Из книги Дмитриевой Н.В. , Богачек И.С. "Неврозы и невротики. Глубинная терапия с помощью ассоциативных карт"
Автор: Наталья Дмитриева, Ирина Богачек
Неврастения - тип невроза, главным проявлением которого является психогенный астенический синдром со следующими симптомами: плохое самочувствие, утомляемость, истощаемость, длительное эмоциональное, умственное, физическое перенапряжение, тревога, недосыпание, раздражительность, возбудимость, приводящие к функциональной дезадаптации. На этом фоне возможно появление различных соматовегетативных расстройств.
Факторами-предикторами возникновения неврастении является перфекционизм и гипертрофированное чувство долга. Симптомы неврастении проявляются в виде нарушений в психической, чувственной и деятельностной сферах и обусловлены адаптационным неврастеническим конфликтом по типу «Надо – Могу» (конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (завышенные требования).
Психотерапия неврастении направлена на:
1) Улучшение общего состояния и самочувствия клиента, восстановление ощущения спокойствия и душевного равновесия.
2) Разъяснительная и рациональная терапия с целью осознания психогенного, функционального (отсутствие органических нарушений) характера расстройства, его обратимости (формирование чувства временности затруднений, переживаний) и исчезновения. Важен акцент на осознании того, что то, что происходит с клиентом, это не тупик, а закономерный этап жизни, выводящий на новый уровень зрелости и более высокий виток спирали личностного развития.
3) «Распаковка» психотравмы, причиной которой являются завышенные требования к себе при невозможности реализовать неподъемные притязания.
4) Глубинное осознание и дезактуализация ведущего при данном виде невроза конфликта. Выделение главной жизненной цели, умение выиграть в главном и примириться с невозможностью быть успешным во всем.
5) Аутогенная тренировка, самовнушение, НЛП, анализ сценария жизни (ТАА) и поиск ресурсов с целью редукции (обратного развития) расстройства. Развитие способности ощущать комфорт, оптимизм, радость, восстановление работоспособности и хорошего самочувствия.
6) Формирование мотива к выздоровлению, к личностному росту.
7) Преодоление механизмов психологической защиты (рационализация, проекция, вытеснение, сверхценное отношение и др.), «охраняющих» невротический стиль жизни; прекращение «психологических игр неврастеников».
Практика использования проективных карт показывает эффективность их применения в осознании и дезактуализации ведущего при неврастении конфликта.
Приводим фрагмент терапевтической работы со студенткой, страдающей неврастений, вызванной конфликтом между предъявляемыми к себе невыполнимыми требованиями (необходимость совмещать престижную работу и учебу «на отлично») и отсутствием возможностей организма удовлетворить завышенные притязания к себе.
Клиентка вечернего отделения института - 28 лет. Обратилась с жалобой на то, что ей надо много и хорошо работать и учиться, а организм не выдерживает. Беспокоят плохое настроение, головная боль, нарушение сна, раздражительность, утомляемость, снижение всех видов активности. Жалобы на пассивность, плохое настроение, потерю смысла жизни. Причиной плохого самочувствия считает разрыв отношений с любимым мужчиной, который ей изменил.
Анамнез жизни. Росла в атмосфере гиперопеки. Родители с детства ориентировали на успех. Мнительная, добросовестная, гиперответственная перфекционистка, стремящаяся делать все «на отлично».
Запрос клиентки – помощь в осознании причин снижения активности, нежелания ничего делать, апатии, утомляемости и ощущения бессилия.
Предложено выбрать из набора «Проститься, чтобы жить» карту, отражающую актуальное состояние клиентки. Девушка выбирает карту и с ее помощью отвечает на заданные вопросы:
Карта 1
Рис.1-карта 1-актуальное «нездоровое» состояние клиентки
Клиентка (К): Это я и мне очень плохо. Нет сил двигаться, такое ощущение, что из меня выпили все соки. После ночной бессонницы не хочется подниматься с постели, но я поворачиваю ключик, пинаю сама себя и заставляю утром идти на работу, а вечером в институт.
Психолог (П):Чего вы хотите?
К: Хочу делать то, что нужно, но нет сил и поэтому не могу.
П: Выберите картинку с желаемым состоянием. Что вы видите, чувствуете и думаете, глядя на нее?
Карта 2
Рис.2-карта 2-желаемое состояние спокойствия и расслабленности
К: Вижу теплое солнышко, успокаивающую зелень деревьев, чувствую покой, расслабленность, умиротворение и при этом думаю о том, как же здорово, когда рядом нет людей и к тебе никто не пристает.
