«О! Детство, ковш душевной глуби!» Помощь карт на пути решения проблемы
Автор: Мария Старкова
Продолжая раскрывать формат рубрики «Как НЕ психологи могут использовать метафорические ассоциативные карты», хочу поделиться историей про мою коллегу. Мы - юристы. Я с Элиной работаю в одном кабинете, и, как это часто бывает между женщинами одного возраста, давно работающими вместе, много жизненных ситуаций обсуждаем, и знаем друг про друга всякое.
Элина давно слышала с мох слов, что я увлечена метафорическими картами. И про то, что с утра и себе, и дочери, для настроя на день, достаю из колоды карту-мотиватор, и про то, что перед важными встречами, для поиска ресурсного состояния тоже используя карты, знала и не раз видела. Поэтому при очередном рассказе о жизненных обстоятельствах, попросила меня ей помочь, провести сессию. Выбрать мы решили колоду «Эмоции в образах».
Запрос (Тему) к картам сформулировать получилось не сразу…
Предыстория следующая. Молодая женщина (наша героиня, Эля) живет с мужем и двумя маленькими детьми. Со стороны, устроенная и спокойная жизнь. Но есть в её судьбе отягощающая подробность: не может она не обманывать мужа, родных, и даже начальников. И, к сожалению, не всегда это проявление «женской хитрости», иногда это тяжелые, запутывающие сети, причём мешающие в первую очередь ей самой!
От этого нет внутреннего баланса в супружеских отношениях, нет понимания с родной мамой, нет уважения со стороны руководства. А ведь растут дети, и они, как известно, повторяют поведение родителей во многом…
Цель в упражнениях с картами поставлена следующая: проработка негативного состояния, тревожащей ситуации. Для конкретики выбрали локальный момент, когда она скрывала от мужа свои романтические отношения с другим человеком.
Шаг 1. Я предлагаю Эле найти с помощью открытого выбора одну карту, которая описывает то чувство, которое она испытывает относительно своей Темы.
// «Открытый выбор» - когда все карты открыты, и есть возможность просто выбрать изображение. Данный выбор считается более безопасным и менее тревожным, в сравнении с закрытым выбором, когда карты лежат «рубашкой вверх».
И ещё несколько слов о колоде «Эмоции в образах», метафорические карты предназначены для работы с разными эмоциональными состояниями. 85 изображений, нарисованных разными художниками, позволяют охватить весь спектр эмоционального багажа человека.
Выбранная нами колода прекрасно сочетается с другими метафорическими картами и некоторыми методами самопомощи, например, арт-практиками. Но, об этом, чуть позже.//
Выбранную карту необходимо описать.
Подбирает слова... Среди них: сеть, сила, дьявол…

Шаг 2. Нужно ВЗ выбрать 1-2 карты с сюжетом, который бы описывал вытесняемую эмоцию. Нужно ответить на вопросы:
- что (кто) изображено на карте?
- с кем Я ассоциирую персонажей?
Собирает свои ответы, записывает… Приходят инсайты. Говорит, что «сейчас говорит не она, а что – то через неё».
Говорит, что вытесняемая эмоция - СТРАХ!


И что обман, это её «спасительная стратегия», которой она привыкла пользоваться. Потому что когда была маленькой, прекрасно знала, как нужно рассказать маме о том, что произошло…А как нужно рассказать бабушке и дедушке, - совсем по-другому!
Шаг 3. Продолжаем. Теперь нужно ответить на вопрос «Почему мне сложно принять эту эмоцию в своей жизни?» Выбрать ВЗ 1 карту. Описать карту, вопросы используются те же, что и во втором шаге.

