Автор: Виктория Рябова, психолог, психотерапевт, бизнес-консультант
Всем известна истина: эффективность работы во время консультации зависит от четко сформулированного запроса и выделения фокуса, т.е. главного переживания клиента по поводу его проблемы. Когда мы находим хорошее решение для этого переживания – проблема становится задачей. Но часто клиенты путаются в своих «показаниях» и сфокусироваться на этом переживании не могут.
Поэтому был придуман метод, как вывести клиента на это главное переживание, не расспрашивая его о всех чувствах и эмоциях по поводу беспокоящей его ситуации, а идти от констатации факта. Предлагаю и вам попробовать. Я сама была удивлена, на какие глубокие и серьезные вещи выходит человек, которые при стандартной работе даже «не всплывают»!
ШАГ № 1.
Я предлагаю клиенту сформулировать суть проблемы (ситуации) от первого лица. Например, «я не могу выйти замуж», «у меня не получается продвинуться по карьерной лестнице», «у меня часто болит голова» и так далее.
Клиент записывает эту фразу. Теперь из этой фразы выбираем приглянувшиеся буквы или слоги. Например, первая фраза (про замуж). Из этих букв придумать фантастическое имя – имя и фамилию; имя, отчество и фамилию. Придуманное имя должно понравиться клиенту или как-то эмоционально отозваться. Допустим, из предложенных букв клиент придумал такое: «Неягу Мужити».
ШАГ № 2.
Расскажите мне об этом человеке. Кто это: мужчина или женщина, сколько лет, чем занимается, есть ли семья? Уже на этом этапе вы получаете массу интересной информации. Женщина, которая не может выйти замуж, рассказывает о своем «Неягу Мужити» как о мужчине. И сразу становится ясно, что в реальной жизни ей мешает выйти замуж отсутствие идентификации с женским полом. «Неягу Мужити» может быть ребенком, трудоголиком, замужем и т.д. Это не обязательно доводить до клиента. Это больше информация для вас, с чем вам дальше предстоит работать. Хотя с некоторыми клиентами я обсуждаю эти нюансы.
ШАГ № 3.
Представьте, что художник нарисовал портрет этого человека. Но не в традиционной манере, а передал его внутренний мир. Найдите этот портрет. Из колоды МАК выбирается карта. Это могут быть универсальные колоды МАК. Я люблю работать с колодами «Котомоции», «Эмоции», «Личные границы», «Отношения».
Глядя на портрет, расскажите:
ШАГ № 4.
Однажды, гуляя по городу, вы решили зайти в картинную галерею и увидели, что главная экспозиция выставки посвящена этому человеку. На стене висят 7 картин. Центральная картина – портрет, о котором мы говорили. Слева и справа – по три картины, но они пока закрыты.
1 карта-картина – портрет.
2,3,4 карты-картины – картины из сказочных или сюжетных колод («По моему хотенью», «Личные границы», «Эмоции»). Я люблю больше сказочные колоды.
5,6,7 карты-картины – любые ресурсные колоды.
ШАГ № 5.
Откройте картину №2 (достать карту в закрытую). Она расскажет нам о событиях или событии, которое произошло в жизни нашего героя недавно, несколько месяцев или лет назад, которое подкрепило, усилило состояние главного героя, это то состояние, в котором он находится сейчас.
ШАГ № 6.
Переходим к картине № 3.
Она расскажет нам о том, что произошло очень давно, 20-30 лет назад (может, еще позже), когда эта проблема проявилась в жизни героя впервые, на внешнем плане, оформилась, как вещь. Карта достается в закрытую. Активируется также, как и в шаге № 5.
ШАГ № 7.
И теперь откроем картину № 4. Она расскажет нам о том, как эта проблема зародилась внутри героя, с чем это связано. Активируем карту также, как и в шаге № 5. Решение ищем на этом же уровне. Из любой ресурсной колоды в закрытую выбираем по одной карте к каждому вопросу (если есть время и желание, можно выбрать до 3 карт).
ШАГ № 8.
Теперь, когда есть эти три ресурса, что меняется в картине № 1? Что меняется в вашем отношении к портрету? При желании карту можно поменять.
