Отрывок из книги "В плену у архетипов" Н.В. Дмитриевой, И.С. Богачек
Психоаналитические теории считают причиной выбора занятия проституцией желание подавить негативные переживания раннего детства, возникшие в дисфункциональной семье в результате искаженного семейного воспитания.
B. Carpenter [Carpenter, 1998] приходит к заключению, что в послевоенной (после Второй Мировой Войны) литературе в описании проституции доминировали работы психологического профиля, в которых проститутки рассматривались как жертвы. Дисфункциональная семейная ситуация расценивалась как главный фактор, предрасполагающий к возникновению проституции. Указывалось, что наиболее часто исходное семейное неблагополучие характерно для уличных проституток. Автор полагает, что отрицательное воздействие семейных факторов более сильно сказывается на девочках, в связи с их большей эмоциональностью и привязанностью к семье, по сравнению с мальчиками, которые более рациональны и прагматичны. Девочки более фиксированы на межличностных эмоциональных взаимодействиях, в то время как маскулинность мужчин в большей мере проявляется в социальной среде.
Тема проституции и психоанализа находит в последнее время широкое отражение на киноэкране. Примером является фильм Jeanne Labrune (Жанны Лабрюн), «Special Treatment» Специальное Лечение, 2010). Главную героиню фильма играет известная по фильмам «Пианист», «Дорога Обещания» и др. выдающаяся французская актриса Изабелла Хупперт (Isabelle Huppert), выступая в роли проститутки Алисы, которая обслуживает клиентов, исполняя все их фантастические сексуальные желания. Она выступает в различных ипостасях, изображая невинную школьницу с медвежонком, сосущую леденец, и доминирующую женщину с садомазохистским поведением. Пути Алисы пересекаются с психоаналитиком Ксавьером, неуравновешенным невротическим индивидуумом, который переживает кризис собственных брачных отношений и испытывает разочарование жизнью.
В процессе прохождения психодинамической и сексуальной терапии Алиса и Ксавьер осознают, что их обоих в жизни что-то объединяет. «Специальное Лечение» демонстрирует зрителю кажущуюся невозможной реальность какой-то общности между семейным неудачником и скромно одетой уличной проституткой.
Общими в жизни героев фильма являются получение денег за оказываемые услуги, ограниченность времени встречи с клиентами, специальные места для их приема, а также эмоциональная отстраненность и напряжение. Параллели в жизни Алисы и Ксавьера по ходу развития событий становятся все более очевидными. Алиса в процессе своей деятельности фактически проводит сексуальную терапию с клиентами, которые способны возбуждаться только тогда, когда Алиса выступает перед ними в роли персонажа из их садомазохистских фантазий. Совершаемое героиней фильма вхождение в образ настолько совершенно, что даже психоаналитик Ксавьер задает героине фильма вопрос о том, она ли это?
Фильм, с точки зрения некоторых критиков, сумел продемонстрировать наличие этих скрытых за внешним фасадом элементов общности. Комментируя содержание фильма, Лабрюн подчеркнула, что «в определенном смысле психоанализ имеет такое же отношение к жизни, как проституция к любви, представляя промежуточное замещающее переживание, которое работает с фрустрацией, потребностью, и может создавать своего рода аддикцию». В фильме показано, что за закрытой дверью происходит драматическое развитие, касающееся вопросов власти, денег и самооценки. Сцены отношений героев фильма с деньгами (например, сцена пересчета Алисой выручки за десять встреч с клиентами с ролевым и без ролевого поведения) настойчиво повторяются, что связано с отношением к деньгам в постсовременном обществе.
«То, что должно быть только средством обмена, приобрело свойство особого значения», говорила Лабрюн. Проституция, по ее мнению, является «практикой, которая наиболее очевидным способом демонстрирует отношение между человеком и деньгами. Алиса олицетворяет вопрос. Что, являющееся фрагментом Вашей личности, Вы продаете в Вашей работе? Вы всегда продаете какую-то часть себя, даже если речь идет только о Вашем времени. И чем больше Вы вкладываете себя в Вашу работу, тем больше себя Вы продаете». Хупперт с потрясающей точностью на примере Алисы показывает трудности и психологические проблемы, возникающие у женщин, занимающихся проституцией. Каждая сцена фильма выводит зрителя на новый, более глубокий уровень понимания психологии главной героини. «Специальное Лечение» является одним из немногих художественных произведений, которые на современном уровне пытаются анализировать механизмы занятия проституцией и демонстрируют нишу, которую она занимает в постсовременном обществе.
