Автор: Татьяна Чистякова
Продолжаем цикл статей о знаках и символах, которые можно встретить в метафорических картах. Эта статья посвящена такому глобальному и глубокому явлению, как смена дня и ночи. Эти 2 явления невозможно рассматривать по отдельности: они противоположны, контрастируют друг с другом и, таким образом, составляют единое целое.
Юнг называл ночь «Дыханием смерти». То есть смену дня и ночи можно назвать некой проекцией жизни и смерти. Одно приходит на смену другому. Это то, что Кларисса Эстес (юнгинианский психоаналитик) называла ритмом Жизни-Смерти-Жизни. День и Ночь противоположны. И именно этой противоположностью они дополняют друг друга.
День: жизнь, свет, мужское начало, разум, ясность, тепло, экстраверсия, земной мир (Явь).
Ночь: смерть, тьма, женское начало, интуиция, загадочность, холод, интроверсия, потусторонний мир (Навь).
День – это время внешней активности. Днем мы работаем общаемся с другими людьми, реализуем принятые решения, добиваемся целей. Не зря говорят: «Утро вечера мудренее». Утро – начало нового дня. Именно днем принимают окончательный облик ночные размышления, обдумывания. Дневной свет проливается на наши мысли, проникает во внутренний мир человека; он вносит ясность, придает сил и бодрости. Днем нам нет дела до смерти, до потустороннего мира: ведь это время мы посвящаем своей земной жизни. Мы энергичны, заняты делами. В сказках и мифологии день часто рассматривается как «мужское время». Здесь есть бытовые предпосылки. Главная мужская роль во многих культурах – роль добытчика. Делами, связанными с честной добычей и промыслом, сподручно заниматься днем. Будь то охота, пашня, выпас скота… Так что день как-то стал ассоциироваться с мужской активностью.
Ночь – это время, когда можно заглянуть в себя, углубиться в собственные мысли, чувства, переживания. Мы можем сохранять активность, но активность эта направлена не на действия во внешнем мире, а на свое внутреннее бытие. Ночью мы как бы становимся ближе к смерти… Раньше люди верили, что сон и смерть – очень близки. И, попадая в мир сновидений, мы заглядываем в жизнь загробную. Ночь окутана мглой.
Привычный окружающий мир обретает совсем иные и непривычные очертания. Мы меньше ориентируемся в этом новом мире и больше внимания уделяем своему внутреннему состоянию. Если день считался «мужским временем», то ночь – женская епархия. Не случайно в сказках женщины часто рожали именно ночью («Родила царица в ночь…»). А роды – символ женской инициации. Мы меньше можем опираться на свое зрение и знания, потому на первый план выходит интуиция. Мы не получаем информацию привычным для дневного времени способом, жизнь становится более загадочной. Считалось, что именно ночью мы можем прикоснуться к потустороннему, мистичному миру. Вспомните праздники (изначально языческие), связанные с контактом с чем-то большим, чем земная жизнь. Самайн (перешедший в Хэллоуин), Зимнее Солнцестояние, Ночь Ивана Купалы… Все эти события празднуются ночью! И ключевые христианские праздники, позволяющие коснуться Божественного проходят в ночь: Рождество, Пасха. А на Руси еще есть прекрасная традиция – Святки! Почти 2 недели люди собираются в ночь, чтобы провести всевозможные гадания и обряды.
С днем ассоциируется белый цвет. В алхимии он означает новый свет, новые знания. В психологии символов: новизна, чистота, первозданность. Душа, свободная от тела. Материнское молоко. Смерть. Ночь же плотно связана с черным цветом. В алхимии черный означает низвержение старых ценностей. В психологии же черный – цвет земли, плодородия, почвы, в которую засевают идеи; смерть, мир между мирами; спуск, падение. День и ночь – многообразны в своих проявлениях. Удивительно, как меняется время дня в зависимости от полосы, сезона, климата и погоды…
В колоде метафорических карт «Пейзаж души» представлены День и Ночь в разных своих проявлениях. Есть и изображения утра, вечера, сумерек, то есть переходных (пороговых) состояний.
Список литературы:
1. К. Эстес. Бегущая с волками.
2. К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.
