Авторы:
—Писаревский Константин Леонидович. Психолог-расстановщик, тренер, специалист по работе с МАК, игропрактик, соавтор учебных пособий по консультированию и психотерапии, автор инструментов для психологов.
—Баксан Евгения Сергеевна. Психолог-психотерапевт, специалист по работе с МАК, игропрактик, автор инструментов для психологов.
Тема личных отношений требует особого обращения в работе, и метафорические ассоциативные карты- подходящий для этого инструмент. МАК являются посредником между человеком и его внутренним (неосознаваемым) миром, а также доступом к важному терапевтическому материалу.
Плюсы работы с метафорическими ассоциативными картами:
- простота, наглядность, эффективность,
- быстрая включенность в терапевтическую работу,
- доступ к неосознаваемым чувствам и образам,
- возможность видеть свою ситуацию со стороны,
- моделирование желаемых состояний,
- возможность получить быстрый доступ к ресурсам.
Прежде, чем начать работу с клиентом, психологу необходимо уделить внимание следующим моментам:
- следовать за запросом клиента,
- проверять экологию запроса, уметь видеть тему за темой,
- создать атмосферу безопасности и доверия,
- отслеживать текущие состояния клиента, не допускать эмоциональной или интеллектуальной перегрузки,
- возвращать личную ответственность, прорабатывать вторичные выгоды,
- обеспечить контакт с ресурсами,
- задавать наводящие или раскрывающие вопросы.
Одним из важных моментов является способность задавать проясняющие вопросы, такие как:
Что это для вас? Что вы вкладываете в это понятие? О чем это в вашей жизни?
Примеры вопросов, которые могут помочь глубже раскрыть МАК:
Что нарисовано на карте, что происходит?
Какие чувства вызывает картинка, что в ней нравится, и что не нравится?
Есть ли вы на карте?
Что думает, чувствует персонаж?
Что хочется сделать?
Какие 5 слов ассоциаций у вас возникают с данной картинкой?
Как то, что нарисовано на картинке пересекается с вашей жизнью, прошлым или настоящим?
Самые распространенные вопросы в теме личных отношений:
- Отсутствие взаимопонимания в паре, ссоры, конфликты и разногласия;
- Отсутствие гармонии и душевной близости, ощущение одиночества вдвоем;
- Негативные чувства и состояния, обиды, переживания, зависимость;
- Отсутствие страсти и желания;
- Семейные и личностные кризисы;
- Застой, однообразие, отсутствие развития отношений.
Почему возникают проблемы?
- за привычными ролями и масками не видно истинную личность, душу человека;
- незнание ценностей и потребностей другого, непонимание его интересов, целей;
- непонимание чувств партнера;
- незнание истинных взглядов и убеждений партнера;
- непонимание индивидуальных и гендерных различий;
- нереалистичные ожидания от партнера и умалчивание своих потребностей;
- неумение взглянуть на себя, ситуацию и отношения с точки зрения партнера.
На наш взгляд многие проблемы возникают из недостатка информации друг о друге. Партнеры живут в своих ожиданиях, своих представлениях. Однако часто эти представления имеют мало общего с реальностью. Таким образом, индивидуальность каждого уходит на второй план. Появляются обиды и разочарования. Партнеры начинают жить каждый в своем собственном мире. В такой ситуации процесс познания другого, его привычек, его интересов, его страхов и ожиданий, его ценностей и различий довольно часто способствует гармонизации отношений.
В связи с этим, очень важно с самого начала развития отношений учиться качественно, общаться с партнером. Создавать атмосферу безопасности, в которой партнер может раскрыться, смотреть друг другу в глаза, проявлять искренний интерес к партнеру и задавать вопросы, выслушивать и слышать, больше узнавать друг друга. Процесс такого узнавания формирует близость. И МАК может быть одним из важных помощников, на пути познания друг друга.
«Понимание – начало согласия» - Бенедикт Спиноза.
