MACards - Метафорические ассоциативные карты
Интернет-магазин
Каталог
Mетафорические карты
Чувства, абстрактные, мандалы
Природа, животные
Дети, подростки, внутренний ребенок
Ресурсы
Универсальные
Отношения, секс
Женские, мужские
Травмы, кризисы, страхи
Род, предки, сценарии
Коучинговые
Портреты, архетипы, субличности
Сказочные
Деньги, бизнес, профессии
Другие
Психосоматика, тема веса
Моноколоды (Дороги, дома и др.)
Текстовые
Перинатальная тема
Комплекты колод
Книги, открытки
Книги по метафорическим картам
Рабочие тетради, альбомы
Психологическая литература
Психологические открытки
Арт-терапия, фототерапия, сказкотерапия, песочная терапия
Психологические игры
Для детей, подростков, семейные игры
Деньги, финансы, бизнес-игры
Отношения, секс
Самопознание, знакомство с внутренним миром
Цель, мечта, анализ ситуаций, событий
Профориентация
Психосоматика, коррекция веса
Методики, технологии, игровые платформы
Семейные сценарии, родовые программы
Для женщин
Ассоциативные игры
Универсальные
Специализированные игры
Продукты в электр. формате
Книги, пособия
Метафорические карты
Психологические игры
Программы для дистанционной работы
Модули для PSYCards (карты)
Модули для PSYCards (игры)
Аксессуары
Другое
Карты пустые
Кубики для игр
Кубики с изображениями
Мешочки, коробочки
Обучение
Обучение в индивидуальном формате
Обучение в электронном формате
Акции
Упражнения
Мероприятия
Mac-online
Как купить
Условия оплаты
Условия доставки
Правила возврата товара
Вопрос-ответ
Контакты
О компании
Новости и статьи
Отзывы
+7 (977) 820-09-11
Заказать звонок
Задать вопрос
Войти
  • Корзина0
  • Избранные товары0
help@macards.ru
г. Москва, ул. Митинская, д. 28, корп. 2
  • Вконтакте
  • YouTube
  • Viber
  • Viber
  • WhatsApp
Сверху над шапкой
MACards - Метафорические ассоциативные карты
+7 (977) 820-09-11
Войти
Избранные товары 0
Корзина 0
Каталог
  • Mетафорические карты
    Mетафорические карты
    • Чувства, абстрактные, мандалы
    • Природа, животные
    • Дети, подростки, внутренний ребенок
    • Ресурсы
    • Универсальные
    • Отношения, секс
    • Женские, мужские
    • Травмы, кризисы, страхи
    • Род, предки, сценарии
    • Коучинговые
    • Портреты, архетипы, субличности
    • Сказочные
    • Деньги, бизнес, профессии
    • Другие
    • Психосоматика, тема веса
    • Моноколоды (Дороги, дома и др.)
    • Текстовые
    • Перинатальная тема
    • Комплекты колод
    • +  ЕЩЕ 16
  • Книги, открытки
    Книги, открытки
    • Книги по метафорическим картам
    • Рабочие тетради, альбомы
    • Психологическая литература
    • Психологические открытки
    • Арт-терапия, фототерапия, сказкотерапия, песочная терапия
    • +  ЕЩЕ 2
  • Психологические игры
    Психологические игры
    • Для детей, подростков, семейные игры
    • Деньги, финансы, бизнес-игры
    • Отношения, секс
    • Самопознание, знакомство с внутренним миром
    • Цель, мечта, анализ ситуаций, событий
    • Профориентация
    • Психосоматика, коррекция веса
    • Методики, технологии, игровые платформы
    • Семейные сценарии, родовые программы
    • Для женщин
    • Ассоциативные игры
    • Универсальные
    • Специализированные игры
    • +  ЕЩЕ 10
  • Продукты в электр. формате
    Продукты в электр. формате
    • Книги, пособия
    • Метафорические карты
    • Психологические игры
    • Программы для дистанционной работы
    • Модули для PSYCards (карты)
    • Модули для PSYCards (игры)
    • +  ЕЩЕ 3
  • Аксессуары
    Аксессуары
    • Другое
    • Карты пустые
    • Кубики для игр
    • Кубики с изображениями
    • Мешочки, коробочки
    • +  ЕЩЕ 2
  • Обучение
    Обучение
    • Обучение в индивидуальном формате
    • Обучение в электронном формате
Акции
Упражнения
Мероприятия
Mac-online
Как купить
  • Условия оплаты
  • Условия доставки
  • Правила возврата товара
  • Вопрос-ответ
Контакты
  • О компании
  • Новости и статьи
  • Отзывы
+  ЕЩЕ
    MACards - Метафорические ассоциативные карты
    Каталог
    • Mетафорические карты
      Mетафорические карты
      • Чувства, абстрактные, мандалы
      • Природа, животные
      • Дети, подростки, внутренний ребенок
      • Ресурсы
      • Универсальные
      • Отношения, секс
      • Женские, мужские
      • Травмы, кризисы, страхи
      • Род, предки, сценарии
      • Коучинговые
      • Портреты, архетипы, субличности
      • Сказочные
      • Деньги, бизнес, профессии
      • Другие
      • Психосоматика, тема веса
      • Моноколоды (Дороги, дома и др.)
      • Текстовые
      • Перинатальная тема
      • Комплекты колод
      • +  ЕЩЕ 16
    • Книги, открытки
      Книги, открытки
      • Книги по метафорическим картам
      • Рабочие тетради, альбомы
      • Психологическая литература
      • Психологические открытки
      • Арт-терапия, фототерапия, сказкотерапия, песочная терапия
      • +  ЕЩЕ 2
    • Психологические игры
      Психологические игры
      • Для детей, подростков, семейные игры
      • Деньги, финансы, бизнес-игры
      • Отношения, секс
      • Самопознание, знакомство с внутренним миром
      • Цель, мечта, анализ ситуаций, событий
      • Профориентация
      • Психосоматика, коррекция веса
      • Методики, технологии, игровые платформы
      • Семейные сценарии, родовые программы
      • Для женщин
      • Ассоциативные игры
      • Универсальные
      • Специализированные игры
      • +  ЕЩЕ 10
    • Продукты в электр. формате
      Продукты в электр. формате
      • Книги, пособия
      • Метафорические карты
      • Психологические игры
      • Программы для дистанционной работы
      • Модули для PSYCards (карты)
      • Модули для PSYCards (игры)
      • +  ЕЩЕ 3
    • Аксессуары
      Аксессуары
      • Другое
      • Карты пустые
      • Кубики для игр
      • Кубики с изображениями
      • Мешочки, коробочки
      • +  ЕЩЕ 2
    • Обучение
      Обучение
      • Обучение в индивидуальном формате
      • Обучение в электронном формате
    Акции
    Упражнения
    Мероприятия
    Mac-online
    Как купить
    • Условия оплаты
    • Условия доставки
    • Правила возврата товара
    • Вопрос-ответ
    Контакты
    • О компании
    • Новости и статьи
    • Отзывы
    +  ЕЩЕ
      Избранные товары 0
      Корзина 0
      MACards - Метафорические ассоциативные карты
      Избранные товары 0 Корзина 0
      Телефоны
      +7 (977) 820-09-11
      г. Москва, ул. Митинская 28, корп.2
      Пн-пт 10:00-19:00, Сб 11:00-17:00
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Mетафорические карты
          • Назад
          • Mетафорические карты
          • Чувства, абстрактные, мандалы
          • Природа, животные
          • Дети, подростки, внутренний ребенок
          • Ресурсы
          • Универсальные
          • Отношения, секс
          • Женские, мужские
          • Травмы, кризисы, страхи
          • Род, предки, сценарии
          • Коучинговые
          • Портреты, архетипы, субличности
          • Сказочные
          • Деньги, бизнес, профессии
          • Другие
          • Психосоматика, тема веса
          • Моноколоды (Дороги, дома и др.)
          • Текстовые
          • Перинатальная тема
          • Комплекты колод
        • Книги, открытки
          • Назад
          • Книги, открытки
          • Книги по метафорическим картам
          • Рабочие тетради, альбомы
          • Психологическая литература
          • Психологические открытки
          • Арт-терапия, фототерапия, сказкотерапия, песочная терапия
        • Психологические игры
          • Назад
          • Психологические игры
          • Для детей, подростков, семейные игры
          • Деньги, финансы, бизнес-игры
          • Отношения, секс
          • Самопознание, знакомство с внутренним миром
          • Цель, мечта, анализ ситуаций, событий
          • Профориентация
          • Психосоматика, коррекция веса
          • Методики, технологии, игровые платформы
          • Семейные сценарии, родовые программы
          • Для женщин
          • Ассоциативные игры
          • Универсальные
          • Специализированные игры
        • Продукты в электр. формате
          • Назад
          • Продукты в электр. формате
          • Книги, пособия
          • Метафорические карты
          • Психологические игры
          • Программы для дистанционной работы
          • Модули для PSYCards (карты)
          • Модули для PSYCards (игры)
        • Аксессуары
          • Назад
          • Аксессуары
          • Другое
          • Карты пустые
          • Кубики для игр
          • Кубики с изображениями
          • Мешочки, коробочки
        • Обучение
          • Назад
          • Обучение
          • Обучение в индивидуальном формате
          • Обучение в электронном формате
      • Акции
      • Упражнения
      • Мероприятия
      • Mac-online
      • Как купить
        • Назад
        • Как купить
        • Условия оплаты
        • Условия доставки
        • Правила возврата товара
        • Вопрос-ответ
      • Контакты
        • Назад
        • Контакты
        • О компании
        • Новости и статьи
        • Отзывы
      • Личный кабинет
      • Корзина0
      • Избранные товары0
      • +7 (977) 820-09-11
      Контактная информация
      г. Москва, ул. Митинская, д. 28, корп. 2
      help@macards.ru
      • Вконтакте
      • YouTube
      • Viber
      • Viber
      • WhatsApp

