Техника работы с родителями по запросу подросткового кризиса.
Автор: Богачева О.В
Изменения в отношениях между родителями и детьми в период подросткового кризиса могут носить разный характер. От ярко выраженного, не скрываемого протеста, до полного игнорирования любых просьб, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Как бы ни складывался детско-родительский контакт, очевидно одно – отношения неизбежно должны перейти на новый уровень. Тут мы можем столкнуться с трудностями следующего плана:
- родители не готовы признавать самостоятельность ребенка (отсутствует доверие);
- родители (опасаясь конфликта) позволяют реализовывать любые запросы и прихоти;
- родители испытывают чувства (гнев, стыд, вина, страх и т.д.) с которыми не в силах справится.
Используя МАК-пособие «Домик на дереве» мы проведем консультативную встречу с родителями подростка, на которой рассмотрим указанные выше механизмы, проработаем возникающие чувства и поможем построить возможный план взаимоотношений в семье.
Работа с этой техникой может актуализировать темы сепарации, доверия, родительской компетенции, тревожности, и специалист, опираясь на ответы родителей, выделяет то главное, что поможет птенцу отправиться в полет, а родителям не поломать на старте крылья.
Автор: Богачева О.В
Изменения в отношениях между родителями и детьми в период подросткового кризиса могут носить разный характер. От ярко выраженного, не скрываемого протеста, до полного игнорирования любых просьб, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Как бы ни складывался детско-родительский контакт, очевидно одно – отношения неизбежно должны перейти на новый уровень. Тут мы можем столкнуться с трудностями следующего плана:
- родители не готовы признавать самостоятельность ребенка (отсутствует доверие);
- родители (опасаясь конфликта) позволяют реализовывать любые запросы и прихоти;
- родители испытывают чувства (гнев, стыд, вина, страх и т.д.) с которыми не в силах справится.
Используя МАК-пособие «Домик на дереве» мы проведем консультативную встречу с родителями подростка, на которой рассмотрим указанные выше механизмы, проработаем возникающие чувства и поможем построить возможный план взаимоотношений в семье.
- Предварительно для родителей подростка подготавливается материал, в котором освещаются основные этапы прохождения подросткового кризиса. Это важный момент, он позволяет снизить тревожность перед работой. Родители получают теоретическую информацию, из которой понятно, что этот возрастной этап является естественным для любого ребенка этого возраста. Разница проживания кризиса зависит от индивидуальных факторов, которые и выясняются в процессе первичной консультативной встречи. Акцент делается на то, что родители в силах помочь своему ребенку (и себе) прожить этот период максимально безболезненно.
- Родителям предлагается метафора данного пособия. Психолог помогает настроиться на работу актуализируя тему того момента, когда птенец покидает гнездо.
- Родителям необходимо договориться (если на консультации и мама и папа) будут ли они работать вместе или каждый выбирает свои карточки. Если родитель один, то этот пункт не актуален. Далее рассматриваем работу как индивидуальную. Для пары действуют те же правила с учетом моментов, когда родители обсуждают выбор карточки и высказывают варианты ответов на вопросы.
- Представьте себе семейство птиц и их птенца, который уже подрос и пытается учиться летать. Выберите подходящие карточки из набора «птицы».
- Подберите для птиц домик из набора «гнезда». И расположите его на поле «дерево».
- Опишите это семейство. Сделайте акцент на то, что каждая птица умеет делать лучше всего.
- Как способности каждой птицы помогают семейству в целом. Кто-то добывает еду, кто-то красиво поет, кто-то заботится о гнезде и т.д. Этим пунктом мы активизируем взаимосвязь внутри семьи, подчеркиваем важность каждого.
- Представьте, что птенец собирается вылететь из гнезда. Что для этого ему необходимо? Что каждый из родителей-птичек может передать, чему научить? Посмотрите внимательно на карточку «птенца», опишите, сможет ли он отправиться в самостоятельный полет. Если нет, представьте, что еще птенцу необходимо получить от родителей, чтобы этот полет случился.
- Попробуйте перемещать карточку птенца на поле «дерево». Опишите те места, куда он попадает, что при этом перемещении чувствуют родители-птички. Как они чувствуют себя в гнезде, когда там нет птенца. Опишите безопасные места для птенца и те места, что вызывают тревогу.
- В завершении психолог предлагает обратить внимание на чувства, которые возникают в процессе выполнения техники, на то, как возникающие чувства и переживания влияют на «скорость» полета птенца, какие из действий родителей-птичек помогаю птенцу научиться летать, а какие останавливают этот процесс. Например: может ли мама-птичка носить птенчика на своих крыльях? Может ли птенчик остаться в родительском гнезде навсегда и т.д.
Работа с этой техникой может актуализировать темы сепарации, доверия, родительской компетенции, тревожности, и специалист, опираясь на ответы родителей, выделяет то главное, что поможет птенцу отправиться в полет, а родителям не поломать на старте крылья.