Отрывок из книги Н.В. Дмитриевой и И.С. Богачек "В плену у архетипов"
Девиантное поведение на современном этапе развития общества представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных биологических, психологических и социальных факторов.
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [3].
В отечественной психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни, психологическая атмосфера, характер взаимоотношений людей во многом определяют их поведение и деятельность. Субъект, совершив преступление, вступив таким образом в самый острый конфликт с обществом, отличается присущими ему психологическими особенностями; наличием антиобщественных взглядов; отрицательным отношением к нравственным ценностям; выбором опасного общественного пути для удовлетворения своих потребностей.
Психологический компонент в структуре личности с девиантным поведением, по мнению А.И. Ушатикова и Б.Б. Казака включает следующие системы:
¾ системы ценностных ориентаций личности (личностных установок по отношению к существующим в обществе ценностям) и их связи с главными жизненными функциями;
¾ системы основных жизненных функций индивида, которые выражаются в соответствующих потребностях и являются внутренними детерминантами его поведения;
¾ системы внутреннего социально-личностного контроля индивида, отраженной в сознании информации о реакции других людей на его поведение.
В сферу анализа поведения и переживаний человека, возникающих в результате обострения конфликтных ситуаций, вовлекаются компоненты, связанные со скрытыми мотивами поведения человека в конкретных ситуациях. Это поставило многих ученых перед необходимостью изучения глубинных структур личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые выходят за пределы сознательного и рационального в человеке.
Л. С. Выготский отмечал, что существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между сферами бессознательного и сознания. Процессы, начинающиеся бессознательно, часто имеют свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им [1].
Современные отечественные исследователи (С.А. Маленко, Е.Ю. Зарубко) определяют важность изучения категорий, которые являются основополагающими для культурных стереотипов поведения. Такие категории, по мнению исследователей, служат ориентирами на основе которых, можно выстраивать систему ценностей, смыслов и отношений к миру [2, 4].
Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс описывают девиантное поведение через понятие «социальная роль», или «социальная функция личности». Исследователи понимают роль как систему ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения и соответствие поведения занимаемому положению или статусу. Таким образом, человек может принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта [5].
Анализ исследований позволяет прийти к выводу, что глубинные представления субъекта, сформированные в процессе культурно-исторического опыта, становятся материалом для формирования возможной интерпретации символов в ситуации взаимодействия, на основе которой, бессознательно складывается подходящий социальный сценарий образа ролевого поведения как формы структурирования межличностных отношений в различных сферах жизнедеятельности.
Через призму теоретических концепций К.Г. Юнга [9], Д. Хиллмана и других исследователей в области аналитической психологии, предполагающий наличие глубинного слоя в структуре личности, который содержит прототипы образов, сюжетов, ролей, имеющих культурно-историческое происхождение и относящихся к ситуациям, принципиально значимым для любого сообщества людей (рождение, брачный союз, материнство, утрата, смерть, мы пришли к определению АРХЕТИПИЧЕСКИХ РОЛЕЙ как глубинных основ ролевых моделей, задающих направленность поведения личности и проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности [8].
В своем исследовании мы предполагаем наполненность образов ролевыми представлениями, которые несут глубинный мифологический мотив, а также дифференцированы на мужские и женские доминанты, распределенные по возрастной категории и направленности личности. В соответствии с основными ролевыми позициями, которые субъект принимает и реализует на протяжении жизненного цикла, нами были определены следующие образы: Мать, Отец, Старуха, Старец, Дева, Герой, Ведьма, Трикстер, Ребенок. И обозначены устойчивые характеристики, в соответствии с образом и мифологическим мотивом. В таблице 1 представлена структура ролевых импозитов.
