Автор: Александра Теплякова
Работа с семьей – неотъемлемая часть деятельности психолога. Мы все состоим в детско-родительских отношениях: не обязательно для этого быть мамой 1 или 15 детей, мы «носим с собой» нашу родительскую семью, ведем беседы с нашими внутренними родителями, даже если давным-давно живем от них далеко. Отношения с нашими детьми – детско-родительские. Отношения с нашим внутренним ребенком, зачастую, тоже. Даже наши отношения с мужем, подружкой или коллегами на работе могут быть проекцией этих самых, родных, знакомых, детско-родительских. Так что, тема эта по истине всеобъемлюща.
Задачей детского, семейного, школьного психолога часто ставится оптимизация детско-родительских отношений, решение возникающих конфликтов. И первым этапом всегда является знакомство и диагностика. Психолог старается прояснить для себя и параллельно для участников процесса все тонкости и нюансы сложившейся ситуации. На этом этапе мы часто прибегаем к диагностическим методикам, вербальным или проективным. Обычно роль повествователя берет на себя родитель – мама или папа. Очень здорово, когда удается услышать позицию ребенка, когда он может ее спокойно и рассудительно озвучить. А если нет? Метафорические карты очень хороши на такой консультации-знакомстве. Пока мама, например, рассказывает историю о том, как ужасно невыносимо ведет себя ее дитя, а сам ребенок рассматривает обреченно свои ботинки, можно предложить ему отвлечься от обуви и порассматривать интересные изображения, попробовать найти то, которое похоже на ситуацию в семье, как он ее видит. Для этого можно предложить ребенку любую сюжетную колоду: «В мире животных» (где семья изображена в безопасном анималистическом стиле), «О семье» (где показаны отношения между людьми). И вот к концу маминого повествования, мы можем услышать рассказ самого ребенка «Об ослике, который сломал велосипед и ему сейчас обязательно влетит от мамы за то, что он вечно все портит». И мы видим картину уже с двух сторон. Иногда и самому родителю сложно определиться с чего начать, тогда ему тоже можно дать колоду в руки и предложить найти картинку, которая привлечет его внимание, напомнит о том, что беспокоит больше всего. Описание картинок – это безопасно. Клиент рассказывает про себя, но как будто не про себя. И в этом случае можно получить более объективную картину происходящего, мы бережно обходим сопротивление, и клиент часто говорит то, что скрыто, отрицается или вытесняется, кажется неудобным и неправильным.

А можно задать более глубокий вопрос: «Как ты видишь себя в своей семье?» или «Кто из персонажей похож на тебя больше всего?». Ребенку на этот вопрос могут помочь ответить колоды «Детство глазами художника», «Детские сценарии», «Тайна детства», «Я – подросток». Взрослые могут взять колоды «О маме», «О папе», любую портретную колоду: «Мужчина глазами художника», «Женщина глазами художника», «Персона», «Персонита», «Имаго», «Истории Дарумы», «Альтерэго», «Субличности», «Фейсбук» - выбор огромен, на любой вкус и цвет. Можно даже взять колоду с животными – «Тотемы», «Люди и звери». Клиент выбирает подходящий портрет и рассказывает свою историю об этом человеке. Мы просим его на время забыть о ситуации, даже о запросе, с которым он пришел, и предлагаем просто описать персонажа с картинки. В описании этого персонажа нам, как специалистам, важно увидеть чувства, потребности, мотивы человека и развернуть его на их анализ. Это уже следующий уровень изучения детско-родительских отношений. Мы посмотрели, каковы они снаружи, как выглядит ситуация. А теперь можем рассмотреть участников изнутри. Каково им в этом пространстве? Чего им не хватает? Чего им хочется? И мы уже на пути к поиску глубинной причины конфликта, выходу на ресурс и способы его решения.

Для решения конфликта в первую очередь необходим хороший контакт между участниками, возможность развернуться к общей задаче и начать решать ее сообща. Для диагностики отношений, изучения контакта между родителями и ребенком, можно тоже использовать метафорические карты. Здесь есть 2 возможных пути. Один из них – опять дать клиентам колоды с картами, для работы с отношениями. Например, Tandoo, Duet, СемьЯ (совсем юным клиентам от 5 лет, можно дать «В мире животных»). Вопрос в этом случае будет соответствующий: «Как можно описать отношения между Вами и ребенком?» или «Если бы художник рисовал картину про вас с мамой, что он мог бы нарисовать?». Малыша можно не озадачивать слишком серьезными рассуждениями, можно просто попросить найти персонажа, чем-то похожего на его маму\на папу\на него самого. Дальше работа с картой идет по стандартной схеме работы с МАК: ассоциации, возникающие у клиента, как это соотносится с реальностью, что хотелось бы изменить?

