Автор: Анна Чичина
Для специалистов, работающих с метафорическими картами, не секрет, что МАК – это никакое не волшебное средство, что сами по себе метафорические карты не работают и никакой магии в них нет. Метафорические ассоциативные карты — это инструмент, который может «показать» себя во всей красе только в руках профессионала. То есть, для наиболее эффективной работы с метафорическими картами нужны определенные знания. Человек, который не обладает этими знаниями может «плавать» по бескрайним просторам каждого изображения сколько угодно долго, так и не найдя ответа на искомый вопрос.
Из названия статьи можно понять, что информация в ней будет о том, как родители могут использовать метафорические карты со своими детьми. Также, мы поговорим о том, могут ли родители использовать МАК в своей повседневной жизни, и если могут, то как именно.
Давайте с самого начала расставим все точки на тему возможности использования метафорических карт с собственными детьми. Я сейчас не имею ввиду историю, если вы –родитель с психологическим образованием. Это отдельная тема про этические принципы работы психолога. Речь пойдет о тех родителях, которые специального образования не имеют.
Использовать метафорические карты непрофессионалу можно, но цели, задачи будут отличаться о тех, которые стоят перед психологами. Например, это может быть: развитие, развлечение, обучение, возможность «поговорить по душам» с ребенком.
Принципы использования МАК родителями со своими детьми:
Рекомендуемые «детские» колоды МАК:
«Personita», «Детство глазами художника», «Портреты», «Я и ТЫ», «Saga», «Семейный альбом», «Эмоции на холсте», «Morena», «Аниби», «Дитя и зверь», «Правда тебе говорили, что…», «Habitat», «Территория», «Из сундука прошлого», «Teenagers», «Mythos», «Пути дороги», «О природе и погоде», «Она», «Я и все, все, все», «Роботы», «Ежкины сказки», «Большая маленькая Я», «Ральф», «Тотем» и «Люди и звери» и др.
Сказочные наборы: «Мастер сказок», «Сказочные герои» и тд.
Варианты использование МАК с детьми:
Примеры упражнений с МАК
Упражнение: «Три животных»
Для этого упражнения подойдет колода «Resilio» (только животные). Если такой колоды нет, можно найти в интернете фото животных на белом фоне. Чем больше, тем лучше. Распечатайте на плотной бумаге, вырежьте, и у вас получится отличное подспорье для увлекательной игры и беседы с ребенком.
Описание упражнения:
Интерпретация результатов:
Комментарий психолога: в каждом человеке в разные периоды жизни, в разных ситуациях могут провялятся разные качества, это нормально. Важно, чтобы человек осознавал и отлеживал в какой момент, в какой именно ситуации и с какими людьми проявляются те или иные качества.
Упражнение «Друг за другом»
Упражнение хорошо подойдет для развития ассоциативного мышления, также, это упражнение подходит для знакомства в группе, для сплочении коллектива, для объедения семьи.
Упражнение можно выполнять всей семьей или вместе с друзьями вашего ребенка. Каждый берет себе 5 карт с картинками и 5 карт со словами (можно и больше карт). Первый участник выбирает карту – картинку и карту — слово, рассказывает почему он сделал именно такой выбор. Следующий участник подбирает слово к предыдущей карте-картинке, а к предыдущему слову подбирает картинку и так далее.
Упражнение «Помощники»
Попросите ребенка выбрать 5 персонажей/ героев, которые ему нравятся больше всего. Если эти персонажи у вас есть в виде игрушек – прекрасно, если нет, их можно нарисовать.
Попросите ребенка выбрать карту с ситуацией, которая его больше всего беспокоит. Далее, попросите от лица каждого персонажа выбрать карту, на которой будет изображен способ решения проблемы или вариант выхода из проблемной ситуации. Например, как Шрэк, Красная шапочка, Кот Матроскин или Винни-Пух могут решить эту проблему.
Для специалистов, работающих с метафорическими картами, не секрет, что МАК – это никакое не волшебное средство, что сами по себе метафорические карты не работают и никакой магии в них нет. Метафорические ассоциативные карты — это инструмент, который может «показать» себя во всей красе только в руках профессионала. То есть, для наиболее эффективной работы с метафорическими картами нужны определенные знания. Человек, который не обладает этими знаниями может «плавать» по бескрайним просторам каждого изображения сколько угодно долго, так и не найдя ответа на искомый вопрос.
Из названия статьи можно понять, что информация в ней будет о том, как родители могут использовать метафорические карты со своими детьми. Также, мы поговорим о том, могут ли родители использовать МАК в своей повседневной жизни, и если могут, то как именно.
Давайте с самого начала расставим все точки на тему возможности использования метафорических карт с собственными детьми. Я сейчас не имею ввиду историю, если вы –родитель с психологическим образованием. Это отдельная тема про этические принципы работы психолога. Речь пойдет о тех родителях, которые специального образования не имеют.
Использовать метафорические карты непрофессионалу можно, но цели, задачи будут отличаться о тех, которые стоят перед психологами. Например, это может быть: развитие, развлечение, обучение, возможность «поговорить по душам» с ребенком.
Принципы использования МАК родителями со своими детьми:
- для того, чтобы попробовать подружиться с МАК нужно быть творческим человеком с умением замечать метафоры и говорить на языке ассоциаций;
- для работы с МАК нужно уметь правильно задавать вопросы;
- карты можно использовать с 3 лет в развитии и обучении;
- нужно уважать своего ребенка, уметь его слышать и слушать, доверь ребенку, верить в него;
- нельзя перебивать ребенка, когда он рассказывает о том, что увидел на картинке, нельзя давать свои интерпретации, высмеивать ребенка и т.д.
