Отрывок из книги “Психологическая и психическая травма. Теория и практика психотерапии” – Дмитриева Н.В., Афанасикова Е.В.
Песочная терапия создавалась как дополнительный инструмент вербальной работы психотерапевта и формировалась, в основном, в русле аналитической психологии К.Г. Юнга, как частная форма метода активного воображения.
Основательницей песочной терапии в ее нынешнем виде считается юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), которая объединила в своей работе идеи швейцарского психолога, психиатра и философа, основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга и английского врача Маргарет Ловенфельд (Margaret Lowenfeld).
Основной атрибут песочной терапии – поднос размером 50x70x7 см, выкрашенный изнутри голубой краской, символизирующей небо и воду. Поднос заполняется песком, желательно того региона, в котором родился и проживает клиент. Рядом на полках располагаются в хаотичном порядке разнообразные фигурки, символически изображающие весь привычный для нас мир – людей, животных, рыб, растения, камни, дома и предметы быта.
Вначале клиенту предлагают тактильно взаимодействовать с песком, позволяя рукам изобразить на песке некую картину бессознательного, проявить во внешний мир те состояния, чувства и эмоции, которые владеют им в данный момент. При этом человек будто бы погружается в состояние своего детства, и его способность к критической оценкепроисходящего существенно снижается. Далее клиенту предлагается дополнять песочную картину символами из фигурок, имеющихся в распоряжении. Психотерапевт наблюдает за появлением у клиента различных фантазий, не пытаясь оказывать на их течение какого-либо воздействия. Юнг обратил внимание на то, что такая техника помогает не только пациенту обнаружить скрытые части «Я», но и терапевту - понять особенности переживаемого пациентом психологического процесса.
Современная песочная терапия постоянно дополняется новейшими методиками и инструментами, что позволяет применять ее для решения самых разнообразных психологических проблем.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Приведем описание фрагментов сессии с клиенткой 58 лет, психологом, обратившейся за помощью по поводу эмоционального выгорания. Жалобы на работоголизм, сильное психоэмоциональное напряжение, напряжение во всем теле, конфликтные отношения с матерью и коллегами. Сообщила, что мать с детства загружала ее непосильной работой, внушая мысль о том, что только те, кто много работает и делает все лучше всех, в последствии живут счастливо. Таким образом, у клиентки выявлены родительские предписания: «Работай, старайся, будь первой!», являющиеся причинами неврастении. Женщина сказала, что в ней одновременно живут как бы две разных ипостаси. Одна из них - Внутренний Родитель, который «тянет на себе всю семью и продолжает помогать матери, а вторая - Внутренний Ребенок - молча страдает от отсутствия любви, заботы и внимания. Рассказывая историю своего детства, женщина отметила, что недавно осознала, что выбранный ею деструктивный жизненный сценарий полностью повторяет сценарий жизни ее матери, которая так же, как и она, много работала, не уделяла внимания дочери, обделяя ее любовью и необходимой заботой. Девочка чувствовала себя брошенной и никому не нужной (что свидетельствует о наличии травмы отвержения) и недолюбленной, поэтому, чтобы получить любовь, до сих пор пытается быть удобной и хорошей для всех .
Психолог (П): Вы жалуетесь на психическое истощение и при этом продолжаете тратить силы на выполнение требований матери. Зачем? Ведь вы уже давно не маленький ребенок?
К: Хочу, чтобы она меня любила, и поэтому не могу психологически оторваться от нее.
Комментарии: одна из причин эмоционального выгорания: травма отверженности и незавершенной сепарации от матери.
Мы предложили клиентке выбрать из коллекции фигурок и поставить в песочницу те, которые олицетворяют ее ипостаси (субличности). Клиентка выбрала фигурки Коровы, рядом с которой расположила лежащую Амфору и фигурку Щенка (рис.1).
Рис.1. Песочная картина, отражающая деструктивные отношения внутреннего критикующего родителя (корова) И внутреннего травмированного ребенка (щенок)
П: Расскажите, пожалуйста, кого Вы выбрали?
К: Корова — это я, вскормившая всех членов семьи. И я же Щеночек, забившийся в угол, маленький и никому не нужный.
П: А как выглядит ваш Внутренний Взрослый?
К: Его нет. Он устал, лег спать и давно самоустранился от всех.
