Автор: Елена Маркман. Отрывок из книги Е.Маркман «Перинатальная утрата: практикум по арт-терапии»
Статистика беспощадна: по разным причинам от 10% до 25% беременностей прерываются в период до 3 месяцев. Ежегодно более одной трети всех женщин сталкиваются с перинатальной утратой вследствие выкидыша, мертворождения или младенческой смертности (по данным Росстата за 2016 г. количество перинатальных смертей составило 14 997 чел.). В это число не входят данные по количеству абортов, количеству детей выношенных, но имеющих проблемы со здоровьем, в т.ч. генетического характера.
Перинатальная потеря (утрата) – это смерть ребенка до рождения или в первые семь дней после рождения. Иногда среди женщин, переживших перинатальную потерю, используется выражение «смерть нерожденного». Термин «перинатальная потеря» может означать внутриутробную смерть плода (в том числе в результате замершей беременности), смерть ребенка в родах или в ближайшее время после родов. К перинатальным потерям относят также аборты, особенно аборты по медицинским показаниям, когда врачи настаивают на абортировании нежизнеспособного ребенка.
Наша культура, отрицающая смерть и запрещающая эмоции, не научила нас, как вести себя перед лицом утраты. Столкнувшись с перинатальной утратой, мы зачастую не знаем, что нужно делать, чтобы не чувствовать себя беспомощными, как «заставить» уйти переживания и найти силы вернуться к «нормальной» жизни? Сколько времени должно пройти или как долго надо горевать женщине после перинатальной утраты?
Каждая перинатальная утрата уникальна для женщины, к сожалению, часто женщина остается одна на один в этой ситуации, вынуждено изолируя себя от «поддержки» близких произносящих «дежурные» фразы: «Не переживай», «Бог дал- Бог взял», «Молодая, родишь еще» и т.д. Утверждения такого характера не только блокируют желание общаться, но и обесценивают горе и сам факт утраты, а также сильные эмоции сопровождающие этот процесс.
Внутри все «замирает», время останавливается и тело на физическом уровне закрывается от мира. Ослабленное стрессом, тело требует непосредственном заботы о себе, физической и эмоциональной поддержки. Без должной поддержки психологическая травма и эмоциональное отреагирование растягиваются во времени. Только после того, как восстановлено физическое тело, появляется возможность восстановления. Фазы проживания утраты не содержат коротких путей, работы «на скорую руку»; каждая из них важна для перехода на следующий уровень процесса горевания.
Работа с перинатальной утратой направлена на поиск выхода; выхода, который поможет жить родителям дальше, не причиняя страданий в первую очередь себе. Элизабет Кюблер-Росс считала горе-даром; даром, который содержит чистые и естественные эмоции, содержащие необъятную печаль недостатка того или кого мы любили, нехватки и потери того, что мы потеряли. Важно проживать процесс горевания без примесей ограничивающих чувств: вины, обиды, гнева, жалости к себе; тогда горе исцеляется само. Каждый сам находит для себя свое «сито», через которое просеивает эти эмоции; на справится с эти процессом в одиночку тяжело, а иногда и невозможно. С помощью специалиста можно пережить боль и сомнения, научившись открыто выражать и изливать накопленные эмоции.
Согласно последним исследованиям, обнаружено, что наиболее стрессовыми переживаниями являются те, которые связаны с утратой. Но не только стресс, но и характер переживания стресса, это тот фактор. Который в значительной степени увеличивает подверженность заболеваниям и то, как человек реагирует на утрату эмоционально/психологические реакции, определяет и последующие физические реакции тела. Таким образом, женщины, перенесшие перинатальную утрату, находятся в зоне высокого риска; т.к. ощущения, описываемые как «пустота», «отсутствие смысла» и ощущение недостаточной поддержки знакомо практически каждой из них.
Задача специалиста помочь родителям, переживающим перинатальную потерю, осознать, что они находятся в здравом уме и переполняющие их чувства нормальны и нужны им, что они способны выразить и разделить боль утраты. И здесь очень важен целостный подход к исцелению, только рассматривая все аспекты, которые важны для проживания горя, можно восстановить физические и эмоциональные силы, найти ресурсы, которые являются частью каждого из нас.
Выражение своих эмоций может принимать различные формы. Для кого то крик, слезы, написание писем, беседы и визуализация помогают давать волю своим чувствам, кто то находит другие способы вернуть себе покой: через спорт, танец или погружение в мечты. Здесь важно принимать свои эмоции как ценные и научиться высвобождать их без страданий.
