Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами своими соображениями о комплекте Причины. Смыслы. Изменения, который для удобства называю ПСИ-кейс.
Делался он долго и непросто. Те, кто бывал на моих семинарах, знают как часто я, используя карты-знаки из «Than Doo», каждый раз сокрушалась, что у водителей всегда возникают устойчивые аналогии с дорожными знаками. Поэтому сделать информативный набор карт для работы с установками – было давней моей мечтой. И я это сделала! Получился вполне приличный набор Пиктограмм – мгновенно узнаваемых, универсальных для любого возраста и культуры. Для чего он – для коррекции установок, ограничивающих убеждений, выученной беспомощности. А еще – для развития представлений о мире и взаимопонимания. В описании к комплекту вы найдете базовые техники и легко дополните их собственными.
Обучая студентов алгоритмам консультирования и психотерапии, постоянно сталкиваюсь с тем, что у начинающих специалистов и не обладающих опытом ведения беседы не сформировано представление о ее структуре. А если и сформировано (и даже записано в конспекте), то не всегда получается вспомнить – какие вопросы задавать, на что обращать внимание клиента. И конспект перед клиентом не вытащишь… Так возникла идея разработки карточек с базовым алгоритмом консультирования, которые психолог может выкладывать перед клиентом по ходу беседы, возвращаться к ним при необходимости, наполнять новыми смыслами и отношениями.
Сначала пробовала делать это с использованием МАК-полей и «чистых» карт, содержащих вопросы, но клиенту иногда не достаточно одной карты, которую можно разместить на поле. Порой выкладываются целые плеяды, где одна карта объясняет другую, они перемешивается со словами, образуя всевозможные комбинации. Поэтому было решено делать карточки – вопросы. Алгоритм получил название «ПОИСК». Он содержит 60 типовых вопросов, по 12 на каждый из блоков.
Вопросы блока «Прояснение ситуации» направлены на уточнение подробностей ситуации; представления клиента о ее причинах; анализ включенности в ситуацию других лиц; представления клиента о последствиях; конкретизацию намерений клиента.
Задача вопросов блока «Отношение» - анализ переживаний, связанных с ситуацией; исследование причин подобных переживаний; работу с ограничениями и вторичной выгодой; анализ влияния переживаний на развитие ситуации.
Вопросы блока «Исследование смыслов» направлены на когнитивный анализ ситуации; определение значимости отношения к ситуации; прояснение понимания ситуации; работу с ограничениями и вторичной выгодой; работу с изменениями; формирование новых смыслов.
Вопросы блока «Самопонимание» - помогут в анализе особенностей поведения клиента; осознании границ влияния на ситуацию, границ контроля и ответственности; работу с сомнениями; в развитии личной активности и готовности к принятию решений.
Вопросы блока «Качество жизни» направлены на анализ возможностей реализации принятых решений; формирование у клиента представлений о желаемом состоянии; осознание нового опыта; расширение представлений о новом качестве жизни.
И клиенты – они ведь очень разные. Есть такие, кто быстро оперирует понятиями и представлениями, а есть и такие из которых (кроме «не знаю» и «никак»), слова не вытянешь. И даже такая привычная для психологов фраза «а сели бы знали, то что бы это было» не всегда работает. В этом случае отличные помощники – карточки со словами из разных наборов МАК. Но приобретать наборы ради карточек-слов получается не всегда. Поэтому и пришло решение – снабдить комплект 280 карточками, на которых обозначены эмоциональные состояния, понятия (существительные), действия (глаголы) и признаки действий или состояний (наречия). Это помогает нерефлексивному клиенту быстро подобрать необходимое определение своего состояния, переживаний и намерений.
Долгое время работая с ассоциативными картами и давно практикуя рационально-эмотивную терапию по методу Альберта Эллиса, я решила совместить эти подходы. Так и появился в ПСИ-кейсе еще один инструмент - 65 карточек с вопросами по модели РЭТ (по 10 карточек для блоков А, В и С; 15 карточек для блока D и 20 карточек для блока E).