Личные отношения в паре – очень многогранная тема, в работе с которой можно применять совершенно различные техники, сочетающие в себе диагностику и терапию. В данной статье мы рассмотрим исследовательский формат работы с элементами терапии.
Для работы с темой исследования личных партнерских отношений, предлагаем технику МАК.
Техника МАК «В поисках друг друга»
Техника предназначена для работы с одним из партнеров, но ее можно адаптировать для работы с парой.
Цель:
Исследование личных отношений в паре и поиск способов их гармонизации.
Техника позволяет:
- исследовать отношения в паре, получить новые понимания,
- увидеть и понять точку зрения партнера, осознать сходства и различия, наладить душевный контакт,
- осознать, прожить чувства и эмоции, обрести ресурсные состояния,
- выявить эффективные и неэффективные роли и модели поведения,
- выстроить новые стратегии поведения и открыться к новому для гармонизации отношений.
Инструментарий:
Любые универсальные и портретные метафорические ассоциативные карты.
В клиентском примере использованы универсальные метафорические ассоциативные карты «В поисках смысла» (автор Юлия Демидова) и портретные МАК «Альтер Эго» (автор Константин Довлатов).
Во время работы предлагается вести записи тех моментов, которые наиболее ценны, и в конце можно еще сфотографировать все карты, которые были использованы.
Ход работы:
1 этап. Исследование, познание себя и партнера:
Из портретной колоды, в открытую, предложить клиенту выбрать две карты.
Одна карта, – которая ассоциируется с собой в отношениях, и вторая – ассоциация с партнером.
Расположить их в пространстве, так как хочется.
Проанализировать:
- Как располагаются эти «фигуры» по отношению друг к другу?
- Что это напоминает? На что похоже?
- Что важного можно заметить? О чем это для вас?
Поочередно, с помощью вопросов, раскрыть каждую из выбранных портретных карт:
- Что на картинке привлекает ваше внимание больше всего? О чем это для вас?
- Какой это человек? Какие у него основные жизненные ценности?
- Какими качествами он обладает?
- Какие у него мысли? О чём думает?
- Что он чувствует?
- Какие у него есть страхи, опасения? Чего боится?
- Чего ему не хватает? Что ему хочется больше всего?
- Какие базовые потребности у него есть в отношениях?
- Какое послание у него есть для партнера?
Обсудить.
2 этап. Исследование партнерских отношений:
Схема работы с картами, к каждому из нижеследующих вопросов:
Мы предлагаем несколько уровней проработки.
- Клиент отвечает за себя. Сначала логически, а после еще с помощью одной карты МАК, которую интуитивно, в закрытую достает из универсальной колоды.
- Клиент отвечает за партнера, с помощью вопроса: А как на этот же вопрос ответил бы ваш партнер?
Также, сначала логически, а после еще с помощью одной карты МАК, которую интуитивно, в закрытую достает из универсальной колоды.
В какой-то степени эти ответы будут проекцией, его видением, но они могут раскрыть очень важные нюансы и помочь прийти осознаниям.
Для большего понимания, клиент потом лично, может задать интересующий его вопрос партнеру напрямую.
Вопросы:
Каждый вопрос поочередно раскрыть и обсудить.
3 этап. Подведение итогов, выводы:
Обсудить проделанную работу в целом.
Можно опираться на вопросы:
Какой урок в этом для вас?
Что теперь вам стоит делать по-другому?
Что пора перестать откладывать?
Как вы можете внести новизну в отношения?
Что важного вы осознали, что является для вас наиболее ценным?
Клиенту важно определить свою эффективную стратегию поведения в отношениях, наметив конкретные действия.
Краткое описание клиентского примера:
Клиент - Анатолий (имя изменено). 36 лет.
1 этап. Исследование, познание себя и партнера:
"Я обратил внимание, что карты расположены довольно близко друг к другу, и находятся на одном уровне, но при этом нет ощущения близости и контакта. Они повернуты лицом друг к другу, но их взгляды направлены как будто бы в себя.
Я в наших отношениях с партнером:

