Автор: Екатерина Хохлова
В этой статье мы предлагаем рассмотреть метафорические карты как увлекательный способ, помогающий создавать традиции общения со своими детьми, придумывать и исследовать новые увлекательные, игровые способы коммуникации. Предложим интересные примеры игр, занятий и упражнений с детьми для развития креативного и ассоциативного мышления. Данная статья написана для родителей, бабушек и дедушек, педагогов, воспитателей и для тех, кто не имеет специального психологического образования, в ком живет талант исследователя, кто открыт всему новому, интересуется собственным развитием, вопросами воспитания и всестороннего развития детей.
Метафорические ассоциативные карты помогают наладить коммуникацию, способствуют развитию воображения и интуиции и взрослого, и ребенка. А еще с ними можно играть в семье, создавая условия для раскрытия творческого потенциала. Карты — это как повод-приглашение к началу общения, ключ, открывающий дверь в пространство нашего воображения. В ассоциациях, которые возникают, нет правил, нет ограничений, нет оценок: хорошо или плохо, здесь есть только наше восприятие, и в данный момент оно такое.
Расскажу немного о том, как я впервые познакомилась с метафорическими картами. Произошло это 3 года назад на мастер-классе, который проводила моя подруга, бизнес-консультант, коуч, успешно применявшая подходы арт-терапии при консультировании клиентов. До этого мы с моими и соседскими детьми вечерами на даче очень любили играть в игру Имаджинариум. Причем играли все — в нашей компании были участники от 9 лет до 62. Лошади мчались вперед в победе, ассоциации были очень необычные и неожиданные, вместе нам было весело, радостно, загадочно и очень творчески.
А потом я увидела колоду SAGA. На меня произвели впечатления яркие картинки, изображения напомнили героев из сказок и мифов. Восхитило как по-разному воспринимались изображения участниками мастер-класса, как каждый видел в них свой смысл. Показалось, что есть некая магия в том, как я выбирала изображения, и как они отвечали на мои запросы. Удивило как много возможностей существует для применения карт в деятельности консультанта, как они развивают воображение и способствуют активизации творческих ресурсов. Возник прилив творчества, захотелось творить, созидать, придумывать свои упражнения. Так метафорические карты пришли в мою жизнь, стали моим спутником везде. А потом и мы сами стали создавать свои авторские колоды. Также для семейного времяпрепровождения прекрасно подойдут колоды "Увлекайте!" и "Любите!"
Чем еще они очень хороши? У метафорических карт действительно очень компактный и удобный формат для того, чтобы положить в дамскую сумку мамы или в чемодан папы, взять с собой в дорогу, на отдых, в дорогу, в путешествие. Использовать их можно ежедневно в машине или в отпуске, чтобы разнообразить ваше общение. А можно придумывать ритуалы: например, доставать по 1 карте каждый день перед сном или 1 раз в неделю по субботам, когда вся семья собирается в обед за семейным столом, можно общаться по душам с ребенком только маме или папе – выбор очень большой.
Давайте поговорим о том, как мы можем проводить время вместе с нашими детьми и с метафорическими картами.
Создаем моменты радости вместе с ребенком
Актер, режиссер, клоун, народный артист России, один из самых ярких, творческих и неординарных личностей, названный западной прессой лучшим клоуном в мире, Вячеслав Полунин говорит так: «Дураки — это те, кто умеет каждую простую вещицу превратить в удовольствие. Как ребёнок, который идёт по клеточкам: он не может шагать просто так - скучно. Он придумывает, что я на это наступлю, а здесь перепрыгну, а сейчас я переползу, как партизан. Он всё время даёт себе задание. И если ты познаешь этот закон, то начинаешь понимать, что получаешь удовольствие от каждого движения. И если оказаться в этом мире — жизнь сразу другая становится».
Попробуем и мы в общении с ребенком получать удовольствие. Например, вот так.
Игра-общение. От улыбки станет всем светлей.
В этот момент взрослому важно почувствовать себя ребенком (это очень радостно и полезно!) и стать таким пытливым почемучкой, помогая ребенку развивать эту тему. Если у ребенка получается описать свои ощущения – отлично. Задавайте ему наводящие вопросы, расширяйте картинку, пусть в ней появятся новые персонажи, которые тоже улыбаются. Можно предложить ему вспомнить примеры из мультфильмов или из любимых фильмов. А потом расскажите ему о себе. Что чувствуете вы, когда улыбаетесь? Что вас смешит? Каких актеров и фильмы вы любите, а может быть вы смотрите юмористические программы или увлеченно вечерами читаете смешные рассказы?