В процессе психотерапевтической работы данные образы рассматриваются в аспекте предпочитаемый или отвергаемый. При идентичности субъекта к когерентному (согласованному с полом и возрастом) АРХЕТИПУ, происходит адекватное восприятие своей личности, социальной роли и, в конечном итоге, успешной социализации. Иначе говоря, АРХЕТИПИЧЕСКИЕ РОЛИ представлены в структуре личности в равной степени, но при этом может быть выражен один архетип, соответствующий полу и возрасту субъекта, который является ведущим архетипом. В случае несовпадения ведущего архетипа половозрастному диапазону, возможна деформация личности, невротизация, расстройства, деструкции [8].
Кроме теоретического обоснования АРХЕТИПИЧЕСКИХ РОЛЕЙ мы приходим к их использованию в практике психологической диагностики и коррекции как одного из проективных методов работы. Приведем пример их использования в диагностике и консультировании межличностных конфликтов.
Клиент: юноша, школьник, учится в 9 классе, полная семья, по сведениям социального педагога поставлен на учет как подросток группы риска, имеет академическую неуспеваемость, асоциальное поведение, случаи конфликтных ситуаций с педагогами и сверстниками, вовлечение в драки ради забавы, демонстративное поведение.
Диагностический блок включает анализ психосоциального профиля в различных сферах жизнедеятельности субъекта (личностная, семейная, межличностная, профессиональная, интимно-сексуальная), то есть определение ведущего архетипа - наиболее часто выбираемая клиентом фигура, тот основной ролевой образ, который доминирует в личности и постоянно «выходит на сцену», при этом зачастую субъекту доставляет удовольствие позиционировать окружающим данный ролевой образ; сопутствующих архетипов - вспомогательных ролевых образов, которые отражают определенные стили поведения и взаимодействия с окружающими, применяемые в отдельных ситуациях или сферах; а также подавляемого архетипа, который отражает более иррациональные, негативные, не принимаемые характеристики личности, несущие в себе социально-негативную оценку, зачастую неосознанные, проецируются на окружающих, актуализируются в стрессовых для индивида ситуациях.
В данной статье мы приводим результаты диагностической и консультационной работы личностной сферы и сферы межличностных отношений подростка, не представляя подробно результаты по другим рассматриваемым сферам. Однако отметим, что для качественного анализа психосоциального профиля клиента важна комплексная оценка всех сфер.
Процедура исследования личностной сферы заключалась в следующем: перед клиентом располагается поле из четырех цветовых квадратов (синий, желтый, зеленый, красный), которое в ходе исследования может быть повернуто клиентом в соответствии с предпочтением. Затем предлагается из фигурного ряда выбрать наиболее приятную в данный момент фигуру и определить ей место на поле в соответствии с субъективным предпочтением. Таким же образом выбираются последующие две фигуры, и последняя, четвертая фигура выбирается клиентом по критерию субъективной неприятности. Психологом на специальном бланке фиксируется номер фигуры, ее положение и цвет на поле. Выбранные клиентом фигуры представлены на рисунке 1. В таблице 2 представлен порядок выбора и расстановка фигур.
Процедура исследования межличностной сферы заключалась в следующем: перед клиентом располагается поле из четырех цветовых квадратов (синий, желтый, зеленый, красный), которое в ходе исследования может быть повернуто клиентом в соответствии с предпочтением. Затем предлагается из фигурного ряда выбрать четыре наиболее значимых
для клиента в его ближайшем окружении фигуры. Затем по критерию субъективной приятности последовательно определить двум первым фигурам место на поле. Из оставшихся двух фигур выбрать одну наиболее неприятную для клиента фигуру и определить ей место на поле. Последняя, четвертая фигура устанавливается на оставшийся один из четырех цветовых квадратов на поле. Диагностом на специальном бланке фиксируется номер фигуры, ее положение и цвет на поле. Выбранные клиентом фигуры представлены на рисунке 2. В таблице 3 представлен порядок выбора и расстановка фигур.
