Автор: Татьяна Чистякова
Коучинг – процесс оказания профессиональных услуг, которые помогают клиентам добиться качественно новых результатов в своей профессиональной и личной жизни. Благодаря коучингу клиентам удается углубить собственные познания, повысить качество жизни и собственную эффективность. Другими словами, коучинг – совместная работа специалиста и клиента над целями клиента.
Около четырех лет я успешно использую метафорические ассоциативные карты в коучинговом консультировании. Они отлично дополняют процесс, помогая клиенту визуализировать свои цели и задачи, выявить эмоции, осознать важность поставленных целей для себя, действовать в соответствии со своими чувствами, «состыковывать» эмоции с доводами разума. Как пример подобного применения метафорических карт: иллюстрация с их помощью техник коучинга.
Сочетание одной из них с ассоциативными картами разберем в этой статье.
В коучинге есть техника, помогающая спланировать достижение цели и начать действовать по направлению к ней.
Работа начинается с постановки цели. Цель должна быть сформулирована как можно более конкретно, позитивно, с конкретными сроками. Далее клиент совместно с коучем продумывает (прописывает) по порядку действия, которые нужно совершить для достижения цели. Далее идет работа над ресурсами: выявляется, какие ресурсы помогают в достижении каждого шага; ресурсы могут быть внешними (друзья, финансы и др.) и внутренними (целеустремленность, гибкость ума и др.). Затем конкретизируется результат, которым венчается каждое действие; это критерий, по которому будет понятно, что дело сделано. В завершении прописываются временные рамки, в которое будет вписано каждое действие.
Итак, техника становится намного живее и эффективнее, когда дополняется метафорическими картами. Рассмотрим технику на примере колоды Т. Чистяковой «Пейзаж души».
Прежде всего, определяется цель. Клиент выбирает карту, которая будет соответствовать его эмоциональному состоянию по достижению цели. На этом этапе можно отфильтровать, действительно ли это цель клиента, на самом ли деле это то, чего он хочет достичь. Настоящая цель мотивирует, заряжает энергией, клиент чувствует яркие положительные эмоции, думая о ней. Картинка, символизирующая цель, тоже будет приятной, позитивной для клиента, например, тропики, цветущий сад, радуга, звездное небо… Бывает, клиент выбирает удручающую картинку (пустыню, болото, нечто мрачное и т.п.), говорит, что, представляя достигнутую цель, чувствует, скажем, пустоту, или одиночество, или горечь… В таком случае целесообразно направить консультацию в русло понимания цели, осознания, действительно ли это цель клиента, а, если нет, то какую цель действительно стоит перед собой ставить. Затем клиент составляет план действий для достижения цели, иллюстрируя каждый шаг метафорической картой; карты также иллюстрируют эмоциональное состояние клиента в процессе совершения каждого шага. Бывает, что на этом этапе происходит «затык»: клиент не знает, с чего начать и не представляет, какие действия ему понадобятся для своего свершения. В таком случае метафорические карты выбираются в закрытую, каждая карта символизирует шаг к цели; клиент интерпретирует изображения. Следующий этап – выбор ресурсов, которые помогают в совершении каждого шага. Клиент перечисляет ресурсы, которые приходят ему в голову, а после этого в закрытую выбирает из колоды самый главный ресурс, который поможет совершить действие. Результат, по которому можно будет понять, что дело сделано, клиент обычно формулирует самостоятельно, но, если сформулировать его не получается, на помощь вновь могут прийти метафорические карты. Сроки обычно определяются без участия метафорических карт, исходя из ситуации и реальных возможностей человека.
