Данный расклад позволяет выявить неосознанные способы сохранения негатива в отношениях с самим собой и другими людьми, найти ресурс и построить стратегии поэтапного изменения ситуации.
Для большей наглядности мы рассмотрим этот расклад на конкретном примере.
Расклад выполняется при помощи колоды «Сценарий в Действии».
Итак:
Ольга, 27 лет, на первичном приеме пожаловалась: «Я все время чувствую себя не в своей тарелке. Мне за себя либо стыдно, либо я чувствую вину. Из-за этого у меня большие проблемы в общении с другими людьми и, наверное, поэтому в карьере никакого роста нет».
После ряда уточняющих вопросов предлагаю Ольге «разложить» ее ситуацию:
Ольга выбирает карту с изображением ребенка, сидящего у мусорного бака.
Для большей наглядности мы рассмотрим этот расклад на конкретном примере.
Расклад выполняется при помощи колоды «Сценарий в Действии».
Итак:
Ольга, 27 лет, на первичном приеме пожаловалась: «Я все время чувствую себя не в своей тарелке. Мне за себя либо стыдно, либо я чувствую вину. Из-за этого у меня большие проблемы в общении с другими людьми и, наверное, поэтому в карьере никакого роста нет».
После ряда уточняющих вопросов предлагаю Ольге «разложить» ее ситуацию:
- Пожалуйста, выберете карту, которая у вас ассоциируется с сегодняшним образом самой себя (все выборы этого расклада осуществляются в открытую)
Ольга выбирает карту с изображением ребенка, сидящего у мусорного бака.
- Прошу рассказать, почему именно этот образ. Как он называется (прошу дать название). Что она чувствует, глядя на этот образ, какие возникают мысли и желания. Интересуюсь ее мнением о том, могут ли другие люди знать/видеть/чувствовать этот ее образ за вполне благополучным фасадом.
- Из карточек с глаголами, прошу выбрать те действия и процессы, из которых состоит жизнь Ольги на сегодняшний день. Рядом с картой – сегодняшним образом Я, карточки-действия, которые также прошу пояснить: Паниковать (всегда паникую, по поводу и без), Обесценивать (себя вообще не умею ценить и все свои достижения обесцениваю, не замечаю), Зависеть (от мнения, оценок других людей, боюсь критики), Сравнивать (сравниваю себя с другими людьми, прикидываю как бы они поступили в какой-либо ситуации), Соответствовать (сложившемуся мнению обо мне, боюсь испортить репутацию), Стесняться (постоянно, в любой ситуации), Стыдиться (себя), Заставлять (заставляю себя быть любезной, общительной и т.п.), Жалеть (когда сильно долго стараюсь соответствовать, устаю и мне становится жалко себя и обидно, что я так живу). Обсуждаем эти процессы, их сочетания, следствия, степень осознанности, (если нужно – выгоды).
- Спрашиваю Ольгу, какой бы она хотела стать (каких изменений добиться) и прошу ее выбрать карту, изображение которой бы соответствовало образу Другой Себя. Ольга выбирает карту с изображением улитки.
- Прошу ее рассказать об этом образе Другой Себя, дать ему название. Что она чувствует, глядя на этот образ, какие возникают мысли и желания. Какие черты этого образа она уже в себе замечала раньше. Какие обстоятельства способствовали тому, что Ольга разрешала этому образу (или его части) проявиться во вне. Прошу вспомнить внутренние ощущения от реализации себя через этот образ (или его часть) в прошлом. (При необходимости эти ощущения можно заякорить). Так же прошу ее рассказать, как она будет жить в новом образе.
- Прошу представить кусочек жизни в образе Другой Себя и наложить на эту картину (или видео ряд) ресурсные ощущения из прошлого (те самые, которые, при необходимости, мы якорили в 5-м шаге) и прожить эту сконструированную ситуацию.
- Прошу Ольгу детализировать этот новый образ и рядом с картой, символизирующей его, выложить действия и процессы, свойственные этому новому образу (Что вы будете делать, когда «активируете» образ Другой Себя?). И вот что выкладывает Ольга: Радовать (ся) (буду чаще испытывать радость), Разрешать (буду разрешить себе разное поведение и не оглядываться на мнение и оценки других), Настаивать/требовать (когда этого требует ситуация, а не молчать и соглашаться), Прояснять (вносить ясность мне всегда было неудобно, я хочу это делать непринужденно и не конфузиться), рассчитывать/взвешивать (я хочу быть более внимательной, вдумчивой, трезвой), Богатеть (если я такая стану, то обязательно разбогатею).
- Прошу Ольгу обратиться к своей интуиции и почувствовать, сколько ей необходимо этапов в процессе нашей терапии, чтобы начать жить в выбранном ею образе (этот прием всегда классно работает).
- Ольга сказала, что ее интуиция определила 3 этапа. Прошу Ольгу найти те карты, изображения которых ассоциируются у нее с каждым этапом. Так на столе появились три карты: карта с изображением крючков, карта с изображением корабля в ветвях дерева и карта с изображением горных вершин и орлов.
- Прошу Ольгу дать название каждому этапу, рассказать об их задачах и кратко раскрыть их содержание (при затруднениях помогаю).
- Датируем каждый этап, обсуждаем систему наград за выполнение задач и заключаем терапевтический контракт.