      Трикстер. Использование энергии архетипа в работе с мотивом.

      О компании
      —
      Новости и статьи
      —Трикстер. Использование энергии архетипа в работе с мотивом.
      Трикстер. Использование энергии архетипа в работе с мотивом.
      Отрывок из книги "В плену у архетипов" (Н.В. Дмитриева, И.С. Богачек)

      Разрабатывая теорию архетипов, К. Юнг описывал их как “представления, которые могут сильно варьироваться в деталях, не теряя своих основных рисунков...Они не имеют конкретного происхождения, воспроизводят себя в любое время или в любой части мира”. «Архетипы выражают врожденную полярность переживаний и эмоций, включающую положительные и отрицательные аспекты» . Архетипами, соответствующими ипостасям души, автор считал Принца, Воина, Короля, Мага и Шута -Трикстера. Юнг называет Трикстера предшественником Спасителя. «Он настолько не осознает себя, что даже в его теле нет единства: его руки дерутся друг с другом…он постоянно попадает то в одну, то в другую нелепую ситуацию… Его постоянно обводят вокруг пальца …Ему присуще огромное стремление к обучению». В «Мифологическом словаре» под Трикстером понимается «(англ. trickster - обманщик, ловкач) - архетип…комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника»...не подчиняющийся общим правилам поведения, ставящий задачей суть игрового процесса».

