Автор: Колобова Нателла Олеговна, кандидат психологических наук, семейный и перинатальный психолог, автор и ведущая тренингов и семинаров, преподаватель.
Отрывок из еще не опубликованной книги Колобовой Н.О. "Практикум по перинатальной психологии".
По большому счету, работа перинатального психолога не сильно отличается от работы любого другого психолога. Нет, в ней, конечно, есть специфика, и область приложения сил специфическая, и об этом вся книга. Но! Глобальная цель у нас у всех одна – нахождение внутренних опор для решения задач, которые жизнь подкидывает на данном этапе жизни. Или другими словами – помочь клиенту «вырасти», повзрослеть вот в этой конкретной его трудности.
Хорошо было нашим прародительницам – бабушкам, прабабушкам и пр. У них даже такой вопрос не возникал – а что, материнству надо учиться? Существовала преемственность, девочка с детства видела младенцев, была вовлечена в уход за младшими, наблюдала, как мать справляется с беременностью, родами, послеродовым периодом, с воспитанием детей. Сейчас многодетные семьи – редкость. В наше время многодетными считаются семьи с тремя и более детьми. Раньше такая семья была малодетной. Не будем углубляться, зачем и почему много рожали, как эту нагрузку выдерживала женщина. Это тема для других текстов.
Важно, что женщину , молодую мать никогда не оставляли с новой информацией, статусом и опытом один на один – всегда были помощницы – собственная мать, тетки, соседки, повивальные бабки. Женщина впитывала материнское умение с молоком собственной матери, потом получала поддержку от старших женщин семьи. И никогда не оставалась в этом одна. (Подробно об онтогенезе материнства (развитии материнской сферы) можно прочитать в учебнике Филипповой Г.Г. «Психология материнства»)
Современные женщины потеряли эту преемственность. Наши мамы и даже бабушки уже сами были из тех поколений, в которых детей рожали не так много. Дети рождались в советских роддомах, где условия были не совсем благоприятные и доброжелательные к роженице и младенцу. Поэтому в душах и телах наших мам зачастую накапливался негативный опыт рождения детей. А когда в теле есть негативный опыт, оно реагирует сжатием, спазмом. И этот спазм на уровне психики тоже проявляется. «Туда, где мне не комфортно, я снова идти не хочу. И дочери своей не посоветую». Как говорит Светлана Адоньева (https://www.sakharov-center.ru/node/11373) – «Замолчанное в одном поколении последующие поколения несут в своем теле».
Слава Богу, материнский инстинкт сильнее страха и боли, и женщины рожали и будут рожать. Но тема беременности и родов в последние лет 80 очень сильно нагружена трудностью, болью, страхами, проблемами. Если раньше зачатие, беременность, роды были очень природным, естественным процессом, то сейчас многие не представляют себе, как можно выносить беременность, не обращаясь к врачу.
На врача в наше время навешивается очень сильная проекция – материнская. Не случайно, многие беременные, роженицы, да и просто пациенты ОБИЖАЮТСЯ на врачей – мол, недостаточно ласков, внимателен, заботлив. То есть от врача ждут материнских функций. А их нет у него. Врач в текучке, в загрузке, он не всегда может просто в глазки беременной посмотреть, не то, что теплые слова поддержки сказать. Да и зачастую у врача просто нет собственного опыта рождения детей. Не случайно бабками-повитухами раньше могли стать только те женщины, у которых был собственный опыт нескольких удачных (!) родов.
Своя мама тоже не всегда может оказать качественную поддержку. У нее может быть собственный негативный опыт рождения детей, много страхов, или недостаточно знаний в этих
вопросах. А в собственное материнство мы легко и свободно можем пойти только через так называемое благословение матери. Что это значит?
Если мама нам в течение нашего внутриутробного периода, рождения, нашего младенчества, детства передавала свое ощущение от материнства как нечто хорошее, радостное, выдерживаемое, то этот опыт мы запечатлеем , что называется, на клеточном уровне. Тогда материнство – это про легкость и радость.
Если наша мать достаточно осознанный человек, но у нее в жизни есть не очень радостный опыт про рождение детей, то она может сказать своей дочери примерно следующее:
- Доченька! Да, мне нелегко далось материнство, но я верю, что ты сможешь стать очень хорошей мамой для своих детей! Я благословляю тебя на материнство!
Поверьте, это очень целительные слова. У меня есть достаточно много клиенток, которые, получив родительское благословение, выходили на новый уровень в своей жизни – в профессии, в семье, в родительстве.
ЗдОрово и здорОво, если у молодой женщины есть такая мама или хотя бы материнская фигура (ею может быть бабушка, тетя, мать подруги), которая дает возможность создать у себя такую мощную опору – внутреннюю материнскую фигуру. Мы, становясь матерями, всегда опираемся именно на нее. Если она сильная, надежная, устойчивая, то препятствий больших не возникает. А если слабая, прихрамывает, не верит в себя, то трудности могут возникнуть уже на этапе зачатия. Об этом подробнее в главе про работу с психологическим бесплодием.
Когда есть трудности в сфере формирования новой идентичности, а в нашем случае это переход через беременность и роды от состояния «женщина» к состоянию «мать», на помощь может прийти психология. В частности перинатальный психолог.
Далее мы рассмотрим основные направления работы перинатального психолога.
1. Снижение тревоги. Пожалуй, один из самых главных пунктов, потому как все остальные напрямую связаны с этим пунктом. Совсем избежать тревоги будущей матери не получится, это иллюзия. Волноваться и переживать по поводу беременности, будущих родов, предстоящих изменений в жизни – это абсолютно нормально. Наоборот, если к нам на прием или в группу пришла беременная и говорит, что она ничего не боится, что у нее совсем нет тревог, то для нас, как для специалистов, возникает вопрос – все ли в порядке? В контакте ли эта женщина со своими чувствами?
Другое дело – интенсивность этих переживаний. Если чувства и эмоции зашкаливают, не дают полноценно жить и быть расслабленной, то на выручку может прийти психологическая помощь. Об этом подробнее поговорим в разделе про работу со страхами.
Если женщина в сильной тревоге, то ее эмоции зажаты, следовательно, зажато и тело, а соответственно сжимаются сосуды. Отсюда проблемы с тонусом матки, с питанием кислородом матки, плаценты, других важных органов и даже ребенка. А уж если женщина в роды идет в напряжении и в зажатости, то нелегко придется всем – самой женщине, малышу и персоналу, принимающему роды.