Комментарии: Внутренний Родитель клиентки был выбран ею в виде фигурки Коровы, Внутренний травмированный Ребенок в виде фигурки Щенка, а Внутреннего Взрослого клиентка не чувствовала совсем.
П: Что находится в амфоре рядом с Коровой?
К: Корова постоянно дает молоко, но оно непрерывным потоком
утекает из амфоры в землю.
П: И как Корова себя чувствует?
К: Она очень устала. Под грузом проблем она наполовину ушла в песок. Она злится на себя и на мать, которая требует постоянного внимания, но не давать молоко не может.
Комментарии: так выглядит трудоголизм клиентки. Много работая и не имея времени на отдых, она регулярно отдает часть зарплаты матери, старается быть для нее хорошей, принятой, надеясь, что мать наконец-то удовлетворит ее потребность в любви. Проявлять вовне свою злость клиентке запретили еще в детстве, поэтому она может злиться только на себя. Результатом аутоагрессии является трудоголизм и эмоциональное выгорание. Таким образом подтверждена правомочность «триады К. Ясперса», утверждавшего, что результатом травмы (в данном случае отверженности) является невроз (внутриличностный конфликт), вызывающий психосоматический симптом- эмоциональное выгорание.
П: А как себя чувствует Щенок?
К: Он несчастен, голоден и обделен любовью.
П: Как вы относитесь к ним обоим и как Щенок и Корова относятся друг к другу?
К: Корова меня злит, а Щенка жалко. Он издалека смотрит на Корову и хотел бы к ней приблизиться, но она идет вперед и его не видит.
П: Чего хочется Щенку? Что может его порадовать?
К: Ему хочется, чтобы корова пожалела и пригрела его.
П: Что они будут делать вместе?
К: Они будут разговаривать и обниматься.
П: Что такое важное может дать Корова Щенку?
К:Любовь, поддержку и признание.
П: А чего хочется Корове?
К: Она хотела бы отдохнуть, встать на ноги и быть подальше от мамы. Ей надо поставить Амфору вертикально, чтобы молоко не утекало, а использовалось разумно.
П: Может ли Корова сама сделать так, чтобы Амфора не протекала?
К: Нет.
Комментарий: невротик сам не может разрешить противоречие. Ему необходима помощь извне.
П: Кто ей может в этом помочь?
К: Мой муж. (Клиентка ставит рядом с коровой фигурку Священника).
П: Может ли он хотя бы временно начать выполнять функции вашего заснувшего Внутреннего Взрослого?
К: Может.
П: Как себя сейчас чувствует Щенок? Что-то изменилось для него?
К: Нет. Он по-прежнему чувствует себя голодным, ненужным и обездоленным.
П: Кому корова отдает свое молоко?
К: Матери, детям, внукам и мужу, но кроме мужа этого никто не ценит.
П: Получается, что на Вашей песочной картине все части вашей личности живут отдельно друг от друга и практически не взаимодействуют между собой? О щенке никто не заботится, Корову недооценивают. Все живут своими жизнями.
К: Получается, что так.
П: Что должно произойти, чтобы они начали взаимодействовать друг с другом?
К: Надо, чтобы Священник стал поводырем для Коровы. Если он встанет впереди нее, поможет выбрать правильную дорогу и начнет распределять ресурсы, тем самым он окажет ей эмоциональную поддержку. Амфора поднимется с песка и молоко перестанет утекать. Корова отдаст энергию молока мужу - Священнику и голодному Щенку.
Комментарий: Фигурка Священника олицетворяет для клиентки субличность ее Внутреннего Взрослого.
К: Щенок прижмется к вымени Коровы и она будет кормить его сама.
П: Теперь Корова довольна?
К: Нет. Она хочет идти впереди Священника. Для нее важнее контроль и власть (невротические потребности).
П: Над кем она может властвовать?
К: Над собой и над Ребенком. Остальные члены семьи ее не слушают.
Комментарий: Клиентка рассказала про свои невротические потребности в контроле и власти, которые проявились во время сессии.
К: Корова проявляет свою власть над собой, что приводит к самоэксплуатации и работоголизму.
П: Получается, что ей необходим Ребенок, чтобы было кого контролировать и реализовывать свое стремление к власти?
К: Да! Именно для этого ей нужен Щенок.
П: Сделайте так, как хочет Корова. Пусть она вырвется вперед.
К:Ей стало лучше, но чего-то не хватает.
П:Посмотрите на песочную композицию и внесите в нее такие изменения, чтобы Корове стало хорошо.
