Автор: Ольга Крутова
Немецкий психотерапевт Вивиан Броутон в своей книге «Навстречу собственному Я» пишет, что «травма – это проблема, которая глубже всего проникает в наше общество и затрагивают всех и каждого на личном, коллективном, социальном уровнях». Она (то есть травма) оказывает огромное влияние на способность человека быть автономным и ответственным за себя самого, вступать в конструктивные (читай – здоровые) отношения и поддерживать их. Такой человек не способен стать хорошим родителем для своих детей. Именно поэтому работа с психотравмой – одно из самых актуальных направлений в современной психологической практике.
Что в психологии называют травмирующим событием?
Словарь расшифровывает слово «травма» как «рана, повреждение тканей организма внешним воздействием». В медицине травмирующей ситуацией называет такую ситуацию, в которой есть угроза витальности (то есть жизни) человека. В психологии под травмой понимают «ущерб, рану, потрясение для психической организации человека, утрату возможностей в контексте реальности и гибкости в восприятии ценностей». В книге психоаналитика Урсулы Виртц «Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях» травма определяется как «рваная рана в душе, выводящая из строя обычно эффективные защитные механизмы».
В гештальт-подходе считают, что травма возникает при блокировке переживания, при остановке уже активированной нервной системы, естественных защитных реакций организма на опасность (речь идёт о бегстве, борьбе или оцепенении). Гештальт-терапевт Елена Петрова в своих работах пишет: «Опыт неожиданных событий, который часто называют шоковой травмой, приводит к тому, что человек блокирует часть своих эмоций, он становится замороженным. Некоторые чувства и реакции как бы выключены из жизни. На базе такого оцепенения легко и разнообразно формируется разного рода невротические механизмы. Человек кажется ригидным, упрощенным в своей организации опыта контакта, его творческое приспособление становится ограниченным».
Какие бывают травмы? Психологи выделяют
Травмировать человека могу последствия чрезвычайных ситуаций – стихийных бедствий, ДТП, терактов, а также семейные конфликты, в том числе разводы родителей. Причиной травм становится физическое, сексуальное, хроническое эмоциональное насилие, а также околосмертный опыт (например, потеря близкого человека, тяжелые неизлечимые заболевания). Источником фрустрации могут стать отношения с матерью в младенческом возрасте, оборванное желание, отказ в поддержке, любая потеря стабильности (частые переезды и частая смена окружения) и т.д.
Однако, по мнению Елены Петровой, психологу важно помнить: что не всякая сложная ситуация является травмирующей. Иногда эмоционально заряженное, напряженное событие является для человека испытанием, при котором сохраняется целостность личности. Такое происходит в том случае, если он смог прожить, разделить свои переживания с Другим, отгоревать и получить необходимую поддержку.
Как определить травму? Выделяют четыре основных травматических симптома, которые возникают при любом виде психической травмы:
Все вышеперечисленные маркеры также сопровождаются сверхбдительностью, наплывами образов и мыслей (флэшбеков), приступами страха или тревоги, пониженным интересом к жизни, ощущением потери смысла, пониженной способностью справляться со стрессом, хронической усталостью и т.д.
Чем МАК могут быть полезны в работе с травмой?
Согласно Францу Рупперту, терапия травм включает в себя несколько этапов. На самом первом из них человеку необходимо признать и принять то, что с ним случилось. Но этот шаг – самый сложный. Доктор психологических наук, психолог Офра Аялон (она работала консультантом по травме в Красном Кресте) пишет, что чаще всего травма находится «по ту сторону слов». Пострадавший часто не может вспомнить и описать то, что с ним происходило, и одновременно неосознанно ищет невербальный и психологический пути выражения своих переживаний. И часто именно метафорические интервенции помогают преодолеть этот барьер. Ассоциативные карты, как любой другой проективный инструмент, способствуют уменьшению психологического напряжения и актуализации его переживаний, создают безопасную среду для раскрытия клиента, помогают выразить чувства. МАК – отличные помощники в поиске ресурсов для преодоления сложной жизненной ситуации, в приобретении нового опыта проживания своих чувств.
Предлагаем вашему вниманию обзор колод, созданных специально для работы с подобными запросами.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений для работы с последствиями травмирующих ситуаций.
