Отрывок из книги Анастасии Колендо-Смирновой "Когнитивно-образная терапия (КОТ)"
Думаю, что вы уже ясно представляете для себя, что такое психотерапевтический запрос и чем он отличается от жалобы. Но все же поясню этот момент для тех, кто, возможно, не вполне четко проводит границу между этими двумя понятиями. Жалоба представляет собой выражение неудовольствия чем-либо или кем-либо. Это высказывание, основанное на эмоциях, из которого становится понятно, что человек испытывает чувство неудовлетворенности в одной (или многих) из сфер своей жизни. Запрос показывает, какую именно помощь хочет получить человек, какого результата ждет от психолога или психотерапевта. Психолог помогает клиенту перевести жалобу в запрос, и именно с этого начинается терапия.
Пример. От человека ушла жена. Он расстроен или в гневе, эмоционально рассказывает о происшедшем. Это – жалоба. Вернуть любимого человека или по-иному наладить личную жизнь - это уже запрос.
Еще пример. Женщина жалуется на постоянные ссоры с мамой, с которой она проживает на одной территории. Это жалоба. То, что она конкретно хочет получить в ходе нашей с ней работы – это запрос. Если она хочет научиться сдерживать эмоции и не раздувать конфликт на ровном месте, это один вариант. Уметь выражать свою позицию и говорить нет – второй. Стать менее зависимой от мнения мамы - третий и т.д. Задача специалиста состоит в переводе жалобы в запрос. Каким образом это можно сделать? Для начала мы выслушиваем жалобу обратившегося к нам человека. Таким образом он выражает свои эмоции и это уже терапевтично в какой-то мере. Далее помогаем сформулировать конкретный запрос. Для этого мы используем вопросы, помогающие конкретизировать пожелание клиента. Например: какую именно помощь в решении озвученной проблемы вы ждете от меня? К какому результату вы хотели бы прийти в ходе нашей с вами работы? Каким должен быть итог работы, чтобы вы поняли, что проблема решена? Что именно мы могли бы с вами проработать, чтобы решить этот вопрос? И т.д.
Пример. Антон жалуется на чувство вины по отношению к жене, которой он изменил. Также он эмоционально жалуется на то, что супруга перестала следить за собой и постоянно с ним ругается. Говорит, что не хочет возвращаться домой с работы и старается задержаться подольше, чтобы меньше скандалить с супругой. Это все жалобы. Я спросила Антона, чем, по его мнению, я могла бы быть полезна ему в сложившейся ситуации, и с чем он хотел бы поработать. Из ответа Антона следовало, что он хочет понять, стоит ли в принципе продолжать эти отношения. И это был уже запрос. Не желание уладить конфликты или избавиться от чувства вины, а намерение понять, есть ли силы и готовность сохранить семью. С этим мы и стали работать.
В КОТ запросом будет являться, некая «желаемая картинка». Пример. Допустим, человек испытывает страх перед собаками. Он сообщает об этом специалисту, описывает ему свой страх. Далее психолог помогает ему озвучить свой запрос. Например: я хочу дружить с собаками, я хочу нормально общаться с ними, я хочу спокойно и без страха проходить мимо них. Это поможет понять, чего на самом деле хочет человек. И далее создается некая образная картинка желаемого.
«Представьте себе, что ваша проблема решена. Ваша жизнь изменилась в лучшую сторону. Представьте себе свое желаемое будущее. Расскажите о нем в виде фиксированного кадра – всего одного! Опишите его в деталях».
Итак, наша задача – сформулировать запрос не просто на уровне текста, а на уровне картинки. Порой людям непонятен и сложен данный этап. Если у кого-то так и не получается представить желаемое будущее, в большинстве случаев это говорит о наличии депрессии, когда человек в принципе ничего не хочет. Но это уже тема для отдельного разговора. Чаще все же человек может представить себе то, к чему стремится.
А мы вернемся к принципам создания картинки-кадра из счастливого и желанного будущего. Это и есть первое требование: картинка должна быть из будущего, а не из прошлого. Оно крайне важно! Даже если в прошлом есть моменты, куда хотелось бы вернуться, мы все равно смотрим вперед.