День, ночь - все равно
В царстве вечной тьмы…
Группа «Мастер», песня «Сон»
Продолжаем цикл статей о знаках и символах, которые можно встретить в метафорических картах. Эта статья посвящена такому глобальному и глубокому явлению, как смена дня и ночи. Эти 2 явления невозможно рассматривать по отдельности: они противоположны, контрастируют друг с другом и, таким образом, составляют единое целое.
Юнг называл ночь «Дыханием смерти». То есть смену дня и ночи можно назвать некой проекцией жизни и смерти. Одно приходит на смену другому. Это то, что Кларисса Эстес (юнгинианский психоаналитик) называла ритмом Жизни-Смерти-Жизни. День и Ночь противоположны. И именно этой противоположностью они дополняют друг друга.
День: жизнь, свет, мужское начало, разум, ясность, тепло, экстраверсия, земной мир (Явь).
Ночь: смерть, тьма, женское начало, интуиция, загадочность, холод, интроверсия, потусторонний мир (Навь).
День – это время внешней активности. Днем мы работаем общаемся с другими людьми, реализуем принятые решения, добиваемся целей. Не зря говорят: «Утро вечера мудренее». Утро – начало нового дня. Именно днем принимают окончательный облик ночные размышления, обдумывания. Дневной свет проливается на наши мысли, проникает во внутренний мир человека; он вносит ясность, придает сил и бодрости. Днем нам нет дела до смерти, до потустороннего мира: ведь это время мы посвящаем своей земной жизни. Мы энергичны, заняты делами. В сказках и мифологии день часто рассматривается как «мужское время». Здесь есть бытовые предпосылки. Главная мужская роль во многих культурах – роль добытчика. Делами, связанными с честной добычей и промыслом, сподручно заниматься днем. Будь то охота, пашня, выпас скота… Так что день как-то стал ассоциироваться с мужской активностью.
Ночь – это время, когда можно заглянуть в себя, углубиться в собственные мысли, чувства, переживания. Мы можем сохранять активность, но активность эта направлена не на действия во внешнем мире, а на свое внутреннее бытие. Ночью мы как бы становимся ближе к смерти… Раньше люди верили, что сон и смерть – очень близки. И, попадая в мир сновидений, мы заглядываем в жизнь загробную. Ночь окутана мглой.
Привычный окружающий мир обретает совсем иные и непривычные очертания. Мы меньше ориентируемся в этом новом мире и больше внимания уделяем своему внутреннему состоянию. Если день считался «мужским временем», то ночь – женская епархия. Не случайно в сказках женщины часто рожали именно ночью («Родила царица в ночь…»). А роды – символ женской инициации. Мы меньше можем опираться на свое зрение и знания, потому на первый план выходит интуиция. Мы не получаем информацию привычным для дневного времени способом, жизнь становится более загадочной. Считалось, что именно ночью мы можем прикоснуться к потустороннему, мистичному миру. Вспомните праздники (изначально языческие), связанные с контактом с чем-то большим, чем земная жизнь. Самайн (перешедший в Хэллоуин), Зимнее Солнцестояние, Ночь Ивана Купалы… Все эти события празднуются ночью! И ключевые христианские праздники, позволяющие коснуться Божественного проходят в ночь: Рождество, Пасха. А на Руси еще есть прекрасная традиция – Святки! Почти 2 недели люди собираются в ночь, чтобы провести всевозможные гадания и обряды.
С днем ассоциируется белый цвет. В алхимии он означает новый свет, новые знания. В психологии символов: новизна, чистота, первозданность. Душа, свободная от тела. Материнское молоко. Смерть. Ночь же плотно связана с черным цветом. В алхимии черный означает низвержение старых ценностей. В психологии же черный – цвет земли, плодородия, почвы, в которую засевают идеи; смерть, мир между мирами; спуск, падение. День и ночь – многообразны в своих проявлениях. Удивительно, как меняется время дня в зависимости от полосы, сезона, климата и погоды…
В колоде метафорических карт «Пейзаж души» представлены День и Ночь в разных своих проявлениях. Есть и изображения утра, вечера, сумерек, то есть переходных (пороговых) состояний.
Список литературы:
1. К. Эстес. Бегущая с волками.
2. К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.