Отрывок из книги "В плену у архетипов" (Н.В. Дмитриева, И.С. Богачек)
Разрабатывая теорию архетипов, К. Юнг описывал их как “представления, которые могут сильно варьироваться в деталях, не теряя своих основных рисунков...Они не имеют конкретного происхождения, воспроизводят себя в любое время или в любой части мира”. «Архетипы выражают врожденную полярность переживаний и эмоций, включающую положительные и отрицательные аспекты» . Архетипами, соответствующими ипостасям души, автор считал Принца, Воина, Короля, Мага и Шута -Трикстера. Юнг называет Трикстера предшественником Спасителя. «Он настолько не осознает себя, что даже в его теле нет единства: его руки дерутся друг с другом…он постоянно попадает то в одну, то в другую нелепую ситуацию… Его постоянно обводят вокруг пальца …Ему присуще огромное стремление к обучению». В «Мифологическом словаре» под Трикстером понимается «(англ. trickster - обманщик, ловкач) - архетип…комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника»...не подчиняющийся общим правилам поведения, ставящий задачей суть игрового процесса».
В работе «Трикстер и древнегреческая мифология» К. Кереньи характеризует трикстера как посредника между низшим и высшим…способным изменять облик под влиянием его двойственной природы.
По мнению Пола Радина, «У трикстера нет сознательных желаний…его поведение диктуется импульсами, над которыми он не властен. Он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, но, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение». Выделяя функции трикстера, автор пишет, что, во-первых, это возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями (безрассудными выходками трикстер способен поломать закоренелые существующие обычаи), во-вторых, трикстер - это огромный источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому, этот архетип часто «пробуждается» у подростков».
«Все архетипы имеют темный и светлый аспекты, имеет их и трикстер. Размышляя о взаимосвязи архетипов, К.Юнг связывает Шута с Тенью…капризной, властной, способной принимать различные формовоплощения, непостижимой в своем непостоянстве, причудах и прихотях…Тень имеет много общего с психологией Трикстера,.. обеспечивая побудительный импульс к преобразованию и изменению».
На полярность и двойственность Трикстера указывает И.А.Чеглова в работе «Театр архетипов». «Шут - регулятор психического напряжения. Не боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый - служит человеку и обществу, Чёрный - на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута - переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером - без собственной позиции и, в общем, без судьбы».
Юнг так же, как и предыдущие исследователи, относился к психике как к полярной энергетической системе, подпитывающейся от напряжения присутствующих в ней противоположностей. Поэтому, с его точки зрения, психика обратима, в ней не существует никаких закономерностей, которые нельзя было бы поставить «с ног на голову». «Единство психической природы лежит посередине, как живое единство водопада предстает в динамической связи верха и низа…Такой образ … отколот от сознания и поэтому ведет себя как автономная личность». Юнг считал, что Трикстер пребывает в психике в виде параллели индивидуальной Тени, за которой стоит Анима, способная очаровывать и овладевать (как и Трикстер). «Метафорой «стоит за тенью» я хочу конкретно проиллюстрировать тот факт, что в той степени, в какой тень признается и интегрируется в сознание, создается и проблема анимы, то есть отношения…Угрожающая и часто смешная фигура трикстера стоит в самом начале пути индивидуации».
Российский философ А.Г. Дугин в работе «Философия Политики» поясняет, что Трикстер:
Соглашаясь с позицией К.Юнга о том, что в Трикстере выражается теневая сторона сознания, автор продолжает: «Прибегая к трюкам, обману…, трикстер вызывает у людей восхищение, ужас, почтение и вместе с тем почти панибратское чувство близости, так как своими проделками он разом снимает напряжение».
«Действительно, -как считают Котова С.А. с соавт.,- архетип Трикстера выполняет важную функцию, создавая основу для позитивного мировосприятия, побуждая к получению наслаждения и удовольствий от жизни, обещая, что…можно получать удовольствие, проявлять творчество, иррациональность, сталкиваясь с повседневными ситуациями. Когда у человека активизируется архетип Шута, его желание - вернуть состояние легкой игривости отношений, которое было присуще ему в детстве. Шут позволяет «отпустить вожжи», расслабиться…учит умению жить сегодняшним днем, получать удовольствие от общения с окружающими, не слишком обременяя себя размышлениями о том, что они могут о нас подумать».
Таким образом, трикстер, как и любой другой архетип, имеет негативное и позитивное начало. В зависимости от ситуации, качаясь как маятник между разрушающим и созидающим полюсами, он ищет равновесие и гармонию, являясь триггером (источником) изменений и символом перемен. Соглашаясь с Юнгом, подчеркивающим полярность структуры психики как энергетической системы, заряжающейся от напряжения присущих ей противоположностей, мы используем энергию архетипа как терапевтический ресурс, а мотивирование как способ освобождения ресурса и подкрепление раскрывающихся в ходе терапии возможностей и способностей клиента.
Признанным авторитетом в этой области считается Мартин Бубер, выделяющий в личности человека позитивный и негативный полюсы с позиции оценочной категории «добро/зло», считающий задачей экзистенциальной терапии-подтверждение позитивного полюса-ресурса и отвержение негативного. Архетипическая терапия в отличии от экзистенциальной направлена на формирование умения пользоваться энергией того полюса архетипа, которая востребована в данный момент. Например, игривость, аутентичность и спонтанность (позитивный полюс архетипа Трикстера) необходимы для гармоничного функционирования Внутреннего Ребенка, а склонность к нарушению правил (негативный полюс) «выключает» навязчивое звучание голоса Внутреннего Критика (Внутреннего Родителя).
«Шут…наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти - потому что больше всего ему нравится нарушать правила. Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет быть импульсивными и спонтанными. И когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание - быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далёком детстве».
На преобразующую и исцеляющую роли Трикстера обращал внимание Proctor S., считавший его символом трансформации. «Преобразование бессмысленного в осмысленное открывает компенсаторную сущность этой фигуры, …обладающей уникальным потенциалом для исцеления и преобразования людей…Клоун выходит на реальность маргинализации и дает силы роста через юмор и смех…путем соединения людей между собой и с фантазией, открывая возможности, развязывая источник чистых эмоций...признавая противоречивость человеческого бытия через смех. Клоун… создает ощущение возможности перемен. Он стремится сбить с толку, обнаружить различие между иллюзией и действительностью...помогает преодолеть негативное или искаженное представление о собственном теле, о внутреннем образе Я, об отношениях с Другими…и тем самым ведет к инновационному, нетрадиционному восприятию и мышлению, помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Клоун, шут воплощает в себе фундаментальное противоречие нашего существования: противоречие между личностью и обществом, между свободой и ограничением.
Учитывая вышесказанное, мы используем архетипическую терапию и метафорические ассоциативные карты (МАК) в работе с разнообразными проблемами. В практической психологии и психотерапии еще не сложилось четкого определения МАК-терапии. Применение карт как эффективного инструмента воздействия показало общность этого направления с арт-терапией – «методом развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности, основной целью которого является гармонизация внутреннего состояния клиента». Поскольку основы арт -терапии не противоречат целям и задачам использования ассоциативных карт, мы применяем этот инструмент в работе с мотивом.
Как известно, под мотивацией понимается процесс стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей. Формула работы с мотивом включает шестиэтапное перемотивирование клиента с трансформацией мотивов неэффективного поведения в смысловой каркас здоровых и полезных действий. Используя метафору портного – это умение перекроить костюм так, чтобы он нравился клиенту и хорошо сидел.
Лингвистическая трактовка сути мотива позволяет рассматривать его как логическое выражение обоснования действия. В основе теории мотивов заложена концепция деятельностного подхода, в которой личность в целостном выражении воспринимается не как сумма переживаний, а как деятель. Отсюда критерием эффективности работы с мотивом является не столько трансформация мыслей, эмоций и ощущений, сколько оценка того, как изменилось поведение человека. Если, например, инфарктник после встречи с психологом начал жить по- другому, значит терапия была эффективной, если же он продолжает погоню за мнимыми ценностями на пути к другому инфаркту, значит работа оставляет желать лучшего.