Поэтому основное внимание уделяем расслаблению – мозгов, тела, эмоций. Так, глядишь, и тревога снизится.
2. Эмоционально благополучное проживание беременности. Это и про снижение тревоги и про разрешение проживать весь спектр чувств. Для меня эмоциональное благополучие – это про контакт со всеми своими чувствами и эмоциями. У нас нет хороших или плохих чувств. Есть адекватные или неадекватные ситуации, конструктивные или неконструктивные, сохраняющие наш контакт с собой и миром или разрушающие этот контакт. Если нам дана по природе способность проживать всю радугу чувств, то не стоит от этого отказываться. И беременность это не повод переходить только на «светлую» сторону. Быть в контакте со своей теневой частью (согласно концепции К-Г Юнга) – значит иметь доступ к мощнейшим ресурсам нашей психики. И здесь возникает следующее направление нашей работы:
3. Работа с идеализацией. Самое вредное, что может сделать перинатальный психолог – это начать рассказывать будущим матерям, как им «правильно» проживать беременность, какие у них должны быть роды, как «правильно» рожать, воспитывать, кормить детей, какой матерью быть и т.д.
Любая идеализация – это путь к разочарованию, чувству вины и собственной неполноценности. Потому что, как только идеальная картинка сталкивается с реальностью, все рушится, и мы оказываемся перед лицом собственного несовершенства. Ведь в мечтах я была идеальной, все делала правильно, я все-все перечитала, сходила на все курсы, прослушала все вебинары, мой ребенок был самым лучшим. А на деле – все не так. Значит, со мной что-то не так, я плохая, я все неправильно сделала. И растет чувство вины, а оно настолько токсично, что наша психика, не в силах выдерживать этот яд, быстренько перерабатывает его в агрессию, либо аутоагрессию. И начинаются срывы на мужа, ребенка, окружающих. Либо организуется какая-нибудь психосоматическая болячка – прямое следствие аутоагрессии.
Поэтому кредо перинатального психолога может звучать следующим образом: Чур меня от любых идеализаций!
4. Профилактика возможных отклонений в родах и после родов.
В основном за счет получения информации и расслабления. Информацию о беременности и родах мы можем давать на индивидуальных или групповых занятиях по подготовке к рождению и родительству.
Обучение расслаблению и умению открываться и раскрываться происходит за счет телесных практик, о которых речь пойдет в разделе «Телесные практики для беременных». Следствием этой работы является профилактика психологических и физиологических отклонений у ребенка. Мама – первая вселенная ребенка. Мама спокойна и расслаблена, у ребенка все хорошо. В психосоматике есть золотое правило: «Что у мамы в психике, то у ребенка в теле». Это правило работает, начиная с зачатия. И даже раньше – доминаната беременности начинает работать уже на этапе планирования беременности. Об этом в главе про психологию беременности.
5. Гармонизация отношений с близкими. С мужем, родителями, старшими детьми. Рождение ребенка, не важно, какого по счету – первого, третьего, десятого – это всегда кризис. Нормативный кризис семейной системы. Вхождение в семью новых ее членов, также как и выход из нее, запускает новую динамику в системе. Она начинает
перестраиваться. Перестройка всегда сопровождается тревогой и потерей ориентиров. Поэтому задачей перинатального психолога может стать помощь семье в стабилизации и прохождении этого кризисного периода. Возможно, понадобится коррекция семейных отношений, поиск ресурса для выхода из кризиса.
6. Проработка отношений женщины с матерью. Про важность материнской фигуры было сказано выше. Добавлю только, что внутренне разрешение «быть как мама» - это залог успешной беременности, родов и благополучного вхождения в материнство. Работать с этой темой надо очень осторожно и по мере готовности женщины продвигаться в глубину. Если женщина не готова, то работаем на ресурс и на нахождение замещающих материнских фигур.
7. Помощь в адаптации к физиологическим изменениям. Тело во время беременности и после родов меняется – это неизбежность. После рождения ребенка наше тело станет другим – в большей или меньшей степени. И это нормально! Наша задача помочь женщине принять эту мысль и быть в контакте со своим телом. Это очень важно! Современная женщина настолько привыкла быть «в голове», что про тело часто забывает. Или, что еще хуже, начинает отщеплять от себя (не чувствовать) неприятные переживания, возникающие в связи с изменениями в теле. А рожает женщина все-таки не головой, а телом!
8. Адаптация в социуме. Меняется не только тело, но и окружение, контакты. К ним тоже надо приспособиться, выработать новые способы взаимодействия. Психолог и здесь может помочь эти новые стратегии выработать.
9. Как ни печально, но еще одним направлением работы перинатального психолога является сопровождение женщины, пары, семьи в случае перинатальных потерь. Перинатальными потерями являются аборты, выкидыши, замершие беременности, внематочные беременности, мертворождение, смерть новорожденного, гибель ребенка в результате синдрома внезапной детской смерти. Также к этой области относится сопровождение беременности, когда пара приняла решение рожать ребенка с заведомо известными пороками, несовместимыми с жизнью, то есть когда пара знает, что ребенок уйдет вскоре после рождения. И все эти случаи требуют психологического сопровождение. Про это отдельная глава. И глава про личность психолога. Эта тема требует личностной и профессиональной зрелости.
Уровни работы с беременными:
1. Информационный. Когнитивный . Это то, что мы будем вкладывать беременным и готовящимся в голову – знания, цифры, факты, статистику и т.д.
2. Физиологический. Голова хорошо, но про тело забывать нельзя! Навыки глубокой релаксации, гимнастика и упражнения, занятия в бассейне, работа с дискомфортными ощущениями в родах (это про родовую боль, просто с беременными мы стараемся как можно меньше говорить слово «боль»). Если женщина в результате наших встреч научилась расслабляться – ура! Половина работы сделана!
3. Эмоциональный. Работа со страхами, тревогами, волнениями, переживаниями. С дискомфортными ощущениями тоже работаем на эмоциональном уровне. Учимся их принимать и трансформировать.
4. Операциональный. Обучение родовым навыкам – дыхание, звучание, визуализация, медитация, расслабление. Знакомство с позициями в родах.
5. Личностный. Работа на уровне формирования личностной идентификации – Я-мама.
6. Межличностный. Про взаимодействие с мужем, родственниками, мамой.
