Автор: Юлия Санькова, педагог-психолог, коуч.
Молодежный возраст представляет собой период завершения физиологического развития, начала независимой учебной и становления профессиональной деятельности, а также усвоения новых знаний в отношении собственных прав и обязанностей в социуме.
Вместе с этим современная молодежь,находясь в мощном темпе и информационном потоке городской среды, зачастую вынуждена саморазвиваться, чтобы успевать функционировать в постоянно модернизованном обществе. С учетом такого ритма и немалого количества происходящих событий молодым людям часто не хватает времени и/или комфортного места для реализации собственного духовного и культурного потенциала, определения ценностного понимания в обществе.
Составляя социально-психологический портрет молодого человека необходимо обращать внимание на актуальные для него ценности жизни. А также учитывать активную социальную роль в обществе, исполняя которую молодой человек реализует собственные ценностные ориентации, тем самым формируя свой социально-психологический портрет.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразной работа с матрицей жизненных сфер молодой личности для того, чтобы наметить определенные ценности-ориентиры и проанализировать, каким молодой человек (девушка) хочет себя видеть в жизни в той или иной сфере в будущем, какими ценностями при этом будет руководствоваться, и какие проблемные направления (при наличии) ему (ей) нужно скорректировать для успешной самореализации.
Работа производится по следующему алгоритму.
Для помощи можно воспользоваться колодой коучинговых карт «Приоритеты: осознать нельзя навязывать». В закрытую клиент может выбрать по 3 карты-ориентира на каждую жизненную сферу. Данный расклад будет удобно сделать в матрице жизненных сфер 1.
Матрица жизненных сфер 1 «Ценности-ориентиры»

4.Далее предстоит разобраться с самим (-ой) собой в этом самом представленном будущем. Спросите, каким клиент видит себя в будущем? Попросите представить, каким клиент хочет видеть себя в жизненном будущем в той или иной сфере. Для помощи можно воспользоваться матрицей жизненных сфер 2.Это упражнение на умение представлять себя в определенном окружении и прогнозировать свои действия и реакции.
Предложите выбрать в закрытую из колоды коучинговых карт «Приоритеты: осознать нельзя навязывать» карты, отражающие описание себя (клиента), свой портрет на пересечении ячеек матрицы жизненных сфер 2. Не забудьте вместе с клиентом учесть его ценности-ориентиры из матрицы жизненных сфер 1 и разложите выбранные карты на пересечении ячеек. Попросите клиента дать краткую характеристику каждой ячейки.Вместе проанализируйте полученный расклад. Задача клиента проанализировать и представить, каким/какой он (она) хочет видеть себя в жизни в той или иной сфере.
Если клиенту сложно работать в закрытую, можно предложить выбрать карты в открытую и разложить на пересечении тех ячеек, которым по мнению клиента они подходят. Но в таком случае теряется смысл работы с будущем. Ведь если клиент сам определяет (описывает) себя, свой портрет (свое поведение), видя перед собой карту и сам находит для нее место в матрице, то скорее всего он (она) ориентируется на себя сегодняшнего.
5. Теперь, когда клиент создал свою матрицу жизненных сфер 2 с учетом своих ценностей-ориентиров, когда представил себя, охарактеризовал себя в сферах своей жизни и проанализировал, он может прогнозировать свое поведение в том или ином окружении, свои реакции, свои цели, свои мотивы.
Если данный анализ помог выявить«проблемные направления» (так называемые проблемные ячейки), которые не устраивают клиента, не подходят для его будущего, которые клиент хотел бы изменить в своем портрете, которые мешают качественно самореализовываться и т.д., предложите перечислить их и зафиксируйте. Именно над ними и нужно работать клиенту при своем развитии, формировании своей личности, построении жизни.
6. На каждое «проблемное направление»в своем социально-психологическом портрете предложите клиенту выбрать из любой ресурсной колоды карту-ресурс, который поможет преодолеть данное несоответствие, данную дисгармонию в молодой личности, поможет скорректировать представление себя в определенном окружении.
Матрица жизненных сфер 2 «Какой я, когда…»

