Автор: Никита Козаев
Восемь детских травм, которые ухудшают уровень жизни человека и делают его зависимым от обстоятельств и других людей.
Часть I. Понятие травмы. Типы травм. Травмы орального периода
В современной практической психологии понятие «травма» является одним из центральных в работе психолога-терапевта. Травмирующим можно считать событие, вызывавшее сверхинтенсивные чувства и переживания, с которыми человек не готов был совладать, пережить их, адекватно переварить их, оставляя позади. В результате такого события психика как бы застревает в травмирующем событии, формирует жесткие убеждения, попадает в когнитивные ловушки, заставляющие человека воспринимать реальность линейно, негибко. В результате чего человек находится под гнётом неприятных чувств, которые либо становятся негативным фоном в повседневной жизни, либо проецируются на окружающих и заставляют реагировать неадекватно реальной ситуации.
Для травмы нередко наличие триггеров, неких маячков, ассоциирующихся с травмирующим событием. Имеющееся постоянное, вялотекущее, напряженное состояние, вызванное травмой, при появлении триггера переходит в острую фазу, становясь стихийным и неуправляемым и часто именуется ретравматизацией. В этом состоянии человек испытывает сверхинтенсивные переживания, погружается в аффект, аналогичный тому, который он испытывал при травматизации, хотя самого травмирующего элемента уже может не быть.
Говоря о травмах, мы в первую очередь, говорим именно о детских травмах, которые человек получает до 18 лет, когда у него еще отсутствует ключевой навык для переработки сильных чувств и реакций на тяжелые события — навык резильентности или психологический устойчивости. С ним могут быть трудности и у взрослого человека, в результате чего развиваются тяжелые неврозы и, в более серьёзных случаях, депрессивные, тревожные, панические и прочие расстройства (подобные случаи следует разбирать отдельно.)
Часто бывает, что клиент с ранней травматизацией (до 7 лет) забывает о травме и, лишь спустя 10-15 лет сталкивается с ретравматизацией, которую сам считает исходной травмой. Бросила/изменила девушка, умер друг/подруга — взрослый зрелый человек может выдержать это. Если подобные события провоцируют запои, депрессии, панические атаки, то это признак того, что сложная ситуация на самом деле является ретравматизацией, а не первичной травмой и что в этом месте эго - зрелая часть личности - человека не функционирует.
Детские травмы можно условно разделить на неспецифические (пережитое насилие, увиденное насилие, стихийное бедствие, другие бедствия, связанные с угрозой жизни) и специфические. Неспецифические травмы - точечные события, вызвавшие поток сильных чувств, с которыми психика справиться не смогла, в результате чего то состояние, те образы и чувства, сопровождавшие этот эмоциональный всплеск, накрепко впечатались в душу человека. В результат чего травматик продолжает жить с ними по сей день. Частным случаем последствия такой сильной травмы является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Специфическую травму можно сравнить с хроническим заболеванием, которое снижает уровень жизни человека, обостряется периодически, но человек постепенно привыкает к нему, живёт с ним, иной раз забывая о том, каково жить без этого отягощения. Для исцеления потребуется более длительная терапия. Одним из очень эффективных методов при работе с такой травмой, на мой взгляд, является EMDR.
В данной же статье мы обратим внимание на наиболее интересные с точки зрения своей глубины травмы - специфические. Специфичность их определяется, во-первых, их связью с определенными периодами детско-подросткового возраста и, во-вторых, определенными характерными для того периода кризисами, через которые проходит каждый из нас. Специфические травмы не являются точечными, они подкрепляются годами, в первую очередь постоянным травмирующим поведением значимых взрослых (обычно родителей или тех, кто их заменяет; такими взрослыми также могут оказаться бабушки, дедушки, воспитатели, учителя). В результате травматического воздействия в ключевые периоды детства, дети формируют жёсткие психологические защиты, а также глубинные негибкие убеждения о себе, людях и о мире в целом. Это, в свою очередь, приводит к формированию структуры характера определённого типа, которая влияет на жизнь уже взрослого человека, подчас крайне деструктивно.