7. Надличностный. Можно даже сказать, экзистенциальный. Это про обращение к темам архетипической матери, женщины. Про тему судьбы, жизни и смерти.
Темы, с которыми надо работать осторожно:
Тема матери. Особенно если есть в наличие следующее:
* Угроза прерывания беременности
* Отношения с матерью переживаются беременной как очень травматичные. Женщина чувствует полное отвержение со стороны матери, категорически отказывается работать в этом направлении.
Как уже говорилось выше, мама - это тот человек, который инициирует нас в собственное материнство. Поэтому важно, чтобы отношения с мамой были конструктивными – прошла подростковая сепарация, женщина вышла с матерью на взрослые отношения. Тогда от мамы легко и свободно можно брать поддержку, мудрость, советы.
Если же не все так просто, если женщина находится в стадии симбиоз-минус или в симбиоз-плюс, а не в автономии, то работаем с темой матери в основном на ресурс. И только если женщина готова, идем с ней в терапию. Думаю, не надо лишний раз напоминать, что материнская тема у самого психолога должна быть проработана.
Что такое симбиоз и автономия?
Этапы развития личности (одна из версий):
«Для того чтобы человеку стать психологически зрелой и гармоничной личностью, способной самостоятельно принимать решения, брать ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих, ему необходимо преодолеть несколько стадий. Условно эти стадии называют «Симбиоз со знаком „плюс“» и «Симбиоз со знаком „минус“». Если эти этапы преодолены, то человек вступает в финальную стадию «Автономность».
* Самая умилительная стадия — первая, она длится от рождения до начала подросткового возраста, то есть примерно лет до 11-14. Обычно во время симбиоза со знаком «плюс» ребёнок привязан к родителям, безгранично им доверяет, взрослые для него — авторитет. Дети в этот период зависимы от родителей во всех сферах жизни, в том числе психологически.
* Вторая стадия, симбиоз со знаком «минус», обычно совпадает с подростковым возрастом. Для подростка общение со сверстниками выходит на первый план, а мнение взрослых становится принципиально неважным или кажется неактуальным, устаревшим. Основные причины конфликтов возникают из-за того, что подростки считают себя уже взрослыми, требуют к себе другого отношения, а родители все ещё продолжают видеть в них маленьких детей. Попытки подростков самоутвердиться отчасти связаны с тем, что они остаются зависимыми от взрослых. В этом возрасте молодежь начинает осознавать, что мама и папа, как и все остальные люди, не идеальны.
В течение второй стадии подросток должен осмыслить, что детство заканчивается, надо становиться более самостоятельным и взрослым, учиться отстаивать своё мнение, нести ответственность за свои поступки и перестать чего-то ждать от мамы и папы. И главное — осознать, что не только взрослые (в частности родители), но и сам подросток может ошибаться, и это вполне нормально.
* Наступление третьей стадии очень важно для любого человека. Автономность — процесс, когда молодые люди начинают свою взрослую жизнь, становясь эмоционально зрелыми. Автономность позволяет человеку строить свою модель отношений с окружающим миром, после осознания собственных ценностей. Однако автономность может наступить только после второй стадии, поэтому переходный возраст играет важную связующую роль в жизненном взрослении.
В реальной жизни не все взрослые достигают третьей стадии, много тех, кто застревает либо на первом, либо на втором этапах. Если человек застрял на первой стадии, то велика вероятность, что из него вырастет маменькин сынок или дочка, которые будут психологически зависеть от родителей. Такие люди могут жить отдельно, иметь свои семьи, но решения принимать в состоянии только с родительской помощью. Как правило, у таких детей подростковый возраст проходит так же, как безоблачное детство, они не конфликтуют с родителями и не ставят под сомнение их авторитет.
Если человек застревает на второй стадии, то это чревато дальнейшей конфликтностью по жизни. Такие люди могут быть успешными, иметь семью, строить хорошую карьеру и казаться счастливыми при благоприятных обстоятельствах. Однако им свойственно недовольство родными, жалобы на них друзьям и знакомым. Есть те, кто всю жизнь пытается своими поступками что-то доказать другим и в первую очередь своим родителям, для них очень важно мнение окружающих. В стрессовых ситуациях таким людям сложно взять себя в руки и сохранить самообладание, они часто переходят на крики, становятся агрессивными и идут на поводу у сиюминутных эмоций.»
(цитата из статьи Ирины Стасенко на интернет- портале МЕЛ)
Итак, если женщина не сепарировалась от матери, не перешла в стадию автономию, то в период беременности и родов мы можем столкнуться с подводными камнями в виде патологических
состояний как телесных, так и психологических. После рождения ребенка это может выстрелить послеродовой депрессией. Так что мамину тему лечить нужно. Но, опять же, при условии готовности самой женщины и психолога.
Тема смерти.
Так или иначе, любая беременная с этой темой соприкасается, через волнения, переживания, страхи. В основе любого страха лежит страх смерти. Роды – это всегда про переход, смерть это тоже переход. Поэтому подспудно мы так тревожимся и даже боимся, когда предстоит какой-либо переход, изменения, трансформация.
Важно, чтобы к моменту беременности у женщины тема смерти была, что называется, «проработана» - на религиозном, философском, мировоззренческом плане. К сожалению, мы живем в культуре, отрицающей смерть. Мы стремимся говорить, думать, размышлять о чем угодно, только не о смерти. Но давно известно, что факт смерти нас убивает, а идея смерти делает нас людьми. То есть только у людей есть способность осознать свою конечность. И именно это осознание дает нам силу жить. Если я принял свою конечность, свою смертность, то у меня есть выбор – я могу выбирать сторону жизни. И этот выбор смогу транслировать своим детям. Я смогу им передать это жизнелюбие.
Что значит «проработана» тема смерти?
Это значит, что в паре есть место разговорам на эту тему.
Это значит, что у женщины есть ресурсы в смерть смотреть и не разрушаться. Как и смотреть в свою тень (Тень – это то, что мы вытесняем в подвалы своей психики – непринятые и непрожитые желания, импульсы, мысли и т.д.)
Это значит, что пара готова принять любой исход беременности и родов. Когда у меня есть готовность прожить ЛЮБОЙ опыт, мне в реальности его проживать уже не нужно.
Чего боятся беременные? (Если они в контакте со своими глубинными страхами):
Своей смерти.
