Автор: Евгения Погудина, отрывок из книги "Исцеление внутреннего ребенка"
В более-менее благополучной ситуации у любого ребенка есть родители – или хотя бы один из родителей. В процессе роста и взросления происходит усвоение родительских установок и посланий, и у любого взрослого человека есть, помимо субличности Внутреннего ребенка, субличность Внутреннего родителя. Мы можем не понимать, что в нас порою (особенно в стрессовых ситуациях) говорит этот родительский голос, считать его своим, пока не проделаем сознательную работу по его отделению от себя. Чаще всего этот родитель брюзжащий и критикующий. Это голос, который является как бы фоном нашей жизни, как включенный телевизор с приглушенным звуком – вроде бы мы его не смотрим и не слушаем, но он все равно есть и влияет на нас.
Я своим клиентам иногда рассказываю такую историю. Когда я купила свою первую машину, мне часто приходилось ездить через автомобильное кольцо. Проезжать «как надо» у меня его не очень на первых порах получалось, иногда мне казалось, что я «подрезаю» другие машины, и очень по этому поводу переживала. Да не просто переживала – в один прекрасный момент я поняла, что обзываю себя на чем свет стоит после такой казалось бы неудачной (хотя за все эти годы я ни разу не создала аварийной ситуации, проезжая через это место) поездки. И эти слова мне очень сильно напомнили те, которые высказывались мне за ошибки в моем детстве и подростковом возрасте. Я тогда ужаснулась – на самом деле я не хочу так про себя думать и говорить! Но в стрессовой ситуации, когда включается «автопилот», этот родительский критикующий голос бывает очень и очень силен. И этот родительский критикующий голос – это голос нашего Внутреннего критикующего родителя. Мне кажется, что у многих из нас этот Внутренний критик достаточно силен и занимает слишком много места.
Какой он, Внутренний критикующий родитель?
Во-первых, он не удовлетворяет потребностей ребенка. Наши родители чаще всего не удовлетворяли наши потребности не в силу злостных намерений – те родители, в чьем детстве не удовлетворялись их собственные потребности, впоследствии с трудом понимают потребности своих детей. Еще именно поэтому мне представляется такой благодатной и благодарной работа по поводу своего собственного детства – когда мы начинаем слышать свои потребности, мы обычно улучшаем взаимоотношения со своими детьми, потому что наконец-то начинаем видеть их реальных. Иногда, когда мои клиентки чувствуют себя виноватыми за то, что они в субботнее утро ушли из дома на занятия, вместо того, чтобы готовить завтрак своей семье или ехать со своими родителями на дачу, мы обсуждаем это – для чего нужна вся эта работа? Уделяя внимание себе и своим потребностям, мы делаем подарок не только себе, но и своим близким, и особенно – нашим детям.
Во-вторых, Внутренний критикующий родитель обычно критикует, морализует, поучает. Наказывает не задумываясь, просто потому что детей надо наказывать, и поощряет только те действия, которые ему кажутся разумными и правильными.
В-третьих, Внутренний критик обычно игнорирует чувства. «То, что ты сейчас на самом деле чувствуешь и хочешь – неважно», вот основной его посыл. Внутренний критик, как ему кажется, обычно полагается исключительно только на рациональные доводы, взывает к разуму. «И о чем ты только думал?» – это слова Внутреннего критика.
В-четвертых, Внутренний критик обычно выдвигает жесткие требования («или я, или он» - это слова Внутреннего критика, который обычно видит крайности и не видит полутонов и переходов), а также не учитывает возрастных особенностей ребенка. Трехлетка, по мнению Внутреннего критикующего родителя, вполне способен сидеть полчаса спокойно в коридоре поликлинике (хотя это совершенно не соответствует возрасту), понимать все с первого раза и не бояться врача (хотя его естественно бояться, особенно если уже успели им напугать).
И, в-пятых, Внутренний критикующий родитель обычно предсказуем и инертен. Он считает, что все делает правильно, и меняться ему ни к чему – пусть к его требованиям приспосабливаются окружающие.
