Автор: Светлана Руденко
В жизни каждого человека случаются кризисные ситуации, травмирующие, иногда коренным образом меняющие жизнь. Одним из самых мощных стрессоров для взрослого человека, Родителя является болезнь ребенка. Отсутствие четкого понимания причин возникновения нарушений, продолжительный подбор доз медикаментов с регулярной коррекцией воздействия… Неопределенный прогноз длительности и исхода лечения вызывает сильное чувство вины, ощущение утраты контроля над ситуацией и жизнью в целом. Внутрисемейные отношения становятся напряженными и нередко приходят к полному разладу. Важно отметить, что восприятие ребенком проблем со здоровьем вариабильно. Зависит от его возрастных и индивидуально-типологических особенностей, опыта ранее перенесенных заболеваний, актуальных обстоятельств и, конечно, характера общения с родителями, контакта с медицинским персоналом. Одним из самых распространенных запросов клиницистов к психологам является помощь в установлении «комплаенса», приверженности лечению категории пациентов детского и подросткового возраста. Сопротивление диагнозу и терапии выступает препятствием достижения необходимых результатов. И чем старше ребенок, тем труднее ему принять новую ситуацию. Возникает стремление избежать приема таблеток, нарушить предписанный режим. Тщательно скрываемый пропуск приема препаратов дезориентирует врача в истинной картине, «откликаемости» организма на лекарственные средства, затрудняет выстраивание терапевтической тактики.
Принято считать, что соблюдение назначений несовершеннолетними пациентами связано с уровнем доверия родителей конкретному специалисту, их верой в успех. Признанием права ребенка совершать выбор и, в определенной мере, влиять на текущие события. Поэтому важно транслировать уверенность в благополучном исходе лечения. Беседовать о состоянии, приводя положительные примеры из жизни, вместе составлять план выздоровления.
Однако не стоит забывать, что болезнь, это порой самый правдивый язык, на котором ребенок говорит со своим ближайшим окружением, прежде всего с родителями, пытаясь донести то, что его по-настоящему волнует…
На приеме у психолога мальчик 9 лет с сахарным диабетом и сопутствующим избыточным весом. Визит связан с подозрениями мамы в несоблюдении сыном врачебных указаний по режиму питания и использованию *инсулиновой помпы. Индикатором сопротивления лечению служат регулярные прибавки веса. При этом сын отказывается признавать нарушения диеты и игнорирование устройства.
* Инсулиновая помпа — медицинское устройство для непрерывного подкожного введения инсулина при лечении сахарного диабета. Устройство включает в себя:
- саму помпу (с органами управления, модулем обработки и батарейками);
- сменный резервуар для инсулина (внутри помпы);
- сменный инфузионный набор, включающий в себя канюлю для подкожного введения и систему трубок для соединения резервуара с канюлей.
Инсулиновая помпа является альтернативой многократным ежедневным инъекциям инсулина шприцом или шприц-ручкой и позволяет проводить интенсивную терапию при использовании в сочетании с мониторингом уровня глюкозы и подсчётом количества углеводов.
Первое, что обратило на себя внимание – поведение мамы в процессе беседы с психологом. Попытки рассказать о состоянии сына часто прерывались звонками мобильного телефона, на которые всегда следовал ее ответ. Очевидно, женщина глубоко погружена в рабочие вопросы. Удивительно, насколько противоположным было выражение ее лица. Рассказ о собственном чаде, на всем протяжении, сопровождался тоскливой мимикой, не озабоченной, вопрошающе-взволнованной, а именно тоскливой. Складывалось впечатление словно тема болезни ребенка вызывает лишь формальный отклик и в сущности оказывается лишним грузом, мешающим чувствовать себя независимой, сильной и значимой.
Консультация была проведена в формате трансформационной игры «Хрущёвка». Использованы метафорические карты «Семейный круг». Ребенок полностью раскрылся, спроецировав на один из показанных семейных сюжетов свои истинные переживания.

На карточке с изображением людей за столом, клиент в первую очередь обратил внимание на мальчика, который стоит, облокотившись и поперев голову рукой.