Второй путь более творческий, с применением арт-терапевтической технологии. И мне он очень нравится, особенно, когда клиенты выходят за рамки просто деятельности и начинают сами интерпретировать получившиеся работы, анализировать их или видеть в них что-то, особо значимое и важное. При работе с парой родитель-ребенок, я кладу перед ними лист А4, ставлю карандаши\мелки\краски и предлагаю карты из какой-нибудь абстрактной колоды: ECCO, «Эмоции на холсте», «Вселенная внутри», «Пока дышу, надеюсь…». Моя практика показала, что лучше брать колоды с более крупным рисунком – так клиентам легче сориентироваться. Родитель и ребенок выбирают по одной карте из колоды – любой, какая им понравится, возможно, вызовет теплые, приятные чувства. Дальше клиенты кладут эти карты на лист, в любом месте, после чего начинают дорисовывать их, продолжать на бумаге. Задача делать это одновременно, молча и прийти в процессе к единой картине, общему рисунку. В процессе этой деятельности мы можем наблюдать особенности взаимоотношений наших героев – кто начинает первым, кто задает тон, кто нарушает чьи границы, кто чаще уступает, есть ли вообще единый процесс и единая картинка или на листе два отдельных рисунка каждый в своем «углу». Так рождается много материала для совместного анализа и появляются ключевые точки и темы для работы над контактом между членами семьи. У клиентов появляется возможность посмотреть на качество своих взаимоотношений со стороны, увидеть, что мешает или наоборот помогает решать те или иные вопросы, приходить к единой цели. Как ощущает себя каждый участник в процессе общения, что он чувствует, чего ему не хватает. Например, может ли ребенок выражать себя открыто, или вынужден все время ориентироваться на темп, заданный родителем.
Когда особенности взаимоотношений проанализированы, выводы участниками процесса сделаны, а точки соприкосновения найдены, уже легче решать заявленную проблему. Теперь можно договариваться, устанавливать правила, учиться выражать свои чувства открыто и экологично.
В семейном консультировании немалая роль отводится стратегиям, целям и планам. «Как Вы видите ваши отношения через 5 лет? 10? 20?» - хороший и важный вопрос, который также помогает пересмотреть свое видение текущего конфликта. Мы можем предложить нашей семье на консультации немного «заглянуть в будущее». С этой задачей прекрасно справляется такое упражнение, как «линия жизни». И очень удобно проделывать его с помощью МАК, при этом колоды желательно брать с темой дороги или реки, как символом жизненного пути: «Река», «Это мой путь», «Roads», «Пути-дороги».

