Автор: Ольга Крутова
Все чаще к психологам обращаются клиенты с запросами на проработку психосоматической природы их заболеваний. И это вполне естественно: о связи души и тела писали еще античные мыслители и врачеватели. Однако серьезно относится к влиянию стрессов, эмоциональных состояний на человеческий организм стали сравнительно недавно, – в 20 веке.
Научная основа, на которой развивались и развиваются до сих пор психосоматические исследования, была заложена Зигмундом Фрейдом, создавшим конверсионную модель, согласно которой ущемляемые эмоции порождают конверсионные симптомы. Одним из основателей психосоматики считается Франц Александер. В 1950-х годах он предположил, что «психосоматическое заболевание – это физиологическое выражение хронического или периодически повторяющегося эмоционального напряжения, представляющее собой проявление глубоко личностного конфликта и различной степени его подавления и вытеснения». В гештальт-терапии психосоматический симптом рассматривается, в том числе как «не-переживание» (например, какого-то чувства, которое запрещено переживать). Это «не-переживание» создает хроническое напряжение низкой интенсивности, ведущее к появлению приступов болезни.
Американский психотерапевт Александр Лоуэн в своих работах неоднократно говорит о том, что «сознание и тело оказывают друг на друга взаимное влияние». «Мысли вызывают эмоциональные реакции, на которые в итоге реагирует тело… Чувства – это не полёт фантазии. Они относятся к реальным телесным процессам… Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело», – пишет Александр Лоуэн.
В работе с психосоматическим симптомом важно рассматривать человека целостно, с учетом взаимосвязей между телесными ощущениями, чувствами, мыслями, социальными взаимоотношениями. Метафорические ассоциативные карты, как и любые другие проективные методики, не являются лекарством от болезней. Однако они помогают начать диалог о чувствах, о телесных ощущениях, более четко сформулировать актуальное состояние клиента, отреагировать его, найти внутренние и внешние ресурсы для его коррекции.
Сегодня на рынке представлено несколько колод, которые хорошо себя зарекомендовали в работе с психосоматическими симптомами. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
1.Арт-терапевтический ассоциативно-проективный набор карт «Тело чувств». Автор – Светлана Зотова. Колода состоит из четырех подколод. Цветные фоны (60 шт.) символизирую различные чувства и эмоциональные состояния. Пластиковые прозрачные мужские и женские силуэты (51 шт.) – отображают ощущения и состояния в теле. Картонные силуэты (51 шт.) можно ксерокопировать и использовать для раскрашивания или дорисовывания на приёме или дома. Карты-слова (60 шт.), обозначающие эмоции и чувства. Набор «Тело чувств» – хороший помощник в работе с подавленными, вытесненными, обесцененными, актуальными в данный момент чувствами и эмоциями, с телесными зажимами. Совмещение цветного фона и силуэта символизируют соединение внутреннего и внешнего, позволяют высветить ту область тела, где зажаты эмоции у фигуры, расшифровать не только телесное послание, но и понять причины и следствия собственных переживаний и ощущений.
2. Метафорические ассоциативные карты «SACRED INTIMACY» (Священная близость). Автор – Ольга Савина. В колоде 94 карты, которые поделены на два набора. Первый «Человеческое тело» посвящен телу, интимности, нуминозному началу в человеке. Второй набор «Животные силы» – звери-помощники, животные силы или, другими словами, тотемы, символизирующие инстинкты, животное начало, первобытную природную сущность. Карты созданы для работы с психосоматическими проблемами, эмоциональными травмами, внутренними конфликтами. Тонкая эмоциональность и пронзительность образов позволяет запускать глубинные целительные и гармонизирующие процессы в психике клиента, а также выстраивать диалог на более тонком, невербальном уровне.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений для работы с психосоматическими запросами.
Упражнение 1. «Коллаж состояний» (автор Наталья Буравцова, опубликована в книге «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками»).
Цель техники: поиск точек психотерапевтического воздействия, формирование представлений о желаемом состоянии.
Шаг 1. В открытую выбрать 7-10 карт, которые ассоциируются с заболеванием. Расположите карты в виде коллажа или картины своего состояния.
Шаг 2. Составьте историю, отвечая на следующие вопросы:
Что выражает каждая карта?
Как она связана с настоящим состоянием?
Какие чувства, мысли, желания вызывает?
Какое общее название можно дать картине (коллажу)?
Какие карты хочется заменить?
