Автор: Ольга Крутова
*Образ клиента, представленный в статье, собирательный. Все совпадения с реальными людьми, случайны.
Максим Олегович* молодой, но уже довольно известный виолончелист, которого, как говорят в народе, «Бог поцеловал в макушку» – талант его был огромен, а любое дело в его руках спорится. Он и музыку свою пишет, и концерты в составе успешного музыкального коллектива даёт, и учеников отбоя нет. Всегда кажется, что у таких людей нет проблем – ведь на сцене они всегда улыбаются. И тем не менее на консультацию молодой человек пришёл по рекомендации своей подруги с просьбой проверить нет ли у него депрессии на фоне затяжного творческого кризиса. Он взялся за написание первого в своей жизни большого и очень серьезного классического произведения. Несколько месяцев назад Максим Олегович решился показать первые результаты работы (а на это ушло несколько месяцев) своему учителю и столкнулся с критикой, которая для него стала губительной. Всё стало валиться из рук, пропал интерес к творчеству.
Первое, что необходимо было сделать – исключить наличие депрессии в клиническом (а не обывательском) её понимании. Когда факт её отсутствия был установлен, мы приступили к психотерапевтической работе, результатом которой должно было стать возвращение к работе над произведением (от которого, по словам самого автора, «тошнило»).
С творческим тупиком работали в несколько этапов. Для такой работы подошли израильские метафорические карты Ицика Шмулевича. Сначала в деталях восстановили само событие, говорили о чувствах (об обиде, стыде, гневе и зависти учителя), с которыми столкнулся молодой композитор. Подробно изучили ожидания, с которыми Максим Олегович* пришёл к учителю, фразы-установки, способствующие остановке творческого процесса. Затем поближе познакомились с внутренним критиком музыканта* и установили, что он каждый раз ругает сам себя, чтобы поддержать (вот такой парадокс).
Работа с чувствами и установками, формирование поддерживающего окружения дали результаты – со временем молодой человек вернулся к инструменту и творческой деятельности. И кто знает, может быть через какое-то время мы услышим новую симфонию, которая покорит наши сердца.
А пока предлагаем вам познакомиться с самыми необычными колодами МАК Ицика Шмулевича (издательство «Мир карт»). Их герои – дети, звери, геометрические фигуры и предметы гардероба, которые мы используем в повседневной жизни. Все нижеописанные карты можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми.
1.Метафорические ассоциативные карты «Правда, тебе говорили, что…». Единственная фотоколода Ицика Шмулевича, представленная на российском рынке. В набор входит 101 фотокарта с высказываниями, которые каждый из нас слышал в детстве и 5 карт с описанием упражнений.
«С друзьями болтаться у тебя силы есть…», «Последний раз тебе говорю!», «Что соседи скажут…». Эти фразы – словно дорожные знаки на тропинках нашего детства. Они превратились в язык внутри языка, и говорят их, желая побудить ребенка к действию или удержать его от какого-то поступка», – пишет автор в инструкции к колоде.
Человек уже вырос, жизнь вокруг изменилась, но эти установочные высказывания продолжают звучать внутри уже взрослого человека и тайно управляют им.
МАК «Правда, тебе говорили, что…» созданы для работы с жизненными сценариями, с родительскими приказаниями и сценарными решениями. Незаменимы при коррекции иррациональных установок и убеждений, деструктивных позиций долженствования. Метафорические карты хорошо подходят для работы не только со взрослыми, но и с подростками от 12 лет.
2. Метафорические карты «On stage» (На сцене). На рынке метафорических карт не существует аналогов этому набору. В переводе с иврита его название звучит как «На сцене нашей жизни». В колоде 63 карты с изображением геометрических фигур. Каждая из них – со своим характером. Фигуры оказываются в самых разных ситуациях и взаимодействуют друг с другом.
На картинках нет лишних деталей, окружающих нас в повседневной жизни, что делает их максимально проективными и безопасными. Эти карты вызывают у клиента меньше всего сопротивления, подходят людям, испытывающим сложности с образным мышлением.
С помощью МАК «На сцене» можно исследовать актуальное состояние, а также все существующие запросы клиента, связанные с межличностными отношениями и не только. Карты из этого набора отлично зарекомендовали себя в семейном консультировании – с их помощью каждый член семьи получает возможность максимально точно описать свои самые неосознаваемые отношения к ситуации или человеку. Колода может быть полезна не только психологам, но и работникам по персоналу, коучам, ведущим трансформационных игр.
