Автор: Анна Чичина
Мой опыт работы с семьями, а также статистика говорят о то, что большая часть проблем, с которыми люди обращаются за консультацией к психологам, так или иначе связаны с семьей. Чаще всего, это конфликты между супругами, трудности в детско-родительском взаимодействии, проблемы в многопоколенных семьях. Иногда, на первый взгляд, может казаться, что у клиента проблемы личного характера, например, сложности в общении, поведении, сложности в обучении у детей и многое другое. Но даже такие трудности у клиента проще решать, опираясь на помощь и поддержку всей семьи. Ведь отдельному человеку довольно сложно измениться и сохранить это изменение, если семья это не принимает или не меняется вместе с ним.
Часто так бывает, что семья не только может оказать помощь и поддержку одному из членов семьи, но и может быть включена в симптоматическое поведение одно члена семьи. Это значит, что наличие симптоматического поведения у одного члена семьи, может быть показателем общей семейной дисфункции.
Когда мы говорим о симптоматическом поведении, то имеет ввиду широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение, удовлетворяющее следующим условиям (А.В.Черников):
1. Поведение пациента оказывает сравнительно сильное влияние на других людей.
2. Оно непроизвольно и не поддается контроль со стороны пациента/ клиента.
3. Симптоматическое поведение вызывает реакцию у окружения и часто окружением закрепляется. Клиент/пациент тем самым приобретает в той или иной форме вторичное заболевание.
Рассмотрим механизм такого влияния на примере. У ребенка, например, энурез. Как семья реагирует на это? – Члены семьи больше или меньше, чем раньше, помогают ребенку, уделяют ему внимание; больше или меньше защищают его; чаще или реже ругают; сильнее или слабее наказывают, или исключают наказания, ограничения/ санкции; чаще или реже хвалят, поощряют, балуют, ласкают и т.д. Какой бы не была в этом случае реакция родителей, в любом случае, они так или иначе замечают появление или наличие симптома и
фиксируют на нем свое внимание. Именно, тогда проблемное поведение ребенка становится фокусом взаимодействия взрослых. Что происходит далее? - родители переключаются со своих личных проблем; пытаются найти выход из проблемной ситуации, избавиться от симптома, ищут способ нормализовать поведение, т.е. семья сплачивается для того, чтобы решить проблему; чувствуют себя нужными; «укрепляются в родительской роли; Зачем и почему это происходит? – чтобы не обсуждать супружеские
проблемы, например, чувствовать себя нужным и необходимым хотя бы для ребенка. В этом случает можно говорить о «вторичной выгоде» симптоматического поведения.
Чаще всего симптоматическое поведение у идентифицированного пациента возникает в результате следующих обстоятельств:
1. Когда члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, не разделяют ответственность за симптом;
2. Когда в дисфункциональной семье закрытые внешние границы, которые ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, блокируют рост и развитие самой семейной системы; диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов семьи, но особенно у «идентифицированного пациента».
3. Когда блокировка отрицательных эмоций между членами семьи в дисфункциональных семьях создает ситуацию перенапряжения, «идентифицированный пациент» непроизвольно «забирает энергию» на себя.
4. Когда «идентифицированный пациент» помогает сохранять семейный гомеостаз, ребенок как «носитель симптома» подкрепляет родительскую потребность в контроле. Чаще всего, «идентифицированный пациент» не находит никакого другого способа коммуникации в своей системе отношений, кроме «болезни» или симптома. При этом «выгода от болезни» клиентами обычно не осознается. В своей болезни/симптоме клиент может найти некий индивидуальный смысл.
Функция симптома в семье:
1. Симптом, как метафора, отражающая групповую тему семьи.
2. Симптом, как часть циркулярной коммуникативной последовательности.
3. Симптом нужен, когда семья испытывает трудности при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой.
4. Симптом выполняет в семейной системе определенные функции:
• морфостатическую, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем состоянии
• морфогенетическую, т.е. изменение семейной системы, способствуя переходу на другую стадию жизненного цикла семьи.