      В работе «Трикстер и древнегреческая мифология» К. Кереньи характеризует трикстера как посредника между низшим и высшим…способным изменять облик под влиянием его двойственной природы.

      По мнению Пола Радина, «У трикстера нет сознательных желаний…его поведение диктуется импульсами, над которыми он не властен. Он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, но, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение». Выделяя функции трикстера, автор пишет, что, во-первых, это возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями (безрассудными выходками трикстер способен поломать закоренелые существующие обычаи), во-вторых, трикстер - это огромный источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому, этот архетип часто «пробуждается» у подростков».

      «Все архетипы имеют темный и светлый аспекты, имеет их и трикстер. Размышляя о взаимосвязи архетипов, К.Юнг связывает Шута с Тенью…капризной, властной, способной принимать различные формовоплощения, непостижимой в своем непостоянстве, причудах и прихотях…Тень имеет много общего с психологией Трикстера,.. обеспечивая побудительный импульс к преобразованию и изменению».

      На полярность и двойственность Трикстера указывает И.А.Чеглова в работе «Театр архетипов». «Шут - регулятор психического напряжения. Не боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый - служит человеку и обществу, Чёрный - на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута - переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером - без собственной позиции и, в общем, без судьбы».

      Юнг так же, как и предыдущие исследователи, относился к психике как к полярной энергетической системе, подпитывающейся от напряжения присутствующих в ней противоположностей. Поэтому, с его точки зрения, психика обратима, в ней не существует никаких закономерностей, которые нельзя было бы поставить «с ног на голову». «Единство психической природы лежит посередине, как живое единство водопада предстает в динамической связи верха и низа…Такой образ … отколот от сознания и поэтому ведет себя как автономная личность». Юнг считал, что Трикстер пребывает в психике в виде параллели индивидуальной Тени, за которой стоит Анима, способная очаровывать и овладевать (как и Трикстер). «Метафорой «стоит за тенью» я хочу конкретно проиллюстрировать тот факт, что в той степени, в какой тень признается и интегрируется в сознание, создается и проблема анимы, то есть отношения…Угрожающая и часто смешная фигура трикстера стоит в самом начале пути индивидуации».

      Российский философ А.Г. Дугин в работе «Философия Политики» поясняет, что Трикстер:

      • «вовлекает людей…в ситуации, чей исход и логика оказываются неожиданными и опрокидывают естественные ожидания и надежды;

      • осуществляет действия, смысл которых непонятен окружающим;

      • меняет свои обличья, выдавая себя не за того, кто он есть;

      • нарушает табу, действуя неоправданно грубо, причем эти действия не имеют видимого логического обоснования» .


      Соглашаясь с позицией К.Юнга о том, что в Трикстере выражается теневая сторона сознания, автор продолжает: «Прибегая к трюкам, обману…, трикстер вызывает у людей восхищение, ужас, почтение и вместе с тем почти панибратское чувство близости, так как своими проделками он разом снимает напряжение».

      «Действительно, -как считают Котова С.А. с соавт.,- архетип Трикстера выполняет важную функцию, создавая основу для позитивного мировосприятия, побуждая к получению наслаждения и удовольствий от жизни, обещая, что…можно получать удовольствие, проявлять творчество, иррациональность, сталкиваясь с повседневными ситуациями. Когда у человека активизируется архетип Шута, его желание - вернуть состояние легкой игривости отношений, которое было присуще ему в детстве. Шут позволяет «отпустить вожжи», расслабиться…учит умению жить сегодняшним днем, получать удовольствие от общения с окружающими, не слишком обременяя себя размышлениями о том, что они могут о нас подумать».

      Таким образом, трикстер, как и любой другой архетип, имеет негативное и позитивное начало. В зависимости от ситуации, качаясь как маятник между разрушающим и созидающим полюсами, он ищет равновесие и гармонию, являясь триггером (источником) изменений и символом перемен. Соглашаясь с Юнгом, подчеркивающим полярность структуры психики как энергетической системы, заряжающейся от напряжения присущих ей противоположностей, мы используем энергию архетипа как терапевтический ресурс, а мотивирование как способ освобождения ресурса и подкрепление раскрывающихся в ходе терапии возможностей и способностей клиента.

      Признанным авторитетом в этой области считается Мартин Бубер, выделяющий в личности человека позитивный и негативный полюсы с позиции оценочной категории «добро/зло», считающий задачей экзистенциальной терапии-подтверждение позитивного полюса-ресурса и отвержение негативного. Архетипическая терапия в отличии от экзистенциальной направлена на формирование умения пользоваться энергией того полюса архетипа, которая востребована в данный момент. Например, игривость, аутентичность и спонтанность (позитивный полюс архетипа Трикстера) необходимы для гармоничного функционирования Внутреннего Ребенка, а склонность к нарушению правил (негативный полюс) «выключает» навязчивое звучание голоса Внутреннего Критика (Внутреннего Родителя).

      «Шут…наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти - потому что больше всего ему нравится нарушать правила. Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет быть импульсивными и спонтанными. И когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание - быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далёком детстве».