Каждый делает свою линию жизни сам, результаты можно обсудить уже совместно. Клиентам предлагается на листе бумаги отметить своеобразные вехи их отношений друг с другом на жизненном пути: сейчас, через 5 лет, через 10. И каждому этапу вытащить метафорическую карту, причем для «чистоты эксперимента» лучше делать это в закрытую – так больше инсайтов, глубже и интереснее работа.
Получившаяся картина анализируется, обсуждается: «Как вы видите ваши отношения через 5 лет?», «Что могло привести к такому развитию событий?», «Хочется ли что-то изменить в перспективе?», «На что для этого хотелось бы обратить внимание, чему уделить время?». Такая работа помогает повысить мотивацию участников, отделить действительно значимые и важные моменты в отношениях, осознать значимость тех или иных событий в своей жизни в целом, а не только в «здесь и сейчас». Ребенок и родитель вместе могут наметить план «развития отношений», придумать совместные занятия\традиции или установить правила, которые помогут их укрепить.
Гармонизация детско-родительских отношений – это зачастую трудоемкий, но очень значимый и важный процесс, который зависит не от одного человека, это всегда работа в команде. А команда – структура подвижная, текучая, не всегда стабильная и работу с ней значительно упрощают разные способы заземления: конкретные упражнения, структурированные игры, метафоры и предметы. МАК могут быть в этом деле чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откроет вовремя дверь к новому видению и пути.
Работа с семьей – неотъемлемая часть деятельности психолога. Мы все состоим в детско-родительских отношениях: не обязательно для этого быть мамой 1 или 15 детей, мы «носим с собой» нашу родительскую семью, ведем беседы с нашими внутренними родителями, даже если давным-давно живем от них далеко. Отношения с нашими детьми – детско-родительские. Отношения с нашим внутренним ребенком, зачастую, тоже. Даже наши отношения с мужем, подружкой или коллегами на работе могут быть проекцией этих самых, родных, знакомых, детско-родительских. Так что, тема эта по истине всеобъемлюща.
Задачей детского, семейного, школьного психолога часто ставится оптимизация детско-родительских отношений, решение возникающих конфликтов. И первым этапом всегда является знакомство и диагностика. Психолог старается прояснить для себя и параллельно для участников процесса все тонкости и нюансы сложившейся ситуации. На этом этапе мы часто прибегаем к диагностическим методикам, вербальным или проективным. Обычно роль повествователя берет на себя родитель – мама или папа. Очень здорово, когда удается услышать позицию ребенка, когда он может ее спокойно и рассудительно озвучить. А если нет? Метафорические карты очень хороши на такой консультации-знакомстве. Пока мама, например, рассказывает историю о том, как ужасно невыносимо ведет себя ее дитя, а сам ребенок рассматривает обреченно свои ботинки, можно предложить ему отвлечься от обуви и порассматривать интересные изображения, попробовать найти то, которое похоже на ситуацию в семье, как он ее видит. Для этого можно предложить ребенку любую сюжетную колоду: «В мире животных» (где семья изображена в безопасном анималистическом стиле), «О семье» (где показаны отношения между людьми). И вот к концу маминого повествования, мы можем услышать рассказ самого ребенка «Об ослике, который сломал велосипед и ему сейчас обязательно влетит от мамы за то, что он вечно все портит». И мы видим картину уже с двух сторон. Иногда и самому родителю сложно определиться с чего начать, тогда ему тоже можно дать колоду в руки и предложить найти картинку, которая привлечет его внимание, напомнит о том, что беспокоит больше всего. Описание картинок – это безопасно. Клиент рассказывает про себя, но как будто не про себя. И в этом случае можно получить более объективную картину происходящего, мы бережно обходим сопротивление, и клиент часто говорит то, что скрыто, отрицается или вытесняется, кажется неудобным и неправильным.


А можно задать более глубокий вопрос: «Как ты видишь себя в своей семье?» или «Кто из персонажей похож на тебя больше всего?». Ребенку на этот вопрос могут помочь ответить колоды «Детство глазами художника», «Детские сценарии», «Тайна детства», «Я – подросток». Взрослые могут взять колоды «О маме», «О папе», любую портретную колоду: «Мужчина глазами художника», «Женщина глазами художника», «Персона», «Персонита», «Имаго», «Истории Дарумы», «Альтерэго», «Субличности», «Фейсбук» - выбор огромен, на любой вкус и цвет. Можно даже взять колоду с животными – «Тотемы», «Люди и звери». Клиент выбирает подходящий портрет и рассказывает свою историю об этом человеке. Мы просим его на время забыть о ситуации, даже о запросе, с которым он пришел, и предлагаем просто описать персонажа с картинки. В описании этого персонажа нам, как специалистам, важно увидеть чувства, потребности, мотивы человека и развернуть его на их анализ. Это уже следующий уровень изучения детско-родительских отношений. Мы посмотрели, каковы они снаружи, как выглядит ситуация. А теперь можем рассмотреть участников изнутри. Каково им в этом пространстве? Чего им не хватает? Чего им хочется? И мы уже на пути к поиску глубинной причины конфликта, выходу на ресурс и способы его решения.


Для решения конфликта в первую очередь необходим хороший контакт между участниками, возможность развернуться к общей задаче и начать решать ее сообща. Для диагностики отношений, изучения контакта между родителями и ребенком, можно тоже использовать метафорические карты. Здесь есть 2 возможных пути. Один из них – опять дать клиентам колоды с картами, для работы с отношениями. Например, Tandoo, Duet, СемьЯ (совсем юным клиентам от 5 лет, можно дать «В мире животных»). Вопрос в этом случае будет соответствующий: «Как можно описать отношения между Вами и ребенком?» или «Если бы художник рисовал картину про вас с мамой, что он мог бы нарисовать?». Малыша можно не озадачивать слишком серьезными рассуждениями, можно просто попросить найти персонажа, чем-то похожего на его маму\на папу\на него самого. Дальше работа с картой идет по стандартной схеме работы с МАК: ассоциации, возникающие у клиента, как это соотносится с реальностью, что хотелось бы изменить?