«У этого мальчика день рождения. Его попросили встать для фотографии. Он жует жвачку. Праздник с морем угощениий ему не интересен. По обе стороны родители. Каждый думает о своем. Наверное, они в разводе и сейчас вместе только из-за него. Чтобы в этот праздник он чувствовал будто все хорошо. Папа похож на богача из Египта, который имеет несколько жен. Только почему-то одет очень просто… Мама злая, какая-то важная. На нее точно так локоть не поставишь…»
В такой трактовке читается понимание ребенком внутрисемейных отношений. Прицельный разговор с мамой вскрыл описанные проблемы. Действительно между супругами серьезный разлад. Папа время от времени живет в доме другой женщины, эпизодически возвращаясь для того, чтобы дети росли в «полноценной» семье и не страдали от краха родительского союза. Мама, естественно, чувствует себя раздавленной, регулярно переживает унижение от необходимости поддерживать вид благополучной семьи. Ребенок четко фиксирует, что на мать «не положиться». Болезнь сына еще одна тема, которая заставляет ее чувствовать себя бессильной. Становится понятной потребность ухода в работу. Быть нужной в коллективе, ощущать зависимость результата от своих конкретных действий – принципиальный вопрос позитивного самовосприятия.
Проверкой основной гипотезы о вторичной выгоде диабета у ребенка послужил вопрос:
- С чем у тебя ассоциируется человек, жующий жвачку?
Мальчик незадумываясь ответил, что со «жвачным животным». Далее были заданы дополнительные вопросы и выстроена следующая ассоциативная цепь.
«Жвачка---жвачное животное---корова---теленок---молоко---тепло---мама».
Очевидно, что в данной ситуации преодоление основного заболевание находится вне поля интересов мальчика. Диабет и вопрос его контроля позволяет чувствовать близость с мамой. Походы по врачам и психологам гарантируют ощущение заботы и внимания, которые иными способами не получить.
В результате психотерапевтического этапа произошли важные инсайты, которые помогли осознать механизм нежелательного поведения маленького клиента в отношении лечения и правильно выстроить общение с ним. Обвинительная позиция матери в адрес сына сменилась установкой на самоанализ. Показан приоритет установления честных взаимоотношений с мужем, которые, будучи выстроенными по-новому, позволят чувствовать свои личные границы и при этом быть в здоровом контакте, как с ним, так и с детьми.
Self made! – вопрос выбора каждого, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Любви к себе и права на счастливую и здоровую жизнь… Свою и каждого члена семьи.
В жизни каждого человека случаются кризисные ситуации, травмирующие, иногда коренным образом меняющие жизнь. Одним из самых мощных стрессоров для взрослого человека, Родителя является болезнь ребенка. Отсутствие четкого понимания причин возникновения нарушений, продолжительный подбор доз медикаментов с регулярной коррекцией воздействия… Неопределенный прогноз длительности и исхода лечения вызывает сильное чувство вины, ощущение утраты контроля над ситуацией и жизнью в целом. Внутрисемейные отношения становятся напряженными и нередко приходят к полному разладу. Важно отметить, что восприятие ребенком проблем со здоровьем вариабильно. Зависит от его возрастных и индивидуально-типологических особенностей, опыта ранее перенесенных заболеваний, актуальных обстоятельств и, конечно, характера общения с родителями, контакта с медицинским персоналом. Одним из самых распространенных запросов клиницистов к психологам является помощь в установлении «комплаенса», приверженности лечению категории пациентов детского и подросткового возраста. Сопротивление диагнозу и терапии выступает препятствием достижения необходимых результатов. И чем старше ребенок, тем труднее ему принять новую ситуацию. Возникает стремление избежать приема таблеток, нарушить предписанный режим. Тщательно скрываемый пропуск приема препаратов дезориентирует врача в истинной картине, «откликаемости» организма на лекарственные средства, затрудняет выстраивание терапевтической тактики.
Принято считать, что соблюдение назначений несовершеннолетними пациентами связано с уровнем доверия родителей конкретному специалисту, их верой в успех. Признанием права ребенка совершать выбор и, в определенной мере, влиять на текущие события. Поэтому важно транслировать уверенность в благополучном исходе лечения. Беседовать о состоянии, приводя положительные примеры из жизни, вместе составлять план выздоровления.
Однако не стоит забывать, что болезнь, это порой самый правдивый язык, на котором ребенок говорит со своим ближайшим окружением, прежде всего с родителями, пытаясь донести то, что его по-настоящему волнует…
На приеме у психолога мальчик 9 лет с сахарным диабетом и сопутствующим избыточным весом. Визит связан с подозрениями мамы в несоблюдении сыном врачебных указаний по режиму питания и использованию *инсулиновой помпы. Индикатором сопротивления лечению служат регулярные прибавки веса. При этом сын отказывается признавать нарушения диеты и игнорирование устройства.