Упражнение №1. «Техника работы с травмой». (Автор: Ева Морозовская, алгоритм опубликован в книге Натальи Дмитриевой «Дочки – матери. Любовь – ненависть»). Цель техники: излечение последствий психологических травм.
Шаг 1. Попросите клиента оценить уровень боли по 10-бальной шкале (где 0 – это совсем не больно, а 10 – это запредельно больно) и выбрать в открытую (картинкой вверх) 6 карт. Предложите разложить их по порядку и рассказать историю травмы, что же с ним произошло.
Шаг 2. После этого попросите клиента те же самые карты перевернуть рубашкой вверх, перемешать и выложить их в случайной последовательности, открывать одну за одной по очереди и рассказать эту же историю, но другими словами (так как карты легли по-другому). Попросите клиента снова оценить уровень боли по 10-бальной шкале.
Шаг 3. Повторите то же самое до 6 раз, постоянно спрашивая клиента, как он себя чувствует, снижается ли интенсивность боли. По опыту каждая следующая история, рассказываемая клиентом, выглядит короче и жизнерадостнее, чем предыдущая. Уровень психалгии (психической, душевной боли, связанной с травматическим событием в прошлом) снижается. Поскольку каждый раз карты ложатся по-новому, старые связи события с чувством и образом рвутся. В случае сохранения высокого уровня боли с помощью ресурсных карт выясняем:
Шаг 4. Предлагаем исследовать имеющиеся ресурсы, с помощью которых клиент планирует справиться с травмой. Из ресурсной колоды или из колоды «OH» в закрытую (рубашкой вверх) клиент достаёт три карты как ответы на три вопроса:
Вскройте и обсудите карты, попросите клиента выводы записать на бумаге.
Шаг 5. Из ресурсной колоды в закрытую (рубашкой вверх) предложите достать карту как ответ на вопрос: «Какой конец истории был бы желателен для вас?». Вскройте, осудите.
Упражнение №2. «Проблема-решение». (Автор: Виктория Голобородова). Цель техники: эмоционально отреагировать случившееся, найти несколько выходов из ситуации.
Шаг 1. Предложите клиенту из сюжетных карт в закрытую (рубашкой вверх) выбрать 3 карты-проблемы, которые сейчас у него есть.
Шаг 2. Из колоды карт-направлений в закрытую предложите клиенту достать карту-решение на каждую проблему (то есть 3 проблемы – 3 решения).
Шаг 3. По очереди вскрывайте каждую из 3 полученных пар «проблема – решение», обсудите их. Предложите клиенту подумать: может быть карта-решение подходит не к этой, а к другой проблеме?
Упражнение №3. «Нить Ариадны» (опубликовано в инструкции к колоде МАК «Зонтики»). Цель: восстановление алгоритма действий в критических ситуациях, закрепление навыка переживать сложные жизненные навыки с наименьшими потерями.
Шаг 1. Попросите клиента вспомнить и описать сложную ситуацию, с которой не удалось справиться так, как ему бы хотелось. Предложите в открытую (картинкой вверх) выбрать карту с изображением, которое точнее всего передает его способ реагирования в тот момент.
Шаг 2. Познакомьте клиента с основным алгоритмом действий в сложной жизненной ситуации, который включает в себя до 11 шагов. Можно использовать карту-схему из колоды «Зонтики» или заранее нарисовать алгоритм на бумаге (1 шаг: ситуация произошла; 2 шаг: переживание тревоги; 3 шаг: осознание своих чувств; 4 шаг: успокоение; 5 шаг: оценка случившегося, изучение деталей; 6 шаг: поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления ситуации; 7 шаг: планирование действий; 8 шаг: подготовка к действиям; 9 шаг: реализация плана, оценка результата; 10 шаг (развилка): «ура! получилось!» или «увы, пока не удалось»; 11 шаг: «берем тайм-аут» или «пробуем другие варианты»).
Шаг 3. Попросите клиента положить карту рядом с тем этапом, который символизирует данная карта. Обсудите:
Шаг 4. Из ресурсной колоды предложите клиенту достать три карты-ресурса, которые помогут справиться со сложной ситуацией, если таковая повториться в его жизни.
