Техника "Не в свои сани…"
ТЕХНИКА МАК "НЕ В СВОИ САНИ…"
Автор: Чичина Анна
Инструмент: МАК «ОН», «Субличности», «Cope», «Эмоции судьбы».
Данная техника помогает определить семейные роли и функции, а также двойные послания членов семьи.
Кто может использовать в работе: семейные психологи, работающие с МАК
Примеры клиентских запросов: конфликты между старшим поколением и их детьми. Конфликты между старшим поколением (бабушки/дедушки) и родителями их внуков, связанные с воспитанием детей. Трудности воспитания детей в неполных семьях. Ребенок плохо себя ведет и демонстрирует какие-либо проблемы (в неполной семье).
Задача техники: данная техника помогает определить семейные роли и функции, а также двойные послания членов семьи.
В неполных семьях часто семейные роли и функции одних членов семьи заменяют роли и функции других. Например, мама заменяет отсутствующего отца,а бабушка выполняет роль матери по отношению к внукам. Это не плохо, если каждый член семьи осознает свои границы в этом.
До того момента, пока каждый член семьи может контролировать и регулировать подобное взаимодействие, такие отношения можно назвать конструктивными. Как только, кто-то из членов семьи перестает осознавать и контролировать эти подмены, семья престает нормально функционировать.
Такие подмены достаточно часто можно встретить в жизни. И если психологу, после прояснения запроса, сразу становится понятно с чем он имеет дело, то самому клиенту, это не очевидно. Задача психолога, с помощью техники «Не в свои сани…», показать семье, что причина их трудностей взаимодействия - это неосознаваемая подмена ролей и внутрисемейных функций.
Описание расклада:
1. Попросить клиента нарисовать круг (круг-это семья), в котором ,точками надо обозначить каждого члена семьи относительно того, как они взаимодействуют между собой. Чем больше расстояние между точками на рисунке, тем больше эмоциональная дистанция между членами семьи в реальной жизни. Чем жирнее точка, которая обозначает конкретного члена семьи, тем большую значимость он представляет для клиента.
Если, например, мы видим, что в центре круга находится точка, обозначающая младшего члена семьи (ребенка), а по краям мама и бабушка, при том, что по иерархии бабушка находится на одной линии с мамой, то скорее всего речь дальше пойдет о том, что в этой семье существует подмена ролей. Бабушка выполняет функцию мамы, а мама, возможно функцию отца.
2. Из «Субличности»: /Роль каждого члена семьи/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить. Спросить похоже ли это на то, как это в реальной жизни.
3. Из «Он - слова»: /Как каждый член семьи демонстрирует свою роль в семье?/ в закрытую по 1 карту на каждого члена семьи. (В раскладе, карту-слово из ОН, кладем под карту из Субличности из предыдущего вопроса) Открыть, обсудить.
4. Из «COPE»: /Какое послание хочет передать каждый член семьи ?/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить.
5. Из «OH» картинки и слова:/Что сделать, чтобы помочь вернуться каждому члену семьи в свою функциональную роль?/ в закрытую по 1 карте и 1 слову для каждого члена семьи. Открыть, обсудить.
6. Из «эмоции судьбы»: /Что будет ресурсом ?/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить.
7. Попросите клиента нарисовать круг еще раз. Нужно обозначить точками каждого члена семьи относительно того, как они будут взаимодействуют между собой теперь. Сравнить с первым рисунком. Обсудить.
(Колоду "Эмоции судьбы" можно заменить на колоду "Тайны моей души". Можно и в открытую. Здесь особой значимости нет. Главное- дать ресурс.
Эту колоду я выбрала сознательно. Дело в том, что через подобные ресурсное подсказки, даже если карта с ситуацией травмы, клиент в таком раскладе видит что-то своё ресурсное. И потом, в подобном запросе, мы работаем, так или иначе, на сепарацию, а это всегда сначала через проживание травмы потери, а потом выходим на ресурс.)
Пример работы техники «Не в свои сани…»
(Публикуется строго с согласия клиентов)
История клиента: К психологу обратилась мама 11-летнего мальчика и его бабушка (по материнской линии). Мама (33 года), в разводе с отцом ребенка (7лет в разводе). Работает начальником отдела продаж. График работы с 9 до 18, часто задерживается на работе. Бабушка (60 лет), пенсионер. Переехала к дочери 7 лет назад, чтобы помогать с внуком. Мальчик (11лет) учится в школе, занимается плаванием.
Клиентский запрос: На консультацию пришла мама и бабушка.
Ребенок плохо себя ведет. Мальчик манипулирует бабушкой и игнорирует маму. Конфликты между мамой и бабушкой, инициатором которых, чаще всего является бабушка. Бабушка заботится о внуке, в тоже время, считая дочь безответственной, что она неправильно ведет себя по отношению к ребенку. Мать отстаивает свою позицию, но от напора бабушки не выдерживает и отступает, позволяя ей нести ответственность за ребенка. Ребенок плохо себя ведет. Когда бабушка понимает, что перестает справляться, говорит маме, что это она должна заниматься ребенком. Когда мать берет все в «свои руки», бабушка говорит, что ее дочь делает все не так. И далее, история повторяется снова.
