Автор: Ольга Крутова
Российский лингвист Максим Кронгауз в книге «Семиотика или азбука общения» пишет о важности знаковой системы для человека. Во всех случаях, когда невозможно или не принято пользоваться родным языком, человек ищет ему замену – другие знаки, которые помогут передать информацию. Психологи часто сталкиваются с тем, что клиенты не могут облечь в слова то, что с ними произошло. Им невозможно рассказать о травмирующих событиях или вытесненных потребностях, они не видят выхода из тупика, не могут справиться с острым эмоциональным состоянием. В таких случаях хорошими помощниками являются проективные инструменты, и при этом необязательно метафорические ассоциативные карты или фотографии.
«Кубики историй» или Rory’s Story Cubes – шестигранные кубики с лаконичными рисунками (1 грань – 1 рисунок) – придумал в 2004 году ирландец Рори О'Коннор. С их помощью автор предложил взрослым развивать креативное мышление, а детям – внимание, мышление, воображение, память и даже культуру взаимодействия.
Первые (их еще называют классическими) наборы включали в себя по 9 кубиков. Некоторые отечественные авторы, утверждают, что данное количество обусловлено закономерностью, которую обнаружил и сформулировал американский психолог Джордж Миллер: «Кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 плюс-минус 2 предмета/элемента/знака. Это предел человеческой способности перерабатывать информацию».
В России «Кубики историй» сначала использовались для работы с детьми в играх, для сторилетеллинга (сочинения историй). Но потом на них обратили внимание психологи. Кубики с картинками, которые можно выбирать самому или случайным образом, обладают всеми свойствами метафорических ассоциативных карт. Но у Rory’s Story Cubes есть ещё одно преимущество – они уже сами по себе являются объемным символом материального, независимого, устойчивого предметного мира, с которым можно взаимодействовать, в котором можно что-то менять.
«Кубики историй» в работе с универсальными запросами.
«Кубики историй», как и метафорические ассоциативные карты, подчиняются законам работы с визуальной метафорой. Считается, что именно визуальная метафора помогает человеку обозначить, в прямом смысле увидеть внутренние процессы, которые беспокоят, наметить пути их завершения. «Кубики историй» являются проективным инструментом, могут использоваться как стимульный материал для развития внимания, мышления и речи у детей от 3 лет. В основе работы с Rory’s Story Cubes лежит механизм проекции (механизм психологической защиты, который позволяет клиенту приписывать людям или неживым объектам качества и явления своего внутреннего мира). В работе с кубиками, как и с МАК, рекомендуется придерживаться правил конфиденциальности, следовать принципу диалогичности, проявлять уважение к клиенту. И помнить главное: клиент – единственный, кто имеет право на интерпретацию образов.
«Кубики историй» подходит для работы со всеми существующими клиентскими запросами. «Кубики историй» можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе со взрослыми и детьми от 3 лет. Они отлично сочетаются в работе с любым видом МАК. Психолог может использовать Rory’s Story Cubes для решения следующих задач: знакомство и развитие сплоченности в групповой работе; проработка актуальной ситуации (внесение ясности в происходящее или поиск решения проблемы); работа с чувствами и переживаниями; коррекция и развитие партнерских, детско-родительских отношений; изменение сценарных установок и поведения, работа с ценностями, смыслами с внешними и внутренними конфликтами; поиск ресурсного состояниям и т.д.
Наборы для работы с универсальными запросами:
Упражнение-разминка №1. «Моё настроение» (автор Оксана Буторина, для организации работы в группе)
Цель: знакомство участников группы, создание психологически безопасной атмосферы, формирование положительной мотивации для работы.
Шаг 1. Разложите на столе карты любой колоды МАК рубашкой вверх. Предложите участникам группы в закрытую (рубашкой вверх) тянуть карту как ответ на вопрос: «Моё настроение – какое оно?». Пусть каждый участник по очереди расскажет, соответствует ли карта настроению, которое есть сейчас. Если да, то предложите рассказать, почему. Если нет, то пусть опишут какое оно, настроение, на самом деле?
