Автор: Алина Чинючина
Детское воровство – явление печальное и тревожное. Реакцию родителей предугадать обычно несложно. Но будет ли она правильной? Как вести себя взрослым, чтобы подобного не повторилось? Поговорим об этом. Действия родителей, обнаруживших факт кражи, в большинстве своем можно отнести к двум категориям: бессмысленные или вредные (чаще) и полезные (реже).
Причинить вред могут угрозы, физическое наказание, вопросы «Как ты мог?» (обычно бессмысленные), стремление заклеймить ребенка и отказаться от него. Последнее для детей особенно тяжело: вспомним рассказ Носова «Огурцы», где мать говорит: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».
Полезным будет, если родители разбираются в причинах поступка, принимают меры, чтобы этого не повторилось (особенно если проблема не только в ребенке), объясняют неприемлемость поступка.
Это не поможет:
Навешивать ярлыки. Один или даже несколько случаев – не повод называть человека вором и ставить на нем крест. Постоянные укоры и напоминание о вине не решат проблему, а усугубят, станут своеобразным разрешением: ведь я все равно плохой, значит, пущусь во все тяжкие. Либо ребенок просто начнет лгать, чтобы избежать наказания.
Унижение, оскорбления, особенно публичные - эффект будет прямо противоположный. Обсуждение случившегося с посторонними, рассказы друзьям и знакомым в духе «мой недавно отмочил». Да, кража, да, плохо. Но вы сами хотели бы, чтобы о вашем проступке знало как можно больше народу?
Риторический вопрос «Как ты мог?». Как-как… да он сам до конца не понимает. Большинство детей, особенно младших, могли бы ответить на это «Как под руку толкнули» - но разве вы поверите?
Самобичевания «я плохой отец / мать». Вы – не машина и не идеал, вы живой человек со своими проблемами. «Дурить» дети могут у всех, даже у самых прекрасных родителей из телевизионной рекламы или инстаграма. Случилась беда, будем выбираться. Все.
Физическое наказание. Оно не дает хороших результатов, в этом случае – особенно. Если причина воровства - например, реакция на проблемы в семье, вы самого себя, что ли, бить будете?
«Разборки» сгоряча. Чем сильнее эмоции, тем больше шанс, что вы сорветесь, и вместо пользы будет только вред. Чувства родителей понятны и нормальны: есть от чего переживать. Прокричитесь или проплачьтесь в одиночестве, выпейте чай, успокойтесь. Затем начните действовать.
Если ребенок – дошкольник
Часто родители невольно меряют поступки и личность ребенка взрослыми оценками. Но надо помнить, что даже подросток – это все равно не маленький взрослый. Мозг его не созрел еще настолько, чтобы понимать и нести ответственность за себя на привычном нам уровне.
Сначала удостоверьтесь, что факт кражи действительно имел место, это не ложное обвинение. Спокойно и строго скажите виновнику о своем отношении к происходящему, к кражам, о том, как вы расстроились и огорчились, узнав правду. Укажите на недопустимость произошедшего, еще раз расскажите о праве собственности и уважении к ней. Если ребенок старше 3 лет, попросите представить себя на месте пострадавшего – что он будет чувствовать? Наверное, расстроится, будет плакать, ему будет плохо. Эмпатии, умению сопереживать детей тоже нужно учить. Малышу 2-3 лет достаточно еще раз объяснить, что есть свои вещи, а есть чужие, и брать чужие – нельзя, если нет разрешения хозяина.
Если чужую игрушку принес домой 4-6-летний, выясните сперва, не обмен ли это по взаимной договоренности. Дети не интересуются ценой игрушек, для них спичечный коробок и дорогая машинка имеют равную стоимость, поэтому такие обмены – не редкость в детском саду. Свяжитесь по возможности с родителями пострадавшего малыша, уточните их отношение к обмену.
Если чувствуете подвох, ребенок юлит или отмалчивается на расспросы, постарайтесь понять, что стоит за его поступком. Желание получить вещь, которую он хотел? Если игрушка – из общего садиковского фонда, то, возможно, ребенок реализует давнюю мечту. Если нет – может, это стремление наказать или отомстить? Какие отношения у вашего малыша с пострадавшим? Понимает ли сам ребенок, что поступил плохо? (обычно это видно по поведению). Как относится к своему поступку? Если чувства вины нет вообще, следует еще раз четко и строго сказать: так нельзя! Если ребенок явно раскаивается, не стыдите его снова и снова, пережать – тоже плохо.
