Автор: Александра Теплякова
Современное родительское сообщество очень ответственно относится к развитию подрастающего поколения. В копилке мам и пап огромное количество пособий, настольных игр и книг по воспитанию самого ценного и дорогого в жизни. Кто-то отчаянно уходит в литературу и пробует на детях всевозможные методики воспитания, кто-то водит малышей в развивающие центры и добропорядочно выполняет с ними все домашние задания. Но многие, я верю, помнят, что развитие ребенка, особенно дошкольника, лучше всего происходит в игре, ведь игровая деятельность – ведущая, внимание – непроизвольное, желания – спонтанные. Да и самое ценное, что может дать ребенку родитель – это просто поиграть вместе: будь то совместное пребывание в шалаше под столом или сложная настольная игра с правилами, нарисованными динозаврами и кубиками. Я до сих пор помню, как мой дедушка учил меня играть в карты, тайком от бабушки. Была даже придумана целая система знаков и перемигиваний за ее широкой спиной с мощным половником в правой руке. Бабушка считала, что 4-летней девочке игра «в дурачка» совершенно не подходит, а на деле, внучка выросла с прекрасным логическим и абстрактным мышлением и с первого класса не имела решительно никаких сложностей с математикой. В наше время карточное дело разрослось до небывалых масштабов, благодаря жаждущим новых инструментов психологам и Моритцу Эгетмейеру в частности. Карты перестали быть просто набором мастей и достоинств, а стали целыми картинными галереями, сказочными историями и мирами, помещающимися в маленькие коробочки. Теперь колода карт может выглядеть как набор портретов-образов, картинок из вымышленного мира или фотоизображений, подобранных под определенную тематику. И благодаря такому их преображению, перед нами открывается огромное количество возможностей по их использованию: целый ворох игр и развивающих упражнений, во что только горазда наша фантазия.
Так что же можно делать нам, родителям, со всем этим изобилием? Ну, например, развивать сенсорное восприятие ребенка, фантазию и творческий интеллект. Поиграть с цветами и красками! Малыши могут изучать цвета, в чем хорошим подспорьем может быть колода «Котейка». Наряжать забавных котят в разноцветные костюмы, проговаривая цвет или выбирая цвет, который называет взрослый – прекрасная, легкая и веселая игра. А если еще и придумать историю про котенка и по ходу истории переодевать его в разные костюмчики, то тут и развитие речи, и развитие эмоционального интеллекта (у котенка вполне может меняться настроение в течение дня, а уж эмоции в этой колоде продемонстрированы очень красочно и ярко). Для развития воображения вообще может подойти любая абстрактная колода (например, ECCO): дайте ребенку лист А3, положите в центр любую картинку из колоды, и пусть он дорисовывает вокруг нее все, что захочет. В ход могут пойти карандаши, цветные мелки, пальчиковые краски или гуашь, фломастеры. Главное — дать ему возможность, а уж фантазия у детей безгранична. Здесь, конечно, уже можно не «включать» педагога и не вмешиваться в процесс: чем свободнее в своем самовыражении ребенок, тем лучше у него развивается творческое мышление, тем более креативным и независимым он растет. И нам совершенно не обязательно анализировать, какие цвета он выбирает: это в любом случае будет и творчество, и своеобразная арт-терапия.
Одной из важнейших составляющих нашего развития является эмоциональный интеллект. Это тот показатель, который важно и нужно развивать в любом возрасте, так что игры, на него направленные, будут полезны не только детям, но и родителям. Малыши гораздо лучше воспринимают и «считывают» наше невербальное поведение, порой даже лучше взрослых чувствуют эмоции другого человека, но еще не всегда знают их названия, не способны проанализировать какие-то события, за эмоциями стоящие. В пространстве метафорических ассоциативных карт достаточно много портретных колод, на которых изображены люди, животные или волшебные существа в разном настроении. Одна из таких колод – «Эмоциональные портреты». С ней или любой другой подобной колодой можно придумать всевозможные игры, включающие в себя анализ эмоций и чувств другого. Можно вытягивать картинки по одной и пытаться придумать, что случилось с этим мальчиком или девочкой, что он/она сейчас чувствует? Какая эмоция изображена на картинке? Придумывая со своим ребенком историю о том, что могло случиться с выбранным персонажем, мы учимся внимательному отношению к другим людям, эмпатии и умению вставать на место другого, лучше понимать его. Можно добавить карточки из любой сказочной колоды и выбрать для вашего героя подарок, а потом объяснить, почему именно такой, для чего он ему пригодится. Для малышей мама может сочинить сказку про того же котенка, а по ходу истории просить из 2-3 изображений выбрать грустного\веселого\напуганного котика. С ребятами постарше можно усложнить задание: по очереди вытягивать «в закрытую» карточки и пытаться изобразить пантомимой вытянутую эмоцию, тем самым еще и давая возможность эту эмоцию прожить и проанализировать на телесном уровне.