Упражнение №4. «Супервизия» (автор Мария Ганнушкина, опубликована в инструкции к колоде МАК «Истоки»). Цель техники: анализ проведенной психологом работы, поиск ресурсов для работы с травмой клиента.
Шаг 1. Специалист (психолог или психотерапевт) рассказывает на супервизии клиентский случай, описывает работу с ним. В это время супервизор отслеживает свои эмоциональные реакции, телесные ощущения и ассоциации (контрперенос) и выбирает в открытую (рубашкой вверх) 2-3 карты, которые символизируют контрперенос.
Шаг 2. Во время обратной связи супервизор показывает карты специалисту и комментирует выбор карт. Специалист анализирует полученную обратную связь и соотносит со своим пониманием ситуации. Обсуждает с супервизором.
Шаг 3. Супервизор выбирает и выкладывают еще одну или две карты, символизирующие перспективы работы и обсуждает со специалистом.
Немецкий психотерапевт Вивиан Броутон в своей книге «Навстречу собственному Я» пишет, что «травма – это проблема, которая глубже всего проникает в наше общество и затрагивают всех и каждого на личном, коллективном, социальном уровнях». Она (то есть травма) оказывает огромное влияние на способность человека быть автономным и ответственным за себя самого, вступать в конструктивные (читай – здоровые) отношения и поддерживать их. Такой человек не способен стать хорошим родителем для своих детей. Именно поэтому работа с психотравмой – одно из самых актуальных направлений в современной психологической практике.
Что в психологии называют травмирующим событием?
Словарь расшифровывает слово «травма» как «рана, повреждение тканей организма внешним воздействием». В медицине травмирующей ситуацией называет такую ситуацию, в которой есть угроза витальности (то есть жизни) человека. В психологии под травмой понимают «ущерб, рану, потрясение для психической организации человека, утрату возможностей в контексте реальности и гибкости в восприятии ценностей». В книге психоаналитика Урсулы Виртц «Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях» травма определяется как «рваная рана в душе, выводящая из строя обычно эффективные защитные механизмы».
В гештальт-подходе считают, что травма возникает при блокировке переживания, при остановке уже активированной нервной системы, естественных защитных реакций организма на опасность (речь идёт о бегстве, борьбе или оцепенении). Гештальт-терапевт Елена Петрова в своих работах пишет: «Опыт неожиданных событий, который часто называют шоковой травмой, приводит к тому, что человек блокирует часть своих эмоций, он становится замороженным. Некоторые чувства и реакции как бы выключены из жизни. На базе такого оцепенения легко и разнообразно формируется разного рода невротические механизмы. Человек кажется ригидным, упрощенным в своей организации опыта контакта, его творческое приспособление становится ограниченным».
Какие бывают травмы? Психологи выделяют
- травмы физического типа (это ситуации, затрагивающие тело человека, и его физический мир);
- травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования Эго);
- травмы отношений.
Травмировать человека могу последствия чрезвычайных ситуаций – стихийных бедствий, ДТП, терактов, а также семейные конфликты, в том числе разводы родителей. Причиной травм становится физическое, сексуальное, хроническое эмоциональное насилие, а также околосмертный опыт (например, потеря близкого человека, тяжелые неизлечимые заболевания). Источником фрустрации могут стать отношения с матерью в младенческом возрасте, оборванное желание, отказ в поддержке, любая потеря стабильности (частые переезды и частая смена окружения) и т.д.
Однако, по мнению Елены Петровой, психологу важно помнить: что не всякая сложная ситуация является травмирующей. Иногда эмоционально заряженное, напряженное событие является для человека испытанием, при котором сохраняется целостность личности. Такое происходит в том случае, если он смог прожить, разделить свои переживания с Другим, отгоревать и получить необходимую поддержку.
Как определить травму? Выделяют четыре основных травматических симптома, которые возникают при любом виде психической травмы:
- гипервозбуждение (у клиента может наблюдаться учащенное сердцебиение и дыхание, бессонница, нарушения сна, путаница в мыслях, панические атаки);
- сжатие (тело напряженное, словно замершее, деревянное);
- беспомощность (человек жалуется на слабость в теле, на неспособность к движению);
- диссоциация тела и сознания (человек смотрит на все будто со стороны).