В своей работе я соединил различные психологические концепции о структурах характера, в том числе А. Лоуэна, З. Фрейда, М. Джонсона, Л. Бурбо. Надо сказать, что во многом они пересекаются, хотя и имеют некоторые различия. В ходе длительной работы с клиентами я пришёл к выводу, что существует 8 детских травм, формирующихся в детско-родительских отношениях, приводящих к закреплению жёстких структур характера. Эти структуры проявляются на когнитивном, эмоциональном и даже телесном уровнях. В этой статье я в виде кратких тезисов поделюсь выводами, к которым я пришел в результате собственной практики, соединяя концепции вышеперечисленных авторов.
В первую очередь, мне хотелось бы высказать гипотезу о возможной роли зачатия в формировании черт личности и о закономерностях, связанных с условиями зачатия, на психику будущего ребёнка. К примеру, ребёнок, появившийся на свет в результате нарушения целостности контрацептива может чувствовать избыточный страх смерти, а свою жизнь воспринимать - как бонус. На ребёнка зачатого в изнасиловании часто смещается гнев матери и вызывается чувство вины за свою жизнь. Дети ЭКО часто демонстрируют раскол своей внутренней мужской и женской частей, в результате чего требуется терапия по «знакомству» родителей внутри себя. Таким образом, мы можем говорить о том, что первой травмой может быть так называемая «травма зачатия». Противниками этой гипотезы являются приверженцы сугубо научного подхода и главным аргументом их является факт об отсутствии нервной системы у зиготы и зародыша до 3-ей недели беременности.
И начнём мы с самого раннего периода. Именно о нём мы поговорим в первой части.
Оральный период. 0-1,5 года.
Кризисом данного возраста является резкая смена условий среды, попадание новорожденного из тихой, защищённой материнской утробы во внешний мир, физическое отделение от тела матери и первый контакт с шумным и непредсказуемым внешним миром. В этом возрасте важно чуткое отношение к потребностям ребёнка, сопровождение его в спокойном, непосредственном созерцании мира. В течении этого периода ребёнку важно познать и сохранить ощущение безмятежности и защищенности. Моменты, когда ребёнок осознает, что он может расслабиться, отдаться миру, который бережно заботится о нём, любит его. К этому состоянию по разным причинам приходят взрослые люди через «оральные» аддикции: алкоголь, сигареты и наркотики.
В этот период формируются две специфические структуры характера, в ответ на соответствующие травмы:
Глубинная причина: холодность, черствость родителей по отношению к ребенку в младенчестве, их эмоциональная отстранённость. «Замороженная» мать, а также мать, находящаяся в стрессе, собственных переживаниях, которой не хватило ресурсов на младенца. Эмоциональная депривация младенца. Его могут кормить, нянчать, но делать это механически.
Важно отметить, что шизоидная структура формируется также во внутриутробном периоде, когда ребёнок чувствует угрозу для жизни, страх. Этот страх может возникать из-за болезни матери, желания сделать аборт, угрозы выкидыша. А также внешних обстоятельств, которые провоцируют страх, гнев матери, и нахождение её в таком состоянии продолжительное время, без «позитивных просветов», когда ребёнок эмпатически чувствует исключительно неприятные чувства от матери, а внешний мир проявляет себя только как опасный и жуткий. Это закладывает почву для последующих негативных убеждений о мире уже на пренатальной стадии.
Выводы ребёнка, формирующие глубинные убеждения: «мир меня не любит», «мир меня не принимает», «я не имею право на существование и любовь», «со мной что-то не так», «мир жесток и опасен», «я один в этом мире», «я никому не нужен», которое часто переходит в агрессивное, отрицающее: «мне никто не нужен».