Таким образом, специалист должен оказать эмоциональную поддержку несовершеннолетнему, помочь ему достичь глубокого осознания и осмысления своей проблемной ситуации; выработать алгоритм решения жизненных задач. Важно учитывать, что для эффективного сопровождения несовершеннолетнего с суицидальными наклонностями, необходимо осуществлять изменение отношения в таких семьях к детям; способности родителей, членов семьи наладить быт и функционирование семьи для создания безопасной
эмоциональной и физической атмосферы, способствующей развитию личности каждого члена семьи.
Техника работы с МАК «Ребенок-зеркало семьи»
Кто может использовать в работе: психологи в ДДУ, школьные психологи, семейные психологи, детские психологи, психологи служб сопровождения приемных семей.
Примеры клиентских запросов: симптоматическое поведение ребенка: ребенок плохо себя ведет, ребенок плохо учится, у ребенка проблемы со сном, часто болеющие дети и т.д.
Данная техника работает на разоблачение симптома, когда плохое поведение ребенка или болезнь, например, являются симптомом не-осознаваемых проблем в семье или того, что замалчивается, скрывается.
Часто так бывает, когда психолог говорит родителям о том, что трудности у ребенка, это как бы отзеркаливание того, что происходит у них дома в семье, родители не верят, не слышат специалиста, им трудно это принять. Ведь по сути получается, что «болен» не ребенок и не его надо «чинить», «лечить», как считают некоторые родители. Работать надо с родителями и с семьей в целом, с тем реальным симптомом, который запустил механизм «плохости» у ребенка.
Следует добавить, что не всегда бывает так, что ребенок болеет или плохо учится потому что в семье что-то не так. Иногда «банан-это просто банан» и не стоит искать двойного смысла. Речь идет о системности, о
постоянстве проявления симптома в ситуации часто повторяющихся похожих событий.
Колоды в работе: «Из сундука прошлого», «ОН», «Субличности», «Anima», «Tan doo», «Уроки души».
Описание техники:
1. Как себя чувствует ребенок в нашей семье? - из колоды «Из сундука прошлого» в закрытую достать 1 карту и 1 слово. Открыть, обсудить. Спросить у родителей: «Похоже ли это на то, что происходит в реальной жизни?» Часто ответ: «Нет, совсем не похоже» говорит об отрицании проблемы в семье.
2. Образ отца в семье для ребенка - из колоды «Субличности» (для мужской фигуры в семье) достать в закрытую 1 карту. Открыть, обсудить.
3. Образ матери в семье для ребенка - из колоды «Anima» (для женской фигуры в семье) достать в закрытую 1 карту. Открыть ,обсудить.
4. Отношения в семье. Какими их видит ребенок? - из колоды «Tan doo» достать в закрытую 1 карту. Открыть, обсудить.
5. Что ребенок хочет сказать своим симптомом? - из колоды «Уроки души» и «ОН - слова» достать в закрытую по 1 карте из каждой колоды. Открыть, обсудить.
6. Что нужно сделать, чтобы решить проблему? - из колоды «ОН- изображения» в закрытую достать по 1 карте для каждого родителя. Открыть, обсудить.
7. Как будет себя чувствовать ребенок, когда проблема решится? - достать из колоды «Из сундука прошлого» в закрытую 1 карту. Открыть, обсудить.
Пример работы техники «Ребенок- зеркало семьи» (Пример данной работы публикуется с согласия клиента)
Краткая история клиента: К психологу обратилась мама 9-летней девочки. Учится в школе, занимается большим теннисом. Девочка плохо учится, спит на уроках. Родителей вызывают в школу. В процессе
беседы выясняется, что ребенок плохо спит ночью. Ритуала отхода ко сну у девочки нет.
Мама работает дома (веб-дизайнер). Считает, что достаточно времени уделяет ребенку. На вопрос психолога: Что они делают вместе? Мама ответила: почти ничего, потому что она уже большая. Мама ей разогревает еду, смотрит оценки в электронном журнале, ходит на родительские собрания, возит на дополнительные занятия. Папа PR-менеджер. Работает с 10 до 19. Домой возвращается около 9 вечера. На вопрос психолога: Как они проводят время вместе? Мама сказала: примерно 1 раз в 2-3 месяца они ходят на концерты в
танцевальный партер. А в выходные? Мама: она или на занятиях, или у бабушки.