Все вышеперечисленные маркеры также сопровождаются сверхбдительностью, наплывами образов и мыслей (флэшбеков), приступами страха или тревоги, пониженным интересом к жизни, ощущением потери смысла, пониженной способностью справляться со стрессом, хронической усталостью и т.д.
Чем МАК могут быть полезны в работе с травмой?
Согласно Францу Рупперту, терапия травм включает в себя несколько этапов. На самом первом из них человеку необходимо признать и принять то, что с ним случилось. Но этот шаг – самый сложный. Доктор психологических наук, психолог Офра Аялон (она работала консультантом по травме в Красном Кресте) пишет, что чаще всего травма находится «по ту сторону слов». Пострадавший часто не может вспомнить и описать то, что с ним происходило, и одновременно неосознанно ищет невербальный и психологический пути выражения своих переживаний. И часто именно метафорические интервенции помогают преодолеть этот барьер. Ассоциативные карты, как любой другой проективный инструмент, способствуют уменьшению психологического напряжения и актуализации его переживаний, создают безопасную среду для раскрытия клиента, помогают выразить чувства. МАК – отличные помощники в поиске ресурсов для преодоления сложной жизненной ситуации, в приобретении нового опыта проживания своих чувств.
Предлагаем вашему вниманию обзор колод, созданных специально для работы с подобными запросами.
- Метафорические ассоциативные карты «Истоки». При создании колоды её автор Мария Ганнушкина опиралась на мощный теоретический фундамент аналитической психологии К.Г. Юнга (теория архетипов и коллективного бессознательного, принципы интеграции, метод активного воображения). В ней нашли отражение идеи Маргарет Малер, Дональда Винникотта, Джона Боулби и т.д. В колоде 108 карт, 103 из которых – сюжетные картинки, отражающие позитивный и негативный опыт взаимодействия человека с окружающим миром, «полезное» и «вредное» поведение родителей, сиблингов, сверстников и других значимых лиц, ресурсные состояния человека. Еще 5 карт – изображения последовательных этапов роста цветка от семечка до распустившегося цветка (метафорические отображения процесса развития ребенка по стадиям от 0 до 18 лет). Как использовать эту часть колоды, автор подробно рассказывает в инструкции.
МАК «Истоки» хорошо зарекомендовали себя в работе с последствиями детских и шоковых травм. С помощью этих карт можно исследовать детско-родительские отношения, взаимодействия с внутренним ребенком, выявления роли объектных отношений и скрытых сценариев в супружеской паре и т.д. Данная колода также может быть полезна на супервизорских встречах, посвященных переносу и контрпереносу.
Карты «Истоки» классического формата: подходят для работы с картами-словами колоды «ОН» и могут стать отличным дополнением к немецким МАК. Еще одно немаловажное преимущество данной колоды – удобная небольшая прочная коробка. - Ассоциативные карты «Trauma». «Trauma» психолога Евы Морозовской занимает достойное место в перечне классических специализированных колод. Она построена на классификации травм Франца Рупперта. Всего в колоде 72 карты, большая часть из которых символизирует травмы разного рода (здесь есть и экзистенциальные, и эмоциональные травмы, травмы отношений, травмы потери и т.д.). В колоде есть карты – метафоры чувств травмированного, расщепленного на отдельные части человека. Колода «Trauma» создана для работы со всеми видами травм. Она помогает обнаружить, сформулировать, конкретизировать и отреагировать свои чувства и переживания, связанные с психотравмирующим событием. В инструкции к колоде Ева Морозовская пишет, что сама возможность такой работы способствует уменьшению психологического напряжения, снижает риск суицидальных попыток. Автор также рекомендует перед началом погружения в ситуацию травматического характера провести ресурсную работу, создать якоря, которые помогут выстоять в сложной жизненной ситуации и преодолеть кризис.
- Метафорические карты «Зонтики. Метафора совладания со сложными жизненными ситуациями». Колода Галины Гераськиной, выпущенная издательством «Генезис», формировалась с опорой на существующие в психологии представления о копинг-стратегиях (от англ. «сoping»). Копинг-стратегии – это стратегии, направленные на взаимодействие с проблемной ситуацией; поведение, призванное поддержать психологическое равновесие.