Тенденция к проституции, по мнению M. Choisy [Choisy, 1961], заложена где-то в глубинах бессознания. Нарушения в основе сэлфа являются детерминирующим фактором в выборе этой так называемой древнейшей профессии. Автор полагает, что причиной нарушения (Secret Diary of Call Girl) идентичности (лишения аутентичности) часто бывает депривация отцовской любви. Проститутки, считает автор, как правило, совершенно фригидны. «Я уверена, что Мессалина была фригидной, и Дон Жуан был импотентом. Сводники тоже не настолько мужественны, как воображают неопытные женщины»
Античные истоки проституции, очевидно, отложились в коллективном бессознательном.
В этом смысле можно предположить существование архетипа проституции, который оказывает неосознаваемое влияние на психику. Это влияние различно в разные возрастные периоды и активизируется воздействием социокультуральных факторов, по- разному представленных в различных культурах. Влияние архетипа проституции может не носить прямого характера, а выражаться в контексте многих по существу антисоциальных мотиваций, например таких, как готовность продавать себя, изменять своим убеждениям в угоду лицам или организациям с целью получения финансовой поддержки.
Влияние архетипа может также выражаться в стремлении покупать лояльность, поддержку или молчание других людей для получения таким образом собственной выгоды.
Осознание присутствия этого архетипа в глубинном бессознательном, хотя бы на теоретическом уровне, имеет большое значение для формирования внутренней этико-моральной и морально-нравственной системы системы, для разграничения представлений о добре и зле, об оценке наличия или отсутствия гуманистической направленности тех или иных концепций, установок и действий. Архетип Проституции, как и другие архетипы, имеет другой полюсно противоположный ему архетип, который настраивает человека на отрицательное отношение к продаже его интегральности, к торговле своей духовностью, совершаемой во имя финансовой выгоды или других социальных благ. Он активирует ту часть бессознания, которая контролирует то, что относится к соблазну в широком смысле, стимулирует к рождению и развитию процесса самоуважения. На глубинном бессознательном уровне имеются алгоритмы, благоприятствующие появлению внутреннего чувства аморальности продажи не только своего тела, но и прежде всего идей, талантов, духовных ценностей и мотиваций, если все это противоречит внутреннему пониманию категорий добра, справедливости и гуманности. Человек становится проституирующим, если пренебрегает этими запретами архетипной природы. В практике каждодневной жизни это может относиться к сохранению деструктивных взаиморазрушительных брачных отношений или несовместимой с этикой и моралью работы по причинам поддержания финансовой или социальной стабильности.
Следует заключить, что проституция имеет дело с двумя табу — сексом и деньгами. Она лишает какой-либо святости любовь. Проституцию следует изучать в различных аспектах, так как, при общепринятой преобладающей точке зрения об ее самодеструктивном характере, проституция является сложным явлением.
В данном контексте можно задуматься, например, над объяснением того, что происходит в случае, если сексуальная связь оторвана от ее аффективного компонента, как эта оторванность влияет на интегральность эго системы.
Некоторые другие вопросы также требуют дополнительного разъяснения. В том числе представляет интерес, почему в течение обозримой истории проституция привлекает и имеет столь притягательную силу для клиентов (в основном мужчин), посещающих проституток. Мало исследованы психологические портреты лиц, представляющих за деньги сексуальные услуги, их возможные наиболее типичные варианты. Остается недостаточно выясненным, являются ли социоэкономические факторы единственными причинами возникновения проституции и не могут ли в определенном числе случаев психологические факторы играть решающую роль.
Современные психоаналитики отмечают, что в развитии гендерных идеалов будущих проституток имеют значение конфликты и дефициты эдипального периода, пубертата, незавершенной половой идентификации, деспотического или попустительского стилей семейного воспитания в дисфункциональной семье.
С психоаналитической позиции, частые вступления Дон Жуана в сексуальные связи с разными женщинами были для него единственным способом дистанцироваться от угрозы разрушения мистической силой «ужасной матки». Наибольшая опасность заключалась для него не в сексуальном контакте, а в возможности возникновения любви как настоящего всеохватывающего чувства. Отсутствие чувств создает в таких случаях максимальное дистанцирование от объекта сексуального драйва. В этом смысле становится понятной суть одного из анекдотов:
-Мамочка, а что такое любовь?