ШАГ № 9.
Переходим к правой части экспозиции, к самой дальней картине № 5. Из ресурсной колоды выбрать карту в закрытую. Она расскажет о жизни главного героя в далеком будущем, 20-30 лет вперед, когда главный герой давно справился со своей проблемой и живет счастливой жизнью. Активировать карту. Что эта карта хочет сказать карте-портрету, какое у нее послание?
Шаг № 10.
Теперь посмотрим на картину № 6. На ней нарисована ситуация, когда герой окончательно справился со своей проблемой и начинает жить новой счастливой жизнью. Активировать карту. Какое послание у этой карты – карте-портрету?
ШАГ № 11.
И теперь картина № 7. На ней изображено, как главный герой в ближайшем будущем активно справляется со своей проблемой. Активация карты. Какое послание у этой карты карте-портрету?
ШАГ № 12.
Теперь, когда у вас есть три ресурса и три послания, что меняется на карте-портрете и в вашем отношении к портрету? Если есть желание, можете поменять портрет на другой.
В процессе работы метафорические образы можно соотносить с реальной жизнью клиента, но можно этого и не делать. Особенно, если это переживание связано с глубокой психологической травмой. Часто в 4-ой карте мы выходим на родовые или архетипические сценарии. В этом случае нет смысла выяснять, откуда это взялось. Главное – выйти из этого сценария при помощи ресурсов. Еще один нюанс, с которым я столкнулась во время работы: на поверхность может выйти еще какая-то проблема, связанная с запросом. Например, при работе с лишним весом вышли на тему одиночества. В таком случае я говорю клиенту, что это другая «стройплощадка», и мы вернемся на нее в другой раз.
Всем известна истина: эффективность работы во время консультации зависит от четко сформулированного запроса и выделения фокуса, т.е. главного переживания клиента по поводу его проблемы. Когда мы находим хорошее решение для этого переживания – проблема становится задачей. Но часто клиенты путаются в своих «показаниях» и сфокусироваться на этом переживании не могут.
Поэтому был придуман метод, как вывести клиента на это главное переживание, не расспрашивая его о всех чувствах и эмоциях по поводу беспокоящей его ситуации, а идти от констатации факта. Предлагаю и вам попробовать. Я сама была удивлена, на какие глубокие и серьезные вещи выходит человек, которые при стандартной работе даже «не всплывают»!
ШАГ № 1.
Я предлагаю клиенту сформулировать суть проблемы (ситуации) от первого лица. Например, «я не могу выйти замуж», «у меня не получается продвинуться по карьерной лестнице», «у меня часто болит голова» и так далее.
Клиент записывает эту фразу. Теперь из этой фразы выбираем приглянувшиеся буквы или слоги. Например, первая фраза (про замуж). Из этих букв придумать фантастическое имя – имя и фамилию; имя, отчество и фамилию. Придуманное имя должно понравиться клиенту или как-то эмоционально отозваться. Допустим, из предложенных букв клиент придумал такое: «Неягу Мужити».
ШАГ № 2.
Расскажите мне об этом человеке. Кто это: мужчина или женщина, сколько лет, чем занимается, есть ли семья? Уже на этом этапе вы получаете массу интересной информации. Женщина, которая не может выйти замуж, рассказывает о своем «Неягу Мужити» как о мужчине. И сразу становится ясно, что в реальной жизни ей мешает выйти замуж отсутствие идентификации с женским полом. «Неягу Мужити» может быть ребенком, трудоголиком, замужем и т.д. Это не обязательно доводить до клиента. Это больше информация для вас, с чем вам дальше предстоит работать. Хотя с некоторыми клиентами я обсуждаю эти нюансы.
ШАГ № 3.
Представьте, что художник нарисовал портрет этого человека. Но не в традиционной манере, а передал его внутренний мир. Найдите этот портрет. Из колоды МАК выбирается карта. Это могут быть универсальные колоды МАК. Я люблю работать с колодами «Котомоции», «Эмоции», «Личные границы», «Отношения».
Глядя на портрет, расскажите:
- Как он относится к себе?
- Как он относится к другим людям?
