Техника "Работа с субличностями подростков"
ТЕХНИКА МАК "РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ"
Автор: Инга Козленкова
Как правило, подростки признают в себе какую-то одну сторону (чаще всего ту, которую «отражает» ближайшее окружение) и взаимодействуют с миром только через нее. Понятно, что однотипное поведение и самопредъявление может порой усложнить жизнь подростка и не дать желаемых результатов. Именно поэтому важно помочь ему увидеть и признать многообразие своей личности и научить его как-то с этим обходиться.
Предложенная методика позволяет подростку:
• Обозначить существующие внутри него субличности;
• Понять, какие из них он принимает или отвергает;
Данная методика может проводиться как при индивидуальной, так и при групповой работе. В моем примере описана групповая работа с МАК «Persona» и «Teenagers».
1. Из разложенных на столе портретных колод предложить участникам выбрать пять карт, которые им как-то откликаются. Не важно, позитивные ли вызывает карта чувства или негативные, главное, что она не оставляет их равнодушными. Т.к. у меня портретных колод мало, то к «Personа» я добавила различные портретные и образные карточки из других имеющихся колод.
Для каждой карточки мы даем участнику полосу бумаги (А4 разрезанный на пять частей) и скрепку. Участник прикрепляет скрепкой карту к бумаге, свободное пространство заполняя ответами на вопросы относительно данной карты:
• Как его/ее зовут?
• Какой у него/у нее характер?
• Как живет и чем занимается?
• Как взаимодействует с другими?
• Какая его/ее самая сильная сторона?
Предварительно я обычно провожу демонстрационное описание какой-нибудь карты (не карты участника), где мы вместе отвечаем на вопросы. Это помогает снять напряжение и включить фантазию, позволить себе говорить первое, что пришло в голову.
Данная работа позволяет участникам «оживить» свои субличности, всмотреться в них и в целом ближе познакомиться.
В итоге у каждого получается пять профилей.
2. Далее я прошу ребят внимательно к ним присмотреться и сказать, какие из персонажей похожи на них, а какие точно не похожи. Иногда бывает так, что хорошо интегрированный подросток признает в себе все пять из выбранных субличностей. И это конечно хороший, хоть и редкий показатель. Чаще в моей практике получалось, что ребята признавали две-три субличности, а остальные отрицали. Причем к непризнанным могли относиться абсолютно разные аспекты личности: ум, агрессия, решительность, тревожность, рациональность, дружелюбие и т.д.
Если подросток говорит, что эти карты точно не про меня, то я прошу объяснить почему он так думает, а потом предлагаю их отложить на другой край стола. В итоге получается две «кучки»: одна – то, что в себе признает подросток, а вторая – то, что он в себе отрицает.
3. Ну а дальше начинается самое интересное.
Мы садимся в круг. У каждого участника перед собой 5 карточек. Я достаю колоду «Teenagers» и мы начинаем игру «Найди выход из ситуации». Для этого кем-либо из участников вслепую из колоды вытаскивается карта. Я говорю, что на этой карте обозначена какая-то проблемная ситуация. Участник, вытянувший карту, формулирует, что это за ситуация. Далее я предлагаю каждому посмотреть на своих пять персонажей (и признанных и непризнанных) и решить, кто из них способен справиться с проблемой.
Практически у каждого на любую ситуацию находится тот или иной персонаж, который способен ее разрешить. Например, была обозначена проблемная ситуация «Подросток идет по темному переулку, а там стоят трое и явно намереваются с ним «познакомиться». Кто-то справляется с ситуацией с помощью своего «Хитрого» персонажа, кто-то подключает субличность «Дипломата», кто-то «Актера», «Начальника» и даже «Шута». У всех ресурсы разные, но так или иначе большинство участников справляются с проблемой своим способом. Это хорошо помогает признать ценность своей индивидуальности и неповторимости.
Автор: Инга Козленкова
Чем больше мы знаем себя, чем больше признаем за собой наличие разнообразных черт и проявлений, тем эффективнее мы можем действовать.
Предложенная методика позволяет подростку:
• Обозначить существующие внутри него субличности;
• Понять, какие из них он принимает или отвергает;
• Увидеть, как те и другие субличности могут помочь ему взаимодействовать с реальностью.
Алгоритм:
Для каждой карточки мы даем участнику полосу бумаги (А4 разрезанный на пять частей) и скрепку. Участник прикрепляет скрепкой карту к бумаге, свободное пространство заполняя ответами на вопросы относительно данной карты:
• Как его/ее зовут?
• Какой у него/у нее характер?
• Как живет и чем занимается?
• Как взаимодействует с другими?
• Какая его/ее самая сильная сторона?
Предварительно я обычно провожу демонстрационное описание какой-нибудь карты (не карты участника), где мы вместе отвечаем на вопросы. Это помогает снять напряжение и включить фантазию, позволить себе говорить первое, что пришло в голову.
Данная работа позволяет участникам «оживить» свои субличности, всмотреться в них и в целом ближе познакомиться.
В итоге у каждого получается пять профилей.
2. Далее я прошу ребят внимательно к ним присмотреться и сказать, какие из персонажей похожи на них, а какие точно не похожи. Иногда бывает так, что хорошо интегрированный подросток признает в себе все пять из выбранных субличностей. И это конечно хороший, хоть и редкий показатель. Чаще в моей практике получалось, что ребята признавали две-три субличности, а остальные отрицали. Причем к непризнанным могли относиться абсолютно разные аспекты личности: ум, агрессия, решительность, тревожность, рациональность, дружелюбие и т.д.
Если подросток говорит, что эти карты точно не про меня, то я прошу объяснить почему он так думает, а потом предлагаю их отложить на другой край стола. В итоге получается две «кучки»: одна – то, что в себе признает подросток, а вторая – то, что он в себе отрицает.
3. Ну а дальше начинается самое интересное.
Мы садимся в круг. У каждого участника перед собой 5 карточек. Я достаю колоду «Teenagers» и мы начинаем игру «Найди выход из ситуации». Для этого кем-либо из участников вслепую из колоды вытаскивается карта. Я говорю, что на этой карте обозначена какая-то проблемная ситуация. Участник, вытянувший карту, формулирует, что это за ситуация. Далее я предлагаю каждому посмотреть на своих пять персонажей (и признанных и непризнанных) и решить, кто из них способен справиться с проблемой.
Практически у каждого на любую ситуацию находится тот или иной персонаж, который способен ее разрешить. Например, была обозначена проблемная ситуация «Подросток идет по темному переулку, а там стоят трое и явно намереваются с ним «познакомиться». Кто-то справляется с ситуацией с помощью своего «Хитрого» персонажа, кто-то подключает субличность «Дипломата», кто-то «Актера», «Начальника» и даже «Шута». У всех ресурсы разные, но так или иначе большинство участников справляются с проблемой своим способом. Это хорошо помогает признать ценность своей индивидуальности и неповторимости.
На разные ситуации подростки актуализируют свои различные субличности. И даже те, которые они отрицали, при определенных обстоятельствах им оказываются очень нужны. Это помогает участникам пересмотреть свое отношение к отвергаемым сторонам и легче интегрировать их.
По окончании игры мы смотрим, все ли персонажи были использованы; кого чаще всего участники использовали; если есть неиспользованные персонажи, как им кажется, в каких бы ситуациях они пригодились; изменилось ли их отношение к отрицаемым частям своей личности и т.д.
Занятие рассчитано на два часа при количестве участников 7-10 человек.
Товары
Все
1
Mетафорические карты
1
Дети, подростки, внутренний ребенок
1