Проговорите вместе с виновником, как именно будет возвращена вещь. С возвратом вообще сложно: чем младше дети, тем тяжелее им это сделать в одиночку. У школьника уже может хватить сил и уверенности, у малыша – нет. Если есть возможность, лучше организовать встречу детей без взрослых, камерно. Если с пострадавшим будут родители, договоритесь с ребенком, что возвращать вы пойдете вместе, но инициатива исходит от него, просить прощения придется ему, а не вам. И обязательно дайте понять, что вы по-прежнему его любите, не откажетесь от него, не сдадите в детдом или полицию (этим, увы, часто любят пугать родители).
Постарайтесь понять причины кражи. Что-то изменилось в семье, сложный период в отношениях между родителями? У вас аврал за авралом на работе, вы замотались и устали, вам не до любимого чада? Значит, скорее всего, это просьба о внимании или проверка вашей любви. Дома все вроде благополучно, но вот уже несколько дней или недель малыш возвращается из детского сада взвинченный, злой или подавленный, участились истерики, нарушился сон и аппетит? С вероятностью у него не ладятся отношения в группе. Деточка – кумир семьи, и все его желания выполняются немедленно? Значит, то была попытка получить нужное немедленно, настоять на своем. Или кража – неуклюжая попытка вас порадовать? Или отомстить за какое-то недавнее наказание? Или что-то еще? В любом случае, если не устранить причину, все может повториться.
Особенно это важно если дошкольник украдкой берет дома деньги. Либо это попытка завоевать авторитет в кругу друзей (угощая, например, их сладостями) – и тогда стоит объяснить, что есть другие способы, а друзья, которых нужно завоевывать вот так, - не друзья. Либо его заставляют ребята постарше, и следует срочно принимать меры. Либо кража ребенка – реакция на семейные проблемы, и тогда начинать нужно с вас. Оставлять без внимания саму ситуацию нельзя.
Разумеется, наказание за поступок нужно. Но оно должно соответствовать возрасту и быть разумным. Побои недопустимы! Если в результате кражи вы пострадали финансово, обговорите с ребенком, что несколько недель или дней вы не будете покупать ему сладости, откладывается приобретение обещанной игрушки или поход в кино. И обещания должны быть выполнены. Может быть, на какой-то срок вы лишите его мультиков или еще чего-то ценного для него. Но только не вашего внимания! Кара в духе «Я не буду с тобой разговаривать неделю!» лишь навредит. Дайте понять, что ответственность за кражу лежит на нем, но вы готовы помочь, вы на его стороне.
Если воришка – школьник
Если украл школьник, то беседа о недопустимости подобного и о последствиях может быть более жесткой. Только обойдитесь без нравоучений в духе «я в твои годы» - они бесполезны, и «чините расправу» спокойно, а не в сильном гневе.
Соберите как можно более полную и объективную информацию о случившемся, убедитесь, что это не оговор. Доверяйте своему ребенку. Выразите уверенность, что впредь подобного не повторится, что вы верите в нравственность и силы сына или дочери.
Разберитесь с причинами, толкнувшими на кражу, постарайтесь устранить их. Дайте ему понять, что вы готовы помочь, по-прежнему его любите, очень сожалеете о случившемся и расстроены, огорчены и тревожитесь за него. При необходимости предложите обратиться к психологу. Если вдруг обнаружилась зависимость – игровая, алкогольная или наркотическая, - не медлите, принимайте меры. Здесь время работает против вас, и кража может повториться.
Расскажите, какие последствия будет иметь такой поступок – от семейных (мы должны возместить ущерб) до социальных (ближайшие – «мне придется отпрашиваться с работы и ходить в школу разбираться», отдаленные – «тебя поставят на учет в КДН и в будущем это повлияет на….»). Если кража совершена дома, объясните, как вы впредь будете обеспечивать сохранность вещей и денег.
Проследите, чтобы ущерб был возмещен, и сделал это сам виновник, не избавляйте его от ответственности. Вы можете помочь, но не обязаны извиняться перед пострадавшими за него.
И помните: с наказанием счет должен быть оплачен и закрыт. Постоянно напоминать о случившемся, снова и снова стыдить при каждом удобном случае – значит, провоцировать ложь.