3. Метафорические ассоциативные карты «Steps» (Шаги). В наборе 128 карт, которые поделены на две подколоды – в одной из них изображения головных уборов, в другой – обуви. Шляпки символизируют роли, которые мы играем каждый день. Обувь – метафора наших действий и поступков в тех или иных ситуациях. Эти образы нагляднее всего показывают, как выбранные нами роли могут не сочетаться с действиями.
МАК «Steps» (Шаги) подходит для работы с кризисами идентичности, с самоотношением, с целеполаганием. Хороший помощник в исследовании сценарных решений, привычных моделей реагирования, в поиске новых форм поведения. Может использоваться в консультировании как взрослых, так и детей в возрасте от 12 лет.
4. Метафорические карты «Animal» (Зверь и дитя). Еще одна необычная израильская колода. В неё входит 63 большие ламинированные карты, на каждой из которых нарисована история про явное и скрытое (читай – теневое) взаимодействие животного и дитя.
Карты демонстрируют соединение в человеке двух начал – тотемного животного и первозданного ребёнка. Тотемное животное символизирует инстинктивное начало, свободу, уверенность, осознание себя истинного, своей силы и опыта. Ребёнок – это творческое начало, неиссякаемый источник энергии и ресурсов, исследователь, познающий мир.
МАК «Aninal» можно использовать в психотерапии тревог и страхов, для проработки отношений (с самим собой, партнером, окружающим миром). Колода незаменима при коррекции самовосприятия и самоотношения, базовых смыслообразований, в поиске ресурсных состояний.
5. Метафорические карты «PRIZM» (Призма). В инструкции к этой колоде Ицык Шмулевич предлагает её обладателям посмотреть на жизненные ситуации сквозь призму. В Толковом словаре выражение «смотреть сквозь призму» трактуется как «видеть ситуации в некотором преломлении, не то, что происходит, а воображаемое нами – в иной окраске».
В колоде «PRIZM» 63 карты с изображением очков, у которых стёкла причудливых форм. Здесь есть и очки-бабочка, и очки-лыжи, и очки-винные бутылки, и очки-пустышки. Всё это – разные способы смотреть на один и тот же окружающий мир. «Эти способы мы выбираем сами, и сами можем их изменять», – пишет в описании колоды её автор.
МАК «PRIZM» подходит для работы с актуальным состоянием клиента, со сценарными решениями и привычными способами реагирования, иррациональными установками, с межличностными конфликтами, с самоотношением, с кризисами идентичности и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений с использованием описанных выше инструментов.
Упражнение №1. «Что я хочу от отношений»
Цель: работа с актуальным состоянием клиента, активизация ресурсного опыта.
Шаг 1. Предложите клиенту достать из колоды в открытую (картинкой вверх) карту как ответ на вопрос: «Мои отношения сейчас – какие они?» и рассказать о своих отношениях.
Вопросы в помощь:
Обсудите ответы на вопросы.
Шаг 2. Попросите клиента в закрытую (рубашкой вверх) вытащить три карты как ответ на три вопроса:
Вскройте, обсудите. Запишите план на бумаге.
Шаг 3. По желанию клиента составьте план действий. Для этого предложите достать в закрытую (рубашкой вверх) три карты как ответ на вопрос: «Первые три шага, которые я должен сделать на встречу своим изменения?».
Вскройте, обсудите, запишите план действий на бумагу.
Упражнение №2. «Правдивое послание»
Цель: работа с родительскими посланиями и установками, с внутренним критиком.
Шаг 1. Предложите клиенту в открытую (картинкой вверх) отобрать из колоды МАК «Правда, тебе говорили, что…» 3-5 фраз, которые ему говорили его родители или близкие родственники. Обсудите.
Вопросы в помощь:
Обсудите, запишите выводы в тетрадку.
Шаг №2. Попросите клиента выбрать самую значимую и эмоционально заряженную фразу и пофантазировать:
Предложите ему продолжить и завершить фразу, руководствуясь ответами на эти вопросы. Например: «Ты меня на тот свет отправить хочешь, потому что я так устала выслушивать претензии учителей, мне стыдно, я не справляюсь со своими чувствами».
Пусть клиент зачитает вслух составленную фразу, произнесёт фразы, которые могут рождаться вслед за ней и опишет, что он чувствует.