Шаг 3. Подберите из этой же или другой ресурсной колоды карты на замену. Ответьте на вопросы:
Посмотрите на то, что получилось и скажите, изменилось ли как-то ваше состояние?
Как бы вы назвали свою новую картину?
Как это меняет отношение к своему состоянию?
Как это изменение возможно реализовать?
Как будет первый шаг?
Какие возможности открывает?
Упражнение 2. «Моё тело» (Автор Ольга Савина, взято из инструкции к МАК «SACRED INTIMACY»). Цель техники: научить чувствовать своё тело, работа с эмоциональным переживанием, с отреагированием застрявших в теле эмоций, принятие себя, поиск ресурсов в кризисной ситуации.
Шаг 1. В открытую достаньте из колоды три карты как ответ на вопросы:
1-ая карта «Как я чувствую своё тело?» (эмоциональные переживания по поводу телесности, принятие/ не принятие, удовольствие, страхи, переживаемые по этому поводу и т.д.)
2-ая карта «Как я вижу свою тело? (представления, интроекты, соотношение внешнего и внутреннего и пр.)
3-ья карта «Что я думаю о своём теле?» (иллюзии клиента, социальные стереотипы и пр.)
Вскройте, обсудите.
Шаг 2. В закрытую достаньте из колоды карту как ответ на вопрос: «Какое моё тело на самом деле?». Эта карта о подлинном отношении, которое не учитывалось ранее. Часто данная карта выступает в роли ресурсной.
Упражнение 3. «В поисках смысла» (работа с симптомом)
Цель техники: работа с психосоматическими телесными симптомами, с широким спектром запросов.
1 шаг. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и на выдохе задайте себе поочередно 5 вопросов. Вытяните из колоды в закрытую (рубашкой вверх) 5 карт:
1-ая карта «Мой симптом: какой он?»
2-ая карта «Откуда пришёл симптом?»
3-я карта «Какова истинная природа моего симптома?»
4-ая карта «Зачем он мне нужен?»
5-ая карта «В чём смысл возникновения симптома? О чем он сообщает мне на самом деле?»
Поочередно открывайте карты и анализируйте то, что видите на картинке.
2 шаг. Из любой ресурсной колоды в закрытую достаньте 3 карты-послания в ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы приручить симптом?». Поочередно откройте каждую из трёх пар, обдумайте и запишите конкретный план действий на ближайшие три месяца. Дополнительно, можно написать сказку-послание по картинкам.
Упражнение 4. «Гадание» (автор Дебора Кофф-Чапин, взято из инструкции к МАК «Голос души-2»). Цель техники: выявление актуального состояния, формирование желаемого состояния.
Шаг 1. Подумайте о проблеме. B открытую или в закрытую достаньте из колоды 3 карты, как ответ на вопрос:
1-ая карта «Тело». Моё поведение по отношению к проблеме?
2-ая карты «Разум». Как я вижу свою проблему?
3-ья карты «Душа». В чем смысл моей проблемы?
Вскройте, обсудите.
Шаг 2. Из колоды в закрытую достаньте две карты как ответ на вопросы:
4-ая карта «Задача». Какая центральная задача, связанная с моей ситуацией?
5-ая карта «Ресурс». Что меня поддержит во время решения данной задачи?
Упражнение 5. «Симптом» (автор Кира Жужман, техника прилагается к МАК «Калейдоскоп материнства»). Цель техники: работа с психосоматическими телесными симптомами, с широким спектром запросов.
Шаг 1. В открытую достать карту как ответ на вопрос: «Я сейчас с симптомом/проблемой». Вскрыть, обсудить.
Шаг 2. В закрытую достать карту как ответ на вопрос: «Какая я без симптома?».
Вскрыть, обсудить.
Шаг 3. В закрытую достать карту как ответ на вопрос: «Что изменил в моей жизни симптом?». Вскрыть, обсудить.
Шаг 4. В закрытую достать карту-картинку и карту-слово как ответ на вопрос: «Что мне даёт симптом, какие «бонусы» я получаю от него?». Вскрыть, обсудить.
Шаг 5. В закрытую из колоды достать карту как ответ на вопрос: «Что мне поможет перейти из состояния «с симптомом» в состояние без него, каким может быть мой первый шаг?» Вскрыть, обсудить.
Упражнение 6. «Почему я болею?» (Автор Светлана Зотова, техника прилагается к МАК «Тело чувств»). Цель техники: исследовать вторичную выгоду от болезни.