Привлекает внимание его серьезный вид.
Он создает впечатление мужественного, сильного, задумчивого, сдержанного в выражении чувств и закрытого человека.
Его ценности: профессионализм, самореализация, независимость и самодостаточность, результативность, единомышленники, любовь.
Ему присущи: перфекционизм, чувствительность, убедительность, надежность, ответственность, креативность.
Он думает о том, на каком этапе жизни он находится, куда двигаться дальше, происходит некая переоценка ценностей и замедление.
Чувствует растерянность, грусть, страх неудачи, усталость, одиночество.
Есть потребность в положительных эмоциях, впечатлениях, новизне, уединении, признании, поддержке, развитии отношений.
Он сказал бы: «Я нуждаюсь в твоем понимании».
Партнер в наших отношениях:

Привлекает внимание некоторая «обнаженность» и при этом закрытость. И это, наверное, о какой-то незащищенности, страхе открыться.
В ее образе можно отметить сочетание мужских проявлений и женственности.
Ее ценности – самодостаточность, целеустремленность, самовыражение, любовь, безопасность, познание, творчество, эстетика.
Ей присущи: чувствительность, многозадачность, неумение находиться в моменте здесь и сейчас, самостоятельность, сотрудничество, искренность, сопереживание.
Она думает о некотором разногласии разума и чувств.
Чувствует усталость и желание отдохнуть и расслабиться, растерянность, одиночество. Страх довериться.
Не хватает внутренней гармонии. Нуждается в понимании, поддержке, душевной близости и отдыхе.
Она сказала бы: «Мне важна душевная близость»."
2 этап. Исследование партнерских отношений:
Ответ клиента за себя:
- Для меня это туманное облако, в котором неотчетливо прослеживаются образы меня и моего партнера. Ощущение, что нет солнечного света, который смог бы разогнать этот туман.
- По МАК - Я вижу движение в неизвестность и неопределенность.

Ответ за партнера:
- Неопределенность, неясность, ощущение отсутствия жизни и энергии в отношениях.
- По МАК - Я как будто общаюсь с неодушевленным человеком. Он что есть, что его нет. Мне сложно увидеть в нем жизнь.

2. В чем цель ваших отношений в паре?
Ответ клиента за себя:
- Создание крепких партнерских отношений, создание семьи.
- По МАК - Привнести в отношения больше страсти, больше жизненной энергии, больше любви.

Ответ за партнера:
- Для меня цель отношений научиться доверять моему партнеру, возродить в себе веру в будущее.
- По МАК - Открыть в себе свой внутренний свет.

3. На что вам стоит обратить внимание?
Ответ клиента за себя:
- На мой взгляд, я действительно ушел в себя, свои мысли, свои раздумья. Я как будто потерял контакт с партнером.
- По МАК - Я как будто отрешился от контакта с этим миром и нахожусь в другом пространстве.

Ответ за партнера:
- Мне как будто хочется расшевелить партнера, сделать его живым. Но я не знаю как.
- По МАК - Может мне перестать это делать, и заняться собой?

4. Какие стереотипы могут мешать гармоничному развитию отношений?
Ответ клиента за себя:
- Одиночество значит самодостаточность. Если ты в паре, значит, ты теряешь свою самодостаточность.
- По МАК - Партнерство- это ограничение.

Ответ за партнера:
- У меня есть стереотип, что я могу спасти мужчину. И скорее всего это не правильно.
- По МАК - Я слишком горда, чтобы признать то, что я не могу изменить партнера.

5. Какие ожидания у вас от партнера?
Ответ клиента за себя:
- Мой партнер должен быть очень чутким и отзывчивым по отношению ко мне.
- По МАК - Мне хочется, чтобы партнер показал мне путь к гармоничным отношениям.

Ответ за партнера:
- Хочется, чтобы мой партнер дал мне чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
- По МАК - Мне хочется, чтобы партнер больше времени проводил со мной.

6. Какие привычные чувства вы испытываете рядом с партнером?
Ответ клиента за себя:
- Чувство одиночества, неуверенность, страх потери, радость.
- По МАК - Как будто закапываюсь в чем-то глубже и глубже.

Ответ за партнера:
- Желание близости и страх близости. Потребность в любви, защищенности, принятии.
- По МАК - Чувство легкости, радости, вдохновения.

7. Какие интересы у вашего партнера?
Ответ клиента за себя:
- Ей нравится общение, совместное времяпровождения на природе, походы в кино, поездки на шашлыки.
- По МАК - А вспомнил. Ей нравится вышивать, и делать что то руками. Ух, совсем забыл.

Ответ за партнера:
- Ему нравятся полеты на дельтаплане, ходить за грибами.
- По МАК - Ему нравится … мне кажется, что ему нравится быть в своем одиночестве, проводить время одному.

8. Что вы в нем цените? За что вы можете быть ему благодарны?
Ответ клиента за себя:
- За искренность, доброту, чуткость, глубокое понимание меня.
- По МАК - За то, что она может вывести меня из состояния одиночества, развеселить.

Ответ за партнера:
За его смех, за его силу, за его способность поддержать беседу.
- По МАК - Благодаря ему, я могу творчески самораскрываться, ко мне приходит вдохновение.