Смерти ребенка.
Повреждений в родах – у себя и у ребенка.
И это большой подарок, если на группе подготовки к родам хотя бы одна беременная про эти страхи начинает говорить. Тогда и остальные , пусть с осторожностью, несмело, тоже начинают признаваться себе и другим в этом. И задача ведущей быть предельно тактичной и аккуратной, не форсировать, не гнать женщин в этот страх. Мол, смотри, смотри, чего ты на самом деле боишься!!! Вот здесь и возникает идея про то, что с этой темой надо работать очень осторожно, и в первую очередь это касается личности самого психолога.
Если психолог сам не проработал для себя базовые темы – смерть, власть, одиночество, любовь, секс, деньги, то на эти темы в работе он будет реагировать не из здоровой, устойчивой части, а из
травмы или боли. Как говорится, вибрировать будет. Поэтому, когда я говорю про «осторожные» темы, я имею в виду готовность самого психолога про это работать, а не про то, что беременные не способны на это. Если женщина вынашивает ребенка, то ее психика, душа уже готова с этими экзистенциальными (то есть жизнеобразующими) понятиями встречаться. И важно, чтобы психолог своими непроработанными тревогами не навредил клиенту.
Часто на семинарах, да и на группах подготовки к родам, я слышу такой вопрос- утверждение: «Беременная женщина должна настраиваться только на позитив, на положительный исход, думать только о хорошем. Так зачем нагружать , и без этого подвижную психику женщины такой «тяжелой» информацией? Обычно я отвечаю следующим образом:
Позитивное мышление – это очень хорошо. Но не всегда и не везде. Я за реалистичное мышление, когда я в контакте со всеми аспектами жизни.
Если возникают не очень приятные переживания, а я говорю себе: «Да забудь!», «Успокойся!», «Не думай об этом!», то такое позитивное мышление лишает меня жизненных сил. Наше бессознательное, наше глубинное Я, которое все знает, настойчиво предлагает прочувствовать, осознать, выдвинуть на первый план нашего сознания очень важные темы – осмысления жизни через нашу конечность, через идею смерти. Мы же через «позитивное мышление» отпихиваемся руками и ногами. Или еще хуже – боремся. И вот эта борьба и отнимает у нас жизненные силы. А для беременной женщины борьба вообще не полезна. Будь это хоть на физическом или на психическом плане. Так получается, что во внутренней борьбе не бывает победителей. Потому что мы всегда будем в проигрыше, кто бы ни победил – позитив или негатив. А все потому, что в этом случае страдает наша целостность, мы ее как будто утрачиваем. Цельные мы тогда, когда в нас приняты Свет и Тень, Отец и Мать, Мужское и Женское, Жизнь и Смерть. В беременном состоянии, в родах, в родительстве нам, как никогда, нужна Цельность. Из этой цельности, полноты мы можем ДАВАТЬ – жизнь, воспитание, ресурсы нашим детям.
Несколько лет назад после курса терапии с одной из моих клиенток я получила неожиданную обратную связь. Прошло уже какое-то время после наших встреч, и я спросила свою клиентку, что для нее было самым важным. Так вот она сказала, что было очень целительным для нее то, что можно запросто, без обиняков разговаривать со старшей матерью (это она так меня окрестила) о смерти. Как о чем-то обыденном и не страшном. И правда, мы много с ней говорили о смерти, я была спокойна. Потому что тот аспект смерти для меня был проработан, и мне не приходилось на это болезненно реагировать. А вот для клиентки именно это мое состояние оказалось ресурсным. К слову сказать, я не совершенна, слава Богу. И не все стороны этого вопроса еще проработала. Думаю, что окончательно разобраться с этой темой смогу только в момент своего физического перехода – когда реально умру. А пока – маленькими шажочками к осознанности, ребята!
Поэтому говорить с беременными про страхи, про смерть нужно. Но из правильного своего состояния. Про это мы поговорим в главе о личности перинатального психолога. Техники работы со страхами, и в частности со страхом смерти (своей или ребенка) предложены в главе «Работа со страхами».
Тема предыдущих перинатальных потерь.
Перенеся опыт потери ребенка, женщина в новую беременность идет с повышенной тревогой, и даже страхом потери уже этого ребенка. Желательно обсудить с женщиной, насколько она
отпустила того ребенка, насколько позволила себе отгоревать ту потерю, сколько времени прошло.
Если женщина категорически не хочет говорить про предыдущие потери, мы с уважением принимаем этот ее выбор и работаем на ресурс. Но предупредить ее все-таки стоит, что это ее выбор с данной темой не работать, и что возможны (!) некие последствия для психики женщины. А последствия всегда одного порядка – непрожитые, неотработанные эмоции откладываются в теле. А тело нам нужно здоровым – для беременности, родов и кормления.
Тема насилия в анамнезе (сексуальное насилие, абьюзы в детстве и др.)
Любое насилие оставляет в нашем теле след. Чаще всего этот след запечатлевается в виде напряжения, спазма, сжатия. Женщина для выживания может на какое-то время заморозить эти негативные переживания, отщепить их от себя, вытеснить, забыть. Но беременность и рождение ребенка автоматически актуализирует в нас наше детское состояние, наш период беззащитности и уязвимости. А меняющаяся телесность заставляет нас вновь соприкасаться с темой чистоты или загрязненности, силы или слабости нашего тела.
Зажатость в теле не способствует здоровой беременности и благополучным родам. Поэтому эти поднятые из глубин психики переживания могут повлиять на протекание беременности и родов. Надо очень аккуратно подходить к этой теме, совместно с клиентом решать, пойдете ли вы сейчас в эту глубину, или женщина отложит это исцеление до более ресурсного состояния. Я так и говорю клиентам: «Ты готова сейчас в это идти? Есть ли у тебя ресурсы справиться с эмоциями и чувствами, которые, возможно, появятся?». Если ответ положительный, то мы очень аккуратно идем в эту тему, на каждом этапе проверяя наличие ресурсов. Если женщина не готова, она имеет на это право, и мы эту тему не поднимаем.
Сфера приложения сил перинатального психолога достаточно большая. Она пересекается с областями работы семейных, детских, клинических психологов. Поэтому я себя чаще называю интегративным психологом. Широкий спектр приемов, методов, техник позволяет это делать: когнитивная психология, арт-терапия, телесная, семейная, системная терапия, гештальт-подход, психосоматика. Все идет в работу. Все обогащает и клиента и психолога.