      На преобразующую и исцеляющую роли Трикстера обращал внимание Proctor S., считавший его символом трансформации. «Преобразование бессмысленного в осмысленное открывает компенсаторную сущность этой фигуры, …обладающей уникальным потенциалом для исцеления и преобразования людей…Клоун выходит на реальность маргинализации и дает силы роста через юмор и смех…путем соединения людей между собой и с фантазией, открывая возможности, развязывая источник чистых эмоций...признавая противоречивость человеческого бытия через смех. Клоун… создает ощущение возможности перемен. Он стремится сбить с толку, обнаружить различие между иллюзией и действительностью...помогает преодолеть негативное или искаженное представление о собственном теле, о внутреннем образе Я, об отношениях с Другими…и тем самым ведет к инновационному, нетрадиционному восприятию и мышлению, помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Клоун, шут воплощает в себе фундаментальное противоречие нашего существования: противоречие между личностью и обществом, между свободой и ограничением.

      Учитывая вышесказанное, мы используем архетипическую терапию и метафорические ассоциативные карты (МАК) в работе с разнообразными проблемами. В практической психологии и психотерапии еще не сложилось четкого определения МАК-терапии. Применение карт как эффективного инструмента воздействия показало общность этого направления с арт-терапией – «методом развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности, основной целью которого является гармонизация внутреннего состояния клиента». Поскольку основы арт -терапии не противоречат целям и задачам использования ассоциативных карт, мы применяем этот инструмент в работе с мотивом.

      Как известно, под мотивацией понимается процесс стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей. Формула работы с мотивом включает шестиэтапное перемотивирование клиента с трансформацией мотивов неэффективного поведения в смысловой каркас здоровых и полезных действий. Используя метафору портного – это умение перекроить костюм так, чтобы он нравился клиенту и хорошо сидел.

      Лингвистическая трактовка сути мотива позволяет рассматривать его как логическое выражение обоснования действия. В основе теории мотивов заложена концепция деятельностного подхода, в которой личность в целостном выражении воспринимается не как сумма переживаний, а как деятель. Отсюда критерием эффективности работы с мотивом является не столько трансформация мыслей, эмоций и ощущений, сколько оценка того, как изменилось поведение человека. Если, например, инфарктник после встречи с психологом начал жить по- другому, значит терапия была эффективной, если же он продолжает погоню за мнимыми ценностями на пути к другому инфаркту, значит работа оставляет желать лучшего.

      Психолог влияет на мотивы клиента. Высшая степень эффективности терапии в умении сформировать совместно с клиентом знания о том, как будет меняться его жизнь, и, во-вторых, как с помощью нового мотива поведения он будет делать это самостоятельно.

      В мотиве содержится указание на субъект и объект действия. Мишень терапии - мотив, в рамках которого описывается поведение. Человек как субъект деятельности обладает потребностями в свободе, силе, радости, любви, безопасности, выживании и др., что «на языке потребностей» выражает субъективность человека, выступающего субъектом своих потребностей. Следовательно, в теории мотивов человек является объектом собственных действий, эмоций, ощущений, мыслей. Таким образом, тремя главными компонентами мотива являются: субъект, объект действия и список условий реализации действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. На рисунке 1 представлены 4 условия реализации потребностей.



      Одной из причин конфликта разницы мотивации может стать нарушение последовательности реализации этапов формулы мотивирования. Формула исключает воздействие на клиента и направлена на помощь в реорганизации поведения в формате личностно-ориентированной реконструктивной терапии, проводимой в шесть этапов: эксплорации мотива, инвентаризации, дифференциации, вербализации, амплификации и ратификации мотива.

      Этап 1. Эксплорация -обнаружение мотива. В каждом высказывании клиента выявляется глубинный смысловой каркас, который имеет форму мотива. Выделяются смысл, ядро мотива, структура и цели поведения с помощью вопроса о том, что делает в жизни человек и почему он это делает. Ответ на вопрос «Зачем вы это делаете?» выражается в форме мотива.

      Приведем пример. В.Ю.Завьялов описывает 800 мотивов употребления алкоголя. Клиенту с жалобой на алкоголизм задаем вопрос:

      Психолог (П):Зачем вы употребляете алкоголь?

      Клиент (К): Чтобы расслабиться после тяжелой работы.

      Задача эксплорации-добиться ответа клиента, например, в такой форме:«Да, я пью после тяжелой работы».

      Этап 2.Инвентаризация -переименование компонентов мотива с помощью подбора «новых названий инвентаря», включенных в ответ на вопрос: «Что это?». В ответах клиента, который пьет после тяжелой работы, выявляем смысл и множество значений двух событий: «я пью» и «тяжелая работа». Начинаем анализ с диагностики множества смысловых оттенков значения «пить».

      П:Что означает для вас слово «пить»?

      К:Возможность добиться удовольствия и эйфории.

      Комментарии: Мотив: я домогаюсь эйфории от алкоголя. Мне проще домогаться кайфа от алкоголя, чем от общения с женой, которая меня не любит. Мотив домогательства-замена любви и соблазн получить с помощью алкоголя то, что я не могу получить другим способом. Аналогичным образом выявляем смысл и значение события «тяжелая работа».

      П:Что означает для вас «тяжелая работа»? В чем ее тяжесть?

      К:После работы возникает усталость и апатия.

      П:Что мешает ее сменить?

      К:Такой зарплаты я нигде не найду, правда, половина ее уходит на водку.

      П:И как вы себя при этом чувствуете?

      К:Плохо. На работе тяжело, дома еще хуже.

