Автор: Яна Акинкина
Невозможно было бы представить работу перинатального психолога без темы формирования образа будущего ребёнка у беременных. Это крайне актуальная тема, не только на просторах нашей Родины, но и за рубежом. Почему же она так важна? Да потому что образ ребенка у будущей мамы начинает формироваться еще до зачатия, и крайне важно, как это может повлиять на формирование личности будущего ребёнка, уже не говоря о том, какие последствия это может за собой повлечь. Исследования на эту тему существуют, и мы призываем коллег с ними ознакомиться.
В данной же статье мы приводим примеры направлений работы с будущими мамами, используя колоду метафорических ассоциативных карт «Карапузариум».
1. Вытяните карту наугад. Посмотрите на малыша, который Вам попался. Какая мать, на Ваш взгляд, могла бы ему подойти?
2. Выберите карточку, напоминающую Вам Вашего малыша. Известно, что и пренейтам, и новорожденным снятся сны. Как Вы думаете, глядя на выбранную Вами карту, о чем могут быть сны Вашего малыша?
3. Выберите карточку, напоминающую Вам Вашего малыша. И теперь, глядя на эту карточку, давайте вместе пройдёмся по модальностям. Какие чувства и ощущения имеются у Вашего малыша: слух, зрение, обоняние, осязание, проприоцепция, вкус? (В зависимости от того, на каком сроке беременности клиентка, либо это может быть новоиспечённая мама, информация о «шести чувствах» малыша будет разной – специалист должен быть в курсе развития малыша по неделям. Также специалисту необходимо дать клиентке информацию о том, что пренейт - уже имеет развитые в той или иной мере чувства) Как эти его чувства могут отражать его восприятие «мира»?
Конечно же, мы призываем использовать данный формат работы в рамках общего курса подготовки к родам: будущим родителям необходима как психологическая подготовка, так и освоение новых навыков.
Также благополучным направлением в работе с будущими мамами является сочетание МАК и сказкотерапии (об этом подробнее в будущей колоде МАК для перинатального психолога от создателей проекта «Пузариум», которая скоро выйдет в свет). И, конечно же, пример перинатальной терапевтической сказки:
Сказка о зёрнышке (метафора рождения ребёнка)
Жила-была не ты и не я, а очень похожая на нас с тобой женщина. В её душе был океан любви и заботы, а в её мыслях – безграничное количество возможностей, а само её тело было воплощением плодородия. И однажды, когда её желание заботиться о ком-то стало слишком сильным, она нашла маленькое зёрнышко. Зёрнышко это было совершенно чудесным: точно таким же, как и любое другое зёрнышко. И как может быть такое обычное таким чудесным? Совершенно просто. Ведь то, что встречается на каждом шагу, всегда таит в себе что-то особенное, неподвластное нашему мирскому пониманию. Она долго любовалась этим зёрнышком, присматривалась к нему, размышляла, что же из него может вырасти, много-много фантазировала на эту тему. И даже иногда волновалась и тревожилась, а бывало, что и боялась. И правда, никогда же не знаешь точно. Но время шло, и она понимала, что пока зёрнышко не посадишь, не поймёшь, что из него вырастет. И она рискнула, она посадила его. Она ухаживала за ним, поливала, растила, вкладывала в него много трудов и сил. Зёрнышко незаметно росло в принятии и любви, хоть сама женщина не видела этого. Но в один прекрасный день (а может быть, ночь), из земли проклюнулось нежное и наипрекраснейшее растение, ставшее продолжением этого зёрнышка, и это время стало сакральным моментом в жизни той женщины – таинственным опытом рождения самого дорогого, самого необъяснимого и бесценного: её чада. И каждая слеза, каждое усилие, каждая сложность, возникавшая на её пути стала озарена светом понимания и принятия. И всё её существование стало более осмысленным. Но даже в приобретённой жизненной мудрости она продолжала, всё так же украдкой любуясь плодом своих трудов, гадать: каким оно будет дальше, Моё Зёрнышко?
Но каким бы ни был способ его посадки и пробивания сквозь землю, каким бы оно ни становилось день за днём, как бы не менялось с ростом, оно продолжало быть совершенно одинаковым в одном: оно всегда было и будет её сокровищем.