К: Я вижу среди фигурок на полке красную Шапку Мономаха – это символ неограниченной власти.
П:Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим?
К: Шапка Мономаха -это моя мать. Так вот, оказывается, кто в семье самый главный!
Клиентка переставляет фигурку Коровы впереди Священника, Ребенка помещает позади всей процессии, а на голову Коровы надевает Шапку Мономаха -символ власти (рис.2)
Рис.2. Травма незавершенной сепарации от мамы (образ мамы- это корона на голове клиентки, управляющая ее жизнью)
П: Значит ваша мама как в детстве продолжает управлять вами?
К:Да.
П: И как себя чувствуете Корова? Она довольна?
К: С одной стороны, «Да», т.к. теперь она впереди, всех контролирует и делает так, как хочет мама, но с другой, у нее кончились силы, а тело напряжено.
П: Так что же делать?
К: Корове надо иногда выходить вперед, на некоторое время почувствовать себя главной, чтобы удовлетворить потребности во власти, и тут же снова вставать позади поводыря, чтобы он заботился о ней.
П: Что чувствуете?
К: Мне хорошо, я поняла, что могу быть разной, в зависимости от ситуации. Главное-изменить поведение.
П: Можно поменять старые модели поведения на новые, а можно расширитьповеденческий репертуар и вместо одной ригидной стратегии- борьба за власть – стать гибкой и адаптивной. Недаром говорят, что сила женщины в ее слабости, а вы продолжаете рваться в бой в первых рядах.
П: Что делают Щенок и Священник, когда Корова вырывается вперед?
К: Грустно плетутся за ней.
П: Какие ощущения в теле при взгляде на эту картину?
П: Мне плохо.
П: Создайте такую композицию, чтобы вам стало хорошо.
Клиентка ставит Щенка слева от головы Коровы, а Священника справа таким образом, чтобы все три фигурки находились как бегуны перед стартом на одной прямой (при этом каждая из субличностей получает равное количество энергии и они уравниваются в правах) (рис.3).
К: Вот теперь мне хорошо!
Рис.3. Позитивный Финал терапии: новые Границы с матерью (корона убрана из композиции), отношения между субличностями -родителя-взрослого-ребенка- стали партнерскими
П: Как Вы сейчас себя чувствуете?
К: Мне стало спокойнее. Отбросив Корону, я отделилась от мамы и перестала выполнять ее приказы. С другой стороны, я поняла, что мне необходимо продолжать поддерживать мать, т.к. это дает мне возможность удовлетворять потребность в контроле и власти, от которых я пока отказаться не могу (нет полного осознания, нехватка ресурсов). Мне необходимо уделять одинаковое внимание всем субличностям и распределять свою любовь и энергию между ними поровну . Надо искать золотую середину между работой и отдыхом, чтобы успевать восстанавливать силы и сохранять здоровье.
Комментарии: На основании проведенной терапии можно сделать следующие выводы.
Непроработанные травмы клиентки: отвержения и незавершенной сепарации от матери и невротический конфликт между Внутренним Родителем (фигурка Коровы) и Внутренним Ребенком (фигурка Щенка) стали причиной синдрома эмоционального выгорания. Внутренний Родитель клиентки был настолько поглощен своей работой, что забыл, ради чего он это делает. Он забыл, что основной обязанностью родителя является забота о здоровье и воспитании своего ребенка. Внутренний Ребенок чувствовал себя несчастным, брошенным и нелюбимым.
В раннем детстве клиентка интроецировала невротический семейный сценарий отношения к себе и миру. Во время сессии, когда клиентка погрузилась в свои эмоции, мысли и ощущения и проживала отношения между собой и родителями в моменте «здесь и сейчас», задавая вопросы, мы направляли процесс терапии по пути удовлетворения потребностей Внутреннего Ребенка и Внутреннего Взрослого клиентки. Песочная картина и проживаемые клиенткой эмоции, мысли, действия и ощущения в теле показали, что в детстве ее мама (олицетворяемая архетипом Коровы) не замечала потребностей и страданий дочери (архетипа Щенка), т.к. была поглощена работой. Дочь стремилась к матери и нуждалась в ее заботе, поддержке и в любви. Не получив их в достаточной степени, она до настоящего времени находилась в ситуации хронической эмоциональной травмы и фрустрации (символ Молока является известным архетипическим олицетворением материнской Любви).
