрыть то, чему время стать закрытым…
И здесь можем наблюдать, что метафора выбора имеет два направления:
– открытие как рост сознания, проникновения в тайну, присвоение особого опыта, переход на новый этап, расширение границ и восприятия, инициация души, откровение и откровенность, снятие запретов, разрешение и позволение;
– закрытие или сокрытие как осознанный отказ, как избегание, удержание, дистанцирование от опыта или знаний, как сохранение чего-то значимого, как становление запретов, завершение важного жизненного этапа.
Ключ в работе с темой выбора как с пространством открытия и закрытия являет собой опорный символ разрешения, поддерживающий клиента в принятии верного для себя решения.
Работая с любым запросом в данной тематике, возможно предлагать клиенту выбрать из колоды тот ключик, который поможет открыть дверь или же дверь закрыть – сделать переход, совершить выбор и шаг в сторону желанного действия.
Говоря о метафоре ценности, мы обращаемся к ключику как к уникальному предмету. И эта уникальность способна отражать особенность и ценность каждого клиента – представляя себя ключиком, можем идти в темы предназначения, индивидуальности, отношений с родом.
• Что вложили мастера в этот ключик?
• Какова его ценность и дар?
• Для чего значимого он создан?
Также ключ, как метафора обладания ценным инструментом, позволяет почувствовать наличие ресурсной силы, способность действовать самостоятельно, быть уверенным в своих решениях. Быть хозяином ключа – быть хозяином своего ценного пути и выбора.
Символ ключа присутствует во многих мифологических и религиозных историях:
Богини Геката, Персефона, Кибела являлись хранительницами ключей от врат загробного царства.
В римской мифологии двуликий бог Янус обладал ключами власти, допускающими богов и героев на небеса, а также хранящими течение природных циклов – ключи открывали двери зимнего и летнего солнцестояния.
В христианстве существует мотив ключей от рая, символизирующих процессы рождения и воскрешения.
Ключ являет собой символ инициации, и здесь можно вспомнить множество сказок, где ключик представлялся особенным предметом, воплощающим переход из одной роли, состояния, качества жизни – в другое.
«Золотой ключик» Буратино, запретный ключ «Синей бороды», ключики Алисы, путешествующей по стране Чудес.
Ключ являлся и мощным атрибутом власти: ключи от всех дверей, ключ от города – здесь символ воплощает в себе статус хозяина и владыки.
Эти знания могут наполнить архетипической глубиной психологическую практику и быть вдохновителями создания различного формата групп.
Включать в свою практику данную колоду можно с добавлением арт-терапевтических элементов и элементов сказок:
– проигрывать сказочные сюжеты, символически проживая определенные жизненные ситуации и используя карту ключа соответственно сюжетной линии;
– рисовать двери своего желания, двери нового жизненного этапа (дверь в брак, дверь переезда в другой город, дверь карьерного роста и т.д.) и подбирать к этим дверям ключик;
– сочинять истории-легенды создания ключика как отражение личной уникальности героя (клиента), как отражение связи с родом, предками и теми дарами, открытиями, которые они передали;
– собирать символическую связку ключей, которые смогут отразить процессы взросления, ответственность и реализацию клиента;
– исследовать символ ключа и дополнять работу архетипическими и мифологическими историями.
Универсальные вопросы для работы с набором:
• Что это за ключ?
• Какова его история?
• Как он попал к вам в руки?
• Как он был создан?
• Кто создал его?
• С какой целью, для чего создан этот ключ?
• Какими особыми свойствами он обладает?
• Какой путь он проделал, прежде чем…?
• Кому этот ключ служил и чем?
• Что открывает этот ключ?
• Что закрывает?
• Что такого ценного есть в этом ключе?
• Чем он отличается от других?
• Какую самую неизвестную/потайную/скрытую/явную/особую дверь он способен открыть?
• Куда приведет этот ключ?
• Что может рассказать ключ о своем владельце?
• Как часто используется этот ключ? Для чего?
Техники применения набора:
Техника «Мой ключ»
Цель: диагностика внутренней готовности клиента к решению запроса.
Активизация ресурсов для действий.
Инструкция:
После обозначения запроса предлагаем клиенту выбрать в закрытом формате карту-изображение, карту-слово.