Интерпретационные положения включали оценку половозрастной когерентности ведущего архетипа; внутриличностной конфликтности; сопоставление, выбранной клиентом фигуры с ее положением на цветовом поле. В соответствии с положениями цветовой диагностики М. Люшера, предпочтение цвета может указывать на определенную потребность личности – синий – потребность в покое, удовлетворении и сопричастности; зеленый – в самоутверждении; красный – в активности, доминантности; желтый – потребность в экспансии, расширении горизонтов.
В данном случае мы видим, что в большинстве сфер в качестве ведущего архетипа в структуре личности подростка представляется Трикстер (фигура на первом месте). Данный архетип несет мифологический мотив «бунтовать/дурачиться» и содержит такие характеристики как: спонтанность, экспрессивность, лукавство, изворотливость; конфликтность, характерно открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных интеракций. Подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств; отсутствие согласия с общепринятыми моральными нормами; беспринципность и склонность к асоциальному поведению.
Наряду с ведущим, мы видим подавляемый архетип. В большинстве сфер, в данном случае, подавляемый архетип представляет фигуру Отца (фигура на последнем месте). Данный архетип несет мифологический мотив «управлять» и содержит такие характеристики как: стабильность, уравновешенность, ответственность, настойчивость, сильная воля, контроль и организация, покровительство, следование социальным правилам. Можно предположить, что у подростка наблюдается конфликт в отношениях с отцом, стремление уйти от опеки, контроля, что выражается в асоциальной направленности поведения.
Таким образом, была диагностирована неудовлетворенная потребность в спокойствии обусловленная бессилием и хаотичной активностью, посредством которой клиент находит самоутверждение, имея иллюзорные ожидания добиться успеха в межличностных отношениях.
Консультационный блок направлен на проработку проблем в межличностной сфере по технике четырех квадратов. Предлагается определить качество, которое, по мнению подростка, помогает, а также качество, которое мешает ему во взаимоотношениях с окружающими. Далее клиент выбирает из фигурного ряда, соответствующую данному качеству фигуру. Устанавливается беседа, в ходе которой предлагается относительно каждой выбранной фигуры описать образ фигуры, отношение к цвету, какие чувства вызывает данная архетипическая композиция. Завершение техники осуществляется вопросом о том, могут ли в одной личности актуализироваться различные ролевые архетипы. В таблице 4 представлены этапы и процедура техники четырех квадратов.
Обозначенные клиентом характеристики, а также соответствующие им фигуры, выбранные клиентом в процессе консультации, представлены на рисунке 3.
Заметим, что и в консультационном блоке ведущее место по прежнему занимает ролевой архетип Трикстера, при этом он выбран клиентом как соответствующий его положительному качеству, которое помогает ему в межличностных отношениях – «открытость» и характеризуется клиентом как «открытый» «веселый, дружелюбный, такой добивается успеха, мимо него не пройдешь, он вызывает интерес».
Наряду с этим подросток осознает «задиристость» как черту, которая мешает ему в межличностном взаимодействии. Был выбран соответствующий данному качеству ролевой архетип Героя, который характеризуется активностью, своенравием и упрямством. Фигура символично ставится испытуемым на красный цвет, что в данном случае, связанно с перевозбуждением и эмоциональным истощением.
В то же время подросток определяет противоположное «задиристости» качество – «самоуверенность», выбирает соответствующую по его мнению фигуру – Отца, характеризуя его как «всегда уверен, добивается успеха, солидный, друзей не бросает первым в драку полезет» мы видим, что данная модель поведения свойственна самому подростку, т.к. он добивается успеха в межличностных отношениях демонстративным поведением, вовлечение в драки ради забавы, компульсивно утверждая себя.
Заметим что противоположное «открытости», клиент называет качество «закрытость» и выбирает ролевой архетип Ведьмы, характеризуя фигуру как «грустный, печальный, у такого нет друзей, он плохой, унылый, поникший, такие не живут». В данном случае не принимается собственная потребность в уединении (синий), при этом имеют место депрессивные переживания вплоть до суицидальных тенденций.