Автор: Чичина Анна
Инструмент: МАК «ОН», «Субличности», «Cope», «Эмоции судьбы».
Данная техника помогает определить семейные роли и функции, а также двойные послания членов семьи.
Кто может использовать в работе: семейные психологи, работающие с МАК
Примеры клиентских запросов: конфликты между старшим поколением и их детьми. Конфликты между старшим поколением (бабушки/дедушки) и родителями их внуков, связанные с воспитанием детей. Трудности воспитания детей в неполных семьях. Ребенок плохо себя ведет и демонстрирует какие-либо проблемы (в неполной семье).
Задача техники: данная техника помогает определить семейные роли и функции, а также двойные послания членов семьи.
В неполных семьях часто семейные роли и функции одних членов семьи заменяют роли и функции других. Например, мама заменяет отсутствующего отца,а бабушка выполняет роль матери по отношению к внукам. Это не плохо, если каждый член семьи осознает свои границы в этом.
До того момента, пока каждый член семьи может контролировать и регулировать подобное взаимодействие, такие отношения можно назвать конструктивными. Как только, кто-то из членов семьи перестает осознавать и контролировать эти подмены, семья престает нормально функционировать.
Такие подмены достаточно часто можно встретить в жизни. И если психологу, после прояснения запроса, сразу становится понятно с чем он имеет дело, то самому клиенту, это не очевидно. Задача психолога, с помощью техники «Не в свои сани…», показать семье, что причина их трудностей взаимодействия - это неосознаваемая подмена ролей и внутрисемейных функций.
Описание расклада:
1. Попросить клиента нарисовать круг (круг-это семья), в котором ,точками надо обозначить каждого члена семьи относительно того, как они взаимодействуют между собой. Чем больше расстояние между точками на рисунке, тем больше эмоциональная дистанция между членами семьи в реальной жизни. Чем жирнее точка, которая обозначает конкретного члена семьи, тем большую значимость он представляет для клиента.
Если, например, мы видим, что в центре круга находится точка, обозначающая младшего члена семьи (ребенка), а по краям мама и бабушка, при том, что по иерархии бабушка находится на одной линии с мамой, то скорее всего речь дальше пойдет о том, что в этой семье существует подмена ролей. Бабушка выполняет функцию мамы, а мама, возможно функцию отца.
2. Из «Субличности»: /Роль каждого члена семьи/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить. Спросить похоже ли это на то, как это в реальной жизни.
3. Из «Он - слова»: /Как каждый член семьи демонстрирует свою роль в семье?/ в закрытую по 1 карту на каждого члена семьи. (В раскладе, карту-слово из ОН, кладем под карту из Субличности из предыдущего вопроса) Открыть, обсудить.
4. Из «COPE»: /Какое послание хочет передать каждый член семьи ?/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить.
5. Из «OH» картинки и слова:/Что сделать, чтобы помочь вернуться каждому члену семьи в свою функциональную роль?/ в закрытую по 1 карте и 1 слову для каждого члена семьи. Открыть, обсудить.
6. Из «эмоции судьбы»: /Что будет ресурсом ?/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить.
7. Попросите клиента нарисовать круг еще раз. Нужно обозначить точками каждого члена семьи относительно того, как они будут взаимодействуют между собой теперь. Сравнить с первым рисунком. Обсудить.
(Колоду "Эмоции судьбы" можно заменить на колоду "Тайны моей души". Можно и в открытую. Здесь особой значимости нет. Главное- дать ресурс.
Эту колоду я выбрала сознательно. Дело в том, что через подобные ресурсное подсказки, даже если карта с ситуацией травмы, клиент в таком раскладе видит что-то своё ресурсное. И потом, в подобном запросе, мы работаем, так или иначе, на сепарацию, а это всегда сначала через проживание травмы потери, а потом выходим на ресурс.)
Пример работы техники «Не в свои сани…»
(Публикуется строго с согласия клиентов)
История клиента: К психологу обратилась мама 11-летнего мальчика и его бабушка (по материнской линии). Мама (33 года), в разводе с отцом ребенка (7лет в разводе). Работает начальником отдела продаж. График работы с 9 до 18, часто задерживается на работе. Бабушка (60 лет), пенсионер. Переехала к дочери 7 лет назад, чтобы помогать с внуком. Мальчик (11лет) учится в школе, занимается плаванием.
Клиентский запрос: На консультацию пришла мама и бабушка.
Ребенок плохо себя ведет. Мальчик манипулирует бабушкой и игнорирует маму. Конфликты между мамой и бабушкой, инициатором которых, чаще всего является бабушка. Бабушка заботится о внуке, в тоже время, считая дочь безответственной, что она неправильно ведет себя по отношению к ребенку. Мать отстаивает свою позицию, но от напора бабушки не выдерживает и отступает, позволяя ей нести ответственность за ребенка. Ребенок плохо себя ведет. Когда бабушка понимает, что перестает справляться, говорит маме, что это она должна заниматься ребенком. Когда мать берет все в «свои руки», бабушка говорит, что ее дочь делает все не так. И далее, история повторяется снова.
Товары
Все
1
Mетафорические карты
1
Универсальные
1