-Ах, доченька, не верь словам. Любовь придумали, чтоб денег не платить.
Проститутки не относятся к категории женщин, склонных к замужеству, и это связано не с проблемами морали, а наличием бессознательной тенденции, которая ведет их по другому, самодеструктивному пути с актуализацией аутодеструктивного драйва. Эта тенденция может быть заложена еще в пренатальной стадии развития и быть обусловлена нежеланием родителей иметь ребенка. Нереализованное желание родителей избавиться от ребенка, сделав аборт, на каком-то протоэмпатическом уровне воспринимается ребенком во внутриутробном периоде его развития и это чувство оставляет след в психике подобно тени объекта. Желание родителей сделать аборт и связанные с этим противоречивые чувства, включая чувство вины, встраиваются в формирующееся суперэго и разрушают инстинкт выживания.
М. Choisy [Choisy, 1961] придерживается этой позиции и считает, что проституция на глубинном уровне может рассматриваться как механизм психологической защиты.
Анализ психологии проституции позволяет установить, что ее функция состоит, в частности, в отрицании базисного страха любви. В проституции можно видеть повторяющуюся реакцию и компенсацию отцовского пренебрежения. Просматривается содержание мести за отсутствие отцовской любви. Вступление в повторяющиеся сексуальные контакты с мужчинами на бессознательном уровне преследует цель повторного унижения партнеров, символизирующих отца.
Ранние психологические теории проституции основывались главным образом на психоаналитических работах Зигмунда Фрейда. Фрейд считал проституток биологически дефицитарными и поэтому не способными к разрешению Эдипального конфликта. З. Фрейд был убежден в низких моральных качествах проституток и их неспособности контролировать свои бессознательные импульсы [Фрейд, 2002, 2004].
Многие ученики Фрейда исходили из концепции о фригидности проституток, связанной с задержкой психосексуального развития и значительно нарушенными объектными отношениями. В то же время Jennifer James [James, 1976] в результате проведенных ею исследований приходит к иному выводу, утверждая, что проститутки испытывают более сильный оргазм, по сравнению с женщинами основной популяции.
В целом современная психология, психоанализ и психиатрия критически оценивают концепции Фрейда в отношении проституток, считая их выражением свойственных прошлой эпохе культурально обусловленных предубеждений, не принимающих в расчет социальные и экономические факторы.
М. Choisy [Choisy 1961] устанавливает шесть основных мотиваций, ведущих к проституции:
1. Выраженная основная тревога, в связи с отсутствием в детстве родительской любви.
2. Невозможность очаровать отца и возникающая вследствие этого фрустрация.
3. Потеря сэлф структуры и аутодеструкция, вследствие раннего лишения своей значимости в глазах отца.
4. Восстание и месть.
5. Фригидность
6 . Ненависть к мужчинам.
Психоаналитики устанавливают наличие связи между проституцией и пре-генитальными импульсами. Стремление мужчины к пре-генитальной матери влечет мужчину к проститутке, на которую он одновременно переносит агрессивно-враждебные компоненты ранних отношений с матерью. Этим объясняется амбивалентное (двойственное) отношение к проституткам и к проституции в целом. Имидж ребенка всегда присутствует в отношениях между клиентом и проституткой, что рассматривается как влияние врожденной констелляции пре-генитальных импульсов и возникающего чувства вины и стыда. Возникает бессознательнное дифференцирование между проституткой и «матерью детей». Последнее активизирует враждебность к проститутке, так как она фрустрирует желание мужчины примириться с отцом посредством сына [Короленко, Дмитриева, 2003, 2010].
Эссенциально глубинным мотивом проститутки в выборе ее профессии является желание идентификации и триумфа над дающей молоко матерью, оральная жадность и импульсы враждебности по отношению к фрустрирующему отцу, зависть к пенису и кастрирующие тенденции. Вина и тревога в связи с этими враждебными импульсами приводит к устранению желания иметь детей, хотя она создает внешне обратное впечатление большого интереса к ним [Pollack, 1950].
Ранние социологические теории проституции также содержали в себе постулаты, основанные на гендерных предубеждениях, связывающих женскую проституцию с потребностью в сексуальном возбуждении, считающих, что проституция является наиболее подходящим путем для удовлетворения этих желаний.
