Техника "Выход из стереотипов"
ТЕХНИКА МАК "ВЫХОД ИЗ СТЕРЕОТИПОВ"
Автор: Виктория Рябова
Инструмент: МАК универсальные, например,«Проекция».
На консультациях я часто сталкиваюсь с запросом: «Не могу выйти/найти выход из ситуации». Это тот самый пресловутый «тупик». Из этого «тупика» не дают выйти неосознанные стереотипы, которые рушат все грамотно простроенные шаги к достижению желаемого.
Это упражнение я придумала, призвав на помощь трансактный анализ Эрика Берна. По теории Берна, родители нам «рассказывают», не напрямую, конечно, что и как надо делать в той или иной ситуации. И что и как нельзя делать в этой же ситуации. Таким образом можно выяснить бессознательный, неэффективный стереотип и создать новую инструкцию, адекватную и эффективную. Для выявления стереотипов и создания новых стратегий поведения я использую в работе любые универсальные колоды МАК.
Описание техники
Первая карта.
Из любой универсальной колоды выбрать в открытую (ВО) карту ситуации, которая беспокоит клиента так, как он видит эту ситуацию, чувствует на данный момент времени.
Для активации этой карты (и последующих) можно использовать следующие вопросы:
• С чем связано то, что изображено на карте?
• Как это связано с вашей жизнью?
• Есть ли Вы на этой карте? Кто (или что) из персонажей карты – Вы?
• Кто эти люди/объекты на карте?
• Что там происходит?
• Что привело к этой ситуации? Что было до этой ситуации?
• Что будет дальше, чем все закончится?
• Что чувствуют действующие лица?
• Что думают?
• Опишите это место, то, чего не видно на карте?
• Если бы эта карта была экспонатом выставки, какое название для каталога Вы бы ей дали?
• Вопросы можно использовать выборочно по вашему усмотрению.
Все остальные карты достаются вслепую (ВС).
Вторая карта.
Что надо делать в этой ситуации? (для более точной диагностики выбрать 2-3 карты)
Третья карта.
Как это надо делать? (аналогично – 2-3 карты)
Обсудить с клиентом эти стратегии: как они проявляются в его жизни, имеют ли успех, к чему приводят, что ждет клиента от этих стратегий, что в них есть хорошего, что можно было бы оставить и т.п.
Четвертая карта (ВС).
Что надо делать в этой ситуации, чтобы она разрешилась благоприятным образом? (2-3 карты)
Пятая карта. (ВС)
Как это надо делать? (2-3 карты)
Обсудить с клиентом новые стратегии поведения: где, когда и как их можно использовать; в чем их преимущество; что может помешать реализовать эти стратегии; что может помочь в реализации; как, каким образом эти стратегии можно нарабатывать и т.п.
По теории Берна, мальчики получают от мамы инструкцию «что делать», от папы – «как это делать». Девочки от папы получают инструкцию «что делать», от мамы – «как». Эти инструкции могут быть противоположными. В таких случаях человек «разрывается» между этими амбивалентными посланиями и поведение его часто непредсказуемо, что он в себе часто не замечает.
Одна моя клиентка обратилась с запросом: «Почему на одних женятся, а с другими (со мной) спят, встречаются, но ничего больше?..» Во время работы по этому раскладу у нее получилось, что папа дал послание: «Будь выше мужчин, пренебрегай ими» (одна карта). Поясняя эту ассоциацию, она вспоминала, что отец всегда подчинялся маме, был очень стеснительным человеком. А от мамы она получала послание: «Идти на поводу у мужчин» (вторая карта). Мама ей часто повторяла, чтобы она не высовывалась со своим мнением, желаниями: «Делать надо то, что хотят другие». Карту она назвала «На поводу у чужих желаний».
Соединив вместе эти две карты, у клиентки получилась такая история: «На самом деле все получается именно так: с одной стороны, когда мне что-то нужно – помощь, поддержка, у меня включается «я сама». Я запросто могу сказать мужчине что-то вроде: «Без тебя обойдусь» или «Тебе это не по плечу». А еще всячески ему показываю, насколько я успешна в жизни, как у меня все клево получается. Но стоит ему заикнуться о его желании, я тут же бегу его исполнять, даже если он меня об этом не просит. Одним словом, если в три часа ночи мужчина скажет, что съел бы сейчас мороженое, то я побегу его покупать».
Затем мы с ней обсудили последствия этой стратегии: как это выглядит со стороны, как она себя бы чувствовала, если бы мужчина вел себя подобным образом. Вывод она сделала такой: «Если бы я была на месте мужчины, то чувствовала бы себя полным ничтожеством. Сначала мне бы казалось, что это любовь, а потом я бы начала злиться и использовать его – и морально, и материально, и сексуально. Что со мной и происходит. Меня используют».
В качестве антидота была выработана следующая стратегия (точнее, выработали три, это одна из них): научиться просить помощь, не испытывая чувства вины, когда кто-то что-то делает для клиентки, принимать это с благодарностью и спрашивать «чем можно отблагодарить». Если «цена» будет высокой или неприемлемой, предложить свою «цену».
Конечно, новые стратегии надо нарабатывать. Старые стратегии прочно закреплены в нейронных связях головного мозга. Они могут исчезнуть, только когда будет сформирована новая нейронная связь.
Для формирования новой устойчивой связи надо минимум 112 часов упорных тренировок. И эту информацию надо донести до клиента, чтобы у него не возникало иллюзий на «чудесное» исцеление. В кабинете психолога все только начинается, основная работа – за пределами кабинета.
