Автор: Дарья Цукер
На сегодняшний день вопросы пола, гендера и гендерной идентичности являются одной из самых сложных и запутанных исследовательских областей в социологии, психологии, социальной психологии и даже политике. В XII веке остро встал вопрос о необходимости внесения изменений в патриархальную систему устройства общества, подразумевающую бинарное распределение человечества на «мужскую» и «женскую» половины с их аксиоматичными гендерными ролями. В связи с активным развитием феминизма (так называемая «третья волна») началась борьба с бинарной системой устройства общества, возник такой термин как «небинарная персона», означающий людей, для которых дихотомия мужского и женского неприемлема: «Гендер некоторых людей не является ни мужским, ни женским, и может определяться как мужской и женский одновременно, как разные гендеры в разное время, как отсутствие гендера вообще, или оспаривать саму идею существования только двух гендеров. Общий термин для таких гендеров − "genderqueer" (гендерквир) или "non-binary" (небинарные) гендеры. Такие гендерные идентичности, выходящие за пределы бинарной оппозиции женского и мужского получают все большее признание в правовой, медицинской и психологической системах и диагностических классификациях, в соответствии с растущей информационной и правозащитной деятельностью этих групп. Демографические исследования показывают небольшой процент – но значительную долю с точки зрения исходных чисел – людей, которые идентифицируют себя как небинарные».
Однако, несмотря на отрицание бинарной системы гендера небинарными персонами, важно понимать, что «гендерквир» – это гендерная идентичность, часть «Я-концепции» индивида. Человеку, как социальному существу, необходимо одновременно осознавать свою индивидуальность, исключительность, групповую идентичность и принадлежность ко всему человечеству. Человек испытывает потребность находиться в безопасности, в том числе и в социальных группах, поэтому, находясь в социуме, человек склонен быть конформным, осознанно или неосознанно соглашаясь с социальными нормами и поддаваясь групповому мышлению: «Одним из проявлений конформного поведения являются социальные нормы. Как правило, эти нормы носят неявный характер и регулируют взаимодействие внутри социальной группы или в обществе в целом. Эта тенденция может проявляться в виде бессознательных влияний или в виде прямого и открытого социального давления. Конформность может проявляться как в присутствии других людей, так и когда человек находится в одиночестве и не испытывает непосредственного влияния извне» (Бреер, 2014, 2). Таким образом, любой человек, даже не находясь в ситуации непосредственного влияния со стороны общественности, склонен быть конформным по отношению к социальным нормам, а в контексте данной работы – по отношению к гендерным стереотипам и бинарной системе устройства общества, поскольку гендерные стереотипы являются негласными социальными нормами, регулирующими взаимоотношения внутри этого самого общества. Например, в современных СМИ стереотипы часто используются в качестве средства для коммуникации:кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Шадринского государственного педагогического института Е. А. Соколова, в одной из своих работ отмечает: «Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются СМИ и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения».
Формирование стереотипного мышления в детском возрасте
Важно понимать, что, когда мы говорим о детстве небинарных персон, особенно если мы говорим об этом в контексте культуры и традиций постсоветского пространства, мы в подавляющем большинстве случаев подразумеваем тех детей, которые росли в гетеронормативной семье, то есть воспитывались отцом и/или матерью, соответствующими своим традиционным гендерным ролям.
Семья и отношения в ней играют огромную роль в формировании личности ребенка на начальных этапах: контактируя с родителями, он получает первый опыт взаимодействия с людьми и окружающим его миром, на основе чего складывается его система представлений об окружающей его действительности. Поэтому, каждый ребенок, воспитываемый в семье с гетеронормативными и поощряющими бинарную систему устройства общества традициями и ценностями, не может не усвоить гендерные стереотипы, наблюдаемые им с рождения. Рассмотрим этот процесс подробнее.
В семье мужчина традиционно имеет роль добытчика, обеспечивающего материальное благосостояние семьи, а также регулирующего в ней «дисциплину», определенный порядок. В этой системе представлений о мире он имеет власть в семье, он – ее глава. В связи с этим отец является для ребенка своеобразным настоятелем, учащим ребенка логике и организации своей жизни, включая отношения внутри нее. И то, каким именно образом отец это делает, зависит от пола ребенка. Любовь отца к сыну – условная, сын обязан ее заслужить, демонстрируя свои достижения, двигаясь вперед и тем самым вызывая гордость отца, которая возникает только тогда, когда сын перенимает от отца лучшие его качества: решительность, активность, целеустремленность, жесткость и хладнокровие. Если же у мужчины рождается дочь, отец так же обучает ее, но уже не в требовательной форме, а в мягкой: требования становятся предложениями, а похвалу дочь получает тогда, когда перенимает лучшие качества матери: нежность, доброту, чувственность и теплоту.