Отрывок из еще не опубликованной книги Колобовой Н.О. "Практикум по перинатальной психологии".
По большому счету, работа перинатального психолога не сильно отличается от работы любого другого психолога. Нет, в ней, конечно, есть специфика, и область приложения сил специфическая, и об этом вся книга. Но! Глобальная цель у нас у всех одна – нахождение внутренних опор для решения задач, которые жизнь подкидывает на данном этапе жизни. Или другими словами – помочь клиенту «вырасти», повзрослеть вот в этой конкретной его трудности.
Хорошо было нашим прародительницам – бабушкам, прабабушкам и пр. У них даже такой вопрос не возникал – а что, материнству надо учиться? Существовала преемственность, девочка с детства видела младенцев, была вовлечена в уход за младшими, наблюдала, как мать справляется с беременностью, родами, послеродовым периодом, с воспитанием детей. Сейчас многодетные семьи – редкость. В наше время многодетными считаются семьи с тремя и более детьми. Раньше такая семья была малодетной. Не будем углубляться, зачем и почему много рожали, как эту нагрузку выдерживала женщина. Это тема для других текстов.
Важно, что женщину , молодую мать никогда не оставляли с новой информацией, статусом и опытом один на один – всегда были помощницы – собственная мать, тетки, соседки, повивальные бабки. Женщина впитывала материнское умение с молоком собственной матери, потом получала поддержку от старших женщин семьи. И никогда не оставалась в этом одна. (Подробно об онтогенезе материнства (развитии материнской сферы) можно прочитать в учебнике Филипповой Г.Г. «Психология материнства»)
Современные женщины потеряли эту преемственность. Наши мамы и даже бабушки уже сами были из тех поколений, в которых детей рожали не так много. Дети рождались в советских роддомах, где условия были не совсем благоприятные и доброжелательные к роженице и младенцу. Поэтому в душах и телах наших мам зачастую накапливался негативный опыт рождения детей. А когда в теле есть негативный опыт, оно реагирует сжатием, спазмом. И этот спазм на уровне психики тоже проявляется. «Туда, где мне не комфортно, я снова идти не хочу. И дочери своей не посоветую». Как говорит Светлана Адоньева (https://www.sakharov-center.ru/node/11373) – «Замолчанное в одном поколении последующие поколения несут в своем теле».
Слава Богу, материнский инстинкт сильнее страха и боли, и женщины рожали и будут рожать. Но тема беременности и родов в последние лет 80 очень сильно нагружена трудностью, болью, страхами, проблемами. Если раньше зачатие, беременность, роды были очень природным, естественным процессом, то сейчас многие не представляют себе, как можно выносить беременность, не обращаясь к врачу.
На врача в наше время навешивается очень сильная проекция – материнская. Не случайно, многие беременные, роженицы, да и просто пациенты ОБИЖАЮТСЯ на врачей – мол, недостаточно ласков, внимателен, заботлив. То есть от врача ждут материнских функций. А их нет у него. Врач в текучке, в загрузке, он не всегда может просто в глазки беременной посмотреть, не то, что теплые слова поддержки сказать. Да и зачастую у врача просто нет собственного опыта рождения детей. Не случайно бабками-повитухами раньше могли стать только те женщины, у которых был собственный опыт нескольких удачных (!) родов.
Своя мама тоже не всегда может оказать качественную поддержку. У нее может быть собственный негативный опыт рождения детей, много страхов, или недостаточно знаний в этих
вопросах. А в собственное материнство мы легко и свободно можем пойти только через так называемое благословение матери. Что это значит?
Если мама нам в течение нашего внутриутробного периода, рождения, нашего младенчества, детства передавала свое ощущение от материнства как нечто хорошее, радостное, выдерживаемое, то этот опыт мы запечатлеем , что называется, на клеточном уровне. Тогда материнство – это про легкость и радость.
Если наша мать достаточно осознанный человек, но у нее в жизни есть не очень радостный опыт про рождение детей, то она может сказать своей дочери примерно следующее:
- Доченька! Да, мне нелегко далось материнство, но я верю, что ты сможешь стать очень хорошей мамой для своих детей! Я благословляю тебя на материнство!
Поверьте, это очень целительные слова. У меня есть достаточно много клиенток, которые, получив родительское благословение, выходили на новый уровень в своей жизни – в профессии, в семье, в родительстве.
ЗдОрово и здорОво, если у молодой женщины есть такая мама или хотя бы материнская фигура (ею может быть бабушка, тетя, мать подруги), которая дает возможность создать у себя такую мощную опору – внутреннюю материнскую фигуру. Мы, становясь матерями, всегда опираемся именно на нее. Если она сильная, надежная, устойчивая, то препятствий больших не возникает. А если слабая, прихрамывает, не верит в себя, то трудности могут возникнуть уже на этапе зачатия. Об этом подробнее в главе про работу с психологическим бесплодием.
Когда есть трудности в сфере формирования новой идентичности, а в нашем случае это переход через беременность и роды от состояния «женщина» к состоянию «мать», на помощь может прийти психология. В частности перинатальный психолог.
Далее мы рассмотрим основные направления работы перинатального психолога.
1. Снижение тревоги. Пожалуй, один из самых главных пунктов, потому как все остальные напрямую связаны с этим пунктом. Совсем избежать тревоги будущей матери не получится, это иллюзия. Волноваться и переживать по поводу беременности, будущих родов, предстоящих изменений в жизни – это абсолютно нормально. Наоборот, если к нам на прием или в группу пришла беременная и говорит, что она ничего не боится, что у нее совсем нет тревог, то для нас, как для специалистов, возникает вопрос – все ли в порядке? В контакте ли эта женщина со своими чувствами?
Другое дело – интенсивность этих переживаний. Если чувства и эмоции зашкаливают, не дают полноценно жить и быть расслабленной, то на выручку может прийти психологическая помощь. Об этом подробнее поговорим в разделе про работу со страхами.
Если женщина в сильной тревоге, то ее эмоции зажаты, следовательно, зажато и тело, а соответственно сжимаются сосуды. Отсюда проблемы с тонусом матки, с питанием кислородом матки, плаценты, других важных органов и даже ребенка. А уж если женщина в роды идет в напряжении и в зажатости, то нелегко придется всем – самой женщине, малышу и персоналу, принимающему роды.