Вопросы:
– Что это за ключ? Кто его сделал и для чего?
– Каково его предназначение?
– Где он сейчас находится?
– Какую дверь он должен открыть?
– Какой силой наделяет ключ его имя (карта-слово)?
После обсуждения мы переходим в пространство реальности, спрашивая «Чем же этот ключ и все ответы, которые были даны, помогут в решении реального запроса?» Помогаем увидеть ресурсную силу в собственных ответах, делаем выводы.
Техника «Дверь, за которой…»
Цель: принятие решения, определение пути выбора.
Инструкция:
Предлагаем клиенту разделить свой запрос на три возможных выбора. Например, «я это сделаю», «я оставлю все как есть», «я откажусь». На каждый из трех наименований просим нарисовать дверь – три двери, как метафора перехода согласно своему выбору.
Когда двери нарисованы, предлагаем в закрытом формате выбрать ключ к каждой двери и наименование данного ключа (карта-слово):
– Подходит ли ключ к данной двери?
– Чей это ключ, и кто может открыть эту дверь?
– Как он ее откроет? Что для этого потребуется?
В дополнение можем использовать другие МАК, предложив клиенту также в закрытом формате достать три карты на вопрос: «Что ждет меня за дверью?» Разложить их в соответствующем порядке у каждой двери.
Автор: Мария Хомякова
Инструмент: МАК “Ключи”.
Ключ – уникальная метафора выбора, решения, ценности.
С каким бы вопросом к нам, психологам, не обращался клиент, подчас наша задача лишь в том и состоит, чтобы помочь найти заветный ключик – свершить некое открытие, принять важное решение, определиться с выбором желанной двери, создать свой особенный ключ как величайшую ценность.
И перед вами колода выбора и ценности – метафорические ассоциативные карты «КЛЮЧИ», которые станут эффективным помощником в психологической помощи людям.
Колода состоит из 100 карт, из которых 50 карт – это изображения ключей, показанных в различных исполнениях и действиях; 50 карт – это карты-слова, отражающие наименования ключей и созданные помогать клиенту осознавать, какое чувство или действие станет опорой в решении запроса.
Набор «Ключи» может быть использован как самостоятельный инструмент, а также применяться в сочетании с другими колодами, использоваться в трансформационных играх, служить дополнением в арт-терапевтических практиках.
Образ ключа весьма многогранен и несет в себе особую символику.
Говоря о метафоре выбора, представляем, что обладатель ключа символически встречается с вопросом пути и действия: что выбрать? Как использовать ключ? – искать нужную дверь, открыть дверь заветную или же закрыть то, чему время стать закрытым…
И здесь можем наблюдать, что метафора выбора имеет два направления:
– открытие как рост сознания, проникновения в тайну, присвоение особого опыта, переход на новый этап, расширение границ и восприятия, инициация души, откровение и откровенность, снятие запретов, разрешение и позволение;
– закрытие или сокрытие как осознанный отказ, как избегание, удержание, дистанцирование от опыта или знаний, как сохранение чего-то значимого, как становление запретов, завершение важного жизненного этапа.
Ключ в работе с темой выбора как с пространством открытия и закрытия являет собой опорный символ разрешения, поддерживающий клиента в принятии верного для себя решения.
Работая с любым запросом в данной тематике, возможно предлагать клиенту выбрать из колоды тот ключик, который поможет открыть дверь или же дверь закрыть – сделать переход, совершить выбор и шаг в сторону желанного действия.
Говоря о метафоре ценности, мы обращаемся к ключику как к уникальному предмету. И эта уникальность способна отражать особенность и ценность каждого клиента – представляя себя ключиком, можем идти в темы предназначения, индивидуальности, отношений с родом.
• Что вложили мастера в этот ключик?
• Какова его ценность и дар?
• Для чего значимого он создан?
Также ключ, как метафора обладания ценным инструментом, позволяет почувствовать наличие ресурсной силы, способность действовать самостоятельно, быть уверенным в своих решениях. Быть хозяином ключа – быть хозяином своего ценного пути и выбора.
Символ ключа присутствует во многих мифологических и религиозных историях:
Богини Геката, Персефона, Кибела являлись хранительницами ключей от врат загробного царства.