Далее работа с МАК:
1. Как себя чувствует ребенок в нашей семье? - карта «Из сундука прошлого» - рис.1.
Комментарий клиентки: «Неужели ей действительно так плохо?!
Получается, она от нас прячется?! Нет, я поняла, она сидит у себя в
комнате и подбрасывает нам с отцом проблемы. То она спать не может,
то голова у нее болит, то учится плохо и нас вызывают в школу. Не пойму, почему больно ей? А! Ну мы ей запрещаем ходить «на теннис» и она очень злится на нас за это».
2. Образ отца в семье для ребенка - карта из колоды «Субличности» (для мужской фигуры в семье) - рис.2.
3. Образ матери в семье для ребенка - карта из колоды «Anima» (для женской фигуры в семье) - рис.2.
4. Отношения в семье. Какими их видит ребенок? - карта из колоды «Tan doo» - рис.2.
Все карты клиент достает в закрытую и открывает по очереди - рис.2.
Обсуждение:
/Образ отца в семье для ребенка/
Мама: «Я не удивлена. Муж у меня такой. Он большой подросток. Он не знает, что делать с детьми. Ему с ними не интересно. Дочь его не слушает. Они общаются как два подростка. Отец для нее не авторитет. Никого не уважает!».
Психолог: «А когда папа приходит домой дочка уже спит?»
Мама: «Нет. Она его ждет. Бежит его встречать. Обнимает».
Психолог: «И как папа на это реагирует?»
Мама: «Он на это не реагирует. Быстро раздевается и идет в ванну на полчаса точно. А потом, когда выходит, дочка уже в своей комнате сидит телевизор смотрит и спать ложится».
Психолог: «Вы говорили, она плохо спит».
Мама: «Ну мы же не проверяем спит она там или нет. Телевизор не работает, значит спит. Среди ночи слышим, что она на кухню пойдет или в туалет».
/Образ матери в семье для ребенка /
Мама: «Ну, да ! Похоже на меня. Я много сижу за компьютером. А она все время меня дергает».
Психолог: «Как вы себя чувствуете, когда дочка вас «дергает»?»
Мама: «Я очень злюсь на нее. А она обижается, но потом опять приходит».
/Отношения в семье. Какими их видит ребенок?/
Мама: «Знаете, мы с мужем 9 лет вместе. Поженились, когда я забеременела. Сейчас мы оба в своей работе. А что еще? Дочка уже большая. Вот это мы, точно! Только не в книгах, а в телефонах».
Психолог: «Вы совсем не разговариваете?»
Мама: «Когда дочка ложится спать, мы можем обсудить у кого как день прошел. Но ему не особенно интересно что у меня, а мне, что там у него. А что с ним говорить? Он считает, что я ничего не делаю дома. И что моя работа – ерунда. Получается, что дочка это все понимает?!»
5. Что ребенок хочет сказать нам своим «плохим поведением»? -
карты из колод «Уроки души» и «ОН - слова» - рис.3.
Комментарии клиентки: «Ей одиноко. Она не чувствует, что мы одна семья. Не чувствует нашей любви и поддержки. Поэтому она нас дергает все время».
6. Что нужно сделать, чтобы дочка стала «хорошо» себя вести? - карты из колоды «ОН-изображения» -рис.4.
Комментарий клиентки: «Нам с мужем надо срочно пересмотреть свои отношения. И больше времени уделять ребенку. Она на самом деле еще маленькая и ей сейчас нужно не меньше времени, чем тогда, когда она только родилась».
7. Как будет себя чувствовать ребенок, когда проблема решится? -карта из колоды «Из сундука прошлого» - рис.5.
Комментарии клиентки: «Нам еще очень много надо сделать для того, чтоб так было. Это идеальная семья, где все нужны друг другу и все чувствуют, что их любят».
В завершении:
Очень важно, чтобы родители смогли понять и осознать то, как функционирует их семья. Если они будут готовы к изменениям, если смогут по-другому посмотреть на их привычную жизнь, то у них появится шанс выйти на новый уровень развития, на новый уровень взаимодействия между всеми членами семьи.
Источник: Журнал практического психолога. Специальный выпуск №4 июль-август 2018. «Метафорические ассоциативные карты».
Бумажная версия журнала имеется в продаже.