Общие последствия:
Последствия на эмоциональном уровне:
Последствия на телесном уровне:
От чего защищается, с чем страшно соприкоснуться: страшнее всего шизоиду соприкоснуться с отвержением, вынужденным одиночеством. Поэтому шизоид организует себе это одиночество сам. Ведь нельзя отвергнуть или бросить того, с кем нет контакта и близости. Это в первую очередь касается дружбы и социального взаимодействия, в меньшей степени отношений романтических, которые шизоиду оказывается выстраивать проще; так как в них возникают «обходные лазейки», не соприкасаться с чувствами, но контактировать с человеком, например, через свободные сексуальные отношения, полиаморные их формы и.т.д. Часто шизоиды не любят называть свои отношения отношениями, говоря, что «это мой друг/товарищ/знакомый (знакомая), с которым мне хорошо, мы просто занимаемся сексом».
В более позднем возрасте данная травма подкрепляется двойными посланиями со стороны родителей: «папа бьет нас, потому что очень сильно любит и переживает», «нет, мама не плачет, доченька, тебе кажется, маме хорошо», «я тебя избила и наорала только потому, что очень люблю и забочусь». Так родитель ещё раз подтверждает ребёнку, что то, что он чувствует не соответствует тому, что происходит на самом деле. Таким образом ребёнок ещё раз убеждается, что на эмпатию и чувства ориентироваться нельзя.
Также шизоидность подкрепляется формальным сухим общением в семье, в котором отсутствуют эмоции как таковые.
В подростковом возрасте шизоидные дети, будучи малоэмпатичными и малоконтактными часто становятся изгоями, подвергаются травле со стороны сверстников, в результате чего получают вторичные социальные травмы и испытывают в дальнейшем глубокие проблемы в общении с людьми.
Глубинные причины:
Потребности (в первую очередь физические) ребёнка не слышат. Родитель внезапно оставляет грудного ребёнка надолго; ребенок резко теряет объект глубокой привязанности - маму, по любым причинам (смерть мамы, болезнь младенца с последующей госпитализацией и изоляцией от мамы и т д); с грудным ребенком постоянно сидят разные люди.
Теряя ключевой объект привязанности младенец испытывает сильный гнев на него (на мать). При формировании нездоровой привязанности младенец и ребёнок начинает подавлять свой гнев к родителю, так как тот представляет для него источник жизненно важных ресурсов, которыми он не может обеспечить себя сам (от груди и еды, до финансовой опоры в последствии).
Выводы ребёнка, формирующие глубинные убеждения: «меня могут внезапно бросить без объяснения причин», «человек может не показывать своё безразличие ко мне, а потом внезапно бросить», «мои потребности никто не слышит», «о своих потребностях лучше не говорить и даже не чувствовать их», «если иметь много потребностей, придётся сильно страдать от их неудовлетворенности», «мне нужно быть с кем-то, иначе мне будет плохо, я сойду с ума, буду страдать», «я должен скрывать, что нуждаюсь в чем-то», «я должен скрывать то, что зависим от человека, нуждаюсь в нём», которое внезапно переходит в обратное: «я хочу кинуться в руки человеку, проявить ему свою сверхпривязанность, раствориться в нём», «я могу высказать всё, в чем нуждаюсь и человек тогда обязан мне помочь, удовлетворить все мои потребности».
Также человеку с оральной структурой свойственны завышенные ожидания от партнера: «если человек меня любит и ценит, то он должен сам почувствовать, что мне нужно, что я хочу и сделать это для меня/за меня».
Общие последствия:
Последствия на эмоциональном уровне:
Последствия на телесном уровне:
От чего защищается, с чем страшно соприкоснуться:
Подкрепляется в более позднем возрасте угрозами ухода, наказанием отстранённостью и холодностью: «если будешь плохо себя вести, то я уйду и ты останешься один», «будешь плохо себя вести, сдам в детдом», а также травмой предательства, которая будет описана дальше.
Таким образом мы поговорили о травме и разобрали последствия травм в оральном и внутриутробном периодах, рассмотрели возможную роль зачатия в формировании черт характера уже взрослого человека.
В следующий раз мы поговорим об анальном периоде, его роли в жизни ребёнка и взрослого, а также травмах и структурах характера, возникающих в этот период.