Когда ситуация разрешится
Не заваливайте любимое чадо вещами без разбору. В семьях, где игрушек слишком много, дети, как правило, не понимают их стоимости и того, сколько труда стоит за ними. И так же вредно мгновенно выполнять любое его желание.
Учите волевому поведению. Ребенок должен учиться сдерживать сиюминутные «хотелки», а если любое его «хочу» будет удовлетворяться в ту же минуту, как и где он это сделает? Также у детей должны быть свои домашние обязанности по возрасту. Это тоже помогает развитию воли и ответственности.
Обратите внимание на свое отношение к деньгам. Лежат ли они дома в одном месте или валяются «где попало» (тогда дети могут просто не понимать их ценности)? И если родители вслух говорят о честности, а сами живут по принципу «чужое – это мое», рвут цветы в чужом палисаднике, присваивают забытый кем-то в торговом центре кошелек, стоит ли удивляться, если их копируют дети?
Ребенку, даже дошкольнику, нужно свое личное пространство: уголок, где он может играть, где хранятся его вещи, книжки и игрушки. И, чтобы воспитать у малыша уважительное отношение к чужой собственности, стоит спрашивать его разрешения, чтобы взять что-то. И не запрещать ему меняться или давать свои игрушки на время другу, а также заставлять делать это, если он не хочет.
Отнеситесь внимательнее к жизни ребенка – что происходит с ним, каковы его отношения со сверстниками. Постарайтесь наладить контакт, восстановить доверие. Знайте, с кем он общается, по возможности будьте в курсе его увлечений, делитесь своей жизнью и участвуйте в его делах.
Не сравнивайте детей с кем-то, не ставьте в пример «сына своей подруги», который честен, не позволит себе и так далее. Такое сравнение приведет лишь к утаиванию подобного в будущем.
Объясните, что самоутверждение – хорошая вещь, но кража для этого не годится. Есть много других способов проверить свои силы и поверить в себя. Найдите вместе с ребенком дело по душе; хорошее увлечение – лучших вариант профилактики подобного. Дети копируют нас - наше поведение, привычки и взгляды на жизнь.
И помните: если ребенок украл – еще не значит, что он законченный рецидивист. Все может измениться. И он по-прежнему – ваше дитя.
Детское воровство – явление печальное и тревожное. Реакцию родителей предугадать обычно несложно. Но будет ли она правильной? Как вести себя взрослым, чтобы подобного не повторилось? Поговорим об этом. Действия родителей, обнаруживших факт кражи, в большинстве своем можно отнести к двум категориям: бессмысленные или вредные (чаще) и полезные (реже).
Причинить вред могут угрозы, физическое наказание, вопросы «Как ты мог?» (обычно бессмысленные), стремление заклеймить ребенка и отказаться от него. Последнее для детей особенно тяжело: вспомним рассказ Носова «Огурцы», где мать говорит: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».
Полезным будет, если родители разбираются в причинах поступка, принимают меры, чтобы этого не повторилось (особенно если проблема не только в ребенке), объясняют неприемлемость поступка.
Это не поможет:
Навешивать ярлыки. Один или даже несколько случаев – не повод называть человека вором и ставить на нем крест. Постоянные укоры и напоминание о вине не решат проблему, а усугубят, станут своеобразным разрешением: ведь я все равно плохой, значит, пущусь во все тяжкие. Либо ребенок просто начнет лгать, чтобы избежать наказания.
Унижение, оскорбления, особенно публичные - эффект будет прямо противоположный. Обсуждение случившегося с посторонними, рассказы друзьям и знакомым в духе «мой недавно отмочил». Да, кража, да, плохо. Но вы сами хотели бы, чтобы о вашем проступке знало как можно больше народу?
Риторический вопрос «Как ты мог?». Как-как… да он сам до конца не понимает. Большинство детей, особенно младших, могли бы ответить на это «Как под руку толкнули» - но разве вы поверите?
Самобичевания «я плохой отец / мать». Вы – не машина и не идеал, вы живой человек со своими проблемами. «Дурить» дети могут у всех, даже у самых прекрасных родителей из телевизионной рекламы или инстаграма. Случилась беда, будем выбираться. Все.
Физическое наказание. Оно не дает хороших результатов, в этом случае – особенно. Если причина воровства - например, реакция на проблемы в семье, вы самого себя, что ли, бить будете?