Шаг 1. В открытую достаньте 1-ую карту «Текущее телесное состояние» из карт-силуэтов фигуру, которая отображает ваше телесное состояние в момент испытываемой боли. Опишите фигуру: как вы себя проявляете при возникновении боли? Какая часть тела у фигуры отображает наиболее ярко наличие болезненного состояния?
Шаг 2. В открытую из карт фонов достаньте 2-ую карту «Текущее эмоциональное состояние» – тот фон, цвета которого максимально близки вашим внутренним переживаниям во время боли. Опишите карту: Какие цвета вы видите? О каких эмоциональных переживаниях они говорят? Какие цвета/сочетания наиболее близки вашему внутреннему состоянию?
Шаг 3. Совместите выбранный силуэт с выбранной картой фона. Расскажите о получившейся фигуре, предположите, как состояние фигуры влияет на окружение? Чем хороша и чем плоха болезнь? Что и как изменится обстановка/люди при отсутствии болезни? Что потеряете, если болезнь отступит, а что приобретете от этого?
Все чаще к психологам обращаются клиенты с запросами на проработку психосоматической природы их заболеваний. И это вполне естественно: о связи души и тела писали еще античные мыслители и врачеватели. Однако серьезно относится к влиянию стрессов, эмоциональных состояний на человеческий организм стали сравнительно недавно, – в 20 веке.
Научная основа, на которой развивались и развиваются до сих пор психосоматические исследования, была заложена Зигмундом Фрейдом, создавшим конверсионную модель, согласно которой ущемляемые эмоции порождают конверсионные симптомы. Одним из основателей психосоматики считается Франц Александер. В 1950-х годах он предположил, что «психосоматическое заболевание – это физиологическое выражение хронического или периодически повторяющегося эмоционального напряжения, представляющее собой проявление глубоко личностного конфликта и различной степени его подавления и вытеснения». В гештальт-терапии психосоматический симптом рассматривается, в том числе как «не-переживание» (например, какого-то чувства, которое запрещено переживать). Это «не-переживание» создает хроническое напряжение низкой интенсивности, ведущее к появлению приступов болезни.
Американский психотерапевт Александр Лоуэн в своих работах неоднократно говорит о том, что «сознание и тело оказывают друг на друга взаимное влияние». «Мысли вызывают эмоциональные реакции, на которые в итоге реагирует тело… Чувства – это не полёт фантазии. Они относятся к реальным телесным процессам… Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело», – пишет Александр Лоуэн.
В работе с психосоматическим симптомом важно рассматривать человека целостно, с учетом взаимосвязей между телесными ощущениями, чувствами, мыслями, социальными взаимоотношениями. Метафорические ассоциативные карты, как и любые другие проективные методики, не являются лекарством от болезней. Однако они помогают начать диалог о чувствах, о телесных ощущениях, более четко сформулировать актуальное состояние клиента, отреагировать его, найти внутренние и внешние ресурсы для его коррекции.
Сегодня на рынке представлено несколько колод, которые хорошо себя зарекомендовали в работе с психосоматическими симптомами. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
1.Арт-терапевтический ассоциативно-проективный набор карт «Тело чувств». Автор – Светлана Зотова. Колода состоит из четырех подколод. Цветные фоны (60 шт.) символизирую различные чувства и эмоциональные состояния. Пластиковые прозрачные мужские и женские силуэты (51 шт.) – отображают ощущения и состояния в теле. Картонные силуэты (51 шт.) можно ксерокопировать и использовать для раскрашивания или дорисовывания на приёме или дома. Карты-слова (60 шт.), обозначающие эмоции и чувства. Набор «Тело чувств» – хороший помощник в работе с подавленными, вытесненными, обесцененными, актуальными в данный момент чувствами и эмоциями, с телесными зажимами. Совмещение цветного фона и силуэта символизируют соединение внутреннего и внешнего, позволяют высветить ту область тела, где зажаты эмоции у фигуры, расшифровать не только телесное послание, но и понять причины и следствия собственных переживаний и ощущений.
2. Метафорические ассоциативные карты «SACRED INTIMACY» (Священная близость). Автор – Ольга Савина. В колоде 94 карты, которые поделены на два набора. Первый «Человеческое тело» посвящен телу, интимности, нуминозному началу в человеке. Второй набор «Животные силы» – звери-помощники, животные силы или, другими словами, тотемы, символизирующие инстинкты, животное начало, первобытную природную сущность. Карты созданы для работы с психосоматическими проблемами, эмоциональными травмами, внутренними конфликтами. Тонкая эмоциональность и пронзительность образов позволяет запускать глубинные целительные и гармонизирующие процессы в психике клиента, а также выстраивать диалог на более тонком, невербальном уровне.