Восемь детских травм, которые ухудшают уровень жизни человека и делают его зависимым от обстоятельств и других людей.
Часть I. Понятие травмы. Типы травм. Травмы орального периода
В современной практической психологии понятие «травма» является одним из центральных в работе психолога-терапевта. Травмирующим можно считать событие, вызывавшее сверхинтенсивные чувства и переживания, с которыми человек не готов был совладать, пережить их, адекватно переварить их, оставляя позади. В результате такого события психика как бы застревает в травмирующем событии, формирует жесткие убеждения, попадает в когнитивные ловушки, заставляющие человека воспринимать реальность линейно, негибко. В результате чего человек находится под гнётом неприятных чувств, которые либо становятся негативным фоном в повседневной жизни, либо проецируются на окружающих и заставляют реагировать неадекватно реальной ситуации.
Для травмы нередко наличие триггеров, неких маячков, ассоциирующихся с травмирующим событием. Имеющееся постоянное, вялотекущее, напряженное состояние, вызванное травмой, при появлении триггера переходит в острую фазу, становясь стихийным и неуправляемым и часто именуется ретравматизацией. В этом состоянии человек испытывает сверхинтенсивные переживания, погружается в аффект, аналогичный тому, который он испытывал при травматизации, хотя самого травмирующего элемента уже может не быть.
Говоря о травмах, мы в первую очередь, говорим именно о детских травмах, которые человек получает до 18 лет, когда у него еще отсутствует ключевой навык для переработки сильных чувств и реакций на тяжелые события — навык резильентности или психологический устойчивости. С ним могут быть трудности и у взрослого человека, в результате чего развиваются тяжелые неврозы и, в более серьёзных случаях, депрессивные, тревожные, панические и прочие расстройства (подобные случаи следует разбирать отдельно.)
Часто бывает, что клиент с ранней травматизацией (до 7 лет) забывает о травме и, лишь спустя 10-15 лет сталкивается с ретравматизацией, которую сам считает исходной травмой. Бросила/изменила девушка, умер друг/подруга — взрослый зрелый человек может выдержать это. Если подобные события провоцируют запои, депрессии, панические атаки, то это признак того, что сложная ситуация на самом деле является ретравматизацией, а не первичной травмой и что в этом месте эго - зрелая часть личности - человека не функционирует.
Детские травмы можно условно разделить на неспецифические (пережитое насилие, увиденное насилие, стихийное бедствие, другие бедствия, связанные с угрозой жизни) и специфические. Неспецифические травмы - точечные события, вызвавшие поток сильных чувств, с которыми психика справиться не смогла, в результате чего то состояние, те образы и чувства, сопровождавшие этот эмоциональный всплеск, накрепко впечатались в душу человека. В результат чего травматик продолжает жить с ними по сей день. Частным случаем последствия такой сильной травмы является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Специфическую травму можно сравнить с хроническим заболеванием, которое снижает уровень жизни человека, обостряется периодически, но человек постепенно привыкает к нему, живёт с ним, иной раз забывая о том, каково жить без этого отягощения. Для исцеления потребуется более длительная терапия. Одним из очень эффективных методов при работе с такой травмой, на мой взгляд, является EMDR.
В данной же статье мы обратим внимание на наиболее интересные с точки зрения своей глубины травмы - специфические. Специфичность их определяется, во-первых, их связью с определенными периодами детско-подросткового возраста и, во-вторых, определенными характерными для того периода кризисами, через которые проходит каждый из нас. Специфические травмы не являются точечными, они подкрепляются годами, в первую очередь постоянным травмирующим поведением значимых взрослых (обычно родителей или тех, кто их заменяет; такими взрослыми также могут оказаться бабушки, дедушки, воспитатели, учителя). В результате травматического воздействия в ключевые периоды детства, дети формируют жёсткие психологические защиты, а также глубинные негибкие убеждения о себе, людях и о мире в целом. Это, в свою очередь, приводит к формированию структуры характера определённого типа, которая влияет на жизнь уже взрослого человека, подчас крайне деструктивно.