И опять в ответах проявляется страх, страх из детства…Когда-то маленькая девочка чётко поняла, что маме нужно рассказывать совсем другими словами, чем в бабушкином доме. И что одна Элина - это дочка, а другая Элина - это внучка! Выясняется, что девочку воспитывала бабушка, а мама устраивала личную жизнь, и только иногда брала девочку к себе.
Потому что если она будет ТАК себя вести, её не накажут, пожалеют… Потому что такой вариант поведения поможет всегда… Поможет выжить маленькой девочке…
Шаг 4. Теперь нужно выбрать ВО до 3 карт с сюжетными изображениями как ответ на вопрос: «Как бы мне хотелось чувствовать себя в этой ситуации»
Эля сразу выбирает 1 карту и говорит, что для неё по этой карте приходит чёткая ассоциация «ОСВОБОЖДЕНИЕ»…Освобождение от внутреннего страха и вины..

Шаг 5. В заключении сессии предлагается подумать о том, что можно сделать, чтоб достичь этого «ОСВОБОЖДЕНИЯ»…Конечно, сказать проще, чем сделать.
Но уже то, что «на поверхность» вынута проблема, что названа и распакована тревожащая ситуация - прекрасный результат! Стало ясно, что на стратегию, выбранную когда то маленькой девочкой, накручено много «прожитой, взрослой жизни». Но зато выявлено, что ложью регулируется детский страх!
И с этим «ковшом душевной глуби»* необходимо разбираться. Откуда этот страх? Чего так испугалась и продолжала бояться девочка? Возможно, Элина сама начнёт выравнивать своё поведение или обратится к психологу, я пока не знаю. НО осознание и признание существования проблемы – это уже часть пройденного пути для её решения!
Спасибо картам, они в очередной раз помогли, и всё «в точку»!
От себя я предложила Эле завершить сессию техникой «выброс». Когда на выдохе, росчерком на весь лист (в этой практике лучше всего использовать фломастер), мы выплёскиваем на бумагу наше раздражение, стресс, относительно какого-то неприятного эмоционального состояния. Сделать это нужно быстро, искренно. И вот то, что «разъедало» изнутри, уже осталось на бумаге, а потом этот лист рекомендуется разорвать, сжечь, выкинуть…Освободиться.
*Б.Пастернак стих. «Клеветникам»
Продолжая раскрывать формат рубрики «Как НЕ психологи могут использовать метафорические ассоциативные карты», хочу поделиться историей про мою коллегу. Мы - юристы. Я с Элиной работаю в одном кабинете, и, как это часто бывает между женщинами одного возраста, давно работающими вместе, много жизненных ситуаций обсуждаем, и знаем друг про друга всякое.
Элина давно слышала с мох слов, что я увлечена метафорическими картами. И про то, что с утра и себе, и дочери, для настроя на день, достаю из колоды карту-мотиватор, и про то, что перед важными встречами, для поиска ресурсного состояния тоже используя карты, знала и не раз видела. Поэтому при очередном рассказе о жизненных обстоятельствах, попросила меня ей помочь, провести сессию. Выбрать мы решили колоду «Эмоции в образах».
Запрос (Тему) к картам сформулировать получилось не сразу…
Предыстория следующая. Молодая женщина (наша героиня, Эля) живет с мужем и двумя маленькими детьми. Со стороны, устроенная и спокойная жизнь. Но есть в её судьбе отягощающая подробность: не может она не обманывать мужа, родных, и даже начальников. И, к сожалению, не всегда это проявление «женской хитрости», иногда это тяжелые, запутывающие сети, причём мешающие в первую очередь ей самой!
От этого нет внутреннего баланса в супружеских отношениях, нет понимания с родной мамой, нет уважения со стороны руководства. А ведь растут дети, и они, как известно, повторяют поведение родителей во многом…
Цель в упражнениях с картами поставлена следующая: проработка негативного состояния, тревожащей ситуации. Для конкретики выбрали локальный момент, когда она скрывала от мужа свои романтические отношения с другим человеком.
Шаг 1. Я предлагаю Эле найти с помощью открытого выбора одну карту, которая описывает то чувство, которое она испытывает относительно своей Темы.
// «Открытый выбор» - когда все карты открыты, и есть возможность просто выбрать изображение. Данный выбор считается более безопасным и менее тревожным, в сравнении с закрытым выбором, когда карты лежат «рубашкой вверх».
И ещё несколько слов о колоде «Эмоции в образах», метафорические карты предназначены для работы с разными эмоциональными состояниями. 85 изображений, нарисованных разными художниками, позволяют охватить весь спектр эмоционального багажа человека.
Выбранная нами колода прекрасно сочетается с другими метафорическими картами и некоторыми методами самопомощи, например, арт-практиками. Но, об этом, чуть позже.//
Выбранную карту необходимо описать.
Подбирает слова... Среди них: сеть, сила, дьявол…