С помощью таких игр мы можем не только развивать нашего ребенка, но и помочь ему в трудную минуту. Когда малыш только идет в первый класс, сменил школу или группу детского сада, когда он не только адаптируется и включается в учебный процесс, но и формирует новые социальные связи, нам тоже на помощь приходят картинки с портретами и эмоциями. Можно разложить на столе карты и поиграть в игру «На кого из класса похож этот ребенок?» или «В каком настроении ты пришел из школы?». Даже просто придумывая сказку с ребенком, как информативна она может стать для нас: какие темы поднимает ребенок в своих историях чаще всего, что радует его героев в большинстве случаев, чего они боятся, с кем общаются и есть ли у них друзья?
Метафорические карты позволяют нам так же в игре развивать речь и логическое мышление малыша с самого раннего возраста. Начать можно с простой игры с изображениями предметов\цветов\персонажей: раскладывать перед ребенком несколько карточек и просить показать ту или иную картинку, тем самым формируя словарный запас. Или, наоборот, попросить назвать предмет, если навык владения речью уже позволяет. В более сложной модификации это может быть уже придуманная сказка из нескольких предложений, сопровождаемая выбором нужных иллюстраций. Так, колода «Домик №6», например, снабжена книжечкой с несколькими сказочными историями. Взрослый может читать сказку, а ребенок подбирать необходимую карточку. В процессе поиска и выстраивания последовательности изображений, он будет развивать не только речь, но и логику. С ребятами постарше можно взять любую сказочную колоду и создавать свои необычные легенды. Вытягивать по одной карте рубашкой вверх, выкладывать по порядку и рассказывать свой вариант развития событий: только договориться о количестве предложений или времени рассказа (1-2 минуты). Играть в такую игру, пока не закончится вся колода. Карты могут совершенно сбить с толку неожиданным поворотом, но это и к лучшему – отличная возможность потренировать свою способность к фантазированию, толчок для нашего воображения. Такая игра может стать прекрасным времяпрепровождением для всей семьи: веселым, интересным и каждый раз неожиданным и увлекательным. А по итогам сочиненной истории можно вообще поставить свой домашний спектакль!
Для сочинения историй подойдут не только мифические, сказочные карты. Есть очень трогательная и добрая колода про жизнь африканского племени, Morena. Дети любого возраста могут погрузиться в мир, далекий от технологий и быстрого темпа жизни: размеренный, спокойный, бок о бок с дикими зверями и теплым песком. Вам и самим захочется отдохнуть и расслабиться с ее милыми персонажами. А дополнительные карточки с различными следами, это целая кладезь для всевозможных загадок и выдумок.
Как видите, метафорические ассоциативные карты — это целый сундук со сказками, и область применения у них очень и очень обширная! Но очень хочется напоследок рассказать о том, чего не пишут в инструкциях, наверное, ни к одной настольной игре. Метафорические карты – бережный и безопасный инструмент, который позволит вам с ребенком пуститься в любое удивительное приключение, на которое только способна ваша фантазия. И в этом путешествии очень важно быть таким же бережным и внимательным сопровождающим. Что я имею в виду? Есть два правила любой игры с ребенком, которые кажутся мне очень важными и значимыми, потому что помогают каждому играющему не только получить максимум удовольствия от процесса, захотеть вернуться к игре снова и снова, но и полноценно раскрыться, развивая все необходимые навыки.