Шаг 2. Пусть каждый участник группы по очереди задаст вопрос «Чего мне не хватает, чтобы чувствовать себя лучше?», бросает кубик и, глядя на картинку, говорит фразу, которая приходит в голову.
Шаг 3. Обсудите в группе, есть ли схожие желания. Предложите каждому из участников позаботиться о себе и улучшить своё состояние прямо сейчас.
Упражнение №2. «5 шагов к мечте» (для индивидуальной работы со взрослым)
Цель: работа с актуальным состоянием, поиск выхода из трудной или тупиковой ситуации.
Шаг 1. Предложите клиенту в открытую (картинкой вверх) достать из колоды метафорических карт две карты как ответ на два вопроса:
Обсудите выбранные карты.
Шаг 2. Попросите клиента бросить три кубика, задавая вслух вопрос: «Какие три препятствия мешают мне на пути к желаемой цели?». Пусть он рассмотрит картинки:
Шаг 3. Предложите клиенту бросить пять кубиков, задавая вслух вопрос: «5 простых шагов, которые мне нужно сделать, чтобы достичь желаемого?». Пусть он расположит кубики в нужном ему порядке. Обсудите каждый из шагов, запишите их в качестве плана на бумаге.
«Кубики историй» в работе со страхами
Страхи сопровождают человека на жизненном пути. Это одна из первых базовых эмоций, которую испытывает новорожденный. В своей работе «Основные формы страха. Исследования в области глубинной психологии» немецкий психоаналитик Фриц Риман пишет: "Страх – неизбежный спутник нашей жизни… Он существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей. Единственное, что изменяется, – объекты страха, ибо как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой его вид." Фриц Риман пишет, что на заре человечества люди боялись грома, молний, затмений, а сегодня относятся к ним просто как к интересным природным явлениями. Но при этом испытывают страх перед угрозой заболеть неизлечимой болезнью, например, или остаться в одиночестве и т.д. С каждым годом список опасностей только увеличивается.
Психотерапия подобных переживаний начинается с простых действий – проговаривания своих опасений и поиска ресурсов, на которые можно опираться в такой ситуации. С помощью «Кубиков историй» можно не только отреагировать, но и смоделировать возможные стратегии поведения. Детские страхи нередко являются последствием конфликтов в семье. Именно поэтому работу со страхами ребёнка необходимо проводить одновременно с психологической коррекцией ситуации в семье.
Наборы для работы со страхами:
Упражнение №3. «Я боюсь…»
Цель: знакомство участников группы, создание психологически безопасной атмосферы, формирование положительной мотивации для работы. Данное упражнение можно использовать в групповой работе с подростками.
Шаг 1. Предложите каждому участнику группы по очереди задать вопрос: «Чего я боюсь в этой группе прямо сейчас?» и бросить кубик. Пусть он рассмотрит картинку-знак и опишет свои страхи одним предложением. Например: «Я боюсь осуждения», «Я боюсь показаться глупым», «Я боюсь, что меня ранят». Обсудите в группе озвученные страхи и опасения.
Шаг 2. Предложите каждому участнику группы взять по кубику и, бросая его, задать себе вопрос: «Как я могу позаботиться о себе прямо сейчас?». Обсудите полученные высказывания:
Предложите реализовать задуманное в течение 10 минут.
Шаг 4. Пусть клиент спросит себя: «Какой мой самый главный ресурс прямо сейчас?» и снова бросит кубик. Вопросы в помощь:
Упражнение №4. «Семейная социограмма» (экспресс-диагностика)
Цель: диагностика, выявление положения человека в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье – прямо или опосредованный, психологическое просвещение.
Это упражнение основано на методике Э. Эйдемиллера «Семейная социограмма», которая позволяет «здесь и теперь» изучить взаимоотношения в семье. Для его проведения потребуется бланк с нарисованным кругом. В данном случае круг символизирует жизненное пространство семьи.
Шаг 1. Предложите клиенту выбрать из «Кубиков историй» (подойдут наборы «Герои», «Муми-тролль», «Бэтмен», «Приведения», «Буйства», «Первобытный мир») себя и членов своей семьи, расположить в кругу и подписать. Если в психодиагностическом мероприятии участвуют сразу несколько членов семьи, то попросите их не советоваться друг с другом. Если необходимо, рассадите их.