Психолог влияет на мотивы клиента. Высшая степень эффективности терапии в умении сформировать совместно с клиентом знания о том, как будет меняться его жизнь, и, во-вторых, как с помощью нового мотива поведения он будет делать это самостоятельно.
В мотиве содержится указание на субъект и объект действия. Мишень терапии - мотив, в рамках которого описывается поведение. Человек как субъект деятельности обладает потребностями в свободе, силе, радости, любви, безопасности, выживании и др., что «на языке потребностей» выражает субъективность человека, выступающего субъектом своих потребностей. Следовательно, в теории мотивов человек является объектом собственных действий, эмоций, ощущений, мыслей. Таким образом, тремя главными компонентами мотива являются: субъект, объект действия и список условий реализации действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. На рисунке 1 представлены 4 условия реализации потребностей.

Одной из причин конфликта разницы мотивации может стать нарушение последовательности реализации этапов формулы мотивирования. Формула исключает воздействие на клиента и направлена на помощь в реорганизации поведения в формате личностно-ориентированной реконструктивной терапии, проводимой в шесть этапов: эксплорации мотива, инвентаризации, дифференциации, вербализации, амплификации и ратификации мотива.
Этап 1. Эксплорация -обнаружение мотива. В каждом высказывании клиента выявляется глубинный смысловой каркас, который имеет форму мотива. Выделяются смысл, ядро мотива, структура и цели поведения с помощью вопроса о том, что делает в жизни человек и почему он это делает. Ответ на вопрос «Зачем вы это делаете?» выражается в форме мотива.
Приведем пример. В.Ю.Завьялов описывает 800 мотивов употребления алкоголя. Клиенту с жалобой на алкоголизм задаем вопрос:
Психолог (П):Зачем вы употребляете алкоголь?
Клиент (К): Чтобы расслабиться после тяжелой работы.
Задача эксплорации-добиться ответа клиента, например, в такой форме:«Да, я пью после тяжелой работы».
Этап 2.Инвентаризация -переименование компонентов мотива с помощью подбора «новых названий инвентаря», включенных в ответ на вопрос: «Что это?». В ответах клиента, который пьет после тяжелой работы, выявляем смысл и множество значений двух событий: «я пью» и «тяжелая работа». Начинаем анализ с диагностики множества смысловых оттенков значения «пить».
П:Что означает для вас слово «пить»?
К:Возможность добиться удовольствия и эйфории.
Комментарии: Мотив: я домогаюсь эйфории от алкоголя. Мне проще домогаться кайфа от алкоголя, чем от общения с женой, которая меня не любит. Мотив домогательства-замена любви и соблазн получить с помощью алкоголя то, что я не могу получить другим способом. Аналогичным образом выявляем смысл и значение события «тяжелая работа».
П:Что означает для вас «тяжелая работа»? В чем ее тяжесть?
К:После работы возникает усталость и апатия.
П:Что мешает ее сменить?
К:Такой зарплаты я нигде не найду, правда, половина ее уходит на водку.
П:И как вы себя при этом чувствуете?
К:Плохо. На работе тяжело, дома еще хуже.
П:Может быть вы держитесь за эту работу для контраста? Чтобы встреча со скандальной женой по вечерам воспринималась как облегчение, по сравнению с работой?
К: Точно! Создавая контраст, я борюсь с апатией, усиливая в себе ощущение жизни. Получается, что мне нужна тяжелая работа, чтобы почувствовать разницу.
П:Правильно ли я поняла, что возвращение домой после работы вызывает смену состояний с очень негативного на менее негативное ? Что вы чувствуете?
К:Что-то вроде радости.
П:Если мысли о жене в конце работы вызывают душевный подъем, зачем вам алкоголь?
К: После работы я чувствую себя мертвым, поэтому пью, чтобы оживить себя, свои чувства и мысли.
П:А нельзя ли это сделать другим способом? С помощью чая или интимной беседы с женой?
Примерно таким способом осуществляется перемотивирование: трансформация мотива пьянства в мотив оживления эмоций и мыслей от беседы с женой.
Этап 3. Дифференциация - отделение цели поведения от способа действия. Человек убеждается, что может сделать все, что хочет, но в другой форме. Субъект и объект остаются прежними, меняется только способ и условия мотива. Делать мишенью терапии субъект -это ошибка. В приведенном примере в обращении к клиенту она звучала бы так: «Тебя просто так любить не будут. Прекрати пить и тогда тебя полюбит жена». Блокировать желание клиента удовлетворить нормальную потребность в любви нельзя.
Этап 4. Вербализация- новая развернутая речевая формулировка старого мотива, которая расширяет поле его значения и смысл. Поиск способа, позволяющего словесно выразить все компоненты мотива, чтобы вновь подобранное слово позволило прочувствовать всю глубину смысловой игры.
Приведем пример. У клиентов с алекситимией слово перестает обладать выразительностью, приобретая ничего не выражающую форму, поэтому мышление теряет связь с событиями и с глубинными жизненными процессами. Причина психосоматики-в утрате эмоционального значения слов. Слова и мышление становятся «не живыми», а формальными, автоматическими. Таким образом, вербализация-это такое использование слов, которое обеспечивает возможность сохранить их многозначность и многоосмысленность.
Этап 5. Амплификация-расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения в контексте предвосхищения потенциальных возможностей клиента и их использования для решения проблемы. Задача- помочь осознать, что случится с клиентом при наличии именно такого мотива.
Этап 6. Ратификация -подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса. Психотерапия возможна только потому, что в человеке есть здоровое начало, которое подтверждается разными способами. Ратификация означает не то, что мы внесли какие-то изменения в личность клиента, а то, что использование выявленных ресурсов открывает ему семафор, подтверждая, что здоровое начало -непременный атрибут его личности.
В результате реализации шести этапов формулы мотивирования у человека появляется связь всех компонентов мотива, что является критерием окончания терапии. В приведенном примере мужчины, пьющего после работы, мы расширили поле его сознания и он принял решение улучшить отношения с женой в надежде получить ее внимание и любовь. Важно, чтобы человек обрел способность мыслить полными схемами действия, помогающих самостоятельно организовать свою жизнь под руководством адекватных алгоритмов управления. Задача терапии – помочь в создании эффективных схем самоуправления, т.к. человеку, способному управлять собой, никакая терапия не нужна.
Для демонстрации эффективности использования энергии доминантного архетипа Трикстера в трансформации мотива приводим фрагменты двух сессий, направленных на перемотивирование.
К нам обратилась 35-летняя женщина-исполнительный директор компании по организации досуга. Год назад развелась с мужем, который после раздела квартиры «выселил ее в комнату в коммуналке старого дома на первом этаже». Жалобы на бессонницу, тревогу и страх соседей по квартире, которые «пьют, дебоширят, дерутся, пытаются вломиться к ней в комнату». Денег на покупку другого жилья у клиентки нет, вариантов смены жилья тоже нет, а и жить в этой комнате она не может из-за страха соседей, которые ей угрожают.
Психолог (П):Почему они вам угрожают?
Клиентка (К): Я подсмеиваюсь над ними, а когда достают своим пьянством, кричу и устраиваю истерики.
П: Чего вы хотите?
К: Я не знаю, что делать! Так жить я больше не могу и переехать тоже не могу.
Комментарии: если нельзя изменить место жительства, остается полюбить свою комнату, следуя известной фразе о том, что, если не можешь изменить обстоятельства, меняй отношение к ним. Задача терапии − трансформация мотива «срочно переехать», невыполнимого в сегодняшней реальности клиентки, в другой мотив, успокаивающий и меняющий взгляд на проблему. Используем формулу мотивирования, но сначала просим выбрать из набора «ОН» в открытую и описать две карты, отражающие ее актуальное (карта 1) и желаемое (карта 2) состояния.