Правило №1 – не торопить и не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам. Даже самый медленный и, казалось бы, безнадежный случай, когда ребенок уже 15 минут вглядывается в даль и пытается придумать нужное слово, будет гораздо значимее, чем годы каждодневных тренировок, в которых предложение за детей договаривает мама. Пусть он будет долго и трепетно перебирать картинки, а вы за это время успеете мысленно составить список покупок или напишете собственную книгу о силе воли и самоконтроле. Как он будет счастлив и горд собой, когда сам дойдет до нужного ответа! И как надолго отложится это событие в его голове. А оно обязательно отложится: во-первых, смог сам, а это плюс самооценке; во-вторых, личный опыт и собственные умозаключения — это бесценно. Можно, спустя какое-то время, мягко и тихонечко намекнуть, что вы рядом и всегда готовы помочь, ну и, конечно, ориентироваться на возрастные особенности. Ведь связного рассказа о жизни волшебника по 5 картинкам от ребенка 1,5 лет можно и к вечеру не дождаться.
Правило №2 – постарайтесь не оценивать мысли и чувства своего ребенка, помнить, что это игра. Особенно, если это касается хрупкого мира чувств и эмоций. Даже если ваша маленькая дочка с огромными голубыми глазами и бантами на макушке вдруг начинает сочинять страшную историю про злобного дракона, который хочет сжечь всю деревню, возможно, она сейчас пытается прожить какие-то свои переживания в этой игре. Негативные эмоции, это тоже эмоции. Очень часто в наше время дети, сталкиваясь со страхом или агрессией, не знают, что делать с этими чувствами. Да и взрослые не всегда знают, что делать, и, в основном, прячут их глубоко-глубоко. В этом случае, наша фантазия — это хороший инструмент для того, чтобы прожить свой страх, обиду, боль, грусть, злость здесь и сейчас, безопасно и безвредно для себя и окружающих. А мы помним, что это просто игра! И если в ней ребенок готов поделиться с вами своим сокровенным переживанием – это дорогого стоит. Мы можем его поддержать и придумать вместе добрый и логичный конец нашей сказки.
А вообще, иногда сигара — это просто сигара, как говорится в небезызвестном анекдоте. Самые лучшие друзья любой игры – это непосредственность, открытость и фантазия. И пусть в ней все получат огромное удовольствие! А развитие, оно неизменно следует по пятам, ведь для маленьких детей каждый новый день — это сплошные открытия!
Современное родительское сообщество очень ответственно относится к развитию подрастающего поколения. В копилке мам и пап огромное количество пособий, настольных игр и книг по воспитанию самого ценного и дорогого в жизни. Кто-то отчаянно уходит в литературу и пробует на детях всевозможные методики воспитания, кто-то водит малышей в развивающие центры и добропорядочно выполняет с ними все домашние задания. Но многие, я верю, помнят, что развитие ребенка, особенно дошкольника, лучше всего происходит в игре, ведь игровая деятельность – ведущая, внимание – непроизвольное, желания – спонтанные. Да и самое ценное, что может дать ребенку родитель – это просто поиграть вместе: будь то совместное пребывание в шалаше под столом или сложная настольная игра с правилами, нарисованными динозаврами и кубиками. Я до сих пор помню, как мой дедушка учил меня играть в карты, тайком от бабушки. Была даже придумана целая система знаков и перемигиваний за ее широкой спиной с мощным половником в правой руке. Бабушка считала, что 4-летней девочке игра «в дурачка» совершенно не подходит, а на деле, внучка выросла с прекрасным логическим и абстрактным мышлением и с первого класса не имела решительно никаких сложностей с математикой. В наше время карточное дело разрослось до небывалых масштабов, благодаря жаждущим новых инструментов психологам и Моритцу Эгетмейеру в частности. Карты перестали быть просто набором мастей и достоинств, а стали целыми картинными галереями, сказочными историями и мирами, помещающимися в маленькие коробочки. Теперь колода карт может выглядеть как набор портретов-образов, картинок из вымышленного мира или фотоизображений, подобранных под определенную тематику. И благодаря такому их преображению, перед нами открывается огромное количество возможностей по их использованию: целый ворох игр и развивающих упражнений, во что только горазда наша фантазия.