Как-то клиентка рассказала мне, что после того как стала ходить к психологу, родители стали ей высказывать, что она ну никак не становится еще более удобной для них. «К психологу ходишь, а нас не слушаешься, и вообще, мы ждали, что после этого ты во всем с нами будешь соглашаться» – говорили они своей почти тридцатилетней дочери. Да и сама клиентка всегда во всем себя обвиняла, и пришла ко мне с запросом – научиться находить абсолютно со всеми общий язык (что вообще-то является не реальной задачей), и в первую очередь, как вы, наверное, сами можете догадаться – с родителями. Но взрослый самодостаточный человек обычно тем и отличается, что понимает разницу между собой и другими, тем, что все люди разные, и с кем-то нам по пути, а с кем-то нет. И что не обязательно соответствовать чьим-то требованиям, даже если эти кто-то – твои родители…
Для того, чтобы повзрослеть, нам нужна принимающая фигура достаточно хорошего родителя. И мы уже говорили о том, что таким хорошим родителем мы можем стать сами себе. На мой взгляд, главная цель работы группы «Исцеление Внутреннего ребенка» – это как раз формирование этой фигуры принимающего родителя. Как только мы начинаем работу в этом направлении, наша жизнь начинает меняться. Я наблюдала это много раз. Это не обязательно внезапные перемены к лучшему – чаще всего как раз они бывают человеку не заметны (мне нравится сравнение с тем, как растут волосы – вроде не замечаем, что растут, а уже пора подстричься). Так же и внутренние перемены – вроде бы не замечаем, что что-то вокруг резко изменилось, но вдруг дышать легче стало… Одна моя клиентка сказала мне, что как будто мешок с камнями на дороге оставила – вроде бы ничего и не произошло выдающегося, а вдруг идти по жизни стало легче…
Долгое время на своих занятиях, когда мы с участницами моих групп говорили и работали над формированием фигуры принимающего родителя, я называла эту фигуру Идеальным родителем. Но несколько лет назад я решила его название заменить и называть эту фигуру Принимающим или просто Хорошим родителем. Мне приходилось напоминать своим клиенткам, что ничего идеального в жизни обычно не бывает. Что когда мы стремимся стать идеальным родителем нашим детям, мы начинаем впадать в сильное чувство вины, когда этого почему-то не получается. Ребенку не нужен идеальный родитель, более того, рано или поздно он должен будет снять своих родителей с пьедестала, чтобы увидеть, что и они – обычные люди, совершающие ошибки. Это закономерный этап взросления. Пока мы идеализируем и боготворим наших родителей – мы не взрослеем. Также обстоят дела и с нашим Внутренним родителем. Ему не нужно быть идеальным – ему нужно быть достаточно хорошим, чтобы суметь прийти на помощь нашему Внутреннему раненому ребенку, выслушать и принять его, дать ему поплакать и погрустить, и суметь, когда нужно, заглушить голос нашего Внутреннего критика.
В более-менее благополучной ситуации у любого ребенка есть родители – или хотя бы один из родителей. В процессе роста и взросления происходит усвоение родительских установок и посланий, и у любого взрослого человека есть, помимо субличности Внутреннего ребенка, субличность Внутреннего родителя. Мы можем не понимать, что в нас порою (особенно в стрессовых ситуациях) говорит этот родительский голос, считать его своим, пока не проделаем сознательную работу по его отделению от себя. Чаще всего этот родитель брюзжащий и критикующий. Это голос, который является как бы фоном нашей жизни, как включенный телевизор с приглушенным звуком – вроде бы мы его не смотрим и не слушаем, но он все равно есть и влияет на нас.
Я своим клиентам иногда рассказываю такую историю. Когда я купила свою первую машину, мне часто приходилось ездить через автомобильное кольцо. Проезжать «как надо» у меня его не очень на первых порах получалось, иногда мне казалось, что я «подрезаю» другие машины, и очень по этому поводу переживала. Да не просто переживала – в один прекрасный момент я поняла, что обзываю себя на чем свет стоит после такой казалось бы неудачной (хотя за все эти годы я ни разу не создала аварийной ситуации, проезжая через это место) поездки. И эти слова мне очень сильно напомнили те, которые высказывались мне за ошибки в моем детстве и подростковом возрасте. Я тогда ужаснулась – на самом деле я не хочу так про себя думать и говорить! Но в стрессовой ситуации, когда включается «автопилот», этот родительский критикующий голос бывает очень и очень силен. И этот родительский критикующий голос – это голос нашего Внутреннего критикующего родителя. Мне кажется, что у многих из нас этот Внутренний критик достаточно силен и занимает слишком много места.
Какой он, Внутренний критикующий родитель?
Во-первых, он не удовлетворяет потребностей ребенка. Наши родители чаще всего не удовлетворяли наши потребности не в силу злостных намерений – те родители, в чьем детстве не удовлетворялись их собственные потребности, впоследствии с трудом понимают потребности своих детей. Еще именно поэтому мне представляется такой благодатной и благодарной работа по поводу своего собственного детства – когда мы начинаем слышать свои потребности, мы обычно улучшаем взаимоотношения со своими детьми, потому что наконец-то начинаем видеть их реальных. Иногда, когда мои клиентки чувствуют себя виноватыми за то, что они в субботнее утро ушли из дома на занятия, вместо того, чтобы готовить завтрак своей семье или ехать со своими родителями на дачу, мы обсуждаем это – для чего нужна вся эта работа? Уделяя внимание себе и своим потребностям, мы делаем подарок не только себе, но и своим близким, и особенно – нашим детям.
