Автор: педагог-психолог ГБОУ СПО КСУ №3 (Москва) Акинкина Яна Михайловна
Метафорические (ассоциативные, проективные, терапевтические) карты появились в арсенале отечественных психологов относительно недавно. Но при этом, даже за недолгий период их использования, многие специалисты уже успели оценить их по достоинству.
Метафорические ассоциативные карты – это набор иллюстраций или даже репродукций картин (колода), размером чуть больше игральных карт, изображающих людей, их отношения, ежедневные (и редкие неожиданные) ситуации, пейзажи, животных, предметы, абстракции. Некоторые наборы карт снабжены надписями или комментариями. В целом, метафорические карты внешне напоминают открытки. Задача использования той или иной карты (колоды) напрямую зависит от актуальной для клиента проблемы.
Изначально метафорические ассоциативные карты - это проективная методика: в одной и той же картинке разные люди видят совершенно разные явления и обнаруживают чуть ли не диаметрально противоположные лейтмотивы, в ответ на одни и те же вопросы по карте предоставляют специалисту совершенно разные ответы – темы для работы над собой.
Диапазон применения данных карт велик: их можно применять в групповой работе, тренингах, семинарах, индивидуальной работе как со взрослыми, так и с детьми. Как и любое другое проективное средство, оно обладает огромным потенциалом и может использоваться для работы с большим спектром проблем, таких как:
- коррекция межличностных отношений;
- терапия супружеских отношений;
- терапия детско-родительских отношений;
- межличностные конфликты;
- реабилитационная работа;
- посттравматическое стрессовое расстройство;
- стресс, подавленное настроение, депрессивные состояния;
- страхи и фобии;
- психосоматика…
и многое, многое другое.
Карты были созданы в 1975 году канадским профессором Эли Романом, который хотел сделать искусство более доступным для людей, привлечь интерес публики к искусству за пределами музея, выставки или галереи. Первая колода карт получила название "ОН", или «Ох!», что символизировало изумление и восторг людей, которые рассматривают эти карты. В 1983 году Эли Роман показал эти карты Моритцу Эгитмейеру, который проникся идеей и понял, что их можно использовать в работе с клиентами психолога, чтобы подтолкнуть их к разговору о себе. Эти карты в данный момент опубликованы во многих вариациях, а именно колодах, которые могут использоваться как по отдельности, так и вместе с другими колодами, дополняя друг друга.
Ассоциативные карты не похожи на игральные карты, т.к. не создают ни гипотетически травмирующей ситуации проигравшего, ни злорадства или неловкости выигравшего; не похожи они и на карты Таро, имеющие уже готовые описания: метафорические карты интерпретирует сам клиент, что даёт множество вариантов их применения – от составления личной сказки до психоаналитического анализа ассоциаций, в зависимости от парадигмы, в которой работает психолог.
В настоящее время существует множество колод метафорических карт, такие как «Персона», «ОН», «Преодоление», «Морена», «Она», «Окна и двери», «Пути-дороги», «1001» и другие. Также существуют психологические игры («Шкатулка доброго волшебника», «Хранительницы сада», «Мастер сказок») и ассоциативные игры для компаний («Dixit», «Имаджинариум»). Данное направление использования проективных методик получает широкое распространение, и благодаря этому, у нас появляется выбор относительно колод карт, издательства и производителя.
В представляемой Вашему вниманию статье мы приводим план-конспект занятия с ассоциативными картами для работы в группе. Стоит заметить, что подростки с восторгом воспринимают данные карты, т.к. находят их интересными и даже внешне привлекательными (действительно, оформление ассоциативных карт обращает на себя внимание: они яркие, необычные, похожие на открытки и, ко всему прочему, упакованы в коробку-сундучок).
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СУНДУЧОК С МЕТАФОРАМИ»
Цель: преодоление защитных механизмов психики, активизация работы правого полушария.
Задачи: открытие ресурса, развитие навыков общения, расширение видения окружающего мира, моделирование возможной ситуации, осознание жизненных ролей и позиций.
Продолжительность занятия: 1 час 30 минут.
Занятие проводится обучающимися в возрасте 15-18 лет.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Приветствие
Здравствуйте, уважаемые участники! Наша с вами встреча будет носить название «Сундучок с метафорами».