* Инсулиновая помпа — медицинское устройство для непрерывного подкожного введения инсулина при лечении сахарного диабета. Устройство включает в себя:
- саму помпу (с органами управления, модулем обработки и батарейками);
- сменный резервуар для инсулина (внутри помпы);
- сменный инфузионный набор, включающий в себя канюлю для подкожного введения и систему трубок для соединения резервуара с канюлей.
Инсулиновая помпа является альтернативой многократным ежедневным инъекциям инсулина шприцом или шприц-ручкой и позволяет проводить интенсивную терапию при использовании в сочетании с мониторингом уровня глюкозы и подсчётом количества углеводов.
Первое, что обратило на себя внимание – поведение мамы в процессе беседы с психологом. Попытки рассказать о состоянии сына часто прерывались звонками мобильного телефона, на которые всегда следовал ее ответ. Очевидно, женщина глубоко погружена в рабочие вопросы. Удивительно, насколько противоположным было выражение ее лица. Рассказ о собственном чаде, на всем протяжении, сопровождался тоскливой мимикой, не озабоченной, вопрошающе-взволнованной, а именно тоскливой. Складывалось впечатление словно тема болезни ребенка вызывает лишь формальный отклик и в сущности оказывается лишним грузом, мешающим чувствовать себя независимой, сильной и значимой.
Консультация была проведена в формате трансформационной игры «Хрущёвка». Использованы метафорические карты «Семейный круг». Ребенок полностью раскрылся, спроецировав на один из показанных семейных сюжетов свои истинные переживания.
На карточке с изображением людей за столом, клиент в первую очередь обратил внимание на мальчика, который стоит, облокотившись и поперев голову рукой.
«У этого мальчика день рождения. Его попросили встать для фотографии. Он жует жвачку. Праздник с морем угощениий ему не интересен. По обе стороны родители. Каждый думает о своем. Наверное, они в разводе и сейчас вместе только из-за него. Чтобы в этот праздник он чувствовал будто все хорошо. Папа похож на богача из Египта, который имеет несколько жен. Только почему-то одет очень просто… Мама злая, какая-то важная. На нее точно так локоть не поставишь…»
В такой трактовке читается понимание ребенком внутрисемейных отношений. Прицельный разговор с мамой вскрыл описанные проблемы. Действительно между супругами серьезный разлад. Папа время от времени живет в доме другой женщины, эпизодически возвращаясь для того, чтобы дети росли в «полноценной» семье и не страдали от краха родительского союза. Мама, естественно, чувствует себя раздавленной, регулярно переживает унижение от необходимости поддерживать вид благополучной семьи. Ребенок четко фиксирует, что на мать «не положиться». Болезнь сына еще одна тема, которая заставляет ее чувствовать себя бессильной. Становится понятной потребность ухода в работу. Быть нужной в коллективе, ощущать зависимость результата от своих конкретных действий – принципиальный вопрос позитивного самовосприятия.
Проверкой основной гипотезы о вторичной выгоде диабета у ребенка послужил вопрос:
- С чем у тебя ассоциируется человек, жующий жвачку?
Мальчик незадумываясь ответил, что со «жвачным животным». Далее были заданы дополнительные вопросы и выстроена следующая ассоциативная цепь.
«Жвачка---жвачное животное---корова---теленок---молоко---тепло---мама».
Очевидно, что в данной ситуации преодоление основного заболевание находится вне поля интересов мальчика. Диабет и вопрос его контроля позволяет чувствовать близость с мамой. Походы по врачам и психологам гарантируют ощущение заботы и внимания, которые иными способами не получить.
В результате психотерапевтического этапа произошли важные инсайты, которые помогли осознать механизм нежелательного поведения маленького клиента в отношении лечения и правильно выстроить общение с ним. Обвинительная позиция матери в адрес сына сменилась установкой на самоанализ. Показан приоритет установления честных взаимоотношений с мужем, которые, будучи выстроенными по-новому, позволят чувствовать свои личные границы и при этом быть в здоровом контакте, как с ним, так и с детьми.
Self made! – вопрос выбора каждого, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Любви к себе и права на счастливую и здоровую жизнь… Свою и каждого члена семьи.