Автор: Ольга Крутова
Юнгианский психоаналитик Ева Паттис-Зойя пишет, что «символические ценности не могут быть озвучены прямым образом и переведены на язык концепций или чётко определённых принципов». Но символы не оставляют равнодушными никого из нас. Ева Паттис-Зойя утверждает: «Чем глубже и настойчивее мы с ними взаимодействуем, тем сильнее и конкретнее становится их влияние; символы позволяют назвать неназванное, высвечивают внутренние амбивалентные позиции, контрастирующие друг с другом». Всё это справедливо применимо не только к метафорическим ассоциативным картам, но и к «Кубикам историй» или Rory’s Story Cubes. Мы уже писали о тонкостях использования это проективного инструмента в работе с универсальными запросами и страхами, как стимульного материала для развития. Сегодня предлагаем поговорить о применении кубиков в коррекции детско-родительских отношений.
Специфика работы с детско-родительскими запросами
Психологи говорят: «Если есть проблемы с ребенком, надо разговаривать с родителями». Потому что в основе непослушания, грубого поведения, пренебрежения домашними обязанностями, увлечения гаджетами лежат проблемы детско-родительских взаимоотношений. По мнению автора книги «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании», психолога Светланы Толстой, одной из задач психолога является сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребёнком, помощь в формировании продуктивного к нему отношения, принятие его проявлений, обретение веры в себя и желание преодолевать трудности, восстанавливать доверительные отношения друг с другом.
Работа с детьми также имеет свои особенности. Психолог Наталия Буравцова пишет, что так как у маленьких детей возможности вербального выражения чувств, состояний, потребностей ограничены, необходимо применять игровые формы взаимодействия. Когда ребёнок сочиняет истории, рисует их, он являет миру внутренний конфликт, вызывающий поведенческое и эмоциональное напряжение. В такой деятельности «Кубики историй» пригодятся как нельзя кстати.
Перед тем, как начинать работать с Rory’s Story Cubes, необходимо дать возможность освоиться с новым инструментом, рассмотреть его. Также рекомендуется воздерживаться от интерпретаций и реинтерпретаций получившейся комбинации символов, поощрять спонтанность, простоту познания.
Наборы для коррекции детско-родительских отношений:
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений с «Кубиками историй».
Упражнение №1. «Я хочу сказать»
Цель: вербализация чувств и переживаний, формирование навыка отстаивания психологических границ.
Шаг 1. Попросите ребёнка выбрать 5-7 кубиков (из набора «Действия»), символизирующих ситуации, в которых ребенок хотел бы сказать «нет» своим родителям/сверстникам. Проговорите каждый из символов, обсудите каждое «нет». Используйте для описания также метафорические ассоциативные карты.
Шаг 2. Сформулируйте обсуждаемое в 5-7 утверждений, которые начинаются с «Я говорю тебе «нет», когда ты…». Предложите клиенту потренироваться произносит эти фразы громко, глядя на символы.
Шаг 3. Предложите клиенту исследовать выбранные им кубики и найти рисунки, которые были бы ответом на вопрос: «А чего же я хочу от наших отношений?». Обсудите каждое «хочу». Сформулируйте 5-7 утверждений: «Я говорю тебе «да», когда мы…». Предложите клиенту потренироваться произносить вслух громким голосом. Если это необходимо, запишите фразы «нет» и «да» в два столбика на листке бумаге.
Шаг 4. Предложите клиенту взять кубики в руки, бросать их в случайном порядке и произносить громко вслух «Я говорю тебе нет, когда ты…», «Я говорю да, когда ты…». Поощряйте ребёнка, поддерживайте в процессе приобретения нового опыта.
Упражнение №2. «Светофор» (упражнение предложено Мариной Солотовой в книге «Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем», адаптация для работы с кубиками Ольги Крутовой)
Цель: формирование навыков договариваться, получения опыта совместной полезной деятельности в семье и разграничения ответственности, работа с психологическими границами.
Шаг 1. Разделите лист на три разноцветных столбика – красный, жёлтый, зелёный (где красный символизирует то, что нельзя, жёлтый – то, что обсуждаем и договариваемся, зелёный – то, что разрешаем). Предложите взрослому и ребёнку поочередно бросать кубики как ответы на вопросы:
Записывайте в каждый столбик полученные утверждения.
Шаг 2. Обсудите, внести корректировки и расскажите о том, что в нужный момент эти списки помогут сориентироваться как действовать в возникшей ситуации. Поговорите о ясности, как она переносится. Что чувствуют всё участники этого упражнения.
В кабинете психолога это можно делать до 5 раз для столбика запретов, до 7 раз – для столбиков «обсуждаем» и «разрешено». Однако ребёнок и взрослый могут продолжить эту игру дома. Расскажите, что в зелёный список надо записывать по максимуму. Чем длиннее список «разрешено», тем проще следовать «красному» и «жёлтому» списку.