Шаг 2. Нужно ВЗ выбрать 1-2 карты с сюжетом, который бы описывал вытесняемую эмоцию. Нужно ответить на вопросы:
- что (кто) изображено на карте?
- с кем Я ассоциирую персонажей?
Собирает свои ответы, записывает… Приходят инсайты. Говорит, что «сейчас говорит не она, а что – то через неё».
Говорит, что вытесняемая эмоция - СТРАХ!


И что обман, это её «спасительная стратегия», которой она привыкла пользоваться. Потому что когда была маленькой, прекрасно знала, как нужно рассказать маме о том, что произошло…А как нужно рассказать бабушке и дедушке, - совсем по-другому!
Шаг 3. Продолжаем. Теперь нужно ответить на вопрос «Почему мне сложно принять эту эмоцию в своей жизни?» Выбрать ВЗ 1 карту. Описать карту, вопросы используются те же, что и во втором шаге.

И опять в ответах проявляется страх, страх из детства…Когда-то маленькая девочка чётко поняла, что маме нужно рассказывать совсем другими словами, чем в бабушкином доме. И что одна Элина - это дочка, а другая Элина - это внучка! Выясняется, что девочку воспитывала бабушка, а мама устраивала личную жизнь, и только иногда брала девочку к себе.
Потому что если она будет ТАК себя вести, её не накажут, пожалеют… Потому что такой вариант поведения поможет всегда… Поможет выжить маленькой девочке…
Шаг 4. Теперь нужно выбрать ВО до 3 карт с сюжетными изображениями как ответ на вопрос: «Как бы мне хотелось чувствовать себя в этой ситуации»
Эля сразу выбирает 1 карту и говорит, что для неё по этой карте приходит чёткая ассоциация «ОСВОБОЖДЕНИЕ»…Освобождение от внутреннего страха и вины..

Шаг 5. В заключении сессии предлагается подумать о том, что можно сделать, чтоб достичь этого «ОСВОБОЖДЕНИЯ»…Конечно, сказать проще, чем сделать.
Но уже то, что «на поверхность» вынута проблема, что названа и распакована тревожащая ситуация - прекрасный результат! Стало ясно, что на стратегию, выбранную когда то маленькой девочкой, накручено много «прожитой, взрослой жизни». Но зато выявлено, что ложью регулируется детский страх!
И с этим «ковшом душевной глуби»* необходимо разбираться. Откуда этот страх? Чего так испугалась и продолжала бояться девочка? Возможно, Элина сама начнёт выравнивать своё поведение или обратится к психологу, я пока не знаю. НО осознание и признание существования проблемы – это уже часть пройденного пути для её решения!
Спасибо картам, они в очередной раз помогли, и всё «в точку»!
От себя я предложила Эле завершить сессию техникой «выброс». Когда на выдохе, росчерком на весь лист (в этой практике лучше всего использовать фломастер), мы выплёскиваем на бумагу наше раздражение, стресс, относительно какого-то неприятного эмоционального состояния. Сделать это нужно быстро, искренно. И вот то, что «разъедало» изнутри, уже осталось на бумаге, а потом этот лист рекомендуется разорвать, сжечь, выкинуть…Освободиться.
*Б.Пастернак стих. «Клеветникам»
Товары
Все
1
Mетафорические карты
1
Чувства, абстрактные, мандалы
1