Вспомните моменты совместной радости в вашей семье: «А помнишь, как мы с тобой смеялись, когда…» Знайте, что такие моменты общения, искренности, взаимного интереса, которые вы создаете именно сейчас, всегда будут помогать ребенку в будущем. Именно из них и создается тот фундамент, на который он сможет опираться.
Непридуманные истории с метафорическими картами
А вот какая история про грусть и улыбку произошла с нашими метафорическими картами. Написала нам одна мама двух детей (сыну 6 лет и дочке 1 год) Екатерина Д.: «Мне казалось, что в моих отношениях с детьми я стараюсь всегда быть позитивной, много улыбаюсь, не показываю свои чувства. Конечно, за исключением некоторых воспитательных моментов. Но я думала, что их не так много. Мы любим играть, веселиться, читать, баловаться в рамках разумного. И тут мне пришла идея попросить сына собрать из
карт нашу семью. Он выбрал самого грустного ангела и сказал, что это я. Я спросила «почему». И ребенок ответил, что ему кажется, что я много грущу. Тогда у нас был сложный период отношений с мужем, как будто мы говорили совсем на разных языках, я переживала. Глубоко получилось. А, казалось бы, мы всего лишь хотели поиграть. Пришлось задуматься о своей жизни и посмотреть на многие вещи по-другому. Попросила сына подумать, что мне не хватает сейчас и выбрать карту. Достал мне карту веселого персонажа с огромной улыбкой на лице. Трогательно так, обняла сыночка, поцеловала. Вспомнила мультфильм про Крошку Енота. Посмотрели вместе. Стала больше улыбаться себе и детям, и жизнь ощутимо меняется!»
Комментарий автора: на картинке были изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах, а в восприятии ребенка один из них показался ему грустным (см. фото ниже). А вот и персонаж с огромной улыбкой на лице:
Создаем моменты близости вместе с ребенком
Вместе с детьми вообще здорово что-то делать: играть, обсуждать, делать поделки в школу, печь пироги, накрывать на стол, готовиться к приему гостей, ходить на рыбалку. И очень радостно делать что-то вместе первый раз, собирая коллекцию таких моментов, которые вызывают эмоции удивления, восторга, реакцию: «Ух, ты!» То есть это самые яркие впечатления, переживания. Помните в раннем детстве расширяющиеся глазенки, когда малыш впервые увидел часы или огонь? Или услышал, как льется вода, или гул от самолета в небе? Ребенок не только восхищен, ему еще не терпится поделиться с родителями или бабушками, дедушками. И говорить, и читать, и рассуждать дети учатся, подражая нам, взрослым.
Игра-общение. Читаем вместе.
Выбираем тему, которую нам бы хотелось обсудить с ребенком. Читаем вместе рассказ, притчу, небольшую сказку. Обсуждаем в игровой форме. И да, мы, конечно, используем здесь метафорические карты.
Приведу пример того, как это можно сделать, на увлекательном рассказе по книге Александра Раскина «Как папа был маленьким». Рассказ называется «Как папа писал два сочинения». Речь в нем идет о двух друзьях, которые друг за друга делали то, что у каждого получалось лучше. «Маленький папа» написал сочинение за своего друга, а на свое сочинение у него времени не хватило, и оно получилось плохо. Поэтому учительница похвалила друга, а «маленького папу» ругала. И это было несправедливо.
Прочитав вместе этот рассказ, можно спросить ребенка:
И чтобы это общение не превратилось в «игру в одни ворота», добавляем элементы игры при помощи метафорических карт.
Придумывайте свои варианты игры, дополняйте и наполняйте их. Заботьтесь о своих отношениях, создавайте свои уникальные традиции искреннего семейного общения.
В этой статье мы предлагаем рассмотреть метафорические карты как увлекательный способ, помогающий создавать традиции общения со своими детьми, придумывать и исследовать новые увлекательные, игровые способы коммуникации. Предложим интересные примеры игр, занятий и упражнений с детьми для развития креативного и ассоциативного мышления. Данная статья написана для родителей, бабушек и дедушек, педагогов, воспитателей и для тех, кто не имеет специального психологического образования, в ком живет талант исследователя, кто открыт всему новому, интересуется собственным развитием, вопросами воспитания и всестороннего развития детей.