Шаг №3. Порассуждайте с клиентом о том, насколько эта фраза соответствует реальности, нужна ли она, как могла бы звучать новая установка взрослого человека. Предложите клиенту сформулировать новую здоровую фразу-установку, записать на бумаге и несколько раз прочитать вслух.
Упражнение № 3 «Автопортрет» (автор Оксана Буторина, техника опубликована в инструкции к колоде «По стопам…»).
Цель: работа с его образом Я, поиск ресурсных состояний, осознание и коррекция личностных ориентиров.
Шаг 1. Предложите клиенту выбрать в открытую (картинкой вверх) карты, которые бы отвечали на вопросы: «Кто я? Какой я?». Попросите разложить их на бумаге и рассказать о себе, опираясь на картинки.
Шаг 2. Пусть клиент достанет из колоды в закрытую (рубашкой вверх) одну-две карты как ответ на вопрос:
Шаг 3. Предложите клиенту посмотреть на свой автопортрет еще раз и ответить на вопрос: «Каких качеств или навыков вам не хватает?». Пусть выберет из колоды те карты, которые могут символизировать недостающие качества. Вопросы в помощь:
Обсудите полученные ответы, предложите записать выводы в рабочую тетрадь.
Во время работы карты можно добавлять или меня на другие. Просто убирать картинки из автопортрета не рекомендуется.
Обзор. Часть 1
Обзор. Часть 2
*Образ клиента, представленный в статье, собирательный. Все совпадения с реальными людьми, случайны.
Максим Олегович* молодой, но уже довольно известный виолончелист, которого, как говорят в народе, «Бог поцеловал в макушку» – талант его был огромен, а любое дело в его руках спорится. Он и музыку свою пишет, и концерты в составе успешного музыкального коллектива даёт, и учеников отбоя нет. Всегда кажется, что у таких людей нет проблем – ведь на сцене они всегда улыбаются. И тем не менее на консультацию молодой человек пришёл по рекомендации своей подруги с просьбой проверить нет ли у него депрессии на фоне затяжного творческого кризиса. Он взялся за написание первого в своей жизни большого и очень серьезного классического произведения. Несколько месяцев назад Максим Олегович решился показать первые результаты работы (а на это ушло несколько месяцев) своему учителю и столкнулся с критикой, которая для него стала губительной. Всё стало валиться из рук, пропал интерес к творчеству.
Первое, что необходимо было сделать – исключить наличие депрессии в клиническом (а не обывательском) её понимании. Когда факт её отсутствия был установлен, мы приступили к психотерапевтической работе, результатом которой должно было стать возвращение к работе над произведением (от которого, по словам самого автора, «тошнило»).
С творческим тупиком работали в несколько этапов. Для такой работы подошли израильские метафорические карты Ицика Шмулевича. Сначала в деталях восстановили само событие, говорили о чувствах (об обиде, стыде, гневе и зависти учителя), с которыми столкнулся молодой композитор. Подробно изучили ожидания, с которыми Максим Олегович* пришёл к учителю, фразы-установки, способствующие остановке творческого процесса. Затем поближе познакомились с внутренним критиком музыканта* и установили, что он каждый раз ругает сам себя, чтобы поддержать (вот такой парадокс).
Работа с чувствами и установками, формирование поддерживающего окружения дали результаты – со временем молодой человек вернулся к инструменту и творческой деятельности. И кто знает, может быть через какое-то время мы услышим новую симфонию, которая покорит наши сердца.
А пока предлагаем вам познакомиться с самыми необычными колодами МАК Ицика Шмулевича (издательство «Мир карт»). Их герои – дети, звери, геометрические фигуры и предметы гардероба, которые мы используем в повседневной жизни. Все нижеописанные карты можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми.
1.Метафорические ассоциативные карты «Правда, тебе говорили, что…». Единственная фотоколода Ицика Шмулевича, представленная на российском рынке. В набор входит 101 фотокарта с высказываниями, которые каждый из нас слышал в детстве и 5 карт с описанием упражнений.
«С друзьями болтаться у тебя силы есть…», «Последний раз тебе говорю!», «Что соседи скажут…». Эти фразы – словно дорожные знаки на тропинках нашего детства. Они превратились в язык внутри языка, и говорят их, желая побудить ребенка к действию или удержать его от какого-то поступка», – пишет автор в инструкции к колоде.
