Автор: Алина Чинючина
Травля, или буллинг, - нередкая, к сожалению, проблема в детских коллективах. Психологам приходится сталкиваться с ней довольно часто. Но, как мне кажется, информации о работе с жертвами буллинга сейчас очень мало, и вся она сводится к тому, что – «да, это плохо, если вашего ребенка травят, идите к психологу». Когда мне пришлось столкнуться с этим, я не нашла практически ничего, кроме общих слов – и еще статьи Людмилы Петрановской, которая, пожалуй, единственная дает хоть какие-то четкие рекомендации. Но, увы, и они касаются групповой работы с коллективом и педагогами, руководителями. А что предпринять, если к тебе приходит ребенок-жертва, и ты понимаешь, что нет времени ждать и помогать нужно здесь и сейчас?
Есть еще один момент. В какой-то степени, психологам школьным немного проще: они имеют возможность вмешаться достаточно оперативно и работать параллельно и с коллективом, в котором есть травля, и с администрацией учебного заведения. Да, эффективнее всего именно параллельные действия, и школа в этом случае должна, обязана принимать меры.
Но что делать, если ты психолог НЕ школьный? И у тебя нет возможности вмешаться? И тем более, если ты понимаешь, что школа займет позицию невмешательства, «спускания на тормозах», «закрывания глаз»? И тебе предстоит фактически вытянуть ребенка, жертву, из того состояния, в котором он (она) находится?
Я рискну предложить небольшой сценарий коррекционной работы, который показал свою эффективность в моей практике работы с подростками от 10 лет и старше. Он подойдет как психологам школьным, так и «посторонним». Но еще раз подчеркну – работа должна вестись не только с жертвой и не столько с жертвой, сколько с коллективом. И со взрослым, который отвечает за этот коллектив, - классным руководителем, воспитателем, куратором и пр.
И параллельно – обязательно с родителями ребенка. Которые, к сожалению, достаточно часто относятся к этому, как и остальные взрослые, равнодушно, в духе «сам разберешься» (и уж совсем плохо, если – «ты сам виноват в том, что тебя травят»).
До родителей необходимо донести следующее:
Что касается взаимодействия психолога с ребенком-жертвой. Мне представляется разумной следующая схема психологической работы с жертвами травли:
Пояснения:
1 этап «Выговориться» включает в себя одну или две встречи, направленные на снятие напряжения, выплеск негативных эмоций, на то, чтобы «просто выговориться и выпустить пар». Применимы техники «пустого стула», дыхательные упражнения, упражнения для расслабления, работа с МАК.
Работа с МАК-колодами «Цвета и чувства», «Тинейджерс», либо любая абстрактная колода. Если нет узконаправленных колод, можно применять универсальные.
2 этап «Мои ресурсы». После снятия напряжения, прежде чем идти дальше, следует обсудить с клиентом имеющиеся у него ресурсы. Желательно объяснить, почему мы не начали сразу разбор ситуаций травли, а ушли в такую «далекую от темы» сторону. Это нужно для того, чтобы были силы работать с травмирующим событием.
Лучше всего использовать МАК – любую ресурсную колоду. У меня были «Она» (за исключением нескольких карт) и «Я и все-все-все». Карты для поиска можно вытягивать ВЗ и ВО, в зависимости от желания клиента, обязательно фиксировать положительные эмоции и состояние, возникающие при хороших воспоминаниях.
3 этап «Я-человек» («Я-хороший»). Поскольку у жертв травли часто и очень сильно страдает самооценка, ее нужно поднять до адекватного уровня. Этот этап включает в себя от одной до трех встреч, в зависимости от состояния ребенка.
Применимы любые техники, направленные на формирование адекватной самооценки: «Четыре квадрата», «Мои плюсы и минусы», «Кто я» (но я бы не стала применять ее на первой консультации этого этапа, она глубокая и может быть использована, если самооценка клиента уж очень сильно «под плинтусом»), «Я-животное». Активно используются МАК.