В результате консультационной работы с использованием ролевых проявлений архетипов в качестве проективной техники, подросток пришел к осознанию и принятию свойственных ему деструктивных тенденций, которые при условии дальнейшего психологического сопровождения могут быть преодолены.
Литература
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Под ред. А.М. Матюшкина / Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. - 368 с.
2. Зарубко Е. Ю. Архетипы в обыденном сознании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010. № 27. С. 37-43.
3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику. Пятое изд. доп. М.: Академия, 2008. 288 с.
4. Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия: дис. д-ра филос. наук; НовГУ им. Я. Мудрого, Великий Новгород, 2010. 451 с.
5. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. Психологии / сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009. 290 с.
6. Паньшина Л.В. Подходы к коррекции девиантного поведения подростков в аспекте психологических теорий // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 35-39.
7. Паньшина Л.В., Перевозкина Ю.М. Имажинативно-ролевые импазиты как детерминанты негативных паттернов поведения // Философия образования, Новосибирск: НГПУ. 2015. № 4. С. 45-53.
8. Перевозкина Ю.М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал, Новосибирск: НГПУ. 2015. № 6. С. 173-177.
9. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007. 303 с.
10. Neville, B. The charm of Hermes: Hillman, Lyotard and the post-modern condition. Journal of Analytical Psychology. July 1992. No. 37(3), 337-353.
11. Ryan, M. L. Beyond myth and metaphor: The case of narrative in digital media. Game Studies. The International Journal of Computer Game Research. July, 2001. no 1(1). Retrieved from http://www.gamestudies.org/0101/ryan/ (accessed 04.04.2016).
12. Savett, S.M. Games as theater for soul: an archetypal psychology perspective of virtual games: Doctoral dissertation; Pacifica Graduate Institute 2014. Retrieved from ProQuest Dissertation and Theses Global (3686802). Available at: http://www.proquest.com/products-services/dissertations/ (accessed 08.09.2015).
Девиантное поведение на современном этапе развития общества представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных биологических, психологических и социальных факторов.
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [3].
В отечественной психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни, психологическая атмосфера, характер взаимоотношений людей во многом определяют их поведение и деятельность. Субъект, совершив преступление, вступив таким образом в самый острый конфликт с обществом, отличается присущими ему психологическими особенностями; наличием антиобщественных взглядов; отрицательным отношением к нравственным ценностям; выбором опасного общественного пути для удовлетворения своих потребностей.
Психологический компонент в структуре личности с девиантным поведением, по мнению А.И. Ушатикова и Б.Б. Казака включает следующие системы:
¾ системы ценностных ориентаций личности (личностных установок по отношению к существующим в обществе ценностям) и их связи с главными жизненными функциями;
¾ системы основных жизненных функций индивида, которые выражаются в соответствующих потребностях и являются внутренними детерминантами его поведения;
¾ системы внутреннего социально-личностного контроля индивида, отраженной в сознании информации о реакции других людей на его поведение.
В сферу анализа поведения и переживаний человека, возникающих в результате обострения конфликтных ситуаций, вовлекаются компоненты, связанные со скрытыми мотивами поведения человека в конкретных ситуациях. Это поставило многих ученых перед необходимостью изучения глубинных структур личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые выходят за пределы сознательного и рационального в человеке.
Л. С. Выготский отмечал, что существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между сферами бессознательного и сознания. Процессы, начинающиеся бессознательно, часто имеют свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им [1].
Современные отечественные исследователи (С.А. Маленко, Е.Ю. Зарубко) определяют важность изучения категорий, которые являются основополагающими для культурных стереотипов поведения. Такие категории, по мнению исследователей, служат ориентирами на основе которых, можно выстраивать систему ценностей, смыслов и отношений к миру [2, 4].
Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс описывают девиантное поведение через понятие «социальная роль», или «социальная функция личности». Исследователи понимают роль как систему ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения и соответствие поведения занимаемому положению или статусу. Таким образом, человек может принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта [5].
Анализ исследований позволяет прийти к выводу, что глубинные представления субъекта, сформированные в процессе культурно-исторического опыта, становятся материалом для формирования возможной интерпретации символов в ситуации взаимодействия, на основе которой, бессознательно складывается подходящий социальный сценарий образа ролевого поведения как формы структурирования межличностных отношений в различных сферах жизнедеятельности.
Через призму теоретических концепций К.Г. Юнга [9], Д. Хиллмана и других исследователей в области аналитической психологии, предполагающий наличие глубинного слоя в структуре личности, который содержит прототипы образов, сюжетов, ролей, имеющих культурно-историческое происхождение и относящихся к ситуациям, принципиально значимым для любого сообщества людей (рождение, брачный союз, материнство, утрата, смерть, мы пришли к определению АРХЕТИПИЧЕСКИХ РОЛЕЙ как глубинных основ ролевых моделей, задающих направленность поведения личности и проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности [8].
В своем исследовании мы предполагаем наполненность образов ролевыми представлениями, которые несут глубинный мифологический мотив, а также дифференцированы на мужские и женские доминанты, распределенные по возрастной категории и направленности личности. В соответствии с основными ролевыми позициями, которые субъект принимает и реализует на протяжении жизненного цикла, нами были определены следующие образы: Мать, Отец, Старуха, Старец, Дева, Герой, Ведьма, Трикстер, Ребенок. И обозначены устойчивые характеристики, в соответствии с образом и мифологическим мотивом. В таблице 1 представлена структура ролевых импозитов.
В процессе психотерапевтической работы данные образы рассматриваются в аспекте предпочитаемый или отвергаемый. При идентичности субъекта к когерентному (согласованному с полом и возрастом) АРХЕТИПУ, происходит адекватное восприятие своей личности, социальной роли и, в конечном итоге, успешной социализации. Иначе говоря, АРХЕТИПИЧЕСКИЕ РОЛИ представлены в структуре личности в равной степени, но при этом может быть выражен один архетип, соответствующий полу и возрасту субъекта, который является ведущим архетипом. В случае несовпадения ведущего архетипа половозрастному диапазону, возможна деформация личности, невротизация, расстройства, деструкции [8].
Кроме теоретического обоснования АРХЕТИПИЧЕСКИХ РОЛЕЙ мы приходим к их использованию в практике психологической диагностики и коррекции как одного из проективных методов работы. Приведем пример их использования в диагностике и консультировании межличностных конфликтов.
Клиент: юноша, школьник, учится в 9 классе, полная семья, по сведениям социального педагога поставлен на учет как подросток группы риска, имеет академическую неуспеваемость, асоциальное поведение, случаи конфликтных ситуаций с педагогами и сверстниками, вовлечение в драки ради забавы, демонстративное поведение.
Диагностический блок включает анализ психосоциального профиля в различных сферах жизнедеятельности субъекта (личностная, семейная, межличностная, профессиональная, интимно-сексуальная), то есть определение ведущего архетипа - наиболее часто выбираемая клиентом фигура, тот основной ролевой образ, который доминирует в личности и постоянно «выходит на сцену», при этом зачастую субъекту доставляет удовольствие позиционировать окружающим данный ролевой образ; сопутствующих архетипов - вспомогательных ролевых образов, которые отражают определенные стили поведения и взаимодействия с окружающими, применяемые в отдельных ситуациях или сферах; а также подавляемого архетипа, который отражает более иррациональные, негативные, не принимаемые характеристики личности, несущие в себе социально-негативную оценку, зачастую неосознанные, проецируются на окружающих, актуализируются в стрессовых для индивида ситуациях.