Молодежный возраст представляет собой период завершения физиологического развития, начала независимой учебной и становления профессиональной деятельности, а также усвоения новых знаний в отношении собственных прав и обязанностей в социуме.
Вместе с этим современная молодежь,находясь в мощном темпе и информационном потоке городской среды, зачастую вынуждена саморазвиваться, чтобы успевать функционировать в постоянно модернизованном обществе. С учетом такого ритма и немалого количества происходящих событий молодым людям часто не хватает времени и/или комфортного места для реализации собственного духовного и культурного потенциала, определения ценностного понимания в обществе.
Составляя социально-психологический портрет молодого человека необходимо обращать внимание на актуальные для него ценности жизни. А также учитывать активную социальную роль в обществе, исполняя которую молодой человек реализует собственные ценностные ориентации, тем самым формируя свой социально-психологический портрет.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразной работа с матрицей жизненных сфер молодой личности для того, чтобы наметить определенные ценности-ориентиры и проанализировать, каким молодой человек (девушка) хочет себя видеть в жизни в той или иной сфере в будущем, какими ценностями при этом будет руководствоваться, и какие проблемные направления (при наличии) ему (ей) нужно скорректировать для успешной самореализации.
Работа производится по следующему алгоритму.
- Начните работу с пояснения клиенту, для чего именно вы планируете составить его социально-психологический портрет. Чем это будет для него полезно, какого рода информацию, полученную при данной работе, клиент сможет использовать для качественного становления собственной личности.
- Предложите клиенту определить ценности-ориентиры в его жизни для каждой из жизненных сфер. Это те установки, которые определяют клиента, характеризуют его выбор, поведение, позицию.
Для помощи можно воспользоваться колодой коучинговых карт «Приоритеты: осознать нельзя навязывать». В закрытую клиент может выбрать по 3 карты-ориентира на каждую жизненную сферу. Данный расклад будет удобно сделать в матрице жизненных сфер 1.
- Следующим шагом предложите молодому человеку (девушке) поговорить о будущем. Что для него (нее) будущее? Попросите описать возникшие мысли, эмоции, чувства. Для помощи можно предложить в открытую выбрать несколько карт из любой колоды с абстрактными изображениями, отражающих видение клиентом своего будущего (например, колоды: «Цвета и чувства», «Ecco», «Эмоции на холсте» и т.д.).
Матрица жизненных сфер 1 «Ценности-ориентиры»

4.Далее предстоит разобраться с самим (-ой) собой в этом самом представленном будущем. Спросите, каким клиент видит себя в будущем? Попросите представить, каким клиент хочет видеть себя в жизненном будущем в той или иной сфере. Для помощи можно воспользоваться матрицей жизненных сфер 2.Это упражнение на умение представлять себя в определенном окружении и прогнозировать свои действия и реакции.
Предложите выбрать в закрытую из колоды коучинговых карт «Приоритеты: осознать нельзя навязывать» карты, отражающие описание себя (клиента), свой портрет на пересечении ячеек матрицы жизненных сфер 2. Не забудьте вместе с клиентом учесть его ценности-ориентиры из матрицы жизненных сфер 1 и разложите выбранные карты на пересечении ячеек. Попросите клиента дать краткую характеристику каждой ячейки.Вместе проанализируйте полученный расклад. Задача клиента проанализировать и представить, каким/какой он (она) хочет видеть себя в жизни в той или иной сфере.
Если клиенту сложно работать в закрытую, можно предложить выбрать карты в открытую и разложить на пересечении тех ячеек, которым по мнению клиента они подходят. Но в таком случае теряется смысл работы с будущем. Ведь если клиент сам определяет (описывает) себя, свой портрет (свое поведение), видя перед собой карту и сам находит для нее место в матрице, то скорее всего он (она) ориентируется на себя сегодняшнего.
5. Теперь, когда клиент создал свою матрицу жизненных сфер 2 с учетом своих ценностей-ориентиров, когда представил себя, охарактеризовал себя в сферах своей жизни и проанализировал, он может прогнозировать свое поведение в том или ином окружении, свои реакции, свои цели, свои мотивы.
Если данный анализ помог выявить«проблемные направления» (так называемые проблемные ячейки), которые не устраивают клиента, не подходят для его будущего, которые клиент хотел бы изменить в своем портрете, которые мешают качественно самореализовываться и т.д., предложите перечислить их и зафиксируйте. Именно над ними и нужно работать клиенту при своем развитии, формировании своей личности, построении жизни.
6. На каждое «проблемное направление»в своем социально-психологическом портрете предложите клиенту выбрать из любой ресурсной колоды карту-ресурс, который поможет преодолеть данное несоответствие, данную дисгармонию в молодой личности, поможет скорректировать представление себя в определенном окружении.
Матрица жизненных сфер 2 «Какой я, когда…»
