Автор: Екатерина Хохлова
Метафорические ассоциативные карты - это психологическая игра и уникальный инструмент работы практического психолога. Используя пространство образов и ассоциаций для поиска путей решения своих проблем и получения ответов, мы зачастую быстро находим решения и ответы самостоятельно. Метафорические карты позволяют наладить коммуникацию, способствуют развитию воображения и интуиции. Ассоциативные карты также являются и уникальным образовательным инструментом. Упражнения с картами очень часто создают условия для раскрытия творческого потенциала. В этой статье мы предлагаем рассмотреть метафорические карты как увлекательный способ общения в семье для создания искренних доверительных отношений со своими детьми. Предложим интересные примеры игр и упражнений с детьми для тех, кто не имеет специального психологического образования, а просто любит придумывать и исследовать новые способы коммуникации. Данная статья написана для родителей, бабушек и дедушек, педагогов, воспитателей и людей, интересующихся вопросами воспитания и всестороннего развития детей.
Метафорические карты как увлекательный способ общения в семье
Изображение в метафорических картах – это самостоятельный художественный образ, который является символом или метафорой. В нем заключены прямые и переносные смыслы, которые основываются на сходстве ряда явлений, происходящих в жизни. Рассматривая изображение можно описывать события, действия, переживания, выражать свое отношение, говорить о своих эмоциях и чувствах. Ребенок может рассуждать о том, что ему нравится, а что нет. Например, однажды вытащив карту с глубоким темно-зеленым фоном, мой сын рассказывал мне о том, почему он так любит зеленый цвет. Оказалось, что ему нравится ярко-зеленый цвет травы летом, нежно-зеленые листья берез весной, светло-зеленые глаза мамы, зеленое платье бабушки. Это перечень можно продолжить, и раскрыв поподробнее каждый из этих образов обратиться к воспоминаниям и впечатлениям ребенка для того, чтобы понять: Что его волнует? О чем он думает? Что чувствует? Что он любит?
Почему общение при помощи метафорических карт может быть интересно ребенку?
Образные ассоциации окружают нас с детьми со всех сторон. В мультфильме облака скачут как белогривые лошадки; в загадке лампочка: висит груша - нельзя скушать; в детской песенке - «так пускай повсюду на земле, будто лампочки включаются улыбки». Игры на ассоциации связывают образное и логическое мышление, дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития. Такие игры активизируют мышление и память, позволяют ребенку научиться быстро подбирать нужные слова. Ребенку может быть очень интересно, что одна и та же карта в разные дни может приобретать для него совершенно другой смысл. Известно, что дети, зачастую, мыслят образами, поэтому их природе свойственно работать с картинкой. Дети увлекаются игрой, сказкой и происходящим волшебством, и время проходит незаметно. Мы взрослые-родители можем придумывать приятные семейные ритуалы, помогающие ребенку чувствовать моменты близости с нами. А мы если будем наблюдательны, можем узнать о своих детях много всего интересного. Вот, например, настроение…Какое оно? Настроение может быть смешное, грустное, веселое, недовольное, гневное… И каждому отыщется цветовая или образная ассоциация в виде карты. Попробуйте с ребенком такой способ поговорить о его настроении.
Упражнение «Мое настроение»
Ребенка можно спросить: на что твое настроение похоже? Затем попросить вытащить карту, на которой изображено его настроение. Взрослый может сначала подать пример: «Мое настроение похоже на яркое солнце в безоблачный летний день». Затем разложить изображения и вытащить одну карту из колоды. Посмотреть на карту и дополнить описание своего настроения. Ребенок тоже описывает свое настроение словами, затем вытаскивает карту, и дополняет свое описание. Здесь важно отметить, что здесь нет правильных и неправильных ответов, нет соревнований на лучший ответ, здесь просто момент общения со своим ребенком. Если вы будете играть так каждый день по 15 минут, то станете замечать, что ассоциации ребенка будут становиться все более яркими и интересными. Рассказы - все длиннее и с большими деталями и подробностями. Кроме того – то, что вы будете делиться своими чувствами, будет способствовать интересу ребенка к тому, что вы чувствуете и что для вас важно.