Так что же можно делать нам, родителям, со всем этим изобилием? Ну, например, развивать сенсорное восприятие ребенка, фантазию и творческий интеллект. Поиграть с цветами и красками! Малыши могут изучать цвета, в чем хорошим подспорьем может быть колода «Котейка». Наряжать забавных котят в разноцветные костюмы, проговаривая цвет или выбирая цвет, который называет взрослый – прекрасная, легкая и веселая игра. А если еще и придумать историю про котенка и по ходу истории переодевать его в разные костюмчики, то тут и развитие речи, и развитие эмоционального интеллекта (у котенка вполне может меняться настроение в течение дня, а уж эмоции в этой колоде продемонстрированы очень красочно и ярко). Для развития воображения вообще может подойти любая абстрактная колода (например, ECCO): дайте ребенку лист А3, положите в центр любую картинку из колоды, и пусть он дорисовывает вокруг нее все, что захочет. В ход могут пойти карандаши, цветные мелки, пальчиковые краски или гуашь, фломастеры. Главное — дать ему возможность, а уж фантазия у детей безгранична. Здесь, конечно, уже можно не «включать» педагога и не вмешиваться в процесс: чем свободнее в своем самовыражении ребенок, тем лучше у него развивается творческое мышление, тем более креативным и независимым он растет. И нам совершенно не обязательно анализировать, какие цвета он выбирает: это в любом случае будет и творчество, и своеобразная арт-терапия.
Одной из важнейших составляющих нашего развития является эмоциональный интеллект. Это тот показатель, который важно и нужно развивать в любом возрасте, так что игры, на него направленные, будут полезны не только детям, но и родителям. Малыши гораздо лучше воспринимают и «считывают» наше невербальное поведение, порой даже лучше взрослых чувствуют эмоции другого человека, но еще не всегда знают их названия, не способны проанализировать какие-то события, за эмоциями стоящие. В пространстве метафорических ассоциативных карт достаточно много портретных колод, на которых изображены люди, животные или волшебные существа в разном настроении. Одна из таких колод – «Эмоциональные портреты». С ней или любой другой подобной колодой можно придумать всевозможные игры, включающие в себя анализ эмоций и чувств другого. Можно вытягивать картинки по одной и пытаться придумать, что случилось с этим мальчиком или девочкой, что он/она сейчас чувствует? Какая эмоция изображена на картинке? Придумывая со своим ребенком историю о том, что могло случиться с выбранным персонажем, мы учимся внимательному отношению к другим людям, эмпатии и умению вставать на место другого, лучше понимать его. Можно добавить карточки из любой сказочной колоды и выбрать для вашего героя подарок, а потом объяснить, почему именно такой, для чего он ему пригодится. Для малышей мама может сочинить сказку про того же котенка, а по ходу истории просить из 2-3 изображений выбрать грустного\веселого\напуганного котика. С ребятами постарше можно усложнить задание: по очереди вытягивать «в закрытую» карточки и пытаться изобразить пантомимой вытянутую эмоцию, тем самым еще и давая возможность эту эмоцию прожить и проанализировать на телесном уровне.
С помощью таких игр мы можем не только развивать нашего ребенка, но и помочь ему в трудную минуту. Когда малыш только идет в первый класс, сменил школу или группу детского сада, когда он не только адаптируется и включается в учебный процесс, но и формирует новые социальные связи, нам тоже на помощь приходят картинки с портретами и эмоциями. Можно разложить на столе карты и поиграть в игру «На кого из класса похож этот ребенок?» или «В каком настроении ты пришел из школы?». Даже просто придумывая сказку с ребенком, как информативна она может стать для нас: какие темы поднимает ребенок в своих историях чаще всего, что радует его героев в большинстве случаев, чего они боятся, с кем общаются и есть ли у них друзья?
Метафорические карты позволяют нам так же в игре развивать речь и логическое мышление малыша с самого раннего возраста. Начать можно с простой игры с изображениями предметов\цветов\персонажей: раскладывать перед ребенком несколько карточек и просить показать ту или иную картинку, тем самым формируя словарный запас. Или, наоборот, попросить назвать предмет, если навык владения речью уже позволяет. В более сложной модификации это может быть уже придуманная сказка из нескольких предложений, сопровождаемая выбором нужных иллюстраций. Так, колода «Домик №6», например, снабжена книжечкой с несколькими сказочными историями. Взрослый может читать сказку, а ребенок подбирать необходимую карточку. В процессе поиска и выстраивания последовательности изображений, он будет развивать не только речь, но и логику. С ребятами постарше можно взять любую сказочную колоду и создавать свои необычные легенды. Вытягивать по одной карте рубашкой вверх, выкладывать по порядку и рассказывать свой вариант развития событий: только договориться о количестве предложений или времени рассказа (1-2 минуты). Играть в такую игру, пока не закончится вся колода. Карты могут совершенно сбить с толку неожиданным поворотом, но это и к лучшему – отличная возможность потренировать свою способность к фантазированию, толчок для нашего воображения. Такая игра может стать прекрасным времяпрепровождением для всей семьи: веселым, интересным и каждый раз неожиданным и увлекательным. А по итогам сочиненной истории можно вообще поставить свой домашний спектакль!