9. Как ваш партнер проявляет свою любовь к вам?
Ответ клиента за себя:
- Через понимание, сопереживание, когда она меня обнимает и целует.
- По МАК - Через заботу о совместном пространстве, наводя порядок в доме.

Ответ за партнера:
- Обнимает меня, улыбается мне, заботится о моем состоянии.
- По МАК - Подчеркивает мои женские достоинства, которые ему нравятся.

10. Что еще вы можете сделать для улучшения и гармонизации ваших отношений?
Ответ клиента за себя:
- Привнести новизну в отношения, привнести больше романтики, тепла, радости и комфорта.
- По МАК - Перестать думать постоянно о работе, освобождать голову от рабочих мыслей.

Ответ за партнера:
- Больше улыбаться и радоваться жизни.
- По МАК - Просто позволить себе больше спонтанности и естественности, разрешить себе быть живой.

3 этап. Подведение итогов, выводы:
"Ух! Неожиданно и интересно. В обычной жизни я практически не задавал себе таких вопросов. Вначале было страшно, но постепенно я понял, как это важно видеть ситуацию шире. Даже мир становится интересней, реальность приобретает краски. И вместе с этим есть еще куда двигаться. Спасибо."
Послесловие:
Благодаря работе с МАК клиент смог лучше познать себя, глубже окунуться в мир своих чувств и эмоций. В сессии он учится самораскрытию, открывает в себе способности соприкасаться с новыми знаниями, усваивать их.
У клиента развивается способность смотреть на ситуацию не только с собственной позиции, но и с позиции Я-ОНА-МЫ. В итоге происходят важные осознания, которые в последующем могут быть важным ресурсным материалом на пути личностного роста и развития отношений.
Источник: Журнал практического психолога. Специальный выпуск №4 июль-август 2018. "Метафорические ассоциативные карты"
—Писаревский Константин Леонидович. Психолог-расстановщик, тренер, специалист по работе с МАК, игропрактик, соавтор учебных пособий по консультированию и психотерапии, автор инструментов для психологов.
—Баксан Евгения Сергеевна. Психолог-психотерапевт, специалист по работе с МАК, игропрактик, автор инструментов для психологов.
Тема личных отношений требует особого обращения в работе, и метафорические ассоциативные карты- подходящий для этого инструмент. МАК являются посредником между человеком и его внутренним (неосознаваемым) миром, а также доступом к важному терапевтическому материалу.
Плюсы работы с метафорическими ассоциативными картами:
- простота, наглядность, эффективность,
- быстрая включенность в терапевтическую работу,
- доступ к неосознаваемым чувствам и образам,
- возможность видеть свою ситуацию со стороны,
- моделирование желаемых состояний,
- возможность получить быстрый доступ к ресурсам.
Прежде, чем начать работу с клиентом, психологу необходимо уделить внимание следующим моментам:
- следовать за запросом клиента,
- проверять экологию запроса, уметь видеть тему за темой,
- создать атмосферу безопасности и доверия,
- отслеживать текущие состояния клиента, не допускать эмоциональной или интеллектуальной перегрузки,
- возвращать личную ответственность, прорабатывать вторичные выгоды,
- обеспечить контакт с ресурсами,
- задавать наводящие или раскрывающие вопросы.
Одним из важных моментов является способность задавать проясняющие вопросы, такие как:
Что это для вас? Что вы вкладываете в это понятие? О чем это в вашей жизни?
Примеры вопросов, которые могут помочь глубже раскрыть МАК:
Что нарисовано на карте, что происходит?
Какие чувства вызывает картинка, что в ней нравится, и что не нравится?
Есть ли вы на карте?
Что думает, чувствует персонаж?
Что хочется сделать?
Какие 5 слов ассоциаций у вас возникают с данной картинкой?
Как то, что нарисовано на картинке пересекается с вашей жизнью, прошлым или настоящим?
Самые распространенные вопросы в теме личных отношений:
- Отсутствие взаимопонимания в паре, ссоры, конфликты и разногласия;
- Отсутствие гармонии и душевной близости, ощущение одиночества вдвоем;
- Негативные чувства и состояния, обиды, переживания, зависимость;
- Отсутствие страсти и желания;
- Семейные и личностные кризисы;
- Застой, однообразие, отсутствие развития отношений.
Почему возникают проблемы?
- за привычными ролями и масками не видно истинную личность, душу человека;
- незнание ценностей и потребностей другого, непонимание его интересов, целей;
- непонимание чувств партнера;
- незнание истинных взглядов и убеждений партнера;
- непонимание индивидуальных и гендерных различий;
- нереалистичные ожидания от партнера и умалчивание своих потребностей;
- неумение взглянуть на себя, ситуацию и отношения с точки зрения партнера.
На наш взгляд многие проблемы возникают из недостатка информации друг о друге. Партнеры живут в своих ожиданиях, своих представлениях. Однако часто эти представления имеют мало общего с реальностью. Таким образом, индивидуальность каждого уходит на второй план. Появляются обиды и разочарования. Партнеры начинают жить каждый в своем собственном мире. В такой ситуации процесс познания другого, его привычек, его интересов, его страхов и ожиданий, его ценностей и различий довольно часто способствует гармонизации отношений.