Мой опыт работы с семьями, а также статистика говорят о то, что большая часть проблем, с которыми люди обращаются за консультацией к психологам, так или иначе связаны с семьей. Чаще всего, это конфликты между супругами, трудности в детско-родительском взаимодействии, проблемы в многопоколенных семьях. Иногда, на первый взгляд, может казаться, что у клиента проблемы личного характера, например, сложности в общении, поведении, сложности в обучении у детей и многое другое. Но даже такие трудности у клиента проще решать, опираясь на помощь и поддержку всей семьи. Ведь отдельному человеку довольно сложно измениться и сохранить это изменение, если семья это не принимает или не меняется вместе с ним.
Часто так бывает, что семья не только может оказать помощь и поддержку одному из членов семьи, но и может быть включена в симптоматическое поведение одно члена семьи. Это значит, что наличие симптоматического поведения у одного члена семьи, может быть показателем общей семейной дисфункции.
Когда мы говорим о симптоматическом поведении, то имеет ввиду широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение, удовлетворяющее следующим условиям (А.В.Черников):
1. Поведение пациента оказывает сравнительно сильное влияние на других людей.
2. Оно непроизвольно и не поддается контроль со стороны пациента/ клиента.
3. Симптоматическое поведение вызывает реакцию у окружения и часто окружением закрепляется. Клиент/пациент тем самым приобретает в той или иной форме вторичное заболевание.
Рассмотрим механизм такого влияния на примере. У ребенка, например, энурез. Как семья реагирует на это? – Члены семьи больше или меньше, чем раньше, помогают ребенку, уделяют ему внимание; больше или меньше защищают его; чаще или реже ругают; сильнее или слабее наказывают, или исключают наказания, ограничения/ санкции; чаще или реже хвалят, поощряют, балуют, ласкают и т.д. Какой бы не была в этом случае реакция родителей, в любом случае, они так или иначе замечают появление или наличие симптома и
фиксируют на нем свое внимание. Именно, тогда проблемное поведение ребенка становится фокусом взаимодействия взрослых. Что происходит далее? - родители переключаются со своих личных проблем; пытаются найти выход из проблемной ситуации, избавиться от симптома, ищут способ нормализовать поведение, т.е. семья сплачивается для того, чтобы решить проблему; чувствуют себя нужными; «укрепляются в родительской роли; Зачем и почему это происходит? – чтобы не обсуждать супружеские
проблемы, например, чувствовать себя нужным и необходимым хотя бы для ребенка. В этом случает можно говорить о «вторичной выгоде» симптоматического поведения.
Чаще всего симптоматическое поведение у идентифицированного пациента возникает в результате следующих обстоятельств:
1. Когда члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, не разделяют ответственность за симптом;
2. Когда в дисфункциональной семье закрытые внешние границы, которые ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, блокируют рост и развитие самой семейной системы; диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов семьи, но особенно у «идентифицированного пациента».
3. Когда блокировка отрицательных эмоций между членами семьи в дисфункциональных семьях создает ситуацию перенапряжения, «идентифицированный пациент» непроизвольно «забирает энергию» на себя.
4. Когда «идентифицированный пациент» помогает сохранять семейный гомеостаз, ребенок как «носитель симптома» подкрепляет родительскую потребность в контроле. Чаще всего, «идентифицированный пациент» не находит никакого другого способа коммуникации в своей системе отношений, кроме «болезни» или симптома. При этом «выгода от болезни» клиентами обычно не осознается. В своей болезни/симптоме клиент может найти некий индивидуальный смысл.
Функция симптома в семье:
1. Симптом, как метафора, отражающая групповую тему семьи.
2. Симптом, как часть циркулярной коммуникативной последовательности.
3. Симптом нужен, когда семья испытывает трудности при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой.
4. Симптом выполняет в семейной системе определенные функции:
• морфостатическую, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем состоянии
• морфогенетическую, т.е. изменение семейной системы, способствуя переходу на другую стадию жизненного цикла семьи.