Рекомендуемые «детские» колоды МАК:
«Personita», «Детство глазами художника», «Портреты», «Я и ТЫ», «Saga», «Семейный альбом», «Эмоции на холсте», «Morena», «Аниби», «Дитя и зверь», «Правда тебе говорили, что…», «Habitat», «Территория», «Из сундука прошлого», «Teenagers», «Mythos», «Пути дороги», «О природе и погоде», «Она», «Я и все, все, все», «Роботы», «Ежкины сказки», «Большая маленькая Я», «Ральф», «Тотем» и «Люди и звери» и др.
Сказочные наборы: «Мастер сказок», «Сказочные герои» и тд.
Варианты использование МАК с детьми:
- С помощью карты из сюжетной колоды ребенок может рассказать вам, как прошел его день. Можно попросить ребенка найти карты, например, 3-5-7-9 карт, которые будут отражать самые важные события сегодняшнего дня. Попросите ребенка рассказать о каждой картинке. Такое задание можно предлагать ребенку примерно с 5 лет. Также, было бы здорово, если и родитель по такому же принципу расскажет ребенку про свой день.
- Выбирая карты из портретных колод (особенно хороши здесь «Ральф», «Тотем» и «Люди и звери»), ребенок расскажет вам о своих друзьях, одноклассниках, учителях. А если добавить сюда сюжеты, то можно узнать кто, с кем и как взаимодействует.
- Колода «Семейка Гномс» или «Я и эмоции» поможет научить ребенка идентифицировать свои эмоции.
- Карты из абстрактных колод, например, «Эмоции на холсте» можно использовать для разговора о настроении. Можно попросить ребенка найти карту, которая будет отражать его актуальное настроение. Если карта мрачная и настроение такое же, можно попросить ребенка выбрать еще одну карту, которая будет отражать его хорошее настроение. Затем, можно спросить: «Что должно произойти, чтобы настроение его улучшилось? Кто в этом может помочь?» и т.д.
- Игра в ассоциации. Например, семейные игры «Диксит» и «Иманджинариум».
- Игра по принципу: «В каждой карте находить что-то хорошее».
- Сочинение рассказов, сказок, историй.
- С помощью МАК с детьми можно учить цвета, название предметов, животных, деревьев, обувь и одежду и т.д.
- Можно играть в игру «Четвертый лишний». Например, 3 карты с изображением обуви и 1 с изображением шляпы. Задание можно усложнять. Например, 3 карты с изображение деревьев, а на 1 будет изображен кустарник.
- Задание на внимательность. Найти 10 карт, на которых изображены машины, например.
Примеры упражнений с МАК
Упражнение: «Три животных»
Для этого упражнения подойдет колода «Resilio» (только животные). Если такой колоды нет, можно найти в интернете фото животных на белом фоне. Чем больше, тем лучше. Распечатайте на плотной бумаге, вырежьте, и у вас получится отличное подспорье для увлекательной игры и беседы с ребенком.
Описание упражнения:
- В открытую нужно выбрать 1 карту на запрос: /Ваше самое любимое животное/. Ответить на вопрос: За какие качества оно вам нравится?
- В открытую нужно выбрать 1 карту на запрос: /Второе по «любимости» животное/. Ответить на вопрос: За какие качества оно вам нравится?
- В открытую выбрать 1 карту на запрос: / Третье по «любимости» животное /. Ответить на вопрос: За какие качества оно вам нравится?
- В открытую выбрать 1 карту на запрос (для родителей): /С качествами какого животного у вас ассоциируется ваш ребенок?/.
- В открытую выбрать 1 карту на запрос (для детей): /С качествами какого животного у вас ассоциируется ваши родители?/ (для каждого родителя по 1 карте)
Интерпретация результатов:
- То, кем вы мечтаете быть. (Обращаем внимание на выделенные качества)
- Каким вас воспринимают другие люди.
- То, кем вы являетесь на самом деле.
- Сравните карты под №3 и 4/5. Совпадает ли ваше представление друг о друге?
Комментарий психолога: в каждом человеке в разные периоды жизни, в разных ситуациях могут провялятся разные качества, это нормально. Важно, чтобы человек осознавал и отлеживал в какой момент, в какой именно ситуации и с какими людьми проявляются те или иные качества.
Упражнение «Друг за другом»
Упражнение хорошо подойдет для развития ассоциативного мышления, также, это упражнение подходит для знакомства в группе, для сплочении коллектива, для объедения семьи.
Упражнение можно выполнять всей семьей или вместе с друзьями вашего ребенка. Каждый берет себе 5 карт с картинками и 5 карт со словами (можно и больше карт). Первый участник выбирает карту – картинку и карту — слово, рассказывает почему он сделал именно такой выбор. Следующий участник подбирает слово к предыдущей карте-картинке, а к предыдущему слову подбирает картинку и так далее.
Упражнение «Помощники»
Попросите ребенка выбрать 5 персонажей/ героев, которые ему нравятся больше всего. Если эти персонажи у вас есть в виде игрушек – прекрасно, если нет, их можно нарисовать.
Попросите ребенка выбрать карту с ситуацией, которая его больше всего беспокоит. Далее, попросите от лица каждого персонажа выбрать карту, на которой будет изображен способ решения проблемы или вариант выхода из проблемной ситуации. Например, как Шрэк, Красная шапочка, Кот Матроскин или Винни-Пух могут решить эту проблему.