В данной статье мы приводим результаты диагностической и консультационной работы личностной сферы и сферы межличностных отношений подростка, не представляя подробно результаты по другим рассматриваемым сферам. Однако отметим, что для качественного анализа психосоциального профиля клиента важна комплексная оценка всех сфер.
Процедура исследования личностной сферы заключалась в следующем: перед клиентом располагается поле из четырех цветовых квадратов (синий, желтый, зеленый, красный), которое в ходе исследования может быть повернуто клиентом в соответствии с предпочтением. Затем предлагается из фигурного ряда выбрать наиболее приятную в данный момент фигуру и определить ей место на поле в соответствии с субъективным предпочтением. Таким же образом выбираются последующие две фигуры, и последняя, четвертая фигура выбирается клиентом по критерию субъективной неприятности. Психологом на специальном бланке фиксируется номер фигуры, ее положение и цвет на поле. Выбранные клиентом фигуры представлены на рисунке 1. В таблице 2 представлен порядок выбора и расстановка фигур.
Процедура исследования межличностной сферы заключалась в следующем: перед клиентом располагается поле из четырех цветовых квадратов (синий, желтый, зеленый, красный), которое в ходе исследования может быть повернуто клиентом в соответствии с предпочтением. Затем предлагается из фигурного ряда выбрать четыре наиболее значимых
для клиента в его ближайшем окружении фигуры. Затем по критерию субъективной приятности последовательно определить двум первым фигурам место на поле. Из оставшихся двух фигур выбрать одну наиболее неприятную для клиента фигуру и определить ей место на поле. Последняя, четвертая фигура устанавливается на оставшийся один из четырех цветовых квадратов на поле. Диагностом на специальном бланке фиксируется номер фигуры, ее положение и цвет на поле. Выбранные клиентом фигуры представлены на рисунке 2. В таблице 3 представлен порядок выбора и расстановка фигур.
Интерпретационные положения включали оценку половозрастной когерентности ведущего архетипа; внутриличностной конфликтности; сопоставление, выбранной клиентом фигуры с ее положением на цветовом поле. В соответствии с положениями цветовой диагностики М. Люшера, предпочтение цвета может указывать на определенную потребность личности – синий – потребность в покое, удовлетворении и сопричастности; зеленый – в самоутверждении; красный – в активности, доминантности; желтый – потребность в экспансии, расширении горизонтов.
В данном случае мы видим, что в большинстве сфер в качестве ведущего архетипа в структуре личности подростка представляется Трикстер (фигура на первом месте). Данный архетип несет мифологический мотив «бунтовать/дурачиться» и содержит такие характеристики как: спонтанность, экспрессивность, лукавство, изворотливость; конфликтность, характерно открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных интеракций. Подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств; отсутствие согласия с общепринятыми моральными нормами; беспринципность и склонность к асоциальному поведению.
Наряду с ведущим, мы видим подавляемый архетип. В большинстве сфер, в данном случае, подавляемый архетип представляет фигуру Отца (фигура на последнем месте). Данный архетип несет мифологический мотив «управлять» и содержит такие характеристики как: стабильность, уравновешенность, ответственность, настойчивость, сильная воля, контроль и организация, покровительство, следование социальным правилам. Можно предположить, что у подростка наблюдается конфликт в отношениях с отцом, стремление уйти от опеки, контроля, что выражается в асоциальной направленности поведения.
Таким образом, была диагностирована неудовлетворенная потребность в спокойствии обусловленная бессилием и хаотичной активностью, посредством которой клиент находит самоутверждение, имея иллюзорные ожидания добиться успеха в межличностных отношениях.
Консультационный блок направлен на проработку проблем в межличностной сфере по технике четырех квадратов. Предлагается определить качество, которое, по мнению подростка, помогает, а также качество, которое мешает ему во взаимоотношениях с окружающими. Далее клиент выбирает из фигурного ряда, соответствующую данному качеству фигуру. Устанавливается беседа, в ходе которой предлагается относительно каждой выбранной фигуры описать образ фигуры, отношение к цвету, какие чувства вызывает данная архетипическая композиция. Завершение техники осуществляется вопросом о том, могут ли в одной личности актуализироваться различные ролевые архетипы. В таблице 4 представлены этапы и процедура техники четырех квадратов.