Поэтому основное внимание уделяем расслаблению – мозгов, тела, эмоций. Так, глядишь, и тревога снизится.
2. Эмоционально благополучное проживание беременности. Это и про снижение тревоги и про разрешение проживать весь спектр чувств. Для меня эмоциональное благополучие – это про контакт со всеми своими чувствами и эмоциями. У нас нет хороших или плохих чувств. Есть адекватные или неадекватные ситуации, конструктивные или неконструктивные, сохраняющие наш контакт с собой и миром или разрушающие этот контакт. Если нам дана по природе способность проживать всю радугу чувств, то не стоит от этого отказываться. И беременность это не повод переходить только на «светлую» сторону. Быть в контакте со своей теневой частью (согласно концепции К-Г Юнга) – значит иметь доступ к мощнейшим ресурсам нашей психики. И здесь возникает следующее направление нашей работы:
3. Работа с идеализацией. Самое вредное, что может сделать перинатальный психолог – это начать рассказывать будущим матерям, как им «правильно» проживать беременность, какие у них должны быть роды, как «правильно» рожать, воспитывать, кормить детей, какой матерью быть и т.д.
Любая идеализация – это путь к разочарованию, чувству вины и собственной неполноценности. Потому что, как только идеальная картинка сталкивается с реальностью, все рушится, и мы оказываемся перед лицом собственного несовершенства. Ведь в мечтах я была идеальной, все делала правильно, я все-все перечитала, сходила на все курсы, прослушала все вебинары, мой ребенок был самым лучшим. А на деле – все не так. Значит, со мной что-то не так, я плохая, я все неправильно сделала. И растет чувство вины, а оно настолько токсично, что наша психика, не в силах выдерживать этот яд, быстренько перерабатывает его в агрессию, либо аутоагрессию. И начинаются срывы на мужа, ребенка, окружающих. Либо организуется какая-нибудь психосоматическая болячка – прямое следствие аутоагрессии.
Поэтому кредо перинатального психолога может звучать следующим образом: Чур меня от любых идеализаций!
4. Профилактика возможных отклонений в родах и после родов.
В основном за счет получения информации и расслабления. Информацию о беременности и родах мы можем давать на индивидуальных или групповых занятиях по подготовке к рождению и родительству.
Обучение расслаблению и умению открываться и раскрываться происходит за счет телесных практик, о которых речь пойдет в разделе «Телесные практики для беременных». Следствием этой работы является профилактика психологических и физиологических отклонений у ребенка. Мама – первая вселенная ребенка. Мама спокойна и расслаблена, у ребенка все хорошо. В психосоматике есть золотое правило: «Что у мамы в психике, то у ребенка в теле». Это правило работает, начиная с зачатия. И даже раньше – доминаната беременности начинает работать уже на этапе планирования беременности. Об этом в главе про психологию беременности.
5. Гармонизация отношений с близкими. С мужем, родителями, старшими детьми. Рождение ребенка, не важно, какого по счету – первого, третьего, десятого – это всегда кризис. Нормативный кризис семейной системы. Вхождение в семью новых ее членов, также как и выход из нее, запускает новую динамику в системе. Она начинает
перестраиваться. Перестройка всегда сопровождается тревогой и потерей ориентиров. Поэтому задачей перинатального психолога может стать помощь семье в стабилизации и прохождении этого кризисного периода. Возможно, понадобится коррекция семейных отношений, поиск ресурса для выхода из кризиса.
6. Проработка отношений женщины с матерью. Про важность материнской фигуры было сказано выше. Добавлю только, что внутренне разрешение «быть как мама» - это залог успешной беременности, родов и благополучного вхождения в материнство. Работать с этой темой надо очень осторожно и по мере готовности женщины продвигаться в глубину. Если женщина не готова, то работаем на ресурс и на нахождение замещающих материнских фигур.
7. Помощь в адаптации к физиологическим изменениям. Тело во время беременности и после родов меняется – это неизбежность. После рождения ребенка наше тело станет другим – в большей или меньшей степени. И это нормально! Наша задача помочь женщине принять эту мысль и быть в контакте со своим телом. Это очень важно! Современная женщина настолько привыкла быть «в голове», что про тело часто забывает. Или, что еще хуже, начинает отщеплять от себя (не чувствовать) неприятные переживания, возникающие в связи с изменениями в теле. А рожает женщина все-таки не головой, а телом!
8. Адаптация в социуме. Меняется не только тело, но и окружение, контакты. К ним тоже надо приспособиться, выработать новые способы взаимодействия. Психолог и здесь может помочь эти новые стратегии выработать.
9. Как ни печально, но еще одним направлением работы перинатального психолога является сопровождение женщины, пары, семьи в случае перинатальных потерь. Перинатальными потерями являются аборты, выкидыши, замершие беременности, внематочные беременности, мертворождение, смерть новорожденного, гибель ребенка в результате синдрома внезапной детской смерти. Также к этой области относится сопровождение беременности, когда пара приняла решение рожать ребенка с заведомо известными пороками, несовместимыми с жизнью, то есть когда пара знает, что ребенок уйдет вскоре после рождения. И все эти случаи требуют психологического сопровождение. Про это отдельная глава. И глава про личность психолога. Эта тема требует личностной и профессиональной зрелости.
Уровни работы с беременными:
1. Информационный. Когнитивный . Это то, что мы будем вкладывать беременным и готовящимся в голову – знания, цифры, факты, статистику и т.д.
2. Физиологический. Голова хорошо, но про тело забывать нельзя! Навыки глубокой релаксации, гимнастика и упражнения, занятия в бассейне, работа с дискомфортными ощущениями в родах (это про родовую боль, просто с беременными мы стараемся как можно меньше говорить слово «боль»). Если женщина в результате наших встреч научилась расслабляться – ура! Половина работы сделана!
3. Эмоциональный. Работа со страхами, тревогами, волнениями, переживаниями. С дискомфортными ощущениями тоже работаем на эмоциональном уровне. Учимся их принимать и трансформировать.
4. Операциональный. Обучение родовым навыкам – дыхание, звучание, визуализация, медитация, расслабление. Знакомство с позициями в родах.
5. Личностный. Работа на уровне формирования личностной идентификации – Я-мама.
6. Межличностный. Про взаимодействие с мужем, родственниками, мамой.