Человек уже вырос, жизнь вокруг изменилась, но эти установочные высказывания продолжают звучать внутри уже взрослого человека и тайно управляют им.
МАК «Правда, тебе говорили, что…» созданы для работы с жизненными сценариями, с родительскими приказаниями и сценарными решениями. Незаменимы при коррекции иррациональных установок и убеждений, деструктивных позиций долженствования. Метафорические карты хорошо подходят для работы не только со взрослыми, но и с подростками от 12 лет.
2. Метафорические карты «On stage» (На сцене). На рынке метафорических карт не существует аналогов этому набору. В переводе с иврита его название звучит как «На сцене нашей жизни». В колоде 63 карты с изображением геометрических фигур. Каждая из них – со своим характером. Фигуры оказываются в самых разных ситуациях и взаимодействуют друг с другом.
На картинках нет лишних деталей, окружающих нас в повседневной жизни, что делает их максимально проективными и безопасными. Эти карты вызывают у клиента меньше всего сопротивления, подходят людям, испытывающим сложности с образным мышлением.
С помощью МАК «На сцене» можно исследовать актуальное состояние, а также все существующие запросы клиента, связанные с межличностными отношениями и не только. Карты из этого набора отлично зарекомендовали себя в семейном консультировании – с их помощью каждый член семьи получает возможность максимально точно описать свои самые неосознаваемые отношения к ситуации или человеку. Колода может быть полезна не только психологам, но и работникам по персоналу, коучам, ведущим трансформационных игр.
3. Метафорические ассоциативные карты «Steps» (Шаги). В наборе 128 карт, которые поделены на две подколоды – в одной из них изображения головных уборов, в другой – обуви. Шляпки символизируют роли, которые мы играем каждый день. Обувь – метафора наших действий и поступков в тех или иных ситуациях. Эти образы нагляднее всего показывают, как выбранные нами роли могут не сочетаться с действиями.
МАК «Steps» (Шаги) подходит для работы с кризисами идентичности, с самоотношением, с целеполаганием. Хороший помощник в исследовании сценарных решений, привычных моделей реагирования, в поиске новых форм поведения. Может использоваться в консультировании как взрослых, так и детей в возрасте от 12 лет.
4. Метафорические карты «Animal» (Зверь и дитя). Еще одна необычная израильская колода. В неё входит 63 большие ламинированные карты, на каждой из которых нарисована история про явное и скрытое (читай – теневое) взаимодействие животного и дитя.
Карты демонстрируют соединение в человеке двух начал – тотемного животного и первозданного ребёнка. Тотемное животное символизирует инстинктивное начало, свободу, уверенность, осознание себя истинного, своей силы и опыта. Ребёнок – это творческое начало, неиссякаемый источник энергии и ресурсов, исследователь, познающий мир.
МАК «Aninal» можно использовать в психотерапии тревог и страхов, для проработки отношений (с самим собой, партнером, окружающим миром). Колода незаменима при коррекции самовосприятия и самоотношения, базовых смыслообразований, в поиске ресурсных состояний.
5. Метафорические карты «PRIZM» (Призма). В инструкции к этой колоде Ицык Шмулевич предлагает её обладателям посмотреть на жизненные ситуации сквозь призму. В Толковом словаре выражение «смотреть сквозь призму» трактуется как «видеть ситуации в некотором преломлении, не то, что происходит, а воображаемое нами – в иной окраске».
В колоде «PRIZM» 63 карты с изображением очков, у которых стёкла причудливых форм. Здесь есть и очки-бабочка, и очки-лыжи, и очки-винные бутылки, и очки-пустышки. Всё это – разные способы смотреть на один и тот же окружающий мир. «Эти способы мы выбираем сами, и сами можем их изменять», – пишет в описании колоды её автор.
МАК «PRIZM» подходит для работы с актуальным состоянием клиента, со сценарными решениями и привычными способами реагирования, иррациональными установками, с межличностными конфликтами, с самоотношением, с кризисами идентичности и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений с использованием описанных выше инструментов.
Упражнение №1. «Что я хочу от отношений»
Цель: работа с актуальным состоянием клиента, активизация ресурсного опыта.
Шаг 1. Предложите клиенту достать из колоды в открытую (картинкой вверх) карту как ответ на вопрос: «Мои отношения сейчас – какие они?» и рассказать о своих отношениях.