Известно, что без гармоничного прохождения фазы слияния, принятия любви и заботы матери процесс взросления дочери и ее сепарация от матери завершиться не может. Находящаяся в созависимых отношениях с матерью дочь не смогла отказаться от деструктивного жизненного сценария матери - «коровы, постоянно дающей молоко». Ей не удалось сепарироваться от матери и найти гармоничный путь сочетания работы и отдыха, что и послужило причиной постоянного напряжения, психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания клиентки.
Комментарии: В результате проведенной терапии клиентка трансформировала разрушающую энергию негативного полюса архетипа пожирающей матери (что выражалось в аутоагрессии) в конструктивную энергию позитивного полюса архетипа Внутренней Дающей любящей Матери, которая, наконец, обогрела и накормила своего Внутреннего Ребенка.Поэтому на символическом уровне клиентка прожила фазу слияния со своей матерью, что исцелило ее травму отвержения. После этого она смогла принять свою Тень (вытесненные в бессознательное невротические потребности в контроле и власти) и направить ее в разумное русло, то есть гармонично сочетать труд и отдых, необходимый для поддержания здоровья. В результате уже во время сессии состояние клиентки улучшилось, она успокоилась и поняла, как именно ей следует себя вести в дальнейшем, чтобы профилактировать возникновение напряжения.
Таким образом, песочная терапия является методом недирективной трансформации негативного актуального состояния в позитивное. Клиент погружается в суть своей проблемы и изменяет ее в желаемом направлении, в зависимости от наличия ресурсов. В рассматриваемом примере одной из причин проблемы клиентки явилась травма отвержения и травмы незавершенной сепарации от матери. В детстве девочка недополучила материнской любви и поддержки и до сих пор пыталась быть послушной дочерью, чтобы восполнить дефицит материнской любви. На это уходило значительное количество психической энергии, что, наряду с работоголизмом привело к синдрому эмоционального выгорания. Песочная картина позволила диагностировать травму, расконтейнировать ее, перепрожить и трансформировать освободившуюся энергию в ресурс любви. Роль терапевта заключалась в направлении и поддержке процесса, следовании за клиентом.
Следовательно, метод песочной терапии является эффективным способом диагностики и терапии синдрома эмоционального выгорания.
Песочная терапия создавалась как дополнительный инструмент вербальной работы психотерапевта и формировалась, в основном, в русле аналитической психологии К.Г. Юнга, как частная форма метода активного воображения.
Основательницей песочной терапии в ее нынешнем виде считается юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), которая объединила в своей работе идеи швейцарского психолога, психиатра и философа, основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга и английского врача Маргарет Ловенфельд (Margaret Lowenfeld).
Основной атрибут песочной терапии – поднос размером 50x70x7 см, выкрашенный изнутри голубой краской, символизирующей небо и воду. Поднос заполняется песком, желательно того региона, в котором родился и проживает клиент. Рядом на полках располагаются в хаотичном порядке разнообразные фигурки, символически изображающие весь привычный для нас мир – людей, животных, рыб, растения, камни, дома и предметы быта.
Вначале клиенту предлагают тактильно взаимодействовать с песком, позволяя рукам изобразить на песке некую картину бессознательного, проявить во внешний мир те состояния, чувства и эмоции, которые владеют им в данный момент. При этом человек будто бы погружается в состояние своего детства, и его способность к критической оценкепроисходящего существенно снижается. Далее клиенту предлагается дополнять песочную картину символами из фигурок, имеющихся в распоряжении. Психотерапевт наблюдает за появлением у клиента различных фантазий, не пытаясь оказывать на их течение какого-либо воздействия. Юнг обратил внимание на то, что такая техника помогает не только пациенту обнаружить скрытые части «Я», но и терапевту - понять особенности переживаемого пациентом психологического процесса.