Предлагаю разобрать применение данной техники на конкретном примере. Клиентка ставит перед собой цель: переехать на новое жилье вместе с семьей. Все карты выбирались вслепую. Выбрав цель, клиентка сообщила, что достижение цели, т.е. переезд принесет ей спокойствие и умиротворение и, вместе с тем, начало нового жизненного этапа, это будет похоже на рассвет, с которого начинается новый день. Первый шаг, который нужно сделать, - изучить рынок недвижимости. Вытащив карту с изображением осеннего пейзажа, она задумалась и поняла, что он ассоциируется у нее с началом учебного года, а значит, пора учиться чему-то новому. Тогда ей пришла в голову мысль, что она совсем не ориентируется в ситуации недвижимости на рынке, а значит, пора ее осваивать. Выбрав карту ресурса, она решила, что ее основная сила на данном этапе – холодный рассудок. Следующий шаг: заключение сделки о недвижимости (продать нынешнюю квартиру и одновременно купить новую). Здесь женщина сообщила, что любые юридические, экономические вопросы очень тяжело ей даются, поэтому вызывают внутри нее настоящую бурю протеста. Вытащив изображение вулкана в качестве ресурса, она пояснила: «Надо быть как вулкан: он может молчать столетиями, потом устроить внезапное и сильное извержение и снова замолчать. Также я: редко связываюсь с подобными вопросами. Точнее, вообще впервые в жизни. Поэтому я накоплю силы, сделаю дело и вновь, как вулкан, приду в спокойное состояние. Третий шаг – обжить новое жилье. Увидев луг, клиентка заметила, что на нем почти ничего не растет, никого нет, и она может сама заселить и засадить его, как пожелает.
Ее главный ресурс в этом деле (ночной пейзаж: луна над водой) – умение не спешить: «Ведь ночью никогда никуда не торопишься, все дела уже сделаны».
Полезно фотографировать карты в процессе сеанса, тогда они будут служить клиенту еще дополнительным напоминанием («якорем») об открытиях и выводах, сделанных в процессе коучинга.
Практика показала, что дополнение в виде метафорических карт делает сессию более живой, разнообразной. Уже сам процесс заряжает клиента позитивом и настраивает на достижение поставленной цели!
Коучинг – процесс оказания профессиональных услуг, которые помогают клиентам добиться качественно новых результатов в своей профессиональной и личной жизни. Благодаря коучингу клиентам удается углубить собственные познания, повысить качество жизни и собственную эффективность. Другими словами, коучинг – совместная работа специалиста и клиента над целями клиента.
Около четырех лет я успешно использую метафорические ассоциативные карты в коучинговом консультировании. Они отлично дополняют процесс, помогая клиенту визуализировать свои цели и задачи, выявить эмоции, осознать важность поставленных целей для себя, действовать в соответствии со своими чувствами, «состыковывать» эмоции с доводами разума. Как пример подобного применения метафорических карт: иллюстрация с их помощью техник коучинга.
Сочетание одной из них с ассоциативными картами разберем в этой статье.
В коучинге есть техника, помогающая спланировать достижение цели и начать действовать по направлению к ней.
- Цель
- Действия
- Ресурсы (для каждого шага)
- Результат (каждого шага)
- Временные рамки (каждого шага)
Работа начинается с постановки цели. Цель должна быть сформулирована как можно более конкретно, позитивно, с конкретными сроками. Далее клиент совместно с коучем продумывает (прописывает) по порядку действия, которые нужно совершить для достижения цели. Далее идет работа над ресурсами: выявляется, какие ресурсы помогают в достижении каждого шага; ресурсы могут быть внешними (друзья, финансы и др.) и внутренними (целеустремленность, гибкость ума и др.). Затем конкретизируется результат, которым венчается каждое действие; это критерий, по которому будет понятно, что дело сделано. В завершении прописываются временные рамки, в которое будет вписано каждое действие.
Итак, техника становится намного живее и эффективнее, когда дополняется метафорическими картами. Рассмотрим технику на примере колоды Т. Чистяковой «Пейзаж души».