- Метафорические ассоциативные карты COPE («ПРЕОДОЛЕНИЕ»). Карты нарисованы российской художницей Мариной Лукьяновой под руководством израильского художника доктора Офры Аялон и на сегодняшний день считаются классикой МАК. Инициатором создания этой универсальной колоды выступил немецкий издатель Мориц Эгетмейер. Она состоит из 88 карт-картинок и позволяет хорошо прорабатывать кризисные ситуации, душевные травмы. СОРЕ помогают выявлять актуальное состояние клиента, вторичные выгоды от болезни, сформулировать желаемое состояние, наметить путь к выздоровлению. Еще одно преимущество карт СОРЕ – они отлично работают в комбинации с другими ассоциативными картами.
- Метафорические ассоциативные карты «Карты души-2». Автор – Дебора Кофф-Чапин. В колоде 60 карт-картинок. Каждая карта – маленькое произведение искусство, телесный образ очень точно передающий жизнь чувств в человеческом теле. «Карты души-2» – хороший помощник в работе с симптомом, с выявлением отношения человека к своему телу, к самому себе.
- Ассоциативные карты «Сила жизни. Письма Первозданной женщины». Автор – Beatrice Lheriteau. Колода включает в себя 25 карт, разделенных на 3 смысловых группы: 8 карт «Элементы», 8 карт «Животные», 8 карт «Человек» и 1 карта «Свадьба». С помощью этой универсальной колоды можно исследовать широкий спектр психологических проблем, в том числе и психосоматические симптомы. Созданные талантливой испанской художницей Beatrice Lheriteau, они являют собой уникальный ресурсный инструмент, помогающий изучать чувства, запускающий необходимые для преодоления кризисных состояний процессы.
- Метафорические ассоциативные карты «Калейдоскоп материнства». Автор – Кира Жужман. Карты только появились на рынке. В набор входит 134 карты – 90 картинок с образами ситуаций из жизни женщины и семьи, нарисованными сразу несколькими художниками, а также 44 карты с незавершенными предложениями. При создании колоды автор опиралась на биопсихосоциальную модель перинатальной психологии, которая базируется на концепции гестационной доминанты И.А. Аршавского, на теории эмоциональной привязанности Джона Боулби и на психоаналитическом подходе Дональда Винникота, на теории личности В.Н. Мясищева и системной семейной психологии Э.Г. Эйдемиллера, С. Минухина и А. Я. Варги. Карты создавались для работы с темами беременности и материнства. При этом они хорошо подходят для работы с чувствами и телесными ощущениями, поиском решения психосоматических проблем.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений для работы с психосоматическими запросами.
Упражнение 1. «Коллаж состояний» (автор Наталья Буравцова, опубликована в книге «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками»).
Цель техники: поиск точек психотерапевтического воздействия, формирование представлений о желаемом состоянии.
Шаг 1. В открытую выбрать 7-10 карт, которые ассоциируются с заболеванием. Расположите карты в виде коллажа или картины своего состояния.
Шаг 2. Составьте историю, отвечая на следующие вопросы:
Что выражает каждая карта?
Как она связана с настоящим состоянием?
Какие чувства, мысли, желания вызывает?
Какое общее название можно дать картине (коллажу)?
Какие карты хочется заменить?
Шаг 3. Подберите из этой же или другой ресурсной колоды карты на замену. Ответьте на вопросы:
Посмотрите на то, что получилось и скажите, изменилось ли как-то ваше состояние?
Как бы вы назвали свою новую картину?
Как это меняет отношение к своему состоянию?
Как это изменение возможно реализовать?
Как будет первый шаг?
Какие возможности открывает?
Упражнение 2. «Моё тело» (Автор Ольга Савина, взято из инструкции к МАК «SACRED INTIMACY»). Цель техники: научить чувствовать своё тело, работа с эмоциональным переживанием, с отреагированием застрявших в теле эмоций, принятие себя, поиск ресурсов в кризисной ситуации.
Шаг 1. В открытую достаньте из колоды три карты как ответ на вопросы:
1-ая карта «Как я чувствую своё тело?» (эмоциональные переживания по поводу телесности, принятие/ не принятие, удовольствие, страхи, переживаемые по этому поводу и т.д.)