Шаг 2. Попросите клиента сфотографировать и рассказать о том, что получилось. Изучите внимательно образы, которые выбрал человек для обозначения родных и близких. Попросите его объяснить:
Для себя психолог может оценить полученную социограмму критериям, описанным в методике Э. Эйдемиллера: количество членов семьи, попавших в круг; кто попал в круг (люди, животные); расположение персонажей: на одной линии или иерархично, есть ли между ними дистанция и т.д. Данная информация позволит повысить эффективность диалога с клиентом.
Шаг 3. Расскажите клиенту о нормативных отношениях в семейной системе, и спросите:
Предложите реализовать эти изменения в пространстве круга: откорректировать расположение членов семьи, может быть поменять образ себя – взять другой кубик. Обсудите полученные результаты. Запишите конкретный план действий на бумаге. Для данного упражнения вместо кругов также можно использовать ландшафтные картинки из набора «Внутреннее созерцание».
«Кубики историй» как стимульный материал для развития
Rory’s Story Cubes создавались как стимульный материал для развития воображения, памяти, мышления, речи у детей и взрослых. Ученые установили, что черно-белые рисунки воспринимаются больше левым полушарием головного мозга, которое также отвечает за оперирование глаголами. Именно поэтому «Кубики историй» могут пригодиться в реабилитационной работе с людьми после инсульта. Они также активно используются преподавателями иностранных языков (позволяют в игровой форме учить иностранные слова и выражения, закреплять пройденный материал), на уроках ОБЖ (помогают в игровой форме моделировать нестандартные жизненные ситуации и поиски вариантов их решений).
Наборы для работы:
Упражнение № 5. «Природа вещей и явлений» (подходит для индивидуальной и групповой работы со взрослыми и детьми от 4 лет)
Цель: развитие памяти, логического мышления, речи расширение словарного запаса. Подходит для изучения иностранных слов, закрепление пройденного материала.
Шаг 1. Предложите человеку, не глядя, достать из мешочка кубик и бросить на стол. Если то, что изображено на картинке, ему знакомо, предложите составить рассказ. Вопросы в помощь:
Если изображение не знакомо, вы рассказываете о нём и просите клиента повторить.
Упражнение № 6. «Природа вещей и явлений»
Цель: развитие оперативной памяти
Шаг 1. Клиент выбирает 7-9 кубиков. Предложите ему рассказать о каждом их них, выложить в необходимом порядке.
Шаг 2. Предложите клиенту закрыть глаза и уберите один кубик/перемешайте кубики/замените 1-2 кубика на свои.
Шаг 3. Попросите человека открыть глаза, внимательно рассмотреть композицию, рассказать:
Шаг 4. Попросите клиента внести изменения в композицию, сделать так как было.
Упражнение №7 «Кубики действия»
Цель: развитие речи, мышления, логики.
Шаг 1. Предложите клиенту в слепую доставать по очереди из мешочка кубики (набор «Действия», «Путешествия», «Первая помощь»), бросать их на стол, называть объект и действия, которые он может выполнять. Чем больше глаголов за раз он сможет назвать, тем лучше.
Российский лингвист Максим Кронгауз в книге «Семиотика или азбука общения» пишет о важности знаковой системы для человека. Во всех случаях, когда невозможно или не принято пользоваться родным языком, человек ищет ему замену – другие знаки, которые помогут передать информацию. Психологи часто сталкиваются с тем, что клиенты не могут облечь в слова то, что с ними произошло. Им невозможно рассказать о травмирующих событиях или вытесненных потребностях, они не видят выхода из тупика, не могут справиться с острым эмоциональным состоянием. В таких случаях хорошими помощниками являются проективные инструменты, и при этом необязательно метафорические ассоциативные карты или фотографии.
«Кубики историй» или Rory’s Story Cubes – шестигранные кубики с лаконичными рисунками (1 грань – 1 рисунок) – придумал в 2004 году ирландец Рори О'Коннор. С их помощью автор предложил взрослым развивать креативное мышление, а детям – внимание, мышление, воображение, память и даже культуру взаимодействия.