Почему общение при помощи метафорических карт с детьми может быть интересно взрослым?
Когда ребенок рассказывает взрослому о том, что он видит на картинке, важно внимательно выслушать его и дать ему высказаться. Мы учитываем то, что у каждого - свое восприятие образа, поэтому видение ребенка может совсем не совпадать с нашим. Если в этот момент взрослый отнесется с интересом к рассказу и описанию ребенка, то возможно и сам взрослый сможет открыть для себя что-то очень важное. Мы обращаем внимание на то, что и чувствуем мы по-разному, и то, что для одного человека кажется незначительным пустяком, для другого может стать трагедией. Ценными в этот момент являются: контакт; время, проведенное вместе; занятие, которое сближает; возможность разговора по душам.
Упражнение "Мой день"
С помощью карты ребенок может рассказать вам как прошел его день. Положите колоду карт на тумбочку возле кровати. Перед сном попросите ребенка не глядя вытащить одну карту из колоды. Выделите 15 минут, чтобы выслушать ребенка.
В эту же игру можно играть по книге Элинор Портер «Полианна». 11-ти летняя девочка Полианна, пример оптимизма, умения выражать благодарность тому, что происходит, и находить хорошее в каждом дне своей жизни. Попросите ребенка вытащить одну карту из колоды и спросите его: что самое хорошее случилось сегодня с тобой? Вы можете разнообразить это упражнение и попросить ребенка назвать три хороших события дня. Можете сначала сами вспомнить свои события дня и делиться ими с ребенком. Такое упражнение будет развивать его и вашу наблюдательность, внимательность к деталям.
Пример из практики
В качестве иллюстрации хотелось бы привести пример того, как дети и взрослые проявляют свою фантазию и как по-разному воспринимается одно и то же изображение. На метафорической карте на темно-синем фоне изображена девочка-ангел с крыльями, с красивыми длинными волосами, которая опирается на огромный синий земной шар и задумчиво смотрит вдаль.

Что увидели дети на изображении?
Одна девочка 8-ми лет увидела ангельские крылья, и сказала, что эта прекрасная девочка-ангел, заботится о нашей Планете и ее будущем. Ангелы охраняют нашу планету, и мы можем спокойно спать ночами.
Другая девочка 12-ти лет нашла сходство с собой, потому что девочка на изображении что-то замышляет. И на вопрос: а чем еще она на тебя похожа?, ответила: я тоже много думаю и часто придумываю интересное.
Третья девочка 11-ти лет сочинила целую историю. Про девочку-мечтательницу, которая очень любит фантазировать, и как ей это иногда мешает. На уроке математики в школе ей скучно, она часто уносится в мир своих фантазий, отвлекается, и учительница ее за это ругает. А еще она любит рисовать то, о чем мечтает, и ей кажется, что ее желания поэтому сбываются…
Что увидели взрослые на этом же изображении?
Одна мама сказала, что эта девочка напоминает ей ее дочку, взгляд которой устремлен в будущее. Ей открыт весь мир, и она может выбрать чем заняться, а еще - любое место на земле, где будет жить.
Другая девушка рассказала, что белоснежный прекрасный Ангел-хранитель думает о том, что на Земле сейчас рождается новая жизнь.
И правда ведь, что за каждым изображением скрывается целый таинственный мир, и он для каждого свой. А в нем нас ждут интересные открытия и ответы на волнующие нас вопросы. Играть с метафорическими картами можно дома, на даче, на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом везде, где хочется внести игру в повседневные дела. Придумывайте свои варианты упражнений, дополняйте и наполняйте их. Заботьтесь о своих отношениях, создавайте свои запоминающиеся ритуалы и традиции семейного общения.