К: На карте 1 − это я. Как вспомню про свое темное и убогое жилье, чернею на глазах, становится тяжело на душе, а я люблю жить легко.
П:Как часто вы испытываете тяжесть?
К:С детства. Мне нравилось выводить родителей из себя. Помню, как они объявили мне бойкот, когда я в 12 лет выкрасила волосы в рыжий цвет, а потом тут же перекрасила их в голубой. Им хотелось иметь тихую, послушную дочку-ботаника, а получили капризную, помешанную на переодеваниях актрису с эксцетрическими выходками. Мама говорила, что я не ребенок, а чертененок. Люблю театр, веселье, представления. Я и работу себе выбрала по этому принципу.
П:Вам 35 лет. А на какой возраст вы психологически себя чувствуете?
К:Лет на 12.
Карта 2 − это мое будущее. Когда темень пройдет, я буду как это солнце – яркое, веселое и очаровательное.
П::Вам нравится очаровывать?
К:Конечно. В этом и смысл игры отношений. Я люблю мужчин, а они любят легких, необременяющих, околдовывающих своей непредсказуемостью интересных женщин.
П:Как давно вы наблюдаете в себе эти качества и как при этом себя чувствуете?
К:Превосходно. Я такая с детства. Многих достает мое поведение, как и моего бывшего мужа. Когда он влюбился, то сразу сделал предложение, несмотря на то, что его раздражали и моя детскость, и хвастовство, и экстравагантность. Я люблю повеселиться, покапризничать, жить одним днем, не думая о будущем.
П:Почему вы расстались?
К:Из-за моей импульсивности. Иногда меня как волной подбрасывает и я делаю то, о чем жалею. Муж говорил, что моя левая нога не знает, что хочет правая.
П:Как себя чувствуете после развода?
К:Нормально. Жаль, что в очередной раз прокололась из-за своей глупости и попала впросак. Квартиру -то покупали мои родители, а он обманул меня и выпихнул жить в кладовку. Получилось, как в сказке: «Пустил заяц лису в свой дом жить, а она его и выгнала».
Комментарии: Анализ полученной информации позволил сделать вывод о доминировании в структуре психики клиентки архетипа Трикстера, о чем свидетельствуют: склонность к капризам, перевоплощениям, причудам, эксцентрическим выходкам, экстравагантность, стремление жить легко, любовь к театру, веселью, выбор работы, связанной с организацией зрелищ. Клиентке нравится очаровывать и околдовывать, заводить игривые, необременяющие отношения. Ей присуще желание прихвастнуть и жить «одним днем». Под влиянием энергии архетипа, которую она описывает как «взявшуюся ни откуда волну», она совершает импульсивные «поступки, о которых жалеет». Считает себя глупым человеком, которого легко обмануть. Ощущение себя в возрасте 12 лет подтверждает психологическое «зависание» на линии времени в возрасте подростка.
Как упоминалось выше, П.Радин описывал архетип трикстера как «источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому этот архетип часто «пробуждается» у подростков» [12, с.264]. Поскольку К.Юнг считал трикстер архетипом, стоящим в самом начале пути индивидуации и трансформации» [14, 20], мы использовали его энергию для трансформации мотивов клиентки, которая осуществлялась в несколько этапов:
Этап 1. Эксплорация − Выявляем смысл мотива и цель поведения. Рассказывая про рисунок на карте 1, про негативные мысли, чувства и ощущения, женщина сообщила, что злится на себя за то, что позволила мужу поселить ее в такую жуткую комнату и хочет немедленно переехать.
Задача− экстериоризировать переживания (вывести их наружу с помощью карт), анализировать слова, эмоции, ощущения и поведение.
Этап 2. Инвентаризация − переименование компонентов мотива, подбор новых названий. К первоначальным компонентам мотива относились: «недовольство жуткой комнатой» и «желание немедленно переехать». Отыскиваем в полученных от клиентки ассоциациях, иллюстрирующих образы на картах, скрытую в бессознательном информацию. Например, жалуясь на комнату, она явно подразумевает что-то другое. В негативном образе комнаты содержится символ какой-то другой ситуации, отражающей неудовлетворенную потребность. Можно предположить, что на сознательном уровне речь идет о недовольстве комнатой, а на бессознательном − о недовольстве собой.
К: Желание сбежать от соседей обостряется, когда иду по улице, залитой солнцем. В моей комнате жуткая темень. Свет заслоняет киоск по продаже пива и пивные алкоголики вокруг него.
П: Что мешает изменить отношение к комнате и начать воспринимать ее позитивно? Смена восприятия активизирует часть головного мозга, отвечающую за ощущение радости жизни [16]. Выберите карту, отвечающую на этот вопрос.
К: Негативное представление о ней. Живу как в хлеву, да и соседи постоянно угрожают расправой за мою агрессию.
Отвечая на вопрос, что мешает перейти от негативного состояния к желаемому гармоничному (солнце на карте 2), клиентка называет причину − поведение пьющих соседей (увиденный ею на карте 3 лежащий на столе стакан с разлитой водкой).

Комментарии: выявляем цель поведения и ядро мотива − поиск безопасного места обитания. По словам клиентки, «эта комната опасна, т.к. рядом алкоголики».
Таким образом, о начале процесса перемотивирования свидетельствует изменение названия первоначального компонента мотива «недовольство жуткой комнатой», которое в ходе работы сменились на «недовольство собой».
Этап 3. Дифференциация − отделение цели поведения от способа действия. Согласившись с ядром мотива − поиск безопасного места обитания, женщина осознала, что деться из этой комнаты ей пока некуда, поэтому выбрала способ поведения: научиться получать удовольствие от жизни в имеющихся условиях. Однако реализации этой цели и желания успокоиться мешает страх, вызванный отсутствием доверия к людям. Поскольку пространство квартиры не вызывает доверия, ядром мотива становится степень доверия к окружению, которая может расти или снижаться в зависимости от разницы в восприятии.
П: Что означает для вас доверие? Выберите в открытую карту, ассоциирующуюся с этим понятием.

К: На карте 4 отражена безопасность. Мама качает меня на руках.
П: Как получить ощущение безопасности без мамы?
К:Надо, чтобы покачал и приласкал кто-нибудь другой, например, любимый мужчина. Вот подумала о любви и испытала ощущение блаженства.
П: Когда в твоей комнате тебя качают на руках, разве имеет значение ее размер? Какая разница, где тебя качают: в разомкнутом пространстве моря или сомкнутом пространстве комнаты.
К:Согласна. Все дело в доверии. Главное − ни где качают, а кто.
Комментарии: в смысловом потоке клиентки обнаружили цель поведения – поисковая активность с задачей-найти то (того), чему (кому) можно довериться.
К: Пока могу довериться только себе. Но я себе перестала нравиться. Даже муж меня бросил, обвинив в детскости и несерьезности. Хочу развиваться дальше и научиться доверять людям.
Комментарии: ядро мотива − научиться чувствовать доверие со стороны среды и социума, которые окружают. Суть перемотивирования: трансформация мотива «хочу переехать» в мотив «научиться чувствовать доверие».
Отвечая на вопрос, в чем для нее состоит выгода от зависания в негативном состоянии (карта 1), клиентка сообщила о возможности подтрунивать и смеяться над соседями (карта 5) и проявлять агрессию (карта 6), которой она не умеет ни управлять, ни проявлять другим способом. Еще одна выгода от пассивного поведения заключалась в возможности сбросить напряжение с помощью крика и истерик. В образе на карте 5 женщина увидела себя в образе саркастического клоуна, а на карте 6 -в виде «омерзительной, кричащей рожи».

П: И как вам этот образ?
К: Мне давно пора что-то делать со своей иронией и злостью. Обычно я ее прячу, но, если прорвется, сама себя ненавижу. Я ведь люблю людей, люблю побузить, потусоваться, правда друзей у меня маловато.