Современная песочная терапия постоянно дополняется новейшими методиками и инструментами, что позволяет применять ее для решения самых разнообразных психологических проблем.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Приведем описание фрагментов сессии с клиенткой 58 лет, психологом, обратившейся за помощью по поводу эмоционального выгорания. Жалобы на работоголизм, сильное психоэмоциональное напряжение, напряжение во всем теле, конфликтные отношения с матерью и коллегами. Сообщила, что мать с детства загружала ее непосильной работой, внушая мысль о том, что только те, кто много работает и делает все лучше всех, в последствии живут счастливо. Таким образом, у клиентки выявлены родительские предписания: «Работай, старайся, будь первой!», являющиеся причинами неврастении. Женщина сказала, что в ней одновременно живут как бы две разных ипостаси. Одна из них - Внутренний Родитель, который «тянет на себе всю семью и продолжает помогать матери, а вторая - Внутренний Ребенок - молча страдает от отсутствия любви, заботы и внимания. Рассказывая историю своего детства, женщина отметила, что недавно осознала, что выбранный ею деструктивный жизненный сценарий полностью повторяет сценарий жизни ее матери, которая так же, как и она, много работала, не уделяла внимания дочери, обделяя ее любовью и необходимой заботой. Девочка чувствовала себя брошенной и никому не нужной (что свидетельствует о наличии травмы отвержения) и недолюбленной, поэтому, чтобы получить любовь, до сих пор пытается быть удобной и хорошей для всех .
Психолог (П): Вы жалуетесь на психическое истощение и при этом продолжаете тратить силы на выполнение требований матери. Зачем? Ведь вы уже давно не маленький ребенок?
К: Хочу, чтобы она меня любила, и поэтому не могу психологически оторваться от нее.
Комментарии: одна из причин эмоционального выгорания: травма отверженности и незавершенной сепарации от матери.
Мы предложили клиентке выбрать из коллекции фигурок и поставить в песочницу те, которые олицетворяют ее ипостаси (субличности). Клиентка выбрала фигурки Коровы, рядом с которой расположила лежащую Амфору и фигурку Щенка (рис.1).
Рис.1. Песочная картина, отражающая деструктивные отношения внутреннего критикующего родителя (корова) И внутреннего травмированного ребенка (щенок)
П: Расскажите, пожалуйста, кого Вы выбрали?
К: Корова — это я, вскормившая всех членов семьи. И я же Щеночек, забившийся в угол, маленький и никому не нужный.
П: А как выглядит ваш Внутренний Взрослый?
К: Его нет. Он устал, лег спать и давно самоустранился от всех.
Комментарии: Внутренний Родитель клиентки был выбран ею в виде фигурки Коровы, Внутренний травмированный Ребенок в виде фигурки Щенка, а Внутреннего Взрослого клиентка не чувствовала совсем.
П: Что находится в амфоре рядом с Коровой?
К: Корова постоянно дает молоко, но оно непрерывным потоком
утекает из амфоры в землю.
П: И как Корова себя чувствует?
К: Она очень устала. Под грузом проблем она наполовину ушла в песок. Она злится на себя и на мать, которая требует постоянного внимания, но не давать молоко не может.
Комментарии: так выглядит трудоголизм клиентки. Много работая и не имея времени на отдых, она регулярно отдает часть зарплаты матери, старается быть для нее хорошей, принятой, надеясь, что мать наконец-то удовлетворит ее потребность в любви. Проявлять вовне свою злость клиентке запретили еще в детстве, поэтому она может злиться только на себя. Результатом аутоагрессии является трудоголизм и эмоциональное выгорание. Таким образом подтверждена правомочность «триады К. Ясперса», утверждавшего, что результатом травмы (в данном случае отверженности) является невроз (внутриличностный конфликт), вызывающий психосоматический симптом- эмоциональное выгорание.
П: А как себя чувствует Щенок?
К: Он несчастен, голоден и обделен любовью.
П: Как вы относитесь к ним обоим и как Щенок и Корова относятся друг к другу?
К: Корова меня злит, а Щенка жалко. Он издалека смотрит на Корову и хотел бы к ней приблизиться, но она идет вперед и его не видит.
П: Чего хочется Щенку? Что может его порадовать?
К: Ему хочется, чтобы корова пожалела и пригрела его.
П: Что они будут делать вместе?
К: Они будут разговаривать и обниматься.
П: Что такое важное может дать Корова Щенку?
К:Любовь, поддержку и признание.
П: А чего хочется Корове?
К: Она хотела бы отдохнуть, встать на ноги и быть подальше от мамы. Ей надо поставить Амфору вертикально, чтобы молоко не утекало, а использовалось разумно.
П: Может ли Корова сама сделать так, чтобы Амфора не протекала?
К: Нет.
Комментарий: невротик сам не может разрешить противоречие. Ему необходима помощь извне.
П: Кто ей может в этом помочь?
К: Мой муж. (Клиентка ставит рядом с коровой фигурку Священника).
