Язык тела. Эндометриоз.
Автор: Светлана Руденко
Эндометриоз - распространенное гинекологическое заболевание, при котором клетки подобные эндометрию разрастаются за пределами внутреннего слоя матки. На сегодняшний день в мире причины появления данной патологии до конца не выяснены. Большинство ученых соглашаются с наибольшей вероятностью транспортного фактора.
В норме эндометрий нарастает в первую фазу цикла и отторгается в случае ненаступления беременности во время менструации. Эндометриоидная ткань может обнаруживаться и на других органах – самом теле матки, яичниках, маточных трубах, в анатомических структурах желудочно-кишечного тракта, селезенке и слюнных желез, кожи и даже легких. Согласно транспортной теории, причинами выступают ретроградный (обратный) занос клеток эндометрия в полость малого таза, либо акушерские и гинекологические операции, связанные со вскрытием полости матки.
В зоне наибольшего риска оказываются молодые женщины в возрасте от 20 до 40 лет. Однако, надо понимать, что не всякая женщина этой возрастной категории, имеющая предрасполагающий анамнез, обязательно столкнется с эндометриозом. Объяснительной моделью является диатез-стрессовая, трактующая возникновение нарушения органов или систем как результат совпадения базовой уязвимости, часто генетического характера, и стрессовой ситуации.
В психологической практике приходится сталкиваться с соматическими жалобами. О проблемах с физическим здоровьем говорят вскользь, между делом. Им не придают значения в контексте основного запроса. Хотя для специалиста язык тела указывает на самые главные мишени предстоящей работы, красноречиво раскрывая имеющиеся дефициты и важнейшие потребности клиента.
В Трансформационной игре «Хрущёвка» Юлия (28 лет). Играет в связи с ненаступлением беременности более 2 лет, желанием понять возможные психологические причины бесплодия. Из медицинской документации известно о наличии эндометриоза. Участница вошла в Игру фигурой «Ребенка с шариками».
Уже на первом этапе стало понятно, что она испытывает хронический стресс в семье. В однокомнатной квартире Юлия проживает вместе с мужем и родителями, остро ощущает на себе их постоянное влияние и контроль. В семье стерты границы. Родители Юлии не имеют мобильных телефонов и пользуются ее устройством как своим. Свободно читают личные переписки, иногда самостоятельно отвечают на входящие сообщения, отслеживают звонки. Мать любит повторять, что сначала надо на ноги встать, а потом детей заводить. Однако любые деньги, которые появляются в семье дочери, требует класть на полочку в «общий бюджет». Юлия не имеет возможности распоряжаться финансами по своему усмотрению, накопить на новое жилье или взять ипотеку. Ее доходы расписаны матерью в долговременной перспективе. Супруг Юлии – Евгений (35 лет), также находится под гнетом. Отец часто открыто заявляет, что молодая семья фиктивная, поскольку дочь с мужем живут в его доме.
Проективная платформа игры вскрыла доминирующую потребность Юлии перейти из роли дочери в статус жены. Тело кодирует ее сверхнормальное стремление быть взрослой женщиной, раскрываться в материнстве. В то же время выражает блокирующий запрет на «созревание». При эндометриозе гормоны женственности эстрагены работают против женского организма, вызывая прогрессирование заболевания. Выходит, что даже мысли о становлении в роли хозяйки дома, хранительнице семейного уюта и ценностей, материнстве, запускают формирование препятствий на уровне тела.
Участница Инна (49 лет) также страдает эндометриозом. По игровому полю «Хрущёвки» она шла фигурой «Человека на коленях».
Возникшие проекции сразу вскрыли фигуры ее детей, за жизнь и здоровье которых у Инны отмечается высокая тревога. 20-летняя дочь и 19-летний сын женщины проживают в другом городе. Она действительно живет на коленях, поскольку ежедневно молится о них. В прошлом году дом Инны сгорел и ей пришлось переселиться в съемную комнату, а детей взял к себе их родной отец. Инна развелась с ним уже через 5 лет после рождения сына. Не могла смириться со склонностью супруга к вспышкам гнева и азартным играм. Карты комплекта колод «Семейный круг» показали, что женщина визуализирует как он набрасывается на детей за всякую бытовую провинность, в точности повторяя эпизоды их совместной жизни, либо открывает сыну мир покера и тот безвременно тонет в нем. В данном случае, причина эндометриоза - тотальная, пронизывающая тревога за своих детей. Матка - символ дома для детей, а значит увеличение количества клеток за ее пределами происходит для того, «чтобы детям было хорошо, как дома, не только дома».
Елизавета (25 лет). Играет в «Хрущёвку» «Силуэтом Повешенного».
Путешествие по этажам старого дома позволило узнать историю участницы. Когда Лизе было 19 она вышла замуж за мусульманина и по настоящее время проживает в Саудовской Аравии на правах второй жены. Поскольку весь ее внешний облик выдает славянские корни, в семье супруга было решено, чтобы она носила никаб, полностью закрывающий лицо. Черная абайя скрывает красивые формы Лизы, которыми она всегда гордилась и даже подчеркивала откровенными нарядами. Условия жизни заставляют ощущать необъяснимый, ничем не подкрепленный в российской ментальности, стыд за свою женственность и сексуальную притягательность. Черный «Силуэт Повешенного» сразу же отозвался Лизе. Именно такой она ощущает себя в браке. Повешенной, при чем собственными руками, ведь решение вступить в брак с иноверцем было ее собственным. Психологическая игра позволила наглядно показать участнице, что эндометриоз, появившийся спустя год жизни с саудитом - соматическое выражение потребности раскрыть свою женственность, избавиться от обезличивающего покрова и быть в гармонии с собой.
Трансформационная игра «Хрущёвка» позволила понять индивидуальные смыслы общей для трех участниц патологии и выйти на психологические механизмы заболевания, наполнила ресурсом и зарядила силами идти дальше в ипостаси женщины, достаточно взрослой, оптимистично смотрящей в будущее, уверенной и сильной.