П:Может быть из-за конфликта? Вы, с одной стороны, нуждаетесь в доверии и общении, а, с другой, с ваших слов, не очень интересуетесь мнением окружающих.
К:Наверное, так.
Комментарии: после обсуждения позитивных и негативных черт клиентки, ее неадекватного самоотношения, она пришла к выводу о продолжении психотерапии.
П: Могу ли я предположить, что время, затрачиваемое на непродуктивные переживания по поводу невозможности немедленно переехать, целесообразнее потратить на метафорический «переезд» из не устраивающих вас характеристик вашей личности к другим, позволившим в будущем удовлетворить, например, потребность в развитии?
К: Да.
П: Каким способом вы будете это делать?
Комментарии: перечислив несколько вариантов действий в желаемом направлении, женщина осознала, что может удовлетворить свою потребность жить весело, легко и доверять людям, но другими способами.
Этап 4. Вербализация − новая формулировка старого мотива, расширяющая поле его значения и смысл.
П: Ваша комната хотя бы иногда напоминает пространство, которому можно доверять?
К: Да. Когда на улице жарко, у меня прохладно и мне становится хорошо. Рядом с моим окном растет красивый зеленый тополь. Я люблю смотреть на него. Это меня успокаивает.
П: Что конкретно вы можете делать с целью обретения спокойствия и доверия? Выберите карту, обозначающую свои действия.

К: На карте 7 человек, похожий на Диогена, который днем ходил с зажженным фонарем по улицам и кричал: «Ищу человека». Вот и мне надо найти в себе что-то серьезное и настоящее. Пока я только в начале пути.
П:: У вас по-прежнему доминирует желание сменить квартиру, или вы можете по желанию переключаться на зелень листвы и прохладу?
К: Постарюсь. Но как быть с шумом и хлопаньем дверей соседями, с их криками, что они меня убьют?
П: Но ведь пока не убили. Иногда и хлопанье дверей может успокаивать. Звук помогает ощущать присутствие других людей. Они скандалят, а вы в безопасности.
К: Согласна, это создает дополнительный комфорт. Рано утром соседи убегают на работу, а я могу понежиться в кровати и помечтать в тишине. Кровать стоит у окна и с этого ракурса видна только зелень дерева.
П: Скажите, прямо сейчас, вы хотите сменить квартиру, или сможете какое-то время потерпеть?
К: Могу потерпеть год − два. Может быть выйду удачно замуж, но скорее всего придется самой зарабатывать на жилье.
Комментарии: таким образом, женщина ощутила разницу между первоначальными жалобой и мотивом поведения и изменившимся актуальным состоянием в результате перемены отношения к проблеме и трансформации «старого» мотива в новый.
Этап 5.Амплификация − расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения, предсказание последствий использования потенциальных возможностей клиентки в решении проблемы.
Комментарии: обнаружен универсальный смысл мотива − учиться доверию. Для здоровой личности ядерный мотив − это развитие личности, а размышления о том, в какой квартире она живет − частный случай этого мотива. Произошло универсальное «разворачивание» мотива в разных схемах: поиск ощущения комфорта и доверия в рабочем кабинете, в котором она проводит много времени и который занимает одна;
установление доверительных отношений с людьми; поиск лица или объекта, которому можно доверять.
Таким образом, произошла трансформация первоначального мотива: желание переехать сменилось на желание реализовать себя в тех сферах, которые доступны в данный момент, и не тратить время на негативные размышления. Дальнейшая задача терапии − помочь осознать, что случится с клиенткой при актуализации именно такого мотива. Произошла замена деструктивных мыслей на конструктивные размышления о собственном развитии.
К: Я поняла, что моя комната не так уж плоха. Если выстроить разумные границы в отношениях с соседями, она может стать безопасной, интимной зоной для встреч с теми, кому доверяю. В ней можно лежать и планировать будущее.
П: Достаньте из колоды три карты (8-10) − ресурсы, которые помогут осуществить желаемое, и расскажите о них.
Комментарии: женщина перечисляет обнаруженные ресурсы:
К: Карта 8 − кровать, лежа на которой можно мечтать и видеть в окно не пьяных алкашей, а зелень деревьев. Карта 9 − я стою одна. Мне хочется легких отношений, но люди от меня отвернулись. Если перестану «подкалывать», научусь доверять и налаживать контакты, то и отношения наладятся, и восприятие квартиры станет другим. Карта 10 – буду учиться дальше и моя работа станет еще более интересной и творческой.

Этап 6. Ратификация − подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса.
Критериями успеха терапии стали:
1.Переосмысление клиенткой мотивов, целей, потребностей и интересов.
2.Развитие навыков интроспекции, понимание того, что причиной проблемы явились и особенности психики клиентки, и история ее жизни, и внутриличностный конфликт. С одной стороны, женщина нуждается в доверии и общении, а, с другой, ее не интересует мнение окружающих. Осознание этого противоречия сформировало мотивацию на обретение навыков доверия и выстраивания конструктивных отношений с людьми с отказом от иронии и сарказма. Цель общения –сбросить напряжение с помощью крика и истерик, вызванных неуправляемыми внутренними импульсами, заменена на новую - учиться доверию.
3. Трансформация мотивов поведения: деструктивные мотивы (безудержное стремление к легкой, веселой жизни, безответственности и инфантилизму) заменены на противоположные.
4.Создание новой организации иерархии мотивов. Энергия одновременно активизированных нескольких значимых мотивов была трансформирована в главный мотив-творчества и саморазвития, который победил в борьбе мотивов, заняв вершинные позиции.
5. Перевод внешней мотивации (гетеромотивирования, когда мотивирует психолог) во внутреннюю мотивацию -самомотивирование -основу развития личности, предполагающую готовность к проявлению собственной активности вместо пассивного ожидания («а может быть я удачно выйду замуж»).
Таким образом, помощь в проговаривании осознанной цели, сути мотива и ожидаемых результатов поведения привела к трансформации мотива. Клиентка выступила в роли и субъекта − источника составления плана, и объекта, желающего распознать в себе объективно возникающие эмоциональные состояния и ресурсы. Получив одобрение психолога, который помог заглянуть в будущее, она вербализовала свое решение: «Успокойся, стань серьезнее, перестань высмеивать людей, потерпи, развивайся, реализуй себя, и все задуманное осуществится». Смена мотива активизировала мечты и создание позитивных образов будущего.
Использование формулы перемотивирования в решении проблемы позволило удерживать в ходе всего процесса терапии смысловой остов мотива, который «обрабатывался» не в логическом, а в образном варианте. Клиентка мотивировалась не на поиск нового жилья, а на саморазвитие и удовлетворение духовных потребностей, в результате чего она решила пока пожить в своей комнате, создавая не ложные цели, а истинные задачи саморазвития.
С целью перемотивирования клиентки использовалась техника «Мост».
Инструкция:
1. Из любой сюжетной колоды в открытую выбираются и описываются две карты (1, 2): актуальное и желаемое состояния.
2. Между ними выкладываются (желательно в закрытую) карты, ассоциирующиеся с ответами на вопросы:
Карта 3 − Что мешает перейти к желаемому состоянию?
Карты 5,6 − Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?
Карта 7 − Что нужно сделать для осуществления такого перехода?
Карты 8, 9,10 − какие ресурсы помогут реализовать желаемое?
Карты 1, 2, ассоциирующиеся у клиентки с актуальным (негативным) и желаемым (позитивным) состоянием. Карты 3, 5, 6,7 − ответы на вопросы: «Что мешает перейти к желаемому состоянию?» (Карта 3), «Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?» (Карты 5,6), «Что нужно сделать для осуществления такого перехода?» (Карта 7). Карты 8, 9,10 − ресурсы для реализации желаемых изменений.