Обозначенные клиентом характеристики, а также соответствующие им фигуры, выбранные клиентом в процессе консультации, представлены на рисунке 3.
Заметим, что и в консультационном блоке ведущее место по прежнему занимает ролевой архетип Трикстера, при этом он выбран клиентом как соответствующий его положительному качеству, которое помогает ему в межличностных отношениях – «открытость» и характеризуется клиентом как «открытый» «веселый, дружелюбный, такой добивается успеха, мимо него не пройдешь, он вызывает интерес».
Наряду с этим подросток осознает «задиристость» как черту, которая мешает ему в межличностном взаимодействии. Был выбран соответствующий данному качеству ролевой архетип Героя, который характеризуется активностью, своенравием и упрямством. Фигура символично ставится испытуемым на красный цвет, что в данном случае, связанно с перевозбуждением и эмоциональным истощением.
В то же время подросток определяет противоположное «задиристости» качество – «самоуверенность», выбирает соответствующую по его мнению фигуру – Отца, характеризуя его как «всегда уверен, добивается успеха, солидный, друзей не бросает первым в драку полезет» мы видим, что данная модель поведения свойственна самому подростку, т.к. он добивается успеха в межличностных отношениях демонстративным поведением, вовлечение в драки ради забавы, компульсивно утверждая себя.
Заметим что противоположное «открытости», клиент называет качество «закрытость» и выбирает ролевой архетип Ведьмы, характеризуя фигуру как «грустный, печальный, у такого нет друзей, он плохой, унылый, поникший, такие не живут». В данном случае не принимается собственная потребность в уединении (синий), при этом имеют место депрессивные переживания вплоть до суицидальных тенденций.
В результате консультационной работы с использованием ролевых проявлений архетипов в качестве проективной техники, подросток пришел к осознанию и принятию свойственных ему деструктивных тенденций, которые при условии дальнейшего психологического сопровождения могут быть преодолены.
Литература
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Под ред. А.М. Матюшкина / Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. - 368 с.
2. Зарубко Е. Ю. Архетипы в обыденном сознании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010. № 27. С. 37-43.
3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику. Пятое изд. доп. М.: Академия, 2008. 288 с.
4. Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия: дис. д-ра филос. наук; НовГУ им. Я. Мудрого, Великий Новгород, 2010. 451 с.
5. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. Психологии / сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009. 290 с.
6. Паньшина Л.В. Подходы к коррекции девиантного поведения подростков в аспекте психологических теорий // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 35-39.
7. Паньшина Л.В., Перевозкина Ю.М. Имажинативно-ролевые импазиты как детерминанты негативных паттернов поведения // Философия образования, Новосибирск: НГПУ. 2015. № 4. С. 45-53.
8. Перевозкина Ю.М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал, Новосибирск: НГПУ. 2015. № 6. С. 173-177.
9. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007. 303 с.
10. Neville, B. The charm of Hermes: Hillman, Lyotard and the post-modern condition. Journal of Analytical Psychology. July 1992. No. 37(3), 337-353.
11. Ryan, M. L. Beyond myth and metaphor: The case of narrative in digital media. Game Studies. The International Journal of Computer Game Research. July, 2001. no 1(1). Retrieved from http://www.gamestudies.org/0101/ryan/ (accessed 04.04.2016).
12. Savett, S.M. Games as theater for soul: an archetypal psychology perspective of virtual games: Doctoral dissertation; Pacifica Graduate Institute 2014. Retrieved from ProQuest Dissertation and Theses Global (3686802). Available at: http://www.proquest.com/products-services/dissertations/ (accessed 08.09.2015).