Вопросы в помощь:
- Мои отношения – соответствуют ли они моим ожиданиям?
- Что мне нравится, а что не нравится в них?
- Какие качества в партнёре мне нравились, а какие – нет?
- На какие качества и особенности партнёра мне было трудно взглянуть?
- Какой я в этих отношения?
- Что я хотел бы изменить в существующих отношениях?
Обсудите ответы на вопросы.
Шаг 2. Попросите клиента в закрытую (рубашкой вверх) вытащить три карты как ответ на три вопроса:
- Что я могу изменить в отношениях?
- Чего я не могу изменить в существующих отношениях?
- На какие детали необходимо обратить внимание в первую очередь?
Вскройте, обсудите. Запишите план на бумаге.
Шаг 3. По желанию клиента составьте план действий. Для этого предложите достать в закрытую (рубашкой вверх) три карты как ответ на вопрос: «Первые три шага, которые я должен сделать на встречу своим изменения?».
Вскройте, обсудите, запишите план действий на бумагу.
Упражнение №2. «Правдивое послание»
Цель: работа с родительскими посланиями и установками, с внутренним критиком.
Шаг 1. Предложите клиенту в открытую (картинкой вверх) отобрать из колоды МАК «Правда, тебе говорили, что…» 3-5 фраз, которые ему говорили его родители или близкие родственники. Обсудите.
Вопросы в помощь:
- Какая ситуация предшествовала той или иной фразе?
- Кто при этом присутствовал?
- Какой была моя реакция?
- Какими были мои переживания?
- Что я подумал? А что почувствовал?
- С какой частотой говорили мне данную фразу?
- Как эти фразы управляют моей жизнью?
- Чего я не сделал в жизни, благодаря этим фразам?
Обсудите, запишите выводы в тетрадку.
Шаг №2. Попросите клиента выбрать самую значимую и эмоционально заряженную фразу и пофантазировать:
- А что хотели сказать на самом деле?
- Какими были возможные переживания говорившего, какие чувства им руководили?
Предложите ему продолжить и завершить фразу, руководствуясь ответами на эти вопросы. Например: «Ты меня на тот свет отправить хочешь, потому что я так устала выслушивать претензии учителей, мне стыдно, я не справляюсь со своими чувствами».
Пусть клиент зачитает вслух составленную фразу, произнесёт фразы, которые могут рождаться вслед за ней и опишет, что он чувствует.
Шаг №3. Порассуждайте с клиентом о том, насколько эта фраза соответствует реальности, нужна ли она, как могла бы звучать новая установка взрослого человека. Предложите клиенту сформулировать новую здоровую фразу-установку, записать на бумаге и несколько раз прочитать вслух.
Упражнение № 3 «Автопортрет» (автор Оксана Буторина, техника опубликована в инструкции к колоде «По стопам…»).
Цель: работа с его образом Я, поиск ресурсных состояний, осознание и коррекция личностных ориентиров.
Шаг 1. Предложите клиенту выбрать в открытую (картинкой вверх) карты, которые бы отвечали на вопросы: «Кто я? Какой я?». Попросите разложить их на бумаге и рассказать о себе, опираясь на картинки.
- Какими качествами вы обладаете?
- Расскажите о своих ценностях.
- Какие ваши сильные стороны, а какие слабые?
- А как вы к себе относитесь?
- Как вы думаете, как к вам относятся другие? Чем вы с ними похожи, а чем отличаетесь?
Шаг 2. Пусть клиент достанет из колоды в закрытую (рубашкой вверх) одну-две карты как ответ на вопрос:
- О каких своих качествах и состояниях вы забыли рассказать? Какой вы ещё?
- Что вам мешает, а что помогает?
- Что вы сейчас чувствуете?
Шаг 3. Предложите клиенту посмотреть на свой автопортрет еще раз и ответить на вопрос: «Каких качеств или навыков вам не хватает?». Пусть выберет из колоды те карты, которые могут символизировать недостающие качества. Вопросы в помощь:
- Расскажите, каким человеком вы станете, когда приобретёте эти качества и навыки?
- Что изменится в вашей жизни?
- Как это повлияет на разные сферы жизни?
Обсудите полученные ответы, предложите записать выводы в рабочую тетрадь.
Во время работы карты можно добавлять или меня на другие. Просто убирать картинки из автопортрета не рекомендуется.
Обзор. Часть 1
Обзор. Часть 2