      П:Может быть вы держитесь за эту работу для контраста? Чтобы встреча со скандальной женой по вечерам воспринималась как облегчение, по сравнению с работой?

      К: Точно! Создавая контраст, я борюсь с апатией, усиливая в себе ощущение жизни. Получается, что мне нужна тяжелая работа, чтобы почувствовать разницу.

      П:Правильно ли я поняла, что возвращение домой после работы вызывает смену состояний с очень негативного на менее негативное ? Что вы чувствуете?

      К:Что-то вроде радости.

      П:Если мысли о жене в конце работы вызывают душевный подъем, зачем вам алкоголь?

      К: После работы я чувствую себя мертвым, поэтому пью, чтобы оживить себя, свои чувства и мысли.

      П:А нельзя ли это сделать другим способом? С помощью чая или интимной беседы с женой?

      Примерно таким способом осуществляется перемотивирование: трансформация мотива пьянства в мотив оживления эмоций и мыслей от беседы с женой.

      Этап 3. Дифференциация - отделение цели поведения от способа действия. Человек убеждается, что может сделать все, что хочет, но в другой форме. Субъект и объект остаются прежними, меняется только способ и условия мотива. Делать мишенью терапии субъект -это ошибка. В приведенном примере в обращении к клиенту она звучала бы так: «Тебя просто так любить не будут. Прекрати пить и тогда тебя полюбит жена». Блокировать желание клиента удовлетворить нормальную потребность в любви нельзя.

      Этап 4. Вербализация- новая развернутая речевая формулировка старого мотива, которая расширяет поле его значения и смысл. Поиск способа, позволяющего словесно выразить все компоненты мотива, чтобы вновь подобранное слово позволило прочувствовать всю глубину смысловой игры.

      Приведем пример. У клиентов с алекситимией слово перестает обладать выразительностью, приобретая ничего не выражающую форму, поэтому мышление теряет связь с событиями и с глубинными жизненными процессами. Причина психосоматики-в утрате эмоционального значения слов. Слова и мышление становятся «не живыми», а формальными, автоматическими. Таким образом, вербализация-это такое использование слов, которое обеспечивает возможность сохранить их многозначность и многоосмысленность.

      Этап 5. Амплификация-расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения в контексте предвосхищения потенциальных возможностей клиента и их использования для решения проблемы. Задача- помочь осознать, что случится с клиентом при наличии именно такого мотива.

      Этап 6. Ратификация -подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса. Психотерапия возможна только потому, что в человеке есть здоровое начало, которое подтверждается разными способами. Ратификация означает не то, что мы внесли какие-то изменения в личность клиента, а то, что использование выявленных ресурсов открывает ему семафор, подтверждая, что здоровое начало -непременный атрибут его личности.

      В результате реализации шести этапов формулы мотивирования у человека появляется связь всех компонентов мотива, что является критерием окончания терапии. В приведенном примере мужчины, пьющего после работы, мы расширили поле его сознания и он принял решение улучшить отношения с женой в надежде получить ее внимание и любовь. Важно, чтобы человек обрел способность мыслить полными схемами действия, помогающих самостоятельно организовать свою жизнь под руководством адекватных алгоритмов управления. Задача терапии – помочь в создании эффективных схем самоуправления, т.к. человеку, способному управлять собой, никакая терапия не нужна.

      Для демонстрации эффективности использования энергии доминантного архетипа Трикстера в трансформации мотива приводим фрагменты двух сессий, направленных на перемотивирование.

      К нам обратилась 35-летняя женщина-исполнительный директор компании по организации досуга. Год назад развелась с мужем, который после раздела квартиры «выселил ее в комнату в коммуналке старого дома на первом этаже». Жалобы на бессонницу, тревогу и страх соседей по квартире, которые «пьют, дебоширят, дерутся, пытаются вломиться к ней в комнату». Денег на покупку другого жилья у клиентки нет, вариантов смены жилья тоже нет, а и жить в этой комнате она не может из-за страха соседей, которые ей угрожают.

      Психолог (П):Почему они вам угрожают?

      Клиентка (К): Я подсмеиваюсь над ними, а когда достают своим пьянством, кричу и устраиваю истерики.

      П: Чего вы хотите?

      К: Я не знаю, что делать! Так жить я больше не могу и переехать тоже не могу.

      Комментарии: если нельзя изменить место жительства, остается полюбить свою комнату, следуя известной фразе о том, что, если не можешь изменить обстоятельства, меняй отношение к ним. Задача терапии − трансформация мотива «срочно переехать», невыполнимого в сегодняшней реальности клиентки, в другой мотив, успокаивающий и меняющий взгляд на проблему. Используем формулу мотивирования, но сначала просим выбрать из набора «ОН» в открытую и описать две карты, отражающие ее актуальное (карта 1) и желаемое (карта 2) состояния.

      Карта 1 и карта 2


      К: На карте 1 − это я. Как вспомню про свое темное и убогое жилье, чернею на глазах, становится тяжело на душе, а я люблю жить легко.

      П:Как часто вы испытываете тяжесть?

      К:С детства. Мне нравилось выводить родителей из себя. Помню, как они объявили мне бойкот, когда я в 12 лет выкрасила волосы в рыжий цвет, а потом тут же перекрасила их в голубой. Им хотелось иметь тихую, послушную дочку-ботаника, а получили капризную, помешанную на переодеваниях актрису с эксцетрическими выходками. Мама говорила, что я не ребенок, а чертененок. Люблю театр, веселье, представления. Я и работу себе выбрала по этому принципу.