Вопросы блока А – «Активирующее событие» направлены на уточнение подробностей события (ситуации); анализ влияния события на различные сферы жизни клиента; анализ включенности в ситуацию других лиц; представления клиента о причинах ситуации.
Вопросы блока С – «Эмоциональный отклик» помогут проработать чувства и переживания клиента, возникшие в связи с активирующим событием; проанализировать влияние его жизненного опыта на специфику переживаний и проанализировать их последствия.
Вопросы блока В – «Верования, убеждения» направлены на выявление иррациональных убеждений (долженствование, обобщенность оценки, катастрофизация ситуации, стремление клиента к обязательной реализации своих потребностей); определение центрального убеждения и выявление его преимуществ; анализ напряжения (эмоционального, когнитивного, физического), связанного со следованием данному убеждению.
Задача вопросов блока D – «Дискуссия, опровержение» - проверка рациональности и логичности центрального убеждения; анализ влияния внешней среды (социума, значимых других и т.п.) на его формирование; коррекция искажения реальности (игнорирование, обесценивание, преувеличение); предложение рациональных изменений.
Вопросы блока Е – «Эффективная жизненная стратегия» помогают проверить рациональность нового убеждения; актуализировать активность клиента; конструктивно сформулировать его желания; выстроить реально достижимые истинные цели; помочь клиенту в осознании нового опыта; расширить его представления о новом качестве жизни.
И еще одна возможность ПСИ-кейса – проведение комплексного интервью по модели А. Лазаруса BASIC I.D. В методическом описании приведены 25 типовых вопросов по семи модальностям, алгоритм анализа и коррекции проблемных модальностей и пример построения плана дальнейшей работы с клиентами.
Надеюсь, что комплект ПСИ-кейс станет вашим надежным помощником и будет способствовать развитию вашего мастерства.
Успехов вам в работе!
С уважением,
Наталия Буравцова
Хочу поделиться с вами своими соображениями о комплекте Причины. Смыслы. Изменения, который для удобства называю ПСИ-кейс.
Делался он долго и непросто. Те, кто бывал на моих семинарах, знают как часто я, используя карты-знаки из «Than Doo», каждый раз сокрушалась, что у водителей всегда возникают устойчивые аналогии с дорожными знаками. Поэтому сделать информативный набор карт для работы с установками – было давней моей мечтой. И я это сделала! Получился вполне приличный набор Пиктограмм – мгновенно узнаваемых, универсальных для любого возраста и культуры. Для чего он – для коррекции установок, ограничивающих убеждений, выученной беспомощности. А еще – для развития представлений о мире и взаимопонимания. В описании к комплекту вы найдете базовые техники и легко дополните их собственными.
Обучая студентов алгоритмам консультирования и психотерапии, постоянно сталкиваюсь с тем, что у начинающих специалистов и не обладающих опытом ведения беседы не сформировано представление о ее структуре. А если и сформировано (и даже записано в конспекте), то не всегда получается вспомнить – какие вопросы задавать, на что обращать внимание клиента. И конспект перед клиентом не вытащишь… Так возникла идея разработки карточек с базовым алгоритмом консультирования, которые психолог может выкладывать перед клиентом по ходу беседы, возвращаться к ним при необходимости, наполнять новыми смыслами и отношениями.
Сначала пробовала делать это с использованием МАК-полей и «чистых» карт, содержащих вопросы, но клиенту иногда не достаточно одной карты, которую можно разместить на поле. Порой выкладываются целые плеяды, где одна карта объясняет другую, они перемешивается со словами, образуя всевозможные комбинации. Поэтому было решено делать карточки – вопросы. Алгоритм получил название «ПОИСК». Он содержит 60 типовых вопросов, по 12 на каждый из блоков.
Вопросы блока «Прояснение ситуации» направлены на уточнение подробностей ситуации; представления клиента о ее причинах; анализ включенности в ситуацию других лиц; представления клиента о последствиях; конкретизацию намерений клиента.