П:Посмотрите внимательно на картинку. Может быть, вы видите на ней что-нибудь еще?
К:Я вижу кладбище.
П:Я просила вас выбрать желаемое состояние.
К: А это и есть то, чего я хочу. Я так от всего и всех устала, что не могу никого видеть и не хочу ничего делать. А это возможно только на кладбище.
П:Кто может помочь Вам окунуться в состояние покоя, тишины и расслабленности? Есть места, кроме кладбища, где можно почувствовать себя комфортно?
К:Только в доме у бабушки. Вот как она меня обнимает (карта 3). Она одна меня понимает.
Карта 3
Рис.3 Карта 3-ресурс-поездка к бабушке для перехода из негативного (карта 1) в позитивное (карта 2) состояние
П: Выберите в закрытую три карты –подсказки (4,5,6)-три ресурса, опираясь на которые вы сможете «перескочить» из негативного состояния в желаемое-позитивное.
Карты 4-6
Рис.4 Карты 4-6-ресурсы для перехода из негативного состояния (карта 1) в позитивное (карта 3)
К: Мне надо перестать слушать свой внутренний голос, который как кактус изранил мою душу и тело, заставляя быть лучше всех (карта 4 ), надо взять отпуск, уехать к бабушке и любоваться цветами в ее саду (карта 5). Это успокоит и гармонизирует меня (карта 6).
П:Что вы чувствуете, описывая желаемое состояние, и готовы ли вы осуществить свои намерения?
К:У меня нет другого выбора. Сначала отдохну, а потом буду разбираться в причинах того, как я дошла до такой жизни.
Комментарии: причинами выявленной у девушки неврастении стали психотравма, вызванная разрывом отношений с партнером; необходимость совмещать работу и учебу, перфекционизм, гипертрофированное чувство долга и завышенные требования к себе. Развившийся на этом фоне конфликт по типу «Надо – Могу» (между требованиями действительности и невозможностью им соответствовать) осложнился функциональной дезадаптацией. Первый этап терапии был направлен на понимание клиенткой необходимости снизить нагрузку, рационально питаться, выделять время для отдыха, нормализовать сон, вести физически активный образ жизни, направленные на улучшение ее общего состояния и самочувствия. Спокойствие и душевное равновесие являются непременным условием дальнейшей терапии.
КУПИТЬ КНИГУ
Автор: Наталья Дмитриева, Ирина Богачек
Неврастения - тип невроза, главным проявлением которого является психогенный астенический синдром со следующими симптомами: плохое самочувствие, утомляемость, истощаемость, длительное эмоциональное, умственное, физическое перенапряжение, тревога, недосыпание, раздражительность, возбудимость, приводящие к функциональной дезадаптации. На этом фоне возможно появление различных соматовегетативных расстройств.
Факторами-предикторами возникновения неврастении является перфекционизм и гипертрофированное чувство долга. Симптомы неврастении проявляются в виде нарушений в психической, чувственной и деятельностной сферах и обусловлены адаптационным неврастеническим конфликтом по типу «Надо – Могу» (конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (завышенные требования).
Психотерапия неврастении направлена на:
1) Улучшение общего состояния и самочувствия клиента, восстановление ощущения спокойствия и душевного равновесия.
2) Разъяснительная и рациональная терапия с целью осознания психогенного, функционального (отсутствие органических нарушений) характера расстройства, его обратимости (формирование чувства временности затруднений, переживаний) и исчезновения. Важен акцент на осознании того, что то, что происходит с клиентом, это не тупик, а закономерный этап жизни, выводящий на новый уровень зрелости и более высокий виток спирали личностного развития.
3) «Распаковка» психотравмы, причиной которой являются завышенные требования к себе при невозможности реализовать неподъемные притязания.
4) Глубинное осознание и дезактуализация ведущего при данном виде невроза конфликта. Выделение главной жизненной цели, умение выиграть в главном и примириться с невозможностью быть успешным во всем.
5) Аутогенная тренировка, самовнушение, НЛП, анализ сценария жизни (ТАА) и поиск ресурсов с целью редукции (обратного развития) расстройства. Развитие способности ощущать комфорт, оптимизм, радость, восстановление работоспособности и хорошего самочувствия.
6) Формирование мотива к выздоровлению, к личностному росту.
7) Преодоление механизмов психологической защиты (рационализация, проекция, вытеснение, сверхценное отношение и др.), «охраняющих» невротический стиль жизни; прекращение «психологических игр неврастеников».