Разрабатывая теорию архетипов, К. Юнг описывал их как “представления, которые могут сильно варьироваться в деталях, не теряя своих основных рисунков...Они не имеют конкретного происхождения, воспроизводят себя в любое время или в любой части мира”. «Архетипы выражают врожденную полярность переживаний и эмоций, включающую положительные и отрицательные аспекты» . Архетипами, соответствующими ипостасям души, автор считал Принца, Воина, Короля, Мага и Шута -Трикстера. Юнг называет Трикстера предшественником Спасителя. «Он настолько не осознает себя, что даже в его теле нет единства: его руки дерутся друг с другом…он постоянно попадает то в одну, то в другую нелепую ситуацию… Его постоянно обводят вокруг пальца …Ему присуще огромное стремление к обучению». В «Мифологическом словаре» под Трикстером понимается «(англ. trickster - обманщик, ловкач) - архетип…комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника»...не подчиняющийся общим правилам поведения, ставящий задачей суть игрового процесса».
В работе «Трикстер и древнегреческая мифология» К. Кереньи характеризует трикстера как посредника между низшим и высшим…способным изменять облик под влиянием его двойственной природы.
По мнению Пола Радина, «У трикстера нет сознательных желаний…его поведение диктуется импульсами, над которыми он не властен. Он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, но, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение». Выделяя функции трикстера, автор пишет, что, во-первых, это возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями (безрассудными выходками трикстер способен поломать закоренелые существующие обычаи), во-вторых, трикстер - это огромный источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому, этот архетип часто «пробуждается» у подростков».
«Все архетипы имеют темный и светлый аспекты, имеет их и трикстер. Размышляя о взаимосвязи архетипов, К.Юнг связывает Шута с Тенью…капризной, властной, способной принимать различные формовоплощения, непостижимой в своем непостоянстве, причудах и прихотях…Тень имеет много общего с психологией Трикстера,.. обеспечивая побудительный импульс к преобразованию и изменению».
На полярность и двойственность Трикстера указывает И.А.Чеглова в работе «Театр архетипов». «Шут - регулятор психического напряжения. Не боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый - служит человеку и обществу, Чёрный - на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута - переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером - без собственной позиции и, в общем, без судьбы».
Юнг так же, как и предыдущие исследователи, относился к психике как к полярной энергетической системе, подпитывающейся от напряжения присутствующих в ней противоположностей. Поэтому, с его точки зрения, психика обратима, в ней не существует никаких закономерностей, которые нельзя было бы поставить «с ног на голову». «Единство психической природы лежит посередине, как живое единство водопада предстает в динамической связи верха и низа…Такой образ … отколот от сознания и поэтому ведет себя как автономная личность». Юнг считал, что Трикстер пребывает в психике в виде параллели индивидуальной Тени, за которой стоит Анима, способная очаровывать и овладевать (как и Трикстер). «Метафорой «стоит за тенью» я хочу конкретно проиллюстрировать тот факт, что в той степени, в какой тень признается и интегрируется в сознание, создается и проблема анимы, то есть отношения…Угрожающая и часто смешная фигура трикстера стоит в самом начале пути индивидуации».
Российский философ А.Г. Дугин в работе «Философия Политики» поясняет, что Трикстер:
- «вовлекает людей…в ситуации, чей исход и логика оказываются неожиданными и опрокидывают естественные ожидания и надежды;
- осуществляет действия, смысл которых непонятен окружающим;
- меняет свои обличья, выдавая себя не за того, кто он есть;
- нарушает табу, действуя неоправданно грубо, причем эти действия не имеют видимого логического обоснования» .
Соглашаясь с позицией К.Юнга о том, что в Трикстере выражается теневая сторона сознания, автор продолжает: «Прибегая к трюкам, обману…, трикстер вызывает у людей восхищение, ужас, почтение и вместе с тем почти панибратское чувство близости, так как своими проделками он разом снимает напряжение».
«Действительно, -как считают Котова С.А. с соавт.,- архетип Трикстера выполняет важную функцию, создавая основу для позитивного мировосприятия, побуждая к получению наслаждения и удовольствий от жизни, обещая, что…можно получать удовольствие, проявлять творчество, иррациональность, сталкиваясь с повседневными ситуациями. Когда у человека активизируется архетип Шута, его желание - вернуть состояние легкой игривости отношений, которое было присуще ему в детстве. Шут позволяет «отпустить вожжи», расслабиться…учит умению жить сегодняшним днем, получать удовольствие от общения с окружающими, не слишком обременяя себя размышлениями о том, что они могут о нас подумать».
Таким образом, трикстер, как и любой другой архетип, имеет негативное и позитивное начало. В зависимости от ситуации, качаясь как маятник между разрушающим и созидающим полюсами, он ищет равновесие и гармонию, являясь триггером (источником) изменений и символом перемен. Соглашаясь с Юнгом, подчеркивающим полярность структуры психики как энергетической системы, заряжающейся от напряжения присущих ей противоположностей, мы используем энергию архетипа как терапевтический ресурс, а мотивирование как способ освобождения ресурса и подкрепление раскрывающихся в ходе терапии возможностей и способностей клиента.
Признанным авторитетом в этой области считается Мартин Бубер, выделяющий в личности человека позитивный и негативный полюсы с позиции оценочной категории «добро/зло», считающий задачей экзистенциальной терапии-подтверждение позитивного полюса-ресурса и отвержение негативного. Архетипическая терапия в отличии от экзистенциальной направлена на формирование умения пользоваться энергией того полюса архетипа, которая востребована в данный момент. Например, игривость, аутентичность и спонтанность (позитивный полюс архетипа Трикстера) необходимы для гармоничного функционирования Внутреннего Ребенка, а склонность к нарушению правил (негативный полюс) «выключает» навязчивое звучание голоса Внутреннего Критика (Внутреннего Родителя).
«Шут…наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти - потому что больше всего ему нравится нарушать правила. Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет быть импульсивными и спонтанными. И когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание - быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далёком детстве».
На преобразующую и исцеляющую роли Трикстера обращал внимание Proctor S., считавший его символом трансформации. «Преобразование бессмысленного в осмысленное открывает компенсаторную сущность этой фигуры, …обладающей уникальным потенциалом для исцеления и преобразования людей…Клоун выходит на реальность маргинализации и дает силы роста через юмор и смех…путем соединения людей между собой и с фантазией, открывая возможности, развязывая источник чистых эмоций...признавая противоречивость человеческого бытия через смех. Клоун… создает ощущение возможности перемен. Он стремится сбить с толку, обнаружить различие между иллюзией и действительностью...помогает преодолеть негативное или искаженное представление о собственном теле, о внутреннем образе Я, об отношениях с Другими…и тем самым ведет к инновационному, нетрадиционному восприятию и мышлению, помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Клоун, шут воплощает в себе фундаментальное противоречие нашего существования: противоречие между личностью и обществом, между свободой и ограничением.
Учитывая вышесказанное, мы используем архетипическую терапию и метафорические ассоциативные карты (МАК) в работе с разнообразными проблемами. В практической психологии и психотерапии еще не сложилось четкого определения МАК-терапии. Применение карт как эффективного инструмента воздействия показало общность этого направления с арт-терапией – «методом развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности, основной целью которого является гармонизация внутреннего состояния клиента». Поскольку основы арт -терапии не противоречат целям и задачам использования ассоциативных карт, мы применяем этот инструмент в работе с мотивом.
Как известно, под мотивацией понимается процесс стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей. Формула работы с мотивом включает шестиэтапное перемотивирование клиента с трансформацией мотивов неэффективного поведения в смысловой каркас здоровых и полезных действий. Используя метафору портного – это умение перекроить костюм так, чтобы он нравился клиенту и хорошо сидел.
Лингвистическая трактовка сути мотива позволяет рассматривать его как логическое выражение обоснования действия. В основе теории мотивов заложена концепция деятельностного подхода, в которой личность в целостном выражении воспринимается не как сумма переживаний, а как деятель. Отсюда критерием эффективности работы с мотивом является не столько трансформация мыслей, эмоций и ощущений, сколько оценка того, как изменилось поведение человека. Если, например, инфарктник после встречи с психологом начал жить по- другому, значит терапия была эффективной, если же он продолжает погоню за мнимыми ценностями на пути к другому инфаркту, значит работа оставляет желать лучшего.
