Психологическая поддержка родителей особого ребенка раннего возраста
Ратникова Е.В., педагог-психолог, Люберецкий дом ребенка, г. Люберцы
В работе с детьми, имеющими особенности в развитии, отмечается влияние негативных эмоциональных состояний родителей. Тревога, страх за ребенка, волнение родителей передается детям. Словно в зеркале, отражаются в детях эмоции родителей. Это создает дополнительную нагрузку в развитии и коррекции детей.
Родители испытывают разные негативные чувства. Такими могут быть: обида, вина, злость, раздражение. Как правило, родители не показывают свои чувства, прячут, часто они даже и не осознаются ими или бессознательно подавляются. Чтобы сохранить «своё лицо», тратится очень много психической энергии. Такое состояние приводит к нервно-психическому напряжению, затем истощению. Дети быстро улавливают состояние родителей, считывают через жесты, поведение, интонацию то, что происходит с родителями. Здесь уместна очень распространенная фраза: «Что у мамы на душе, то у ребёнка в теле». Как правило, в негативных состояниях родителей дети чаще всего обвиняют самих себя, что это из - за них маме или папе плохо. Заряженные негативными эмоциями, дети страдают, их когнитивные функции нарушаются. Вместо исцеления или получения знаний, они борются со своими переживаниями. Исследования в области переживания стресса показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные 138 оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.) Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов. Как верно отмечено в одной из шуточных поговорок: сердце влюбилось, у разума каникулы, или аффект подавляет интеллект.
При помощи карт «Иррациональные установки» как диагностического метода были выявлены негативные установки, которые привели родителей к негативным эмоциональным проявлениям:
- чувство вины (родители считают себя виноватыми в заболевании ребенка; считают, что если бы они запретили делать прививки, или не оставляли бы детей с чужими людьми, когда самим нужно было отлучиться на длительный срок; если бы они больше времени, сил, средств тратили на развитие ребенка и т.д.);
- ориентация на общественное мнение (а что скажут в песочнице другие мамочки, страх осуждения, замечаний и критики);
- заниженная самооценка (я недостаточно умная, свободная, недостаточно люблю и т.д., то есть такие установки, которые иррациональны и формируют ложное представление о себе);
- усталость, апатия, депрессия- словом, эмоциональное выгорание;
- тревожность за будущее своего ребенка.
Исходя из сказанного, мы уделяем внимание работе с родителями по психологической поддержке их личностного роста, коррекции их эмоционального состояния.
Здесь на помощь приходят карты по работе с негативными установками.
Родителям-маме или папе- предлагается выбрать цветную сторону карты, которая отражает их внутреннее состояние, негативную установку. Фокусируется внимание на психологическом состоянии самого родителя. Родитель приводит пример, как и каким образом негативная установка проявляется в его жизни. Как она влияет на него самого, ближних и его ребенка. После обсуждения карту нужно перевернуть обратной, белой стороной. Дальнейшая работа предполагает коррекцию с опорой на внутренний или внешний ресурс. Основная цель работы - помощь в решении личностных проблем родителей (эмоциональное выгорание, чувство вины, низкая самооценка, ориентация на общественное мнение, снижение тревожности и напряженности, осознание и принятие ребенка таким, какой он есть).
Работа с когнитивными картами предполагает размышление, общение, выражение своих эмоций. Родители узнают, что не обязательно следовать своим иррациональным убеждениям. Есть отличная альтернатива- поменять свой взгляд. В результате такой работы меняется отношение к ребенку в плане принятия его состояния, диагноза, то есть родители принимают его таким какой он есть. Овладевая навыком безусловного принятия ребенка, они принимают его как желаемое, полезное, нужное явление в жизни. Вследствие проработки негативных установок снижается тревожность, ощущение родительской несостоятельности. Приобретается навык трансформировать свои неадекватные негативные эмоциональные реакции и применять конструктивные способы общения.
Таким образом, работа с родителями при помощи карт «Иррациональные установки» сформировала конструктивные модели поведения в отношении к ребенку и в обществе. У родителей стало проявляться позитивное мышление, помогающее им принять и преодолевать травмирующие ситуации, связанные с «особым» ребенком. Все это способствовало тому, что и у детей отмечена положительная динамика в уровне нервно-психического, речевого, эмоционального развития, социализации, адаптации, что может свидетельствовать о выздоровлении ребенка.