В связи с этим, очень важно с самого начала развития отношений учиться качественно, общаться с партнером. Создавать атмосферу безопасности, в которой партнер может раскрыться, смотреть друг другу в глаза, проявлять искренний интерес к партнеру и задавать вопросы, выслушивать и слышать, больше узнавать друг друга. Процесс такого узнавания формирует близость. И МАК может быть одним из важных помощников, на пути познания друг друга.
«Понимание – начало согласия» - Бенедикт Спиноза.
Личные отношения в паре – очень многогранная тема, в работе с которой можно применять совершенно различные техники, сочетающие в себе диагностику и терапию. В данной статье мы рассмотрим исследовательский формат работы с элементами терапии.
Для работы с темой исследования личных партнерских отношений, предлагаем технику МАК.
Техника МАК «В поисках друг друга»
Техника предназначена для работы с одним из партнеров, но ее можно адаптировать для работы с парой.
Цель:
Исследование личных отношений в паре и поиск способов их гармонизации.
Техника позволяет:
- исследовать отношения в паре, получить новые понимания,
- увидеть и понять точку зрения партнера, осознать сходства и различия, наладить душевный контакт,
- осознать, прожить чувства и эмоции, обрести ресурсные состояния,
- выявить эффективные и неэффективные роли и модели поведения,
- выстроить новые стратегии поведения и открыться к новому для гармонизации отношений.
Инструментарий:
Любые универсальные и портретные метафорические ассоциативные карты.
В клиентском примере использованы универсальные метафорические ассоциативные карты «В поисках смысла» (автор Юлия Демидова) и портретные МАК «Альтер Эго» (автор Константин Довлатов).
Во время работы предлагается вести записи тех моментов, которые наиболее ценны, и в конце можно еще сфотографировать все карты, которые были использованы.
Ход работы:
1 этап. Исследование, познание себя и партнера:
Из портретной колоды, в открытую, предложить клиенту выбрать две карты.
Одна карта, – которая ассоциируется с собой в отношениях, и вторая – ассоциация с партнером.
Расположить их в пространстве, так как хочется.
Проанализировать:
- Как располагаются эти «фигуры» по отношению друг к другу?
- Что это напоминает? На что похоже?
- Что важного можно заметить? О чем это для вас?
Поочередно, с помощью вопросов, раскрыть каждую из выбранных портретных карт:
- Что на картинке привлекает ваше внимание больше всего? О чем это для вас?
- Какой это человек? Какие у него основные жизненные ценности?
- Какими качествами он обладает?
- Какие у него мысли? О чём думает?
- Что он чувствует?
- Какие у него есть страхи, опасения? Чего боится?
- Чего ему не хватает? Что ему хочется больше всего?
- Какие базовые потребности у него есть в отношениях?
- Какое послание у него есть для партнера?
Обсудить.
2 этап. Исследование партнерских отношений:
Схема работы с картами, к каждому из нижеследующих вопросов:
Мы предлагаем несколько уровней проработки.
- Клиент отвечает за себя. Сначала логически, а после еще с помощью одной карты МАК, которую интуитивно, в закрытую достает из универсальной колоды.
- Клиент отвечает за партнера, с помощью вопроса: А как на этот же вопрос ответил бы ваш партнер?
Также, сначала логически, а после еще с помощью одной карты МАК, которую интуитивно, в закрытую достает из универсальной колоды.
В какой-то степени эти ответы будут проекцией, его видением, но они могут раскрыть очень важные нюансы и помочь прийти осознаниям.
Для большего понимания, клиент потом лично, может задать интересующий его вопрос партнеру напрямую.
Вопросы:
- Опишите кратко ваши отношения. На что они похожи?
- В чем цель ваших отношений в паре?
- На что вам стоит обратить внимание?
- Какие стереотипы могут мешать гармоничному развитию отношений?
- Какие ожидания у вас от партнера?
- Какие привычные чувства вы испытываете рядом с партнером?
- Какие интересы у вашего партнера?
- Что вы в нем цените? За что вы можете быть ему благодарны?
- Как ваш партнер проявляет свою любовь к вам?
- Что еще вы можете сделать для улучшения и гармонизации ваших отношений?
Каждый вопрос поочередно раскрыть и обсудить.
3 этап. Подведение итогов, выводы:
Обсудить проделанную работу в целом.
Можно опираться на вопросы:
Какой урок в этом для вас?
Что теперь вам стоит делать по-другому?
Что пора перестать откладывать?
Как вы можете внести новизну в отношения?
Что важного вы осознали, что является для вас наиболее ценным?
Клиенту важно определить свою эффективную стратегию поведения в отношениях, наметив конкретные действия.
Краткое описание клиентского примера:
Клиент - Анатолий (имя изменено). 36 лет.
1 этап. Исследование, познание себя и партнера:
"Я обратил внимание, что карты расположены довольно близко друг к другу, и находятся на одном уровне, но при этом нет ощущения близости и контакта. Они повернуты лицом друг к другу, но их взгляды направлены как будто бы в себя.
Я в наших отношениях с партнером:

Привлекает внимание его серьезный вид.
Он создает впечатление мужественного, сильного, задумчивого, сдержанного в выражении чувств и закрытого человека.
Его ценности: профессионализм, самореализация, независимость и самодостаточность, результативность, единомышленники, любовь.
Ему присущи: перфекционизм, чувствительность, убедительность, надежность, ответственность, креативность.
Он думает о том, на каком этапе жизни он находится, куда двигаться дальше, происходит некая переоценка ценностей и замедление.
Чувствует растерянность, грусть, страх неудачи, усталость, одиночество.
Есть потребность в положительных эмоциях, впечатлениях, новизне, уединении, признании, поддержке, развитии отношений.
Он сказал бы: «Я нуждаюсь в твоем понимании».
Партнер в наших отношениях:

Привлекает внимание некоторая «обнаженность» и при этом закрытость. И это, наверное, о какой-то незащищенности, страхе открыться.
В ее образе можно отметить сочетание мужских проявлений и женственности.
Ее ценности – самодостаточность, целеустремленность, самовыражение, любовь, безопасность, познание, творчество, эстетика.
Ей присущи: чувствительность, многозадачность, неумение находиться в моменте здесь и сейчас, самостоятельность, сотрудничество, искренность, сопереживание.
Она думает о некотором разногласии разума и чувств.
Чувствует усталость и желание отдохнуть и расслабиться, растерянность, одиночество. Страх довериться.
Не хватает внутренней гармонии. Нуждается в понимании, поддержке, душевной близости и отдыхе.
Она сказала бы: «Мне важна душевная близость»."
2 этап. Исследование партнерских отношений:
- Опишите кратко ваши отношения. На что они похожи?
Ответ клиента за себя:
- Для меня это туманное облако, в котором неотчетливо прослеживаются образы меня и моего партнера. Ощущение, что нет солнечного света, который смог бы разогнать этот туман.
- По МАК - Я вижу движение в неизвестность и неопределенность.

Ответ за партнера:
- Неопределенность, неясность, ощущение отсутствия жизни и энергии в отношениях.
- По МАК - Я как будто общаюсь с неодушевленным человеком. Он что есть, что его нет. Мне сложно увидеть в нем жизнь.

2. В чем цель ваших отношений в паре?
Ответ клиента за себя:
- Создание крепких партнерских отношений, создание семьи.
- По МАК - Привнести в отношения больше страсти, больше жизненной энергии, больше любви.

Ответ за партнера:
- Для меня цель отношений научиться доверять моему партнеру, возродить в себе веру в будущее.
- По МАК - Открыть в себе свой внутренний свет.

