Автор: Никита Козаев
В современном обществе йогов, эзотериков, духовных практиков стало чрезвычайно популярно выражение-намерение: «разрушь своё ЭГО», которое кажется абсурдным образованному психологу, знакомому с понятием ЭГО психоаналитической концепции. Зачем разрушать зрелую часть личности, которая адаптирует нас под окружающую нас действительность, объективно оценивая происходящее вокруг нас? Будучи психологом, занимающимся также духовными практиками я нашёл для себя ответ на этот непростой вопрос, который я попытаюсь детально изложить в этой статье. Давайте осветим, для начала, ключевые понятия, такие как ЭГО, суперЭГО и Ид.
Ощущение глубочайшей внутренней пустоты, потеря мыслей может настичь того, кто выйдет из ЭГО. За этим может последовать страх, паника, деперсонализация; словно ты теряешь себя, теряешь контроль, словно растворяешься в окружающем, словно нет тебя вовсе - это происходит у тех, чьё ИД было глубоко подавлено. Агрессивное суперЭГО в момент ухода из ЭГО может буквально наброситься на оголившееся ИД - пойдут угнетающие оценки и самокритика, глубокая навязчивая рефлексия, невротическая потребность в позитивной обратной связи — всё это череда психологических проблем, с которыми мне приходилось сталкиваться у отчаянных разрушителей ЭГО, не готовых к этому.
Но что, если внутренний ребенок принят, насыщен и находится в состоянии гармонии, приятия и безмятежности? Если суперЭГО трепетно и мягко огораживает человека, бережёт ИД? Если ни в ИД, ни в суперЭГО нет агрессивных разрушительных импульсов? Что будет тогда? Это волшебная детская безмятежность. Это всецелая синестезия звуков, визуальных образов, запахов (особенно) в чувства. Это бесконечная палитра красок чувств, выходящих за рамки тех, что мы можем и привыкли называть. Каждое из этих чувств-состояний уникально и никто другой не находившийся с вами в том месте и в то время никогда не почувствует то же самое. Ну-ка вспомните их из детства — они очень часто бывают привязаны к запаху; запаху бабушкиных блинчиков, деревенской бани, машинного масла папиной машины, сладкой ваты и попкорна в цирке - это больше чем просто запахи, образы и воспоминания. Там были те самые особое чувства. Чувства, способные родиться только в особом состоянии сознания, лишенным ЭГО.
Что же значит: «разрушить ЭГО» в ключе современных духовных практик, с точки зрения психологии? Это значит выйти из бесконечной цепочкой ассоциативных связей, освободить своё ИД, признать уникальность момента: времени года, времени суток, предметов, запахов, звуков - прочувствовать это неповторимое сочетание. Не боясь за разрушительные импульсы мятежного ребёнка, не боясь агрессии внутреннего критика, не боясь... Увидеть, услышать, почувствовать мир так, словно ты видишь всё это в первый раз.
Современная экзистенциальная психология и психотерапия также занимается этим вопросом, возвращая человека в себя, в реальность, в здесь и сейчас. Пребывание в состоянии экзистенциальной полноты, буддистского созерцания - это поистине божественное состояние. Об этом писал и Кастанеда, и Ошо и многие другие известные духовные учителя. Это и экзистенциальная свобода, как осознанное проживание реальности и отсутствие детерминизма, о котором говорили В. Франкл и И. Ялом. Однако к этому состоянию необходимо прийти, как я уже сказал, через глубокую внутреннюю работу, принятие внутреннего ребёнка, освобождение внутреннего родителя от контроля и угнетения, да, именно в таких условиях можно позволить себе на какое-то время разрушить ЭГО и вновь почувствовать мир таким, какой он есть.
В современном обществе йогов, эзотериков, духовных практиков стало чрезвычайно популярно выражение-намерение: «разрушь своё ЭГО», которое кажется абсурдным образованному психологу, знакомому с понятием ЭГО психоаналитической концепции. Зачем разрушать зрелую часть личности, которая адаптирует нас под окружающую нас действительность, объективно оценивая происходящее вокруг нас? Будучи психологом, занимающимся также духовными практиками я нашёл для себя ответ на этот непростой вопрос, который я попытаюсь детально изложить в этой статье. Давайте осветим, для начала, ключевые понятия, такие как ЭГО, суперЭГО и Ид.