Психолог влияет на мотивы клиента. Высшая степень эффективности терапии в умении сформировать совместно с клиентом знания о том, как будет меняться его жизнь, и, во-вторых, как с помощью нового мотива поведения он будет делать это самостоятельно.
В мотиве содержится указание на субъект и объект действия. Мишень терапии - мотив, в рамках которого описывается поведение. Человек как субъект деятельности обладает потребностями в свободе, силе, радости, любви, безопасности, выживании и др., что «на языке потребностей» выражает субъективность человека, выступающего субъектом своих потребностей. Следовательно, в теории мотивов человек является объектом собственных действий, эмоций, ощущений, мыслей. Таким образом, тремя главными компонентами мотива являются: субъект, объект действия и список условий реализации действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. На рисунке 1 представлены 4 условия реализации потребностей.

Одной из причин конфликта разницы мотивации может стать нарушение последовательности реализации этапов формулы мотивирования. Формула исключает воздействие на клиента и направлена на помощь в реорганизации поведения в формате личностно-ориентированной реконструктивной терапии, проводимой в шесть этапов: эксплорации мотива, инвентаризации, дифференциации, вербализации, амплификации и ратификации мотива.
Этап 1. Эксплорация -обнаружение мотива. В каждом высказывании клиента выявляется глубинный смысловой каркас, который имеет форму мотива. Выделяются смысл, ядро мотива, структура и цели поведения с помощью вопроса о том, что делает в жизни человек и почему он это делает. Ответ на вопрос «Зачем вы это делаете?» выражается в форме мотива.
Приведем пример. В.Ю.Завьялов описывает 800 мотивов употребления алкоголя. Клиенту с жалобой на алкоголизм задаем вопрос:
Психолог (П):Зачем вы употребляете алкоголь?
Клиент (К): Чтобы расслабиться после тяжелой работы.
Задача эксплорации-добиться ответа клиента, например, в такой форме:«Да, я пью после тяжелой работы».
Этап 2.Инвентаризация -переименование компонентов мотива с помощью подбора «новых названий инвентаря», включенных в ответ на вопрос: «Что это?». В ответах клиента, который пьет после тяжелой работы, выявляем смысл и множество значений двух событий: «я пью» и «тяжелая работа». Начинаем анализ с диагностики множества смысловых оттенков значения «пить».
П:Что означает для вас слово «пить»?
К:Возможность добиться удовольствия и эйфории.
Комментарии: Мотив: я домогаюсь эйфории от алкоголя. Мне проще домогаться кайфа от алкоголя, чем от общения с женой, которая меня не любит. Мотив домогательства-замена любви и соблазн получить с помощью алкоголя то, что я не могу получить другим способом. Аналогичным образом выявляем смысл и значение события «тяжелая работа».
П:Что означает для вас «тяжелая работа»? В чем ее тяжесть?
К:После работы возникает усталость и апатия.
П:Что мешает ее сменить?
К:Такой зарплаты я нигде не найду, правда, половина ее уходит на водку.
П:И как вы себя при этом чувствуете?
К:Плохо. На работе тяжело, дома еще хуже.
П:Может быть вы держитесь за эту работу для контраста? Чтобы встреча со скандальной женой по вечерам воспринималась как облегчение, по сравнению с работой?
К: Точно! Создавая контраст, я борюсь с апатией, усиливая в себе ощущение жизни. Получается, что мне нужна тяжелая работа, чтобы почувствовать разницу.
П:Правильно ли я поняла, что возвращение домой после работы вызывает смену состояний с очень негативного на менее негативное ? Что вы чувствуете?
К:Что-то вроде радости.
П:Если мысли о жене в конце работы вызывают душевный подъем, зачем вам алкоголь?
К: После работы я чувствую себя мертвым, поэтому пью, чтобы оживить себя, свои чувства и мысли.
П:А нельзя ли это сделать другим способом? С помощью чая или интимной беседы с женой?
Примерно таким способом осуществляется перемотивирование: трансформация мотива пьянства в мотив оживления эмоций и мыслей от беседы с женой.
Этап 3. Дифференциация - отделение цели поведения от способа действия. Человек убеждается, что может сделать все, что хочет, но в другой форме. Субъект и объект остаются прежними, меняется только способ и условия мотива. Делать мишенью терапии субъект -это ошибка. В приведенном примере в обращении к клиенту она звучала бы так: «Тебя просто так любить не будут. Прекрати пить и тогда тебя полюбит жена». Блокировать желание клиента удовлетворить нормальную потребность в любви нельзя.
Этап 4. Вербализация- новая развернутая речевая формулировка старого мотива, которая расширяет поле его значения и смысл. Поиск способа, позволяющего словесно выразить все компоненты мотива, чтобы вновь подобранное слово позволило прочувствовать всю глубину смысловой игры.
Приведем пример. У клиентов с алекситимией слово перестает обладать выразительностью, приобретая ничего не выражающую форму, поэтому мышление теряет связь с событиями и с глубинными жизненными процессами. Причина психосоматики-в утрате эмоционального значения слов. Слова и мышление становятся «не живыми», а формальными, автоматическими. Таким образом, вербализация-это такое использование слов, которое обеспечивает возможность сохранить их многозначность и многоосмысленность.
Этап 5. Амплификация-расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения в контексте предвосхищения потенциальных возможностей клиента и их использования для решения проблемы. Задача- помочь осознать, что случится с клиентом при наличии именно такого мотива.
Этап 6. Ратификация -подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса. Психотерапия возможна только потому, что в человеке есть здоровое начало, которое подтверждается разными способами. Ратификация означает не то, что мы внесли какие-то изменения в личность клиента, а то, что использование выявленных ресурсов открывает ему семафор, подтверждая, что здоровое начало -непременный атрибут его личности.
В результате реализации шести этапов формулы мотивирования у человека появляется связь всех компонентов мотива, что является критерием окончания терапии. В приведенном примере мужчины, пьющего после работы, мы расширили поле его сознания и он принял решение улучшить отношения с женой в надежде получить ее внимание и любовь. Важно, чтобы человек обрел способность мыслить полными схемами действия, помогающих самостоятельно организовать свою жизнь под руководством адекватных алгоритмов управления. Задача терапии – помочь в создании эффективных схем самоуправления, т.к. человеку, способному управлять собой, никакая терапия не нужна.
Для демонстрации эффективности использования энергии доминантного архетипа Трикстера в трансформации мотива приводим фрагменты двух сессий, направленных на перемотивирование.
К нам обратилась 35-летняя женщина-исполнительный директор компании по организации досуга. Год назад развелась с мужем, который после раздела квартиры «выселил ее в комнату в коммуналке старого дома на первом этаже». Жалобы на бессонницу, тревогу и страх соседей по квартире, которые «пьют, дебоширят, дерутся, пытаются вломиться к ней в комнату». Денег на покупку другого жилья у клиентки нет, вариантов смены жилья тоже нет, а и жить в этой комнате она не может из-за страха соседей, которые ей угрожают.
Психолог (П):Почему они вам угрожают?
Клиентка (К): Я подсмеиваюсь над ними, а когда достают своим пьянством, кричу и устраиваю истерики.
П: Чего вы хотите?
К: Я не знаю, что делать! Так жить я больше не могу и переехать тоже не могу.
Комментарии: если нельзя изменить место жительства, остается полюбить свою комнату, следуя известной фразе о том, что, если не можешь изменить обстоятельства, меняй отношение к ним. Задача терапии − трансформация мотива «срочно переехать», невыполнимого в сегодняшней реальности клиентки, в другой мотив, успокаивающий и меняющий взгляд на проблему. Используем формулу мотивирования, но сначала просим выбрать из набора «ОН» в открытую и описать две карты, отражающие ее актуальное (карта 1) и желаемое (карта 2) состояния.