Во-вторых, Внутренний критикующий родитель обычно критикует, морализует, поучает. Наказывает не задумываясь, просто потому что детей надо наказывать, и поощряет только те действия, которые ему кажутся разумными и правильными.
В-третьих, Внутренний критик обычно игнорирует чувства. «То, что ты сейчас на самом деле чувствуешь и хочешь – неважно», вот основной его посыл. Внутренний критик, как ему кажется, обычно полагается исключительно только на рациональные доводы, взывает к разуму. «И о чем ты только думал?» – это слова Внутреннего критика.
В-четвертых, Внутренний критик обычно выдвигает жесткие требования («или я, или он» - это слова Внутреннего критика, который обычно видит крайности и не видит полутонов и переходов), а также не учитывает возрастных особенностей ребенка. Трехлетка, по мнению Внутреннего критикующего родителя, вполне способен сидеть полчаса спокойно в коридоре поликлинике (хотя это совершенно не соответствует возрасту), понимать все с первого раза и не бояться врача (хотя его естественно бояться, особенно если уже успели им напугать).
И, в-пятых, Внутренний критикующий родитель обычно предсказуем и инертен. Он считает, что все делает правильно, и меняться ему ни к чему – пусть к его требованиям приспосабливаются окружающие.
Как-то клиентка рассказала мне, что после того как стала ходить к психологу, родители стали ей высказывать, что она ну никак не становится еще более удобной для них. «К психологу ходишь, а нас не слушаешься, и вообще, мы ждали, что после этого ты во всем с нами будешь соглашаться» – говорили они своей почти тридцатилетней дочери. Да и сама клиентка всегда во всем себя обвиняла, и пришла ко мне с запросом – научиться находить абсолютно со всеми общий язык (что вообще-то является не реальной задачей), и в первую очередь, как вы, наверное, сами можете догадаться – с родителями. Но взрослый самодостаточный человек обычно тем и отличается, что понимает разницу между собой и другими, тем, что все люди разные, и с кем-то нам по пути, а с кем-то нет. И что не обязательно соответствовать чьим-то требованиям, даже если эти кто-то – твои родители…
Для того, чтобы повзрослеть, нам нужна принимающая фигура достаточно хорошего родителя. И мы уже говорили о том, что таким хорошим родителем мы можем стать сами себе. На мой взгляд, главная цель работы группы «Исцеление Внутреннего ребенка» – это как раз формирование этой фигуры принимающего родителя. Как только мы начинаем работу в этом направлении, наша жизнь начинает меняться. Я наблюдала это много раз. Это не обязательно внезапные перемены к лучшему – чаще всего как раз они бывают человеку не заметны (мне нравится сравнение с тем, как растут волосы – вроде не замечаем, что растут, а уже пора подстричься). Так же и внутренние перемены – вроде бы не замечаем, что что-то вокруг резко изменилось, но вдруг дышать легче стало… Одна моя клиентка сказала мне, что как будто мешок с камнями на дороге оставила – вроде бы ничего и не произошло выдающегося, а вдруг идти по жизни стало легче…
Долгое время на своих занятиях, когда мы с участницами моих групп говорили и работали над формированием фигуры принимающего родителя, я называла эту фигуру Идеальным родителем. Но несколько лет назад я решила его название заменить и называть эту фигуру Принимающим или просто Хорошим родителем. Мне приходилось напоминать своим клиенткам, что ничего идеального в жизни обычно не бывает. Что когда мы стремимся стать идеальным родителем нашим детям, мы начинаем впадать в сильное чувство вины, когда этого почему-то не получается. Ребенку не нужен идеальный родитель, более того, рано или поздно он должен будет снять своих родителей с пьедестала, чтобы увидеть, что и они – обычные люди, совершающие ошибки. Это закономерный этап взросления. Пока мы идеализируем и боготворим наших родителей – мы не взрослеем. Также обстоят дела и с нашим Внутренним родителем. Ему не нужно быть идеальным – ему нужно быть достаточно хорошим, чтобы суметь прийти на помощь нашему Внутреннему раненому ребенку, выслушать и принять его, дать ему поплакать и погрустить, и суметь, когда нужно, заглушить голос нашего Внутреннего критика.