МАК-колоды: практически любые, как портретные, так и сюжетные. Но лучше избегать колод с травматичными изображениями либо убирать часть карт. Я использовала «Тинейджерс» и «Она».
4 этап «Я уверен в себе». Включает одну-три встречи, направлен на формирование навыков уверенного поведения, в первую очередь – в сложных для клиента ситуациях.
Арсенал техник широк – от использования театральных приемов «Театр одного актера» до обсуждения или разыгрывания ситуаций с куклами, пластилином, МАК. Хотя лучше использовать те, что включают работу телом. Я использовала обсуждение «Три портрета», затем «Театр одного актера», где мы разыгрывали сценки, предложенные клиентом в упражнении «Геометрия уверенности», затем «Шуточный экзамен». Хороший признак, если ребенок сам выразит желание попробовать себя в качестве уверенного в ситуациях травли, которые были у него. Если нет – можно предложить, но лучше не первыми, не сразу, а через одну-две сценки и не настаивать в случае резкого отказа.
Также мы работали с МАК-колодой «Тинейджерс» - упражнение «Какой я хочу быть». МАК-колоды – любые, лучше сюжетные, но и портретные подойдут.
5 этап «Что дальше?». Когда снято напряжение, когда клиент напитан ресурсом и более-менее уверен в себе, можно приступать к проработке дальнейших действий.
Обычно жертвы травли задумываются над тем, чтобы уйти из коллектива – сменить школу. Здесь желательна, почти обязательна работа совместно с родителями подростков, потому что решение принимать им вместе. И у взрослого свой взгляд, а у ребенка свой, следует учитывать все нюансы.
Лучше всего работает техника «Плюсы и минусы» - подробный разбор нескольких вариантов дальнейшего развития событий. В моей практике это обычно три:
Лично мое мнение – третий вариант неприемлем. Потому что в этом случае травматическое воздействие продолжается, и где гарантия, что не произойдет несчастья? Суицида или травмы, да даже просто негативный опыт для всех участников событий – не самое лучшее решение. Но в любом случае последнее слово за ребенком. И здесь психологу бывает сложно удержаться от того, чтобы не начать транслировать свое мнение. Я не знаю, как было бы правильнее – придержать свою точку зрения при себе или все-таки убедить ребенка что-то изменить. Не знаю. Думаю, что это зависит от моральных сил ребенка и решимости родителей.
Но мне кажется, что еще один отдельный разговор с родителями, где нужно еще раз жестко указать на недопустимость такого явления, как травля, и описать возможные пути действий, должен быть.
В технике «Плюсы и минусы» можно прописать все плюсы и все минусы каждого из вариантов. Хорошо дополнять такой логический разбор привлечением МАК – здесь идет акцент уже на эмоции, а не мысли, это позволяет включить не только разум, но и чувства, о чем дети, да и взрослые часто забывают. Потом ребенок взвешивает все «за» и «против» и принимает решение – один или совместно с родителями.
Независимо от того, какое решение примет клиент по поводу дальнейших действий, необходимо еще раз активизировать имеющиеся у него ресурсы. Это, мне кажется, лучше будет сделать с помощью МАК, карты можно выбирать ВО, но лучше ВЗ; техника «Мои ресурсы».
Если позволяет время, можно также проговорить дальнейшие шаги по достижению цели; для этого использовать технику МАК «Путь к цели», где выбранные ВЗ от 3 до 5 карт позволят проработать этапы, которые нужно будет пройти.
Список использованной в работе литературы:
1. Микляева А.В. Я-подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. – М.: Генезис, 2015.
3. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017.
Травля, или буллинг, - нередкая, к сожалению, проблема в детских коллективах. Психологам приходится сталкиваться с ней довольно часто. Но, как мне кажется, информации о работе с жертвами буллинга сейчас очень мало, и вся она сводится к тому, что – «да, это плохо, если вашего ребенка травят, идите к психологу». Когда мне пришлось столкнуться с этим, я не нашла практически ничего, кроме общих слов – и еще статьи Людмилы Петрановской, которая, пожалуй, единственная дает хоть какие-то четкие рекомендации. Но, увы, и они касаются групповой работы с коллективом и педагогами, руководителями. А что предпринять, если к тебе приходит ребенок-жертва, и ты понимаешь, что нет времени ждать и помогать нужно здесь и сейчас?