7. Надличностный. Можно даже сказать, экзистенциальный. Это про обращение к темам архетипической матери, женщины. Про тему судьбы, жизни и смерти.
Темы, с которыми надо работать осторожно:
Тема матери. Особенно если есть в наличие следующее:
* Угроза прерывания беременности
* Отношения с матерью переживаются беременной как очень травматичные. Женщина чувствует полное отвержение со стороны матери, категорически отказывается работать в этом направлении.
Как уже говорилось выше, мама - это тот человек, который инициирует нас в собственное материнство. Поэтому важно, чтобы отношения с мамой были конструктивными – прошла подростковая сепарация, женщина вышла с матерью на взрослые отношения. Тогда от мамы легко и свободно можно брать поддержку, мудрость, советы.
Если же не все так просто, если женщина находится в стадии симбиоз-минус или в симбиоз-плюс, а не в автономии, то работаем с темой матери в основном на ресурс. И только если женщина готова, идем с ней в терапию. Думаю, не надо лишний раз напоминать, что материнская тема у самого психолога должна быть проработана.
Что такое симбиоз и автономия?
Этапы развития личности (одна из версий):
«Для того чтобы человеку стать психологически зрелой и гармоничной личностью, способной самостоятельно принимать решения, брать ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих, ему необходимо преодолеть несколько стадий. Условно эти стадии называют «Симбиоз со знаком „плюс“» и «Симбиоз со знаком „минус“». Если эти этапы преодолены, то человек вступает в финальную стадию «Автономность».
* Самая умилительная стадия — первая, она длится от рождения до начала подросткового возраста, то есть примерно лет до 11-14. Обычно во время симбиоза со знаком «плюс» ребёнок привязан к родителям, безгранично им доверяет, взрослые для него — авторитет. Дети в этот период зависимы от родителей во всех сферах жизни, в том числе психологически.
* Вторая стадия, симбиоз со знаком «минус», обычно совпадает с подростковым возрастом. Для подростка общение со сверстниками выходит на первый план, а мнение взрослых становится принципиально неважным или кажется неактуальным, устаревшим. Основные причины конфликтов возникают из-за того, что подростки считают себя уже взрослыми, требуют к себе другого отношения, а родители все ещё продолжают видеть в них маленьких детей. Попытки подростков самоутвердиться отчасти связаны с тем, что они остаются зависимыми от взрослых. В этом возрасте молодежь начинает осознавать, что мама и папа, как и все остальные люди, не идеальны.
В течение второй стадии подросток должен осмыслить, что детство заканчивается, надо становиться более самостоятельным и взрослым, учиться отстаивать своё мнение, нести ответственность за свои поступки и перестать чего-то ждать от мамы и папы. И главное — осознать, что не только взрослые (в частности родители), но и сам подросток может ошибаться, и это вполне нормально.
* Наступление третьей стадии очень важно для любого человека. Автономность — процесс, когда молодые люди начинают свою взрослую жизнь, становясь эмоционально зрелыми. Автономность позволяет человеку строить свою модель отношений с окружающим миром, после осознания собственных ценностей. Однако автономность может наступить только после второй стадии, поэтому переходный возраст играет важную связующую роль в жизненном взрослении.
В реальной жизни не все взрослые достигают третьей стадии, много тех, кто застревает либо на первом, либо на втором этапах. Если человек застрял на первой стадии, то велика вероятность, что из него вырастет маменькин сынок или дочка, которые будут психологически зависеть от родителей. Такие люди могут жить отдельно, иметь свои семьи, но решения принимать в состоянии только с родительской помощью. Как правило, у таких детей подростковый возраст проходит так же, как безоблачное детство, они не конфликтуют с родителями и не ставят под сомнение их авторитет.
Если человек застревает на второй стадии, то это чревато дальнейшей конфликтностью по жизни. Такие люди могут быть успешными, иметь семью, строить хорошую карьеру и казаться счастливыми при благоприятных обстоятельствах. Однако им свойственно недовольство родными, жалобы на них друзьям и знакомым. Есть те, кто всю жизнь пытается своими поступками что-то доказать другим и в первую очередь своим родителям, для них очень важно мнение окружающих. В стрессовых ситуациях таким людям сложно взять себя в руки и сохранить самообладание, они часто переходят на крики, становятся агрессивными и идут на поводу у сиюминутных эмоций.»
(цитата из статьи Ирины Стасенко на интернет- портале МЕЛ)
Итак, если женщина не сепарировалась от матери, не перешла в стадию автономию, то в период беременности и родов мы можем столкнуться с подводными камнями в виде патологических
состояний как телесных, так и психологических. После рождения ребенка это может выстрелить послеродовой депрессией. Так что мамину тему лечить нужно. Но, опять же, при условии готовности самой женщины и психолога.
Тема смерти.
Так или иначе, любая беременная с этой темой соприкасается, через волнения, переживания, страхи. В основе любого страха лежит страх смерти. Роды – это всегда про переход, смерть это тоже переход. Поэтому подспудно мы так тревожимся и даже боимся, когда предстоит какой-либо переход, изменения, трансформация.
Важно, чтобы к моменту беременности у женщины тема смерти была, что называется, «проработана» - на религиозном, философском, мировоззренческом плане. К сожалению, мы живем в культуре, отрицающей смерть. Мы стремимся говорить, думать, размышлять о чем угодно, только не о смерти. Но давно известно, что факт смерти нас убивает, а идея смерти делает нас людьми. То есть только у людей есть способность осознать свою конечность. И именно это осознание дает нам силу жить. Если я принял свою конечность, свою смертность, то у меня есть выбор – я могу выбирать сторону жизни. И этот выбор смогу транслировать своим детям. Я смогу им передать это жизнелюбие.
Что значит «проработана» тема смерти?
Это значит, что в паре есть место разговорам на эту тему.
Это значит, что у женщины есть ресурсы в смерть смотреть и не разрушаться. Как и смотреть в свою тень (Тень – это то, что мы вытесняем в подвалы своей психики – непринятые и непрожитые желания, импульсы, мысли и т.д.)
Это значит, что пара готова принять любой исход беременности и родов. Когда у меня есть готовность прожить ЛЮБОЙ опыт, мне в реальности его проживать уже не нужно.
Чего боятся беременные? (Если они в контакте со своими глубинными страхами):
Своей смерти.
Смерти ребенка.
Повреждений в родах – у себя и у ребенка.