Для сочинения историй подойдут не только мифические, сказочные карты. Есть очень трогательная и добрая колода про жизнь африканского племени, Morena. Дети любого возраста могут погрузиться в мир, далекий от технологий и быстрого темпа жизни: размеренный, спокойный, бок о бок с дикими зверями и теплым песком. Вам и самим захочется отдохнуть и расслабиться с ее милыми персонажами. А дополнительные карточки с различными следами, это целая кладезь для всевозможных загадок и выдумок.
Как видите, метафорические ассоциативные карты — это целый сундук со сказками, и область применения у них очень и очень обширная! Но очень хочется напоследок рассказать о том, чего не пишут в инструкциях, наверное, ни к одной настольной игре. Метафорические карты – бережный и безопасный инструмент, который позволит вам с ребенком пуститься в любое удивительное приключение, на которое только способна ваша фантазия. И в этом путешествии очень важно быть таким же бережным и внимательным сопровождающим. Что я имею в виду? Есть два правила любой игры с ребенком, которые кажутся мне очень важными и значимыми, потому что помогают каждому играющему не только получить максимум удовольствия от процесса, захотеть вернуться к игре снова и снова, но и полноценно раскрыться, развивая все необходимые навыки.
Правило №1 – не торопить и не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам. Даже самый медленный и, казалось бы, безнадежный случай, когда ребенок уже 15 минут вглядывается в даль и пытается придумать нужное слово, будет гораздо значимее, чем годы каждодневных тренировок, в которых предложение за детей договаривает мама. Пусть он будет долго и трепетно перебирать картинки, а вы за это время успеете мысленно составить список покупок или напишете собственную книгу о силе воли и самоконтроле. Как он будет счастлив и горд собой, когда сам дойдет до нужного ответа! И как надолго отложится это событие в его голове. А оно обязательно отложится: во-первых, смог сам, а это плюс самооценке; во-вторых, личный опыт и собственные умозаключения — это бесценно. Можно, спустя какое-то время, мягко и тихонечко намекнуть, что вы рядом и всегда готовы помочь, ну и, конечно, ориентироваться на возрастные особенности. Ведь связного рассказа о жизни волшебника по 5 картинкам от ребенка 1,5 лет можно и к вечеру не дождаться.
Правило №2 – постарайтесь не оценивать мысли и чувства своего ребенка, помнить, что это игра. Особенно, если это касается хрупкого мира чувств и эмоций. Даже если ваша маленькая дочка с огромными голубыми глазами и бантами на макушке вдруг начинает сочинять страшную историю про злобного дракона, который хочет сжечь всю деревню, возможно, она сейчас пытается прожить какие-то свои переживания в этой игре. Негативные эмоции, это тоже эмоции. Очень часто в наше время дети, сталкиваясь со страхом или агрессией, не знают, что делать с этими чувствами. Да и взрослые не всегда знают, что делать, и, в основном, прячут их глубоко-глубоко. В этом случае, наша фантазия — это хороший инструмент для того, чтобы прожить свой страх, обиду, боль, грусть, злость здесь и сейчас, безопасно и безвредно для себя и окружающих. А мы помним, что это просто игра! И если в ней ребенок готов поделиться с вами своим сокровенным переживанием – это дорогого стоит. Мы можем его поддержать и придумать вместе добрый и логичный конец нашей сказки.
А вообще, иногда сигара — это просто сигара, как говорится в небезызвестном анекдоте. Самые лучшие друзья любой игры – это непосредственность, открытость и фантазия. И пусть в ней все получат огромное удовольствие! А развитие, оно неизменно следует по пятам, ведь для маленьких детей каждый новый день — это сплошные открытия!