Метафорические ассоциативные карты - это психологическая игра и уникальный инструмент работы практического психолога. Используя пространство образов и ассоциаций для поиска путей решения своих проблем и получения ответов, мы зачастую быстро находим решения и ответы самостоятельно. Метафорические карты позволяют наладить коммуникацию, способствуют развитию воображения и интуиции. Ассоциативные карты также являются и уникальным образовательным инструментом. Упражнения с картами очень часто создают условия для раскрытия творческого потенциала. В этой статье мы предлагаем рассмотреть метафорические карты как увлекательный способ общения в семье для создания искренних доверительных отношений со своими детьми. Предложим интересные примеры игр и упражнений с детьми для тех, кто не имеет специального психологического образования, а просто любит придумывать и исследовать новые способы коммуникации. Данная статья написана для родителей, бабушек и дедушек, педагогов, воспитателей и людей, интересующихся вопросами воспитания и всестороннего развития детей.
Метафорические карты как увлекательный способ общения в семье
Изображение в метафорических картах – это самостоятельный художественный образ, который является символом или метафорой. В нем заключены прямые и переносные смыслы, которые основываются на сходстве ряда явлений, происходящих в жизни. Рассматривая изображение можно описывать события, действия, переживания, выражать свое отношение, говорить о своих эмоциях и чувствах. Ребенок может рассуждать о том, что ему нравится, а что нет. Например, однажды вытащив карту с глубоким темно-зеленым фоном, мой сын рассказывал мне о том, почему он так любит зеленый цвет. Оказалось, что ему нравится ярко-зеленый цвет травы летом, нежно-зеленые листья берез весной, светло-зеленые глаза мамы, зеленое платье бабушки. Это перечень можно продолжить, и раскрыв поподробнее каждый из этих образов обратиться к воспоминаниям и впечатлениям ребенка для того, чтобы понять: Что его волнует? О чем он думает? Что чувствует? Что он любит?
Почему общение при помощи метафорических карт может быть интересно ребенку?
Образные ассоциации окружают нас с детьми со всех сторон. В мультфильме облака скачут как белогривые лошадки; в загадке лампочка: висит груша - нельзя скушать; в детской песенке - «так пускай повсюду на земле, будто лампочки включаются улыбки». Игры на ассоциации связывают образное и логическое мышление, дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития. Такие игры активизируют мышление и память, позволяют ребенку научиться быстро подбирать нужные слова. Ребенку может быть очень интересно, что одна и та же карта в разные дни может приобретать для него совершенно другой смысл. Известно, что дети, зачастую, мыслят образами, поэтому их природе свойственно работать с картинкой. Дети увлекаются игрой, сказкой и происходящим волшебством, и время проходит незаметно. Мы взрослые-родители можем придумывать приятные семейные ритуалы, помогающие ребенку чувствовать моменты близости с нами. А мы если будем наблюдательны, можем узнать о своих детях много всего интересного. Вот, например, настроение…Какое оно? Настроение может быть смешное, грустное, веселое, недовольное, гневное… И каждому отыщется цветовая или образная ассоциация в виде карты. Попробуйте с ребенком такой способ поговорить о его настроении.
Упражнение «Мое настроение»
Ребенка можно спросить: на что твое настроение похоже? Затем попросить вытащить карту, на которой изображено его настроение. Взрослый может сначала подать пример: «Мое настроение похоже на яркое солнце в безоблачный летний день». Затем разложить изображения и вытащить одну карту из колоды. Посмотреть на карту и дополнить описание своего настроения. Ребенок тоже описывает свое настроение словами, затем вытаскивает карту, и дополняет свое описание. Здесь важно отметить, что здесь нет правильных и неправильных ответов, нет соревнований на лучший ответ, здесь просто момент общения со своим ребенком. Если вы будете играть так каждый день по 15 минут, то станете замечать, что ассоциации ребенка будут становиться все более яркими и интересными. Рассказы - все длиннее и с большими деталями и подробностями. Кроме того – то, что вы будете делиться своими чувствами, будет способствовать интересу ребенка к тому, что вы чувствуете и что для вас важно.