Карта 1 и карта 2
К: На карте 1 − это я. Как вспомню про свое темное и убогое жилье, чернею на глазах, становится тяжело на душе, а я люблю жить легко.
П:Как часто вы испытываете тяжесть?
К:С детства. Мне нравилось выводить родителей из себя. Помню, как они объявили мне бойкот, когда я в 12 лет выкрасила волосы в рыжий цвет, а потом тут же перекрасила их в голубой. Им хотелось иметь тихую, послушную дочку-ботаника, а получили капризную, помешанную на переодеваниях актрису с эксцетрическими выходками. Мама говорила, что я не ребенок, а чертененок. Люблю театр, веселье, представления. Я и работу себе выбрала по этому принципу.
П:Вам 35 лет. А на какой возраст вы психологически себя чувствуете?
К:Лет на 12.
Карта 2 − это мое будущее. Когда темень пройдет, я буду как это солнце – яркое, веселое и очаровательное.
П::Вам нравится очаровывать?
К:Конечно. В этом и смысл игры отношений. Я люблю мужчин, а они любят легких, необременяющих, околдовывающих своей непредсказуемостью интересных женщин.
П:Как давно вы наблюдаете в себе эти качества и как при этом себя чувствуете?
К:Превосходно. Я такая с детства. Многих достает мое поведение, как и моего бывшего мужа. Когда он влюбился, то сразу сделал предложение, несмотря на то, что его раздражали и моя детскость, и хвастовство, и экстравагантность. Я люблю повеселиться, покапризничать, жить одним днем, не думая о будущем.
П:Почему вы расстались?
К:Из-за моей импульсивности. Иногда меня как волной подбрасывает и я делаю то, о чем жалею. Муж говорил, что моя левая нога не знает, что хочет правая.
П:Как себя чувствуете после развода?
К:Нормально. Жаль, что в очередной раз прокололась из-за своей глупости и попала впросак. Квартиру -то покупали мои родители, а он обманул меня и выпихнул жить в кладовку. Получилось, как в сказке: «Пустил заяц лису в свой дом жить, а она его и выгнала».
Комментарии: Анализ полученной информации позволил сделать вывод о доминировании в структуре психики клиентки архетипа Трикстера, о чем свидетельствуют: склонность к капризам, перевоплощениям, причудам, эксцентрическим выходкам, экстравагантность, стремление жить легко, любовь к театру, веселью, выбор работы, связанной с организацией зрелищ. Клиентке нравится очаровывать и околдовывать, заводить игривые, необременяющие отношения. Ей присуще желание прихвастнуть и жить «одним днем». Под влиянием энергии архетипа, которую она описывает как «взявшуюся ни откуда волну», она совершает импульсивные «поступки, о которых жалеет». Считает себя глупым человеком, которого легко обмануть. Ощущение себя в возрасте 12 лет подтверждает психологическое «зависание» на линии времени в возрасте подростка.
Как упоминалось выше, П.Радин описывал архетип трикстера как «источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому этот архетип часто «пробуждается» у подростков» [12, с.264]. Поскольку К.Юнг считал трикстер архетипом, стоящим в самом начале пути индивидуации и трансформации» [14, 20], мы использовали его энергию для трансформации мотивов клиентки, которая осуществлялась в несколько этапов:
Этап 1. Эксплорация − Выявляем смысл мотива и цель поведения. Рассказывая про рисунок на карте 1, про негативные мысли, чувства и ощущения, женщина сообщила, что злится на себя за то, что позволила мужу поселить ее в такую жуткую комнату и хочет немедленно переехать.
Задача− экстериоризировать переживания (вывести их наружу с помощью карт), анализировать слова, эмоции, ощущения и поведение.
Этап 2. Инвентаризация − переименование компонентов мотива, подбор новых названий. К первоначальным компонентам мотива относились: «недовольство жуткой комнатой» и «желание немедленно переехать». Отыскиваем в полученных от клиентки ассоциациях, иллюстрирующих образы на картах, скрытую в бессознательном информацию. Например, жалуясь на комнату, она явно подразумевает что-то другое. В негативном образе комнаты содержится символ какой-то другой ситуации, отражающей неудовлетворенную потребность. Можно предположить, что на сознательном уровне речь идет о недовольстве комнатой, а на бессознательном − о недовольстве собой.
К: Желание сбежать от соседей обостряется, когда иду по улице, залитой солнцем. В моей комнате жуткая темень. Свет заслоняет киоск по продаже пива и пивные алкоголики вокруг него.
П: Что мешает изменить отношение к комнате и начать воспринимать ее позитивно? Смена восприятия активизирует часть головного мозга, отвечающую за ощущение радости жизни [16]. Выберите карту, отвечающую на этот вопрос.
К: Негативное представление о ней. Живу как в хлеву, да и соседи постоянно угрожают расправой за мою агрессию.
Отвечая на вопрос, что мешает перейти от негативного состояния к желаемому гармоничному (солнце на карте 2), клиентка называет причину − поведение пьющих соседей (увиденный ею на карте 3 лежащий на столе стакан с разлитой водкой).

Карта 3
Комментарии: выявляем цель поведения и ядро мотива − поиск безопасного места обитания. По словам клиентки, «эта комната опасна, т.к. рядом алкоголики».
Таким образом, о начале процесса перемотивирования свидетельствует изменение названия первоначального компонента мотива «недовольство жуткой комнатой», которое в ходе работы сменились на «недовольство собой».
Этап 3. Дифференциация − отделение цели поведения от способа действия. Согласившись с ядром мотива − поиск безопасного места обитания, женщина осознала, что деться из этой комнаты ей пока некуда, поэтому выбрала способ поведения: научиться получать удовольствие от жизни в имеющихся условиях. Однако реализации этой цели и желания успокоиться мешает страх, вызванный отсутствием доверия к людям. Поскольку пространство квартиры не вызывает доверия, ядром мотива становится степень доверия к окружению, которая может расти или снижаться в зависимости от разницы в восприятии.
П: Что означает для вас доверие? Выберите в открытую карту, ассоциирующуюся с этим понятием.

Карта 4
К: На карте 4 отражена безопасность. Мама качает меня на руках.
П: Как получить ощущение безопасности без мамы?
К:Надо, чтобы покачал и приласкал кто-нибудь другой, например, любимый мужчина. Вот подумала о любви и испытала ощущение блаженства.
П: Когда в твоей комнате тебя качают на руках, разве имеет значение ее размер? Какая разница, где тебя качают: в разомкнутом пространстве моря или сомкнутом пространстве комнаты.
К:Согласна. Все дело в доверии. Главное − ни где качают, а кто.
Комментарии: в смысловом потоке клиентки обнаружили цель поведения – поисковая активность с задачей-найти то (того), чему (кому) можно довериться.
К: Пока могу довериться только себе. Но я себе перестала нравиться. Даже муж меня бросил, обвинив в детскости и несерьезности. Хочу развиваться дальше и научиться доверять людям.
Комментарии: ядро мотива − научиться чувствовать доверие со стороны среды и социума, которые окружают. Суть перемотивирования: трансформация мотива «хочу переехать» в мотив «научиться чувствовать доверие».
Отвечая на вопрос, в чем для нее состоит выгода от зависания в негативном состоянии (карта 1), клиентка сообщила о возможности подтрунивать и смеяться над соседями (карта 5) и проявлять агрессию (карта 6), которой она не умеет ни управлять, ни проявлять другим способом. Еще одна выгода от пассивного поведения заключалась в возможности сбросить напряжение с помощью крика и истерик. В образе на карте 5 женщина увидела себя в образе саркастического клоуна, а на карте 6 -в виде «омерзительной, кричащей рожи».

Карта 5 и карта 6
П: И как вам этот образ?