Прежде всего, определяется цель. Клиент выбирает карту, которая будет соответствовать его эмоциональному состоянию по достижению цели. На этом этапе можно отфильтровать, действительно ли это цель клиента, на самом ли деле это то, чего он хочет достичь. Настоящая цель мотивирует, заряжает энергией, клиент чувствует яркие положительные эмоции, думая о ней. Картинка, символизирующая цель, тоже будет приятной, позитивной для клиента, например, тропики, цветущий сад, радуга, звездное небо… Бывает, клиент выбирает удручающую картинку (пустыню, болото, нечто мрачное и т.п.), говорит, что, представляя достигнутую цель, чувствует, скажем, пустоту, или одиночество, или горечь… В таком случае целесообразно направить консультацию в русло понимания цели, осознания, действительно ли это цель клиента, а, если нет, то какую цель действительно стоит перед собой ставить. Затем клиент составляет план действий для достижения цели, иллюстрируя каждый шаг метафорической картой; карты также иллюстрируют эмоциональное состояние клиента в процессе совершения каждого шага. Бывает, что на этом этапе происходит «затык»: клиент не знает, с чего начать и не представляет, какие действия ему понадобятся для своего свершения. В таком случае метафорические карты выбираются в закрытую, каждая карта символизирует шаг к цели; клиент интерпретирует изображения. Следующий этап – выбор ресурсов, которые помогают в совершении каждого шага. Клиент перечисляет ресурсы, которые приходят ему в голову, а после этого в закрытую выбирает из колоды самый главный ресурс, который поможет совершить действие. Результат, по которому можно будет понять, что дело сделано, клиент обычно формулирует самостоятельно, но, если сформулировать его не получается, на помощь вновь могут прийти метафорические карты. Сроки обычно определяются без участия метафорических карт, исходя из ситуации и реальных возможностей человека.
Предлагаю разобрать применение данной техники на конкретном примере. Клиентка ставит перед собой цель: переехать на новое жилье вместе с семьей. Все карты выбирались вслепую. Выбрав цель, клиентка сообщила, что достижение цели, т.е. переезд принесет ей спокойствие и умиротворение и, вместе с тем, начало нового жизненного этапа, это будет похоже на рассвет, с которого начинается новый день. Первый шаг, который нужно сделать, - изучить рынок недвижимости. Вытащив карту с изображением осеннего пейзажа, она задумалась и поняла, что он ассоциируется у нее с началом учебного года, а значит, пора учиться чему-то новому. Тогда ей пришла в голову мысль, что она совсем не ориентируется в ситуации недвижимости на рынке, а значит, пора ее осваивать. Выбрав карту ресурса, она решила, что ее основная сила на данном этапе – холодный рассудок. Следующий шаг: заключение сделки о недвижимости (продать нынешнюю квартиру и одновременно купить новую). Здесь женщина сообщила, что любые юридические, экономические вопросы очень тяжело ей даются, поэтому вызывают внутри нее настоящую бурю протеста. Вытащив изображение вулкана в качестве ресурса, она пояснила: «Надо быть как вулкан: он может молчать столетиями, потом устроить внезапное и сильное извержение и снова замолчать. Также я: редко связываюсь с подобными вопросами. Точнее, вообще впервые в жизни. Поэтому я накоплю силы, сделаю дело и вновь, как вулкан, приду в спокойное состояние. Третий шаг – обжить новое жилье. Увидев луг, клиентка заметила, что на нем почти ничего не растет, никого нет, и она может сама заселить и засадить его, как пожелает.
Ее главный ресурс в этом деле (ночной пейзаж: луна над водой) – умение не спешить: «Ведь ночью никогда никуда не торопишься, все дела уже сделаны».
Полезно фотографировать карты в процессе сеанса, тогда они будут служить клиенту еще дополнительным напоминанием («якорем») об открытиях и выводах, сделанных в процессе коучинга.
Практика показала, что дополнение в виде метафорических карт делает сессию более живой, разнообразной. Уже сам процесс заряжает клиента позитивом и настраивает на достижение поставленной цели!
