Автор статьи: Аксиния Буторина
Наркомания стала одной из глобальных проблем современности которая затрагивает не только взрослых, но и молодежь. После преступности, является второй по важности проблемой нашей в стране. Количество употребляющих увеличивается с катастрофической скоростью.
Наркомания в России «молодеет» — 84% наркоманов признаются, что впервые попробовали в возрасте менее 15 лет. Как ни печально, но многие родители узнают о зависимости своего ребенка спустя 2 года после первого приема. А тогда что-либо предпринимать бывает уже поздно…
Одной из важных причин возникновения заболевания является генетическая предрасположенность. До 50% детей с зависимостью получили способ реакции на психоактивное вещество по наследству, не собираясь становиться зависимыми от алкоголя или наркотиков. И здесь конечно же мы не знаем, как распорядится природа, неизвестно, где этот ген проявит себя. И бывает, что в семье один ребенок зависимый, а другой нет, а родители в панике гадают, в чем же дело.
Следующее это психологический фактор, то есть особенности характера. Такие как: эмоциональная неустойчивость и незрелость, низкая самооценка, низкая стрессоустойчивость.
Так же , и семейный фактор немаловажен. Воспитание в конфликтной, распадающейся семье; в семье где авторитарный или жесткий отец; в дисфункциональной семье при отсутствии скрепляющих семью традиций. Отсюда всплывает другой фактор – духовный. Это воспитание в бездуховной атмосфере, отсутствие четких представлений о высшей силе, материалистическая ориентация в воспитании.
Первое время, употребляющего, не так-то просто распознать. Однако, чем дольше длится эта убийственная привычка, тем отчетливее проявляются все признаки. Очень важно быть внимательными, присматриваться к поведению и привычкам, чтобы, не упустить тот момент, когда можно еще что-то сделать.
Внешне можно заметить, - это мутные, красные, глаза; пустой взгляд, слишком расширенные или наоборот, суженные зрачки; сероватый оттенок кожи, частое потирание-поглаживание-почесывание.
Так же перемены в поведении, нежелание нормально общаться: человек постоянно пытается уйти от разговора, слишком переменчивое настроение; нарушение привычного распорядка дня и режима «сон-бодрствование»: нарушается привычный режим питания: человек может начать есть очень много или наоборот почти ничего не есть, человек становится слегка заторможенным: в разговоре, отвечая на обычные простые вопросы, он может долго думать, перед тем, как что-то сказать.
Если вы заметили у своего близкого один или более из выше перечисленных признаков, то будьте бдительны. Поговорите с ним, и в процессе беседы тщательно проследите за его реакциями, поведением. Ни в коем случае не пытайтесь силой, самостоятельно попытаться отучить его от пагубной привычки: в большинстве случаев, такие попытки помочь никаких результатов не приносят. Обращайтесь к наркологу, психиатру, психологу по химической зависимости – словом, к тем людям, которые смогут оказать квалифицированную помощь нуждающемуся в ней человеку. Важно знать и уяснить, что лёгких наркотиков не бывает.
Как и большинство болезней, зависимость развивается в несколько стадий.
Первые пробы: Естественное любопытство, желание "просто попробовать"; неумение сказать "НЕТ"; страх прослыть "белой вороной" или "маменькиным сынком"; незнание того, как на самом деле действуют психоактивные вещества на психику и организм человека.
Первые дозы химического вещества вызывают резкие сбои нейрохимического баланса головного мозга. Есть два пути после первых опытов: полностью прекратить или продолжать употребление. Продолжение неминуемо ведет к переходу на следующую стадию развития зависимости.
«Розовый» период: Осознанное желание и планирование употребления; поиск "подходящей" компании; употребление становится необходимым атрибутом веселья и отдыха. Формируется особая "тусовка", своя музыка, стиль одежды, юмор.