Метафорические ассоциативные карты помогают наладить коммуникацию, способствуют развитию воображения и интуиции и взрослого, и ребенка. А еще с ними можно играть в семье, создавая условия для раскрытия творческого потенциала. Карты — это как повод-приглашение к началу общения, ключ, открывающий дверь в пространство нашего воображения. В ассоциациях, которые возникают, нет правил, нет ограничений, нет оценок: хорошо или плохо, здесь есть только наше восприятие, и в данный момент оно такое.
Расскажу немного о том, как я впервые познакомилась с метафорическими картами. Произошло это 3 года назад на мастер-классе, который проводила моя подруга, бизнес-консультант, коуч, успешно применявшая подходы арт-терапии при консультировании клиентов. До этого мы с моими и соседскими детьми вечерами на даче очень любили играть в игру Имаджинариум. Причем играли все — в нашей компании были участники от 9 лет до 62. Лошади мчались вперед в победе, ассоциации были очень необычные и неожиданные, вместе нам было весело, радостно, загадочно и очень творчески.
А потом я увидела колоду SAGA. На меня произвели впечатления яркие картинки, изображения напомнили героев из сказок и мифов. Восхитило как по-разному воспринимались изображения участниками мастер-класса, как каждый видел в них свой смысл. Показалось, что есть некая магия в том, как я выбирала изображения, и как они отвечали на мои запросы. Удивило как много возможностей существует для применения карт в деятельности консультанта, как они развивают воображение и способствуют активизации творческих ресурсов. Возник прилив творчества, захотелось творить, созидать, придумывать свои упражнения. Так метафорические карты пришли в мою жизнь, стали моим спутником везде. А потом и мы сами стали создавать свои авторские колоды. Также для семейного времяпрепровождения прекрасно подойдут колоды "Увлекайте!" и "Любите!"
Чем еще они очень хороши? У метафорических карт действительно очень компактный и удобный формат для того, чтобы положить в дамскую сумку мамы или в чемодан папы, взять с собой в дорогу, на отдых, в дорогу, в путешествие. Использовать их можно ежедневно в машине или в отпуске, чтобы разнообразить ваше общение. А можно придумывать ритуалы: например, доставать по 1 карте каждый день перед сном или 1 раз в неделю по субботам, когда вся семья собирается в обед за семейным столом, можно общаться по душам с ребенком только маме или папе – выбор очень большой.
Давайте поговорим о том, как мы можем проводить время вместе с нашими детьми и с метафорическими картами.
Создаем моменты радости вместе с ребенком
Актер, режиссер, клоун, народный артист России, один из самых ярких, творческих и неординарных личностей, названный западной прессой лучшим клоуном в мире, Вячеслав Полунин говорит так: «Дураки — это те, кто умеет каждую простую вещицу превратить в удовольствие. Как ребёнок, который идёт по клеточкам: он не может шагать просто так - скучно. Он придумывает, что я на это наступлю, а здесь перепрыгну, а сейчас я переползу, как партизан. Он всё время даёт себе задание. И если ты познаешь этот закон, то начинаешь понимать, что получаешь удовольствие от каждого движения. И если оказаться в этом мире — жизнь сразу другая становится».
Попробуем и мы в общении с ребенком получать удовольствие. Например, вот так.
Игра-общение. От улыбки станет всем светлей.
- Берем колоду, раскладываем изображениями вверх в открытую.
- Предлагаем ребенку выбрать одну карту, которая привлекает его внимание.
- Можем задать ему такие вопросы:
- Что первое бросилось тебе в глаза на этой картине?
- Есть на этой картине то, что вызывает у тебя улыбку?
- А когда ты улыбаешься, что с тобой происходит? Опиши мне.
- Когда тебе бывает весело?
- Кто или что тебя смешит больше всего?
В этот момент взрослому важно почувствовать себя ребенком (это очень радостно и полезно!) и стать таким пытливым почемучкой, помогая ребенку развивать эту тему. Если у ребенка получается описать свои ощущения – отлично. Задавайте ему наводящие вопросы, расширяйте картинку, пусть в ней появятся новые персонажи, которые тоже улыбаются. Можно предложить ему вспомнить примеры из мультфильмов или из любимых фильмов. А потом расскажите ему о себе. Что чувствуете вы, когда улыбаетесь? Что вас смешит? Каких актеров и фильмы вы любите, а может быть вы смотрите юмористические программы или увлеченно вечерами читаете смешные рассказы?