Второй путь более творческий, с применением арт-терапевтической технологии. И мне он очень нравится, особенно, когда клиенты выходят за рамки просто деятельности и начинают сами интерпретировать получившиеся работы, анализировать их или видеть в них что-то, особо значимое и важное. При работе с парой родитель-ребенок, я кладу перед ними лист А4, ставлю карандаши\мелки\краски и предлагаю карты из какой-нибудь абстрактной колоды: ECCO, «Эмоции на холсте», «Вселенная внутри», «Пока дышу, надеюсь…». Моя практика показала, что лучше брать колоды с более крупным рисунком – так клиентам легче сориентироваться. Родитель и ребенок выбирают по одной карте из колоды – любой, какая им понравится, возможно, вызовет теплые, приятные чувства. Дальше клиенты кладут эти карты на лист, в любом месте, после чего начинают дорисовывать их, продолжать на бумаге. Задача делать это одновременно, молча и прийти в процессе к единой картине, общему рисунку. В процессе этой деятельности мы можем наблюдать особенности взаимоотношений наших героев – кто начинает первым, кто задает тон, кто нарушает чьи границы, кто чаще уступает, есть ли вообще единый процесс и единая картинка или на листе два отдельных рисунка каждый в своем «углу». Так рождается много материала для совместного анализа и появляются ключевые точки и темы для работы над контактом между членами семьи. У клиентов появляется возможность посмотреть на качество своих взаимоотношений со стороны, увидеть, что мешает или наоборот помогает решать те или иные вопросы, приходить к единой цели. Как ощущает себя каждый участник в процессе общения, что он чувствует, чего ему не хватает. Например, может ли ребенок выражать себя открыто, или вынужден все время ориентироваться на темп, заданный родителем.
Когда особенности взаимоотношений проанализированы, выводы участниками процесса сделаны, а точки соприкосновения найдены, уже легче решать заявленную проблему. Теперь можно договариваться, устанавливать правила, учиться выражать свои чувства открыто и экологично.
В семейном консультировании немалая роль отводится стратегиям, целям и планам. «Как Вы видите ваши отношения через 5 лет? 10? 20?» - хороший и важный вопрос, который также помогает пересмотреть свое видение текущего конфликта. Мы можем предложить нашей семье на консультации немного «заглянуть в будущее». С этой задачей прекрасно справляется такое упражнение, как «линия жизни». И очень удобно проделывать его с помощью МАК, при этом колоды желательно брать с темой дороги или реки, как символом жизненного пути: «Река», «Это мой путь», «Roads», «Пути-дороги».

Каждый делает свою линию жизни сам, результаты можно обсудить уже совместно. Клиентам предлагается на листе бумаги отметить своеобразные вехи их отношений друг с другом на жизненном пути: сейчас, через 5 лет, через 10. И каждому этапу вытащить метафорическую карту, причем для «чистоты эксперимента» лучше делать это в закрытую – так больше инсайтов, глубже и интереснее работа.
Получившаяся картина анализируется, обсуждается: «Как вы видите ваши отношения через 5 лет?», «Что могло привести к такому развитию событий?», «Хочется ли что-то изменить в перспективе?», «На что для этого хотелось бы обратить внимание, чему уделить время?». Такая работа помогает повысить мотивацию участников, отделить действительно значимые и важные моменты в отношениях, осознать значимость тех или иных событий в своей жизни в целом, а не только в «здесь и сейчас». Ребенок и родитель вместе могут наметить план «развития отношений», придумать совместные занятия\традиции или установить правила, которые помогут их укрепить.
Гармонизация детско-родительских отношений – это зачастую трудоемкий, но очень значимый и важный процесс, который зависит не от одного человека, это всегда работа в команде. А команда – структура подвижная, текучая, не всегда стабильная и работу с ней значительно упрощают разные способы заземления: конкретные упражнения, структурированные игры, метафоры и предметы. МАК могут быть в этом деле чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откроет вовремя дверь к новому видению и пути.