Таким образом, специалист должен оказать эмоциональную поддержку несовершеннолетнему, помочь ему достичь глубокого осознания и осмысления своей проблемной ситуации; выработать алгоритм решения жизненных задач. Важно учитывать, что для эффективного сопровождения несовершеннолетнего с суицидальными наклонностями, необходимо осуществлять изменение отношения в таких семьях к детям; способности родителей, членов семьи наладить быт и функционирование семьи для создания безопасной
эмоциональной и физической атмосферы, способствующей развитию личности каждого члена семьи.
Техника работы с МАК «Ребенок-зеркало семьи»
Кто может использовать в работе: психологи в ДДУ, школьные психологи, семейные психологи, детские психологи, психологи служб сопровождения приемных семей.
Примеры клиентских запросов: симптоматическое поведение ребенка: ребенок плохо себя ведет, ребенок плохо учится, у ребенка проблемы со сном, часто болеющие дети и т.д.
Данная техника работает на разоблачение симптома, когда плохое поведение ребенка или болезнь, например, являются симптомом не-осознаваемых проблем в семье или того, что замалчивается, скрывается.
Часто так бывает, когда психолог говорит родителям о том, что трудности у ребенка, это как бы отзеркаливание того, что происходит у них дома в семье, родители не верят, не слышат специалиста, им трудно это принять. Ведь по сути получается, что «болен» не ребенок и не его надо «чинить», «лечить», как считают некоторые родители. Работать надо с родителями и с семьей в целом, с тем реальным симптомом, который запустил механизм «плохости» у ребенка.
Следует добавить, что не всегда бывает так, что ребенок болеет или плохо учится потому что в семье что-то не так. Иногда «банан-это просто банан» и не стоит искать двойного смысла. Речь идет о системности, о
постоянстве проявления симптома в ситуации часто повторяющихся похожих событий.
Колоды в работе: «Из сундука прошлого», «ОН», «Субличности», «Anima», «Tan doo», «Уроки души».
Описание техники:
1. Как себя чувствует ребенок в нашей семье? - из колоды «Из сундука прошлого» в закрытую достать 1 карту и 1 слово. Открыть, обсудить. Спросить у родителей: «Похоже ли это на то, что происходит в реальной жизни?» Часто ответ: «Нет, совсем не похоже» говорит об отрицании проблемы в семье.
2. Образ отца в семье для ребенка - из колоды «Субличности» (для мужской фигуры в семье) достать в закрытую 1 карту. Открыть, обсудить.
3. Образ матери в семье для ребенка - из колоды «Anima» (для женской фигуры в семье) достать в закрытую 1 карту. Открыть ,обсудить.
4. Отношения в семье. Какими их видит ребенок? - из колоды «Tan doo» достать в закрытую 1 карту. Открыть, обсудить.
5. Что ребенок хочет сказать своим симптомом? - из колоды «Уроки души» и «ОН - слова» достать в закрытую по 1 карте из каждой колоды. Открыть, обсудить.
6. Что нужно сделать, чтобы решить проблему? - из колоды «ОН- изображения» в закрытую достать по 1 карте для каждого родителя. Открыть, обсудить.
7. Как будет себя чувствовать ребенок, когда проблема решится? - достать из колоды «Из сундука прошлого» в закрытую 1 карту. Открыть, обсудить.
Пример работы техники «Ребенок- зеркало семьи» (Пример данной работы публикуется с согласия клиента)
Краткая история клиента: К психологу обратилась мама 9-летней девочки. Учится в школе, занимается большим теннисом. Девочка плохо учится, спит на уроках. Родителей вызывают в школу. В процессе
беседы выясняется, что ребенок плохо спит ночью. Ритуала отхода ко сну у девочки нет.
Мама работает дома (веб-дизайнер). Считает, что достаточно времени уделяет ребенку. На вопрос психолога: Что они делают вместе? Мама ответила: почти ничего, потому что она уже большая. Мама ей разогревает еду, смотрит оценки в электронном журнале, ходит на родительские собрания, возит на дополнительные занятия. Папа PR-менеджер. Работает с 10 до 19. Домой возвращается около 9 вечера. На вопрос психолога: Как они проводят время вместе? Мама сказала: примерно 1 раз в 2-3 месяца они ходят на концерты в
танцевальный партер. А в выходные? Мама: она или на занятиях, или у бабушки.