      П:Вам 35 лет. А на какой возраст вы психологически себя чувствуете?

      К:Лет на 12.

      Карта 2 − это мое будущее. Когда темень пройдет, я буду как это солнце – яркое, веселое и очаровательное.

      П::Вам нравится очаровывать?

      К:Конечно. В этом и смысл игры отношений. Я люблю мужчин, а они любят легких, необременяющих, околдовывающих своей непредсказуемостью интересных женщин.

      П:Как давно вы наблюдаете в себе эти качества и как при этом себя чувствуете?

      К:Превосходно. Я такая с детства. Многих достает мое поведение, как и моего бывшего мужа. Когда он влюбился, то сразу сделал предложение, несмотря на то, что его раздражали и моя детскость, и хвастовство, и экстравагантность. Я люблю повеселиться, покапризничать, жить одним днем, не думая о будущем.

      П:Почему вы расстались?

      К:Из-за моей импульсивности. Иногда меня как волной подбрасывает и я делаю то, о чем жалею. Муж говорил, что моя левая нога не знает, что хочет правая.

      П:Как себя чувствуете после развода?

      К:Нормально. Жаль, что в очередной раз прокололась из-за своей глупости и попала впросак. Квартиру -то покупали мои родители, а он обманул меня и выпихнул жить в кладовку. Получилось, как в сказке: «Пустил заяц лису в свой дом жить, а она его и выгнала».

      Комментарии: Анализ полученной информации позволил сделать вывод о доминировании в структуре психики клиентки архетипа Трикстера, о чем свидетельствуют: склонность к капризам, перевоплощениям, причудам, эксцентрическим выходкам, экстравагантность, стремление жить легко, любовь к театру, веселью, выбор работы, связанной с организацией зрелищ. Клиентке нравится очаровывать и околдовывать, заводить игривые, необременяющие отношения. Ей присуще желание прихвастнуть и жить «одним днем». Под влиянием энергии архетипа, которую она описывает как «взявшуюся ни откуда волну», она совершает импульсивные «поступки, о которых жалеет». Считает себя глупым человеком, которого легко обмануть. Ощущение себя в возрасте 12 лет подтверждает психологическое «зависание» на линии времени в возрасте подростка.

      Как упоминалось выше, П.Радин описывал архетип трикстера как «источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому этот архетип часто «пробуждается» у подростков» [12, с.264]. Поскольку К.Юнг считал трикстер архетипом, стоящим в самом начале пути индивидуации и трансформации» [14, 20], мы использовали его энергию для трансформации мотивов клиентки, которая осуществлялась в несколько этапов:

      Этап 1. Эксплорация − Выявляем смысл мотива и цель поведения. Рассказывая про рисунок на карте 1, про негативные мысли, чувства и ощущения, женщина сообщила, что злится на себя за то, что позволила мужу поселить ее в такую жуткую комнату и хочет немедленно переехать.

      Задача− экстериоризировать переживания (вывести их наружу с помощью карт), анализировать слова, эмоции, ощущения и поведение.

      Этап 2. Инвентаризация − переименование компонентов мотива, подбор новых названий. К первоначальным компонентам мотива относились: «недовольство жуткой комнатой» и «желание немедленно переехать». Отыскиваем в полученных от клиентки ассоциациях, иллюстрирующих образы на картах, скрытую в бессознательном информацию. Например, жалуясь на комнату, она явно подразумевает что-то другое. В негативном образе комнаты содержится символ какой-то другой ситуации, отражающей неудовлетворенную потребность. Можно предположить, что на сознательном уровне речь идет о недовольстве комнатой, а на бессознательном − о недовольстве собой.

      К: Желание сбежать от соседей обостряется, когда иду по улице, залитой солнцем. В моей комнате жуткая темень. Свет заслоняет киоск по продаже пива и пивные алкоголики вокруг него.

      П: Что мешает изменить отношение к комнате и начать воспринимать ее позитивно? Смена восприятия активизирует часть головного мозга, отвечающую за ощущение радости жизни [16]. Выберите карту, отвечающую на этот вопрос.

      К: Негативное представление о ней. Живу как в хлеву, да и соседи постоянно угрожают расправой за мою агрессию.

      Отвечая на вопрос, что мешает перейти от негативного состояния к желаемому гармоничному (солнце на карте 2), клиентка называет причину − поведение пьющих соседей (увиденный ею на карте 3 лежащий на столе стакан с разлитой водкой).


      Карта 3


      Комментарии: выявляем цель поведения и ядро мотива − поиск безопасного места обитания. По словам клиентки, «эта комната опасна, т.к. рядом алкоголики».

      Таким образом, о начале процесса перемотивирования свидетельствует изменение названия первоначального компонента мотива «недовольство жуткой комнатой», которое в ходе работы сменились на «недовольство собой».

      Этап 3. Дифференциация − отделение цели поведения от способа действия. Согласившись с ядром мотива − поиск безопасного места обитания, женщина осознала, что деться из этой комнаты ей пока некуда, поэтому выбрала способ поведения: научиться получать удовольствие от жизни в имеющихся условиях. Однако реализации этой цели и желания успокоиться мешает страх, вызванный отсутствием доверия к людям. Поскольку пространство квартиры не вызывает доверия, ядром мотива становится степень доверия к окружению, которая может расти или снижаться в зависимости от разницы в восприятии.

      П: Что означает для вас доверие? Выберите в открытую карту, ассоциирующуюся с этим понятием.


      Карта 4


      К: На карте 4 отражена безопасность. Мама качает меня на руках.