Задача вопросов блока «Отношение» - анализ переживаний, связанных с ситуацией; исследование причин подобных переживаний; работу с ограничениями и вторичной выгодой; анализ влияния переживаний на развитие ситуации.
Вопросы блока «Исследование смыслов» направлены на когнитивный анализ ситуации; определение значимости отношения к ситуации; прояснение понимания ситуации; работу с ограничениями и вторичной выгодой; работу с изменениями; формирование новых смыслов.
Вопросы блока «Самопонимание» - помогут в анализе особенностей поведения клиента; осознании границ влияния на ситуацию, границ контроля и ответственности; работу с сомнениями; в развитии личной активности и готовности к принятию решений.
Вопросы блока «Качество жизни» направлены на анализ возможностей реализации принятых решений; формирование у клиента представлений о желаемом состоянии; осознание нового опыта; расширение представлений о новом качестве жизни.
И клиенты – они ведь очень разные. Есть такие, кто быстро оперирует понятиями и представлениями, а есть и такие из которых (кроме «не знаю» и «никак»), слова не вытянешь. И даже такая привычная для психологов фраза «а сели бы знали, то что бы это было» не всегда работает. В этом случае отличные помощники – карточки со словами из разных наборов МАК. Но приобретать наборы ради карточек-слов получается не всегда. Поэтому и пришло решение – снабдить комплект 280 карточками, на которых обозначены эмоциональные состояния, понятия (существительные), действия (глаголы) и признаки действий или состояний (наречия). Это помогает нерефлексивному клиенту быстро подобрать необходимое определение своего состояния, переживаний и намерений.
Долгое время работая с ассоциативными картами и давно практикуя рационально-эмотивную терапию по методу Альберта Эллиса, я решила совместить эти подходы. Так и появился в ПСИ-кейсе еще один инструмент - 65 карточек с вопросами по модели РЭТ (по 10 карточек для блоков А, В и С; 15 карточек для блока D и 20 карточек для блока E).
Вопросы блока А – «Активирующее событие» направлены на уточнение подробностей события (ситуации); анализ влияния события на различные сферы жизни клиента; анализ включенности в ситуацию других лиц; представления клиента о причинах ситуации.
Вопросы блока С – «Эмоциональный отклик» помогут проработать чувства и переживания клиента, возникшие в связи с активирующим событием; проанализировать влияние его жизненного опыта на специфику переживаний и проанализировать их последствия.
Вопросы блока В – «Верования, убеждения» направлены на выявление иррациональных убеждений (долженствование, обобщенность оценки, катастрофизация ситуации, стремление клиента к обязательной реализации своих потребностей); определение центрального убеждения и выявление его преимуществ; анализ напряжения (эмоционального, когнитивного, физического), связанного со следованием данному убеждению.
Задача вопросов блока D – «Дискуссия, опровержение» - проверка рациональности и логичности центрального убеждения; анализ влияния внешней среды (социума, значимых других и т.п.) на его формирование; коррекция искажения реальности (игнорирование, обесценивание, преувеличение); предложение рациональных изменений.
Вопросы блока Е – «Эффективная жизненная стратегия» помогают проверить рациональность нового убеждения; актуализировать активность клиента; конструктивно сформулировать его желания; выстроить реально достижимые истинные цели; помочь клиенту в осознании нового опыта; расширить его представления о новом качестве жизни.
И еще одна возможность ПСИ-кейса – проведение комплексного интервью по модели А. Лазаруса BASIC I.D. В методическом описании приведены 25 типовых вопросов по семи модальностям, алгоритм анализа и коррекции проблемных модальностей и пример построения плана дальнейшей работы с клиентами.
Надеюсь, что комплект ПСИ-кейс станет вашим надежным помощником и будет способствовать развитию вашего мастерства.
Успехов вам в работе!
С уважением,
Наталия Буравцова