Первые (их еще называют классическими) наборы включали в себя по 9 кубиков. Некоторые отечественные авторы, утверждают, что данное количество обусловлено закономерностью, которую обнаружил и сформулировал американский психолог Джордж Миллер: «Кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 плюс-минус 2 предмета/элемента/знака. Это предел человеческой способности перерабатывать информацию».
В России «Кубики историй» сначала использовались для работы с детьми в играх, для сторилетеллинга (сочинения историй). Но потом на них обратили внимание психологи. Кубики с картинками, которые можно выбирать самому или случайным образом, обладают всеми свойствами метафорических ассоциативных карт. Но у Rory’s Story Cubes есть ещё одно преимущество – они уже сами по себе являются объемным символом материального, независимого, устойчивого предметного мира, с которым можно взаимодействовать, в котором можно что-то менять.
«Кубики историй» в работе с универсальными запросами.
«Кубики историй», как и метафорические ассоциативные карты, подчиняются законам работы с визуальной метафорой. Считается, что именно визуальная метафора помогает человеку обозначить, в прямом смысле увидеть внутренние процессы, которые беспокоят, наметить пути их завершения. «Кубики историй» являются проективным инструментом, могут использоваться как стимульный материал для развития внимания, мышления и речи у детей от 3 лет. В основе работы с Rory’s Story Cubes лежит механизм проекции (механизм психологической защиты, который позволяет клиенту приписывать людям или неживым объектам качества и явления своего внутреннего мира). В работе с кубиками, как и с МАК, рекомендуется придерживаться правил конфиденциальности, следовать принципу диалогичности, проявлять уважение к клиенту. И помнить главное: клиент – единственный, кто имеет право на интерпретацию образов.
«Кубики историй» подходит для работы со всеми существующими клиентскими запросами. «Кубики историй» можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе со взрослыми и детьми от 3 лет. Они отлично сочетаются в работе с любым видом МАК. Психолог может использовать Rory’s Story Cubes для решения следующих задач: знакомство и развитие сплоченности в групповой работе; проработка актуальной ситуации (внесение ясности в происходящее или поиск решения проблемы); работа с чувствами и переживаниями; коррекция и развитие партнерских, детско-родительских отношений; изменение сценарных установок и поведения, работа с ценностями, смыслами с внешними и внутренними конфликтами; поиск ресурсного состояниям и т.д.
Наборы для работы с универсальными запросами:
- Original
- Фантазии
- Путешествия
- Действия
- Генератор историй «Imagidice»
- Приведения
- Первая помощь
- Первобытный мир
- Астрономия
Упражнение-разминка №1. «Моё настроение» (автор Оксана Буторина, для организации работы в группе)
Цель: знакомство участников группы, создание психологически безопасной атмосферы, формирование положительной мотивации для работы.
Шаг 1. Разложите на столе карты любой колоды МАК рубашкой вверх. Предложите участникам группы в закрытую (рубашкой вверх) тянуть карту как ответ на вопрос: «Моё настроение – какое оно?». Пусть каждый участник по очереди расскажет, соответствует ли карта настроению, которое есть сейчас. Если да, то предложите рассказать, почему. Если нет, то пусть опишут какое оно, настроение, на самом деле?
Шаг 2. Пусть каждый участник группы по очереди задаст вопрос «Чего мне не хватает, чтобы чувствовать себя лучше?», бросает кубик и, глядя на картинку, говорит фразу, которая приходит в голову.
Шаг 3. Обсудите в группе, есть ли схожие желания. Предложите каждому из участников позаботиться о себе и улучшить своё состояние прямо сейчас.
Упражнение №2. «5 шагов к мечте» (для индивидуальной работы со взрослым)
Цель: работа с актуальным состоянием, поиск выхода из трудной или тупиковой ситуации.
Шаг 1. Предложите клиенту в открытую (картинкой вверх) достать из колоды метафорических карт две карты как ответ на два вопроса:
- Моё состояние сейчас – какое оно?