      П: Как получить ощущение безопасности без мамы?

      К:Надо, чтобы покачал и приласкал кто-нибудь другой, например, любимый мужчина. Вот подумала о любви и испытала ощущение блаженства.

      П: Когда в твоей комнате тебя качают на руках, разве имеет значение ее размер? Какая разница, где тебя качают: в разомкнутом пространстве моря или сомкнутом пространстве комнаты.

      К:Согласна. Все дело в доверии. Главное − ни где качают, а кто.

      Комментарии: в смысловом потоке клиентки обнаружили цель поведения – поисковая активность с задачей-найти то (того), чему (кому) можно довериться.

      К: Пока могу довериться только себе. Но я себе перестала нравиться. Даже муж меня бросил, обвинив в детскости и несерьезности. Хочу развиваться дальше и научиться доверять людям.

      Комментарии: ядро мотива − научиться чувствовать доверие со стороны среды и социума, которые окружают. Суть перемотивирования: трансформация мотива «хочу переехать» в мотив «научиться чувствовать доверие».

      Отвечая на вопрос, в чем для нее состоит выгода от зависания в негативном состоянии (карта 1), клиентка сообщила о возможности подтрунивать и смеяться над соседями (карта 5) и проявлять агрессию (карта 6), которой она не умеет ни управлять, ни проявлять другим способом. Еще одна выгода от пассивного поведения заключалась в возможности сбросить напряжение с помощью крика и истерик. В образе на карте 5 женщина увидела себя в образе саркастического клоуна, а на карте 6 -в виде «омерзительной, кричащей рожи».


      Карта 5 и карта 6


      П: И как вам этот образ?

      К: Мне давно пора что-то делать со своей иронией и злостью. Обычно я ее прячу, но, если прорвется, сама себя ненавижу. Я ведь люблю людей, люблю побузить, потусоваться, правда друзей у меня маловато.

      П:Может быть из-за конфликта? Вы, с одной стороны, нуждаетесь в доверии и общении, а, с другой, с ваших слов, не очень интересуетесь мнением окружающих.

      К:Наверное, так.

      Комментарии: после обсуждения позитивных и негативных черт клиентки, ее неадекватного самоотношения, она пришла к выводу о продолжении психотерапии.

      П: Могу ли я предположить, что время, затрачиваемое на непродуктивные переживания по поводу невозможности немедленно переехать, целесообразнее потратить на метафорический «переезд» из не устраивающих вас характеристик вашей личности к другим, позволившим в будущем удовлетворить, например, потребность в развитии?

      К: Да.

      П: Каким способом вы будете это делать?

      Комментарии: перечислив несколько вариантов действий в желаемом направлении, женщина осознала, что может удовлетворить свою потребность жить весело, легко и доверять людям, но другими способами.

      Этап 4. Вербализация − новая формулировка старого мотива, расширяющая поле его значения и смысл.

      П: Ваша комната хотя бы иногда напоминает пространство, которому можно доверять?

      К: Да. Когда на улице жарко, у меня прохладно и мне становится хорошо. Рядом с моим окном растет красивый зеленый тополь. Я люблю смотреть на него. Это меня успокаивает.

      П: Что конкретно вы можете делать с целью обретения спокойствия и доверия? Выберите карту, обозначающую свои действия.


      Карта 7


      К: На карте 7 человек, похожий на Диогена, который днем ходил с зажженным фонарем по улицам и кричал: «Ищу человека». Вот и мне надо найти в себе что-то серьезное и настоящее. Пока я только в начале пути.

      П:: У вас по-прежнему доминирует желание сменить квартиру, или вы можете по желанию переключаться на зелень листвы и прохладу?

      К: Постарюсь. Но как быть с шумом и хлопаньем дверей соседями, с их криками, что они меня убьют?

      П: Но ведь пока не убили. Иногда и хлопанье дверей может успокаивать. Звук помогает ощущать присутствие других людей. Они скандалят, а вы в безопасности.

      К: Согласна, это создает дополнительный комфорт. Рано утром соседи убегают на работу, а я могу понежиться в кровати и помечтать в тишине. Кровать стоит у окна и с этого ракурса видна только зелень дерева.

      П: Скажите, прямо сейчас, вы хотите сменить квартиру, или сможете какое-то время потерпеть?

      К: Могу потерпеть год − два. Может быть выйду удачно замуж, но скорее всего придется самой зарабатывать на жилье.

      Комментарии: таким образом, женщина ощутила разницу между первоначальными жалобой и мотивом поведения и изменившимся актуальным состоянием в результате перемены отношения к проблеме и трансформации «старого» мотива в новый.

      Этап 5.Амплификация − расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения, предсказание последствий использования потенциальных возможностей клиентки в решении проблемы.

      Комментарии: обнаружен универсальный смысл мотива − учиться доверию. Для здоровой личности ядерный мотив − это развитие личности, а размышления о том, в какой квартире она живет − частный случай этого мотива. Произошло универсальное «разворачивание» мотива в разных схемах: поиск ощущения комфорта и доверия в рабочем кабинете, в котором она проводит много времени и который занимает одна;

      установление доверительных отношений с людьми; поиск лица или объекта, которому можно доверять.

      Таким образом, произошла трансформация первоначального мотива: желание переехать сменилось на желание реализовать себя в тех сферах, которые доступны в данный момент, и не тратить время на негативные размышления. Дальнейшая задача терапии − помочь осознать, что случится с клиенткой при актуализации именно такого мотива. Произошла замена деструктивных мыслей на конструктивные размышления о собственном развитии.