У матерей же гендерная роль отличается и модель поведения не меняется в зависимости от пола ребенка. И с дочерью, и с сыном мать ведет себя нежно, стремясь создать вокруг ребенка безопасную среду, благоприятную для выстраивания тонкого восприятия эстетики мира, и даря безусловную любовь.
Таким образом, ребенок вне зависимости от своего биологического пола усваивает социальный конструкт гетеронормативности от родителей на протяжении всего периода своего детского развития. Н.В. Провоторова в своем теоретическом обзоре пишет: «Образ мужского и женского поведения, сложившийся у ребенка в раннем возрасте, влияет на всю его жизнь. Ребенок усваивает особенности мужского и женского поведения в возрасте от трех до семи лет и делает ребенок это, смотря на отца и мать и через игры» (Провоторова, 2016, 219). То есть, иными словами, стереотипное мышление заложено в каждом человеке еще с раннего детства, поскольку, вырастая в гетеронормативной семье (которых, как уже было упомянуто, на территории постсоветского пространства подавляющее большинство), ребенок учится взаимодействовать с миром, взяв за саму основу обучения бинарную схему гендерных ролей мужчины и женщины в обществе.
Роль стереотипов в формировании и функционировании личности
Когда ребенок вырастает во взрослого человека, он продолжает мыслить теми же стереотипами, но неслучайно: они выполняют определенную роль в функционировании психики индивида, причем сохраняясь за счет феномена «предвзятости подтверждения», суть которого заключается в тенденции человека искать и запоминать лишь ту информацию, которая подтверждает его убеждения, а противоречащую им – отвергать.
В основном, стереотипы обобщают и генерализируют информацию, упрощая человеку процесс восприятия действительности, и тем самым снижая когнитивную и психоэмоциональную нагрузку: благодаря механизму стереотипа индивиду гораздо проще вынести оценочное суждение любой ситуации. Однако стереотипное мышление используется не только для оценки окружающей действительности, но и для восприятия индивидом собственного поведения и принятия самостоятельных решений, что поддерживает его психоэмоциональное равновесие, к которому личности свойственно стремиться. В итоге попытки сохранения баланса вытекают в так называемое адаптивное поведение, выражающееся в стремлении к рефлекторному самосохранению без потери самореализации. То есть, человек адаптируется под систему и начинает «играть по ее правилам» как ради чувства собственной сохранности, так и ради ощущения собственных успехов и достижений.
Так, человек негласно и неосознанно выражает согласие с той системой общества, в которой существует, адаптируясь под существующие в ней стереотипы, паттерны и социальные установки и перенимая ее принципы в собственную систему мировоззрения для реализации собственного потенциала и формирования представлений о способах реагирования на различные условия и ситуации. Все вышеперечисленное в контексте обсуждения формирования представлений о гендерных стереотипах можно включить в механизм гендерной социализации индивида.
Этот механизм объясняется в психологии в основном, тремя психологическими теориями: во-первых, теорией идентификации, объясняющей процесс социализации ребенка через его стремление быть похожим на родителя своего пола; во-вторых, теорией половой типизации с опорой на теорию социального научения, объясняющей причины закрепления у индивида поведения в соответствии с его биологическим полом, а значит, и гендерной ролью, тем, что в детстве маскулинное поведение мальчиков поощряется, а феминное – осуждается и даже возбраняется, и наоборот; в-третьих, теорией самокатегоризации, описывающей процесс формирования гендерной идентичности как в первую очередь получение знаний о гендерных ролях посредством наблюдения за родителями, и следующее лишь после этого самоопределение ребенка в качестве мальчика или девочки (Филатова-Сафронова, 2014).
Таким образом, мы понимаем, что гендерные стереотипы не являются просто лишним балластом, лишь в негативном смысле ограничивающим наше сознание, а на самом деле выполняют роль инструмента для нашей защиты и самореализации. Проявляясь в адаптивном поведении, стереотипы помогают индивиду оценивать сквозь призму системы (в данном контексте, бинарной) возникающие вокруг него ситуации, поступки других людей по отношению к нему и окружающим, выстаивать собственную систему мировоззрения, опираясь на которую, он может оценивать свои поступки и сохранять психологическое равновесие. Помимо всей приносимой индивидуальной пользы, стереотипы также зачастую не осознаются индивидом и функционируют таким образом, что любая информация, подтверждающая уже сложившуюся систему воззрений, подкрепляют ее, а опровергающая – отторгается, забывается или вовсе неосознанно игнорируется.
На основании всех перечисленных в данной статье факторов становится очевидна необходимость проведения новых исследований, максимально отдаленных от гендерной стереотипизации и несущих за собой цель изучить влияние различных факторов на формирование представлений о патриархате, гендерной бинарности и гендерных стереотипах у людей, идентифицирующих себя как небинарные или гендерквир, поскольку для дальнейшей борьбы с бинарностью необходимо полное понимание существующей на сегодняшний день системы устройства общества, а также учет самого процесса формирования гендерных стереотипов в сознании индивидов и то, какую функцию они для них выполняют.