Пример. Женщина мечтает похудеть. Мысленно она видит себя такой, какой была в 17 лет – стройной и изящной. Но формируя картинку-кадр, она должна видеть себя не в период юности, а представлять себя в будущем – как она выглядит, с кем она и где.
Мужчина видит себя в прошлом, когда у него еще не было проблем с ЖКТ (желудочно-кишечным трактом). Но необходимо, чтобы он представил себя в будущем, когда будет снова здоров. Чем он будет заниматься, где и с кем находиться?
Следующее требование к созданию картинки: в ее центре должен быть живой персонаж, а не предмет: либо человек (что желательно), либо животное. Задача на данном этапе – представить себе кого-то живого в определенном контексте, ситуации, обстановке. Эффективнее работать с образом себя.
Пример. Парень боится водить машину. Он представляет желаемую картинку, где находится за рулем легкового автомобиля на городской дороге.
Девушка, страдающая психогенным бесплодием, представляет себя беременной кошкой, вылизывающейся бока, уютно расположившись на подоконнике в кухне.
Женщина, желающая уменьшить количество морщин, представляет свое отражение в зеркале, где лицо выглядит очень молодым и ухоженным.
Мужчина, желающий занять более высокую должность на работе, представляет человека, поднимающегося по ступенькам вверх.
Переходим к следующему требованию: конкретные условия, обстоятельства либо действия. Необходимо четко представить, где находится наш персонаж, какие действия он предпринимает, какая вокруг него обстановка и так далее.
Пример. Работа с бесплодием. Женщине, обратившейся с таким запросом, важно как можно более детально представить себя в сбывшемся будущем. Например, с положительным тестом в руках. Либо с большим животом. Или баюкающей малыша (отправляющей его в детский сад и т.п.).
Очень важно, чтобы человек смог наглядно представить «фотографию», то есть конкретную картинку. Чем точнее и детальнее она будет, тем лучше. На этом мы заканчиваем изучение первого этапа, на котором учимся формулировать четкий запрос и превращать его в конкретную желаемую картинку.
Думаю, что вы уже ясно представляете для себя, что такое психотерапевтический запрос и чем он отличается от жалобы. Но все же поясню этот момент для тех, кто, возможно, не вполне четко проводит границу между этими двумя понятиями. Жалоба представляет собой выражение неудовольствия чем-либо или кем-либо. Это высказывание, основанное на эмоциях, из которого становится понятно, что человек испытывает чувство неудовлетворенности в одной (или многих) из сфер своей жизни. Запрос показывает, какую именно помощь хочет получить человек, какого результата ждет от психолога или психотерапевта. Психолог помогает клиенту перевести жалобу в запрос, и именно с этого начинается терапия.
Пример. От человека ушла жена. Он расстроен или в гневе, эмоционально рассказывает о происшедшем. Это – жалоба. Вернуть любимого человека или по-иному наладить личную жизнь - это уже запрос.
Еще пример. Женщина жалуется на постоянные ссоры с мамой, с которой она проживает на одной территории. Это жалоба. То, что она конкретно хочет получить в ходе нашей с ней работы – это запрос. Если она хочет научиться сдерживать эмоции и не раздувать конфликт на ровном месте, это один вариант. Уметь выражать свою позицию и говорить нет – второй. Стать менее зависимой от мнения мамы - третий и т.д. Задача специалиста состоит в переводе жалобы в запрос. Каким образом это можно сделать? Для начала мы выслушиваем жалобу обратившегося к нам человека. Таким образом он выражает свои эмоции и это уже терапевтично в какой-то мере. Далее помогаем сформулировать конкретный запрос. Для этого мы используем вопросы, помогающие конкретизировать пожелание клиента. Например: какую именно помощь в решении озвученной проблемы вы ждете от меня? К какому результату вы хотели бы прийти в ходе нашей с вами работы? Каким должен быть итог работы, чтобы вы поняли, что проблема решена? Что именно мы могли бы с вами проработать, чтобы решить этот вопрос? И т.д.