В работе О. Pollak ([Pollack, 1950] утверждается, что женские преступления, как правило, сексуально мотивированы и что потенциальные преступницы, в отличие от мужчин, тщательно скрывают свою сексуальную озабоченность.
Современные психологические теории объясняют проституцию с позиций взаимосвязи с проблемами семьи, социальной структуры, сексуальной патологии и морали.
Kingsley Davies [Davies, 1937] в его теории проституции утверждал, что проституция «служит сохранению семейного союза, поддержанию целомудрия и чистоты уважаемых граждан».
Таким образом, проституция может иметь архетипическую природу и быть заложена в глубинах бессознания. При этом влияние архетипа проститутки может выражаться в контексте многих по существу антисоциальных мотиваций, например таких, как готовность продавать себя, изменять своим убеждениям в угоду лицам или организациям с целью получения финансовой поддержки и т.д., что должно учитываться при проведении психотерпии.
Библиографический список
1. Короленко, Ц.П. Дмитриева Н.В. Гендерная флюидность // В кн.: Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. Ч. 1. С.125-131.
2. Короленко, Ц.П. Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. Новосибирск: НГПУ, 2003. 667 с.
3. Фрейд, З. Женственность // Влечения и их судьба. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с.
4. Фрейд, З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / Сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 688 с.
5. Фрейд, 3. О женственности // Интерес к психоанализу. Минск: Попурри, 2004. С. 554-576.
6. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
7. Carpenter, B. (1998) The Prostitute and the Client. Women Studies International Forum. Vol. 4; 387-399.
8. Choisy, M. (1961) Psychoanalysis of the Prostitute. New York. Pyramid Books.
9. Davies, K. (1937) The Sociology of Prostitution. American Sociological Review 2; 744-55.
10. Heiman, P. (1937) Sexuality. In G. Barag : Zur Psychoanalyse der Prostitution. Imago. 23; 320-362.
11. James, J. (1976) Motivations for Entrance into Prostitution. In L.Crites (Ed.) The Female Offender Lexington Massachusets. Lexington Books.
12. Pollack, O. (1950) The Criminality of Women. Philadelphia. Philadelphia University Press.
13. Winik, Ch., Kinsie, P. (1971) The Lively Commerce: Prostitution in the United States. Chicago. Quandrangle Books.
Психоаналитические теории считают причиной выбора занятия проституцией желание подавить негативные переживания раннего детства, возникшие в дисфункциональной семье в результате искаженного семейного воспитания.
B. Carpenter [Carpenter, 1998] приходит к заключению, что в послевоенной (после Второй Мировой Войны) литературе в описании проституции доминировали работы психологического профиля, в которых проститутки рассматривались как жертвы. Дисфункциональная семейная ситуация расценивалась как главный фактор, предрасполагающий к возникновению проституции. Указывалось, что наиболее часто исходное семейное неблагополучие характерно для уличных проституток. Автор полагает, что отрицательное воздействие семейных факторов более сильно сказывается на девочках, в связи с их большей эмоциональностью и привязанностью к семье, по сравнению с мальчиками, которые более рациональны и прагматичны. Девочки более фиксированы на межличностных эмоциональных взаимодействиях, в то время как маскулинность мужчин в большей мере проявляется в социальной среде.
Тема проституции и психоанализа находит в последнее время широкое отражение на киноэкране. Примером является фильм Jeanne Labrune (Жанны Лабрюн), «Special Treatment» Специальное Лечение, 2010). Главную героиню фильма играет известная по фильмам «Пианист», «Дорога Обещания» и др. выдающаяся французская актриса Изабелла Хупперт (Isabelle Huppert), выступая в роли проститутки Алисы, которая обслуживает клиентов, исполняя все их фантастические сексуальные желания. Она выступает в различных ипостасях, изображая невинную школьницу с медвежонком, сосущую леденец, и доминирующую женщину с садомазохистским поведением. Пути Алисы пересекаются с психоаналитиком Ксавьером, неуравновешенным невротическим индивидуумом, который переживает кризис собственных брачных отношений и испытывает разочарование жизнью.
В процессе прохождения психодинамической и сексуальной терапии Алиса и Ксавьер осознают, что их обоих в жизни что-то объединяет. «Специальное Лечение» демонстрирует зрителю кажущуюся невозможной реальность какой-то общности между семейным неудачником и скромно одетой уличной проституткой.