Разминка
Сегодня мы поговорим об ассоциациях и о том, что они значат для нас… В них заложен тайный смысл, древние образы и скрытые намерения человека. Давайте познакомимся с нашими ассоциациями на примере одной игры.
Ассоциативная игра «Имаджинариум» является простой, но в то же время крайне увлекательной. В ней нужно придумывать ассоциации на выбранные картинки и угадывать картинки других игроков по их ассоциациям. В комплекте мы можем найти поле, на котором ведется подсчет очков, 98 ассоциативных карт, 49 карточек для голосования, 7 необычных фишек в виде летающих слонов. Для этой игры существует несколько дополнительных колод.
Теперь, когда мы познакомились с нашими ассоциациями, не касаясь разговора о нашей личности, попробуем рассказать друг другу о себе самих с помощью метафорических карт.
«Был/а, есть и буду»
Каждый из участников выбирает 3 карты, каждая из которых соответствует его представлению о нём в настоящем, прошлом и будущем. Далее идет обмен мнениями участников.
«Беру и отдаю»
Задание звучит следующим образом: «Вытяните наугад одну карту, отражающую то, что Вы хотели бы получить от этого мира, и одну карту, отражающую то, что Вы хотели бы дать этому миру».
«Соседи»
Игроки по очереди берут верхнюю карту из колоды и описывают ее как некую личность из своего окружения со всеми ее особенностями.
«Дуэт»
Каждый игрок получает или тянет 2 карты и держит их закрытыми. После того, как карты розданы, участники по очереди раскрывают две свои карты и описывают отношения между людьми, которые на них изображены.
Замечательно! Вы чувствуете, как приоткрывается завеса тайны? Но метафоры – это не только познание себя и обмен впечатлениями друг о друге, это ещё и возможность создавать – создавать нечто общее…
«Пишем стихи»
С помощью ассоциативных карт возможно написание юмористических акростихов, абсурдных лимериков или синквейнов, высокопарных или не очень хокку. Для этого сначала нужно объяснить участникам, по какой схеме составляются данные стихотворные формы (в частности, в колоде «Она» в методическом руководстве мы можем найти подробную инструкцию). Далее участник вытягивает карту и составляет по ней стих. В конце концов, стихи зачитываются вслух и обсуждаются, что вызывает у участников упражнения бурю положительных эмоций.
«Сказочный коллаж»
Из карт комплекта нужно составить тематический коллаж. Тему может предложить психолог, либо любой из участников.
«Совместная сказка»
Участникам раздаются карты, изображающие сказочных героев, а затем из колоды с сюжетами вытягиваются 3 карты, по которым далее и составляется сказка с использованием всех распределённых героев.
«Один сюжет на всех»
Участники разбирают карты с героями сказок. Далее ведущий вытягивает из колоды с сюжетами одну карту, и каждый участник рассказывает, что именно поменялось бы в сюжете с появлением его героя. Остальные участники отгадывают, что же за герой достался данному участнику.
То, что мы храним в себе множество различных метафор – не хорошо, и не плохо, это так, как оно должно быть!
«И это хорошо, и это плохо»
Это упражнение заключается в том, что наугад вытягивается карта из колоды. Первый участник комментирует карту, рассказывая, что именно хорошего он в ней видит. Следующий участник продолжает его мысль, но уже показывая, что именно может быть плохо из того, что назвал первый участник. Таким образом, развивается сюжет, проходя по кругу участников.
На этом наше сегодняшнее занятие завершается, буду рада видеть Вас всех снова!
Список упражнений с метафорическими ассоциативными картами велик, т.к. в каждой из колод есть инструкция со списками возможных упражнений, но каждый специалист вправе составлять по картам свои разработки и использовать их, исходя из стиля своей работы.
И напоследок стоит отметить, что при работе с ассоциативными метафорическими картами, как и в случае использования любых других методик, необходимо придерживаться этического кодекса психолога.
Литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Куликова И.В. Шкатулка доброго волшебника. Психологическая игра для взрослых и детей старше 10 лет на основе древних сказочных сюжетов. – СПб.: Речь, 2013
Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013
Крюгер К.; худож. В.Кирдий. Метафорические ассоциативные карты «Она». – СПб.: Речь, 2013