Автор: Анастасия Ходырева – писательница, автор Сборника метафорических текстов “Я тебя вижу”; специалист по работе с метафорическими картами.
Может ли писатель создавать свои тексты без вдохновения? Может. Но без этого искристого, воодушевляющего, окрыляющего “топлива” работа идет куда медленнее и тяжелее. И порой и вовсе стоит на месте. Что же делать, если вдохновение никак не приходит? Если смотришь на белый лист – а внутри пустынно, холодно и безмолвно, как на Северном полюсе…
Тогда на помощь могут прийти метафорические карты. Подойдут универсальные колоды, например: “Она”, “Пряжа Мамы Шамана”, “Oh”, “Morena”. Если вы сочиняете сказки, тогда рекомендуем вам колоды “Шкатулка доброго волшебника” и “Мастер сказок”.
Расскажем о 5 способах для писателей приманить музу и разморозить фантазию.
Если муза уже давно отлынивает от своей работы, ей наверняка станет любопытно, что за необычные карточки у вас в руках. Она тихонечко подойдет, встанет за вашим плечом и начнет подглядывать. А над очередной картой хлопнет в ладоши и скажет: “Так, я кое-что придумала, срочно бери бумагу и ручку и записывай!”
Если вы любите сначала продумать структуру своего литературного текста и затем на нее накручивать детали и подробности, то вам может подойти этот метод.
Нужно повернуть колоду рубашками вверх и в закрытую достать 4 карты: первая – завязка истории, вторая – конфликт, третья – кульминация, четвёртая – развязка. Также можно дополнительно достать несколько карт для того, чтобы определить, какие события привели героев от конфликта через кульминацию к развязке.
Может быть, ваш метод – идти за историей и героями, прислушиваться к тому, куда они вас ведут? Тогда метафорические карты могут помочь вам найти дверь, если вы вдруг упретесь в глухую стену.
Доставайте карту за картой в закрытую, пока не увидите ту, которая натолкнет вас на свежую мысль и укажет, на какой кирпичик нужно надавить, чтобы открылась заветная дверь.
Как правило, в литературном произведении центральное место занимают герои, персонажи. Им мы сопереживаем, за их внутренними и внешними метаморфозами наблюдаем, их слова внимательно слушаем. Важно, чтобы герои получились объемными, достоверными, живыми – тогда читатель с большим интересом пойдет за ними до конца. И здесь нам снова могут прийти на помощь метафорические карты.
Вы можете вытягивать карты как в открытую, так и в закрытую. Если выбираете работать в открытую, тогда нужно разглядывать карты по очереди. И откладывать те, которые что-то “говорят” вам о вашем герое. Затем разложить все эти карты, чтобы увидеть картину целиком. И собрать все черты, которые вам приглянулись, в цельный портрет вашего персонажа. Можно также вытягивать карты и в закрытую. Складывать портреты и истории жизни героев из случайно попавшихся вам черт.
Мало кто из писателей садится за новое произведение, уже зная, как оно будет называться. Как правило, название появляется уже после того, как весь текст готов. И часто появляется не само, а после долгих поисков автора.
Можно устроить мозговой штурм и искать идеи для названия, используя метафорические карты. Для этого доставайте карты из колоды в случайном порядке. Глядя на карту и вспоминая смысл и сюжет вашего произведения, записывайте любые названия, которые только могут прийти к вам в голову. На первом этапе нужно записывать вообще все идеи, даже если они кажутся вам нелепыми и неподходящими.
После того, как в вашем списке появится 30-40 вариантов названий, перечитайте их все, выберите те, что вам нравятся больше всего. Подумайте, может быть, можно как-то их “докрутить”. На этом этапе снова можно обратиться к метафорическим картам. Затем лучше всего отложить все записи на некоторое время. Через несколько часов или дней, на свежую голову, снова все перечитать. И выбрать один вариант, который точнее всего отражает душу вашего литературного текста.
Что ж, оказывается, метафорические карты нужны не только психологам, коучам, нарративным практикам. Они могут стать отличными помощниками и для писателей. И вкусной приманкой для хитрой музы.
Желаем вам писательского вдохновения и текстов, которые читатели будут жадно дочитывать до последней буквы!