«Разборки» сгоряча. Чем сильнее эмоции, тем больше шанс, что вы сорветесь, и вместо пользы будет только вред. Чувства родителей понятны и нормальны: есть от чего переживать. Прокричитесь или проплачьтесь в одиночестве, выпейте чай, успокойтесь. Затем начните действовать.
Если ребенок – дошкольник
Часто родители невольно меряют поступки и личность ребенка взрослыми оценками. Но надо помнить, что даже подросток – это все равно не маленький взрослый. Мозг его не созрел еще настолько, чтобы понимать и нести ответственность за себя на привычном нам уровне.
Сначала удостоверьтесь, что факт кражи действительно имел место, это не ложное обвинение. Спокойно и строго скажите виновнику о своем отношении к происходящему, к кражам, о том, как вы расстроились и огорчились, узнав правду. Укажите на недопустимость произошедшего, еще раз расскажите о праве собственности и уважении к ней. Если ребенок старше 3 лет, попросите представить себя на месте пострадавшего – что он будет чувствовать? Наверное, расстроится, будет плакать, ему будет плохо. Эмпатии, умению сопереживать детей тоже нужно учить. Малышу 2-3 лет достаточно еще раз объяснить, что есть свои вещи, а есть чужие, и брать чужие – нельзя, если нет разрешения хозяина.
Если чужую игрушку принес домой 4-6-летний, выясните сперва, не обмен ли это по взаимной договоренности. Дети не интересуются ценой игрушек, для них спичечный коробок и дорогая машинка имеют равную стоимость, поэтому такие обмены – не редкость в детском саду. Свяжитесь по возможности с родителями пострадавшего малыша, уточните их отношение к обмену.
Если чувствуете подвох, ребенок юлит или отмалчивается на расспросы, постарайтесь понять, что стоит за его поступком. Желание получить вещь, которую он хотел? Если игрушка – из общего садиковского фонда, то, возможно, ребенок реализует давнюю мечту. Если нет – может, это стремление наказать или отомстить? Какие отношения у вашего малыша с пострадавшим? Понимает ли сам ребенок, что поступил плохо? (обычно это видно по поведению). Как относится к своему поступку? Если чувства вины нет вообще, следует еще раз четко и строго сказать: так нельзя! Если ребенок явно раскаивается, не стыдите его снова и снова, пережать – тоже плохо.
Проговорите вместе с виновником, как именно будет возвращена вещь. С возвратом вообще сложно: чем младше дети, тем тяжелее им это сделать в одиночку. У школьника уже может хватить сил и уверенности, у малыша – нет. Если есть возможность, лучше организовать встречу детей без взрослых, камерно. Если с пострадавшим будут родители, договоритесь с ребенком, что возвращать вы пойдете вместе, но инициатива исходит от него, просить прощения придется ему, а не вам. И обязательно дайте понять, что вы по-прежнему его любите, не откажетесь от него, не сдадите в детдом или полицию (этим, увы, часто любят пугать родители).
Постарайтесь понять причины кражи. Что-то изменилось в семье, сложный период в отношениях между родителями? У вас аврал за авралом на работе, вы замотались и устали, вам не до любимого чада? Значит, скорее всего, это просьба о внимании или проверка вашей любви. Дома все вроде благополучно, но вот уже несколько дней или недель малыш возвращается из детского сада взвинченный, злой или подавленный, участились истерики, нарушился сон и аппетит? С вероятностью у него не ладятся отношения в группе. Деточка – кумир семьи, и все его желания выполняются немедленно? Значит, то была попытка получить нужное немедленно, настоять на своем. Или кража – неуклюжая попытка вас порадовать? Или отомстить за какое-то недавнее наказание? Или что-то еще? В любом случае, если не устранить причину, все может повториться.
Особенно это важно если дошкольник украдкой берет дома деньги. Либо это попытка завоевать авторитет в кругу друзей (угощая, например, их сладостями) – и тогда стоит объяснить, что есть другие способы, а друзья, которых нужно завоевывать вот так, - не друзья. Либо его заставляют ребята постарше, и следует срочно принимать меры. Либо кража ребенка – реакция на семейные проблемы, и тогда начинать нужно с вас. Оставлять без внимания саму ситуацию нельзя.