3. На что вам стоит обратить внимание?
Ответ клиента за себя:
- На мой взгляд, я действительно ушел в себя, свои мысли, свои раздумья. Я как будто потерял контакт с партнером.
- По МАК - Я как будто отрешился от контакта с этим миром и нахожусь в другом пространстве.

Ответ за партнера:
- Мне как будто хочется расшевелить партнера, сделать его живым. Но я не знаю как.
- По МАК - Может мне перестать это делать, и заняться собой?

4. Какие стереотипы могут мешать гармоничному развитию отношений?
Ответ клиента за себя:
- Одиночество значит самодостаточность. Если ты в паре, значит, ты теряешь свою самодостаточность.
- По МАК - Партнерство- это ограничение.

Ответ за партнера:
- У меня есть стереотип, что я могу спасти мужчину. И скорее всего это не правильно.
- По МАК - Я слишком горда, чтобы признать то, что я не могу изменить партнера.

5. Какие ожидания у вас от партнера?
Ответ клиента за себя:
- Мой партнер должен быть очень чутким и отзывчивым по отношению ко мне.
- По МАК - Мне хочется, чтобы партнер показал мне путь к гармоничным отношениям.

Ответ за партнера:
- Хочется, чтобы мой партнер дал мне чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
- По МАК - Мне хочется, чтобы партнер больше времени проводил со мной.

6. Какие привычные чувства вы испытываете рядом с партнером?
Ответ клиента за себя:
- Чувство одиночества, неуверенность, страх потери, радость.
- По МАК - Как будто закапываюсь в чем-то глубже и глубже.

Ответ за партнера:
- Желание близости и страх близости. Потребность в любви, защищенности, принятии.
- По МАК - Чувство легкости, радости, вдохновения.

7. Какие интересы у вашего партнера?
Ответ клиента за себя:
- Ей нравится общение, совместное времяпровождения на природе, походы в кино, поездки на шашлыки.
- По МАК - А вспомнил. Ей нравится вышивать, и делать что то руками. Ух, совсем забыл.

Ответ за партнера:
- Ему нравятся полеты на дельтаплане, ходить за грибами.
- По МАК - Ему нравится … мне кажется, что ему нравится быть в своем одиночестве, проводить время одному.

8. Что вы в нем цените? За что вы можете быть ему благодарны?
Ответ клиента за себя:
- За искренность, доброту, чуткость, глубокое понимание меня.
- По МАК - За то, что она может вывести меня из состояния одиночества, развеселить.

Ответ за партнера:
За его смех, за его силу, за его способность поддержать беседу.
- По МАК - Благодаря ему, я могу творчески самораскрываться, ко мне приходит вдохновение.

9. Как ваш партнер проявляет свою любовь к вам?
Ответ клиента за себя:
- Через понимание, сопереживание, когда она меня обнимает и целует.
- По МАК - Через заботу о совместном пространстве, наводя порядок в доме.

Ответ за партнера:
- Обнимает меня, улыбается мне, заботится о моем состоянии.
- По МАК - Подчеркивает мои женские достоинства, которые ему нравятся.

10. Что еще вы можете сделать для улучшения и гармонизации ваших отношений?
Ответ клиента за себя:
- Привнести новизну в отношения, привнести больше романтики, тепла, радости и комфорта.
- По МАК - Перестать думать постоянно о работе, освобождать голову от рабочих мыслей.

Ответ за партнера:
- Больше улыбаться и радоваться жизни.
- По МАК - Просто позволить себе больше спонтанности и естественности, разрешить себе быть живой.

3 этап. Подведение итогов, выводы:
"Ух! Неожиданно и интересно. В обычной жизни я практически не задавал себе таких вопросов. Вначале было страшно, но постепенно я понял, как это важно видеть ситуацию шире. Даже мир становится интересней, реальность приобретает краски. И вместе с этим есть еще куда двигаться. Спасибо."
Послесловие:
Благодаря работе с МАК клиент смог лучше познать себя, глубже окунуться в мир своих чувств и эмоций. В сессии он учится самораскрытию, открывает в себе способности соприкасаться с новыми знаниями, усваивать их.
У клиента развивается способность смотреть на ситуацию не только с собственной позиции, но и с позиции Я-ОНА-МЫ. В итоге происходят важные осознания, которые в последующем могут быть важным ресурсным материалом на пути личностного роста и развития отношений.
Источник: Журнал практического психолога. Специальный выпуск №4 июль-август 2018. "Метафорические ассоциативные карты"