П: Может ли он хотя бы временно начать выполнять функции вашего заснувшего Внутреннего Взрослого?
К: Может.
П: Как себя сейчас чувствует Щенок? Что-то изменилось для него?
К: Нет. Он по-прежнему чувствует себя голодным, ненужным и обездоленным.
П: Кому корова отдает свое молоко?
К: Матери, детям, внукам и мужу, но кроме мужа этого никто не ценит.
П: Получается, что на Вашей песочной картине все части вашей личности живут отдельно друг от друга и практически не взаимодействуют между собой? О щенке никто не заботится, Корову недооценивают. Все живут своими жизнями.
К: Получается, что так.
П: Что должно произойти, чтобы они начали взаимодействовать друг с другом?
К: Надо, чтобы Священник стал поводырем для Коровы. Если он встанет впереди нее, поможет выбрать правильную дорогу и начнет распределять ресурсы, тем самым он окажет ей эмоциональную поддержку. Амфора поднимется с песка и молоко перестанет утекать. Корова отдаст энергию молока мужу - Священнику и голодному Щенку.
Комментарий: Фигурка Священника олицетворяет для клиентки субличность ее Внутреннего Взрослого.
К: Щенок прижмется к вымени Коровы и она будет кормить его сама.
П: Теперь Корова довольна?
К: Нет. Она хочет идти впереди Священника. Для нее важнее контроль и власть (невротические потребности).
П: Над кем она может властвовать?
К: Над собой и над Ребенком. Остальные члены семьи ее не слушают.
Комментарий: Клиентка рассказала про свои невротические потребности в контроле и власти, которые проявились во время сессии.
К: Корова проявляет свою власть над собой, что приводит к самоэксплуатации и работоголизму.
П: Получается, что ей необходим Ребенок, чтобы было кого контролировать и реализовывать свое стремление к власти?
К: Да! Именно для этого ей нужен Щенок.
П: Сделайте так, как хочет Корова. Пусть она вырвется вперед.
К:Ей стало лучше, но чего-то не хватает.
П:Посмотрите на песочную композицию и внесите в нее такие изменения, чтобы Корове стало хорошо.
К: Я вижу среди фигурок на полке красную Шапку Мономаха – это символ неограниченной власти.
П:Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим?
К: Шапка Мономаха -это моя мать. Так вот, оказывается, кто в семье самый главный!
Клиентка переставляет фигурку Коровы впереди Священника, Ребенка помещает позади всей процессии, а на голову Коровы надевает Шапку Мономаха -символ власти (рис.2)
Рис.2. Травма незавершенной сепарации от мамы (образ мамы- это корона на голове клиентки, управляющая ее жизнью)
П: Значит ваша мама как в детстве продолжает управлять вами?
К:Да.
П: И как себя чувствуете Корова? Она довольна?
К: С одной стороны, «Да», т.к. теперь она впереди, всех контролирует и делает так, как хочет мама, но с другой, у нее кончились силы, а тело напряжено.
П: Так что же делать?
К: Корове надо иногда выходить вперед, на некоторое время почувствовать себя главной, чтобы удовлетворить потребности во власти, и тут же снова вставать позади поводыря, чтобы он заботился о ней.
П: Что чувствуете?
К: Мне хорошо, я поняла, что могу быть разной, в зависимости от ситуации. Главное-изменить поведение.
П: Можно поменять старые модели поведения на новые, а можно расширитьповеденческий репертуар и вместо одной ригидной стратегии- борьба за власть – стать гибкой и адаптивной. Недаром говорят, что сила женщины в ее слабости, а вы продолжаете рваться в бой в первых рядах.
П: Что делают Щенок и Священник, когда Корова вырывается вперед?
К: Грустно плетутся за ней.
П: Какие ощущения в теле при взгляде на эту картину?
П: Мне плохо.
П: Создайте такую композицию, чтобы вам стало хорошо.
Клиентка ставит Щенка слева от головы Коровы, а Священника справа таким образом, чтобы все три фигурки находились как бегуны перед стартом на одной прямой (при этом каждая из субличностей получает равное количество энергии и они уравниваются в правах) (рис.3).
К: Вот теперь мне хорошо!
Рис.3. Позитивный Финал терапии: новые Границы с матерью (корона убрана из композиции), отношения между субличностями -родителя-взрослого-ребенка- стали партнерскими
П: Как Вы сейчас себя чувствуете?