В своей работе я соединил различные психологические концепции о структурах характера, в том числе А. Лоуэна, З. Фрейда, М. Джонсона, Л. Бурбо. Надо сказать, что во многом они пересекаются, хотя и имеют некоторые различия. В ходе длительной работы с клиентами я пришёл к выводу, что существует 8 детских травм, формирующихся в детско-родительских отношениях, приводящих к закреплению жёстких структур характера. Эти структуры проявляются на когнитивном, эмоциональном и даже телесном уровнях. В этой статье я в виде кратких тезисов поделюсь выводами, к которым я пришел в результате собственной практики, соединяя концепции вышеперечисленных авторов.
В первую очередь, мне хотелось бы высказать гипотезу о возможной роли зачатия в формировании черт личности и о закономерностях, связанных с условиями зачатия, на психику будущего ребёнка. К примеру, ребёнок, появившийся на свет в результате нарушения целостности контрацептива может чувствовать избыточный страх смерти, а свою жизнь воспринимать - как бонус. На ребёнка зачатого в изнасиловании часто смещается гнев матери и вызывается чувство вины за свою жизнь. Дети ЭКО часто демонстрируют раскол своей внутренней мужской и женской частей, в результате чего требуется терапия по «знакомству» родителей внутри себя. Таким образом, мы можем говорить о том, что первой травмой может быть так называемая «травма зачатия». Противниками этой гипотезы являются приверженцы сугубо научного подхода и главным аргументом их является факт об отсутствии нервной системы у зиготы и зародыша до 3-ей недели беременности.
И начнём мы с самого раннего периода. Именно о нём мы поговорим в первой части.
Оральный период. 0-1,5 года.
Кризисом данного возраста является резкая смена условий среды, попадание новорожденного из тихой, защищённой материнской утробы во внешний мир, физическое отделение от тела матери и первый контакт с шумным и непредсказуемым внешним миром. В этом возрасте важно чуткое отношение к потребностям ребёнка, сопровождение его в спокойном, непосредственном созерцании мира. В течении этого периода ребёнку важно познать и сохранить ощущение безмятежности и защищенности. Моменты, когда ребёнок осознает, что он может расслабиться, отдаться миру, который бережно заботится о нём, любит его. К этому состоянию по разным причинам приходят взрослые люди через «оральные» аддикции: алкоголь, сигареты и наркотики.
В этот период формируются две специфические структуры характера, в ответ на соответствующие травмы:
- Травма отверженного. Результат — шизоидная структура.
Глубинная причина: холодность, черствость родителей по отношению к ребенку в младенчестве, их эмоциональная отстранённость. «Замороженная» мать, а также мать, находящаяся в стрессе, собственных переживаниях, которой не хватило ресурсов на младенца. Эмоциональная депривация младенца. Его могут кормить, нянчать, но делать это механически.
Важно отметить, что шизоидная структура формируется также во внутриутробном периоде, когда ребёнок чувствует угрозу для жизни, страх. Этот страх может возникать из-за болезни матери, желания сделать аборт, угрозы выкидыша. А также внешних обстоятельств, которые провоцируют страх, гнев матери, и нахождение её в таком состоянии продолжительное время, без «позитивных просветов», когда ребёнок эмпатически чувствует исключительно неприятные чувства от матери, а внешний мир проявляет себя только как опасный и жуткий. Это закладывает почву для последующих негативных убеждений о мире уже на пренатальной стадии.
Выводы ребёнка, формирующие глубинные убеждения: «мир меня не любит», «мир меня не принимает», «я не имею право на существование и любовь», «со мной что-то не так», «мир жесток и опасен», «я один в этом мире», «я никому не нужен», которое часто переходит в агрессивное, отрицающее: «мне никто не нужен».
Общие последствия:
- расщепление разума и чувств.
- замораживание чувств, «эмоциональное бесплодие»
- жесткий барьер между миром внутренним и миром внешним
Последствия на эмоциональном уровне:
- чувства остаются «запечатаны», человек не соприкасается с ними, только когда они переходят через край, шизоид может «взорваться» в форме аффекта.