- Ид — наше внутреннее ядро, наш внутренний ребёнок, а также животная часть, бессознательные инстинкты. Нетронутая оценками, критикой, вопросами целесообразности и правды, эта часть способна чувствовать, желать, воспринимать мир конкретно, аутентично. С годами, по мере социализации, ядро ИД «обрастает» такими личностными структурами, как ЭГО и суперЭГО.
- СуперЭГО — это наш ограничитель, наши интроективные установки или, как это модно сейчас называть, «программы». СуперЭГО формируется частично под влиянием родительских фигур и частично под влиянием социального окружения в детско-подростковый период. В отличие от ЭГО критика суперЭГО субъективна и часто безосновательна. На первых этапах социализации суперЭГО помогает адаптироваться, являясь чем-то вроде лесов для другой, более объективной личностной структуры — ЭГО.
- ЭГО руководствуется логикой, здравым смыслом, умением взвешивать факты, «тестировать» реальность, принимать решения в ту или иную пользу, сопоставлять желания и потребности ИД с тем, что происходит вокруг, решая конфликт с суперЭГО. ЭГО является зрелой частью личности, неким внутренним «Взрослым». Так зачем же его разрушать?
Ощущение глубочайшей внутренней пустоты, потеря мыслей может настичь того, кто выйдет из ЭГО. За этим может последовать страх, паника, деперсонализация; словно ты теряешь себя, теряешь контроль, словно растворяешься в окружающем, словно нет тебя вовсе - это происходит у тех, чьё ИД было глубоко подавлено. Агрессивное суперЭГО в момент ухода из ЭГО может буквально наброситься на оголившееся ИД - пойдут угнетающие оценки и самокритика, глубокая навязчивая рефлексия, невротическая потребность в позитивной обратной связи — всё это череда психологических проблем, с которыми мне приходилось сталкиваться у отчаянных разрушителей ЭГО, не готовых к этому.
Но что, если внутренний ребенок принят, насыщен и находится в состоянии гармонии, приятия и безмятежности? Если суперЭГО трепетно и мягко огораживает человека, бережёт ИД? Если ни в ИД, ни в суперЭГО нет агрессивных разрушительных импульсов? Что будет тогда? Это волшебная детская безмятежность. Это всецелая синестезия звуков, визуальных образов, запахов (особенно) в чувства. Это бесконечная палитра красок чувств, выходящих за рамки тех, что мы можем и привыкли называть. Каждое из этих чувств-состояний уникально и никто другой не находившийся с вами в том месте и в то время никогда не почувствует то же самое. Ну-ка вспомните их из детства — они очень часто бывают привязаны к запаху; запаху бабушкиных блинчиков, деревенской бани, машинного масла папиной машины, сладкой ваты и попкорна в цирке - это больше чем просто запахи, образы и воспоминания. Там были те самые особое чувства. Чувства, способные родиться только в особом состоянии сознания, лишенным ЭГО.
Что же значит: «разрушить ЭГО» в ключе современных духовных практик, с точки зрения психологии? Это значит выйти из бесконечной цепочкой ассоциативных связей, освободить своё ИД, признать уникальность момента: времени года, времени суток, предметов, запахов, звуков - прочувствовать это неповторимое сочетание. Не боясь за разрушительные импульсы мятежного ребёнка, не боясь агрессии внутреннего критика, не боясь... Увидеть, услышать, почувствовать мир так, словно ты видишь всё это в первый раз.
Современная экзистенциальная психология и психотерапия также занимается этим вопросом, возвращая человека в себя, в реальность, в здесь и сейчас. Пребывание в состоянии экзистенциальной полноты, буддистского созерцания - это поистине божественное состояние. Об этом писал и Кастанеда, и Ошо и многие другие известные духовные учителя. Это и экзистенциальная свобода, как осознанное проживание реальности и отсутствие детерминизма, о котором говорили В. Франкл и И. Ялом. Однако к этому состоянию необходимо прийти, как я уже сказал, через глубокую внутреннюю работу, принятие внутреннего ребёнка, освобождение внутреннего родителя от контроля и угнетения, да, именно в таких условиях можно позволить себе на какое-то время разрушить ЭГО и вновь почувствовать мир таким, какой он есть.