Зрелость женщины. Готовность женщины к материнству. Онтогенез материнства.
Глава из книги Нателлы Колобовой "Родовой канал и другие практики перинатального психолога"
Зрелость женщины. Готовность женщины к материнству. Онтогенез материнства.
• Каждая ли женщина хочет стать матерью?
• Быть мамой – это предназначение или выбор?
• Быть как моя мама или совершенно противоположной?
• Материнство – дар или тяжелый труд?
• А получится ли у меня быть мамой? Не наврежу ли я своим детям?
Масса вопросов встает перед женщиной, когда она только задумывается о материнстве. Вопросы эти рождаются как изнутри, поскольку тело, физиология (женская) диктуют свои правила игры и свои мысли, так и снаружи, диктуемые обществом и окружением.
И было бы здорово, чтобы женщина к тому моменту, как соберется рожать ребенка, ответила бы себе хотя бы на часть из них. Очевидно, что материнство – это путь, а не точка, и каждый следующий ребенок подкидывает новые задачки, и все же осознанное родительство – это залог здоровой психики ребенка.
Залог психического здоровья ребёнка – своевременная психотерапия.
Желательно за пару лет до его зачатия.
Так как же формируется материнская зрелость? Как мы определяем готовность женщины к материнству?
Есть такое понятие – онтогенез материнской сферы. Его очень доходчиво описала Филиппова Г.Г. в своей книге «Психология материнства».
Онтогенез, в его прямом значении – это процесс индивидуального развития организма. Онтогенез беременности и материнства – это тоже процесс индивидуально-личностного пути развития женщины–матери. Причем, кардинально меняющим ее жизненный путь. И тут следует отметить, «матерями не рождаются, ими становятся».
Филиппова выделяет следующие этапы в развитии материнской сферы женщины:
1. Взаимодействие с собственной матерью (перинатальный период, младенчество)
Как мама вынашивала беременность, что в этот период чувствовала, как рожала и как проживала послеродовый период – все это откладывается в телесной памяти дочери. Именно из этой телесной памяти и будут распаковываться автоматические программы ее взаимодействия со своим младенцем.
Психосоматологи называют этот период фазой программирования – что у мамы в голове, то у ребенка в теле. Неразрешенные психологические трудности (конфликты) мамы становятся биологической программой ребенка. Дочка в этот период присваивает матрицу материнства собственной матери и усваивает стиль эмоционального общения мамы и ребенка – теплый или холодный контакт, включенность или отстраненность, уверенность в руках или постоянная тревога и дрожь.
2. Общение со сверстниками и игра в дочки-матери.
Сюжетно-ролевая игра «дочки-матери» - это процесс освоения социальных ролей и операциональных навыков (кормление, пеленание, укладывание спать). Также девочка закрепляет гештальт младенчества на ребенке, который отождествляется с куклой. У нее формируется положительное отношение к носителю гештальта младенчества (к кукле). В этот период девочка пробует вести себя с куклой так, как ее мама ведет себя с ней.
Гештальт младенчества – комплекс характеристик, свойственных детенышам высших животных, которые включает в себя специфические особенности внешнего вида, запаха, звуков, движений и прочих характеристик, которыке вызывают у родителей стремление оберегать и заботиться.
3. Период пестование (няньчания) – когда девочка водится с младшими сиблингами, племянниками, соседскими детьми.
Когда девочка няньчится с младшими, она осваивает навыки общения с живым младенцем, закрепляет на нем сформировавшиеся ранее умения. Также она получает опыт индивидуального переживания от общения с младенцем. Девочка участвует во взрослой деятельности. Все это позволяет ей сформировать собственные потребности в будущем материнстве. Ребенок начинает восприниматься как ценность.
4. Подростковый возраст, когда разделяются половая и родительская (материнская) сфера – на первый план выходит отношение с противоположным полом, сексуальность и чувственность.
Девушка осознает связь половой сферы и материнской, то есть понимает, что дети рождаются в результате секса. Взаимодействие с противоположным полом подсвечивается еще и через аспект будущего материнства. Идет дифференциация полового и материнского поведения.
5. Реальное взаимодействие с собственным ребенком
Все предыдущие этапы были подготовкой к встрече с собственным ребенком. Начинают распаковываться все накопленные компоненты готовности к материнству – сексуальные, личностные, мотивационные, социально-психологические, поведенческо-операциональные и эмоциональные.
Другими словами, можно сказать, что девочка готовится к материнству всю жизнь. Это заложенный природой потенциал, который раскрывается при определенных условиях. И если эти условия благоприятные, то женщина войдет в материнство легко и естественно. Если же какие-то этапы были не пройдены, то ей будет необходимо компенсировать их в более осознанном возрасте, либо материнство будет заблокировано – психологическое бесплодие, невынашивание, послеродовая депрессия или трудности в установлении эмоционального контакта с ребенком.
6. Завершающий этап развития материнства – дети становятся взрослыми.