Автор: Виктория Рябова
Инструмент: МАК универсальные, например,«Проекция».
На консультациях я часто сталкиваюсь с запросом: «Не могу выйти/найти выход из ситуации». Это тот самый пресловутый «тупик». Из этого «тупика» не дают выйти неосознанные стереотипы, которые рушат все грамотно простроенные шаги к достижению желаемого.
Это упражнение я придумала, призвав на помощь трансактный анализ Эрика Берна. По теории Берна, родители нам «рассказывают», не напрямую, конечно, что и как надо делать в той или иной ситуации. И что и как нельзя делать в этой же ситуации. Таким образом можно выяснить бессознательный, неэффективный стереотип и создать новую инструкцию, адекватную и эффективную. Для выявления стереотипов и создания новых стратегий поведения я использую в работе любые универсальные колоды МАК.
Описание техники
Первая карта.
Из любой универсальной колоды выбрать в открытую (ВО) карту ситуации, которая беспокоит клиента так, как он видит эту ситуацию, чувствует на данный момент времени.
Для активации этой карты (и последующих) можно использовать следующие вопросы:
• С чем связано то, что изображено на карте?
• Как это связано с вашей жизнью?
• Есть ли Вы на этой карте? Кто (или что) из персонажей карты – Вы?
• Кто эти люди/объекты на карте?
• Что там происходит?
• Что привело к этой ситуации? Что было до этой ситуации?
• Что будет дальше, чем все закончится?
• Что чувствуют действующие лица?
• Что думают?
• Опишите это место, то, чего не видно на карте?
• Если бы эта карта была экспонатом выставки, какое название для каталога Вы бы ей дали?
• Вопросы можно использовать выборочно по вашему усмотрению.
Все остальные карты достаются вслепую (ВС).
Вторая карта.
Что надо делать в этой ситуации? (для более точной диагностики выбрать 2-3 карты)
Третья карта.
Как это надо делать? (аналогично – 2-3 карты)
Обсудить с клиентом эти стратегии: как они проявляются в его жизни, имеют ли успех, к чему приводят, что ждет клиента от этих стратегий, что в них есть хорошего, что можно было бы оставить и т.п.
Четвертая карта (ВС).
Что надо делать в этой ситуации, чтобы она разрешилась благоприятным образом? (2-3 карты)
Пятая карта. (ВС)
Как это надо делать? (2-3 карты)
Обсудить с клиентом новые стратегии поведения: где, когда и как их можно использовать; в чем их преимущество; что может помешать реализовать эти стратегии; что может помочь в реализации; как, каким образом эти стратегии можно нарабатывать и т.п.
По теории Берна, мальчики получают от мамы инструкцию «что делать», от папы – «как это делать». Девочки от папы получают инструкцию «что делать», от мамы – «как». Эти инструкции могут быть противоположными. В таких случаях человек «разрывается» между этими амбивалентными посланиями и поведение его часто непредсказуемо, что он в себе часто не замечает.
Одна моя клиентка обратилась с запросом: «Почему на одних женятся, а с другими (со мной) спят, встречаются, но ничего больше?..» Во время работы по этому раскладу у нее получилось, что папа дал послание: «Будь выше мужчин, пренебрегай ими» (одна карта). Поясняя эту ассоциацию, она вспоминала, что отец всегда подчинялся маме, был очень стеснительным человеком. А от мамы она получала послание: «Идти на поводу у мужчин» (вторая карта). Мама ей часто повторяла, чтобы она не высовывалась со своим мнением, желаниями: «Делать надо то, что хотят другие». Карту она назвала «На поводу у чужих желаний».
Соединив вместе эти две карты, у клиентки получилась такая история: «На самом деле все получается именно так: с одной стороны, когда мне что-то нужно – помощь, поддержка, у меня включается «я сама». Я запросто могу сказать мужчине что-то вроде: «Без тебя обойдусь» или «Тебе это не по плечу». А еще всячески ему показываю, насколько я успешна в жизни, как у меня все клево получается. Но стоит ему заикнуться о его желании, я тут же бегу его исполнять, даже если он меня об этом не просит. Одним словом, если в три часа ночи мужчина скажет, что съел бы сейчас мороженое, то я побегу его покупать».
Затем мы с ней обсудили последствия этой стратегии: как это выглядит со стороны, как она себя бы чувствовала, если бы мужчина вел себя подобным образом. Вывод она сделала такой: «Если бы я была на месте мужчины, то чувствовала бы себя полным ничтожеством. Сначала мне бы казалось, что это любовь, а потом я бы начала злиться и использовать его – и морально, и материально, и сексуально. Что со мной и происходит. Меня используют».
В качестве антидота была выработана следующая стратегия (точнее, выработали три, это одна из них): научиться просить помощь, не испытывая чувства вины, когда кто-то что-то делает для клиентки, принимать это с благодарностью и спрашивать «чем можно отблагодарить». Если «цена» будет высокой или неприемлемой, предложить свою «цену».
Конечно, новые стратегии надо нарабатывать. Старые стратегии прочно закреплены в нейронных связях головного мозга. Они могут исчезнуть, только когда будет сформирована новая нейронная связь.
Для формирования новой устойчивой связи надо минимум 112 часов упорных тренировок. И эту информацию надо донести до клиента, чтобы у него не возникало иллюзий на «чудесное» исцеление. В кабинете психолога все только начинается, основная работа – за пределами кабинета.
Товары
Все
3
Mетафорические карты
3
Универсальные
3