Упражнение №3. «Мой банк поглаживаний»
Цель: работа с обесцениванием, формирование навыка у клиента занимать самоподдерживающую позицию.
Шаг 1. Попросите клиента вспомнить и записать какие упрёки и обвинения он получает чаще всего. Затем пусть он подумает: хвалит ли его кто-то? Если да, то как? Пусть запишет полученный результат на бумаге. Вместе с клиентом проанализируйте и обсудите два списка. Являются ли похвалы похвалами на самом деле?
Шаг 2. Расскажите клиенту о поглаживаниях: о том, что жить без них невозможно. И если нет позитивных поглаживаний (похвалы, восхищения), человек бессознательно стремиться получить негативные поглаживания – ругают, значит замечают. О поглаживаниях можно почитать в книге Иана Стюарта «Современный транзактный анализ».
Шаг 3. Предложите клиенту написать два новых столбика, в которых ответить на два вопроса:
1 вопрос – 1 столбик.
В работе можно использовать «Кубики историй», выбирая символы осознанно или в случайно порядке. Обсудите полученный результат. Каких поглаживаний больше? Достаточно ли позитивных поглаживаний?
Шаг 4. Предложите клиенту потренироваться давать себе позитивные поглаживания. Для этого попросите взять из горсти кубиков один или несколько, бросить в случайном порядке и сказать вслух «Я молодец…», «Я горжусь собой…». Каждый из полученных символов пусть интерпретирует в свою пользу. Например, «Я горжусь собой за то, что знаю счёт деньгами (на первом кубике выпали счёты) и умею выращивать фиалки (на втором кубике выпал цветок). Предложите также осмотреть выбранные кубики и ответить на дополнительный вопрос: А какие еще свои достоинства я предпочитаю не замечать?
Это упражнение можно практиковать как в индивидуальной работе и с родителем, и ребенком, так и в совместной деятельности. «Кубики историй» также хорошо зарекомендовали себя в самотерапевтической работе – психолог может давать его клиенту в качестве домашнего задания.
Юнгианский психоаналитик Ева Паттис-Зойя пишет, что «символические ценности не могут быть озвучены прямым образом и переведены на язык концепций или чётко определённых принципов». Но символы не оставляют равнодушными никого из нас. Ева Паттис-Зойя утверждает: «Чем глубже и настойчивее мы с ними взаимодействуем, тем сильнее и конкретнее становится их влияние; символы позволяют назвать неназванное, высвечивают внутренние амбивалентные позиции, контрастирующие друг с другом». Всё это справедливо применимо не только к метафорическим ассоциативным картам, но и к «Кубикам историй» или Rory’s Story Cubes. Мы уже писали о тонкостях использования это проективного инструмента в работе с универсальными запросами и страхами, как стимульного материала для развития. Сегодня предлагаем поговорить о применении кубиков в коррекции детско-родительских отношений.
Специфика работы с детско-родительскими запросами
Психологи говорят: «Если есть проблемы с ребенком, надо разговаривать с родителями». Потому что в основе непослушания, грубого поведения, пренебрежения домашними обязанностями, увлечения гаджетами лежат проблемы детско-родительских взаимоотношений. По мнению автора книги «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании», психолога Светланы Толстой, одной из задач психолога является сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребёнком, помощь в формировании продуктивного к нему отношения, принятие его проявлений, обретение веры в себя и желание преодолевать трудности, восстанавливать доверительные отношения друг с другом.
Работа с детьми также имеет свои особенности. Психолог Наталия Буравцова пишет, что так как у маленьких детей возможности вербального выражения чувств, состояний, потребностей ограничены, необходимо применять игровые формы взаимодействия. Когда ребёнок сочиняет истории, рисует их, он являет миру внутренний конфликт, вызывающий поведенческое и эмоциональное напряжение. В такой деятельности «Кубики историй» пригодятся как нельзя кстати.
Перед тем, как начинать работать с Rory’s Story Cubes, необходимо дать возможность освоиться с новым инструментом, рассмотреть его. Также рекомендуется воздерживаться от интерпретаций и реинтерпретаций получившейся комбинации символов, поощрять спонтанность, простоту познания.
Наборы для коррекции детско-родительских отношений:
- Динозавры
- Первобытный мир
- Действия
- Путешествия
- Муми-тролль
- Original
- Фантазии
- Герои
- Бэтмен
- Генератор историй «Imagidis»
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений с «Кубиками историй».
Упражнение №1. «Я хочу сказать»
Цель: вербализация чувств и переживаний, формирование навыка отстаивания психологических границ.