Вспомните моменты совместной радости в вашей семье: «А помнишь, как мы с тобой смеялись, когда…» Знайте, что такие моменты общения, искренности, взаимного интереса, которые вы создаете именно сейчас, всегда будут помогать ребенку в будущем. Именно из них и создается тот фундамент, на который он сможет опираться.
Непридуманные истории с метафорическими картами
А вот какая история про грусть и улыбку произошла с нашими метафорическими картами. Написала нам одна мама двух детей (сыну 6 лет и дочке 1 год) Екатерина Д.: «Мне казалось, что в моих отношениях с детьми я стараюсь всегда быть позитивной, много улыбаюсь, не показываю свои чувства. Конечно, за исключением некоторых воспитательных моментов. Но я думала, что их не так много. Мы любим играть, веселиться, читать, баловаться в рамках разумного. И тут мне пришла идея попросить сына собрать из
карт нашу семью. Он выбрал самого грустного ангела и сказал, что это я. Я спросила «почему». И ребенок ответил, что ему кажется, что я много грущу. Тогда у нас был сложный период отношений с мужем, как будто мы говорили совсем на разных языках, я переживала. Глубоко получилось. А, казалось бы, мы всего лишь хотели поиграть. Пришлось задуматься о своей жизни и посмотреть на многие вещи по-другому. Попросила сына подумать, что мне не хватает сейчас и выбрать карту. Достал мне карту веселого персонажа с огромной улыбкой на лице. Трогательно так, обняла сыночка, поцеловала. Вспомнила мультфильм про Крошку Енота. Посмотрели вместе. Стала больше улыбаться себе и детям, и жизнь ощутимо меняется!»
Комментарий автора: на картинке были изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах, а в восприятии ребенка один из них показался ему грустным (см. фото ниже). А вот и персонаж с огромной улыбкой на лице:
Создаем моменты близости вместе с ребенком
Вместе с детьми вообще здорово что-то делать: играть, обсуждать, делать поделки в школу, печь пироги, накрывать на стол, готовиться к приему гостей, ходить на рыбалку. И очень радостно делать что-то вместе первый раз, собирая коллекцию таких моментов, которые вызывают эмоции удивления, восторга, реакцию: «Ух, ты!» То есть это самые яркие впечатления, переживания. Помните в раннем детстве расширяющиеся глазенки, когда малыш впервые увидел часы или огонь? Или услышал, как льется вода, или гул от самолета в небе? Ребенок не только восхищен, ему еще не терпится поделиться с родителями или бабушками, дедушками. И говорить, и читать, и рассуждать дети учатся, подражая нам, взрослым.
Игра-общение. Читаем вместе.
Выбираем тему, которую нам бы хотелось обсудить с ребенком. Читаем вместе рассказ, притчу, небольшую сказку. Обсуждаем в игровой форме. И да, мы, конечно, используем здесь метафорические карты.
Приведу пример того, как это можно сделать, на увлекательном рассказе по книге Александра Раскина «Как папа был маленьким». Рассказ называется «Как папа писал два сочинения». Речь в нем идет о двух друзьях, которые друг за друга делали то, что у каждого получалось лучше. «Маленький папа» написал сочинение за своего друга, а на свое сочинение у него времени не хватило, и оно получилось плохо. Поэтому учительница похвалила друга, а «маленького папу» ругала. И это было несправедливо.
Прочитав вместе этот рассказ, можно спросить ребенка:
- Есть ли в этом рассказе момент, который произвел на тебя наиболее сильное впечатление?
- А как ты думаешь – кто из них поступил правильно?
- А как бы ты поступил на месте друга «маленького папы»?
- А у тебя были похожие ситуации?
И чтобы это общение не превратилось в «игру в одни ворота», добавляем элементы игры при помощи метафорических карт.
- Берем колоду, раскладываем изображениями вверх в открытую.
- Предлагаем ребенку выбрать одну карту, которая отражает те чувства, которые испытывал «маленький папа». Затем интересуемся как ребенок думает, какие чувства, эмоции переживал другой персонаж - его друг.
- Можно спросить: Что ты сейчас чувствуешь по отношению к героям этого рассказа? Какой герой тебе симпатичен? А почему?
- Можно добавить рисунок, попросив ребенка нарисовать смайлики, изображающие эмоции персонажей.
Придумывайте свои варианты игры, дополняйте и наполняйте их. Заботьтесь о своих отношениях, создавайте свои уникальные традиции искреннего семейного общения.