Упражнение «Работа с чувством потери»
Для начала этого упражнения необходимо понять, что клиент представляет, думая об утрате. Многие люди думают о свершившейся или предстоящей потере, представляя себе картинку, образ этого человека, причем образ может быть парящим, размытым, нечетким, плоским, прозрачным, либо вместо умершего человека они могут мысленно видеть его могилу. При этом обычно вспоминаются хорошие моменты, как недоступные теперь ресурсы. Необходимо проговорить и проанализировать: какие образы утраты посещают клиента, где в пространстве этот образ находится, его яркость, четкость, объемность, размеры, цвета, есть ли там движения и звуки.
Инструкция:
Статистика беспощадна: по разным причинам от 10% до 25% беременностей прерываются в период до 3 месяцев. Ежегодно более одной трети всех женщин сталкиваются с перинатальной утратой вследствие выкидыша, мертворождения или младенческой смертности (по данным Росстата за 2016 г. количество перинатальных смертей составило 14 997 чел.). В это число не входят данные по количеству абортов, количеству детей выношенных, но имеющих проблемы со здоровьем, в т.ч. генетического характера.
Перинатальная потеря (утрата) – это смерть ребенка до рождения или в первые семь дней после рождения. Иногда среди женщин, переживших перинатальную потерю, используется выражение «смерть нерожденного». Термин «перинатальная потеря» может означать внутриутробную смерть плода (в том числе в результате замершей беременности), смерть ребенка в родах или в ближайшее время после родов. К перинатальным потерям относят также аборты, особенно аборты по медицинским показаниям, когда врачи настаивают на абортировании нежизнеспособного ребенка.
Наша культура, отрицающая смерть и запрещающая эмоции, не научила нас, как вести себя перед лицом утраты. Столкнувшись с перинатальной утратой, мы зачастую не знаем, что нужно делать, чтобы не чувствовать себя беспомощными, как «заставить» уйти переживания и найти силы вернуться к «нормальной» жизни? Сколько времени должно пройти или как долго надо горевать женщине после перинатальной утраты?
Каждая перинатальная утрата уникальна для женщины, к сожалению, часто женщина остается одна на один в этой ситуации, вынуждено изолируя себя от «поддержки» близких произносящих «дежурные» фразы: «Не переживай», «Бог дал- Бог взял», «Молодая, родишь еще» и т.д. Утверждения такого характера не только блокируют желание общаться, но и обесценивают горе и сам факт утраты, а также сильные эмоции сопровождающие этот процесс.
Внутри все «замирает», время останавливается и тело на физическом уровне закрывается от мира. Ослабленное стрессом, тело требует непосредственном заботы о себе, физической и эмоциональной поддержки. Без должной поддержки психологическая травма и эмоциональное отреагирование растягиваются во времени. Только после того, как восстановлено физическое тело, появляется возможность восстановления. Фазы проживания утраты не содержат коротких путей, работы «на скорую руку»; каждая из них важна для перехода на следующий уровень процесса горевания.
Работа с перинатальной утратой направлена на поиск выхода; выхода, который поможет жить родителям дальше, не причиняя страданий в первую очередь себе. Элизабет Кюблер-Росс считала горе-даром; даром, который содержит чистые и естественные эмоции, содержащие необъятную печаль недостатка того или кого мы любили, нехватки и потери того, что мы потеряли. Важно проживать процесс горевания без примесей ограничивающих чувств: вины, обиды, гнева, жалости к себе; тогда горе исцеляется само. Каждый сам находит для себя свое «сито», через которое просеивает эти эмоции; на справится с эти процессом в одиночку тяжело, а иногда и невозможно. С помощью специалиста можно пережить боль и сомнения, научившись открыто выражать и изливать накопленные эмоции.
Согласно последним исследованиям, обнаружено, что наиболее стрессовыми переживаниями являются те, которые связаны с утратой. Но не только стресс, но и характер переживания стресса, это тот фактор. Который в значительной степени увеличивает подверженность заболеваниям и то, как человек реагирует на утрату эмоционально/психологические реакции, определяет и последующие физические реакции тела. Таким образом, женщины, перенесшие перинатальную утрату, находятся в зоне высокого риска; т.к. ощущения, описываемые как «пустота», «отсутствие смысла» и ощущение недостаточной поддержки знакомо практически каждой из них.