В набор входит 64 карты с авторскими рисунками зонтиков на все случаи жизни. В колоде много ресурсных картинок, которые можно будет использовать в терапии эмоциональных и шоковых травм, травм насилия. 64 карточки с незаконченными предложениями помогут клиенту найти нужные слова для описания своих способов реагирования в сложной ситуации.
К колоде прилагается карта-схема, отображающая общий алгоритм действий в сложных ситуациях. Она будет полезна в поиске стратегий совладания, новых форм поведения в кризисных ситуациях. Еще один плюс набора – подробная инструкция, в которой ёмко описан психологический смысл колоды, рассказано как можно использовать колоду в индивидуальной и групповой работе. Колода хорошо подходит для работы со взрослыми и детьми в возрасте от 12 лет. - Метафорические ассоциативные карты «Memory». Эта монохромная колода психолога Натальи Глотовой, нарисованная психологом Витой Меланич, создавалась как инструмент по работе с травматическим опытом и вытесненными переживаниями. В основу образов «Memory» легли архетипические символы К. Г. Юнга. «Глядя на каждую картинку психолог с классическим образованием без труда сможет определить, какой именно конфликт личности или тематику травмы может затронуть образ. Однако я намеренно не перечисляю эти символы, потому что истиной для клиента являются не наши знания символов, а его субъективные мысли, чувства и, конечно же, опыт жизни относительно образов и символов», – пишет о своей колоде автор.
Карты «Memory» хорошо зарекомендовали себя в терапии травмы у взрослых от 18 лет (при условии, если клиент готов работать с этой темой), а также при спонтанном состоянии флешбека на играх или тренингах. «Memory» также можно использовать как универсальную колоду. - Метафорические ассоциативные карты «Кризис = решение». Еще одна живописная колода от психолога-консультанта, сказкотерапевта, онкопсихолога Виктории Голобородовой. Она не только красиво нарисована, но и необычно устроена. В колоде 110 карт, 80 из которых – сюжетные картинки, а 30 – это карты-направления. «Если обратиться к нумерологии, то числовой код «80» – это потенциал к мудрости, решение проблем, стабильность и благополучие. Число «30» – это покой в чувствах и утешение в любви, начало пути и благополучное его завершение», – поясняет в инструкции к МАК «Кризис = решение» автор. В сумме обе колоды дают число «110», которое символизирует обретение бесценного опыта (независимо от того, пришёл он через радость или тяжелые испытания).
МАК «Кризис = решение» создавались для работы с психологическими травмами, стрессами, потерями, утратами. При этом в колоде много ресурсных карт, с помощью которых клиент может отыскать новые опоры внутри себя и во внешнем мире.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений для работы с последствиями травмирующих ситуаций.
Упражнение №1. «Техника работы с травмой». (Автор: Ева Морозовская, алгоритм опубликован в книге Натальи Дмитриевой «Дочки – матери. Любовь – ненависть»). Цель техники: излечение последствий психологических травм.
Шаг 1. Попросите клиента оценить уровень боли по 10-бальной шкале (где 0 – это совсем не больно, а 10 – это запредельно больно) и выбрать в открытую (картинкой вверх) 6 карт. Предложите разложить их по порядку и рассказать историю травмы, что же с ним произошло.
Шаг 2. После этого попросите клиента те же самые карты перевернуть рубашкой вверх, перемешать и выложить их в случайной последовательности, открывать одну за одной по очереди и рассказать эту же историю, но другими словами (так как карты легли по-другому). Попросите клиента снова оценить уровень боли по 10-бальной шкале.
Шаг 3. Повторите то же самое до 6 раз, постоянно спрашивая клиента, как он себя чувствует, снижается ли интенсивность боли. По опыту каждая следующая история, рассказываемая клиентом, выглядит короче и жизнерадостнее, чем предыдущая. Уровень психалгии (психической, душевной боли, связанной с травматическим событием в прошлом) снижается. Поскольку каждый раз карты ложатся по-новому, старые связи события с чувством и образом рвутся. В случае сохранения высокого уровня боли с помощью ресурсных карт выясняем:
- Каких ресурсов не хватает, чтобы окончательно проститься с этой историей?