Почему общение при помощи метафорических карт с детьми может быть интересно взрослым?
Когда ребенок рассказывает взрослому о том, что он видит на картинке, важно внимательно выслушать его и дать ему высказаться. Мы учитываем то, что у каждого - свое восприятие образа, поэтому видение ребенка может совсем не совпадать с нашим. Если в этот момент взрослый отнесется с интересом к рассказу и описанию ребенка, то возможно и сам взрослый сможет открыть для себя что-то очень важное. Мы обращаем внимание на то, что и чувствуем мы по-разному, и то, что для одного человека кажется незначительным пустяком, для другого может стать трагедией. Ценными в этот момент являются: контакт; время, проведенное вместе; занятие, которое сближает; возможность разговора по душам.
Упражнение "Мой день"
С помощью карты ребенок может рассказать вам как прошел его день. Положите колоду карт на тумбочку возле кровати. Перед сном попросите ребенка не глядя вытащить одну карту из колоды. Выделите 15 минут, чтобы выслушать ребенка.
В эту же игру можно играть по книге Элинор Портер «Полианна». 11-ти летняя девочка Полианна, пример оптимизма, умения выражать благодарность тому, что происходит, и находить хорошее в каждом дне своей жизни. Попросите ребенка вытащить одну карту из колоды и спросите его: что самое хорошее случилось сегодня с тобой? Вы можете разнообразить это упражнение и попросить ребенка назвать три хороших события дня. Можете сначала сами вспомнить свои события дня и делиться ими с ребенком. Такое упражнение будет развивать его и вашу наблюдательность, внимательность к деталям.
Пример из практики
В качестве иллюстрации хотелось бы привести пример того, как дети и взрослые проявляют свою фантазию и как по-разному воспринимается одно и то же изображение. На метафорической карте на темно-синем фоне изображена девочка-ангел с крыльями, с красивыми длинными волосами, которая опирается на огромный синий земной шар и задумчиво смотрит вдаль.

Что увидели дети на изображении?
Одна девочка 8-ми лет увидела ангельские крылья, и сказала, что эта прекрасная девочка-ангел, заботится о нашей Планете и ее будущем. Ангелы охраняют нашу планету, и мы можем спокойно спать ночами.
Другая девочка 12-ти лет нашла сходство с собой, потому что девочка на изображении что-то замышляет. И на вопрос: а чем еще она на тебя похожа?, ответила: я тоже много думаю и часто придумываю интересное.
Третья девочка 11-ти лет сочинила целую историю. Про девочку-мечтательницу, которая очень любит фантазировать, и как ей это иногда мешает. На уроке математики в школе ей скучно, она часто уносится в мир своих фантазий, отвлекается, и учительница ее за это ругает. А еще она любит рисовать то, о чем мечтает, и ей кажется, что ее желания поэтому сбываются…
Что увидели взрослые на этом же изображении?
Одна мама сказала, что эта девочка напоминает ей ее дочку, взгляд которой устремлен в будущее. Ей открыт весь мир, и она может выбрать чем заняться, а еще - любое место на земле, где будет жить.
Другая девушка рассказала, что белоснежный прекрасный Ангел-хранитель думает о том, что на Земле сейчас рождается новая жизнь.
И правда ведь, что за каждым изображением скрывается целый таинственный мир, и он для каждого свой. А в нем нас ждут интересные открытия и ответы на волнующие нас вопросы. Играть с метафорическими картами можно дома, на даче, на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом везде, где хочется внести игру в повседневные дела. Придумывайте свои варианты упражнений, дополняйте и наполняйте их. Заботьтесь о своих отношениях, создавайте свои запоминающиеся ритуалы и традиции семейного общения.