Задача специалиста помочь родителям, переживающим перинатальную потерю, осознать, что они находятся в здравом уме и переполняющие их чувства нормальны и нужны им, что они способны выразить и разделить боль утраты. И здесь очень важен целостный подход к исцелению, только рассматривая все аспекты, которые важны для проживания горя, можно восстановить физические и эмоциональные силы, найти ресурсы, которые являются частью каждого из нас.
Выражение своих эмоций может принимать различные формы. Для кого то крик, слезы, написание писем, беседы и визуализация помогают давать волю своим чувствам, кто то находит другие способы вернуть себе покой: через спорт, танец или погружение в мечты. Здесь важно принимать свои эмоции как ценные и научиться высвобождать их без страданий.
Упражнение «Работа с чувством потери»
Для начала этого упражнения необходимо понять, что клиент представляет, думая об утрате. Многие люди думают о свершившейся или предстоящей потере, представляя себе картинку, образ этого человека, причем образ может быть парящим, размытым, нечетким, плоским, прозрачным, либо вместо умершего человека они могут мысленно видеть его могилу. При этом обычно вспоминаются хорошие моменты, как недоступные теперь ресурсы. Необходимо проговорить и проанализировать: какие образы утраты посещают клиента, где в пространстве этот образ находится, его яркость, четкость, объемность, размеры, цвета, есть ли там движения и звуки.
Инструкция:
- Подумайте о человеке, который уже ушел из вашей жизни, но при мысли о котором вы чувствуете себя хорошо. Вы ощущаете его присутствие или заполненность, но не пустоту. Так же, как и в первом случае, проанализируйте эту картинку, разложив ее на субмодальности: ее местоположение, цвета, размеры, яркость, звуки, объем, движения. Подумайте, чем этот образ отличается от первого. Выявите субмодальные отличия. Например, в первом образе нет движения и звуков, он нечеткий, серые цвета, а во втором образе есть голоса людей, движения, прикосновения, яркие приятные цвета, реальные размеры и т. д.
- Теперь измените субмодальности первой картинки на субмодальности второй, исходя из тех отличий, которые вы обнаружили. То есть образ утраченного человека будет теперь расположен там же, где и вторая картинка, иметь те же цвета, звуки, движения, размеры, объемность, ощущения.
- Теперь, думая о приятных моментах общения с этим человеком, постарайтесь понять, что важного, ценного было в ваших с ним отношениях. Что вы получали для себя от этих отношений. Например, одни люди ценят чувства надежности, защищенности, интимную сторону отношений, другие говорят о качествах взаимопонимания, доверия, творчества, чувства юмора и т. д.
- Когда вы определите, что создавало ценность ваших отношений, поместите это на отдельной картине в другом месте. Эта картина может быть более абстрактной, изображения могут быть более символическими, но она сохранит суть тех особых переживаний, которые вы испытали, общаясь с этим человеком. Ощутите присутствие в вашей жизни всех этих ценностей, как если бы это происходило с вами сейчас.
- Теперь на картине, которую вы помещаете в новое место, представьте то, что из этих ценностей вы могли бы перенести в будущее. Каким образом те же самые ценности могут быть удовлетворены общением с другими людьми и какого рода занятия могут приносить вам эти хорошие чувства? Возможно, что картина будет смутной и нечеткой, ведь вы не знаете, кого вы встретите в будущем, но на этой картине вы заметите те же самые значимые для вас образы. Представление о том, каким образом вы можете ощутить те же самые ценности с другим человеком, направит ваше внимание на поиск новых отношений и занятий.
- Эти новые отношения и занятия можно представить, как некий фильм о себе на уровне образов, звуков, ощущений. Убедитесь в том, что эти новые отношения и занятия не приносят вреда вам и окружающим. Это означает, что вы не выбрали для себя, например, вредные вещества, такие как алкоголь или наркотики, или рискованные виды поведения, такие как азартные игры, быстрая езда на автомобиле и т. д.
- Теперь возьмите эту картину и размножьте ее, как если бы это была колода карт. При этом каждый раз каждую карту поворачивайте немного иначе, но сохранив при этом все те же приятные образы.
- Когда вы получите множество картин, представьте, что вы бросаете их в будущее. При этом они рассеиваются повсюду в будущем, одни ближе, другие дальше. Чтобы вы могли почувствовать те ценные вещи, которые будете получать от них в будущем…