- Что или кто мне поможет пережить эту историю до конца и оставить её в прошлом?
Шаг 4. Предлагаем исследовать имеющиеся ресурсы, с помощью которых клиент планирует справиться с травмой. Из ресурсной колоды или из колоды «OH» в закрытую (рубашкой вверх) клиент достаёт три карты как ответы на три вопроса:
- Какие ресурсы у меня есть, но я пользуюсь ими редко?
- Эффективен ли выбор этих ресурсов?
- Какие из наименее развитых ресурсов следует развить и совершенствовать?
Вскройте и обсудите карты, попросите клиента выводы записать на бумаге.
Шаг 5. Из ресурсной колоды в закрытую (рубашкой вверх) предложите достать карту как ответ на вопрос: «Какой конец истории был бы желателен для вас?». Вскройте, осудите.
Упражнение №2. «Проблема-решение». (Автор: Виктория Голобородова). Цель техники: эмоционально отреагировать случившееся, найти несколько выходов из ситуации.
Шаг 1. Предложите клиенту из сюжетных карт в закрытую (рубашкой вверх) выбрать 3 карты-проблемы, которые сейчас у него есть.
Шаг 2. Из колоды карт-направлений в закрытую предложите клиенту достать карту-решение на каждую проблему (то есть 3 проблемы – 3 решения).
Шаг 3. По очереди вскрывайте каждую из 3 полученных пар «проблема – решение», обсудите их. Предложите клиенту подумать: может быть карта-решение подходит не к этой, а к другой проблеме?
Упражнение №3. «Нить Ариадны» (опубликовано в инструкции к колоде МАК «Зонтики»). Цель: восстановление алгоритма действий в критических ситуациях, закрепление навыка переживать сложные жизненные навыки с наименьшими потерями.
Шаг 1. Попросите клиента вспомнить и описать сложную ситуацию, с которой не удалось справиться так, как ему бы хотелось. Предложите в открытую (картинкой вверх) выбрать карту с изображением, которое точнее всего передает его способ реагирования в тот момент.
Шаг 2. Познакомьте клиента с основным алгоритмом действий в сложной жизненной ситуации, который включает в себя до 11 шагов. Можно использовать карту-схему из колоды «Зонтики» или заранее нарисовать алгоритм на бумаге (1 шаг: ситуация произошла; 2 шаг: переживание тревоги; 3 шаг: осознание своих чувств; 4 шаг: успокоение; 5 шаг: оценка случившегося, изучение деталей; 6 шаг: поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления ситуации; 7 шаг: планирование действий; 8 шаг: подготовка к действиям; 9 шаг: реализация плана, оценка результата; 10 шаг (развилка): «ура! получилось!» или «увы, пока не удалось»; 11 шаг: «берем тайм-аут» или «пробуем другие варианты»).
Шаг 3. Попросите клиента положить карту рядом с тем этапом, который символизирует данная карта. Обсудите:
- Как клиент оказался в такой ситуации?
- Какие шаги были пропущены?
- Можно ли эти шаги сделать?
- Что чувствует клиент при обсуждении возможных вариантов действия?
Шаг 4. Из ресурсной колоды предложите клиенту достать три карты-ресурса, которые помогут справиться со сложной ситуацией, если таковая повториться в его жизни.
Упражнение №4. «Супервизия» (автор Мария Ганнушкина, опубликована в инструкции к колоде МАК «Истоки»). Цель техники: анализ проведенной психологом работы, поиск ресурсов для работы с травмой клиента.
Шаг 1. Специалист (психолог или психотерапевт) рассказывает на супервизии клиентский случай, описывает работу с ним. В это время супервизор отслеживает свои эмоциональные реакции, телесные ощущения и ассоциации (контрперенос) и выбирает в открытую (рубашкой вверх) 2-3 карты, которые символизируют контрперенос.
Шаг 2. Во время обратной связи супервизор показывает карты специалисту и комментирует выбор карт. Специалист анализирует полученную обратную связь и соотносит со своим пониманием ситуации. Обсуждает с супервизором.
Шаг 3. Супервизор выбирает и выкладывают еще одну или две карты, символизирующие перспективы работы и обсуждает со специалистом.