И это большой подарок, если на группе подготовки к родам хотя бы одна беременная про эти страхи начинает говорить. Тогда и остальные , пусть с осторожностью, несмело, тоже начинают признаваться себе и другим в этом. И задача ведущей быть предельно тактичной и аккуратной, не форсировать, не гнать женщин в этот страх. Мол, смотри, смотри, чего ты на самом деле боишься!!! Вот здесь и возникает идея про то, что с этой темой надо работать очень осторожно, и в первую очередь это касается личности самого психолога.
Если психолог сам не проработал для себя базовые темы – смерть, власть, одиночество, любовь, секс, деньги, то на эти темы в работе он будет реагировать не из здоровой, устойчивой части, а из
травмы или боли. Как говорится, вибрировать будет. Поэтому, когда я говорю про «осторожные» темы, я имею в виду готовность самого психолога про это работать, а не про то, что беременные не способны на это. Если женщина вынашивает ребенка, то ее психика, душа уже готова с этими экзистенциальными (то есть жизнеобразующими) понятиями встречаться. И важно, чтобы психолог своими непроработанными тревогами не навредил клиенту.
Часто на семинарах, да и на группах подготовки к родам, я слышу такой вопрос- утверждение: «Беременная женщина должна настраиваться только на позитив, на положительный исход, думать только о хорошем. Так зачем нагружать , и без этого подвижную психику женщины такой «тяжелой» информацией? Обычно я отвечаю следующим образом:
Позитивное мышление – это очень хорошо. Но не всегда и не везде. Я за реалистичное мышление, когда я в контакте со всеми аспектами жизни.
Если возникают не очень приятные переживания, а я говорю себе: «Да забудь!», «Успокойся!», «Не думай об этом!», то такое позитивное мышление лишает меня жизненных сил. Наше бессознательное, наше глубинное Я, которое все знает, настойчиво предлагает прочувствовать, осознать, выдвинуть на первый план нашего сознания очень важные темы – осмысления жизни через нашу конечность, через идею смерти. Мы же через «позитивное мышление» отпихиваемся руками и ногами. Или еще хуже – боремся. И вот эта борьба и отнимает у нас жизненные силы. А для беременной женщины борьба вообще не полезна. Будь это хоть на физическом или на психическом плане. Так получается, что во внутренней борьбе не бывает победителей. Потому что мы всегда будем в проигрыше, кто бы ни победил – позитив или негатив. А все потому, что в этом случае страдает наша целостность, мы ее как будто утрачиваем. Цельные мы тогда, когда в нас приняты Свет и Тень, Отец и Мать, Мужское и Женское, Жизнь и Смерть. В беременном состоянии, в родах, в родительстве нам, как никогда, нужна Цельность. Из этой цельности, полноты мы можем ДАВАТЬ – жизнь, воспитание, ресурсы нашим детям.
Несколько лет назад после курса терапии с одной из моих клиенток я получила неожиданную обратную связь. Прошло уже какое-то время после наших встреч, и я спросила свою клиентку, что для нее было самым важным. Так вот она сказала, что было очень целительным для нее то, что можно запросто, без обиняков разговаривать со старшей матерью (это она так меня окрестила) о смерти. Как о чем-то обыденном и не страшном. И правда, мы много с ней говорили о смерти, я была спокойна. Потому что тот аспект смерти для меня был проработан, и мне не приходилось на это болезненно реагировать. А вот для клиентки именно это мое состояние оказалось ресурсным. К слову сказать, я не совершенна, слава Богу. И не все стороны этого вопроса еще проработала. Думаю, что окончательно разобраться с этой темой смогу только в момент своего физического перехода – когда реально умру. А пока – маленькими шажочками к осознанности, ребята!
Поэтому говорить с беременными про страхи, про смерть нужно. Но из правильного своего состояния. Про это мы поговорим в главе о личности перинатального психолога. Техники работы со страхами, и в частности со страхом смерти (своей или ребенка) предложены в главе «Работа со страхами».
Тема предыдущих перинатальных потерь.
Перенеся опыт потери ребенка, женщина в новую беременность идет с повышенной тревогой, и даже страхом потери уже этого ребенка. Желательно обсудить с женщиной, насколько она
отпустила того ребенка, насколько позволила себе отгоревать ту потерю, сколько времени прошло.
Если женщина категорически не хочет говорить про предыдущие потери, мы с уважением принимаем этот ее выбор и работаем на ресурс. Но предупредить ее все-таки стоит, что это ее выбор с данной темой не работать, и что возможны (!) некие последствия для психики женщины. А последствия всегда одного порядка – непрожитые, неотработанные эмоции откладываются в теле. А тело нам нужно здоровым – для беременности, родов и кормления.
Тема насилия в анамнезе (сексуальное насилие, абьюзы в детстве и др.)
Любое насилие оставляет в нашем теле след. Чаще всего этот след запечатлевается в виде напряжения, спазма, сжатия. Женщина для выживания может на какое-то время заморозить эти негативные переживания, отщепить их от себя, вытеснить, забыть. Но беременность и рождение ребенка автоматически актуализирует в нас наше детское состояние, наш период беззащитности и уязвимости. А меняющаяся телесность заставляет нас вновь соприкасаться с темой чистоты или загрязненности, силы или слабости нашего тела.
Зажатость в теле не способствует здоровой беременности и благополучным родам. Поэтому эти поднятые из глубин психики переживания могут повлиять на протекание беременности и родов. Надо очень аккуратно подходить к этой теме, совместно с клиентом решать, пойдете ли вы сейчас в эту глубину, или женщина отложит это исцеление до более ресурсного состояния. Я так и говорю клиентам: «Ты готова сейчас в это идти? Есть ли у тебя ресурсы справиться с эмоциями и чувствами, которые, возможно, появятся?». Если ответ положительный, то мы очень аккуратно идем в эту тему, на каждом этапе проверяя наличие ресурсов. Если женщина не готова, она имеет на это право, и мы эту тему не поднимаем.
Сфера приложения сил перинатального психолога достаточно большая. Она пересекается с областями работы семейных, детских, клинических психологов. Поэтому я себя чаще называю интегративным психологом. Широкий спектр приемов, методов, техник позволяет это делать: когнитивная психология, арт-терапия, телесная, семейная, системная терапия, гештальт-подход, психосоматика. Все идет в работу. Все обогащает и клиента и психолога.