Общими в жизни героев фильма являются получение денег за оказываемые услуги, ограниченность времени встречи с клиентами, специальные места для их приема, а также эмоциональная отстраненность и напряжение. Параллели в жизни Алисы и Ксавьера по ходу развития событий становятся все более очевидными. Алиса в процессе своей деятельности фактически проводит сексуальную терапию с клиентами, которые способны возбуждаться только тогда, когда Алиса выступает перед ними в роли персонажа из их садомазохистских фантазий. Совершаемое героиней фильма вхождение в образ настолько совершенно, что даже психоаналитик Ксавьер задает героине фильма вопрос о том, она ли это?
Фильм, с точки зрения некоторых критиков, сумел продемонстрировать наличие этих скрытых за внешним фасадом элементов общности. Комментируя содержание фильма, Лабрюн подчеркнула, что «в определенном смысле психоанализ имеет такое же отношение к жизни, как проституция к любви, представляя промежуточное замещающее переживание, которое работает с фрустрацией, потребностью, и может создавать своего рода аддикцию». В фильме показано, что за закрытой дверью происходит драматическое развитие, касающееся вопросов власти, денег и самооценки. Сцены отношений героев фильма с деньгами (например, сцена пересчета Алисой выручки за десять встреч с клиентами с ролевым и без ролевого поведения) настойчиво повторяются, что связано с отношением к деньгам в постсовременном обществе.
«То, что должно быть только средством обмена, приобрело свойство особого значения», говорила Лабрюн. Проституция, по ее мнению, является «практикой, которая наиболее очевидным способом демонстрирует отношение между человеком и деньгами. Алиса олицетворяет вопрос. Что, являющееся фрагментом Вашей личности, Вы продаете в Вашей работе? Вы всегда продаете какую-то часть себя, даже если речь идет только о Вашем времени. И чем больше Вы вкладываете себя в Вашу работу, тем больше себя Вы продаете». Хупперт с потрясающей точностью на примере Алисы показывает трудности и психологические проблемы, возникающие у женщин, занимающихся проституцией. Каждая сцена фильма выводит зрителя на новый, более глубокий уровень понимания психологии главной героини. «Специальное Лечение» является одним из немногих художественных произведений, которые на современном уровне пытаются анализировать механизмы занятия проституцией и демонстрируют нишу, которую она занимает в постсовременном обществе.
Тенденция к проституции, по мнению M. Choisy [Choisy, 1961], заложена где-то в глубинах бессознания. Нарушения в основе сэлфа являются детерминирующим фактором в выборе этой так называемой древнейшей профессии. Автор полагает, что причиной нарушения (Secret Diary of Call Girl) идентичности (лишения аутентичности) часто бывает депривация отцовской любви. Проститутки, считает автор, как правило, совершенно фригидны. «Я уверена, что Мессалина была фригидной, и Дон Жуан был импотентом. Сводники тоже не настолько мужественны, как воображают неопытные женщины»
Античные истоки проституции, очевидно, отложились в коллективном бессознательном.
В этом смысле можно предположить существование архетипа проституции, который оказывает неосознаваемое влияние на психику. Это влияние различно в разные возрастные периоды и активизируется воздействием социокультуральных факторов, по- разному представленных в различных культурах. Влияние архетипа проституции может не носить прямого характера, а выражаться в контексте многих по существу антисоциальных мотиваций, например таких, как готовность продавать себя, изменять своим убеждениям в угоду лицам или организациям с целью получения финансовой поддержки.
Влияние архетипа может также выражаться в стремлении покупать лояльность, поддержку или молчание других людей для получения таким образом собственной выгоды.
Осознание присутствия этого архетипа в глубинном бессознательном, хотя бы на теоретическом уровне, имеет большое значение для формирования внутренней этико-моральной и морально-нравственной системы системы, для разграничения представлений о добре и зле, об оценке наличия или отсутствия гуманистической направленности тех или иных концепций, установок и действий. Архетип Проституции, как и другие архетипы, имеет другой полюсно противоположный ему архетип, который настраивает человека на отрицательное отношение к продаже его интегральности, к торговле своей духовностью, совершаемой во имя финансовой выгоды или других социальных благ. Он активирует ту часть бессознания, которая контролирует то, что относится к соблазну в широком смысле, стимулирует к рождению и развитию процесса самоуважения. На глубинном бессознательном уровне имеются алгоритмы, благоприятствующие появлению внутреннего чувства аморальности продажи не только своего тела, но и прежде всего идей, талантов, духовных ценностей и мотиваций, если все это противоречит внутреннему пониманию категорий добра, справедливости и гуманности. Человек становится проституирующим, если пренебрегает этими запретами архетипной природы. В практике каждодневной жизни это может относиться к сохранению деструктивных взаиморазрушительных брачных отношений или несовместимой с этикой и моралью работы по причинам поддержания финансовой или социальной стабильности.