Далее работа с МАК:
1. Как себя чувствует ребенок в нашей семье? - карта «Из сундука прошлого» - рис.1.
Комментарий клиентки: «Неужели ей действительно так плохо?!
Получается, она от нас прячется?! Нет, я поняла, она сидит у себя в
комнате и подбрасывает нам с отцом проблемы. То она спать не может,
то голова у нее болит, то учится плохо и нас вызывают в школу. Не пойму, почему больно ей? А! Ну мы ей запрещаем ходить «на теннис» и она очень злится на нас за это».
2. Образ отца в семье для ребенка - карта из колоды «Субличности» (для мужской фигуры в семье) - рис.2.
3. Образ матери в семье для ребенка - карта из колоды «Anima» (для женской фигуры в семье) - рис.2.
4. Отношения в семье. Какими их видит ребенок? - карта из колоды «Tan doo» - рис.2.
Все карты клиент достает в закрытую и открывает по очереди - рис.2.
Обсуждение:
/Образ отца в семье для ребенка/
Мама: «Я не удивлена. Муж у меня такой. Он большой подросток. Он не знает, что делать с детьми. Ему с ними не интересно. Дочь его не слушает. Они общаются как два подростка. Отец для нее не авторитет. Никого не уважает!».
Психолог: «А когда папа приходит домой дочка уже спит?»
Мама: «Нет. Она его ждет. Бежит его встречать. Обнимает».
Психолог: «И как папа на это реагирует?»
Мама: «Он на это не реагирует. Быстро раздевается и идет в ванну на полчаса точно. А потом, когда выходит, дочка уже в своей комнате сидит телевизор смотрит и спать ложится».
Психолог: «Вы говорили, она плохо спит».
Мама: «Ну мы же не проверяем спит она там или нет. Телевизор не работает, значит спит. Среди ночи слышим, что она на кухню пойдет или в туалет».
/Образ матери в семье для ребенка /
Мама: «Ну, да ! Похоже на меня. Я много сижу за компьютером. А она все время меня дергает».
Психолог: «Как вы себя чувствуете, когда дочка вас «дергает»?»
Мама: «Я очень злюсь на нее. А она обижается, но потом опять приходит».
/Отношения в семье. Какими их видит ребенок?/
Мама: «Знаете, мы с мужем 9 лет вместе. Поженились, когда я забеременела. Сейчас мы оба в своей работе. А что еще? Дочка уже большая. Вот это мы, точно! Только не в книгах, а в телефонах».
Психолог: «Вы совсем не разговариваете?»
Мама: «Когда дочка ложится спать, мы можем обсудить у кого как день прошел. Но ему не особенно интересно что у меня, а мне, что там у него. А что с ним говорить? Он считает, что я ничего не делаю дома. И что моя работа – ерунда. Получается, что дочка это все понимает?!»
5. Что ребенок хочет сказать нам своим «плохим поведением»? -
карты из колод «Уроки души» и «ОН - слова» - рис.3.
Комментарии клиентки: «Ей одиноко. Она не чувствует, что мы одна семья. Не чувствует нашей любви и поддержки. Поэтому она нас дергает все время».
6. Что нужно сделать, чтобы дочка стала «хорошо» себя вести? - карты из колоды «ОН-изображения» -рис.4.
Комментарий клиентки: «Нам с мужем надо срочно пересмотреть свои отношения. И больше времени уделять ребенку. Она на самом деле еще маленькая и ей сейчас нужно не меньше времени, чем тогда, когда она только родилась».
7. Как будет себя чувствовать ребенок, когда проблема решится? -карта из колоды «Из сундука прошлого» - рис.5.
Комментарии клиентки: «Нам еще очень много надо сделать для того, чтоб так было. Это идеальная семья, где все нужны друг другу и все чувствуют, что их любят».
В завершении:
Очень важно, чтобы родители смогли понять и осознать то, как функционирует их семья. Если они будут готовы к изменениям, если смогут по-другому посмотреть на их привычную жизнь, то у них появится шанс выйти на новый уровень развития, на новый уровень взаимодействия между всеми членами семьи.
Источник: Журнал практического психолога. Специальный выпуск №4 июль-август 2018. «Метафорические ассоциативные карты».
Бумажная версия журнала имеется в продаже.