Когда женщина удовлетворена своим материнством, когда она наполнилась взаимодействием со своими детьми, она легко отпускает их в свою жизнь. Сепарацию запускает мать, но только та мать, которая насытилась своей ролью и не ушла в тревогу за детей.
Также можно сказать, что развитие материнства проходит через три больших периода:
1. Латентное материнство, куда включается период от перинатального этапа до зачатия собственного ребенка
2. Беременность как переходный этап, в котором проявляются особенности сформировавшегося в латентный период типа материнства
3. Само материнство – от родов до окончания взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать-дитя»
Зрелое материнство отличается следующими качествами:
Мать не делает ребенка залогом своего счастья
Она не «убегает в ребенка» - когда не зная, чем занять свою жизнь, она заполняет ее жизнью ребенка. «Дети – это смысл моей жизни!»
Она не нагружает ребенка «функциями» - спасать брак, любить ее сильнее всех на свете, показать миру (родне), что она тоже может, давать повод для гордости.
Такая мать не нагружает ребенка «неоплатным долгом» за жизнь, вгоняя его в постоянную и непроходимую вину. Это невыносимая ноша.
Дети нам ничего не должны. Они с благодарностью принимают от нас дар любви и передают его дальше – своим детям.
Случай про репродуктивный выбор.
Клиентка М. 38 лет , вторая беременность, сыну 7 лет.
Беременность 6 недель. Запрос – не хочу рожать, не могу принять решение, что делать – рожать или аборт.
Первая беременность была по настоянию мужа. Он сказал, что, если не хочешь детей, так сразу и скажи, чтобы мы друг друга не мучали, я найду себе другую. Д. не хотела терять мужа и согласилась родить.
Был жуткий токсикоз, обострились проблемы с желчным – рефлюкс, геморрой, дисплазия суставов, усталость и т.д.
Ребенок до года был спокойным, много с ним путешествовали. Сейчас считает себя плохой матерью, так как они с мужем плохо воспитывают, ребенок капризный, не знает границ. Они с мужем по-разному его воспитывают.
На работе все неинтересно, работа нелюбима, с мужем отношения тоже странные.
Сейчас беременность тоже с токсикозом, не хочет все заново переживать.
Почему обратилась? Сомнения – нужен ли мне этот ребенок.
Сделали напольные якоря (беременность и аборт)
Не глядя разложили листочки. Встать на перевернутые листки и почувствовать.
1 лист – тревога и все
2 лист – тревога, желание что-то делать, решительность и импульс к действию. Облегчение.
Вскрываем листочки. 1 – аборт, 2 – рождение. Клиентка заплакала, так как поняла, что хотела все-таки сохранить беременность.
Приняла решение рожать.
Зрелость женщины. Готовность женщины к материнству. Онтогенез материнства.
• Каждая ли женщина хочет стать матерью?
• Быть мамой – это предназначение или выбор?
• Быть как моя мама или совершенно противоположной?
• Материнство – дар или тяжелый труд?
• А получится ли у меня быть мамой? Не наврежу ли я своим детям?
Масса вопросов встает перед женщиной, когда она только задумывается о материнстве. Вопросы эти рождаются как изнутри, поскольку тело, физиология (женская) диктуют свои правила игры и свои мысли, так и снаружи, диктуемые обществом и окружением.
И было бы здорово, чтобы женщина к тому моменту, как соберется рожать ребенка, ответила бы себе хотя бы на часть из них. Очевидно, что материнство – это путь, а не точка, и каждый следующий ребенок подкидывает новые задачки, и все же осознанное родительство – это залог здоровой психики ребенка.
Залог психического здоровья ребёнка – своевременная психотерапия.
Желательно за пару лет до его зачатия.
Так как же формируется материнская зрелость? Как мы определяем готовность женщины к материнству?
Есть такое понятие – онтогенез материнской сферы. Его очень доходчиво описала Филиппова Г.Г. в своей книге «Психология материнства».
Онтогенез, в его прямом значении – это процесс индивидуального развития организма. Онтогенез беременности и материнства – это тоже процесс индивидуально-личностного пути развития женщины–матери. Причем, кардинально меняющим ее жизненный путь. И тут следует отметить, «матерями не рождаются, ими становятся».
Филиппова выделяет следующие этапы в развитии материнской сферы женщины:
1. Взаимодействие с собственной матерью (перинатальный период, младенчество)
Как мама вынашивала беременность, что в этот период чувствовала, как рожала и как проживала послеродовый период – все это откладывается в телесной памяти дочери. Именно из этой телесной памяти и будут распаковываться автоматические программы ее взаимодействия со своим младенцем.
Психосоматологи называют этот период фазой программирования – что у мамы в голове, то у ребенка в теле. Неразрешенные психологические трудности (конфликты) мамы становятся биологической программой ребенка. Дочка в этот период присваивает матрицу материнства собственной матери и усваивает стиль эмоционального общения мамы и ребенка – теплый или холодный контакт, включенность или отстраненность, уверенность в руках или постоянная тревога и дрожь.
2. Общение со сверстниками и игра в дочки-матери.
