Работа с негативными программами, мешающими жить и достигать целей
Автор - психолог, системный семейный расстановщик Светлана Черкасова
Травматичные события и их связь с текущей жизнью человека
К большому сожалению, - люди крайне редко осознают связь того, что происходит в их жизни (негативных событий, повторяющихся сценариев и пр.) с событиями и ситуациями из прошлого, которые стали их причиной.
Это касается как клиентов психологов, так и нас самих (помогающих специалистов). Именно поэтому мы «сами себя не лечим».
Конечно, иногда встречаются такие «продвинутые» клиенты, которые находятся не первый год в терапии, ходят на тренинги и всякие-разные мероприятия психологического характера. И вот они приходят с историями, типа «мой отец неоднократно изменял маме, и из-за этого я не доверяю мужчинам и никак не могу построить свою личную жизнь…»
И это, кстати, не всегда «та самая единственная причина». Но хотя бы какая-то отправная точка. Место, с которого можно начинать «копать».
Чаще же бывает полное неведение, в основе которого лежит диссоциация, произошедшая с клиентом в процессе переживания травматического события.
И тогда первое, что нам нужно, - это помочь ему вывести из бессознательного в сознание то, что явилось первопричиной.
Зачем «копаться в прошлом»?
Бывает, что клиенты задают такой вопрос: - «А разве нельзя сразу начать работу с проблемой, не ища причины её возникновения?»
В общем и целом, конечно же, - можно и так!
Однако «возврат в прошлое» помогает нам переосмыслить и «пересобрать» себя и свои части. Убрать расщепление, в результате которого появилась травмированная часть клиента, о которой он даже не подозревает и которая, тем не менее, очень значительно может влиять на всю его жизнь.
Именно вернувшись в травматичную ситуацию мы можем дать поддержку тому ребёнку или подростку (а чаще травмы случаются как раз в детском или подростковом возрасте), или же тому нересурсному взрослому, который не смог в тот момент справиться с ситуацией, постоять за себя…
Поэтому нахождение «первопричин» - довольно важная часть работы с проблемами сегодняшнего дня.
Диагностика с помощью набора МАК «Эпизоды из жизни: установки, запреты, страхи, травмы»
Хочу вам привести пример того, как был отработан клиентский запрос: «Не получается сменить сферу деятельности» (см. рис.1)
Женщина, 39 лет. Работает продавцом-кассиром. Несколько раз пыталась поменять вид деятельности. Проходила обучение, пытается вести социальные сети, но не может выйти на доход, достаточный для жизни. В итоге работает в той же сфере.
Прошу её, держа внимание на запросе «Что мешает мне сменить сферу деятельности?», - достать по три карты из колоды с изображениями, из колоды с установками/запретами/страхами/травмами и из колоды с указанием на конкретную негативную программу.
Далее прошу сначала посмотреть на карты с изображениями и рассказать, - с какими событиями из её жизни они перекликаются. И разложить их в хронологическом порядке, нарисовав предварительно «временную линию» (где слева – 0 – момент рождения, а справа – её текущий возраст).
Рисунок 1. Расклад «Что мне мешает сменить сферу деятельности»
Затем она изучила карты с 4 негативными программами мышления на каждой, - и выбрала среди них те, которые соответствуют именно её программам.
Первый столбец: клиентка вспомнила ситуацию, когда в 12-летнем возрасте она подверглась буллингу одноклассников за то, что была «не такая как все» (нестандартно одевалась и мыслила) - ТРАВМА. В результате ей пришлось сменить школу, чтобы прекратить травлю. И как итог – у неё зафиксировалась травма несправедливости и боязнь проявляться, делать что-то отличное от других.
Второй столбец: она рассказала, что является «главой семьи» - кормилицей двух несовершеннолетних детей, которых воспитывает без поддержки их отца, - и мамы-пенсионерки. И когда она пытается уйти в другую сферу, - направляя деньги на обучение новому, уделяя этому время (и, соответственно, - меньше работая на основной работе), - её доход падает, а близкие ждут, что она начнёт зарабатывать больше в новом виде деятельности. И когда у неё это не получается, - они выказывают своё разочарование. Поэтому с каждой попыткой она всё больше и больше боится не оправдать их ожидания (СТРАХ).
Третий столбец: Мама клиентки, которая живёт вместе с ней и её детьми и также частично зависит от клиентки материально, - достаточно консервативно настроена (и считает, что лучше знает жизнь). Она категорически против того, чтобы клиентка пыталась поменять сферу деятельности, поскольку «лучше синица в руках, чем журавль в небе» (то есть стабильный заработок, который имеет клиентка лучше, чем неизвестность в новом виде деятельности). И здесь мы выясняем, что УСТАНОВКА «Родители лучше знают, что тебе надо» также имеет место быть у клиентки (поскольку она колеблется и реагирует на мамины слова, сомневаясь в своём решении уйти из магазина и поменять сферу).
