Техника "Работа с травмой"
ТЕХНИКА МАК "РАБОТА С ТРАВМОЙ"
МАК: Портретные, универсальные, ресурсные, специальные (абстрактные - для работы с чувствами; для работы с травмой).
АЛГОРИТМ:
1. - «БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО» (взакрытую/ресурсные/3 шт.).
Вопросы: Что изображено на картинке? Почему именно это место для вас может быть безопасным? Какими ресурсами оно обладает? Что дает вам это место? Как попасть в это место? Как воспользоваться его ресурсами? Можете ли вы в любой момент ими воспользоваться?
Этап работы с травмой.
2. - «Я В ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ» (в открытую или взакрытую/портретные/1 шт.).
Описать изображение на карте не от первого, а от третьего лица (например: не «в момент происшествия я сильно испугался, мне было страшно», а «на карте изображен персонаж, который попал в данную ситуацию. Он чувствует страх, подавленность, беспомощность, неспособность управлять ситуацией» и т.д). Важно! Попросить его сделать несколько вдохов, выдохов, расслабить тело, оглядеться вокруг и ответить себе на вопрос: «Мне сейчас что-либо угрожает?» Да или нет? Взять в руки карту «безопасное место» и вновь описать то, что изображено на ней (в этот момент дыхание и расслабление тела также обязательны!). Спросить клиента: Какие ощущения в теле? Чувствуете ли вы сейчас тревогу, страх, угрозу, что-либо подобное? (Если – да, повторите еще несколько дыхательных и релаксационных циклов. Если нет, можно двигаться дальше).
Вернуть клиента к карте-образу. Дополнительные вопросы: Что чувствует персонаж сейчас? Что изменилось, какие появились детали, оттенки, которых «раньше не было»?
3. - «ЭМОЦИИ, КОТОРЫЕ Я ИСПЫТАЛ В ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ». Эмоции, пережитые в момент исследуемого травмирующего события. (взакрытую/универсальные или специальные/1 шт.).
Важно! Работать экологично, без лишнего погружения, делать акцент на фактах и информации. Держать клиента в рамках «исследователя» собственных переживаний, это поможет избежать ретравматизации. Дополнительные вопросы: Как можно описать эмоции, которые вы тогда испытали? Когда вы описываете эмоции, связанные с произошедшим событием, что вы сейчас чувствуете в теле? (Снова провести релаксационную работу).
4. - «КАКИМ Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ В ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ?» Как в идеале хотелось бы пережить тот момент, но в силу обстоятельств не получилось? (в открытую или взакрытую/портретные/1 шт.).
(Например, новый персонаж принимает решение убежать, либо позвать на помощь, либо защищаться). Что делает, и какие решения принимает персонаж в идеале, находясь в исследуемом травматическом событии (адекватные копинг-стратегии).
5. – «НОВЫЕ ЭМОЦИИ» (в открытую/универсальные или специальные/1 шт.).
Вопросы: Какие эмоции у нового персонажа? Что теоретически можно было бы испытать, действуя как персонаж в идеале?
6. Обсудить результаты. Обратить внимание на ощущения в теле после обсуждения возможных стратегий преодоления подобных травматических ситуаций.
Товары
Все
4
Mетафорические карты
4
Портреты, архетипы, субличности
1
Травмы, кризисы, страхи
1
Универсальные
1
Чувства, абстрактные, мандалы
1