К: Мне стало спокойнее. Отбросив Корону, я отделилась от мамы и перестала выполнять ее приказы. С другой стороны, я поняла, что мне необходимо продолжать поддерживать мать, т.к. это дает мне возможность удовлетворять потребность в контроле и власти, от которых я пока отказаться не могу (нет полного осознания, нехватка ресурсов). Мне необходимо уделять одинаковое внимание всем субличностям и распределять свою любовь и энергию между ними поровну . Надо искать золотую середину между работой и отдыхом, чтобы успевать восстанавливать силы и сохранять здоровье.
Комментарии: На основании проведенной терапии можно сделать следующие выводы.
Непроработанные травмы клиентки: отвержения и незавершенной сепарации от матери и невротический конфликт между Внутренним Родителем (фигурка Коровы) и Внутренним Ребенком (фигурка Щенка) стали причиной синдрома эмоционального выгорания. Внутренний Родитель клиентки был настолько поглощен своей работой, что забыл, ради чего он это делает. Он забыл, что основной обязанностью родителя является забота о здоровье и воспитании своего ребенка. Внутренний Ребенок чувствовал себя несчастным, брошенным и нелюбимым.
В раннем детстве клиентка интроецировала невротический семейный сценарий отношения к себе и миру. Во время сессии, когда клиентка погрузилась в свои эмоции, мысли и ощущения и проживала отношения между собой и родителями в моменте «здесь и сейчас», задавая вопросы, мы направляли процесс терапии по пути удовлетворения потребностей Внутреннего Ребенка и Внутреннего Взрослого клиентки. Песочная картина и проживаемые клиенткой эмоции, мысли, действия и ощущения в теле показали, что в детстве ее мама (олицетворяемая архетипом Коровы) не замечала потребностей и страданий дочери (архетипа Щенка), т.к. была поглощена работой. Дочь стремилась к матери и нуждалась в ее заботе, поддержке и в любви. Не получив их в достаточной степени, она до настоящего времени находилась в ситуации хронической эмоциональной травмы и фрустрации (символ Молока является известным архетипическим олицетворением материнской Любви).
Известно, что без гармоничного прохождения фазы слияния, принятия любви и заботы матери процесс взросления дочери и ее сепарация от матери завершиться не может. Находящаяся в созависимых отношениях с матерью дочь не смогла отказаться от деструктивного жизненного сценария матери - «коровы, постоянно дающей молоко». Ей не удалось сепарироваться от матери и найти гармоничный путь сочетания работы и отдыха, что и послужило причиной постоянного напряжения, психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания клиентки.
Комментарии: В результате проведенной терапии клиентка трансформировала разрушающую энергию негативного полюса архетипа пожирающей матери (что выражалось в аутоагрессии) в конструктивную энергию позитивного полюса архетипа Внутренней Дающей любящей Матери, которая, наконец, обогрела и накормила своего Внутреннего Ребенка.Поэтому на символическом уровне клиентка прожила фазу слияния со своей матерью, что исцелило ее травму отвержения. После этого она смогла принять свою Тень (вытесненные в бессознательное невротические потребности в контроле и власти) и направить ее в разумное русло, то есть гармонично сочетать труд и отдых, необходимый для поддержания здоровья. В результате уже во время сессии состояние клиентки улучшилось, она успокоилась и поняла, как именно ей следует себя вести в дальнейшем, чтобы профилактировать возникновение напряжения.
Таким образом, песочная терапия является методом недирективной трансформации негативного актуального состояния в позитивное. Клиент погружается в суть своей проблемы и изменяет ее в желаемом направлении, в зависимости от наличия ресурсов. В рассматриваемом примере одной из причин проблемы клиентки явилась травма отвержения и травмы незавершенной сепарации от матери. В детстве девочка недополучила материнской любви и поддержки и до сих пор пыталась быть послушной дочерью, чтобы восполнить дефицит материнской любви. На это уходило значительное количество психической энергии, что, наряду с работоголизмом привело к синдрому эмоционального выгорания. Песочная картина позволила диагностировать травму, расконтейнировать ее, перепрожить и трансформировать освободившуюся энергию в ресурс любви. Роль терапевта заключалась в направлении и поддержке процесса, следовании за клиентом.
Следовательно, метод песочной терапии является эффективным способом диагностики и терапии синдрома эмоционального выгорания.