Есть еще один момент. В какой-то степени, психологам школьным немного проще: они имеют возможность вмешаться достаточно оперативно и работать параллельно и с коллективом, в котором есть травля, и с администрацией учебного заведения. Да, эффективнее всего именно параллельные действия, и школа в этом случае должна, обязана принимать меры.
Но что делать, если ты психолог НЕ школьный? И у тебя нет возможности вмешаться? И тем более, если ты понимаешь, что школа займет позицию невмешательства, «спускания на тормозах», «закрывания глаз»? И тебе предстоит фактически вытянуть ребенка, жертву, из того состояния, в котором он (она) находится?
Я рискну предложить небольшой сценарий коррекционной работы, который показал свою эффективность в моей практике работы с подростками от 10 лет и старше. Он подойдет как психологам школьным, так и «посторонним». Но еще раз подчеркну – работа должна вестись не только с жертвой и не столько с жертвой, сколько с коллективом. И со взрослым, который отвечает за этот коллектив, - классным руководителем, воспитателем, куратором и пр.
И параллельно – обязательно с родителями ребенка. Которые, к сожалению, достаточно часто относятся к этому, как и остальные взрослые, равнодушно, в духе «сам разберешься» (и уж совсем плохо, если – «ты сам виноват в том, что тебя травят»).
До родителей необходимо донести следующее:
- травля – проблема не только жертвы и не столько жертвы, сколько агрессоров и всего коллектива;
- нельзя замалчивать это и закрывать на это глаза, такое недопустимо;
- травля оказывает огромное негативное влияние на всех участников, на жертву – в первую очередь;
- если дело дошло до прямых угроз в адрес ребенка, особенно если они зафиксированы (скриншоты переписки в сети, сообщений в соцсетях, телефоне и пр), это можно и нужно предъявить при обращении в полицию;
- ребенку нужно предоставить всю помощь и поддержку, на которую способна семья, это может стать самым лучшим ресурсом, который только есть;
- и (лично мое мнение) здесь лучше перебдеть, чем недобдеть и получить искалеченного ребенка, а то и вовсе попытку суицида.
Что касается взаимодействия психолога с ребенком-жертвой. Мне представляется разумной следующая схема психологической работы с жертвами травли:
- Нейтрализация негативного эмоционального состояния
- Поиск ресурсов
- Работа с самооценкой
- Повышение уверенности в себе
- Разбор ситуации, принятие дальнейшего решения
Пояснения:
1 этап «Выговориться» включает в себя одну или две встречи, направленные на снятие напряжения, выплеск негативных эмоций, на то, чтобы «просто выговориться и выпустить пар». Применимы техники «пустого стула», дыхательные упражнения, упражнения для расслабления, работа с МАК.
Работа с МАК-колодами «Цвета и чувства», «Тинейджерс», либо любая абстрактная колода. Если нет узконаправленных колод, можно применять универсальные.
2 этап «Мои ресурсы». После снятия напряжения, прежде чем идти дальше, следует обсудить с клиентом имеющиеся у него ресурсы. Желательно объяснить, почему мы не начали сразу разбор ситуаций травли, а ушли в такую «далекую от темы» сторону. Это нужно для того, чтобы были силы работать с травмирующим событием.
Лучше всего использовать МАК – любую ресурсную колоду. У меня были «Она» (за исключением нескольких карт) и «Я и все-все-все». Карты для поиска можно вытягивать ВЗ и ВО, в зависимости от желания клиента, обязательно фиксировать положительные эмоции и состояние, возникающие при хороших воспоминаниях.
3 этап «Я-человек» («Я-хороший»). Поскольку у жертв травли часто и очень сильно страдает самооценка, ее нужно поднять до адекватного уровня. Этот этап включает в себя от одной до трех встреч, в зависимости от состояния ребенка.