      К: Я поняла, что моя комната не так уж плоха. Если выстроить разумные границы в отношениях с соседями, она может стать безопасной, интимной зоной для встреч с теми, кому доверяю. В ней можно лежать и планировать будущее.

      П: Достаньте из колоды три карты (8-10) − ресурсы, которые помогут осуществить желаемое, и расскажите о них.

      Комментарии: женщина перечисляет обнаруженные ресурсы:

      К: Карта 8 − кровать, лежа на которой можно мечтать и видеть в окно не пьяных алкашей, а зелень деревьев. Карта 9 − я стою одна. Мне хочется легких отношений, но люди от меня отвернулись. Если перестану «подкалывать», научусь доверять и налаживать контакты, то и отношения наладятся, и восприятие квартиры станет другим. Карта 10 – буду учиться дальше и моя работа станет еще более интересной и творческой.


      Карта 8, карта 9 и карта 10


      Этап 6. Ратификация − подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса.

      Критериями успеха терапии стали:

      1.Переосмысление клиенткой мотивов, целей, потребностей и интересов.

      2.Развитие навыков интроспекции, понимание того, что причиной проблемы явились и особенности психики клиентки, и история ее жизни, и внутриличностный конфликт. С одной стороны, женщина нуждается в доверии и общении, а, с другой, ее не интересует мнение окружающих. Осознание этого противоречия сформировало мотивацию на обретение навыков доверия и выстраивания конструктивных отношений с людьми с отказом от иронии и сарказма. Цель общения –сбросить напряжение с помощью крика и истерик, вызванных неуправляемыми внутренними импульсами, заменена на новую - учиться доверию.

      3. Трансформация мотивов поведения: деструктивные мотивы (безудержное стремление к легкой, веселой жизни, безответственности и инфантилизму) заменены на противоположные.

      4.Создание новой организации иерархии мотивов. Энергия одновременно активизированных нескольких значимых мотивов была трансформирована в главный мотив-творчества и саморазвития, который победил в борьбе мотивов, заняв вершинные позиции.

      5. Перевод внешней мотивации (гетеромотивирования, когда мотивирует психолог) во внутреннюю мотивацию -самомотивирование -основу развития личности, предполагающую готовность к проявлению собственной активности вместо пассивного ожидания («а может быть я удачно выйду замуж»).

      Таким образом, помощь в проговаривании осознанной цели, сути мотива и ожидаемых результатов поведения привела к трансформации мотива. Клиентка выступила в роли и субъекта − источника составления плана, и объекта, желающего распознать в себе объективно возникающие эмоциональные состояния и ресурсы. Получив одобрение психолога, который помог заглянуть в будущее, она вербализовала свое решение: «Успокойся, стань серьезнее, перестань высмеивать людей, потерпи, развивайся, реализуй себя, и все задуманное осуществится». Смена мотива активизировала мечты и создание позитивных образов будущего.

      Использование формулы перемотивирования в решении проблемы позволило удерживать в ходе всего процесса терапии смысловой остов мотива, который «обрабатывался» не в логическом, а в образном варианте. Клиентка мотивировалась не на поиск нового жилья, а на саморазвитие и удовлетворение духовных потребностей, в результате чего она решила пока пожить в своей комнате, создавая не ложные цели, а истинные задачи саморазвития.

      С целью перемотивирования клиентки использовалась техника «Мост».

      Инструкция:

      1. Из любой сюжетной колоды в открытую выбираются и описываются две карты (1, 2): актуальное и желаемое состояния.

      2. Между ними выкладываются (желательно в закрытую) карты, ассоциирующиеся с ответами на вопросы:

      Карта 3 − Что мешает перейти к желаемому состоянию?

      Карты 5,6 − Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?

      Карта 7 − Что нужно сделать для осуществления такого перехода?

      Карты 8, 9,10 − какие ресурсы помогут реализовать желаемое?

      Карты 1, 2, ассоциирующиеся у клиентки с актуальным (негативным) и желаемым (позитивным) состоянием. Карты 3, 5, 6,7 − ответы на вопросы: «Что мешает перейти к желаемому состоянию?» (Карта 3), «Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?» (Карты 5,6), «Что нужно сделать для осуществления такого перехода?» (Карта 7). Карты 8, 9,10 − ресурсы для реализации желаемых изменений.
      Назад к списку
      • Дополнительные техники 23
      • Новости 10
      • Статьи 387
        • Арт-терапия и сказкотерапия
        • Внутренний ребенок
        • Деньги
        • Зависимости
        • Коучинг
        • МАК для начинающих
        • Обиды, страхи, агрессия
        • Отношения и секс
        • Перинатальная тема
        • Пищевое поведение
        • Подростки и дети
        • Психосоматика
        • Работа со сценариями
        • Ресурсы
        • Род
        • Самотерапия
        • Травмы и потери
        • Чувства и эмоции
      Будьте в курсе наших акций и новостей
      Подписаться
      Упражнения
      2 сентября 2024
      Техника "Ответственный и ресурсный тараканы"
      20 мая 2024
      Техника "Хочу и делаю"
      25 марта 2024
      Техника "Работа с горем"
      • Вконтакте
      • YouTube
      • Viber
      • Viber
      • WhatsApp
      +7 (977) 820-09-11
      help@macards.ru
      г. Москва, ул. Митинская, д. 28, корп. 2
      Подписаться на рассылку
      Договор публичной оферты
      2025 © MACards - Метафорические ассоциативные карты