Разумеется, наказание за поступок нужно. Но оно должно соответствовать возрасту и быть разумным. Побои недопустимы! Если в результате кражи вы пострадали финансово, обговорите с ребенком, что несколько недель или дней вы не будете покупать ему сладости, откладывается приобретение обещанной игрушки или поход в кино. И обещания должны быть выполнены. Может быть, на какой-то срок вы лишите его мультиков или еще чего-то ценного для него. Но только не вашего внимания! Кара в духе «Я не буду с тобой разговаривать неделю!» лишь навредит. Дайте понять, что ответственность за кражу лежит на нем, но вы готовы помочь, вы на его стороне.
Если воришка – школьник
Если украл школьник, то беседа о недопустимости подобного и о последствиях может быть более жесткой. Только обойдитесь без нравоучений в духе «я в твои годы» - они бесполезны, и «чините расправу» спокойно, а не в сильном гневе.
Соберите как можно более полную и объективную информацию о случившемся, убедитесь, что это не оговор. Доверяйте своему ребенку. Выразите уверенность, что впредь подобного не повторится, что вы верите в нравственность и силы сына или дочери.
Разберитесь с причинами, толкнувшими на кражу, постарайтесь устранить их. Дайте ему понять, что вы готовы помочь, по-прежнему его любите, очень сожалеете о случившемся и расстроены, огорчены и тревожитесь за него. При необходимости предложите обратиться к психологу. Если вдруг обнаружилась зависимость – игровая, алкогольная или наркотическая, - не медлите, принимайте меры. Здесь время работает против вас, и кража может повториться.
Расскажите, какие последствия будет иметь такой поступок – от семейных (мы должны возместить ущерб) до социальных (ближайшие – «мне придется отпрашиваться с работы и ходить в школу разбираться», отдаленные – «тебя поставят на учет в КДН и в будущем это повлияет на….»). Если кража совершена дома, объясните, как вы впредь будете обеспечивать сохранность вещей и денег.
Проследите, чтобы ущерб был возмещен, и сделал это сам виновник, не избавляйте его от ответственности. Вы можете помочь, но не обязаны извиняться перед пострадавшими за него.
И помните: с наказанием счет должен быть оплачен и закрыт. Постоянно напоминать о случившемся, снова и снова стыдить при каждом удобном случае – значит, провоцировать ложь.
Когда ситуация разрешится
Не заваливайте любимое чадо вещами без разбору. В семьях, где игрушек слишком много, дети, как правило, не понимают их стоимости и того, сколько труда стоит за ними. И так же вредно мгновенно выполнять любое его желание.
Учите волевому поведению. Ребенок должен учиться сдерживать сиюминутные «хотелки», а если любое его «хочу» будет удовлетворяться в ту же минуту, как и где он это сделает? Также у детей должны быть свои домашние обязанности по возрасту. Это тоже помогает развитию воли и ответственности.
Обратите внимание на свое отношение к деньгам. Лежат ли они дома в одном месте или валяются «где попало» (тогда дети могут просто не понимать их ценности)? И если родители вслух говорят о честности, а сами живут по принципу «чужое – это мое», рвут цветы в чужом палисаднике, присваивают забытый кем-то в торговом центре кошелек, стоит ли удивляться, если их копируют дети?
Ребенку, даже дошкольнику, нужно свое личное пространство: уголок, где он может играть, где хранятся его вещи, книжки и игрушки. И, чтобы воспитать у малыша уважительное отношение к чужой собственности, стоит спрашивать его разрешения, чтобы взять что-то. И не запрещать ему меняться или давать свои игрушки на время другу, а также заставлять делать это, если он не хочет.
Отнеситесь внимательнее к жизни ребенка – что происходит с ним, каковы его отношения со сверстниками. Постарайтесь наладить контакт, восстановить доверие. Знайте, с кем он общается, по возможности будьте в курсе его увлечений, делитесь своей жизнью и участвуйте в его делах.
Не сравнивайте детей с кем-то, не ставьте в пример «сына своей подруги», который честен, не позволит себе и так далее. Такое сравнение приведет лишь к утаиванию подобного в будущем.
Объясните, что самоутверждение – хорошая вещь, но кража для этого не годится. Есть много других способов проверить свои силы и поверить в себя. Найдите вместе с ребенком дело по душе; хорошее увлечение – лучших вариант профилактики подобного. Дети копируют нас - наше поведение, привычки и взгляды на жизнь.
И помните: если ребенок украл – еще не значит, что он законченный рецидивист. Все может измениться. И он по-прежнему – ваше дитя.