2-ая карта «Как я вижу свою тело? (представления, интроекты, соотношение внешнего и внутреннего и пр.)
3-ья карта «Что я думаю о своём теле?» (иллюзии клиента, социальные стереотипы и пр.)
Вскройте, обсудите.
Шаг 2. В закрытую достаньте из колоды карту как ответ на вопрос: «Какое моё тело на самом деле?». Эта карта о подлинном отношении, которое не учитывалось ранее. Часто данная карта выступает в роли ресурсной.
Упражнение 3. «В поисках смысла» (работа с симптомом)
Цель техники: работа с психосоматическими телесными симптомами, с широким спектром запросов.
1 шаг. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и на выдохе задайте себе поочередно 5 вопросов. Вытяните из колоды в закрытую (рубашкой вверх) 5 карт:
1-ая карта «Мой симптом: какой он?»
2-ая карта «Откуда пришёл симптом?»
3-я карта «Какова истинная природа моего симптома?»
4-ая карта «Зачем он мне нужен?»
5-ая карта «В чём смысл возникновения симптома? О чем он сообщает мне на самом деле?»
Поочередно открывайте карты и анализируйте то, что видите на картинке.
2 шаг. Из любой ресурсной колоды в закрытую достаньте 3 карты-послания в ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы приручить симптом?». Поочередно откройте каждую из трёх пар, обдумайте и запишите конкретный план действий на ближайшие три месяца. Дополнительно, можно написать сказку-послание по картинкам.
Упражнение 4. «Гадание» (автор Дебора Кофф-Чапин, взято из инструкции к МАК «Голос души-2»). Цель техники: выявление актуального состояния, формирование желаемого состояния.
Шаг 1. Подумайте о проблеме. B открытую или в закрытую достаньте из колоды 3 карты, как ответ на вопрос:
1-ая карта «Тело». Моё поведение по отношению к проблеме?
2-ая карты «Разум». Как я вижу свою проблему?
3-ья карты «Душа». В чем смысл моей проблемы?
Вскройте, обсудите.
Шаг 2. Из колоды в закрытую достаньте две карты как ответ на вопросы:
4-ая карта «Задача». Какая центральная задача, связанная с моей ситуацией?
5-ая карта «Ресурс». Что меня поддержит во время решения данной задачи?
Упражнение 5. «Симптом» (автор Кира Жужман, техника прилагается к МАК «Калейдоскоп материнства»). Цель техники: работа с психосоматическими телесными симптомами, с широким спектром запросов.
Шаг 1. В открытую достать карту как ответ на вопрос: «Я сейчас с симптомом/проблемой». Вскрыть, обсудить.
Шаг 2. В закрытую достать карту как ответ на вопрос: «Какая я без симптома?».
Вскрыть, обсудить.
Шаг 3. В закрытую достать карту как ответ на вопрос: «Что изменил в моей жизни симптом?». Вскрыть, обсудить.
Шаг 4. В закрытую достать карту-картинку и карту-слово как ответ на вопрос: «Что мне даёт симптом, какие «бонусы» я получаю от него?». Вскрыть, обсудить.
Шаг 5. В закрытую из колоды достать карту как ответ на вопрос: «Что мне поможет перейти из состояния «с симптомом» в состояние без него, каким может быть мой первый шаг?» Вскрыть, обсудить.
Упражнение 6. «Почему я болею?» (Автор Светлана Зотова, техника прилагается к МАК «Тело чувств»). Цель техники: исследовать вторичную выгоду от болезни.
Шаг 1. В открытую достаньте 1-ую карту «Текущее телесное состояние» из карт-силуэтов фигуру, которая отображает ваше телесное состояние в момент испытываемой боли. Опишите фигуру: как вы себя проявляете при возникновении боли? Какая часть тела у фигуры отображает наиболее ярко наличие болезненного состояния?
Шаг 2. В открытую из карт фонов достаньте 2-ую карту «Текущее эмоциональное состояние» – тот фон, цвета которого максимально близки вашим внутренним переживаниям во время боли. Опишите карту: Какие цвета вы видите? О каких эмоциональных переживаниях они говорят? Какие цвета/сочетания наиболее близки вашему внутреннему состоянию?
Шаг 3. Совместите выбранный силуэт с выбранной картой фона. Расскажите о получившейся фигуре, предположите, как состояние фигуры влияет на окружение? Чем хороша и чем плоха болезнь? Что и как изменится обстановка/люди при отсутствии болезни? Что потеряете, если болезнь отступит, а что приобретете от этого?