Пример. Антон жалуется на чувство вины по отношению к жене, которой он изменил. Также он эмоционально жалуется на то, что супруга перестала следить за собой и постоянно с ним ругается. Говорит, что не хочет возвращаться домой с работы и старается задержаться подольше, чтобы меньше скандалить с супругой. Это все жалобы. Я спросила Антона, чем, по его мнению, я могла бы быть полезна ему в сложившейся ситуации, и с чем он хотел бы поработать. Из ответа Антона следовало, что он хочет понять, стоит ли в принципе продолжать эти отношения. И это был уже запрос. Не желание уладить конфликты или избавиться от чувства вины, а намерение понять, есть ли силы и готовность сохранить семью. С этим мы и стали работать.
В КОТ запросом будет являться, некая «желаемая картинка». Пример. Допустим, человек испытывает страх перед собаками. Он сообщает об этом специалисту, описывает ему свой страх. Далее психолог помогает ему озвучить свой запрос. Например: я хочу дружить с собаками, я хочу нормально общаться с ними, я хочу спокойно и без страха проходить мимо них. Это поможет понять, чего на самом деле хочет человек. И далее создается некая образная картинка желаемого.
«Представьте себе, что ваша проблема решена. Ваша жизнь изменилась в лучшую сторону. Представьте себе свое желаемое будущее. Расскажите о нем в виде фиксированного кадра – всего одного! Опишите его в деталях».
Итак, наша задача – сформулировать запрос не просто на уровне текста, а на уровне картинки. Порой людям непонятен и сложен данный этап. Если у кого-то так и не получается представить желаемое будущее, в большинстве случаев это говорит о наличии депрессии, когда человек в принципе ничего не хочет. Но это уже тема для отдельного разговора. Чаще все же человек может представить себе то, к чему стремится.
А мы вернемся к принципам создания картинки-кадра из счастливого и желанного будущего. Это и есть первое требование: картинка должна быть из будущего, а не из прошлого. Оно крайне важно! Даже если в прошлом есть моменты, куда хотелось бы вернуться, мы все равно смотрим вперед.
Пример. Женщина мечтает похудеть. Мысленно она видит себя такой, какой была в 17 лет – стройной и изящной. Но формируя картинку-кадр, она должна видеть себя не в период юности, а представлять себя в будущем – как она выглядит, с кем она и где.
Мужчина видит себя в прошлом, когда у него еще не было проблем с ЖКТ (желудочно-кишечным трактом). Но необходимо, чтобы он представил себя в будущем, когда будет снова здоров. Чем он будет заниматься, где и с кем находиться?
Следующее требование к созданию картинки: в ее центре должен быть живой персонаж, а не предмет: либо человек (что желательно), либо животное. Задача на данном этапе – представить себе кого-то живого в определенном контексте, ситуации, обстановке. Эффективнее работать с образом себя.
Пример. Парень боится водить машину. Он представляет желаемую картинку, где находится за рулем легкового автомобиля на городской дороге.
Девушка, страдающая психогенным бесплодием, представляет себя беременной кошкой, вылизывающейся бока, уютно расположившись на подоконнике в кухне.
Женщина, желающая уменьшить количество морщин, представляет свое отражение в зеркале, где лицо выглядит очень молодым и ухоженным.
Мужчина, желающий занять более высокую должность на работе, представляет человека, поднимающегося по ступенькам вверх.
Переходим к следующему требованию: конкретные условия, обстоятельства либо действия. Необходимо четко представить, где находится наш персонаж, какие действия он предпринимает, какая вокруг него обстановка и так далее.
Пример. Работа с бесплодием. Женщине, обратившейся с таким запросом, важно как можно более детально представить себя в сбывшемся будущем. Например, с положительным тестом в руках. Либо с большим животом. Или баюкающей малыша (отправляющей его в детский сад и т.п.).
Очень важно, чтобы человек смог наглядно представить «фотографию», то есть конкретную картинку. Чем точнее и детальнее она будет, тем лучше. На этом мы заканчиваем изучение первого этапа, на котором учимся формулировать четкий запрос и превращать его в конкретную желаемую картинку.