Шаг 1. Попросите ребёнка выбрать 5-7 кубиков (из набора «Действия»), символизирующих ситуации, в которых ребенок хотел бы сказать «нет» своим родителям/сверстникам. Проговорите каждый из символов, обсудите каждое «нет». Используйте для описания также метафорические ассоциативные карты.
Шаг 2. Сформулируйте обсуждаемое в 5-7 утверждений, которые начинаются с «Я говорю тебе «нет», когда ты…». Предложите клиенту потренироваться произносит эти фразы громко, глядя на символы.
Шаг 3. Предложите клиенту исследовать выбранные им кубики и найти рисунки, которые были бы ответом на вопрос: «А чего же я хочу от наших отношений?». Обсудите каждое «хочу». Сформулируйте 5-7 утверждений: «Я говорю тебе «да», когда мы…». Предложите клиенту потренироваться произносить вслух громким голосом. Если это необходимо, запишите фразы «нет» и «да» в два столбика на листке бумаге.
Шаг 4. Предложите клиенту взять кубики в руки, бросать их в случайном порядке и произносить громко вслух «Я говорю тебе нет, когда ты…», «Я говорю да, когда ты…». Поощряйте ребёнка, поддерживайте в процессе приобретения нового опыта.
Упражнение №2. «Светофор» (упражнение предложено Мариной Солотовой в книге «Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем», адаптация для работы с кубиками Ольги Крутовой)
Цель: формирование навыков договариваться, получения опыта совместной полезной деятельности в семье и разграничения ответственности, работа с психологическими границами.
Шаг 1. Разделите лист на три разноцветных столбика – красный, жёлтый, зелёный (где красный символизирует то, что нельзя, жёлтый – то, что обсуждаем и договариваемся, зелёный – то, что разрешаем). Предложите взрослому и ребёнку поочередно бросать кубики как ответы на вопросы:
- «В нашей семье нельзя…»
- «В нашей семье обсуждается…»
- «В нашей семье разрешено…»
Записывайте в каждый столбик полученные утверждения.
Шаг 2. Обсудите, внести корректировки и расскажите о том, что в нужный момент эти списки помогут сориентироваться как действовать в возникшей ситуации. Поговорите о ясности, как она переносится. Что чувствуют всё участники этого упражнения.
В кабинете психолога это можно делать до 5 раз для столбика запретов, до 7 раз – для столбиков «обсуждаем» и «разрешено». Однако ребёнок и взрослый могут продолжить эту игру дома. Расскажите, что в зелёный список надо записывать по максимуму. Чем длиннее список «разрешено», тем проще следовать «красному» и «жёлтому» списку.
Упражнение №3. «Мой банк поглаживаний»
Цель: работа с обесцениванием, формирование навыка у клиента занимать самоподдерживающую позицию.
Шаг 1. Попросите клиента вспомнить и записать какие упрёки и обвинения он получает чаще всего. Затем пусть он подумает: хвалит ли его кто-то? Если да, то как? Пусть запишет полученный результат на бумаге. Вместе с клиентом проанализируйте и обсудите два списка. Являются ли похвалы похвалами на самом деле?
Шаг 2. Расскажите клиенту о поглаживаниях: о том, что жить без них невозможно. И если нет позитивных поглаживаний (похвалы, восхищения), человек бессознательно стремиться получить негативные поглаживания – ругают, значит замечают. О поглаживаниях можно почитать в книге Иана Стюарта «Современный транзактный анализ».
Шаг 3. Предложите клиенту написать два новых столбика, в которых ответить на два вопроса:
- Какие позитивные поглаживания я получаю?
- Какие негативные поглаживания я получаю?
1 вопрос – 1 столбик.
В работе можно использовать «Кубики историй», выбирая символы осознанно или в случайно порядке. Обсудите полученный результат. Каких поглаживаний больше? Достаточно ли позитивных поглаживаний?
Шаг 4. Предложите клиенту потренироваться давать себе позитивные поглаживания. Для этого попросите взять из горсти кубиков один или несколько, бросить в случайном порядке и сказать вслух «Я молодец…», «Я горжусь собой…». Каждый из полученных символов пусть интерпретирует в свою пользу. Например, «Я горжусь собой за то, что знаю счёт деньгами (на первом кубике выпали счёты) и умею выращивать фиалки (на втором кубике выпал цветок). Предложите также осмотреть выбранные кубики и ответить на дополнительный вопрос: А какие еще свои достоинства я предпочитаю не замечать?
Это упражнение можно практиковать как в индивидуальной работе и с родителем, и ребенком, так и в совместной деятельности. «Кубики историй» также хорошо зарекомендовали себя в самотерапевтической работе – психолог может давать его клиенту в качестве домашнего задания.