В римской мифологии двуликий бог Янус обладал ключами власти, допускающими богов и героев на небеса, а также хранящими течение природных циклов – ключи открывали двери зимнего и летнего солнцестояния.
В христианстве существует мотив ключей от рая, символизирующих процессы рождения и воскрешения.
Ключ являет собой символ инициации, и здесь можно вспомнить множество сказок, где ключик представлялся особенным предметом, воплощающим переход из одной роли, состояния, качества жизни – в другое.
«Золотой ключик» Буратино, запретный ключ «Синей бороды», ключики Алисы, путешествующей по стране Чудес.
Ключ являлся и мощным атрибутом власти: ключи от всех дверей, ключ от города – здесь символ воплощает в себе статус хозяина и владыки.
Эти знания могут наполнить архетипической глубиной психологическую практику и быть вдохновителями создания различного формата групп.
Включать в свою практику данную колоду можно с добавлением арт-терапевтических элементов и элементов сказок:
– проигрывать сказочные сюжеты, символически проживая определенные жизненные ситуации и используя карту ключа соответственно сюжетной линии;
– рисовать двери своего желания, двери нового жизненного этапа (дверь в брак, дверь переезда в другой город, дверь карьерного роста и т.д.) и подбирать к этим дверям ключик;
– сочинять истории-легенды создания ключика как отражение личной уникальности героя (клиента), как отражение связи с родом, предками и теми дарами, открытиями, которые они передали;
– собирать символическую связку ключей, которые смогут отразить процессы взросления, ответственность и реализацию клиента;
– исследовать символ ключа и дополнять работу архетипическими и мифологическими историями.
Универсальные вопросы для работы с набором:
• Что это за ключ?
• Какова его история?
• Как он попал к вам в руки?
• Как он был создан?
• Кто создал его?
• С какой целью, для чего создан этот ключ?
• Какими особыми свойствами он обладает?
• Какой путь он проделал, прежде чем…?
• Кому этот ключ служил и чем?
• Что открывает этот ключ?
• Что закрывает?
• Что такого ценного есть в этом ключе?
• Чем он отличается от других?
• Какую самую неизвестную/потайную/скрытую/явную/особую дверь он способен открыть?
• Куда приведет этот ключ?
• Что может рассказать ключ о своем владельце?
• Как часто используется этот ключ? Для чего?
Техники применения набора:
Техника «Мой ключ»
Цель: диагностика внутренней готовности клиента к решению запроса.
Активизация ресурсов для действий.
Инструкция:
После обозначения запроса предлагаем клиенту выбрать в закрытом формате карту-изображение, карту-слово.
Вопросы:
– Что это за ключ? Кто его сделал и для чего?
– Каково его предназначение?
– Где он сейчас находится?
– Какую дверь он должен открыть?
– Какой силой наделяет ключ его имя (карта-слово)?
После обсуждения мы переходим в пространство реальности, спрашивая «Чем же этот ключ и все ответы, которые были даны, помогут в решении реального запроса?» Помогаем увидеть ресурсную силу в собственных ответах, делаем выводы.
Техника «Дверь, за которой…»
Цель: принятие решения, определение пути выбора.
Инструкция:
Предлагаем клиенту разделить свой запрос на три возможных выбора. Например, «я это сделаю», «я оставлю все как есть», «я откажусь». На каждый из трех наименований просим нарисовать дверь – три двери, как метафора перехода согласно своему выбору.
Когда двери нарисованы, предлагаем в закрытом формате выбрать ключ к каждой двери и наименование данного ключа (карта-слово):
– Подходит ли ключ к данной двери?
– Чей это ключ, и кто может открыть эту дверь?
– Как он ее откроет? Что для этого потребуется?
В дополнение можем использовать другие МАК, предложив клиенту также в закрытом формате достать три карты на вопрос: «Что ждет меня за дверью?» Разложить их в соответствующем порядке у каждой двери.
После открытия всех карт, обсуждаем – какой же ключ наиболее подходит, какой ведет к желательному будущему, наблюдаем негативные установки, стоящие на пути решения, выявляем ресурсы.
Товары
Все
1
Mетафорические карты
1
Моноколоды (Дороги, дома и др.)
1
Универсальные
1