Следует заключить, что проституция имеет дело с двумя табу — сексом и деньгами. Она лишает какой-либо святости любовь. Проституцию следует изучать в различных аспектах, так как, при общепринятой преобладающей точке зрения об ее самодеструктивном характере, проституция является сложным явлением.
В данном контексте можно задуматься, например, над объяснением того, что происходит в случае, если сексуальная связь оторвана от ее аффективного компонента, как эта оторванность влияет на интегральность эго системы.
Некоторые другие вопросы также требуют дополнительного разъяснения. В том числе представляет интерес, почему в течение обозримой истории проституция привлекает и имеет столь притягательную силу для клиентов (в основном мужчин), посещающих проституток. Мало исследованы психологические портреты лиц, представляющих за деньги сексуальные услуги, их возможные наиболее типичные варианты. Остается недостаточно выясненным, являются ли социоэкономические факторы единственными причинами возникновения проституции и не могут ли в определенном числе случаев психологические факторы играть решающую роль.
Современные психоаналитики отмечают, что в развитии гендерных идеалов будущих проституток имеют значение конфликты и дефициты эдипального периода, пубертата, незавершенной половой идентификации, деспотического или попустительского стилей семейного воспитания в дисфункциональной семье.
С психоаналитической позиции, частые вступления Дон Жуана в сексуальные связи с разными женщинами были для него единственным способом дистанцироваться от угрозы разрушения мистической силой «ужасной матки». Наибольшая опасность заключалась для него не в сексуальном контакте, а в возможности возникновения любви как настоящего всеохватывающего чувства. Отсутствие чувств создает в таких случаях максимальное дистанцирование от объекта сексуального драйва. В этом смысле становится понятной суть одного из анекдотов:
-Мамочка, а что такое любовь?
-Ах, доченька, не верь словам. Любовь придумали, чтоб денег не платить.
Проститутки не относятся к категории женщин, склонных к замужеству, и это связано не с проблемами морали, а наличием бессознательной тенденции, которая ведет их по другому, самодеструктивному пути с актуализацией аутодеструктивного драйва. Эта тенденция может быть заложена еще в пренатальной стадии развития и быть обусловлена нежеланием родителей иметь ребенка. Нереализованное желание родителей избавиться от ребенка, сделав аборт, на каком-то протоэмпатическом уровне воспринимается ребенком во внутриутробном периоде его развития и это чувство оставляет след в психике подобно тени объекта. Желание родителей сделать аборт и связанные с этим противоречивые чувства, включая чувство вины, встраиваются в формирующееся суперэго и разрушают инстинкт выживания.
М. Choisy [Choisy, 1961] придерживается этой позиции и считает, что проституция на глубинном уровне может рассматриваться как механизм психологической защиты.
Анализ психологии проституции позволяет установить, что ее функция состоит, в частности, в отрицании базисного страха любви. В проституции можно видеть повторяющуюся реакцию и компенсацию отцовского пренебрежения. Просматривается содержание мести за отсутствие отцовской любви. Вступление в повторяющиеся сексуальные контакты с мужчинами на бессознательном уровне преследует цель повторного унижения партнеров, символизирующих отца.
Ранние психологические теории проституции основывались главным образом на психоаналитических работах Зигмунда Фрейда. Фрейд считал проституток биологически дефицитарными и поэтому не способными к разрешению Эдипального конфликта. З. Фрейд был убежден в низких моральных качествах проституток и их неспособности контролировать свои бессознательные импульсы [Фрейд, 2002, 2004].
Многие ученики Фрейда исходили из концепции о фригидности проституток, связанной с задержкой психосексуального развития и значительно нарушенными объектными отношениями. В то же время Jennifer James [James, 1976] в результате проведенных ею исследований приходит к иному выводу, утверждая, что проститутки испытывают более сильный оргазм, по сравнению с женщинами основной популяции.