Сюжетно-ролевая игра «дочки-матери» - это процесс освоения социальных ролей и операциональных навыков (кормление, пеленание, укладывание спать). Также девочка закрепляет гештальт младенчества на ребенке, который отождествляется с куклой. У нее формируется положительное отношение к носителю гештальта младенчества (к кукле). В этот период девочка пробует вести себя с куклой так, как ее мама ведет себя с ней.
Гештальт младенчества – комплекс характеристик, свойственных детенышам высших животных, которые включает в себя специфические особенности внешнего вида, запаха, звуков, движений и прочих характеристик, которыке вызывают у родителей стремление оберегать и заботиться.
3. Период пестование (няньчания) – когда девочка водится с младшими сиблингами, племянниками, соседскими детьми.
Когда девочка няньчится с младшими, она осваивает навыки общения с живым младенцем, закрепляет на нем сформировавшиеся ранее умения. Также она получает опыт индивидуального переживания от общения с младенцем. Девочка участвует во взрослой деятельности. Все это позволяет ей сформировать собственные потребности в будущем материнстве. Ребенок начинает восприниматься как ценность.
4. Подростковый возраст, когда разделяются половая и родительская (материнская) сфера – на первый план выходит отношение с противоположным полом, сексуальность и чувственность.
Девушка осознает связь половой сферы и материнской, то есть понимает, что дети рождаются в результате секса. Взаимодействие с противоположным полом подсвечивается еще и через аспект будущего материнства. Идет дифференциация полового и материнского поведения.
5. Реальное взаимодействие с собственным ребенком
Все предыдущие этапы были подготовкой к встрече с собственным ребенком. Начинают распаковываться все накопленные компоненты готовности к материнству – сексуальные, личностные, мотивационные, социально-психологические, поведенческо-операциональные и эмоциональные.
Другими словами, можно сказать, что девочка готовится к материнству всю жизнь. Это заложенный природой потенциал, который раскрывается при определенных условиях. И если эти условия благоприятные, то женщина войдет в материнство легко и естественно. Если же какие-то этапы были не пройдены, то ей будет необходимо компенсировать их в более осознанном возрасте, либо материнство будет заблокировано – психологическое бесплодие, невынашивание, послеродовая депрессия или трудности в установлении эмоционального контакта с ребенком.
6. Завершающий этап развития материнства – дети становятся взрослыми.
Когда женщина удовлетворена своим материнством, когда она наполнилась взаимодействием со своими детьми, она легко отпускает их в свою жизнь. Сепарацию запускает мать, но только та мать, которая насытилась своей ролью и не ушла в тревогу за детей.
Также можно сказать, что развитие материнства проходит через три больших периода:
1. Латентное материнство, куда включается период от перинатального этапа до зачатия собственного ребенка
2. Беременность как переходный этап, в котором проявляются особенности сформировавшегося в латентный период типа материнства
3. Само материнство – от родов до окончания взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать-дитя»
Зрелое материнство отличается следующими качествами:
Мать не делает ребенка залогом своего счастья
Она не «убегает в ребенка» - когда не зная, чем занять свою жизнь, она заполняет ее жизнью ребенка. «Дети – это смысл моей жизни!»
Она не нагружает ребенка «функциями» - спасать брак, любить ее сильнее всех на свете, показать миру (родне), что она тоже может, давать повод для гордости.
Такая мать не нагружает ребенка «неоплатным долгом» за жизнь, вгоняя его в постоянную и непроходимую вину. Это невыносимая ноша.
Дети нам ничего не должны. Они с благодарностью принимают от нас дар любви и передают его дальше – своим детям.
Случай про репродуктивный выбор.
Клиентка М. 38 лет , вторая беременность, сыну 7 лет.
Беременность 6 недель. Запрос – не хочу рожать, не могу принять решение, что делать – рожать или аборт.
Первая беременность была по настоянию мужа. Он сказал, что, если не хочешь детей, так сразу и скажи, чтобы мы друг друга не мучали, я найду себе другую. Д. не хотела терять мужа и согласилась родить.
Был жуткий токсикоз, обострились проблемы с желчным – рефлюкс, геморрой, дисплазия суставов, усталость и т.д.
Ребенок до года был спокойным, много с ним путешествовали. Сейчас считает себя плохой матерью, так как они с мужем плохо воспитывают, ребенок капризный, не знает границ. Они с мужем по-разному его воспитывают.
На работе все неинтересно, работа нелюбима, с мужем отношения тоже странные.
Сейчас беременность тоже с токсикозом, не хочет все заново переживать.
Почему обратилась? Сомнения – нужен ли мне этот ребенок.
Сделали напольные якоря (беременность и аборт)
Не глядя разложили листочки. Встать на перевернутые листки и почувствовать.
1 лист – тревога и все
2 лист – тревога, желание что-то делать, решительность и импульс к действию. Облегчение.
Вскрываем листочки. 1 – аборт, 2 – рождение. Клиентка заплакала, так как поняла, что хотела все-таки сохранить беременность.
Приняла решение рожать.
Товары
Все
1
Психологическая литература
1