Применимы любые техники, направленные на формирование адекватной самооценки: «Четыре квадрата», «Мои плюсы и минусы», «Кто я» (но я бы не стала применять ее на первой консультации этого этапа, она глубокая и может быть использована, если самооценка клиента уж очень сильно «под плинтусом»), «Я-животное». Активно используются МАК.
МАК-колоды: практически любые, как портретные, так и сюжетные. Но лучше избегать колод с травматичными изображениями либо убирать часть карт. Я использовала «Тинейджерс» и «Она».
4 этап «Я уверен в себе». Включает одну-три встречи, направлен на формирование навыков уверенного поведения, в первую очередь – в сложных для клиента ситуациях.
Арсенал техник широк – от использования театральных приемов «Театр одного актера» до обсуждения или разыгрывания ситуаций с куклами, пластилином, МАК. Хотя лучше использовать те, что включают работу телом. Я использовала обсуждение «Три портрета», затем «Театр одного актера», где мы разыгрывали сценки, предложенные клиентом в упражнении «Геометрия уверенности», затем «Шуточный экзамен». Хороший признак, если ребенок сам выразит желание попробовать себя в качестве уверенного в ситуациях травли, которые были у него. Если нет – можно предложить, но лучше не первыми, не сразу, а через одну-две сценки и не настаивать в случае резкого отказа.
Также мы работали с МАК-колодой «Тинейджерс» - упражнение «Какой я хочу быть». МАК-колоды – любые, лучше сюжетные, но и портретные подойдут.
5 этап «Что дальше?». Когда снято напряжение, когда клиент напитан ресурсом и более-менее уверен в себе, можно приступать к проработке дальнейших действий.
Обычно жертвы травли задумываются над тем, чтобы уйти из коллектива – сменить школу. Здесь желательна, почти обязательна работа совместно с родителями подростков, потому что решение принимать им вместе. И у взрослого свой взгляд, а у ребенка свой, следует учитывать все нюансы.
Лучше всего работает техника «Плюсы и минусы» - подробный разбор нескольких вариантов дальнейшего развития событий. В моей практике это обычно три:
- сменить школу;
- остаться в старой, но «качать права» - привлекать к решению проблемы школьную администрацию, психолога, социального педагога, при необходимости – полицию;
- остаться в старой школе и оставить все, как есть.
Лично мое мнение – третий вариант неприемлем. Потому что в этом случае травматическое воздействие продолжается, и где гарантия, что не произойдет несчастья? Суицида или травмы, да даже просто негативный опыт для всех участников событий – не самое лучшее решение. Но в любом случае последнее слово за ребенком. И здесь психологу бывает сложно удержаться от того, чтобы не начать транслировать свое мнение. Я не знаю, как было бы правильнее – придержать свою точку зрения при себе или все-таки убедить ребенка что-то изменить. Не знаю. Думаю, что это зависит от моральных сил ребенка и решимости родителей.
Но мне кажется, что еще один отдельный разговор с родителями, где нужно еще раз жестко указать на недопустимость такого явления, как травля, и описать возможные пути действий, должен быть.
В технике «Плюсы и минусы» можно прописать все плюсы и все минусы каждого из вариантов. Хорошо дополнять такой логический разбор привлечением МАК – здесь идет акцент уже на эмоции, а не мысли, это позволяет включить не только разум, но и чувства, о чем дети, да и взрослые часто забывают. Потом ребенок взвешивает все «за» и «против» и принимает решение – один или совместно с родителями.
Независимо от того, какое решение примет клиент по поводу дальнейших действий, необходимо еще раз активизировать имеющиеся у него ресурсы. Это, мне кажется, лучше будет сделать с помощью МАК, карты можно выбирать ВО, но лучше ВЗ; техника «Мои ресурсы».
Если позволяет время, можно также проговорить дальнейшие шаги по достижению цели; для этого использовать технику МАК «Путь к цели», где выбранные ВЗ от 3 до 5 карт позволят проработать этапы, которые нужно будет пройти.
Список использованной в работе литературы:
1. Микляева А.В. Я-подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. – М.: Генезис, 2015.
3. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017.