На этой стадии организм, привыкает к определенной дозе и требует большей. Закон дозы: Если человек продолжает употреблять, он переходит с меньших доз на большие и с менее сильных веществ на более сильные. Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия зависимости.
Вторая стадия - период "отрицания": Проблемы со здоровьем: абстинентный синдром, инфекционные заболевания; потеря контроля над поведением; скандалы в семье; основной круг общения - те, кто употребляет наркотики; появляются проблемы с учебой, работой; финансовые трудности; конфликты с законом.
На этом этапе возникает физическая зависимость. Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в «нормальное» состояние. Человек не связывает и отрицает, что все эти проблемы из-за употребления наркотиков. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно – практически невозможно, необходима помощь специалистов.
Стадия третья - "Дно": Употребление ради употребления; постоянная потребность; использование самых крайних мер в поисках дозы; разрушение нравственных ценностей; попытки самоубийства; возникновение хронических заболеваний; разрыв с семьей, друзьями, обществом. На данном этапе наблюдаются глубокие физиологические изменения, организм находится в полной зависимости от химических веществ. Мозг разучился самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и не может воспринимать окружающий мир без очередной дозы.
Упражнение «Картина заболевания» ИНДИВИДУАЛЬНО
Цель: психотерапия зависимого поведения, работа с чувствами и переживаниями зависимого по поводу заболевания. Осознание и понимание этапности заболевания и того ущерба который оно наносит на каждом из этапов.
Для упражнения понадобится: Информация по стадиям заболевания. МАК «По стопам…».
Шаг 1. Рассказываем клиенту о стадиях заболевания.
Шаг. 2. Разложите картинки ВО, а также чувства (красные карточки), и выражения (желтые карточки)
Шаг 3. Дайте задание: «Из колоды «По стопам…» подберите фотокарты, а также слова и выражения, которые подходят для описания 1 этапа (Фото 1), далее 2 этапа (фото 2) и 3 этапа(фото 3).

Шаг 3. Обсудите каждый из этапов.
- Какие чувства вы испытывали?- Какие мысли были на тот момент?- В чем заблуждались?
- Как сейчас думаете?- Чем помогало и чем мешало нахождение на каждом этапе, какие плюсы и минусы. - В чем отличие мыслей и чувств 1 этапа от 3 этапа. И т.д.
Подведение итогов. -Что вы об этом думаете? -Что сейчас чувствуете? -Какой вывод можно сделать?
Упражнение «Картина заболевания 2» ГРУППА
Цель: психотерапия зависимого поведения, работа с чувствами и переживаниями зависимых по поводу заболевания. Осознание и понимание этапности заболевание и того ущерба который оно наносит на каждом из этапов.
Для упражнения понадобится: 3 ватмана А1 формата, карандаши, журналы, ножницы, клей, МАК «По стопам…».
Шаг 1. Попросите участников рассчитаться на «1-ый, 2-ой, 3-ий» и поделите группу на 3 команды. Путем жеребьёвки определите, какой из этапов каждая команда будет описывать.
Шаг 2. Дайте задание: «Из колоды «По стопам…» подберите фотокарты, а также слова и выражения, которые подходят для описания этапа, о котором вы рассказываете. Сделайте коллаж этапа, дополнив его вырезками из журнала и своими словами и выражения, которых, на ваш взгляд, не хватает.
Шаг 3. Предложите каждой команде сделать презентацию своего коллажа. Начинает команда, повествующая о 1-ом этапе и заканчивает та, что рассказывает о 3-ем. Сообщите группе, что только что она представила развернутую картину протекания заболевания глазами выздоравливающих людей, и попросите резидентов поделиться чувствами, мыслями и выводами.
И в завершении хотелось бы немного затронуть тему самого лечения. У зависимого есть две проблемы: употребление и мышление. Проблему употребления можно решить с врачебной помощью. Но вот с проблемой мышления все сложней. Выздоравливающие говорят: бросить легко, сложно не начать. И здесь конечно же нужен комплексный подход.