- К какому состоянию я хочу прийти?
Обсудите выбранные карты.
Шаг 2. Попросите клиента бросить три кубика, задавая вслух вопрос: «Какие три препятствия мешают мне на пути к желаемой цели?». Пусть он рассмотрит картинки:
- Что это за препятствия?
- Преодолимые ли они?
- Если да, что мне нужно для этого сделать?
- Если нет, то каких ресурсов мне не хватает?
Шаг 3. Предложите клиенту бросить пять кубиков, задавая вслух вопрос: «5 простых шагов, которые мне нужно сделать, чтобы достичь желаемого?». Пусть он расположит кубики в нужном ему порядке. Обсудите каждый из шагов, запишите их в качестве плана на бумаге.
«Кубики историй» в работе со страхами
Страхи сопровождают человека на жизненном пути. Это одна из первых базовых эмоций, которую испытывает новорожденный. В своей работе «Основные формы страха. Исследования в области глубинной психологии» немецкий психоаналитик Фриц Риман пишет: "Страх – неизбежный спутник нашей жизни… Он существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей. Единственное, что изменяется, – объекты страха, ибо как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой его вид." Фриц Риман пишет, что на заре человечества люди боялись грома, молний, затмений, а сегодня относятся к ним просто как к интересным природным явлениями. Но при этом испытывают страх перед угрозой заболеть неизлечимой болезнью, например, или остаться в одиночестве и т.д. С каждым годом список опасностей только увеличивается.
Психотерапия подобных переживаний начинается с простых действий – проговаривания своих опасений и поиска ресурсов, на которые можно опираться в такой ситуации. С помощью «Кубиков историй» можно не только отреагировать, но и смоделировать возможные стратегии поведения. Детские страхи нередко являются последствием конфликтов в семье. Именно поэтому работу со страхами ребёнка необходимо проводить одновременно с психологической коррекцией ситуации в семье.
Наборы для работы со страхами:
- Буйства
- Приведения
- Первая помощь
- Первобытный мир
- Астрономия
Упражнение №3. «Я боюсь…»
Цель: знакомство участников группы, создание психологически безопасной атмосферы, формирование положительной мотивации для работы. Данное упражнение можно использовать в групповой работе с подростками.
Шаг 1. Предложите каждому участнику группы по очереди задать вопрос: «Чего я боюсь в этой группе прямо сейчас?» и бросить кубик. Пусть он рассмотрит картинку-знак и опишет свои страхи одним предложением. Например: «Я боюсь осуждения», «Я боюсь показаться глупым», «Я боюсь, что меня ранят». Обсудите в группе озвученные страхи и опасения.
Шаг 2. Предложите каждому участнику группы взять по кубику и, бросая его, задать себе вопрос: «Как я могу позаботиться о себе прямо сейчас?». Обсудите полученные высказывания:
- Насколько они выполнимы прямо сейчас?
- Какие из них можно сделать прямо сейчас?
Предложите реализовать задуманное в течение 10 минут.
Шаг 4. Пусть клиент спросит себя: «Какой мой самый главный ресурс прямо сейчас?» и снова бросит кубик. Вопросы в помощь:
- Что это за ресурс?
- Подходит ли он? Если нет, то чего бы хотелось на самом деле?
- Есть ли на гранях этого и других кубиков картинка, которая могла бы символизировать нужный ресурс? Найдите её, обсудите.
Упражнение №4. «Семейная социограмма» (экспресс-диагностика)
Цель: диагностика, выявление положения человека в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье – прямо или опосредованный, психологическое просвещение.
Это упражнение основано на методике Э. Эйдемиллера «Семейная социограмма», которая позволяет «здесь и теперь» изучить взаимоотношения в семье. Для его проведения потребуется бланк с нарисованным кругом. В данном случае круг символизирует жизненное пространство семьи.
Шаг 1. Предложите клиенту выбрать из «Кубиков историй» (подойдут наборы «Герои», «Муми-тролль», «Бэтмен», «Приведения», «Буйства», «Первобытный мир») себя и членов своей семьи, расположить в кругу и подписать. Если в психодиагностическом мероприятии участвуют сразу несколько членов семьи, то попросите их не советоваться друг с другом. Если необходимо, рассадите их.