Как работать с некорректными программами мышления?
В каждой психологической модальности есть свои техники по работе с установками, страхами, запретами и травмами. Да и у специалистов со временем появляются собственные наработки.
Обобщив свой 5-летний опыт консультирования, - я разработала свои авторские техники по трансформации этих негативных программ.
На чём же они базируются?
В работе с установками я придерживаюсь мнения, что изначально ЛЮБАЯ установка была полезной и защищала от чего-то тех, кто ей пользовался. Потому что установки ВСЕГДА формируются на основе своего или чьего-то опыта.
Но затем всё работает наоборот: если есть установка, то она снова и снова будет «притягивать» подобный опыт. Ограничивающая установка – это как шоры у лошади: как ни крути головой, - увидишь только то, что расстояние между шорами увидеть позволяет. И потому чтобы начать получать иной опыт, - сначала необходимо избавиться от установки.
Не всегда бывает возможно сразу отказаться от неё (например, если в семье клиента долгое время все верили, что «больших денег честным трудом не заработать», то вряд ли удастся клиента убедить, что это возможно).
И здесь я предлагаю разбить путь из точки А в точку Б на несколько этапов. Например, - промежуточными этапами в данном случае могут быть «Я честным способом зарабатываю столько денег, чтобы мне хватало на мои потребности и желания» -> «Постепенно я нахожу честные способы увеличения своего дохода» и так далее…
Можно задать клиенту «коучинговые» вопросы по теме, например, такой: - «А что ещё вы можете сделать, чтобы найти новые способы честного зарабатывания денег в вашей нише?»
И в результате ответов клиента перед ним, к концу работы, - окажется список позитивных установок, которые будут способствовать тому, что в его жизни начнут появляться новые возможности, поскольку он перестанет считать единственно верным зачастую даже неосознаваемое, - семейное ограничивающее убеждение.
Поверить в то, что новые установки – вполне реальны, - может помочь техника «насмотренность». Для её выполнения можно дать задание клиенту найти реальные примеры (в жизни, в прессе, в социальных сетях…), подтверждающие, что его новые позитивные установки – имеют место быть в чьей-то жизни.
Ищем СТРАХИ в теле
Давайте теперь поговорим о страхах. Страхи – это инструмент защиты. И на телесном уровне они очень хорошо чувствуются. Не зря существует так много выражений, подтверждающих это: - «У меня сейчас сердце из груди выпрыгнет» (настолько сильно оно начало биться), «поджилки трясутся», «душа уходит в пятки»…
И если попросить человека «найти страх в теле», - он с большой вероятностью сможет это сделать. На том и сроится один из способов работы со страхами: найти страх в теле, выяснить, - какую функцию он выполняет для своего «хозяина» и удалить его.
Также важно понять, - каким другим способом человек сможет получать/иметь то, для чего сейчас нужен страх. И «включить» это в жизнь.
Например, - страх «потерять близких» помогает уделять им больше внимания. И тогда спросить – «А как вы можете уделять им больше внимания просто так, если страха не будет?»
Переписываем ЗАПРЕТЫ
Запреты – это по сути те же самые ограничивающие установки, но которые не содержат в себе «объяснения», - почему нельзя.
То есть если установка звучит как «Если ты будешь доверять мужчинам, то будешь страдать от их обмана», то запрет просто «Не доверяй мужчинам!» - и всё.
И здесь опять можно выстроить с клиентом цепочку из точки А в точку Б, где есть несколько «промежуточных» маслеформ, которые клиент может постепенно внедрять в жизнь.
Например, такая цепочка: «Не доверяй мужчинам!» -> «Доверять можно только некоторым мужчинам» -> «Прежде чем доверять мужчине, я буду смотреть на его поведение» -> «Существует немало мужчин в мире, которым можно доверять» -> «Меня окружают мужчины, которым можно доверять!»
Ну и конечно же поработать с клиентом при помощи «разрешительных» фраз.
Исцеляем ТРАВМЫ
Под «травмами» я имею в виду травматичные события, которые произошли с человеком. Чаще всего первичные травмы случаются в детском или подростковом возрасте, когда ребёнок или подросток беззащитен перед взрослыми и иногда сверстниками тоже.
И в результате таких событий человек создаёт себе «маски», которые защищают его пострадавшую часть от повторения болевых ощущений.
И задача в работе с травмами – дать поддержку той раненой, уязвимой части. Наполнить её силой. И тогда мы буквально может «переписать» с клиентом то событие, которое до сих пор имеет влияние на текущую жизнь человека.
Подробно техники работы с установками, страхами, запретами и травмами, а также упомянутый выше расклад, - описаны на 14 страницах методического пособия к набору МАК «Эпизоды из жизни: установки, запреты, страхи, травмы», который можно приобрести на сайте.