Практика использования проективных карт показывает эффективность их применения в осознании и дезактуализации ведущего при неврастении конфликта.
Приводим фрагмент терапевтической работы со студенткой, страдающей неврастений, вызванной конфликтом между предъявляемыми к себе невыполнимыми требованиями (необходимость совмещать престижную работу и учебу «на отлично») и отсутствием возможностей организма удовлетворить завышенные притязания к себе.
Клиентка вечернего отделения института - 28 лет. Обратилась с жалобой на то, что ей надо много и хорошо работать и учиться, а организм не выдерживает. Беспокоят плохое настроение, головная боль, нарушение сна, раздражительность, утомляемость, снижение всех видов активности. Жалобы на пассивность, плохое настроение, потерю смысла жизни. Причиной плохого самочувствия считает разрыв отношений с любимым мужчиной, который ей изменил.
Анамнез жизни. Росла в атмосфере гиперопеки. Родители с детства ориентировали на успех. Мнительная, добросовестная, гиперответственная перфекционистка, стремящаяся делать все «на отлично».
Запрос клиентки – помощь в осознании причин снижения активности, нежелания ничего делать, апатии, утомляемости и ощущения бессилия.
Предложено выбрать из набора «Проститься, чтобы жить» карту, отражающую актуальное состояние клиентки. Девушка выбирает карту и с ее помощью отвечает на заданные вопросы:
Карта 1
Рис.1-карта 1-актуальное «нездоровое» состояние клиентки
Клиентка (К): Это я и мне очень плохо. Нет сил двигаться, такое ощущение, что из меня выпили все соки. После ночной бессонницы не хочется подниматься с постели, но я поворачиваю ключик, пинаю сама себя и заставляю утром идти на работу, а вечером в институт.
Психолог (П):Чего вы хотите?
К: Хочу делать то, что нужно, но нет сил и поэтому не могу.
П: Выберите картинку с желаемым состоянием. Что вы видите, чувствуете и думаете, глядя на нее?
Карта 2
Рис.2-карта 2-желаемое состояние спокойствия и расслабленности
К: Вижу теплое солнышко, успокаивающую зелень деревьев, чувствую покой, расслабленность, умиротворение и при этом думаю о том, как же здорово, когда рядом нет людей и к тебе никто не пристает.
П:Посмотрите внимательно на картинку. Может быть, вы видите на ней что-нибудь еще?
К:Я вижу кладбище.
П:Я просила вас выбрать желаемое состояние.
К: А это и есть то, чего я хочу. Я так от всего и всех устала, что не могу никого видеть и не хочу ничего делать. А это возможно только на кладбище.
П:Кто может помочь Вам окунуться в состояние покоя, тишины и расслабленности? Есть места, кроме кладбища, где можно почувствовать себя комфортно?
К:Только в доме у бабушки. Вот как она меня обнимает (карта 3). Она одна меня понимает.
Карта 3
Рис.3 Карта 3-ресурс-поездка к бабушке для перехода из негативного (карта 1) в позитивное (карта 2) состояние
П: Выберите в закрытую три карты –подсказки (4,5,6)-три ресурса, опираясь на которые вы сможете «перескочить» из негативного состояния в желаемое-позитивное.
Карты 4-6
Рис.4 Карты 4-6-ресурсы для перехода из негативного состояния (карта 1) в позитивное (карта 3)
К: Мне надо перестать слушать свой внутренний голос, который как кактус изранил мою душу и тело, заставляя быть лучше всех (карта 4 ), надо взять отпуск, уехать к бабушке и любоваться цветами в ее саду (карта 5). Это успокоит и гармонизирует меня (карта 6).
П:Что вы чувствуете, описывая желаемое состояние, и готовы ли вы осуществить свои намерения?
К:У меня нет другого выбора. Сначала отдохну, а потом буду разбираться в причинах того, как я дошла до такой жизни.
Комментарии: причинами выявленной у девушки неврастении стали психотравма, вызванная разрывом отношений с партнером; необходимость совмещать работу и учебу, перфекционизм, гипертрофированное чувство долга и завышенные требования к себе. Развившийся на этом фоне конфликт по типу «Надо – Могу» (между требованиями действительности и невозможностью им соответствовать) осложнился функциональной дезадаптацией. Первый этап терапии был направлен на понимание клиенткой необходимости снизить нагрузку, рационально питаться, выделять время для отдыха, нормализовать сон, вести физически активный образ жизни, направленные на улучшение ее общего состояния и самочувствия. Спокойствие и душевное равновесие являются непременным условием дальнейшей терапии.
КУПИТЬ КНИГУ