Шаг 2. Попросите клиента сфотографировать и рассказать о том, что получилось. Изучите внимательно образы, которые выбрал человек для обозначения родных и близких. Попросите его объяснить:
- Чем был обусловлен данный выбор образов?
- Каковы их взаимоотношения?
- Каковы ценности в семье?
- Нравится или не нравится такое положение в семье?
- Можно ли что-то изменить? Если да, то от кого это зависит?
Для себя психолог может оценить полученную социограмму критериям, описанным в методике Э. Эйдемиллера: количество членов семьи, попавших в круг; кто попал в круг (люди, животные); расположение персонажей: на одной линии или иерархично, есть ли между ними дистанция и т.д. Данная информация позволит повысить эффективность диалога с клиентом.
Шаг 3. Расскажите клиенту о нормативных отношениях в семейной системе, и спросите:
- Что бы он хотел изменить в семейной ситуации?
- Какие ресурсы ему помогут сделать это? (для поиска ответа на этот вопрос можно использовать любую ресурсную колоду МАК).
Предложите реализовать эти изменения в пространстве круга: откорректировать расположение членов семьи, может быть поменять образ себя – взять другой кубик. Обсудите полученные результаты. Запишите конкретный план действий на бумаге. Для данного упражнения вместо кругов также можно использовать ландшафтные картинки из набора «Внутреннее созерцание».
«Кубики историй» как стимульный материал для развития
Rory’s Story Cubes создавались как стимульный материал для развития воображения, памяти, мышления, речи у детей и взрослых. Ученые установили, что черно-белые рисунки воспринимаются больше левым полушарием головного мозга, которое также отвечает за оперирование глаголами. Именно поэтому «Кубики историй» могут пригодиться в реабилитационной работе с людьми после инсульта. Они также активно используются преподавателями иностранных языков (позволяют в игровой форме учить иностранные слова и выражения, закреплять пройденный материал), на уроках ОБЖ (помогают в игровой форме моделировать нестандартные жизненные ситуации и поиски вариантов их решений).
Наборы для работы:
- Действия
- Первая помощь
- Original
- Фантазии
- Герои
- Астрономия
- Первобытный мир
- Путешествия
- Муми-тролль
- Генератор историй «Imagidice»
- Мистика
- Бэтмен
Упражнение № 5. «Природа вещей и явлений» (подходит для индивидуальной и групповой работы со взрослыми и детьми от 4 лет)
Цель: развитие памяти, логического мышления, речи расширение словарного запаса. Подходит для изучения иностранных слов, закрепление пройденного материала.
Шаг 1. Предложите человеку, не глядя, достать из мешочка кубик и бросить на стол. Если то, что изображено на картинке, ему знакомо, предложите составить рассказ. Вопросы в помощь:
- Кто или что изображены на картинке?
- Как это называется?
- Какими свойствами обладает?
- Для чего это необходимо?
- Что может, а чего не может объект? И т.д.
Если изображение не знакомо, вы рассказываете о нём и просите клиента повторить.
Упражнение № 6. «Природа вещей и явлений»
Цель: развитие оперативной памяти
Шаг 1. Клиент выбирает 7-9 кубиков. Предложите ему рассказать о каждом их них, выложить в необходимом порядке.
Шаг 2. Предложите клиенту закрыть глаза и уберите один кубик/перемешайте кубики/замените 1-2 кубика на свои.
Шаг 3. Попросите человека открыть глаза, внимательно рассмотреть композицию, рассказать:
- Изменилось ли что-нибудь?
- Что именно изменилось?
Шаг 4. Попросите клиента внести изменения в композицию, сделать так как было.
Упражнение №7 «Кубики действия»
Цель: развитие речи, мышления, логики.
Шаг 1. Предложите клиенту в слепую доставать по очереди из мешочка кубики (набор «Действия», «Путешествия», «Первая помощь»), бросать их на стол, называть объект и действия, которые он может выполнять. Чем больше глаголов за раз он сможет назвать, тем лучше.