- Как он относится к миру и жизни в целом?
- Как он живет и что делает?
- Какие правила есть в его жизни?
- Какие запреты?
- Какие ценности?
ШАГ № 4.
Однажды, гуляя по городу, вы решили зайти в картинную галерею и увидели, что главная экспозиция выставки посвящена этому человеку. На стене висят 7 картин. Центральная картина – портрет, о котором мы говорили. Слева и справа – по три картины, но они пока закрыты.
1 карта-картина – портрет.
2,3,4 карты-картины – картины из сказочных или сюжетных колод («По моему хотенью», «Личные границы», «Эмоции»). Я люблю больше сказочные колоды.
5,6,7 карты-картины – любые ресурсные колоды.
ШАГ № 5.
Откройте картину №2 (достать карту в закрытую). Она расскажет нам о событиях или событии, которое произошло в жизни нашего героя недавно, несколько месяцев или лет назад, которое подкрепило, усилило состояние главного героя, это то состояние, в котором он находится сейчас.
- Что вы видите на карте?
- Где главный герой?
- Что ощущает, чувствует, думает, делает главный герой?
- Что ощущают, чувствуют, думают, делают другие персонажи?
- Какие отношения между ними?
- Что было до этой ситуации?
- Что будет после?
- Как бы вы назвали эту картину?
- Как вы относитесь к главному герою?
ШАГ № 6.
Переходим к картине № 3.
Она расскажет нам о том, что произошло очень давно, 20-30 лет назад (может, еще позже), когда эта проблема проявилась в жизни героя впервые, на внешнем плане, оформилась, как вещь. Карта достается в закрытую. Активируется также, как и в шаге № 5.
ШАГ № 7.
И теперь откроем картину № 4. Она расскажет нам о том, как эта проблема зародилась внутри героя, с чем это связано. Активируем карту также, как и в шаге № 5. Решение ищем на этом же уровне. Из любой ресурсной колоды в закрытую выбираем по одной карте к каждому вопросу (если есть время и желание, можно выбрать до 3 карт).
- Какого ресурса не хватило?
- Какой ресурс самый эффективный в этой ситуации?
- Какой ресурс ключевой?
- Проговариваем, как именно эти ресурсы помогут в этой ситуации. Если на карте несколько героев, ресурсы можно подобрать всем.
ШАГ № 8.
Теперь, когда есть эти три ресурса, что меняется в картине № 1? Что меняется в вашем отношении к портрету? При желании карту можно поменять.
ШАГ № 9.
Переходим к правой части экспозиции, к самой дальней картине № 5. Из ресурсной колоды выбрать карту в закрытую. Она расскажет о жизни главного героя в далеком будущем, 20-30 лет вперед, когда главный герой давно справился со своей проблемой и живет счастливой жизнью. Активировать карту. Что эта карта хочет сказать карте-портрету, какое у нее послание?
Шаг № 10.
Теперь посмотрим на картину № 6. На ней нарисована ситуация, когда герой окончательно справился со своей проблемой и начинает жить новой счастливой жизнью. Активировать карту. Какое послание у этой карты – карте-портрету?
ШАГ № 11.
И теперь картина № 7. На ней изображено, как главный герой в ближайшем будущем активно справляется со своей проблемой. Активация карты. Какое послание у этой карты карте-портрету?
ШАГ № 12.
Теперь, когда у вас есть три ресурса и три послания, что меняется на карте-портрете и в вашем отношении к портрету? Если есть желание, можете поменять портрет на другой.
В процессе работы метафорические образы можно соотносить с реальной жизнью клиента, но можно этого и не делать. Особенно, если это переживание связано с глубокой психологической травмой. Часто в 4-ой карте мы выходим на родовые или архетипические сценарии. В этом случае нет смысла выяснять, откуда это взялось. Главное – выйти из этого сценария при помощи ресурсов. Еще один нюанс, с которым я столкнулась во время работы: на поверхность может выйти еще какая-то проблема, связанная с запросом. Например, при работе с лишним весом вышли на тему одиночества. В таком случае я говорю клиенту, что это другая «стройплощадка», и мы вернемся на нее в другой раз.