Может ли писатель создавать свои тексты без вдохновения? Может. Но без этого искристого, воодушевляющего, окрыляющего “топлива” работа идет куда медленнее и тяжелее. И порой и вовсе стоит на месте. Что же делать, если вдохновение никак не приходит? Если смотришь на белый лист – а внутри пустынно, холодно и безмолвно, как на Северном полюсе…
Тогда на помощь могут прийти метафорические карты. Подойдут универсальные колоды, например: “Она”, “Пряжа Мамы Шамана”, “Oh”, “Morena”. Если вы сочиняете сказки, тогда рекомендуем вам колоды “Шкатулка доброго волшебника” и “Мастер сказок”.
Расскажем о 5 способах для писателей приманить музу и разморозить фантазию.
- Разглядывать карты одну за другой и прислушиваться, какие мысли, образы, чувства рождаются внутри.
Если муза уже давно отлынивает от своей работы, ей наверняка станет любопытно, что за необычные карточки у вас в руках. Она тихонечко подойдет, встанет за вашим плечом и начнет подглядывать. А над очередной картой хлопнет в ладоши и скажет: “Так, я кое-что придумала, срочно бери бумагу и ручку и записывай!”
- Простраивать сюжеты при помощи МАК.
Если вы любите сначала продумать структуру своего литературного текста и затем на нее накручивать детали и подробности, то вам может подойти этот метод.
Нужно повернуть колоду рубашками вверх и в закрытую достать 4 карты: первая – завязка истории, вторая – конфликт, третья – кульминация, четвёртая – развязка. Также можно дополнительно достать несколько карт для того, чтобы определить, какие события привели героев от конфликта через кульминацию к развязке.
- Преодолевать тупик, в который зашло повествование
Может быть, ваш метод – идти за историей и героями, прислушиваться к тому, куда они вас ведут? Тогда метафорические карты могут помочь вам найти дверь, если вы вдруг упретесь в глухую стену.
Доставайте карту за картой в закрытую, пока не увидите ту, которая натолкнет вас на свежую мысль и укажет, на какой кирпичик нужно надавить, чтобы открылась заветная дверь.
- Создавать судьбы и характеры героев.
Как правило, в литературном произведении центральное место занимают герои, персонажи. Им мы сопереживаем, за их внутренними и внешними метаморфозами наблюдаем, их слова внимательно слушаем. Важно, чтобы герои получились объемными, достоверными, живыми – тогда читатель с большим интересом пойдет за ними до конца. И здесь нам снова могут прийти на помощь метафорические карты.
Вы можете вытягивать карты как в открытую, так и в закрытую. Если выбираете работать в открытую, тогда нужно разглядывать карты по очереди. И откладывать те, которые что-то “говорят” вам о вашем герое. Затем разложить все эти карты, чтобы увидеть картину целиком. И собрать все черты, которые вам приглянулись, в цельный портрет вашего персонажа. Можно также вытягивать карты и в закрытую. Складывать портреты и истории жизни героев из случайно попавшихся вам черт.
- Придумывать название для произведения
Мало кто из писателей садится за новое произведение, уже зная, как оно будет называться. Как правило, название появляется уже после того, как весь текст готов. И часто появляется не само, а после долгих поисков автора.
Можно устроить мозговой штурм и искать идеи для названия, используя метафорические карты. Для этого доставайте карты из колоды в случайном порядке. Глядя на карту и вспоминая смысл и сюжет вашего произведения, записывайте любые названия, которые только могут прийти к вам в голову. На первом этапе нужно записывать вообще все идеи, даже если они кажутся вам нелепыми и неподходящими.
После того, как в вашем списке появится 30-40 вариантов названий, перечитайте их все, выберите те, что вам нравятся больше всего. Подумайте, может быть, можно как-то их “докрутить”. На этом этапе снова можно обратиться к метафорическим картам. Затем лучше всего отложить все записи на некоторое время. Через несколько часов или дней, на свежую голову, снова все перечитать. И выбрать один вариант, который точнее всего отражает душу вашего литературного текста.
Что ж, оказывается, метафорические карты нужны не только психологам, коучам, нарративным практикам. Они могут стать отличными помощниками и для писателей. И вкусной приманкой для хитрой музы.
Желаем вам писательского вдохновения и текстов, которые читатели будут жадно дочитывать до последней буквы!