К: Мне давно пора что-то делать со своей иронией и злостью. Обычно я ее прячу, но, если прорвется, сама себя ненавижу. Я ведь люблю людей, люблю побузить, потусоваться, правда друзей у меня маловато.
П:Может быть из-за конфликта? Вы, с одной стороны, нуждаетесь в доверии и общении, а, с другой, с ваших слов, не очень интересуетесь мнением окружающих.
К:Наверное, так.
Комментарии: после обсуждения позитивных и негативных черт клиентки, ее неадекватного самоотношения, она пришла к выводу о продолжении психотерапии.
П: Могу ли я предположить, что время, затрачиваемое на непродуктивные переживания по поводу невозможности немедленно переехать, целесообразнее потратить на метафорический «переезд» из не устраивающих вас характеристик вашей личности к другим, позволившим в будущем удовлетворить, например, потребность в развитии?
К: Да.
П: Каким способом вы будете это делать?
Комментарии: перечислив несколько вариантов действий в желаемом направлении, женщина осознала, что может удовлетворить свою потребность жить весело, легко и доверять людям, но другими способами.
Этап 4. Вербализация − новая формулировка старого мотива, расширяющая поле его значения и смысл.
П: Ваша комната хотя бы иногда напоминает пространство, которому можно доверять?
К: Да. Когда на улице жарко, у меня прохладно и мне становится хорошо. Рядом с моим окном растет красивый зеленый тополь. Я люблю смотреть на него. Это меня успокаивает.
П: Что конкретно вы можете делать с целью обретения спокойствия и доверия? Выберите карту, обозначающую свои действия.

Карта 7
К: На карте 7 человек, похожий на Диогена, который днем ходил с зажженным фонарем по улицам и кричал: «Ищу человека». Вот и мне надо найти в себе что-то серьезное и настоящее. Пока я только в начале пути.
П:: У вас по-прежнему доминирует желание сменить квартиру, или вы можете по желанию переключаться на зелень листвы и прохладу?
К: Постарюсь. Но как быть с шумом и хлопаньем дверей соседями, с их криками, что они меня убьют?
П: Но ведь пока не убили. Иногда и хлопанье дверей может успокаивать. Звук помогает ощущать присутствие других людей. Они скандалят, а вы в безопасности.
К: Согласна, это создает дополнительный комфорт. Рано утром соседи убегают на работу, а я могу понежиться в кровати и помечтать в тишине. Кровать стоит у окна и с этого ракурса видна только зелень дерева.
П: Скажите, прямо сейчас, вы хотите сменить квартиру, или сможете какое-то время потерпеть?
К: Могу потерпеть год − два. Может быть выйду удачно замуж, но скорее всего придется самой зарабатывать на жилье.
Комментарии: таким образом, женщина ощутила разницу между первоначальными жалобой и мотивом поведения и изменившимся актуальным состоянием в результате перемены отношения к проблеме и трансформации «старого» мотива в новый.
Этап 5.Амплификация − расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения, предсказание последствий использования потенциальных возможностей клиентки в решении проблемы.
Комментарии: обнаружен универсальный смысл мотива − учиться доверию. Для здоровой личности ядерный мотив − это развитие личности, а размышления о том, в какой квартире она живет − частный случай этого мотива. Произошло универсальное «разворачивание» мотива в разных схемах: поиск ощущения комфорта и доверия в рабочем кабинете, в котором она проводит много времени и который занимает одна;
установление доверительных отношений с людьми; поиск лица или объекта, которому можно доверять.
Таким образом, произошла трансформация первоначального мотива: желание переехать сменилось на желание реализовать себя в тех сферах, которые доступны в данный момент, и не тратить время на негативные размышления. Дальнейшая задача терапии − помочь осознать, что случится с клиенткой при актуализации именно такого мотива. Произошла замена деструктивных мыслей на конструктивные размышления о собственном развитии.
К: Я поняла, что моя комната не так уж плоха. Если выстроить разумные границы в отношениях с соседями, она может стать безопасной, интимной зоной для встреч с теми, кому доверяю. В ней можно лежать и планировать будущее.
П: Достаньте из колоды три карты (8-10) − ресурсы, которые помогут осуществить желаемое, и расскажите о них.
Комментарии: женщина перечисляет обнаруженные ресурсы:
К: Карта 8 − кровать, лежа на которой можно мечтать и видеть в окно не пьяных алкашей, а зелень деревьев. Карта 9 − я стою одна. Мне хочется легких отношений, но люди от меня отвернулись. Если перестану «подкалывать», научусь доверять и налаживать контакты, то и отношения наладятся, и восприятие квартиры станет другим. Карта 10 – буду учиться дальше и моя работа станет еще более интересной и творческой.

Карта 8, карта 9 и карта 10
Этап 6. Ратификация − подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса.
Критериями успеха терапии стали:
1.Переосмысление клиенткой мотивов, целей, потребностей и интересов.
2.Развитие навыков интроспекции, понимание того, что причиной проблемы явились и особенности психики клиентки, и история ее жизни, и внутриличностный конфликт. С одной стороны, женщина нуждается в доверии и общении, а, с другой, ее не интересует мнение окружающих. Осознание этого противоречия сформировало мотивацию на обретение навыков доверия и выстраивания конструктивных отношений с людьми с отказом от иронии и сарказма. Цель общения –сбросить напряжение с помощью крика и истерик, вызванных неуправляемыми внутренними импульсами, заменена на новую - учиться доверию.
3. Трансформация мотивов поведения: деструктивные мотивы (безудержное стремление к легкой, веселой жизни, безответственности и инфантилизму) заменены на противоположные.
4.Создание новой организации иерархии мотивов. Энергия одновременно активизированных нескольких значимых мотивов была трансформирована в главный мотив-творчества и саморазвития, который победил в борьбе мотивов, заняв вершинные позиции.
5. Перевод внешней мотивации (гетеромотивирования, когда мотивирует психолог) во внутреннюю мотивацию -самомотивирование -основу развития личности, предполагающую готовность к проявлению собственной активности вместо пассивного ожидания («а может быть я удачно выйду замуж»).
Таким образом, помощь в проговаривании осознанной цели, сути мотива и ожидаемых результатов поведения привела к трансформации мотива. Клиентка выступила в роли и субъекта − источника составления плана, и объекта, желающего распознать в себе объективно возникающие эмоциональные состояния и ресурсы. Получив одобрение психолога, который помог заглянуть в будущее, она вербализовала свое решение: «Успокойся, стань серьезнее, перестань высмеивать людей, потерпи, развивайся, реализуй себя, и все задуманное осуществится». Смена мотива активизировала мечты и создание позитивных образов будущего.
Использование формулы перемотивирования в решении проблемы позволило удерживать в ходе всего процесса терапии смысловой остов мотива, который «обрабатывался» не в логическом, а в образном варианте. Клиентка мотивировалась не на поиск нового жилья, а на саморазвитие и удовлетворение духовных потребностей, в результате чего она решила пока пожить в своей комнате, создавая не ложные цели, а истинные задачи саморазвития.
С целью перемотивирования клиентки использовалась техника «Мост».
Инструкция:
1. Из любой сюжетной колоды в открытую выбираются и описываются две карты (1, 2): актуальное и желаемое состояния.
2. Между ними выкладываются (желательно в закрытую) карты, ассоциирующиеся с ответами на вопросы:
Карта 3 − Что мешает перейти к желаемому состоянию?
Карты 5,6 − Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?
Карта 7 − Что нужно сделать для осуществления такого перехода?
Карты 8, 9,10 − какие ресурсы помогут реализовать желаемое?
Карты 1, 2, ассоциирующиеся у клиентки с актуальным (негативным) и желаемым (позитивным) состоянием. Карты 3, 5, 6,7 − ответы на вопросы: «Что мешает перейти к желаемому состоянию?» (Карта 3), «Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?» (Карты 5,6), «Что нужно сделать для осуществления такого перехода?» (Карта 7). Карты 8, 9,10 − ресурсы для реализации желаемых изменений.