Наркомания стала одной из глобальных проблем современности которая затрагивает не только взрослых, но и молодежь. После преступности, является второй по важности проблемой нашей в стране. Количество употребляющих увеличивается с катастрофической скоростью.
Наркомания в России «молодеет» — 84% наркоманов признаются, что впервые попробовали в возрасте менее 15 лет. Как ни печально, но многие родители узнают о зависимости своего ребенка спустя 2 года после первого приема. А тогда что-либо предпринимать бывает уже поздно…
Одной из важных причин возникновения заболевания является генетическая предрасположенность. До 50% детей с зависимостью получили способ реакции на психоактивное вещество по наследству, не собираясь становиться зависимыми от алкоголя или наркотиков. И здесь конечно же мы не знаем, как распорядится природа, неизвестно, где этот ген проявит себя. И бывает, что в семье один ребенок зависимый, а другой нет, а родители в панике гадают, в чем же дело.
Следующее это психологический фактор, то есть особенности характера. Такие как: эмоциональная неустойчивость и незрелость, низкая самооценка, низкая стрессоустойчивость.
Так же , и семейный фактор немаловажен. Воспитание в конфликтной, распадающейся семье; в семье где авторитарный или жесткий отец; в дисфункциональной семье при отсутствии скрепляющих семью традиций. Отсюда всплывает другой фактор – духовный. Это воспитание в бездуховной атмосфере, отсутствие четких представлений о высшей силе, материалистическая ориентация в воспитании.
Первое время, употребляющего, не так-то просто распознать. Однако, чем дольше длится эта убийственная привычка, тем отчетливее проявляются все признаки. Очень важно быть внимательными, присматриваться к поведению и привычкам, чтобы, не упустить тот момент, когда можно еще что-то сделать.
Внешне можно заметить, - это мутные, красные, глаза; пустой взгляд, слишком расширенные или наоборот, суженные зрачки; сероватый оттенок кожи, частое потирание-поглаживание-почесывание.
Так же перемены в поведении, нежелание нормально общаться: человек постоянно пытается уйти от разговора, слишком переменчивое настроение; нарушение привычного распорядка дня и режима «сон-бодрствование»: нарушается привычный режим питания: человек может начать есть очень много или наоборот почти ничего не есть, человек становится слегка заторможенным: в разговоре, отвечая на обычные простые вопросы, он может долго думать, перед тем, как что-то сказать.
Если вы заметили у своего близкого один или более из выше перечисленных признаков, то будьте бдительны. Поговорите с ним, и в процессе беседы тщательно проследите за его реакциями, поведением. Ни в коем случае не пытайтесь силой, самостоятельно попытаться отучить его от пагубной привычки: в большинстве случаев, такие попытки помочь никаких результатов не приносят. Обращайтесь к наркологу, психиатру, психологу по химической зависимости – словом, к тем людям, которые смогут оказать квалифицированную помощь нуждающемуся в ней человеку. Важно знать и уяснить, что лёгких наркотиков не бывает.
Как и большинство болезней, зависимость развивается в несколько стадий.
Первые пробы: Естественное любопытство, желание "просто попробовать"; неумение сказать "НЕТ"; страх прослыть "белой вороной" или "маменькиным сынком"; незнание того, как на самом деле действуют психоактивные вещества на психику и организм человека.
Первые дозы химического вещества вызывают резкие сбои нейрохимического баланса головного мозга. Есть два пути после первых опытов: полностью прекратить или продолжать употребление. Продолжение неминуемо ведет к переходу на следующую стадию развития зависимости.
«Розовый» период: Осознанное желание и планирование употребления; поиск "подходящей" компании; употребление становится необходимым атрибутом веселья и отдыха. Формируется особая "тусовка", своя музыка, стиль одежды, юмор.