Невозможно было бы представить работу перинатального психолога без темы формирования образа будущего ребёнка у беременных. Это крайне актуальная тема, не только на просторах нашей Родины, но и за рубежом. Почему же она так важна? Да потому что образ ребенка у будущей мамы начинает формироваться еще до зачатия, и крайне важно, как это может повлиять на формирование личности будущего ребёнка, уже не говоря о том, какие последствия это может за собой повлечь. Исследования на эту тему существуют, и мы призываем коллег с ними ознакомиться.
В данной же статье мы приводим примеры направлений работы с будущими мамами, используя колоду метафорических ассоциативных карт «Карапузариум».
1. Вытяните карту наугад. Посмотрите на малыша, который Вам попался. Какая мать, на Ваш взгляд, могла бы ему подойти?
2. Выберите карточку, напоминающую Вам Вашего малыша. Известно, что и пренейтам, и новорожденным снятся сны. Как Вы думаете, глядя на выбранную Вами карту, о чем могут быть сны Вашего малыша?
3. Выберите карточку, напоминающую Вам Вашего малыша. И теперь, глядя на эту карточку, давайте вместе пройдёмся по модальностям. Какие чувства и ощущения имеются у Вашего малыша: слух, зрение, обоняние, осязание, проприоцепция, вкус? (В зависимости от того, на каком сроке беременности клиентка, либо это может быть новоиспечённая мама, информация о «шести чувствах» малыша будет разной – специалист должен быть в курсе развития малыша по неделям. Также специалисту необходимо дать клиентке информацию о том, что пренейт - уже имеет развитые в той или иной мере чувства) Как эти его чувства могут отражать его восприятие «мира»?
Конечно же, мы призываем использовать данный формат работы в рамках общего курса подготовки к родам: будущим родителям необходима как психологическая подготовка, так и освоение новых навыков.
Также благополучным направлением в работе с будущими мамами является сочетание МАК и сказкотерапии (об этом подробнее в будущей колоде МАК для перинатального психолога от создателей проекта «Пузариум», которая скоро выйдет в свет). И, конечно же, пример перинатальной терапевтической сказки:
Сказка о зёрнышке (метафора рождения ребёнка)
Жила-была не ты и не я, а очень похожая на нас с тобой женщина. В её душе был океан любви и заботы, а в её мыслях – безграничное количество возможностей, а само её тело было воплощением плодородия. И однажды, когда её желание заботиться о ком-то стало слишком сильным, она нашла маленькое зёрнышко. Зёрнышко это было совершенно чудесным: точно таким же, как и любое другое зёрнышко. И как может быть такое обычное таким чудесным? Совершенно просто. Ведь то, что встречается на каждом шагу, всегда таит в себе что-то особенное, неподвластное нашему мирскому пониманию. Она долго любовалась этим зёрнышком, присматривалась к нему, размышляла, что же из него может вырасти, много-много фантазировала на эту тему. И даже иногда волновалась и тревожилась, а бывало, что и боялась. И правда, никогда же не знаешь точно. Но время шло, и она понимала, что пока зёрнышко не посадишь, не поймёшь, что из него вырастет. И она рискнула, она посадила его. Она ухаживала за ним, поливала, растила, вкладывала в него много трудов и сил. Зёрнышко незаметно росло в принятии и любви, хоть сама женщина не видела этого. Но в один прекрасный день (а может быть, ночь), из земли проклюнулось нежное и наипрекраснейшее растение, ставшее продолжением этого зёрнышка, и это время стало сакральным моментом в жизни той женщины – таинственным опытом рождения самого дорогого, самого необъяснимого и бесценного: её чада. И каждая слеза, каждое усилие, каждая сложность, возникавшая на её пути стала озарена светом понимания и принятия. И всё её существование стало более осмысленным. Но даже в приобретённой жизненной мудрости она продолжала, всё так же украдкой любуясь плодом своих трудов, гадать: каким оно будет дальше, Моё Зёрнышко?
Но каким бы ни был способ его посадки и пробивания сквозь землю, каким бы оно ни становилось день за днём, как бы не менялось с ростом, оно продолжало быть совершенно одинаковым в одном: оно всегда было и будет её сокровищем.