- человек оказывается раздвоен, так как интеллектуальная и чувственная части не соприкасаются друг с другом, не интегрированы в единое целое и живут сами по себе.
- чувственная часть становится агрессивно-депрессивной субличностью, которая буквально портит человеку жизнь, в форме иррациональных чувств и навязчивых, тяжелых мыслей.
Последствия на телесном уровне:
- тело шизоида через мышечные зажимы в шее, плечах и тазу перекрывает энергию от сердца к голове и конечностям.
- «внутренний мир» шизоида оказывается изолированным от внешнего, через зажимы между периферическими частями (руками, ногами и головой) и туловищем.
От чего защищается, с чем страшно соприкоснуться: страшнее всего шизоиду соприкоснуться с отвержением, вынужденным одиночеством. Поэтому шизоид организует себе это одиночество сам. Ведь нельзя отвергнуть или бросить того, с кем нет контакта и близости. Это в первую очередь касается дружбы и социального взаимодействия, в меньшей степени отношений романтических, которые шизоиду оказывается выстраивать проще; так как в них возникают «обходные лазейки», не соприкасаться с чувствами, но контактировать с человеком, например, через свободные сексуальные отношения, полиаморные их формы и.т.д. Часто шизоиды не любят называть свои отношения отношениями, говоря, что «это мой друг/товарищ/знакомый (знакомая), с которым мне хорошо, мы просто занимаемся сексом».
В более позднем возрасте данная травма подкрепляется двойными посланиями со стороны родителей: «папа бьет нас, потому что очень сильно любит и переживает», «нет, мама не плачет, доченька, тебе кажется, маме хорошо», «я тебя избила и наорала только потому, что очень люблю и забочусь». Так родитель ещё раз подтверждает ребёнку, что то, что он чувствует не соответствует тому, что происходит на самом деле. Таким образом ребёнок ещё раз убеждается, что на эмпатию и чувства ориентироваться нельзя.
Также шизоидность подкрепляется формальным сухим общением в семье, в котором отсутствуют эмоции как таковые.
В подростковом возрасте шизоидные дети, будучи малоэмпатичными и малоконтактными часто становятся изгоями, подвергаются травле со стороны сверстников, в результате чего получают вторичные социальные травмы и испытывают в дальнейшем глубокие проблемы в общении с людьми.
- Травма покинутого. Результат — Оральная структура характера.
Глубинные причины:
Потребности (в первую очередь физические) ребёнка не слышат. Родитель внезапно оставляет грудного ребёнка надолго; ребенок резко теряет объект глубокой привязанности - маму, по любым причинам (смерть мамы, болезнь младенца с последующей госпитализацией и изоляцией от мамы и т д); с грудным ребенком постоянно сидят разные люди.
Теряя ключевой объект привязанности младенец испытывает сильный гнев на него (на мать). При формировании нездоровой привязанности младенец и ребёнок начинает подавлять свой гнев к родителю, так как тот представляет для него источник жизненно важных ресурсов, которыми он не может обеспечить себя сам (от груди и еды, до финансовой опоры в последствии).
Выводы ребёнка, формирующие глубинные убеждения: «меня могут внезапно бросить без объяснения причин», «человек может не показывать своё безразличие ко мне, а потом внезапно бросить», «мои потребности никто не слышит», «о своих потребностях лучше не говорить и даже не чувствовать их», «если иметь много потребностей, придётся сильно страдать от их неудовлетворенности», «мне нужно быть с кем-то, иначе мне будет плохо, я сойду с ума, буду страдать», «я должен скрывать, что нуждаюсь в чем-то», «я должен скрывать то, что зависим от человека, нуждаюсь в нём», которое внезапно переходит в обратное: «я хочу кинуться в руки человеку, проявить ему свою сверхпривязанность, раствориться в нём», «я могу высказать всё, в чем нуждаюсь и человек тогда обязан мне помочь, удовлетворить все мои потребности».