На этой стадии организм, привыкает к определенной дозе и требует большей. Закон дозы: Если человек продолжает употреблять, он переходит с меньших доз на большие и с менее сильных веществ на более сильные. Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия зависимости.
Вторая стадия - период "отрицания": Проблемы со здоровьем: абстинентный синдром, инфекционные заболевания; потеря контроля над поведением; скандалы в семье; основной круг общения - те, кто употребляет наркотики; появляются проблемы с учебой, работой; финансовые трудности; конфликты с законом.
На этом этапе возникает физическая зависимость. Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в «нормальное» состояние. Человек не связывает и отрицает, что все эти проблемы из-за употребления наркотиков. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно – практически невозможно, необходима помощь специалистов.
Стадия третья - "Дно": Употребление ради употребления; постоянная потребность; использование самых крайних мер в поисках дозы; разрушение нравственных ценностей; попытки самоубийства; возникновение хронических заболеваний; разрыв с семьей, друзьями, обществом. На данном этапе наблюдаются глубокие физиологические изменения, организм находится в полной зависимости от химических веществ. Мозг разучился самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и не может воспринимать окружающий мир без очередной дозы.
Упражнение «Картина заболевания» ИНДИВИДУАЛЬНО
Цель: психотерапия зависимого поведения, работа с чувствами и переживаниями зависимого по поводу заболевания. Осознание и понимание этапности заболевания и того ущерба который оно наносит на каждом из этапов.
Для упражнения понадобится: Информация по стадиям заболевания. МАК «По стопам…».
Шаг 1. Рассказываем клиенту о стадиях заболевания.
Шаг. 2. Разложите картинки ВО, а также чувства (красные карточки), и выражения (желтые карточки)
Шаг 3. Дайте задание: «Из колоды «По стопам…» подберите фотокарты, а также слова и выражения, которые подходят для описания 1 этапа (Фото 1), далее 2 этапа (фото 2) и 3 этапа(фото 3).

Шаг 3. Обсудите каждый из этапов.
- Какие чувства вы испытывали?- Какие мысли были на тот момент?- В чем заблуждались?
- Как сейчас думаете?- Чем помогало и чем мешало нахождение на каждом этапе, какие плюсы и минусы. - В чем отличие мыслей и чувств 1 этапа от 3 этапа. И т.д.
Подведение итогов. -Что вы об этом думаете? -Что сейчас чувствуете? -Какой вывод можно сделать?
Упражнение «Картина заболевания 2» ГРУППА
Цель: психотерапия зависимого поведения, работа с чувствами и переживаниями зависимых по поводу заболевания. Осознание и понимание этапности заболевание и того ущерба который оно наносит на каждом из этапов.
Для упражнения понадобится: 3 ватмана А1 формата, карандаши, журналы, ножницы, клей, МАК «По стопам…».
Шаг 1. Попросите участников рассчитаться на «1-ый, 2-ой, 3-ий» и поделите группу на 3 команды. Путем жеребьёвки определите, какой из этапов каждая команда будет описывать.
Шаг 2. Дайте задание: «Из колоды «По стопам…» подберите фотокарты, а также слова и выражения, которые подходят для описания этапа, о котором вы рассказываете. Сделайте коллаж этапа, дополнив его вырезками из журнала и своими словами и выражения, которых, на ваш взгляд, не хватает.
Шаг 3. Предложите каждой команде сделать презентацию своего коллажа. Начинает команда, повествующая о 1-ом этапе и заканчивает та, что рассказывает о 3-ем. Сообщите группе, что только что она представила развернутую картину протекания заболевания глазами выздоравливающих людей, и попросите резидентов поделиться чувствами, мыслями и выводами.
И в завершении хотелось бы немного затронуть тему самого лечения. У зависимого есть две проблемы: употребление и мышление. Проблему употребления можно решить с врачебной помощью. Но вот с проблемой мышления все сложней. Выздоравливающие говорят: бросить легко, сложно не начать. И здесь конечно же нужен комплексный подход.