В целом современная психология, психоанализ и психиатрия критически оценивают концепции Фрейда в отношении проституток, считая их выражением свойственных прошлой эпохе культурально обусловленных предубеждений, не принимающих в расчет социальные и экономические факторы.
М. Choisy [Choisy 1961] устанавливает шесть основных мотиваций, ведущих к проституции:
1. Выраженная основная тревога, в связи с отсутствием в детстве родительской любви.
2. Невозможность очаровать отца и возникающая вследствие этого фрустрация.
3. Потеря сэлф структуры и аутодеструкция, вследствие раннего лишения своей значимости в глазах отца.
4. Восстание и месть.
5. Фригидность
6 . Ненависть к мужчинам.
Психоаналитики устанавливают наличие связи между проституцией и пре-генитальными импульсами. Стремление мужчины к пре-генитальной матери влечет мужчину к проститутке, на которую он одновременно переносит агрессивно-враждебные компоненты ранних отношений с матерью. Этим объясняется амбивалентное (двойственное) отношение к проституткам и к проституции в целом. Имидж ребенка всегда присутствует в отношениях между клиентом и проституткой, что рассматривается как влияние врожденной констелляции пре-генитальных импульсов и возникающего чувства вины и стыда. Возникает бессознательнное дифференцирование между проституткой и «матерью детей». Последнее активизирует враждебность к проститутке, так как она фрустрирует желание мужчины примириться с отцом посредством сына [Короленко, Дмитриева, 2003, 2010].
Эссенциально глубинным мотивом проститутки в выборе ее профессии является желание идентификации и триумфа над дающей молоко матерью, оральная жадность и импульсы враждебности по отношению к фрустрирующему отцу, зависть к пенису и кастрирующие тенденции. Вина и тревога в связи с этими враждебными импульсами приводит к устранению желания иметь детей, хотя она создает внешне обратное впечатление большого интереса к ним [Pollack, 1950].
Ранние социологические теории проституции также содержали в себе постулаты, основанные на гендерных предубеждениях, связывающих женскую проституцию с потребностью в сексуальном возбуждении, считающих, что проституция является наиболее подходящим путем для удовлетворения этих желаний.
В работе О. Pollak ([Pollack, 1950] утверждается, что женские преступления, как правило, сексуально мотивированы и что потенциальные преступницы, в отличие от мужчин, тщательно скрывают свою сексуальную озабоченность.
Современные психологические теории объясняют проституцию с позиций взаимосвязи с проблемами семьи, социальной структуры, сексуальной патологии и морали.
Kingsley Davies [Davies, 1937] в его теории проституции утверждал, что проституция «служит сохранению семейного союза, поддержанию целомудрия и чистоты уважаемых граждан».
Таким образом, проституция может иметь архетипическую природу и быть заложена в глубинах бессознания. При этом влияние архетипа проститутки может выражаться в контексте многих по существу антисоциальных мотиваций, например таких, как готовность продавать себя, изменять своим убеждениям в угоду лицам или организациям с целью получения финансовой поддержки и т.д., что должно учитываться при проведении психотерпии.
Библиографический список
1. Короленко, Ц.П. Дмитриева Н.В. Гендерная флюидность // В кн.: Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. Ч. 1. С.125-131.
2. Короленко, Ц.П. Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. Новосибирск: НГПУ, 2003. 667 с.
3. Фрейд, З. Женственность // Влечения и их судьба. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с.
4. Фрейд, З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / Сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 688 с.
5. Фрейд, 3. О женственности // Интерес к психоанализу. Минск: Попурри, 2004. С. 554-576.
6. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
7. Carpenter, B. (1998) The Prostitute and the Client. Women Studies International Forum. Vol. 4; 387-399.
8. Choisy, M. (1961) Psychoanalysis of the Prostitute. New York. Pyramid Books.
9. Davies, K. (1937) The Sociology of Prostitution. American Sociological Review 2; 744-55.
10. Heiman, P. (1937) Sexuality. In G. Barag : Zur Psychoanalyse der Prostitution. Imago. 23; 320-362.
11. James, J. (1976) Motivations for Entrance into Prostitution. In L.Crites (Ed.) The Female Offender Lexington Massachusets. Lexington Books.
12. Pollack, O. (1950) The Criminality of Women. Philadelphia. Philadelphia University Press.
13. Winik, Ch., Kinsie, P. (1971) The Lively Commerce: Prostitution in the United States. Chicago. Quandrangle Books.