Также человеку с оральной структурой свойственны завышенные ожидания от партнера: «если человек меня любит и ценит, то он должен сам почувствовать, что мне нужно, что я хочу и сделать это для меня/за меня».
Общие последствия:
- крайне непоследовательное поведение: могут «копить» в себе неудовлетворенность, а потом в резкой и агрессивной форме заявлять о ней, обвиняя близкого человека в том, что он сам ничего не почувствовал, что-то не понял и не проявил должной чуткости.
- либо замалчивает потребности и перестаёт чувствовать их сам, либо проявляет с обязательным требованием удовлетворить их, либо требует, чтобы партнёр сам всё почувствовал и удовлетворил.
- бессознательное требование к другим услышать и удовлетворить свои потребности, зачастую с явной или пассивной агрессией.
- Внутренние импульсы человека нечеткие, сбивающиеся, непостоянные, человек не уверен в них.
- постоянный поиск ярких впечатлений, из-за ощущение мира как серого и скучного. Внутренняя щемящая пустота.
- склонность к аддикциям всевозможных форм: яркие идеализированные «оральные» миры компьютерных игр; «оральная» безмятежность в алкогольном или наркотическом опьянении; неумолимый азарт и яркие впечатления от казино, азартных игр, когда разум затмевает адреналин, серотонин и дофамин.
- склонность к материальной зависимости от других людей, в первую очередь от родителей.
Последствия на эмоциональном уровне:
- пассивная агрессия в форме обиды, ухода, ослабление контакта с бессознательной надеждой, что объект привязанности будет пытаться вернуть, укрепить связь.
- в близком контакте такие люди ощущают хронический страх, что партнёр на самом деле не любит их, может бросить в любой момент.
- хроническое чувство внутренней беспричинной пустоты, эмоциональной боли.
- Страх смерти партнера. Смерть как ещё одна форма покидания партнера. Страх старости и смерти родителей, с которыми такой человек не прошёл сепарацию.
- Отсутствие контакта с внутренним ребёнком, особенно в вопросе желаний и потребностей. Невозможность слышать и удовлетворять собственные потребности.
- циклоидная акцентуация, когда человек склонен к волнам прилива сил, энергии, эйфории, активной деятельности и опустошения, упадка сил, депрессии. В более тяжелых случаях развивается циклотимия и биполярное расстройство.
Последствия на телесном уровне:
- в теле мало энергии на периферии, оно не находится в тонусе, ослаблено. Достаточно часто им свойственен грудной кифоз. Часто бывают худыми, но склонны к появлению животика и общей «рыхлости» тела.
- тело кажется недоразвитым, во многом напоминает тело ребёнка, младенца.
- трудно долго стоять на ногах, постоянное стремление сидеть, лежать и отдыхать, особенно в периоды спада энергии.
- в периоды прилива тело заряжено, но энергия не фокусируется, расходуется контрпродуктивно, вхолостую, часто в форме физической гиперактивности. (СДВГ - как структура психики с сильным оральным компонентом)
От чего защищается, с чем страшно соприкоснуться:
- с отказом в удовлетворения своих потребностей и желаний.
- реализацией желаний, глубинных потребностей, которые могут оказаться не подлинными, а надуманными, перенятыми от других.
- быть внезапно брошенным, обманутым партнером (особенно при наличии более поздней травмы предательства)
- внутренней пустотой и бессмысленностью жизни.
Подкрепляется в более позднем возрасте угрозами ухода, наказанием отстранённостью и холодностью: «если будешь плохо себя вести, то я уйду и ты останешься один», «будешь плохо себя вести, сдам в детдом», а также травмой предательства, которая будет описана дальше.
Таким образом мы поговорили о травме и разобрали последствия травм в оральном и внутриутробном периодах, рассмотрели возможную роль зачатия в формировании черт характера уже взрослого человека.
В следующий раз мы поговорим об анальном периоде, его роли в жизни ребёнка и взрослого, а также травмах и структурах характера, возникающих в этот период.