Автор: Олли Скордина
Сильные стороны есть у всех, даже если нам кажется, что их совсем нет. Если присмотреться спокойно, внимательно, отбросив стереотипы , предрассудки и общественное мнение, сильные стороны начинают становиться видимыми. Дети проявляют свои сильные стороны в “позитивном” и “негативном” поведении- и когда тихонько читают книжечки в уголке, и тогда, когда падают в истерике на пол. Видение этих сильных сторон независимо от происходящего позволяет немного по-другому взглянуть на то, что делает ребенок, и понять, кто он, какой он на самом деле, не основывая свое представление о нем на оценках окружающих.
Из моих личных наблюдений сильные стороны и способности ребенка видно сразу прямо с рождения. Вот если взять Алису,например,то как только она открыла глаза, день на третий после своего появления на свет, она сразу начала сканировать мир и людей вокруг с очень серьезным,больше сердито настороженным выражением лица. Не с широко открытыми удивленными глазами,а с очень сосредоточенными, знающими толк в жизни, глазами…
Это у нее есть и до сих пор. И многие мамочки на улице ее так и спрашивают: “Алиса,ты вообще улыбаешься когда-нибудь?” Я не вмешиваюсь,стою тихонько рядом, так как знаю,что сейчас проявляется сильная Алисина сторона,она сама чувствует и решает,сблизиться с этим человеком или нет и на сколько быстро.
Это потрясающе сильная сторона! У нее еще такие есть. Они видны, легко идентифицируются и зачастую радуют всех родных. Я чувствую, что в Алисином возрасте,мне как родителю, часто важно ее сильные стороны не со всех сил развивать, а больше их замечать,осознавать и просто не мешать! Не задавить! Не переучить, научить или приучить,а просто помочь ей сохранить,пронести во взрослую жизнь те важные и хрупкие,более тонкие способности, с которыми она сюда пришла! Вот нажимает она на клавиши пианино,гремит в барабан и маракас, ВОЕТ ноты “ ууууууууу” на всю округу полчаса,а я никак не реагирую, просто разрешаю этому быть. И это уже принятие и поддержка,а потом когда она подрастет и возможно проявит желание учится музыке,например, тогда я смогу помочь ей в развитии этой способности,предложив варианты обучения или согласившись на предложенные.
Но сейчас не об этом,а больше о том, как можно увидеть скрытые сильные стороны и способности ребенка за его “негативным” поведением, за тем,что родителей обычно раздражает,бесит,сводит с ума… Опять для примера возьму Алису. Есть ли у нее поведение, которое меня раздражает и злит? Конечно! Она у меня плюет и разбрасывает еду! Почти каждый раз за столом заплевано и забросано все и стол ,и стул,и пол…Особенно часто плюет что-то новое,что пробует впервые... Откусывает маленький кусочек,водит им во рту,кривится и плюет...А потом просит еще и повторяет то же самое! И так раза три...Но это еще ладно,новая еда,туда- сюда,плюс- минус понять можно...А вот с привычной едой понимается хуже. Зачем ее вообще брать в рот,чтоб потом плюнуть,а? И я уже сто раз сказала ей плевать в тарелку,а результат нулевой! Короче,злилась я на это все очень,пока я не начала смотреть на ту сильную ее сторону-особенность,которая за этим “негативным” поведением стоит.
На самом деле это же круто,что она так делает! О чем это говорит? Во первых о том,что новую еду она пробует с большой осторожностью и это хорошо,мало ли что в жизни придется пробовать,с таким подходом вряд-ли чего-то плохого можно много натрескаться до того,как мама заметит. Во вторых,это говорит о серьезном подходе к пище,чего попало,когда попало и сколько попало она не скушает. Только то,что ей нужно, столько, сколько нужно и в нужное время! По- моему это нереально круто! Единственное,осталось только начать бросать и плевать в тарелку. На днях у Алисы получилось впервые плюнуть в специально для этого дела выделенную мисочку! Ура! Получилось! Значит не зря я повторяла столько много раз!
И что же вышло? Было у Алисы “негативное” поведение,которое меня бесило, я за ним увидела большой плюс, и благодаря этому, плюс у нее остался,а форма перешла из деструктивной в конструктивную! Плевки меня уже не раздражают, даже если Алиса не попадает в тарелку с первого раза. Разве не чудо?
Верю,что за каждым “ негативным” проявлением ребенка ВСЕГДА кроется огромная сила и позитивное качество,но в странной, обычно деструктивной, форме. И если мы этого не видим, то это означает только одно- нужно пошире открыть глаза и смотреть глубже!
Алиса, как драгоценный камень, лежит, блестит и переливается на солнышке всеми своими гранями. Только этот камень ко мне пришел не после ювелира в оправе из золота. Он еще свежий, молодой, только найденный, немножко где-то грязный, где-то нешлифованный, где-то грубоватый… Но это однозначно драгоценный камень… и для меня очень важно это знать, замечать, видеть каждый день, и во всем что происходит, помнить, что там за всей этой “шелухой” спрятана сила и свет, которым просто нужно немного помочь проявиться в этом мире, иногда просто быть рядом, иногда легонько протереть тряпочкой, иногда ополоснуть теплой водой...
(отрывок из книги "Мамины истории")
Техника "Плохое поведение"
Цель: принять “плохое” поведение ребенка и свои чувства и состояние в это время, увидеть плюсы в ситуации, найти точку перехода в восприятии хорошего и плохого, посмотреть на ситуацию под другим углом.
Подумайте о ситуации, в которой ребенок “плохо” себя ведет и Вам с этим тяжело справляться.
Вытяните карту вслепую.
Шаг 1
Найдите на ней себя.
Найдите на ней ребенка.
Что происходит между родителем и ребенком.
В каком состоянии родитель? Что есть этому причиной?
Насколько Вам подходит состояние в котором Вы находитесь? В каком состоянии Вы хотели бы быть? Что для этого нужно сделать? Вытяните аффирмацию.
Шаг 2
Возьмите лист бумаги и ручку.
Выпишите минимум 3 сильных стороны, которые проявляет ребенок во время своего “плохого” поведения. Опишите, как эти сильные стороны, если их развивать, смогут помочь ему во взрослой жизни.
Теперь снова вернитесь к карте. Найдите на ней себя и ребенка. Возможно, это будут уже другие объекты. Посмотрите на ребенка и на себя с осознанием всего выше написанного и из Вашего другого состояния. Как меняется ваше состояние и отношении к ситуации? Какое теперь Ваше отношение к “плохому” поведению ребенка?
Что привело к изменениям? О чем это в жизни?